- Золотые чаши. Хохломская роспись
- Снежный фон и синие узоры.
- Палех
- Расписываем деревянную заготовку своими руками разными красками и учимся закреплять результат
- Гуашь
- Акварель
- Акриловые краски
- Масляные краски
- Анилиновые краски
- Темперные краски
- Особенности подготовки деревянной заготовки для росписи
- Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
- Техники переноса на дерево
- Три мира узоров. Мезенская роспись
- Виды народных промыслов
- Роспись
- Хохломская роспись по дереву
- Городецкая роспись по дереву
- Мезенская роспись по дереву
- Жостовская роспись по металлу
- Гжельская роспись по фарфору
- Игрушки
- Дымковская игрушка
- Абашевская игрушка
- Филимоновская игрушка
- Каргопольская игрушка
- Матрешка
- Кружевоплетение
- Вологодское кружево
- Елецкое кружево
- Вятское (кукарское) кружево
- Керамические изделия
- Резьба
- Металлические изделия
- Какие краски подходят для художественной росписи по дереву
- Гуашь
- Акварель
- Акриловые краски
- Масляные краски
- Анилиновые краски
- Темперные краски
- Элементы русской народной росписи
- «Здесь живут подносами». Жостовская роспись
- Пермогорская
- Урало-сибирская
- История происхождения и развития
- Основные сюжеты
- Советы по домашнему творчеству: как подготовить деревянную заготовку для росписи
- Последовательность работы
- Перевод и прорисовка
- Завершающие действия
- Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись
- Прикамская
- Палехская роспись на шкатулках
Золотые чаши. Хохломская роспись
Хохломская роспись происходит из Нижегородской области. Считается, что первыми украшать деревянные сосуды стали старообрядческие иконописцы, в середине 17 века. Их продукция продавалась в селе Хохлома, отсюда и название промысла.
Ремесленник начинал с битья баклуш, то есть изготовления деревянных брусков (баклуш) из липы, осины или березы. Из них изготавливали деревянные ложки и половники, чашки и солонки. Неокрашенные сосуды назывались холстом. Холст был загрунтован и высушен несколько раз, после чего был окрашен в желтый, красный и черный цвета.
Популярными мотивами были цветочные орнаменты, цветы, ягоды и кружевные ветви. Лесные птицы на хохломских изделиях напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, и они говорили: «Пролетала мимо дома Жар-птица, зацепила крылом чашу, и чаша стала золотой.
Предметы покрывались два или три раза оливковым маслом, оловянная или алюминиевая пудра втиралась в поверхность и сушилась в печи. Под воздействием тепла они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, как золото.
В начале XVIII века сосуды вывозили на Макарьевские ярмарки, куда со всей России съезжались продавцы и покупатели. Хохломские изделия были известны по всей стране. Начиная с XIX века, когда на Нижегородские ярмарки стали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали свои товары в Индии и Турции.
Снежный фон и синие узоры.
Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты, с 14 века. Местные мастера использовали его для создания «сосудов для аптекарских нужд», посуды и детских игрушек. Фабрики по производству фарфора появились в Гжели в начале 19 века. Первое предприятие было основано здесь в 1810 году купцом Павлом Куличковым. Первоначально фарфоровые сосуды расписывали в цвете, но в середине XIX века в Россию пришла мода на сине-белые голландские изразцы и китайский фарфор того же цвета. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.
Чтобы проверить качество фарфора перед росписью, изделия окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор был окрашен в ровный розовый цвет, были видны все трещины. Мастера покрасили кобальтовой краской — до обжига она выглядела черной. Используя специальные техники, работая только кистью и красками, художники создали более 20 оттенков синего цвета.
На картинах Гжели изображены пышные розы (их здесь называли «агаши»), зимние пейзажи и сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, жители деревни празднуют карнавал…. После росписи сосуды были покрыты глазурью и обожжены. Розовая посуда с черными узорами приобретает традиционный вид.
Палех
Расписываем деревянную заготовку своими руками разными красками и учимся закреплять результат
Если вы не знакомы с различными видами красок, возможно, вы захотите узнать больше о том, как их использовать при работе с деревом и какой эффект получится.
Совет: Если вы начинающий мастер по дереву, используйте более простые краски, а затем переходите к более дорогим краскам профессионального качества, когда освоите это ремесло.
Гуашь
Гуашь — это краски для удовольствия. Она идеально подходит для рисования простых мотивов, легко наносится, не трескается и не оставляет пятен.
Гуашь наносят на поверхность, затем покрывают лаком, давая каждому слою высохнуть.
Акварель
Акварель — не лучший выбор для окрашивания древесины. Тем не менее, многие художники успешно используют его, чтобы избежать обещанного разбухания древесины от избыточной влаги.
Объект окрашивается влажной кистью без краски, а затем наносится цвет. Сначала окрашиваются крупные детали и части, затем раскрашиваются более мелкие детали и выполняется детальная прорисовка.
Картина становится легкой и воздушной, с плавными переходами от света к тени, но ей не хватает рельефности.
После завершения покраски и высыхания покрытия необходимо покрыть его лаком.
Акриловые краски
Акриловые краски используют как начинающие, так и опытные художники. Лак легко наносится, не растекается и выглядит очень ярко.
Преимущество в том, что нет необходимости покрывать поделку лаком, если она только декоративная Акриловые краски
Масляные краски
Масляные краски редко используются начинающими художниками. Нужно уметь разбавлять их оливковым или льняным маслом и только потом приступать к творчеству.
Масляные краски дают очень прочную и яркую палитру. Они подходят для всех типов покраски. Они долго сохнут, особенно если краска разбавлена льняным маслом. Это самый долговечный вид окраски.
Анилиновые краски
Анилиновые краски будут бюджетными. Они могут использоваться для окрашивания деревянных предметов и особенно популярны для росписи сувениров.
Картины получаются сочными, яркими, а работа не сулит никаких трудностей. Их можно окрашивать, предварительно нанеся два слоя грунтовки.
К сожалению, анилин со временем может выгорать, поэтому изделия не следует подвергать воздействию прямых солнечных лучей или покрывать лаком с ультрафиолетовой защитой.
Важно: один и тот же мазок нельзя использовать дважды при работе с анилиновыми красками!
Темперные краски
Темперная краска — это роскошная краска, с помощью которой можно создать настоящий шедевр. Он используется для окрашивания вещей, которые можно передать по наследству, сделать уникальный подарок для кого-то особенного.
Темперу делают из раствора яичного желтка или клея.
После высыхания краска не стирается и не трескается. Краска состоит из эмульсии и красящего пигмента.
Особенности подготовки деревянной заготовки для росписи
Чтобы узнать, как правильно покрасить деревянный предмет, необходимо сначала его подготовить. Весь процесс состоит из нескольких этапов:
- Прежде всего, необходимо выбрать правильную заготовку. Это не должен быть узел, который может просто выпасть из заготовки после высыхания.
- Если сучки все еще присутствуют, их необходимо удалить, а отверстия заделать. Можно использовать только шпатлевку для дерева.
- Дерево должно просто полежать в помещении и высохнуть в течение нескольких дней. Не кладите его для сушки рядом с радиаторами, так как он может деформироваться под воздействием повышенной температуры.
- Обработайте поверхность сначала наждачной тканью средней зернистости, а затем тканью с мелкой зернистостью.
- Загрунтуйте заготовку, разбавив в равных пропорциях клей ПВА с водой и распределив по поверхности широкой кистью. Важно не оставлять разводов или необработанных участков.
- Дайте предмету высохнуть в течение нескольких часов.
- Отполируйте тонкой наждачной бумагой. При необходимости повторно загрунтуйте и отшлифуйте.
Совет: Используйте палитровый нож, чтобы собрать пыль, оставшуюся после шлифовки, добавьте ее в ПВА и зашпаклюйте мелкие дефекты древесины липкой смесью. После полного высыхания отполируйте тонкой наждачной бумагой.
Инструменты и материалы для подготовки объекта к покраске
После шлифовки смесь ПВА-пыли должна иметь липкую консистенцию.
Обработанная область будет видна через прозрачный фон. Лучше всего сделать цветной фон
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
История федоскинской лаковой миниатюры берет свое начало в 18 веке. В 1795 году купец Петр Коробов основал фабрику в подмосковном селе Данилково (недалеко от деревни Федоскино). Здесь папье-маше использовалось для изготовления козырьков для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, фабрика начала производить табакерки и табакерки.
Вскоре ассортимент расширился и стал включать коробочки для пудры, броши и чайные шкатулки. Первоначально они были украшены гравюрами и эстампами, позже их расписали маслом и покрыли лаком. Художники добавляли в краски металлический порошок, чтобы они «светились». Русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни — гуляния, танцы, чаепития — стали традиционными мотивами федоровских миниатюр.
Маленькие миниатюры гарантированно сохранялись в течение 100 лет: после высыхания папье-маше становилось тверже дерева, а яркие краски не выцветали в течение многих лет. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр был пропитан солнцем. Мастер покрывал каждую деталь до 30 раз этой «разогретой» пастой.
Техники переноса на дерево
В практическом применении:
- Шаблон;
- Более сложная точечная техника;
- Использование эскизов.
Уникальность этого вида творчества имеет практическое применение в интерьерных решениях. Простота техники означает, что каждый может освоить ее за короткое время. Важно использовать хорошие цвета и высококачественные материалы.
Три мира узоров. Мезенская роспись
Мезенская роспись возникла в 19 веке в низовьях реки Мезень в Архангельской губернии. Самый старый предмет с мезенским узором — расписное веретено — датируется 1815 годом. Местные жители украшали сундуки, кадки (круглые короба из бересты) и утварь — ковши, миски, бочонки и тарелки. В начале 20-го века село Мезенское стало центром мезенского плотничества.
Мезенские мастера расписывали сосуды охрой по чистому, негрунтованному дереву, используя специальную деревянную палочку — тиски. Черный контур был сделан из пера вальдшнепа или тетерева, а затем кистью наносились красные и черные узоры. Мастер разделил рисунок на три части — небо, землю и подземный мир. Он обозначил их границы прямой линией и расположил детали в строгом порядке. Основными элементами картин были животные и птицы: лошадь, олень и утка. Фигуры обрамлены геометрическими орнаментами из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.
Навыки мезенской росписи традиционно передавались только мужчинам. Вначале новичку рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и делать наброски. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие мастера проходили длительную подготовку — писали палочки и линии.
Виды народных промыслов
Народные промыслы включают в себя множество видов и поджанров:
- Роспись на деревянных изделиях
- роспись по металлу
- Роспись по фарфору и керамике
- Игрушки
- Резьба по дереву
- Резьба по металлу
- Керамика
- Металлические изделия
- Деревянные изделия
- Кружево
Роспись
Узор, нанесенный краской с целью украшения и приукрашивания.Этот вид орнамента является одним из самых древних искусств.
Хохломская роспись по дереву
Он появился в Нижегородской губернии и был назван в честь села Хохлома, где продавались сами продукты.
Отличительной особенностью Хохломы является характерный золотистый цвет посуды, который достигается благодаря использованию уникальной технологии обработки. В основном используются красный, золотой и черный цвета, реже встречаются белый и зеленый.
Существует два способа оформления рисунков: поверх и под фоном. В первом случае рисунок наносится поверх заготовки, покрытой порошковой краской. Роспись под фон означает нанесение контуров узора, после чего основной фон закрашивается черным цветом.
В них используются цветочные орнаменты — цветы, рябина или земляника — и изображения птиц, животных и рыб.
Городецкая роспись по дереву
Он происходит из села Городец Нижегородской губернии. Основной фон окрашен в красный и желтый цвета, а узоры дополняются другими цветами. Черный и белый цвета используются для подчеркивания мелких деталей.
В картине Городца использована композиция, в которой первый и нижний ряды заняты тематическими мотивами, разделенными посередине повторяющимся цветочным орнаментом.
Главные персонажи в дизайне Городца — лошади, всадники, собаки, дамы, птицы, деревья и охотники.
Мезенская роспись по дереву
Деревня Мезенская была центром Мезенской росписи Архангельской области, рядом с которой протекала река Мезень. Здесь росписью занимались исключительно мужчины, передавая технологию своим сыновьям и внукам.
Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты, выполненные в кирпично-красном и черном цветах. В древние времена эти узоры и фигуры имели тайный и сакральный смысл.
Жостовская роспись по металлу
Жостовская роспись родилась в деревне Жостово Московской области.
Обычно металлические подносы украшены жостовской росписью.
Основной мотив картины — цветочный букет с простой композицией, в которой перемежаются крупные садовые цветы и мелкие полевые цветы. Существует четыре типа конструкций: «Букет в руке», «Букет в руке», «Венок» и «Ветка рога». Картина обычно выполняется на черном фоне.
Гжельская роспись по фарфору
Гжель появилась в поселке Гжель Московской области.
Гжельские мотивы включали замысловатые цветочные узоры, пышные розы, зимние пейзажи и сцены из народных сказок. В основном использовались синие цвета, иногда черные и золотые. Керамика покрывалась глазурью, расписывалась и закалялась в печи.
Чаще всего гжельская роспись использовалась для украшения фарфоровых сервизов.
Игрушки
Народные игрушки представляли собой синтез пластических, художественных и музыкальных элементов. Игрушка была народным детским промыслом и традиционным элементом социализации и воспитания.
Через них дети узнавали об окружающем мире и своей национальной культуре. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления.
Часто игрушки лепили из остатков сырья, использованного для изготовления предметов домашнего обихода.
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка происходит из деревни Дымково Кировской области.
Для его изготовления использовалась красная глина. Перед росписью глиняные игрушки покрываются белой пастой. Игрушки расписаны различными геометрическими орнаментами в ярких цветах. Также на игрушку обязательно добавляются ромбовидные элементы из золотых хлопьев.
Чаще всего дымковские глиняные игрушки делают в виде животных, водоносов, нянь с детьми, баринов.
Абашевская игрушка
Происходит из села Абашев Пензенской области. Игрушки были сделаны из глины. Чаще всего их изображали в виде животных в сказках. Используемые цвета — красный, зеленый и синий — символизируют природу.
Игрушки сделаны вручную, а детали даны с помощью штекера. Затем фигурку сушат и обжигают в печи. После высыхания раскрасьте фигурку масляной краской.
Филимоновская игрушка
Эта игрушка появилась в деревне Филимоново Тульской области.
Свистульки сделаны из специальной глины — синики. Из него формировали форму, неровности сглаживали мокрыми пальцами и обжигали в печи. Основными цветами для окраски игрушек были зеленый, желтый и малиновый.
Свистульки изготавливались в виде животных (часто в виде лошади, коровы, оленя) и людей.
Читайте также: Волховская роспись по дереву: основные элементы, фото
Каргопольская игрушка
Он распространялся в районе города Каргополь Архангельской области.
Первые игрушки были сделаны в виде отдельных фигурок: мужчины с бородой, женщины с широкими юбками и различные животные.
Некоторые игрушки были символическими и изображали различные фигуры из фольклора: мать-землю, защитника Полкана, медведя из народных сказок, двухголового зверя Тянитолкай.
Фигурки служили не только развлечением для детей, но и оберегами для дома. Каждая игрушка имеет свой символизм, скрытый смысл.
Каргопольские мастера очеловечивали образы животных, лепили их стоящими на двух ногах, рисовали для них одежду, добавляли человеческие утилитарные предметы.
Игрушки были сделаны из одного куска глины. Для работы не использовались никакие инструменты, все делалось только вручную: разминание глины, удаление комков, выравнивание формы. Затем фигурки высушивались на ветру и помещались в печь для обжига.
Самыми распространенными цветами были красный, зеленый, желтый и синий.
Матрешка
Русская матрешка родом из города Сергиев Посад.
Деревянная кукла, при открытии которой появляются похожие игрушки, но разных размеров.
Русские матрешки изготавливались из твердых пород дерева и расписывались цветной гуашью или тушью. Готовые куклы покрывались воском для обработки дерева или прозрачным масляным лаком.
Традиционными сюжетами картин на трафаретах были повседневные темы. Чаще всего они отражали деятельность русских дам того или иного периода.
Голова куклы обязательно изображается покрытой шалью, расписанной традиционными русскими орнаментами. Чаще всего матрёшку одевают в сарафан. Фигура украшена цветочным орнаментом.
Кружевоплетение
Кружево — это нежный и воздушный элемент текстиля, в котором ажурный узор создается путем переплетения нитей.
Вологодское кружево
Родился в Вологде и Вологодской области.
Отличительной особенностью вологодского кружева является плотная льняная тесьма или «вилюшка». Любимый орнамент — снежинка с белой обводкой.
Елецкое кружево
Происходит из села Елец Липецкой области. Елецкое кружево тоньше и легче вологодского.
Цветочный и геометрический узор был создан с помощью тонких и нежных нитей.
Вятское (кукарское) кружево
Центром был город Кукарка (Советское) в Кировской области.
Основным орнаментом были бабочки, пышные цветы, окруженные ромбическими и зигзагообразными мотивами.
Керамические изделия
Керамика и гончарные изделия изготавливаются из различных материалов — керамики, фарфора и фаянса. Обычно создаются с помощью гончарного круга.
Резьба
Резьба — это форма обработки сырья (дерева, кости, камня, бересты) режущим инструментом (ножом) в одной руке или стамеской в двух руках, или одной рукой на стамеске, а другой на молотке.
Металлические изделия
Художественная обработка металла известна с древних времен. Искусство работы с металлом передавалось из поколения в поколение, вбирая в себя развивающиеся ремесленные традиции и художественные приемы других народных ремесел.
- Художественная ковка;
- Катание (филигранное);
- Начинка на жести;
- Великий Устюг серебро черненое (чернь);
- Тиснение, гравировка;
- Каслинское литье.
Какие краски подходят для художественной росписи по дереву
При выборе краски нельзя быть слишком внимательным, так как от этого зависит конечный эффект покраски. Для начинающих нужно работать с традиционными материалами, шлифовать основы и только потом переходить к более дорогим.
Гуашь
В советское время гуашевые краски использовались для создания плакатов, и многие называли их плакатными красками. Работать с ними довольно легко, но более сложные украшения сделать невозможно. Гуашевые краски должны отвечать следующим требованиям:
- быть легким в применении;
- Дизайн не должен трескаться или пачкаться при высыхании.
Когда гуашь полностью высохнет, нанесите несколько слоев лака.
Петриковскую роспись на дереве можно выполнить с помощью гуаши.
Акварель
Многие профессиональные художники считают, что акварель вообще не подходит для росписи дерева, поскольку обилие воды приводит к разбуханию поверхности. Но если вы все сделаете правильно, влага не принесет вреда основанию.
Процедура выполняется следующим образом:
- Нанесите рисунок на заготовку.
- Влажной кистью проведите один раз по окрашиваемой поверхности. Это необходимо для обеспечения лучшей адгезии между краской и поверхностью.
- Окрашивайте большие участки, а затем прорабатывайте детали.
Использование акварели для рисования на дереве имеет несколько вариантов применения:
- Штрихи легкие и воздушные;
- Переходы и тени могут быть созданы плавно, но вы не получите рельефного эффекта.
Рекомендуется покрыть работы лаком.
Акриловые краски
Акрил — один из самых удобных вариантов для начинающих. Эти краски легко наносятся. Они довольно толстые и не стекают. Кроме того, вы можете смешивать палитры друг с другом, чтобы получить желаемый оттенок.
Совет! Готовые картины не нужно покрывать лаком. Лак наносится только в том случае, если поделка будет активно использоваться в быту. Если она будет использоваться только в декоративных целях, акрил образует защитный слой.
Масляные краски
Масляные краски рекомендуются тем, кто уже владеет навыками росписи по дереву. Их можно разбавить оливковым или льняным маслом до определенной консистенции. После этого можно приступать к работе.
Отметим некоторые особенности работы с масляными красками:
- можно получить только светлую гамму цветов, они отлично подходят для хохлов или золотых орнаментов на черном фоне;
- Они медленно сохнут, особенно если их разбавить маслом;
- После высыхания состав практически невозможно удалить.
Анилиновые краски
Анилиновый лак для дерева считается одним из дешевых вариантов. Они используются для украшения шкатулок, браслетов, кухонной утвари и сувениров, которые затем продаются туристам.
К основным преимуществам относятся следующие:
- яркая цветовая палитра;
- Их легко смешивать друг с другом;
- Их легко смешивать друг с другом.
Единственное, что нужно помнить, это то, что анилин будет гореть. Поэтому защитите поделку от прямых солнечных лучей, используя лак, устойчивый к ультрафиолету. Кроме того, субстрат требует двойной предварительной обработки, чтобы избежать выцветания цвета.
Техника живописи имеет свои особенности:
- Вы не можете рисовать дважды на одной и той же поверхности; вы должны научиться делать это правильно с первого раза;
- Краски можно наносить только на тщательно загрунтованную поверхность для получения чистого покрытия;
- Сочетание двух перекрывающихся цветов приведет к появлению третьего тона.
Темперные краски
Роспись темперой по дереву — это вид искусства, относящийся к категории роскоши. Их используют для украшения реликвийных предметов или в качестве подарка по особому случаю. Для их изготовления используется яичный желток или клей. Основными требованиями для приготовления темпуры являются:
- Он легко разбавляется водой, но рисунок не должен смываться водой после высыхания;
- Узор не должен растрескиваться.
В состав темперы входят только 2 ингредиента: эмульсия и красящий пигмент. Их соединяют с натуральным камнем и растирают замшевой кожей до получения однородной массы.
Элементы русской народной росписи
Красный, черный и золотой — три основных цвета, желтый и зеленый использовались как дополнительные цвета и в небольших количествах. Кисти сделаны из беличьих хвостов. Именно этот материал позволяет провести тонкую линию.
Существует два способа рисования. Первый способ заключается в том, чтобы сначала полностью закрасить фон черной краской, а затем нарисовать на нем рисунок. Второй способ заключается в том, что сначала наносится контур орнамента, а затем закрашивается фон.
«Здесь живут подносами». Жостовская роспись
Живопись по металлу родилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лаковую мастерскую». Они делали и расписывали табакерки, коробочки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил дело своего отца, но заменил папье-маше металлическими изделиями. В 1830-х годах в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, где художники украшали подносы букетами цветов. Декоративные изделия быстро стали популярными.
Основным мотивом живописи Жоста был букет цветов на черном фоне. Традиционно изготавливались четыре типа конструкций: «Составной букет», «Букет в букете», «Венок» и «Ветка рога». Художники обычно располагают яркие, крупные растения в центре произведения. Тень и маленькие цветы по краям картины создают иллюзию объема. Чтобы рисунок сиял изнутри, мастера добавляли металлическую пудру, золотые чешуйки или делали инкрустацию из перламутра.
«Здесь живут с подносами, думают с ними и говорят только о них». — это было сказано о Житове. Все в деревне напоминает о народных промыслах: даже расписные подносы с номерами домов используются вместо адресных табличек. Таким же образом ремесленники делали и указатели к деревне.
Пермогорская
Пермогорье — это пристань на самом высоком берегу Северной Двины. Считается, что Великоустюжский образ способствовал возникновению Пермогорья. А мастерство Великого Устюга возникло благодаря вдохновению восточными текстильными орнаментами. Таким образом, ранние пермогорские работы напоминают арабески. Это переплетение искусства и культур — общая история, которая в конечном итоге создает уникальный продукт.
Особенности техники:
- Райская птица Сирин и райские кусты — узнаваемый пермогорский мотив;
- Приземистые или супряжные — девушки за пряжей стали классическим мотивом;
- бордюры и ленты — эти кисточки завершают работу;
- постскриптум — небольшие элементы, заполняющие пространство произведения, это различные листочки и бериллии, которые можно даже считать своеобразным автографом автора;
- Каждый элемент был продуман так, чтобы его детали составляли композицию повествования;
- яркие цвета — красный, зеленый, ярко-оранжевый и черный.
Пермогорская роспись была бы хорошим вариантом для первой попытки изучения этих тенденций. Вы можете попробовать этот вид росписи по дереву акриловыми красками, так как они придают больше блеска выразительным работам.
Урало-сибирская
Одним из видов свободной кистевой росписи по дереву масляными красками является урало-сибирская роспись. Его отличает особая техника — разбел, когда цветная краска с отбеливателем набирается на край плоской кисти одним захватом.
Особенности ремесла:
- небольшое количество цветов — только один для всех зеленых, только один для всех цветов, цвета обычно контрастируют с фоном;
- традиционно окрашенное лакированное дерево;
- разметку делали пальцами без эскиза, запечатлевая положение будущих листьев и почек пятнами основных цветов;
- двухцветный мазок создает мягкий переход от цвета к цвету;
- Картина была завершена черными насечками, чтобы связать все элементы композиции с фоном.
Эта картина особенно привлекательна в интерьерах и экстерьерах домов, где ее лаконичность, коллекционность и ясность цветового выбора раскрываются в полной мере. И даже в современных интерьерах он может стать интересным акцентом. Вы можете начать с украшения белого подноса урало-сибирскими мотивами и продолжить, например, расписным книжным шкафом.
История происхождения и развития
История крестьянских народных ремесел берет свое начало в крестьянских самодельных изделиях. Изначально люди изготавливали вещи исключительно для себя и своей семьи.
Постепенно помещики стали открывать в своих имениях ремесленные мастерские, и изделия, изготовленные там крепостными крестьянами, поступали в продажу. Позже этим ремеслом стали заниматься целые деревни, а декоративно-прикладное искусство стало частью рыночной системы.
В зависимости от того, какие производственные материалы и природные особенности были в изобилии в данной местности, возникли определенные виды народных ремесел.
Например, в районах, где леса составляют большую часть территории, зародились деревянные ремесла. Жители гор занимались обработкой камня.
Гончарное дело было традиционным ремеслом в глиняных районах, а металлообработка развивалась там, где были залежи черных и цветных металлов.
Такие искусства и ремесла, как вышивка и узорчатое ткачество, также развивались независимо от районов.
Многие названия народных ремесел связаны с местом происхождения (дымковские игрушки — деревня Дымково, городецкая роспись — Городец и т.д.).
Технологии и традиции обработки и производства сырья передавались из поколения в поколение, детям и внукам.
Основные сюжеты
В живописи Жоста цветы и цветочные орнаменты являются главными героями работ. Иногда на них изображают сцены из повседневной жизни, пейзажи, сцены праздников, свадеб и так далее. Но самым распространенным изображением является букет, который ставится в центр подноса, по краю которого идет тонкий золотой узор. Обычно в букете было несколько довольно крупных цветов, окруженных россыпью более мелких.
Советы по домашнему творчеству: как подготовить деревянную заготовку для росписи
Ничего хорошего не получится без предварительной подготовки основания, поэтому относимся к этому этапу работы с должным вниманием.
Сначала выберите заготовку, разумеется, без сучков: они легко выпадают, когда древесина полностью высохнет. После высыхания покрытия оставленные отверстия шпаклюются и шлифуются.
Важно: Не стоит экспериментировать, существует специальная шпатлевка для дерева, которую следует использовать для заполнения отверстий и дефектов.
Дерево сохнет естественным образом, не вблизи нагревательных приборов, так как это приводит к деформации изделия
После высыхания поверхность пропускают через наждачную бумагу средней зернистости, а после — мелкой зернистости. Древесная пыль собирается и помещается в небольшой контейнер. Его можно использовать с клеем ПВА в качестве шпаклевки.
Нанесите клей ПВА, смешанный 1:1 с водой, и дайте высохнуть. Затем повторно отполируйте поверхность мелкой абразивной тканью.
Последовательность работы
Перевод и прорисовка
Передача осуществляется, как описано ниже.
Сначала делаются крупные куски, затем средние и, наконец, самые маленькие. Их можно мазать отдельно белой или черной краской, используя очень тонкую кисть.
Завершающие действия
- После того как акриловые краски полностью нанесены, произведению искусства необходимо время для полного высыхания;
- Если продукт будет использоваться регулярно, для защиты необходимо нанести дополнительный слой лака. Лак не используется из-за его декоративной функции.
Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись
Городецкая скульптура известна со второй половины 19 века. В 1870 году в деревню Курцево Городецкой волости приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных мастеров изготавливать краски и оживлять рисунок мазками белого цвета. Сначала художники расписывали пончики — плоские доски, на которых сидели хозяйки во время прядения шерсти и льна. Украшенные резьбой и красочной росписью, они также служили для украшения интерьера.
Картины Городецкого привлекают внимание контрастными, яркими цветами. Художники изображали хищных лошадей с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятыми головами и пушистыми хвостами, рисовали сцены из купеческой жизни — семейные званые вечера, прогулки молодых дам с женихами. Объемные букеты и венки из роз, маргариток и лучей были обязательным элементом живописных работ Городца.
Ложки и шкатулки, коробки и мокасины, мебель и ставни были украшены красочными рисунками. Ремесленники также изготавливали деревянную стружку и расписывали детские игрушки — кукол, лошадок-качалок и даже миниатюрные наборы для мелких фермеров — веретена, прялки, утюги. Особой популярностью пользовалась лошадка-качалка. Деревянных лошадей запрягали в расписные сани, а в карету сажали кучера. Мастера-изготовители игрушек не использовали в своей работе ни клей, ни гвозди: они подгоняли детали, иногда более тридцати, с высокой точностью. «Чтобы сделать тачку, надо знать бесов», — говорили в Городце.
Прикамская
В древние времена этим декором украшали стены домов, двери и мебель. На нем были изображены анималистические и цветочные мотивы на ярко-оранжевом фоне красного цвета. Название промысла связано с территорией, граничащей с рекой Камой в Пермском крае.
Все картины камского промысла — это одни и те же сакрализованные пожелания счастья и процветания, удачи в семье. Сам термин «прикамская роспись» охватывает два десятка техник.
Основные ремесленные мотивы:
- вазы с роскошными цветами;
- птицы и животные;
- кусты с плодами;
- сцены с людьми.
Вы можете попробовать расписать дерево Камы гуашью и акриловыми красками. Подходящими поверхностями для декорирования являются шкатулки, доски, хлебницы, коробки, деревянные игрушки.
Палехская роспись на шкатулках
Для палехской миниатюры характерно изображение на темной деревянной или металлической основе различных жанровых сцен из жизни наших предков, мотивов из русских народных сказок и славных исторических событий. Стиль назван по имени села Палех в Ивановской области, где была разработана эта художественная роспись. В основном его использовали на шкатулках, подносах, солонках, тарелках, различных блюдах и деревянных украшениях.