Виды росписи на Руси: какие бывают народные промыслы

Роспись
Содержание
  1. Золотые чаши. Хохломская роспись
  2. Первый этап жостовской росписи — замалёвка
  3. Загадки узоров русских росписей
  4. Вятская роспись по дереву
  5. Появление жостовских железных подносов
  6. Особенности жостовской росписи
  7. Элементы и узоры жостовской росписи
  8. Цвета жостовской росписи
  9. Основные цвета
  10. Нижнетагильская роспись
  11. История
  12. Мотивы и узоры
  13. Особенности исполнения
  14. Этапы создания
  15. Снежный фон и синие узоры. Гжель
  16. Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
  17. Три мира узоров. Мезенская роспись
  18. «Здесь живут подносами». Жостовская роспись
  19. Техника выполнения
  20. Грунтовка
  21. Замаленок
  22. Тенежка
  23. Прокладка
  24. Бликовка
  25. Чертежка
  26. Привязка
  27. Рекламная вывеска Вешняковых
  28. Палехская роспись на шкатулках
  29. Секреты мастерства
  30. Мотивы росписи
  31. Крой формы подноса
  32. Вычерчивание формы подноса с помощью трафарета
  33. История росписи
  34. Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись
  35. Клёдов за работой
  36. Выравнивание формы подноса
  37. Тематика рисунка

Золотые чаши. Хохломская роспись

Родиной хохломской росписи была Нижегородская губерния. Считается, что старообрядцы-иконописцы первыми начали украшать деревянные тарелки в середине 17 века. Продукция продавалась в селе Хохлома, отсюда и название народных промыслов.

Свою работу мастер начинал с отбивания баклуша: он готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них сделали деревянные ложки и черпаки, чашки и солонки. Посуда, еще не раскрашенная краской, называлась льняной. Белье готовили и сушили несколько раз, затем окрашивали в желтый, красный и черный цвета. Цветочные узоры, цветы, ягоды и кружевные веточки были популярными мотивами. Лесные птицы на тарелках Хохломы напомнили крестьянам жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Жар-птица пролетела мимо дома и коснулась чаши крылом, и чаша стала золотой».

После нанесения рисунка предметы два-три раза покрывали льняным маслом, натирали поверхность оловом или алюминиевой пудрой и сушили в печи. После затвердевания при нагревании они приобрели медовый оттенок и действительно сияли, как золото.

В начале 18 века на Макарьевскую ярмарку стали привозить посуду, что привлекало продавцов и покупателей со всей России. Хохломские изделия были известны на всю страну. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку стали приезжать гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Российские торговцы продавали продукцию в Индию и Турцию.

Первый этап жостовской росписи — замалёвка

Первый этап Жостовской росписи - замалевка
В картине мастер рисует композицию букета на рабочей поверхности подноса широкой кистью. Покраска выполняется без предварительного нанесения густыми и слегка отбеленными красками сразу на нескольких лотках. Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, словно заменяя нужный участок его поверхности под кисть. Покрытие сушат в сушильных шкафах двенадцать часов при определенной температуре. Что такое живопись Жостово?
Несущий. Выпрямление состоит из ряда операций друг за другом: затенение, укладка, блики, рисование, посадка растений и деление.

Загадки узоров русских росписей

Тарелки Гжели всегда были бело-голубыми, какая традиционная живопись родилась после Октябрьской революции и почему сверкают раскрашенные коробки? Мы понимаем секреты народного художественного мастерства.

Вятская роспись по дереву

Возникшие в Вятской губернии народные промыслы — роспись ящиков по дереву — внесли еще один вклад в развитие прикладного искусства. Простой и незамысловатый, как нарисованный рукой ребенка, но за этим скрывается глубокий смысл.

Большинство образцов традиционной вятской росписи имеют для славян символическое значение. Так, круг — знак солнца и жизни, лев — храбрость, птицы — радостная весть, а изображение Уткокона (коня главного древнеславянского бога Солнца) применялось в качестве оберега.

В процессе росписи мастера использовали заячьи лапы и чеканки (деревянные палки, на концах которых были вырезаны различные мотивы). Сначала грудь покрывали специальным клеем, который варили из овчины. Рисунок был сразу нанесен и поверх еще один слой клея.

Краской «Вятка» стали деревянные двери, стойки, перегородки. Когда-то ремесленники расписывали сразу несколько ящиков, каждый раз повторяя мотив. Они складывались одна в одну по принципу русских матрёшек.

Появление жостовских железных подносов

Осип, сын Филиппа Вишнякова, решил больше не производить папье-маше, а начал производство железных подносов. Спрос на подносы рос. Их использовали как для внутренней отделки, так и по прямому назначению. Жостовские подносы видели в питейных заведениях, известных московских чайных, трактирах, гостиницах и купеческих домах. В коллекциях испанских и британских королей есть жостовские подносы.

Спрос рождает предложение, и в 1960 году был основан Жостовский лакокрасочный завод.

 

Особенности жостовской росписи

В искусстве жостовских мастеров реалистичное ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративным обобщением, подобно русской народной росписи кистью на груди, бересте, прялке и т.д. Цветы. Роспись обычно выполняется на черном фоне (иногда на красном, синем, зеленом, серебряном), причем мастер работает сразу на нескольких подносах.

По своему назначению подносы делятся на две группы: для домашнего использования (для самовара, для сервировки еды) и для украшения.

По форме лотки бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и другие.

Элементы и узоры жостовской росписи

элементы Жостовской росписи

Чаще всего жостовские художники исполняют простые цветочные композиции в виде букета. Узор образован гармонично связанными мелкими цветками и крупными эффектными соцветиями, нераспустившимися бутонами и зеленой листвой.

Популярные цветы: розовые, астра, пион, тюльпан, георгин, дополненные тонкими листьями, бутонами и стеблями с небольшими веточками. Помимо садовых композиций художники часто изображают скромные фиалки, изящные ландыши, трогательные анютины глазки или вьюнок.

Наряду с традиционными лилиями, бессмертником, тимьяном и ромашками художники любили изображать совершенно новые и не существующие в природе причудливые цветы. Особенно богатые букеты дополняют фрукты и ягоды. Иногда в центре или на заднем плане могут быть изображены бабочки и птицы.

жостовская картина с изображением сюжета

(Картина Жостово с сюжетным изображением)

Помимо цветочных композиций, жостовские мастера иногда рисовали сюжетные изображения. Это сцены из жизни простых людей, разнообразные пейзажи, роскошные пейзажные композиции. Популярный мотив — тройка лошадей в окружении цветов.

Главная особенность картины — импровизационный подход к любому рисунку. Художники ни в коем случае не обязаны создавать по строгим моделям и изображениям, следовать особым образцам или натуре. Учитывая невероятное разнообразие художественных приемов, основу импровизации и творческого подхода, каждый рисунок поистине уникален и неповторим.

Цвета жостовской росписи

краски Жостовской живописи

Классическая подача изображения предполагает наличие черного или красного фона. Более прогрессивные современные концепции позволяют использовать нежные пастельные полотна для создания богатой, многоцветной композиции.

Жостовский комбинат выпускает продукцию с красным, синим, зеленым или голубым фоном. Один из самых популярных оттенков — слоновая кость. Реже встречаются «позолоченные» и «агрессивные» красные полотна.

Особенно изысканно смотрятся полотна с перламутровым покрытием. Переливы могут «украсить» как весь фон, так и отдельные акценты композиции. Первоначально инкрустация из перламутра использовалась в Федоскино.

работа мастера

Основные цвета

Цветовая палитра мастеров Жостовского художественного профиля более чем разнообразна и богата.

Для фона предпочтительны следующие цвета:

  1. Черный (# 000000);
  2. Слоновая кость или пшеница (# F5DEB3);
  3. Красный (# FF0000);
  4. Синий (# 00BFFF);
  5. Голубой (# 007FFF);
  6. Желтый (# FFBA00);
  7. Бордовый (# 900020);
  8. Золото (# FFD700);
  9. Янтарь (# FFBF00);
  10. Коричневый (# 964B00).

Для создания самого рисунка можно использовать абсолютно любой цвет. Приветствуется импровизация с тонами и полутонами.

Нижнетагильская роспись

Жостово, конечно, в рекламе не нуждается. Но ее предшественница, известная как тагильская роспись, увы, не так любима вниманием.

История

Более двух с половиной веков назад зародилась художественная традиция росписи по металлу. Он получил власть и выжил благодаря усилиям Н. Демидова, основавшего школу на своих заводах. То есть полностью оригинальной тагильской росписью не назовешь — ученики приобретали навыки и умения под грамотным руководством профессионального художника Албычева. Хотя, конечно, изначально картина возникла под влиянием иконописцев-старообрядцев.

rospis-po-Metallu
Нижнетагильский поднос 1850-1860 гг

Картина родом из Нижнего Тагила, стала востребованной благодаря уникальной работе братьев Худояровых. Кстати, именно работы братьев приобрели такую ​​известность, что их творчество заворожило жителей Жостово — отсюда и традиция, ставшая впоследствии более известной, чем ее вдохновители.

Мотивы и узоры

Возможно, этого ремесла не существовало бы, если бы не тагильский пластик и ковкий чугун, как будто он рожден для изготовления подносов. Вначале мода диктовала свое: художники несли копии картин на подносах. Затем начали проявляться их мотивы и узоры.

rospis-po-Metallu

Мифология и исторические сюжеты — мастера не боялись столь сложных сюжетов, что делало живописное повествование содержательным и красочным. Каркас подноса был образован печатным золотым орнаментом. Углы формы венчали цветочные вазы с пышными букетами, а ритм выбрал активное движение, композиция всегда четкая, уравновешенная.

Художники неизменно следовали правилам сочетания цветов, которые здесь активно использовались, очень тонко и гармонично при их выборе. Это разноцветная роспись по металлу, в которой учтены мельчайшие детали и вариативность фона.

Особенности исполнения

rospis-po-Metallu

Тагильские мастера работали в технике двойного мазка. Впоследствии эту технику перенимают и жостовские художники. Но тагильцы начали с орнамента на цветном фоне — этот прием заимствован из орнамента иконописных произведений. Поверх золота был сделан цветной фон, и после того, как краска затвердела, мастера соскребали краску с золота тонкой иглой.

Тагильский лак закрепил всю эту красоту: его композиция была гордостью мастеров. Успех был обеспечен точной дозировкой ингредиентов и наличием в составе льняного и конопляного масел. В отличие от других красок эта имела особую прозрачность и завидную стойкость.

В этом видео рассказывается, как создать лаковую краску по металлу.

Этапы создания

Начните писать на лотке грунтовкой, которую наносят пальцами. И уже после того, как нарисовал фон, художник работает в технике двойного мазка: на кисти одновременно набираются два цвета, более светлый — на «кончике» кисти. Затем по контуру изображаемого объекта располагается известь.

rospis-po-Metallu

Цветы в тагильской росписи написаны в один прием, такого наслоения, которое сложилось в жостовской традиции, нет. Цветки также расположены свободно, не перекрывая друг друга.

Этапы выглядят так:

  • заливать фон;
  • композиционный центр: начинается светлыми красками, каждый элемент прописан штрихом;
  • продвижение по глубине изображения, прорисовка каждого элемента;
  • детали чертежа (антенны, веточки, расположение световых точек);
  • многослойная роспись.

Начинающие учатся тагильской росписи на бумаге, затем переходят к росписи изделий из дерева (например, досок), а покраска металла — более профессиональный уровень.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с 14 века. Местные мастера использовали его для создания «тары для фармацевтических нужд», посуды и игрушек для детей. В начале 19 века в Гжельской волости появились фабрики по производству фарфора. Первый бизнес здесь был основан в 1810 году купцом Павлом Куличковым. Сначала роспись фарфоровых тарелок была красочной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубую голландскую плитку и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре голубые узоры на заснеженном фоне стали отличительной чертой живописи Гжели.

Чтобы проверить качество фарфора, перед покраской изделие окунули в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор был окрашен в сплошной розовый цвет, на нем были видны трещины. Мастера расписали кобальтовой краской — перед съемкой выглядит черной. Используя особые техники, работая только кистью и красками, художники создали более 20 оттенков синего.

Сюжеты Гжели — это пышные розы (здесь их называли «орлами»), зимние пейзажи, сюжеты из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, сельчане празднуют карнавал… После того, как рисунок был нарисован, тарелки были покрыты глазурью и обожжены. Розовые изделия с черным узором приобрели свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

История лаковой миниатюры Федоскино восходит к 18 веку. В 1795 году купец Петр Коробов основал фабрику в подмосковном селе Данилково (близ села Федоскино). Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, фабрика начала производить табакерки и коробочки.

Вскоре ассортимент расширился: появились ящики для мусора, булавки и чайные коробочки. Сначала их украшали печатными рисунками, гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. В процессе работы художники добавляли в краски металлическую пудру, чтобы цвета стали «яркими». Традиционные мотивы федоскинских миниатюр — русская тройка, пейзажи, сказки и сцены народной жизни: вечеринки, танцы, чаепитие.

На изысканные миниатюрные изделия давалась гарантия 100 лет: после высыхания папье-маше становилось тверже дерева, а яркие цвета не тускнели годами. Секрет был в том, что миниатюрная краска хранилась на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.

Три мира узоров. Мезенская роспись

Живопись Мезени появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень в Архангельской губернии. Древнейшее изделие с мезенскими мотивами — расписная прялка — датируется 1815 годом. Местные жители украшали ящики, туэсы (круглые ящики из бересты) и тарелки: ковши, миски, бочки, тарелки. К началу ХХ века село Палащель стало центром мезенской росписи по дереву.

Готовые блюда мезенские мастера расписывали охрой на чистом, незагрунтованном дереве с помощью специальной деревянной палочки — тисков. Пером тетерева или тетерева рисовали черным мазком, затем кистью наносили красный и черный узоры. Мастер разделил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Он обозначил их границы прямой линией, расположил модели в строгом порядке. Основными элементами картины были животные и птицы: лошадь, олень и утка. Узоры обрамлены геометрическим орнаментом в виде прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.

По традиции росписью Мезени занимались только мужчины, мастерство мастера передавалось по наследству. Сначала начинающего художника познакомили с символами и их сочетаниями в узоре, научили размечать изделие и рисовать контуры. Перед тем, как рисовать украшения, будущие мастера долгое время тренировались: писали палочки и линии.

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

Роспись по металлу зародилась в подмосковном селе Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лаковую мастерскую». Внутри были изготовлены и расписаны табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил дело отца, но заменил папье-маше изделиями из металла. В 1830-х годах в селе были построены новые фабрики декоративной росписи, где художники украшали подносы букетами цветов. Модные вещи быстро завоевали популярность.

Основным мотивом жостовской росписи был букет цветов на черном фоне. Традиционно мастера делали четыре вида дизайнов: «Букет в сборе», «Букет в рулоне», «Гирлянда» и «Ветка из угла». В центре изделия художники обычно помещали крупные яркие растения. Тень и мелкие цветы по краям изображения создавали иллюзию объема. Чтобы дизайн сиял изнутри, мастера добавляли в краски металлическую пудру, сусальное золото или перламутровые вставки.

«Они живут здесь с подносами, думают о них и говорят только о них», — говорили они о Жостово. В селе все напоминает народные промыслы — даже вместо адресных бирок используют расписные подносы с номерами домов. Мастера также указали направление для села.

Техника выполнения

Традиционная роспись предполагает использование исключительно черного льна. Для рыбалки использовались металлические и деревянные лотки различной формы — от стандартных прямоугольных до сложных комбинированных.

жостовская роспись в технике

Рассмотрим весь процесс поэтапно:

Грунтовка

На этапе первичного грунтования изделия обрабатываются специальным мастичным материалом и шлифуются. В этот момент мастер выбирает фон для базы, который, следовательно, не может быть изменен.

Замаленок

Это основа орнамента. С помощью разбавленной краски мастер формирует силуэты всех элементов, которые будут присутствовать на рисунке. На этом этапе практически полностью отсутствует импровизационная составляющая, а основу будущего орнамента ставят строго по заранее продуманной схеме.

Тенежка

Затенение позволяет сделать полупрозрачную композицию более реалистичной. Появляются отчетливые тени, светлые участки и полутона. Цветки становятся объемными, листья и стебли выглядят более естественными.

Прокладка

Это самый ответственный этап. Слой покрытия позволяет придать букету высшую степень реалистичности, что выгодно отличает Жостовскую роспись от других художественных промыслов. Задача художника — «прояснить» детали, выделить отдельные участки. Мастер задает тон контрастности или «выравнивает» композицию за счет гармоничных переходов.

Бликовка

Свет и объем сочетаются друг с другом путем наложения отражений. Букет, словно попадая под солнечные лучи, начинает переливаться и светиться. Теперь у композиции особый вкус и настроение.

Чертежка

Это очень интересный этап. Задача мастера — с помощью тонкой кисти и минимального количества прорисовывается каждый элемент изображения, добавляя ему реалистичности. На ягодах появляются семена, в цветочных чашках появляются пестики и тычинки, листья, трава и стебли становятся объемными и правдоподобными из-за кружевных вставок и других сложных акцентов.

пошаговая техника Жостовской росписи

 

Привязка

На этом этапе необходимо «вживить» сложную композицию в фон. Для этого мастер использует тонкие стебли «травы», усики, декорированные элементы, которые добавляют холсту еще больше объема и делают всю композицию цельной и завершенной.

Чтобы готовое изделие выглядело, а стиль полностью соответствовал общепринятым канонам, мастера прибегают к «чистке». Это украшение боковой стороны подноса различными геометрическими линиями, цветочными мотивами, цветочными гирляндами. Кайма может быть как очень скромной, лишь слегка подчеркивающей рамку, так и очень богатой, не уступающей по своему великолепию центральным фигурам композиции.

 

Рекламная вывеска Вешняковых

Рекламный знак Вешнякова
Над реализацией подноса трудились не менее трех человек: кузница, в которой изготавливалась форма; на поверхность грунта наносится шпатлевка; художник, расписавший поднос. Этой же грунтовкой красили изделие после высыхания. Вначале владелец мастерской и его семья работали помощниками по хозяйству. Но по мере роста производства цеха расширялись, появлялись наемные рабочие, а собственник все больше и больше становился предпринимателем, но всегда осознавал тонкости самого производства. Что такое живопись Жостово?
В 1870-х годах в пригородной торговле уже было занято более двухсот сорока рабочих. Наиболее крупными цехами были: в Жостове — О.Ф. Вишнякова, где работали пятьдесят девять человек, из них пятьдесят три — наемные; Е.Ф. Беляева, где работал пятьдесят один человек, пятьдесят из которых приняты на работу; в Новосильцево — основанные в 1860 и 1871 годах две мастерские Ефима Федоровича Цыганова, где работали 49 рабочих, из них 46 нанятых. Продукция в год выпускалась на двенадцать, двадцать и одиннадцать тысяч рублей соответственно . Что такое живопись Жостово?
Самые старые из доступных для изучения жостовских подносов датируются 1870-1880 годами. Для определения эпохи их создания и принадлежности к мастерским, преимущественно династий Вишняковых, используются отличительные знаки, которые расположены на обратной стороне подносов и обычно содержат имя владельца фабрики и список наград-медалей. Помогает участие в крупных отечественных и зарубежных художественно-промышленных и ремесленных выставках. Основным местом продажи подносов была Москва, а через нее — Нижний Новгород с огромной Макарьевской ярмаркой, юг России и Средняя Азия. Лучшие сорта привезены в Санкт-Петербург. Что такое живопись Жостово?
В ХХ веке живописный декоративный букет стал главным направлением в искусстве Жостова. Помимо собственно росписи и росписи, жостовские мастера использовали и другие приемы орнаментального украшения подносов. Широкое распространение получил метод «копчения», с помощью которого на поверхность наносился яркий узор, напоминающий мотив панциря черепахи и получивший местное название «под червяком». На старых подносах «чистота» очень разнообразна: украшения на столе, в которых геометрические и растительные мотивы индивидуальны на каждом элементе и являются своеобразным аккомпанементом к основной теме картины. Что такое живопись Жостово?
В 1920-е годы в Жостово, Новосильцево и Троицком возникло несколько артелей, объединенных в 1928 году в одну: «Металлический Поднос» (с 1960 — Жостовская фабрика декоративной росписи). В их создании приняли участие мастера-мастера, которым суждено внести большой вклад в возрождение подносной росписи и развитие местных художественных традиций в новых условиях.

Не совсем обычный путь в творчестве Жостова для К.В. Грибкова. Художник-график, соприкасавшийся со Строгановским училищем, был, пожалуй, единственным из жостовских художников, писавших подносы не в духе традиционной народной импровизации, а по его предварительному рисунку.
Сегодня среди трехсот рабочих Жостовской фабрики декоративной росписи более ста девяноста художников. Несмотря на название «фабрика», мастерство в творческих процессах сохраняет драгоценное качество народного искусства: его мастерство.

Формы лотков уже давно печатаются на специальных машинах. Механизированная покраска, шлифовка некоторых форм. Но из двадцати шести типичных форм подносов Жостова художник выбирает ту, которая соответствует его идее, и, если это уникальная работа, поручает кузнецу сверлить форму вручную.

Полтора века для развития рыболовства — сравнительно небольшой срок. Но в этот период из ремесленного центра Жостово превратилось в уникальный центр русского народного искусства, а Жостовский поднос, сделанный из предметов домашнего обихода, стал предметом восхищения.

Палехская роспись на шкатулках

Палехская школа появилась в одноименном селе Ивановской области. Еще до революции это место было настолько знаменито своими иконописцами, что их приглашали работать художниками в Новодевичий монастырь, Троице-Сергиеву Лавру. С приходом Советской власти религия и иконопись были запрещены, поэтому ремесла стали блекнуть.

В начале 19 века в России появилась мода на изделия из папье-маше. Мастера Палеха основали артель ручной работы, которая занималась изготовлением лаковых картин на формочках из папье-маше. Традиционными мотивами стали узнаваемые фактуры из народных сказок, произведений А.С. Пушкина, прекрасные пейзажи, цветочные мотивы. Это отличает Палехскую школу от остальных.

Изготовленные таким образом броши, серьги, шкатулки, шкатулки, портсигары и другие кулоны были популярны тогда, но именно палехская шкатулка стала чуть ли не синонимом этого вида росписи. Изделие сначала покрывается фоном — красной или черной краской.

Кстати, а вы знали, что по этой детали можно отличить оригинальный товар от подделки? В настоящих коробках такой тонкий слой краски, что его практически не видно.

Благодаря особой манере письма создается эффект объемного изображения. Основными чертами палехской росписи являются тщательно прорисованные образы, богатство и богатство, заканчивающиеся сусальным золотом.

Секреты мастерства

Наблюдая за этим долгим и скрупулезным процессом, можно увидеть, как мастера до сих пор соблюдают древнюю технику исполнения.

  • Замалевок. Основа будущей модели. Эскизы будущего рисунка делаются на подготовленной плоскости разбавленной краской.
  • Танежка. Цветные тени наносятся полупрозрачными красками. Создается видимый объем цветов и появляются затемненные участки растений.
  • Цветная печать. Это самый ответственный этап в Жостовской послойной росписи. Сформирован внешний вид букета, осветляется или затемняется вся композиция, определяются мелкие важные детали.
  • Светиться. Благодаря такому действию появляется объем и свет, хорошо передается сочетание характеристик и настроения.
  • Рисунок. Заключительная часть работы над изображением. Мелкие, но значимые детали художник наносит вручную.
  • Связь. Букет словно растекается под фоном изделия. Тонкие стебли и усики волшебным образом появляются как одно целое и сливаются с фоном.
  • Очистка краев лотка. Сторона подноса украшена всевозможными мотивами. Без этого работа будет выглядеть незаконченной.
  • Зеркальный блеск. Используя меловую пудру, протрите поддон ладонями до блеска, затем протрите его парафином, от которого изделие будет сиять еще больше.

Жостовские лотки существуют уже много лет, но среди них нет ни одного похожего на другой.

Мотивы росписи

Самые распространенные элементы городецкой росписи — цветы и животные. От таких образов исходит интимность и умиротворение.

Расписные ложки, мебель и посуда в радостном городецком стиле освежили и оживили интерьер.

Цветочная роспись — самая простая. Есть несколько видов орнамента:

  • «Букет» — наносится симметрично, присутствует в основном на тарелках или разделочных досках.
  • «Гирлянда»: в центре один-два цветка, от них во все стороны отходят более мелкие цветки и листья. Этим мотивом расписаны хлебницы, тарелки, коробки.
  • «Ромб» — это своего рода гирлянда. В центре находится один или несколько цветков, а листья и бутоны уменьшаются по мере приближения к верхушкам палтуса. И располагаются они на воображаемых краях фигуры. Такими изображениями украшали сундуки, скамейки и гардеробы.
  • «Полоска цветов» — осталась от прялок. Это повторяющийся ленточный узор из цветов одного размера, разбавленных листьями. Они украшают объемные изделия.
  • «Гирлянда» — выглядит как «цветочная полоска». Отличие в том, что он закрывается по краям крышки или тарелки.

В цветочной живописи присутствуют изображения птицы и лошади. Их обычно расписывают внутри цветочного венка. Элементы городецкой росписи нашли свое место в крупных предметах: панно, санях, тарелках, ящиках.

Образы могут быть самыми разными: стремительные рыцари, сцены с чаепитием, красивые птицы, красивые девушки с экзотическими собаками, львы и леопарды. Чаще всего встречается гордый конь или воинственный петух.

Крой формы подноса

Кованые подносы создаются ручной ковкой с помощью кузнецов в соответствии с древней ремесленной традицией: форма и размер подносов зависят от творческих способностей кузнеца. Ручными ножницами вырезаем скобу из 3-5 металлических карточек.

Вычерчивание формы подноса с помощью трафарета

При создании лотков стандартной формы металлические листы нарезаются на заготовки определенного размера. В заготовке вырезается лоток и вытягивается по форме на электрическом прессе с использованием комбинированного штампа и форм, затем лоток отбортовывается, т.е его края закатываются.

История росписи

История Жостовской и Жостовской торговли восходит к началу 19 века, когда в ряде подмосковных деревень и в деревнях бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Подмосковья) — Жостово. Троицкий и другие — здесь были мастерские по изготовлению лакированных предметов, расписанных папье-маше. Традиции этой росписи зародились в Жостово и окрестных деревнях на основе более ранней тагильской росписи (18 век). Главный мотив жостовской росписи, как и тагильской росписи, — букет цветов.

В 1922 году в селе Новосельцево была основана «Новосельцевская трудовая артель» по производству подносов из лакированного железа; в 1924 г в селе были организованы Жостовская трудовая артель и Спецкустар; в 1925 году — «Варнишер» и одновременно в селе Троицкое — артель «Свой труд» по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 году в специализированную артель «Металлоподнос» в селе.

1920-е и 1930-е годы были непростыми в истории Жостово. Тенденции простого утверждения современности и реализма, присущие советскому искусству, привели к тому, что организации, занимающиеся народными промыслами, попытались изменить традиционное направление своего развития и внедрили в живопись Жостово образцы орнаментально-тематических композиций, созданных профессиональные художники, не учитывающие специфики местного искусства и несущие в себе черты станковой живописи и натурализма. Выдающиеся художники осознали внешность этих нововведений из самой сути народного искусства, они смогли противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства.

В 1960-е годы в истории Жостово начался новый этап, который продолжается и по сей день. Художественная роспись подносов приобретает все больший престиж и популярность не только благодаря массовым изделиям, но и уникальным работам ведущих мастеров, которые все чаще привлекают внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. Жостовские подносы предметов быта на протяжении всей своей истории превратились в самостоятельные декоративные панно, а ремесла, некогда служившие подспорьем земледелию, приобрели статус уникального вида русского народного искусства. Декоративная роспись сегодня находится на подъеме. Это не значит, что в рыболовной жизни нет трудностей и проблем.

Они существуют во всех сферах нашей культуры, которые должны противостоять современной коммерциализации. Жостово подражает, старается подражать стилю и даже стилю авторских художников. Однако коллектив, постоянно работающий в этой области, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием навыков и постоянным вниманием к лучшим образцам наследия древних мастеров. К этому следует добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и различных видов русского прикладного и народного искусства, которые составляют «творческую копилку» мастеров.

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись

Городецкая роспись известна со второй половины 19 века. В 1870 году иконописец Николай Огуречников приехал в Поволжье, в село Курцево Городецкой волости. Он учил местных мастеров рисовать красками и оживлять рисунок мазками белого цвета. Сначала художники рисовали низы — плоские доски, на которых сидели хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Дно, украшенное красочной резьбой и мотивами, также служило украшением интерьера.

Живопись Городца отличалась контрастностью ярких красок. Художники изображали черных коней с длинными шеями и стройными ногами, петухов с гордо поднятой головой и пушистым хвостом, рисовали сцены из купеческой жизни: семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательным элементом расписного городецкого изделия являются объемные букеты и гирлянды из роз, ромашек, купавок.

Ложки и шкатулки, сундуки и корзины, мебель и ставни были украшены красочным орнаментом. Кроме того, мастера изготавливали из щепы и расписывали детские игрушки: кукол, лошадок-качалок и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяек: прялки, веретена, утюги. Особой популярностью пользовалась катание на инвалидных колясках. Деревянные лошади прикрепляли к расписным нартам, кучеры садились на повозку. Мастера не использовали в своей работе клей и гвозди: они корректировали детали, которые иногда превышали тридцать, с максимальной точностью. «Чтобы сделать носилки, нужно знать демонов», — сказали Городцу.

Клёдов за работой

В 1830 году в Жостово стали изготавливать подносы не только из папье-маше, но и из железа. В источнике от 1839 г упоминаются «предметы, сделанные из битой бумаги (папье-маше) и выброшенные из жести .. подносы, подносы .. все окрашенные рисунками… Филипп Вешняков, Никитин и его сын, крестьянин граф Шереметев.

Выравнивание формы подноса

Затем с помощью молотка и наковальни форма устраняется, растягивается. Край лотка закатывается ниткой для его укрепления, после чего кромка молотком выравнивается на наковальне.

Тематика рисунка

Расписная посуда Гжели отражает события, происходящие в городской и сельской жизни, а также природные явления. Дизайны делятся на три основные группы:

  • Овощи. Здесь вся зелень имеет стилизованный вид с основными чертами. Вы можете увидеть ягоды, травинки, черенки, цветы и листья.
  • Орнаментальные мотивы. Оригинальные и стилизованные рисунки, демонстрирующие ассоциации и самовыражение художника. Его выполняют декоративными сетками — «усиками», «травинками», «капельками», «гребешками» и «жемчугом».
  • Тема расписана. Это катание на санях, ярмарки и времена года.

Гжель — это целое стилистическое направление, а не только модели. Его используют при изготовлении керамики, в дизайне одежды и в дизайне интерьеров.

Таким чудесным образом шедевры Гжели «как сказочные птицы» всплывают и разлетаются по миру. Поэтому синяя птица Гжель — это бренд современной живописи.

Основные черты картины:

  • застеклить поверхность;
  • холодный белый фон;
  • орнамент в оттенках синего и синего;
  • сложный узор или дизайн в народном стиле;
  • только ручная работа.

Каждое изделие — произведение искусства благодаря ручной росписи. Все дизайны уникальны.

Читайте также: Художественные ремесла в Древней Руси: декоративно-прикладное искусство

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector