- Что относится к народному творчеству
- Элементы пермогорской росписи
- Палитра мастера
- Пермогорские ленточки-бордюры
- Прялка
- Округлые листья, ягодки
- Трехлопастный цветок
- Тюльпановидныи цветок
- Пермогорские птицы-петушки
- Птица Сирин — птица счастья, птица-дева, птица-оберег!
- Жанровые сценки «пряхи» или «посиделки» и «чаепитие»
- Композиция в полосе и квадрате, композиция в круге
- Техника выполнения «двойного» мазка
- Мезенская (Палащельская) роспись
- Федоскинская роспись
- Жостовская роспись
- Палех
- Что такое хохлома и ее отличительные признаки
- Прикамская роспись
- Сочетания цветов
- Разновидности хохломы
- «Пряник»
- «Травка»
- «Ягодка»
- «Кудрины»
- Гжель
- Роспись Северной Двины
- Как и когда возникла хохлома
- Мотивы, узоры в росписи
- ↑ Краткая история пермогорской росписи
- Материалы для росписи и этапы подготовки к росписи
Что относится к народному творчеству
Народное искусство, в том числе и хохлома, — это способ выразить характер людей, их культуру. Это собрание произведений людей, их творческой деятельности. Ведь народное искусство — это искусство, созданное самими людьми и для людей.
Многообразие творчества народа во многом связано с его культурными ценностями. У каждого народа, как единого великого коллектива, есть особая этническая принадлежность, внутри которой есть присущие ему мифы, сказки, песни, танцы и декоративные предметы.
Народное искусство отличается от других художественных занятий тем, что оно прочно связано с мировоззрением конкретного народа. Можно отметить, что в каждой стране, регионе творчество населения имеет разный почерк, оригинальные цвета и формы. Знание творческих способностей наших людей позволяет нам лучше понять свое происхождение.
Элементы пермогорской росписи
Палитра мастера
Студенты знакомятся с красками пермогорских мастеров, с понятиями: основной цвет, сопутствующий цвет и яркость, контур.
Практическая часть. Упражнение «Палитра мастера». Дети пробуют кистью нанести основной цвет, смешать основной цвет с сопутствующим желтым, смешать желтый и зеленый цвета, научиться рисовать тонкую живую черную линию — возрождение (можно, если нет тонкой кисти, сделать его металлической ручкой).
Пермогорские ленточки-бордюры
Некоторые предметы украшались только лентами-краями, иногда края как бы дополняли композицию, придуманную мастером.
В таблице показаны шаги по созданию цветных границ. Вот 6 видов:
- треугольники
- скобки,
- лента,
- ромбы
- душ с каплей,
- душ с точкой.
Все работы по бордюру можно разделить на 4 этапа:
- вся лента сделана желтым цветом,
- отдельные элементы выполнены в зеленом цвете,
- остальные элементы границы выполнены красным цветом,
- тонкая живая линия прорисовывает талию, очертание каймовых элементов.
Эта процедура нанесения красок наиболее эффективна.
Прялка
С детства с 6 до 8 лет девочка из крестьянской семьи стала готовить приданое на свадьбу: пряла нитки на прялке, а затем ткала ткань для полотенец, сорочек и сарафанов.
Мой отец строил прялку для маленьких детей. И жених подарил своей невесте красивую расписную прялку, и она гуляла по деревне на встречи, гордо надев ее, чтобы все могли увидеть эту красоту. Считалось: у кого самая красивая прялка, жених любит его больше всех.
Девушка пряла нитку на такой прялке, и вечер ей не показался долгим, а работа утомляла. И в знак взаимной любви она подарила мужу вышитый тканый пояс со словами: «Кого я люблю, тому отдаю».
Пермогорские прялки корневого типа с большим лопатообразным лезвием, оканчивающимся пятью-семью круглыми или конскими «маками», «городами» однотонной окраски. Внизу, на клинке, две «серьги» (на местном диалекте «чуски»), расположенные по обе стороны от массивной высокой ножки — «подступенка», переходящего в основание — «низ» прялка.
Роспись передней части клинка (клинка) разделена на две части. Верхняя часть — самая большая часть — всегда имеет традиционную фактуру: птица Сирин в ветвях дерева. Это дерево иногда трудно отличить по искусно переплетенным цветущим побегам, усеянным красными, зелеными, желтыми цветами и листьями. Но если присмотреться, можно увидеть, что его ветви, написанные пером (что позволяет отнести эту картину к графическим), начинают расти из стебля, иногда из небольшого треугольного «холма». Птица Сирин часто заключена в круг и находится в центре дерева или под ним.
Внизу прялки размещается уточная композиция с прокаткой, чаепитием, встречами и т.д.
Обрамление прялки и разделение ее на композиционные части (по вертикали) — клепки сделаны с окаймляющими полосами, что говорит о том, что расписные прялки заменили более архаичные скульптурные.
В росписи использованы любимые мастерами цвета: красный, зеленый, желтый, реже синий. В первых пермогорских росписях были красно-оранжевые, синие, охристые.
Округлые листья, ягодки
На рисунке изображены упражнения, которые выполняются карандашом без разделения: кусты разной формы, листья, клюква и клюква.
На рисунках 1-4 показано пошаговое построение цветных элементов.
В дальнейшем последовательность цветовых работ над элементами и композициями повторяется:
- 1 этап — все работы выполнены желтой краской;
- 2 этап — затем добавляем зелень;
- 3 этап: нанести основной красный цвет;
- 4 этап: проводится ревитализация, контурирование черной краской.
Движение руки легкое, живое. В нижнем ряду последовательная компиляция и исполнение простой композиции. Такой композицией дети могут украсить уголок альбома, в котором они будут заниматься на уроках по изучению пермогорской живописи.
Эти элементы являются неотъемлемой частью росписи любого предмета пермогорского мастера.
Трехлопастный цветок
Первые две строки таблицы позволяют узнать, как легко и плавно выполнять этот элемент. Обратите внимание, что существуют разные виды цветка, он может быть как симметричным, так и асимметричным. Сердцевина цветка может состоять из крупной капли желтого и зеленого цветов и куста такого же цвета.
Третий, четвертый и пятый ряды показывают пошаговую работу над тремя видами цветов.
Изучив этот элемент, рациональным будет выполнить композицию в полосе привычных элементов. Например, вы можете добавить книгу в закладки.
Тюльпановидныи цветок
Этот элемент самый сложный, детям следует постараться сохранить симметрию в изображении цветка. Им следует напомнить о значении слова «симметрия» (соизмеримость, единообразие в расположении деталей на противоположных сторонах).
Тюльпан состоит из нескольких элементов, включая листья и элемент цветка-трилистника и ягоды. Дети выполняют упражнения с карандашом. Затем они используют таблицу, копируют изображение нижнего ряда и получают сходство с рис. 4. Пошаговая работа с цветом показана на рис. 1-4.
Пермогорские птицы-петушки
В первых двух рядах — упражнения на выполнение петуха, курицы, птички. Образы разные, дети должны праздновать. Все линии очень плавные, мягкие, живые. На рис. 1-4 показано пошаговое выполнение элемента в цвете. Используя привычные элементы, уместно закрепить составить композицию в квадрате, то есть завершить панно (рисунок или орнамент, украшающий участок стены, потолок).
Птица Сирин — птица счастья, птица-дева, птица-оберег!
Слегка изогнутые листья-трилистники нанизаны на гибкие побеги: цветки с острыми кончиками и цветки тюльпановидной формы, в том числе округлые листочки и ягодные кусты…
В этот цветочный мотив вписывается птица счастья Сирин — птица с женским лицом (рис. 4).
В верхнем ряду таблицы приведены упражнения для дальнейшего изображения птицы Сирин. Как работать в цвете показано на рис. 1-4.
птицу уместно рисовать в разных направлениях, это очень сложный живописный элемент, который всегда присутствовал в росписи прялки.
Рекомендуется краткий рассказ о птице Сирин. Дети не должны путать северную птицу Сирин, считающуюся оберегом, птицу, несущую в дом добро, счастье, с легендарными девственными птицами, поющими сладкие мелодии, приглашая корабли к скалам.
Изучив этот элемент, желательно составить композицию по кругу, то есть птицу Сирин всегда обрамляли по кругу с одним из видов каймы.
Жанровые сценки «пряхи» или «посиделки» и «чаепитие»
Пермогорские мастера также включили в растительный мотив картины сюжеты из повседневной жизни (жанровые сцены): езда, отъезд, чаепитие, свадьбы и т.д.
Картины сюжетов всегда утвердительны, радостны — это праздник жизни: цветы, домашние животные (например, кошка — символ домашнего уюта). Эти изображения могут рассказать нам о текущей ситуации или роде занятий владельца. Мастер в своей картине изобразил жизнь вокруг себя, отразив некоторые яркие события этой жизни. На изделиях можно увидеть рыбалку, пароходы, сцены крестьянских трудов.
Лежи хорошо, не понимаю,
Горе мало
Чести и любви нельзя заслужить,
Не носите красную одежду.
Эта идея красной нитью проходит через все композиции мастеров.
Пусть дети придумают свои композиции для хлебницы, санок, детской кроватки и т.д.
Композиция в полосе и квадрате, композиция в круге
По этим таблицам можно проводить уроки рисования: сделать квадратную коробку и тарелку на уроках папье-маше, выполнить грунтовку «под дерево», покрасить эти изделия пермогорской краской. Также можно использовать трафареты ложек, совков, больших прялок из туеску и набирух бумаги и т.д.
Завершится изучение темы «Пермогорская живопись» яркой и содержательной выставкой детских работ «Пермогорская ярмарка», ведь она была в Пермогорье в конце XIX — начале XX века. Были веселые ярмарки, известные на всю провинцию, где со всех концов съезжались мастера, чтобы показать себя и увидеть других.
Техника выполнения «двойного» мазка
В большинстве флористических композиций урало-сибирской живописи присутствует двойной мазок. Если вы освоите эту простую технику, работы в стиле урало-сибирской живописи будут похожи на канонические. Чтобы нарисовать мазок, вам понадобятся плоские круглые кисти. Используемые краски должны быть жидкими. Для первого опыта возьмите яркие цветовые сочетания — так легче разобраться в нюансах техники.
Двойной мазок:
-
- набрать на кисти два цвета краски (например, красный и оранжевый), с одной стороны — светлая краска, с другой — темная;
- всегда старайтесь «набить руку» на акварельной бумаге: мазок производится непрерывным движением, вращая кисть в нужном направлении;
- в результате непрерывного движения получится объемный элемент — листок или лепесток;
- центр элемента будет светлее его краев, но это не послойный рисунок, а все тот же знаменитый двойной штрих.
На этом видео хорошо видно, как выполняется двойной штрих.
Это не всегда срабатывает сразу, попробуйте еще раз. Такие технические моменты есть во многих отраслях, поэтому развиваться в этом направлении без отточенного умения двойного удара не получится.
Мезенская (Палащельская) роспись
Федоскинская роспись
Жостовская роспись
Палех
Что такое хохлома и ее отличительные признаки
Хохлома — одно из популярных промыслов в России. Фон предметов всегда черный, но, несмотря на это, все предметы, окрашенные в хохломском стиле, выглядят очень ярко. Обязательный элемент росписи — наличие золота. Другие традиционные черты хохломы включают изображения ягод, веток и листьев, а также птиц, животных и даже рыб.
В России дерево играло очень важную роль. Из него строили добротные избы, мебель, посуду. Среди обычных блюд, приготовленных мастерами, были особые предметы сервировки, которые подавали на королевских вечеринках и приемах. Они были расписаны специальным природным ртутьсодержащим материалом — киноварью. Сверху пластины были покрыты золотом. Медово-золотой оттенок был получен путем многократных обработок в духовке при высоких температурах. Этот цвет придавал деревянной технике солидности.
Изначально производство было налажено в монастырях России. Например, среди большинства мастеров Троице-Сергиевой лавры работали крестьяне из некоторых заволжских деревень. Считается, что Хохлома возникла благодаря старообрядцам, выходцам из других стран, которые занимались посудой.
Прикамская роспись
Сочетания цветов
В традиционной окраске поделок нет преобладания цвета, отличающего другие народные промыслы России. Использование цвета сдержанное, но очень продуманное, стройное, изящное.
Уральская роспись по дереву отличается следующими особенностями:
- один цвет для всего зеленого;
- цвет для группы цветов;
- цвет ягод;
- цвета картины контрастируют с цветом фона;
- разбавление бывает белым и применяется не всегда, а только там, где для покраски берется темный цвет или присутствует цветной фон;
- для светлого фона прореживание может быть темным (либо двухцветная кисть становится белой внутрь);
- черный используется для аннотаций.
По деревянным разделочным доскам (ранее безликим) гордо шагают изящные птички, сочные ягоды собираются в аппетитные композиции, а миру раскрываются пышные майские бутоны. Каждый элемент стола, подноса, деревянной посуды словно радует, поет гимн жизни и прославляет талантливую руку обычного русского человека.
Урало-сибирская живопись полюбилась людям за то, что простота изящна, образы и мотивы понятны каждому, от произведений она дышит нежностью и изумлением по отношению к делу.
Разновидности хохломы
Существует несколько видов росписи в хохломском стиле. Они различаются способом нанесения и изображением на деревянных предметах. По типу применения Хохлома делится на следующие виды:
- фон — рисунок выполнен на однотонном основном фоне, орнамент выполнен золотой краской;
- сверху — нанесение рисунка на готовое поле.
В технике есть разные способы росписи. Самая сложная техника — покраска под обои. Вначале на деревянную заготовку наносят очертания узора, затем начинают закрашивать некоторые детали черным или красным цветом фона. После нанесения фонового слоя приступают к созданию узоров и других замысловатых деталей.
«Пряник»
Самый простой способ называется «Пряник». В центре изделия изображение геометрической фигуры, например, ромба или квадрата. Внутри его дополняют солнце, вьющиеся растения, ароматические травы.
«Травка»
«Трава», или травяная краска, наносится резкими мазками. Листья делаются крупными мазками, более мелкими — травинками или капельками росы. Такой элемент росписи лошади позволяет заполнить ажурным узором всю поверхность изделия. Это один из самых сложных видов, требующий от мастера терпения и особого внимания.
«Ягодка»
Другая техника под названием «Ягода» очень похожа на «Траву». Однако фасон выглядит богаче и декоративнее, чем предыдущий. В его основе смесь крупных ягод и ароматных трав. Как правило, мастера изображают клубнику, крыжовник, виноград, а из цветов: ромашку и колокольчик.
«Кудрины»
Кудриной характерны некоторые декорированные цветочные мотивы. В этом случае орнамент выполняется золотой краской. Особенность нанесения заключается в работе очень тонкой кистью.
Гжель
Роспись Северной Двины
Как и когда возникла хохлома
Из архивов видно, что красивая расписная посуда впервые упоминается в 1659 году. Именно тогда некий боярин по имени Морозов попросил собрать тарелки разных размеров из заволжских земель и оловянных мастеров. В те времена для золочения использовали олово. Морозову в то время принадлежало село Семеновское. В нем, как и в соседнем селе Хохлома, сформировался промысел по росписи деревянных изделий.
Развитию такого судна в России способствовали близость крупного торгового пути (Волга) и близость к ярмарке — Макарьевская. Качество блюд было настолько высоким, что их производство стало основным ремеслом для жителей, а село Хохлома было торговым центром, где продавались уникальные блюда с необычным рисунком. После 1916 года было решено открыть Школу художественной обработки изделий из дерева. Так Хохлома получила новый виток развития.
Мотивы, узоры в росписи
Это ремесло отличается необычайной гармоничностью и цельностью. Самая популярная композиция — это букет. Это изображение, ориентированное вертикально на изделии, сбалансированное по массе цвета от центра композиции. Зритель видит квадратное поле с рисунком, разделенное полосами сверху и снизу.
примечательно, что в каждой деревне была своя специализация: в одной раскрашенные мастерами рокеры, в другой — деревянные чаши, в третьем — прялки. Особую популярность приобрела роспись березовой свеклой. Тагильские бураки стали вершиной этого направления. Бураки подразделялись на два типа: шпатлевки и полу-шпаклевки. Перед тем, как нарисовать фон, полу-лепнину залили медом и столярным клеем. Причем перед нанесением обоев шпаклевка была загрунтована и разглажена.
Живописные мотивы уральской живописи преимущественно растительные, но изображения птиц и животных в этом ремесле также не редкость.
Но уже во второй половине XIX века мастера начали активно рисовать человека. Это были композиции сюжетов, связанных с мечтами о лучшей жизни, о простых радостях. Также было место, где можно выразить свои переживания через живопись.
Роспись уральского дома заслуживает отдельного описания. Художник переезжал из волости в волость, расписывая дома крестьян, и был вынужден подчиняться требованиям местного населения. Поэтому в формировании стиля домашней росписи есть большая подвижность, гибкость.
Внимание! Символическая и поэтическая система живописи связана с языческими представлениями о мироздании. Круг — центральная фигура, знак солнца и жизни. Мотивы расписного потолка домов ассоциировались с небесным телом. Гирлянды из кругов были размещены на потолке дома и стали его оберегом.
↑ Краткая история пермогорской росписи
Среди художников, работавших во второй половине XIX века, вспоминаются самые искусные мастера: Яков Иванович Ярыгин, его брат Максим Иванович и Андрей Игнатьевич Хрипунов. К сожалению, о художниках старшего поколения информации нет.
В последние два десятилетия XIX века начался упадок пермогорской живописи. Лишь немногие работы сохранили древнее мастерство, виртуозность первого рисунка и живость импровизации, красоту и богатство цвета. Лишь редкие мастера с большим природным талантом создавали в этот период вещи, которые можно было бы сравнить с работами, выполненными в предыдущие десятилетия.
Села Черепаново, Большой Березник, Грединская имеют общее название — Мокрая Едома.
Экспедиции Загорского музея удалось установить имена всех мастеров последнего поколения. Это были потомственные семьи художников, картины которых отличались творческим стилем, хотя все они работали в рамках одной традиции.
Вот их имена: Василий Семенович Хвостов, Михаил Семенович Хвостов, Александр Семенович Хвостов, Василий Лукьянович Мишарин, Александр Лукьянович Мишарин, Александр Яковлевич Ярыгин, Федор Яковлевич Ярыгин, Егор Максимович Юрие и Дмитрий Андичевичевичевич Анджевичевич Андичевичевич Андичевичевич Андичевичевич Андичевичевич
В 30-е годы XX века картина в Влажном Эдоме (Пермогорье) окончательно вымерла.
Материалы для росписи и этапы подготовки к росписи
Деревянные основы под роспись называются «льняными». Для изготовления деревянных предметов нужна не только краска разных оттенков, но и специальная очищенная глина (вапа), которая служит грунтовкой. Также понадобится олифа (льняное масло), правильное нанесение которой зависит от прочности рисунка.
Следующий этап — лужение алюминиевой пудрой. Его интенсивно втирают в изделие, после чего предметы приобретают блеск и готовы к дальнейшей покраске. Краски, которые мастера используют в своей работе, — это только масляные краски, а кисти для нанесения рисунка в основном беличьи.
Читайте также: Гжельская роза «агашка»: как научить детей рисовать