Жостовский поднос, история развития росписи и правила ее нанесения

Роспись

История жостовской росписи

История этой уникальной картины восходит к 1825 году, когда один из слуг графа Шереметева, Вишняков, работая на местной фабрике, освоил технологию лакирования изделий из металла и папье-маше. Затем он открыл собственную мастерскую в своей деревне. С тех пор и зародилось это народное ремесло. Но техника Жоста заимствует свои изобразительные мотивы из тагильской росписи. Он появился почти 100 лет назад и также использовался для украшения железных подносов.

Через пять лет производство распространилось на близлежащие деревни Троицкое, Осташково и Хлебниково. Постепенно оловянные подносы вытеснили другие виды ремесел.

В 1922 году в деревне Новоселец, также в Бытомском районе, была создана Новоселецкая рабочая артель. Она производила лакированные железные подносы. В 1924 году в деревне Жостово были созданы две артели: Жостовская трудовая артель и «Спецкустар». Через год там появился «Лакировочный цех», а в Троицке — артель «Свой труд». С 1928 года все эти функции объединились в одно предприятие.

На развитие и популярность расписных подносов из Житова повлияло удачное расположение села. Мастера могли продавать свои творения в Москве, реализуя свой товар без посредников. Они также покупали сырье для новых работ.

После отмены крепостного права многие ремесленники стали открывать собственные мастерские по производству оловянных подносов. Они были установлены непосредственно дома. Это ремесло стало настолько популярным, что вскоре была открыта школа по изготовлению оловянной посуды.

Первые годы становления СССР были трудными для жостовских мастеров. Советское искусство означало социалистический реализм, натурализм, отбрасывание современных идеалов. Эти образы нелегко совместить с традиционным направлением народных ремесел. Профессиональные художники пытались ввести в ремесло современную тематическую роспись и орнамент. Однако ремесленники смогли противостоять иностранным инновациям и сохранить традиционное направление, используя новые идеи для совершенствования своего ремесла.

После 1960-х годов вновь возник интерес к народному искусству. Образцы русских народных промыслов стали появляться на специализированных выставках, что вызвало повышенный интерес со стороны зарубежных энтузиастов. Эта популярность породила массовое производство недорогих сувениров. Этому мог противостоять только высокоразвитый профессионализм мастеров и продолжение традиций.

Особенностью жостовской росписи является то, что, несмотря на частый отход от первоначальной формы, она традиционно создается на кованом подносе. Перед нанесением рисунка сосуды тщательно шлифуются, после чего на поверхность наносятся слои каолина и сажи. Поднос шлифуется второй раз, а затем покрывается лаком в несколько слоев, каждый из которых также тщательно полируется. После завершения этой подготовки объект передается художнику для росписи. Художник работает над несколькими подносами одновременно.

Каноническая картина написана на черном фоне, ее композицию образуют несколько крупных полевых цветов в центре, а по краям — более мелкие. Художники умеют органично сочетать картину и форму самого подноса, так что создается впечатление глубины и размерности картины. Черный фон — не просто тень для ярких цветов, он обволакивает их и создает баланс тонов.

Жостовская роспись

Музей

Ручная роспись

Наносимые рисунки

Элементы жостовской росписи — это в основном декоративные цветы:

  • нежные клумбы луговых растений;
  • букеты с крупными головками;
  • цветочные каркасы из отдельных стеблей и бутонов;
  • цветы, разбросанные по полотну или скромно расположенные в одном углу.

В начале XX века подносы украшались изображениями:

  • три лошади;
  • катание детей на санках;
  • предметы для чаепития.

Гораздо реже встречаются сельские пейзажи, живописные диковинки в виде гор и водопадов, а также необычные готические замки.

Рисунки подбирались мастерами вручную на протяжении многих лет, поэтому в очаровательных картинках можно увидеть элементы других народных традиций, что делает этот вид искусства максимально уютным и каким-то особенно домашним.

Цветы

Жостовская роспись, с которой чаще всего встречаются подносы, украшена цветами. Чаще всего они имеют розы разной степени открытости, начиная с плотных бутонов и заканчивая открытыми или даже увядающими цветками.

Часто подносы украшают:

  • пышные маки;
  • декоративные тюльпаны;
  • строгие георгины;
  • элегантные пионы;
  • очаровательные анютины глазки;
  • изящные васильки;
  • крошечный ландыш;
  • нежные подснежники.

Этот относительно небольшой выбор не создает ощущения единичности, поскольку каждый художник видит эти цветы по-своему, передавая композиции свое настроение.

Подносы дополнительно украшены:

  • гроздья ягод;
  • фрукты;
  • овощи.

Прочие рисунки

Чуть менее любимы покупателями изображения птиц и домашних животных. Такие подносы окрашены:

  • павлины и петухи, иногда хвосты этих необычных птиц превращаются в целые цветочные ковры;
  • петухи, жаворонки, сойки, олени;
  • лошадей, оленей, медведей, кошек, тигров;
  • стилизованные изображения рыб в окружении водорослей.

Но эти последние творения встречаются крайне редко. Обычно они изготавливаются на заказ.

Рекламная вывеска Вешняковых

Рекламная вывеска
Над подносом работали как минимум три человека: кузнец, изготовивший форму, шпаклевщик, наносивший грунтовку, и художник, раскрасивший поднос. Той же грунтовкой покрасили работу после ее высыхания. Вначале хозяин и его семья работали на равных. Но по мере роста производства мастерская расширялась, появлялись наемные работники, а хозяин все больше становился предпринимателем, но всегда знал о тонкостях самого производства. Что рисует Жостов?
В 1870-х и 1880-х годах в Подмосковье было занято более двухсот сорока рабочих. Самыми крупными мастерскими были: в Жостове — О. Ф. Вишнякова, где работало пятьдесят девять человек, в том числе пятьдесят три наемных рабочих; Е. Ф. Беляева, где работал пятьдесят один человек, из них пятьдесят наемных рабочих; в Новосильцове — две мастерские Ефима Федоровича Цыганова, основанные в 1860 и 1871 годах, где работало сорок девять человек, из них сорок шесть наемных рабочих. Они зарабатывали соответственно двенадцать, двадцать и одиннадцать тысяч рублей в год. Что рисует Жостов?
Самые ранние жостовские подносы, доступные для исследования, датируются 1870-1880 гг. Клейма на обратной стороне подносов, обычно содержащие имя владельца фабрики и перечень наград, медалей за участие в крупных национальных и международных художественных и промышленных выставках, помогают определить время их изготовления и принадлежность к мастерским, в основном семьи Вишняк. Основным местом сбыта лотков была Москва, а через нее Нижний Новгород с его обширным Макарьевским рынком, юг России и Средняя Азия. Лучшие сорта были вывезены в Санкт-Петербург. Что рисует Жостов?
В 20 веке ведущим направлением в искусстве Жоста стал живописный декоративный букет. Помимо собственно росписи и окраски, жостовские мастера использовали и другие способы орнаментального украшения подносов. Широко распространен метод «выжигания», при котором на поверхность наносился яркий рисунок, напоминающий изображение черепахового панциря и известный в народе как «под червяка». На старых подносах наблюдается очень разнообразная «чистка». — боковой декор, где геометрические, цветочные узоры появляются индивидуально на каждой детали и являются своеобразным аккомпанементом к основному сюжету картины. Что рисует Жостов?
В 1920-х годах в Жостове, Новосильцеве и Троицке появилось несколько артелей, которые в 1928 году объединились в одну — «Металлический поднос» (с 1960 года — Жостовская фабрика декоративной росписи). Их формировали опытные мастера, которым суждено было внести большой вклад в возрождение подносной росписи и развитие местных художественных традиций в новых условиях. Что такое живопись?
Не совсем обычный путь в искусстве Жостово от К. В. Грибков. Декоративный художник, связанный со строгановской школой, он, пожалуй, единственный из жостовских живописцев, кто расписывал подносы не в духе традиционной народной импровизации, а по собственному предварительному рисунку. Что такое живопись?
Сегодня среди трехсот мастеров, работающих на Жостовской фабрике декоративной росписи, более ста девяноста. Несмотря на название «фабрика», промысел в своих творческих процессах сохраняет ценную особенность народного искусства — его рукотворный характер. Что такое живопись?
Долгое время формы для подносов прессовались на специальных прессах. Окрашивание и полировка некоторых форм были механизированы. Но из двадцати шести типичных для Жостова форм подносов художник выбирает ту, которая соответствует его замыслу, а если это уникальная работа, он поручает кузнецу выбить форму вручную.

Полтора века — относительно короткий срок для развития ремесла. Но за это время Шостово превратилось из центра ремесленничества в уникальный очаг русского народного искусства, а шостовский поднос стал предметом восхищения.

Признанные мастера жостовский росписи

Более 150 лет Жостово было центром деятельности многих выдающихся художников, каждый из которых внес что-то свое в стиль и традиции жостовской живописи. Афоня Вишняков, послушник Троице-Сергиевой лавры и последний из рода Вишняковых, считается первым известным художником Жостово. Работы Вишнякова, созданные им в почтенном возрасте в начале XX века, по исполнению и качеству композиции больше напоминали станковые натюрморты. Глядя на изящные красные тюльпаны, колосья и бабочек, знаток может найти сходство с фламандскими натюрмортами XVI-XVII веков.

Другим выдающимся мастером Жостского ремесла был К.В. Грибков. У него был свой подход к декоративной живописи. Создавая свои композиции, он не делил их на этапы, а для каждого элемента одновременно выполнял штриховку, набивку и лессировку. Он не использовал чертежи или обрамление. Его работы восхищали его последователей. Одна из его сохранившихся работ — корзина с цветами. Такая композиция букета необычна — на более современных подносах кажется, что мы смотрим на букет цветов сверху.

Еще одна плеяда художников представляет классическую школу жоховской живописи, и в их творчестве можно найти преемственность: И. С. Леонтьев, А. И. Лознов, D. S. и N. С. Клодов и П. С. Курзин.

Иван Степанович Леонтьев (1875-1945) считается продолжателем традиционной жостовской живописи. Сам он родился в Жостове и обучался в мастерских Вышинского. Его работы отличаются компактностью и натуралистичностью формы, в которых главную роль играет фон. Он изображал букеты в темных тонах, часто опираясь на цветной фон — темный или светлый.

Работы другого выдающегося художника — Дмитрия Степановича Кледова — характеризуются той же строгостью и реализмом. Он отличался от работ Леонтьева большей свободой в расположении цветов на подносе, предпочитая компактную композицию букету «в беспорядке». В его живописи было много воздуха, и это отличало стиль Кледова от его коллег.

Особенности росписи

Жостовская роспись (фотографии с изображениями различных сосудов помогут лучше рассмотреть традиционный орнамент) остается семейным делом. Часто родители начинают обучать своих детей в раннем возрасте. Они часто сами практикуют это искусство. Молодые мастера учатся несколько лет, и только в зрелом возрасте им становятся доступны все секреты создания традиционных узоров. Позже профессионалы становятся наставниками для молодого поколения.

Живопись в Жостове. Картины, элементы картин, фотографии
Подносы в Жостове расписываются только вручную и беличьими кистями.

Основные принципы создания чертежей:

  • Процесс должен выполняться исключительно вручную. На изделии не должно быть станковой живописи.
  • Используются большие наборы кистей художника. Щетина должна быть беличьей. Другие кисти наносят менее аккуратные и плавные мазки.
  • Картина выполнена масляными красками. Разбавьте его льняным маслом. Масло придает краске мягкую текстуру, благодаря чему она ложится на поверхность равномерно, без разводов.

Еще одна особенность — нанесение мазков слоями в определенном порядке. Сначала мастер окрашивает предмет в черный цвет. Затем он рисует цветочные мотивы, сочетая светлые и пастельные тона. Это техника, которая создает красивый, контрастный и привлекающий внимание узор.

Художники используют традиционные композиции для украшения посуды:

  • букет диких цветов;
  • букет крупных цветов;
  • разбросанные цветы;
  • венки из мелких цветов (используются для украшения круглых и овальных подносов);
  • 3 больших цветка в центре изделия;
  • веточку цветов в углу;
  • цветочная рамка.

По окончании работы мастер дарит работе пронумерованную табличку и оставляет автограф в углу картины. Эти элементы свидетельствуют о подлинности картины. Красивые цветочные композиции превращают обычный черный поднос в произведение искусства.

Разрисовка краев

Рамки состоят из силуэтов лепестков и листьев, маленьких цветов, геометрических фигур и пересекающихся линий. Они могут быть расположены в одной плоскости или представлять собой несколько уровней, расположенных друг над другом.

Для таких украшений чаще всего используются оттенки золота, серебра, бронзы и вишни.

Жостовская роспись по-прежнему готова дарить очарование старинного рукоделия своим поклонникам. Помимо традиционных подносов, фабрика производит расписные рамы для зеркал, плантаторы, лейки, табуреты, разделочные доски и другие вещи, совершенно необходимые для сельского хозяйства.

Вытягивание края подноса

Потяните за край лотка.
Отжиг, обезжиривание, грунтовка, нанесение черной эмали в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, ручная зачистка каждого слоя эмали наждачной бумагой. Что такое жостовская роспись?
Жостовские мастера пишут масляными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи щетки. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап называется покраской, а второй — выпрямлением.

Читайте также: Жостовский поднос поэтапно: рисунок 5 класс, рисование детям, для начинающих, презентация, картинки, роспись

Первый этап жостовской росписи — замалёвка

Первая часть жостовской росписи - это масляная.
На этапе росписи художник наносит композицию широкой кистью на рабочую поверхность подноса. Роспись выполняется одновременно на нескольких подносах плотными, слегка обесцвеченными красками без предварительного рисования. При создании букета художник вращает поднос на коленях, как бы расчесывая нужный участок на его поверхности. Пятно высушивается в сушилке в течение двенадцати часов при указанной температуре. Что такое

Создание подноса

В течение многих десятилетий технология изготовления подноса оттачивалась. Существует ручной труд (метод ковки) и автоматизированный труд (метод штамповки).

Метод ковки

Кованые подносы создаются по древней традиции мастерства. Нельзя сказать, что современные кузнецы не участвуют в таком производстве: их стало немного меньше, так как технологии позволили оптимизировать производство, но спрос на ручную работу по-прежнему существует.жостово

Используя ручные ножницы, мастер вырезает скобу из нескольких металлических листов. Затем заготовка поступает на наковальню, где ее пробивают и растягивают. Край лотка прокатывается мастером и превращается там в проволочную заготовку, после чего край сглаживается молотком на наковальне.

Кованый поднос, произведенный на фабрике, пронумерован и сертифицирован. Они упакованы в фирменную коробку (также ручной работы) и подарочные пакеты.

Ковка — сложная и трудоемкая работа, но, как и всякая ручная работа, она имеет особую ценность. И в финансовом плане тоже. Это, пожалуй, единственный «недостаток» данной технологии.

Метод штамповки

Производство части сегмента продукции на заводе сегодня механизировано. И это не умаляет достоинств изделия, оно по-прежнему само по себе является образцом, но также символизирует, как органично могут сосуществовать технический прогресс и народное ремесло.жостово

Технология тиснения:

  1. Мастер вырезает заготовку нужного размера из железного листа.
  2. С помощью пресса заготовке придается форма по выбору — овальная или круглая, прямоугольная, восьмиугольная или в форме гитары (у мастера есть выбор из 32 форм, остальные можно сделать только ручной ковкой, а это десятки форм).
  3. Затем следует обезжиривание, шпатлевка и шлифовка, в результате чего лоток приобретает идеально гладкую поверхность.

Цвета росписи

Несмотря на то, что при упоминании о жостской росписи воображение в первую очередь рисует черный фон и цветы на нем, жостские подносы покрывались не только черным лаком. Популярные оттенки включают:

  • слоновая кость;
  • бирюзовый;
  • красный;
  • желтый;
  • коричневый;
  • золото;
  • янтарь.

Еще во второй половине 20 века каждая студия варила лак по своему уникальному рецепту, выведя идеальную формулу. Если лак был недостаточно качественным, поднос со временем темнел или трескался.

Для живописи использовались масляные краски, и каждый художник сам определял тональность произведения. Одни выбирали более холодные, приглушенные тона, а другие окрашивали цветы в огненные оттенки красного и желтого.

Крой формы подноса

Форма лотка
Кованые подносы создаются методом ручной ковки в традициях древнего ремесла: форма и размер подноса зависят от творческой вариации ковача. Скоба из 3-5 металлических листов разрезается ножницами вручную.

Элементы и узоры жостовской росписи

детали жостовской росписи

Чаще всего жостовские художники создают простые цветочные композиции в виде букетов. Образ формируют гармонично сочетающиеся мелкие цветы и крупные эффектные соцветия, нераскрывшиеся бутоны и зеленые листья.

Популярные цветы включают розы, астры, пионы, тюльпаны и георгины, дополненные нежными листьями, бутонами и стеблями с небольшими ответвлениями. Помимо садовых композиций, художники часто изображают скромные фиалки, прелестные ландыши, трогательные анютины глазки или альпинарии.

Помимо традиционных лилий, бессмертников, тимьянов и маргариток, художники также любили изображать прекрасные цветы, которых совершенно нет в природе. Фрукты и ягоды дополняли особенно богатые букеты. Иногда в центре или на заднем плане могли быть изображены бабочки и птицы.

Жостовская роспись с живописным сюжетом

Помимо цветочных композиций, жостовские мастера иногда писали тематические картины. Среди них сцены из жизни обычных людей, различные пейзажи и роскошные пейзажные композиции. Популярный мотив — тройка лошадей в окружении цветов.

Главной особенностью живописи является импровизационный подход ко всем рисункам. Художникам не обязательно творить по строгим шаблонам и образам, следовать особым образцам или натуре. Учитывая невероятное разнообразие художественных техник, импровизационную основу и творческий подход, каждый рисунок является поистине особенным и уникальным.

Этапы художественной росписи

Последовательность покраски укоренилась в компании уже давно и остается практически неизменной. Мастера работают беличьими кистями и масляными красками. Состав разбавляется льняным маслом, а кисти традиционно промываются в скипидаре. Набор кистей у художника немаленький, поскольку каждая из них приспособлена для определенного мазка. Кисти — это как продолжение руки художника, поэтому каждый мастер подбирает кисти индивидуально.жостово

Многослойная роспись лотка Zhost:

  1. Живопись — основные элементы картины распределяются по поверхности дисперсной краской. Этот этап завершается сушкой.
  2. Штриховка — используя лессировочные краски, художник закрашивает более темные части цветов и листьев.
  3. Наслоение — непрозрачная густая краска используется для выделения светлых участков.
  4. Глазурь — может быть широкой и мягкой, мелкой и фракционной.
  5. Набросок — рисуются светлые контуры краев элементов.
  6. Связывание — заполнение промежутков между элементами.

Картина завершена! После того как изделие высохнет, оно попадает в руки мастера орнамента. Чтобы изделие выглядело законченным и гармоничным, его нужно украсить. Это означает украшение изделия цветочными узорами и геометрическими линиями, цветочными венками. Обрамление может быть неброским, подчеркивающим только раму, или роскошным и богатым, не менее ярким, чем сама картина.

Художник работает через импровизацию. Как и в других случаях, эскиз не переносится на поверхность окрашенного объекта. Это подчеркивает тот факт, что данное ремесло требует от художника высокого профессионализма.

Все этапы покраски, от грунтовки до декорирования обода, демонстрируются в этом видео.

Материалы и инструменты

Материалы, используемые для создания этих высокохудожественных творений, включают:

  • наборы беличьих кистей;
  • масляные краски;
  • Льняное масло (для разбавления сухих красителей).

Конечно, без основ не обойтись. В настоящее время, помимо подносов, расписывают предметы из стекла, дерева и керамики.

Вычерчивание формы подноса с помощью трафарета

Обведение формы подноса с помощью трафарета
При изготовлении стандартных лотков металлические листы разрезаются по определенному размеру. Поднос вырезается и растягивается по форме с помощью комбинированного пресса и формы. Затем противень обшивается досками, т.е. края завальцовываются.

Подготовка к росписи

Подготовка — это трудоемкий процесс, который включает в себя несколько манипуляций.жостово

Процесс подготовки проходит поэтапно:

  • Отжиг — термическая обработка, при которой изделие нагревается до соответствующей температуры, а затем медленно охлаждается;
  • Обезжиривание — поверхность очищается от жира и других загрязнений
  • грунтовка — обеспечивает защиту от коррозии;
  • Нанесение эмали — два-три слоя эмали с последующей сушкой слоя и шлифовкой.

жостово

Когда все этапы завершены, мастер может приступать к работе. Только на такой тщательно подготовленной поверхности картина будет идеальной.

Выравнивание формы подноса

Выравнивание формы лотка
С помощью молота и наковальни форму выбивают молотком и растягивают. Край подноса прокатывается с проложенной в него для прочности проволокой, затем край сглаживается на наковальне с помощью молотка.

Виды изображений

Цветочные композиции — частый выбор жостовских художников. Картина гармонична, в ней сочетаются мелкие цветы и крупные соцветия, нераскрывшиеся бутоны и листья. Самые популярные «герои» картины — розы, астры, а также пионы, тюльпаны, георгины. Но не только садовые композиции присутствуют на картине, здесь есть скромные фиалки и прекрасные ландыши, кориандр, анютины глазки.жостово

Также в мотивах картин присутствует экзотический цветок, а точнее, фантастический, нереальный цветок, который нигде не встречается в природе. Цветочные композиции дополняют ягоды и фрукты, бабочки и птицы. Пушечные картины в жостовской росписи встречались реже, но определенно украшали работы местных художников. Бытовые сцены, пейзажи и детализированные ландшафты были очевидным достоянием ремесла.

Импровизация — главная особенность живописи.

Импровизация — главная особенность живописи. Это самый сложный, но и самый ценный аспект ремесла. В живописи нет особых образцов и примеров, как нет образцов и естественности. Жостовские художники могли и могут похвастаться широким диапазоном художественных приемов, впечатляющей импровизационной базой и желанием придать своим произведениям уникальный характер. За почти 200 лет были созданы миллионы подносов, и нет двух абсолютно одинаковых.

Стиль жостовской росписи

Считается, что жостовская роспись была создана во второй половине 19 века. Техника росписи в несколько слоев была заимствована из лаковых миниатюр, и изображения цветов постепенно становились более реалистичными и трехмерными. Контраст между яркими лепестками и глянцевой и гладкой черной поверхностью стал главной «достопримечательностью» жостовского мастерства.

Художники черпали вдохновение в цветах полей и садов, окружавших их. Они рисовали на подносах розы, тюльпаны, маргаритки и анютины глазки. Композиция была дополнена россыпью мелких бутонов, травы, веточек и листьев. Часто букеты повторяли или обыгрывали форму самого предмета, будь то поднос или другое изделие. Иногда традиционные цветочные композиции разбавлялись фруктами, ягодами или сказочными птицами с разноцветным оперением. Почти неизменно доски украшались золотым орнаментом — фантазия жостских мастеров не знала границ, придумывая все новые и новые цветочные узоры. В мастерских также изготавливали подносы, фон которых мог быть красным, желтым, белым.

Если это были не типичные цветочные мотивы, а тематические картины, то художники часто использовали в качестве вдохновения традиционные сцены из русской народной жизни: послеобеденный чай, тройка лошадей, события из крестьянской жизни. Такие картины покрывали всю поверхность, фон мог быть темно- или светло-коричневым.

Техника выполнения

Классическая живопись подразумевает использование черного фона. Подносы имели самые разные формы, от стандартных прямоугольных до сложных комбинаций. Процесс создания будущего шедевра состоит из нескольких этапов. Давайте рассмотрим каждый из них подробнее.

Грунтовка

Первый шаг — грунтовка. Поверхность лотка обрабатывается шпаклевкой. Затем мастер полирует изделие. Именно на этом этапе художник принимает решение о цвете холста, который впоследствии не может быть изменен.

Замаленок

Это основа будущего узора. Используя разбавленные краски, художник выстраивает силуэты элементов композиции, которые должны стать частью картины. На этом этапе нет места для импровизации, все происходит по древней технологии. Основа будущего узора создается по заранее продуманной схеме.
Вернуться к оглавлению

Тенежка

Добавляет реалистичности полупрозрачной композиции. Появляются четкие тени, полутона и блики. Цветы выглядят более полными, листья и стебли выглядят более естественно.

Прокладка

Самый важный этап в создании сочинения. Аранжировка помогает придать букету максимальную правдоподобность, характерную для жостовской росписи. Именно эта реалистичность отличает это ремесло от других народных.

Главная задача художника — конкретизировать детали и подчеркнуть определенные части композиции. Мастер создает контраст или выравнивает орнамент за счет плавных переходов.

Бликовка

Объемный характер картины достигается за счет использования бликов. Это создает впечатление, что букет цветов был выставлен на солнце. Кажется, что он искрится и сияет изнутри. На этом этапе композиция «заряжается» настроением и приобретает неповторимый аромат.

Чертежка

Один из самых интересных этапов в процессе рисования. Используя кисть и минимальное количество краски, художник сосредотачивается на деталях, прорисовывая каждый элемент композиции, делая ее более естественной.

Семена появляются на ягодах, пестики и тычинки образуются в чашечке цветков. Листья и трава выглядят объемными и реалистичными благодаря использованию кружевных дополнений и других замысловатых штрихов.

Привязка

Последний этап — введение в фон комбинации цветов и растений. Для этого художник использует усики, травинки и множество декоративных элементов. Обстановка придает холсту больший объем, и композиция выглядит цельной и гармоничной.

Для того чтобы придать изделию законченный вид и сделать укладку полностью соответствующей принятым стандартам, мастера проводят окончательную «чистку». Они украшают борта подноса геометрическими линиями, цветочными орнаментами и венками из цветов.

Технология росписи

Процесс создания картины состоит из нескольких этапов:

  • На первом этапе поверхность обезжиривается и покрывается грунтовкой, которая обеспечивает высокую адгезию красок к основанию, предотвращая выцветание и скатывание.
  • После полного высыхания поверхности фон окрашивается.
  • Мастер делает набросок будущей картины на подготовленном «холсте» и наносит первые, самые крупные мазки.
  • Чтобы линии основного рисунка не расплывались, предмет помещают в духовку для просушки и оставляют примерно на 12-20 часов.
  • После охлаждения поверхности крупные яркие элементы прорисовываются более четко, накладываются тени и блики, что делает картину более выразительной и многомерной.
  • Яркие части растений выделены.
  • Четкие контурные линии рисуются для бликов, краев бутонов, кончиков листьев и ягод.
  • Семена, пестики и тычинки, крошечные цветы, созданные всего лишь кончиком кисти.
  • Промежутки между крупными элементами заполняются точками, маленькими бутонами, крошечными цветами, листьями и травами.

Завершающим этапом процесса покраски является обрамление. Обычно на этом этапе почти законченная работа передается другим мастерам, а главный художник, создавший удивительную красоту, переходит к новой работе.

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector