История
Это художественное направление известно с 19 века. Она возникла в поселениях на берегах реки Волосатка. Обычно это устройство называют ладожским промыслом.
В самом начале своей истории волховская живопись не отличалась той красочностью, которая впоследствии сделала ее узнаваемой. Славу ему принесла прядильная фабрика, которая первоначально была украшена скульптурами. Это был трудоемкий процесс, который по мере совершенствования открывал все более красочные возможности.
Фактически, прялка — это первый и наиболее изученный тип расписного волховского произведения искусства. Они были разделены на две разновидности: «позолоченные» и «раскрашенные».
Волховские прядильщики:
- «Позолоченные прялки» отличались стилистическим единством. На передней части предмета был изображен большой цветок, обрамленный с трех сторон полосой с именем владельца прялки. Штрих использован плоско, но цветовая композиция делает цветок пышным и выпуклым. «Позолоченные» цветы элегантны и праздничны. На них изображена символика стихий, а также цветочные и животные мотивы.
- «Нарисованный» — не имеют золотой рамки и надписей. Но многие «крашеные яйца» отличались фигурными ножками, замысловато изогнутыми сережками и очень живописными украшениями. Можно с почти абсолютной уверенностью сказать, что эти вихри предшествовали появлению «позолоты». А традиционные композиционные техники сохраняются в обоих видах лакированной посуды.
Позже мастера стали расписывать разделочные доски и другие деревянные изделия. Говоря о стилистических влияниях, нельзя не заметить, что в живописи Волкова многое взято из карельской живописи. Влияние петриковского мастерства, как ни удивительно, прослеживается и в картинах Волкова.
Современное развитие волховской росписи
В Государственном Русском музее хранится коллекция прялок, на основе которых был воссоздан один из ладожских промыслов. Точнее, воссоздал древнее направление не как ремесло, а как промышленное производство. Ранее в Волхове существовала небольшая мануфактура деревянных сосудов, а к концу 1960-х годов в Ленинградском объединении народных промыслов появился цех декоративной обработки дерева.
К 1990-м годам русское народное искусство было если не на грани забвения, то под большим риском исчезновения всякого интереса к нему. К счастью, этот период был недолгим, и сегодня народное искусство и ремесла вновь входят в моду, вызывая интерес как внутри страны, так и за ее пределами.
Например, в 2018 году научно-производственный холдинг «Аксорциум» совместно с многочисленными партнерами в сфере искусства организовал масштабное научное исследование. Благодаря этому проекту были реконструированы изделия и традиционные орнаменты волчинской росписи по дереву, систематизировано и завершено полное описание элементов ремесла, типов композиции, возможностей орнаментации, цветовых и стилистических особенностей.
А уже в 2019 году в Волхове, на родине промысла, было создано предприятие, которое называется «Волховская роспись». Продукция, производимая предприятием, документирована как народное искусство и ремесла. Такое событие — явление в мире традиционного русского народного искусства.
Красивые, яркие, узнаваемые изделия и игрушки по-прежнему делаются вручную, но в мастерских не отдельных художников, а целого предприятия.
Волхов стал примером «регенерации» искусства, когда современные художники вкладывают ресурсы в древнюю форму искусства. Ручной труд никогда не приобретет огромных масштабов, большого рынка и высокой производительности. Но пример Волкова вызвал интерес общественности: журналисты, популярные блогеры и предприниматели уже обратили на него внимание. Хорошо, если на примере «Волховской росписи» обретут новое дыхание другие яркие, самобытные промыслы России.
Какие используются цвета
Первоначально мастера Волчина использовали в качестве краски технический углерод. Он был смешан со смолой лиственницы и прибрежной глиной. Этот сложный метод позже был заменен на рисование клеем на меловой основе. Волховская живопись отличается особым мазком: мазки краски предполагают переход цвета. С помощью кисти используется не один цвет, а несколько одновременно.
Какие цвета появляются в работах:
- оттенки красного и оранжевого;
- сорта фиолетового, сиреневого, лилового цвета;
- зеленый — от травянистого до глубокого темного;
- белый;
- синий и голубой;
- черный, темно-коричневый.
Конечно, это не художественное направление, лишенное цвета, просто обогащенное особой техникой цветового перехода. Хотя картина яркая и пестрая, в ней есть привлекательная мягкость и деликатность благодаря цветовым переходам.
Волховская роспись сегодня
Сегодня этот вид живописи продолжается в виде уже новых изделий, подчиненных текущей моде, ищущей в изделиях индивидуальность, оригинальность и тепло человеческих рук. Сегодня современные работы мастеров Волчина представляются на международных выставках, где сохраняется традиционный дизайн изделий. Но крашеные деревянные элементы по-прежнему нужны, интересны и очень полезны в интерьерах современных коттеджей, а иногда и в таун-хаусах. К ним относятся стеновые панели и мебель, кухонная утварь (солонки, ложки, подносы и т.д.).
Читайте также: Поделки из носков своими руками — подборка мастер-классов для начинающих с фото идеями
Черты барокко в Волховской росписи
К концу 19-го и началу 20-го века живопись приобретает черты барокко. Предметы декоративные и пушистые, потому что украшены специальной трехмерной техникой. Это не только вращающиеся колеса или доски для подносов. Есть даже мебель с закругленными ножками, серьги, шкатулки и пасхальные яйца.
Особенностью является узор из нарисованных цветов, не конкретных, но «очень красивых», не похожих на те, что растут на берегах Ладоги и Волхова. Изделия волховских мастеров украшались ими с незапамятных времен. Но волшебно красивыми, яркими на темном фоне листвы или теней, цветы становятся тогда, когда изделия стиля барокко проникают в Ладогу, где жостовская роспись использует именно такие цветы.