Вологодская роспись по дереву: история, особенности, основные элементы

Роспись

История возникновения

Роспись по дереву в России развивалась широко, с большим региональным размахом. Синтез культур и техник, определенные западные и восточные влияния, местный колорит привели к созданию палитры очень разных работ для этого ремесла. Она варьируется от четко структурированных работ с однородными цветами до сложных, многослойных произведений, которые изучают как художники, так и историки культуры.vologodskie-rospisi
Живопись в Вологодской области интересна тем, что здесь существует несколько ярких, самобытных школ. Жители разных районов области — особенно центральных и западных — практически одновременно стали украшать посуду, предметы крестьянского быта, игрушки, блюда.

К сожалению, можно с уверенностью сказать: не все болонские росписи по дереву, представленные сегодня на выставке, дошли до наших дней. Некоторые отрасли ремесла в регионе исчезли. Но те, что остались для потомков, несомненно, являются национальными культурными ценностями.

Климатически Вологодскую область можно назвать суровым краем: возможности для жизни и выживания, конечно, были, но их нельзя было назвать самыми благоприятными, богатыми на ожидания урожаев и так далее. Люди закаляли свою выносливость, внутреннюю силу и, как всегда, искали самореализации в творчестве. Сначала это было примитивное украшение, которое со временем усложнилось и приобрело иное выражение.

Глубоковская роспись

На северо-востоке Вологодской области, в глухой деревне Глубоковка, зародилась живопись, состоящая из классических элементов, объединенных в замысловатый узор. На самом деле, деревень было несколько, но именно эта дала название картине. Глубчицкая роспись настолько богата различными элементами, что трудно перечислить их все. Наиболее распространенными являются пончики, свитки, капли, клипсы и многие другие. В ранних работах преобладал оливково-коричневый цвет, в более поздних — оранжевый и красновато-коричневый.

Деревянный контейнер для хлеба

Покрашенные вихри, шкафы и двери. Современные мастера с большим мастерством воспроизводят элементы фресок на домашних сосудах. Пекарня в стиле «Глубокое» украсит любую кухню и поднимет настроение хозяйке. Мирный букет из больших свитков — традиционный элемент росписи Глубокого.

Верховажная роспись

Эта картина написана свободной кистью. Изображение узора, в данном случае цветочной ленты, выглядит несколько размытым, очень естественным и объемным. В орнаменте всегда преобладали растения: ягоды, цветы, листья.

Цветочный орнамент

Особенности и описание техники

Богатый лесами регион определил главный объект украшения — дерево. Сначала появилась резьба, затем мастера начали расписывать. В народном искусстве существовало два способа нанесения рисунка на предмет: графика и мазок. На севере, включающем Вологодскую область, преобладал графический метод. Четкий контур рисунка наносился на объект, а затем заполнялся двумя или тремя цветами. Художники использовали темперные краски. Метод мазков появился здесь только в 19 веке.

Болонскую живопись, в отличие от других северных ремесел, можно назвать богатой по колориту. Присущ ему и набор элементов в орнаменте, детализация узора, композиционная выверенность.вологодская-хохлома
Особенно известна так называемая вологодская хохлома. Это синяя роспись по серебру, изобретенная в Вологде. Однако это искусство нельзя назвать древним, традиционным. Роспись деревянных изделий по серебру была практически изобретена современниками: это произошло в 1976 году на Надеждинском заводе. Однако такой временный союз, сочетание всемирно известной хохломы, необычных фонов и современных материалов, стал своеобразным продолжением древних традиций.

Харовская роспись

В Харьковском районе для украшения деревянных предметов используется техника свободной кистевой росписи с графической побелкой и отбеливанием. Традиционно эта область была расписана цветочными мотивами и, как ни странно, львами. Местные жители считали это животное талисманом для своих домов. Львы на картинах очень игривы. Они похожи на собак и кошек или стоят на задних лапах. Люди и птицы рисовались реже. В цветах фона преобладали коричневый, зеленый и темно-бордовый. Использовались коричневый, синий и зеленый цвета.

Два льва

Расписные предметы были найдены участниками поисковой экспедиции в Чаржикском районе. Их становится все меньше и меньше, и задача художников, пытающихся возродить это ремесло, — спасать найденные образцы, изучать и копировать их.

Шекснинская роспись

Эта яркая, декоративная картина, подходящая только для праздника или в качестве украшения, мало изучена. Он был создан на территории, граничащей с Ярославской и Новгородской губерниями. На ярко-красном фоне преобладает позолоченный узор, поэтому жители Шекснинского района называют его «позолоченным».

В картине использованы фантастические растения, переплетенные в красивый орнамент. На растениях растут невиданные цветы и ягоды, а иногда появляются райские птицы.

Деревянные фигурки

Живопись Шексны напоминает золотой Хохлом, родившийся в Нижегородской области. Как подобная техника могла оказаться далеко на севере страны? Оказывается, у истоков обеих картин стояли орнаменты русских икон и рукописных книг. Но технология художественной росписи в этих областях разная.

Северная чернь

Северная чернь — это сплав серебра и других компонентов, образующийся под воздействием температуры и времени. Соотношение количества каждого ингредиента было секретом старых мастеров, освоивших это ремесло.

Изделия из северной черни всегда отличались красивой ювелирной формой, хорошо развитым чернением и высококачественным соединением черненого сплава с серебряной основой. Ремесло предусматривало изготовление предмета от начала до конца одним мастером, поэтому процесс был трудоемким, а цены чрезвычайно высокими. Сегодня Великий Устюг остается единственным центром древнерусского искусства серебряных дел мастера.

Читайте также: Кошелек своими руками поэтапно: выкройки, шаблоны и примеры изготовления кошельков

Разновидности видов росписи

Сегодня в Вологодской области насчитывается около 20 разновидностей росписи по дереву, в частности те, которые зародились в регионе много веков назад.

Вологодская роспись по дереву

Это общее название нескольких ремесел, восходящее к 17 веку. Чаще всего в этой технике расписывали предметы быта, от прялок до тарелок. Художники использовали темперные краски.
Основные характеристики вологодского промысла — поиск наилучшего цветового решения, интересный выбор элементов, хорошо выстроенные композиции, концептуальность.

Шекнинская золоченка

Долгое время то, что сегодня хорошо известно любителям народных промыслов, было малоизвестной стороной русского искусства. Местное значение некоторых направлений не делало их такой серьезной культурной рекламой, как, например, Хохол или Гжель. К этим ремеслам можно отнести и золочение шекна. Это графическое изображение с цветочными и геометрическими узорами на красном фоне. Используемые цвета — золотой и черный.

Точеные горшки, самодельные сосуды, сосуды для шитья, берестяные шубы были расписаны в этой технике. Перед росписью они грунтовали дерево красной охрой: растирали оливковую краску по фону и наносили тонкие слои глазури. Влияние иконописи прослеживается в тематике и оформлении живописных произведений.

Гаютинская роспись

В юго-западной части Вологодской губернии возникла яркая графическая живопись. Это техника, в которой преобладает тонкий узор из лепестков и точек, семян и ростков, превращающийся в единое изображение растения (либо дерева, либо цветка).

Характерной особенностью живописи Хаюта является симметрия заполнения плоскости. Картина красного цвета с оттенками зеленого, оранжевого и золотого. Ранее яркие узоры, предположительно изображающие Мировое древо (а значит, с языческим подтекстом), украшали в основном прядильные фабрики. Современные художники используют технику хают для украшения салатов, пасхальных яиц и блюд.

Глубоковская роспись

В северо-восточной части Вологодской губернии развивалась орнаментальная живопись, которая придала русскому искусству богатство элементов. Местные мастера не останавливались на трафаретных центрах композиции, они активно использовали розетки, бутоны, завитки, точки, черточки, скрепки.глубоковская-роспис
Первоначально работы в Глубоке, производственном центре промысла, имели состаренный оливково-охристый цвет. Со временем появился отчетливый оранжевый цвет, а также красновато-коричневый. Работы лаконичны, многоэлементны и интересны.

Кичменгско-Городецкая роспись

Эта территория развивалась на границе трех современных областей — Костромской, Вологодской и Кировской.кичменгско-городцкая-роспис
Картины в этом регионе были выполнены в стиле свободного мазка кисти. Благодаря живописи методом мазка мастера могли выполнять масштабные работы.

Пик творческого успеха пришелся на конец 19-го — начало 20-го века. Умелые мастера расписывали свои жилища в сборном виде: от заборов и стен до мебели и предметов быта. Цветовая гамма была красно-бордовая + бело-зеленая. Излюбленной фигурой мастеров был лев, который всегда находился на «переднем плане» общей композиции. Он символизировал стража, охраняющего владения господина.

Верховажская роспись

Это также метод свободной руки: мазками кисти художник переносил рисунок на землю. Если работа состояла из двух или трех цветов, художник использовал отбеливание, чтобы модулировать форму рисунка. Мотивы могут быть как цветочными, так и животными.verhovazhskaya-rospis
Живопись этой школы не теряет своей узнаваемости — здесь нет предварительного контроля, который был присущ более раннему ремеслу. Благодаря этой технике картина выглядит ярче, мягче и естественнее.

Гаютинская роспись

Район Вологодской области, расположенный на юго-западе, граничащий с Ярославской областью. Здесь родилась графическая, яркая, радующая глаз живопись. Тонкий узор из точек и лепестков, стеблей и семян создает вид дерева или цветка. Особенностью живописи Хаюты является симметричное заполнение плоскости, как будто фрагмент отштампован по всему изделию.

Для создания изображений используется много ярких цветов — красных, оранжевых, зеленых и золотых. И вся эта красота наложена на красный фон. Специалисты считают, что вездесущее причудливое растение является Мировым Древом, соединяющим Землю с Небом и рассеивающим семена всех растений. Если да, то это украшение напоминает нам о наших языческих корнях.

Изображение Гаюты

Исторически этот узор использовался для украшения прялок, которые делались в подарок девушке или женщине. Современные художники из Вологды украшают таким образом деревянные тарелки, пасхальные яйца, солонки и другие сувениры.

Вологодские росписи

Живопись известна на русском севере с 17 века. Сегодня в Вологодской области насчитывается около 20 видов росписей, но, пожалуй, две из них являются самыми известными.

Яркая, сказочная, «огненная» картина Вологодской области. Местные жители называли его «позолоченным» из-за золота рисунка, выполненного на ярко-красном фоне. Цветовая гамма и стиль «Позолоченной Сечки» напоминают хохломскую роспись.

Замысловатые растения с экзотическими листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидит гордая птица с независимым взглядом орла, хвост которой иногда превращается в растительный орнамент — вот основные мотивы шекспировской живописи.

Богатая декоративная роспись, украшавшая интерьеры домов. Она выполняется в свободной манере, т.е. рисование мазками, что позволяет быстро закрашивать большие площади. Основными цветами были красный или бордовый, белый и зеленый. Любимым образом мастеров был лев. Она всегда занимала видное место в живописных композициях.

Лев воспринимался как страж, следящий за благополучием хозяина. Люди ценили силу, мужество и благородство в облике зверя. Букеты из роз, тюльпанов, лепестков цветов и виноградных гроздьев были широко распространены в кичмейнской живописи.

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector