Пермогорская роспись по дереву: история промысла

Роспись
Содержание
  1. Пермогорская роспись
  2. Традиционные элементы пермогорской росписи
  3. Подготовка материала к росписи
  4. Последовательность росписи прялки
  5. Елецкое кружево
  6. Процесс изготовления кружева
  7. Способы плетения нитей в кружеве
  8. Как плести цветок
  9. Вышивка золотом
  10. Виды вышивки золотом
  11. Цветовая гамма
  12. Предметы
  13. Видео: Торжокское золотое шитье
  14. Краткая история пермогорской росписи
  15. Известные мастера
  16. Ракульская роспись
  17. Козули
  18. Элементы пермогорской росписи
  19. Палитра мастера
  20. Пермогорские ленточки-бордюры
  21. Прялка
  22. Округлые листья, ягодки
  23. Трехлопастный цветок
  24. Тюльпановидныи цветок
  25. Пермогорские птицы-петушки
  26. Птица Сирин — птица счастья, птица-дева, птица-оберег!
  27. Жанровые сценки «пряхи» или «посиделки» и «чаепитие»
  28. Композиция в полосе и квадрате, композиция в круге
  29. Жанровые сцены и узоры
  30. Образ коня в пермогорской росписи
  31. Сцены охоты
  32. Абашевская игрушка
  33. Особенности и описание техники

Пермогорская роспись

Колесо вращающееся Пермогорск
Как красили прялку

Пермогорская прялка имеет: большую лопасть с несколькими шариками вверху и двумя внизу, высокую ножку и основание. В процессе росписи на всех его частях были нанесены узоры. На лезвиях изображена сирийская птица в ветвях дерева. Он традиционно был заключен в круги и располагался в центре дерева. В нижней части расписана композиция в стиле катания на санках или чаепития.

В росписи используются следующие цвета:

  • желтый;
  • зеленый;
  • красный;
  • очень редко синий.

Традиционные элементы пермогорской росписи

Ленты. Такие мотивы делаются как отдельное украшение и используются в качестве обрамления композиции. Компоненты этих границ:

  • треугольники;
  • ромбы;
  • арки;
  • капли.

Комбинация элементов и цветов — на усмотрение художника.

Птица

Птица «Сирино»

Углы. Именно этим углам пермогорские мастера уделяли наибольшее внимание. Растительные мотивы расписаны мелкими деталями. Традиционными были: листья, ягоды, огурцы.

Как нарисовать клевер

он был написан как симметричным, так и асимметричным. Центр изображался желтым или зеленым цветом.

Как нарисовать птицу Сирин

Главный индивидуальный элемент. Наличие такого узора на изделии дает представление о приключениях картины. Популярность изображения объясняется верой в то, что он является талисманом и приносит счастье. Сразу же прорисовываются гибкие побеги, на них трехпалые изогнутые листья и цветки с острыми концами, ягоды. В центре изображена Сирин-прица с женским лицом. Птичка обрамлена по кругу одним из видов лент.

Как пишутся жанровые композиции

Сцены из жизни традиционны в рисунках пермогорской росписи. Например, чаепитие, прогулки на лошадях, свадьбы и т.д. Мастера, как правило, изображали окружающую жизнь.

Подготовка материала к росписи

Обычно берут изделия из березы и липы. Готовые вещи обрабатываются мелкой наждачной бумагой. Далее берем клей ПВА на пять частей воды, хорошо перемешиваем и загрунтовываем поверхность. С помощью ножа, циркуля и кальки выполняются очертания рисунка. Они повторяются в черном цвете и применяется другая цветовая гамма. В работе использована только гуашь. Высохший материал покрывается лаком.

Последовательность росписи прялки

Сначала нанесли грунтовку (мел с клеем), потом покрыли известью, нанесли контуры рисунка ножом и циркулем, раскрасили и сверху пером или сорокой сделали контур черным краска, олифа.
Прялка с пермогорской росписью. Александр Ильин CC BY-SA 4.0

Пермогорская роспись графического типа, так как первоначальный рисунок рисуется с контуром, затем на него накладываются цвета.

Основным цветом был красный, затем зеленый и желтый. Иногда использовали синий кобальт, немного «золота». В предыдущих образцах цвета были приглушены, желтый был ближе к охре, красный — к темно-вишневому или терракотовому, тускло-зеленому. В более поздних образцах мы видим белый фон, яркие цвета.

По воспоминаниям дочери мастера А.Л. Мишарина

Елецкое кружево

Этот вид вышивки пришел к нам из холодных северных просторов России. Отличается необычайно легким фасоном и удивительно нежными узорами. Основные типы изображений разработаны в тематике природы заснеженной местности. Мотивы в виде цветов, снежинок заключены в некую геометрическую фигуру. Такое кружево шили на скатерти, наволочки, покрывала, накидки, шарфы.

Процесс изготовления кружева

Нитки наматываются на небольшие мотки. При этом они перемещаются в необходимом порядке. Катушки держите обеими руками снизу, но не касаясь проводов.

Вся работа построена по двум методикам:

  • Правую катушку перекидывают пальцем руки на левую — это называется «переплетение».
  • передвинуть левую и правую катушки необходимо так, чтобы правая проходила под левой — это называется «плетением».

Способы плетения нитей в кружеве

Есть всего три способа:

  • спаренный;
  • числовой;
  • связь.

Числовой. Легкий способ работы. Для его выполнения подсчитываются потоки. Чтобы сделать елецкое кружево только этим методом, никаких повторяющихся рисунков или движений не требуется. Фон и узор сотканы вместе.

Соответствует. Этот способ плетения считается самым сложным. Здесь используется много катушек. Процесс основан на сквозной работе. Фон и узор плетутся одновременно.

Связь. Особенность этого метода — сплошная полоса с орнаментом. Фигуры с фоном связаны крючком.

Как плести цветок

Для создания понадобятся обычные нитки и специальный инструмент. Работа выполнена нитью №30 с увеличенным водяным знаком. Расстояние в зернах между проколами снаружи должно быть 5 миллиметров, внутри — меньше 2 миллиметров.
В середине цветка розетка состоит из салфеток, ресниц и паучка. Если хотите маленький цветок, хватит 8 витков. Для большего размера соответственно катушек должно быть больше. Для создания лепестков нужно ограничить внешнюю сторону паутины одной парой. Плетем нитью и ставим водяной знак. Остальные дробные пары составляют сетку.

После этого бегущая пара плетется плеткой, которая располагается на большом круге, и возвращается к лепестку. Затем вам нужно соединить каждую беговую пару с плеткой, которая будет расположена рядом с центральным кругом. Если в центре нет плети, можно сделать повторные или последнюю пару сплести нитью.

Вышивка золотом

Золотое шитье Торжка
Рыбалка берет свое начало в северной части страны. И сегодня, побывав в Торжке, золотое шитье можно увидеть во многих домах. Вышивание нитками из драгоценных металлов считается в этом регионе большим делом.

Это самый красивый вид вышивки. Первоначально этот прием использовался для украшения преимущественно церковных предметов. Золотое шитье считается сложным видом вышивки. Сегодня метод шитья возвращается. Поэтому методы казни стали проще. Золотое шитье Торжка известно во всем мире. Их учили так работать несколько лет.

Виды вышивки золотом

  1. Китайское золотое шитье.
  2. Вышивка с полом.
  3. Атласная строчка через вышивку.
  4. Плоская вышивка.
  5. Вышивка канителью.
  6. Китайское шитье.

Китайское шитье

Китайское золотое шитье охватывает все виды вышивки золотой нитью. В процессе шитья не нужно много драгоценного металла. Потому что все нитки полностью остаются на лицевой стороне. Они не идут назад.

Вышивка сплошным стежком

В этом случае все части изображения вышиваются гладью. Они полностью покрывают ткань. В идеале золотое шитье должно иметь одинаковые стежки. Обшарпанная сторона не исключение.

Вышивка нитками

Вышивка нитками

Самая легкая золотая вышивка. Если вы решили вышить пол, используйте мягкие золотые нити. Что касается настила, то его укладывают проволокой параллельно, рядами. Нити не должны проходить сквозь ткань. Просто зашнуруйте сверху. Рисунок получится немного выпуклым и объемным.

Золотые волокна можно прикрепить разными типами ниток. Раньше использовался шелк, но сейчас мастера работают с хлопком.

Если при шитье золотая нить плотно проходит сквозь ткань, то ее необходимо смазать воском. Это значительно упростит работу. Все эти виды шитья золотыми нитками придадут одежде или другим изделиям неописуемой красоты. В городе Торжок в музее есть золотое шитье. Невероятные предметы интерьера и одежда поражают своей красотой.

Цветовая гамма

В цветовой гамме преобладает белый фон и красный основной мотив. Желтый и зеленый — это сопутствующие цвета. Тонкий черный контур имеет большое значение.

Мастера используют оттенки кобальта и золота. В ранних работах живопись Пермогорска включала орнаменты, выполненные желтой охрой, темно-бордовым и несколько приглушенно-зеленым.

Предметы

Круг расписных предметов в Пермогорье большой: деревянные тарелки и береста, люльки, прялки, хлебные корзины, тарелки, туэсы, долины, посохи, кувшины, чашки, зверобой, ведра, набирухи, шкатулки, сундуки, сундуки, подголовники и др даже санки, тележки, захваты и рамы. В первую очередь красили прялки.

Видео: Торжокское золотое шитье

Краткая история пермогорской росписи

Среди художников, работавших во второй половине XIX века, вспоминаются самые искусные мастера: Яков Иванович Ярыгин, его брат Максим Иванович и Андрей Игнатьевич Хрипунов. К сожалению, о художниках старшего поколения информации нет.
В последние два десятилетия XIX века начался упадок пермогорской живописи. Лишь немногие работы сохранили древнее мастерство, виртуозность первого рисунка и живость импровизации, красоту и богатство цвета. Лишь редкие мастера с большим природным талантом создавали в этот период вещи, которые можно было бы сравнить с работами, выполненными в предыдущие десятилетия.
Села Черепаново, Большой Березник, Грединская имеют общее название — Мокрая Едома.

Экспедиции Загорского музея удалось установить имена всех мастеров последнего поколения. Это были потомственные семьи художников, картины которых отличались творческим стилем, хотя все они работали в рамках одной традиции.
Вот их имена: Василий Семенович Хвостов, Михаил Семенович Хвостов, Александр Семенович Хвостов, Василий Лукьянович Мишарин, Александр Лукьянович Мишарин, Александр Яковлевич Ярыгин, Федор Яковлевич Ярыгин.

В 30-е годы XX века картина в Влажном Эдоме (Пермогорье) окончательно вымерла.

Известные мастера

Известными мастерами, прославившими пермогорскую живопись на весь мир, являются династии Ярыгиных, Хрипуновых и Хвостовых.

Ракульская роспись

Это искусство зародилось недалеко от пермогорской росписи. Поэтому мотивы изображений в чем-то схожи.
Дошедшие до нашего времени расписные изделия имеют следующие модели:

  • верх — ветка с листьями;
  • половина — птица;
  • нижняя — тоже ветка.

Красочная роспись ракуля
Основные цвета ракульной росписи:

  • желтый;
  • золото;
  • красный;
  • коричневый;
  • белый;
  • зеленый;
  • чернить.

Ракульская отличается от Пермогорска крупными орнаментами.

Цыпленок Ракуль

Самый известный фрагмент этого вида традиционной северной живописи. Его характерная черта — яркий цвет и мягкие изгибы элементов.

Как нарисована птица

Сначала на одной линии рисуются клюв и голова, которая должна плавно входить в туловище. Особенностью такой конструкции является то, что голова необычайно мала по сравнению с телом. Далее делается очертание крыла и пишутся лапы, хвост и гребень.

Козули

Помимо других видов искусства, на севере зародился фантастический вид кулинарии — Козули. Они были выполнены как методом лепки, так и методом силуэта. Они были известны с незапамятных времен и считались церемониальными. Выпекались раз в год в пруду Святок.

Пряник силуэт

Пряник козий
Чаще всего их делали в виде животных. Для жителей севера это основное занятие. Раскатали тесто и вырезали желаемую форму. Считалось, что выпечка таких пряников приносит хозяйству удачу. Готовые изделия расписывались эмалью. Традиционно использовалось всего два цвета — белый и розовый. Они символизировали снег и северное сияние. Самые распространенные фигурки косули, которые можно увидеть сегодня, — это олень и птица.

Также существует несколько традиционных оттенков:

  • фигурки животных должны смотреть налево;
  • изображения людей создаются только лицом к лицу;
  • животные сделаны только в профиль;
  • у основания должна быть полоса (символ земли).

Имбирный пряник

Пряник козий
Они тоже пришли к нам с крайнего севера. Такие козы считались оберегами и приносили удачу, богатство, урожай и т.д. У каждого изделия было свое предназначение.

Как делают пряники

Грубое тесто замешивают с ржаной мукой, водой и солью. Далее приступаем к производству. Для этого сначала скатайте шарик, затем пухленькую колбаску, которая сделана в форме груши. Далее выполняем живот и мелкие детали: рожки, лапки, хвостик. Сырые помещают в холодное место на 24 часа. Затем их готовят до золотистого цвета. Готовые пряники необходимо несколько раз обмакнуть в кипяток. От этого фигуры становятся легкими, ровными и прочными.

Элементы пермогорской росписи

Палитра мастера

Студенты знакомятся с красками пермогорских мастеров, с понятиями: основной цвет, сопутствующий цвет и яркость, контур.
Практическая часть. Упражнение «Палитра мастера». Дети пробуют кистью нанести основной цвет, смешать основной цвет с сопутствующим желтым, смешать желтый и зеленый цвета, научиться рисовать тонкую живую черную линию — возрождение (можно, если нет тонкой кисти, сделать его металлической ручкой).

Пермогорские ленточки-бордюры

Некоторые предметы украшались только лентами-краями, иногда края как бы дополняли композицию, придуманную мастером.
В таблице показаны шаги по созданию цветных границ. Вот 6 видов:

  1. треугольники
  2. скобки,
  3. лента,
  4. ромбы
  5. душ с каплей,
  6. душ с точкой.

Все работы по бордюру можно разделить на 4 этапа:

  1. вся лента сделана желтым цветом,
  2. отдельные элементы выполнены в зеленом цвете,
  3. остальные элементы границы выполнены красным цветом,
  4. тонкая живая линия прорисовывает талию, очертание каймовых элементов.

Эта процедура нанесения красок наиболее эффективна.

Прялка

С детства с 6 до 8 лет девочка из крестьянской семьи стала готовить приданое на свадьбу: пряла нитки на прялке, а затем ткала ткань для полотенец, сорочек и сарафанов.
Мой отец строил прялку для маленьких детей. И жених подарил своей невесте красивую расписную прялку, и она гуляла по деревне на встречи, гордо надев ее, чтобы все могли увидеть эту красоту. Считалось: у кого самая красивая прялка, жених любит его больше всех.
Девушка пряла нитку на такой прялке, и вечер ей не показался долгим, а работа утомляла. И в знак взаимной любви она подарила мужу вышитый тканый пояс со словами: «Кого я люблю, тому отдаю».

Пермогорские прялки корневого типа с большим лопатообразным лезвием, оканчивающимся пятью-семью круглыми или конскими «маками», «городами» однотонной окраски. Внизу, на клинке, две «серьги» (на местном диалекте «чуски»), расположенные по обе стороны от массивной высокой ножки — «подступенка», переходящего в основание — «низ» прялка.

Роспись передней части клинка (клинка) разделена на две части. Верхняя часть — самая большая часть — всегда имеет традиционную фактуру: птица Сирин в ветвях дерева. Это дерево иногда трудно отличить по искусно переплетенным цветущим побегам, усеянным красными, зелеными, желтыми цветами и листьями. Но если присмотреться, можно увидеть, что его ветви, написанные пером (что позволяет отнести эту картину к графическим), начинают расти из стебля, иногда из небольшого треугольного «холма». Птица Сирин часто заключена в круг и находится в центре дерева или под ним.

Внизу прялки размещается уточная композиция с прокаткой, чаепитием, встречами и т.д.
Обрамление прялки и разделение ее на композиционные части (по вертикали) — клепки сделаны с окаймляющими полосами, что говорит о том, что расписные прялки заменили более архаичные скульптурные.
В росписи использованы любимые мастерами цвета: красный, зеленый, желтый, реже синий. В первых пермогорских росписях были красно-оранжевые, синие, охристые.

Округлые листья, ягодки

На рисунке изображены упражнения, которые выполняются карандашом без разделения: кусты разной формы, листья, клюква и клюква.
На рисунках 1-4 показано пошаговое построение цветных элементов.
В дальнейшем последовательность цветовых работ над элементами и композициями повторяется:

  • 1 этап — все работы выполнены желтой краской;
  • 2 этап — затем добавляем зелень;
  • 3 этап: нанести основной красный цвет;
  • 4 этап: проводится ревитализация, контурирование черной краской.

Движение руки легкое, живое. В нижнем ряду последовательная компиляция и исполнение простой композиции. Такой композицией дети могут украсить уголок альбома, в котором они будут заниматься на уроках по изучению пермогорской живописи.
Эти элементы являются неотъемлемой частью росписи любого предмета пермогорского мастера.

Трехлопастный цветок

Первые две строки таблицы позволяют узнать, как легко и плавно выполнять этот элемент. Обратите внимание, что существуют разные виды цветка, он может быть как симметричным, так и асимметричным. Сердцевина цветка может состоять из крупной капли желтого и зеленого цветов и куста такого же цвета.
Третий, четвертый и пятый ряды показывают пошаговую работу над тремя видами цветов.
Изучив этот элемент, рациональным будет выполнить композицию в полосе привычных элементов. Например, вы можете добавить книгу в закладки.

Тюльпановидныи цветок

Этот элемент самый сложный, детям следует постараться сохранить симметрию в изображении цветка. Им следует напомнить о значении слова «симметрия» (соизмеримость, единообразие в расположении деталей на противоположных сторонах).
Тюльпан состоит из нескольких элементов, включая листья и элемент цветка-трилистника и ягоды. Дети выполняют упражнения с карандашом. Затем они используют таблицу, копируют изображение нижнего ряда и получают сходство с рис. 4. Пошаговая работа с цветом показана на рис. 1-4.

Пермогорские птицы-петушки

В первых двух рядах — упражнения на выполнение петуха, курицы, птички. Образы разные, дети должны праздновать. Все линии очень плавные, мягкие, живые. На рис. 1-4 показано пошаговое выполнение элемента в цвете. Используя привычные элементы, уместно закрепить составить композицию в квадрате, то есть завершить панно (рисунок или орнамент, украшающий участок стены, потолок).

Птица Сирин — птица счастья, птица-дева, птица-оберег!

Слегка изогнутые листья-трилистники нанизаны на гибкие побеги: цветки с острыми кончиками и цветки тюльпановидной формы, в том числе округлые листочки и ягодные кусты…
В этот цветочный мотив вписывается птица счастья Сирин — птица с женским лицом (рис. 4).
В верхнем ряду таблицы приведены упражнения для дальнейшего изображения птицы Сирин. Как работать в цвете показано на рис. 1-4.
птицу уместно рисовать в разных направлениях, это очень сложный живописный элемент, который всегда присутствовал в росписи прялки.

Рекомендуется краткий рассказ о птице Сирин. Дети не должны путать северную птицу Сирин, считающуюся оберегом, птицу, несущую в дом добро, счастье, с легендарными девственными птицами, поющими сладкие мелодии, приглашая корабли к скалам.
Изучив этот элемент, желательно составить композицию по кругу, то есть птицу Сирин всегда обрамляли по кругу с одним из видов каймы.

Жанровые сценки «пряхи» или «посиделки» и «чаепитие»

Пермогорские мастера также включили в растительный мотив картины сюжеты из повседневной жизни (жанровые сцены): езда, отъезд, чаепитие, свадьбы и т.д.
Картины сюжетов всегда утвердительны, радостны — это праздник жизни: цветы, домашние животные (например, кошка — символ домашнего уюта). Эти изображения могут рассказать нам о текущей ситуации или роде занятий владельца. Мастер в своей картине изобразил жизнь вокруг себя, отразив некоторые яркие события этой жизни. На изделиях можно увидеть рыбалку, пароходы, сцены крестьянских трудов.

Лежи хорошо, не понимаю,
Горе мало
Чести и любви нельзя заслужить,
Не носите красную одежду.

Эта идея красной нитью проходит через все композиции мастеров.

Пусть дети придумают свои композиции для хлебницы, санок, детской кроватки и т.д.

Композиция в полосе и квадрате, композиция в круге

По этим таблицам можно проводить уроки рисования: сделать квадратную коробку и тарелку на уроках папье-маше, выполнить грунтовку «под дерево», покрасить эти изделия пермогорской краской. Также можно использовать трафареты ложек, совков, больших прялок из туеску и набирух бумаги и т.д.

Завершится изучение темы «Пермогорская живопись» яркой и содержательной выставкой детских работ «Пермогорская ярмарка», ведь она была в Пермогорье в конце XIX — начале XX века. Были веселые ярмарки, известные на всю провинцию, где со всех концов съезжались мастера, чтобы показать себя и увидеть других.

Жанровые сцены и узоры

Основа картины — растительный мотив. Изогнутые листья-трилистники с острыми кончиками и цветками в форме тюльпана.

На ветвях «древа жизни» пермогорские мастера жили чудесные птицы, среди которых были сиринские птицы и грифон в небесных кустах.Пейте чай. Фрагмент пермогорской прялки XIX века. Руководство по рукоделию России, CC BY-SA 3.0

Мотив Сирин был символом темных сил, и птица Гамаюн выступила против него на пермогорской росписи как хорошее начало
Фрагмент пермогорской прялки XIX века. Руководство по рукоделию России, CC BY-SA 3.0

В 19 веке в модели обычно включались жанровые сцены из крестьянской жизни. На коробках изображалась супружеская пара или единороги (мифическое существо, символизирующее целомудрие, в широком смысле духовная чистота и стремление), иногда львы, охотники, ткачи, прядильщики, сцены чаепития, посиделки.

Образ коня в пермогорской росписи

Часто среди растительного орнамента встречаются лошади, прикрепленные к повозке, саням или плугу, всадник на коне или отдельная лошадь. Хорошо видна разница между изображением лошади в ранний и поздний периоды развития живописи.

В конце 18 — начале 19 веков изображались изящные белые, иногда черные или коричневые лошади с изящными стройными ногами. Чаще всего лошадь рисовали сплошной и уверенной черной линией на белом фоне, грива и хвост окрашивались в черный цвет.


Верхом. Фрагмент пермогорской прялки XIX века. Руководство по рукоделию России, CC BY-SA 3.0

На изделиях конца 19 века изображение уже далеко от совершенства, больше похоже на детский рисунок: лошадь в виде черного или красного пятна, длинное овальное туловище, короткие ноги.

Сцены охоты

Даже на ранних пермогорских росписях олень часто изображался в сценах охоты, сбора ягод и катания на санях. Среди растительных орнаментов можно увидеть кабана, лису, собаку.

Абашевская игрушка

Это свистульки в форме животных с потрясающим видом. Это умение зародилось в северных регионах России. Главное отличие — необычная форма и яркая роспись.

Разновидности абашевских игрушек
Например, у животных ноги неизмеримо малы или вообще есть лишь намек на конечности в виде небольших бугорков, шея удлиненная. Часто по форме разные животные похожи друг на друга. Также отличительной особенностью игрушки можно назвать лепнину. У живых существ на груди пуговицы, у барышень — драгоценности.

К традиционным относятся:

  • наездник;
  • скучать;
  • животные.

При производстве игрушек Абашево предпочтение отдается пластике деталей изделия, второстепенное место занимает роспись. Раскрашена в яркие цвета. Особых сочетаний и традиционных оттенков нет.

Ремесленники северного края всегда отличались необычным мастерством и удивительной техникой. Прекрасные ремесла — это частичка всего богатства российской глубинки.

Особенности и описание техники

Искусствоведы обязательно увидят отсылки к миниатюрам старинных русских книг в полотне, фактуре и техническим характеристикам пермогорской росписи по дереву. Они также имеют отношение к иконографии. Это хорошо видно на расписных прялках, главных артефактах, представленных пермогорской росписью по дереву.

Фактуры для оформления деревянных конструкций часто воспроизводят два популярных варианта:Медальон с изображением птицы Сирин на фоне райских кустов. Или многие из этих птиц, расположенных возле символического Древа Жизни. В нижней части работы изображены сцены катания на санях и свадебные церемонии.

Ранние работы включают мотивы с приходом купца.Супрядки. Девушки и женщины сидели под окнами за пряжей. В нижнем же кадре изображение той же свадебной церемонии. Супрядки ставили тему брака не только в творчестве Пермогорска — художники заметили эту насыщенную событиями связь в жизни.

предметы-быта
В Пермогорье не только расписывали прялки, но и старались украсить другие предметы быта по сложившейся традиции. Ведра, кувшины, тарелки, зверобой и миски были преобразованы под умелой рукой художника. Ведра и нищие приобрели изящный вид. Мастера раскачивали и большие формы: повозки и сани, луки и коромысла, ткачи и прядильные машины. Обычные предметы крестьянской жизни были превращены в ценные вещи путем творческого переосмысления.

Читайте также: Элементы петриковской росписи: мастер-класс для детей

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector