Особенности жостовской росписи: как делают подносы

Роспись

История жостовской росписи

История уникальной росписи начинается в 1825 году, когда один из слуг графа Шереметьева Вишняков, работающий на местном производственном предприятии, освоил там технологию росписи металла и изделий из папье-маше. Позже в своем селе он открыл собственную мастерскую. С этого момента и зародилось это популярное ремесло. Но техника Жостово заимствует мотивы изображения из живописи Тагила. Он возник почти на 100 лет раньше и также представлял собой художественное украшение с мотивом железных подносов.

Спустя пять лет производство распространилось на окрестные села: Троицкое, Осташково, Хлебниково. Постепенно жестяные подносы вытеснили другие виды поделок.

В 1922 году Новосельцевская трудовая артель была образована в селе Новосельцево, также расположенном в Мытищинском районе. Производились подносы из лакированного железа. В 1924 году в селе Жостово появились две артели — Жостовская трудовая и Спецкустар. Через год сразу появился «Варнишер» и в Троицке артель «Свой труд». С 1928 года все эти корпорации объединились в одно предприятие.

На развитие и популярность Жостовских расписных подносов повлияло удачное расположение села. Ремесленники могли продавать свои творения в Москве, тем самым продавая свои изделия без посредников. Они также закупили там сырье для новых рабочих мест.

После отмены крепостного права многие ремесленники начали открывать собственные мастерские по производству оловянных подносов. Поселились прямо в доме. Ремесло приобрело такую ​​популярность, что вскоре была открыта школа по обучению росписи оловянной посуды.

Первые годы образования СССР были тяжелыми для жостовских мастеров. Советское искусство предполагало соцреализм, натурализм, утверждение современных идеалов. Эти изображения плохо вписывались в традиционное направление народных промыслов. Профессиональные художники постарались привнести в это ремесло современные тематические картины и орнаменты. Однако ремесленникам удалось противостоять инопланетным нововведениям и сохранить традиционное направление, используя новые идеи для улучшения своего ремесла.

После 1960-х годов снова возрождается интерес к народному творчеству. Образцы русских народных промыслов стали поступать на специализированные выставки, в результате чего возрос интерес зарубежных поклонников. Растущая популярность породила массовое производство недорогих сувениров. Противостоять этому мог только высокий профессионализм мастеров и продолжение традиций.

Особенностью жостовской росписи является то, что, несмотря на частый отход от первоначального вида, она традиционно создается на кованом подносе. Перед нанесением рисунка инструменты тщательно шлифуются, после чего на его поверхность наносятся слои каолина и сажи. Лоток шлифуется второй раз, затем окрашивается в несколько слоев, каждый из которых тщательно полируется. Только по окончании этого подготовительного процесса произведение попадает в руки мастера для росписи. В этом случае художник работает одновременно на нескольких лотках.

Каноническое изображение находится на черном фоне, его композиции составлены из нескольких крупных полевых цветов в центре и более мелких по краям. Мастера живописи умеют органично сочетать изображение и форму самого подноса, чтобы создать впечатление глубины и объема изображения. Черный фон не просто подчеркивает яркие цветы, он их окутывает, создает баланс оттенков.

Вытягивание края подноса

Вытяните край лотка
Отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два или три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, ручная очистка каждого слоя эмали наждачной бумагой.
Жостовские мастера рисуют масляными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисти. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап написания называется обшивкой, второй — нанесением.

Нюансы технологии

Кстати, сама Жостовская роспись неотделима от подносов и в других местах практически не используется, поэтому о жостовских подносах уместнее говорить, чем о Жостовской росписи.

Те же основы под покраску, сами лотки, изготавливаются из металла, жести, листового металла. Заготовка изготавливается вручную или с помощью форм. После придания формы изделие тщательно готовится и обрабатывается для дальнейшего украшения. В первую очередь будущий лоток грунтуется, затем шлифуется и красится. Все это сделано для придания ему идеальной однородности и гладкости, необходимых для равномерного нанесения краски.

Те же масляные краски, которыми пользуются художники, расписывающие жостовские лотки, часто разбавляют льняным маслом. И пишут узоры кистями разной формы и размера, часто белки.

Сама техника делится на два этапа:

  • закрасить — основа будущих элементов цветочной композиции прорисовывается плотной белой краской;
  • и подшипник — собственно окончательная покраска.

Это сделано потому, что фон на жостовских лотках обычно темный (черный, реже темно-красный, синий, зеленый). Чтобы цветы получились яркими, мастер должен на темную основу подноса подложить под них светлую основу.

Жостовские подносы всегда были показателем хорошего эстетического вкуса их обладательницы, но их не так часто используют по прямому назначению — для переноски посуды: чайных чашек, тарелок, самоваров. Для таких целей использовались более простые хозяйственные подносы, но на Жостовские декоративные подносы в доме возлагались особые задачи: они торжественно и красиво несли визитки дорогим и знатным гостям, а зачастую просто украшали их стены.

 

Легендарные художники Жостова

Постепенно родился новый Жостовский поднос, знакомый всем нам. История, сохранившаяся в региональных летописях, повествует о том, как постепенно все больше и больше талантливых местных крестьян привлекалось к ремесленным мастерским. Удивительно, сколько талантов оказалось среди простых и невежественных слуг. Первым мастером, упомянутым в историческом документе 1839 года, был слуга графа Шереметьева — Вешняков Филипп Никитин, он вместе с сыном занимался росписью подносов. Так зарождались художественные династии в Жостово.

Самые известные мастера Жостовских подносов: О.Е. Бурбышев (об этом художнике в Жостово ходят легенды, он был таким добродетельным мастером), Н.М. Цаплагин, А.Е. Вишняков, К.В. Грибков, И.С. Леонтьев, Д.С. Кледов, П.С. Курзин, МРИА Митровфано, MRIA , А.П. Гогин, И.П. Плахов, Б.В. Графов. Все эти мастера и многие другие оставили глубокий след в творчестве Жостова, именно они создали замечательные произведения Жостовской миниатюры, вошедшие в золотой фонд ремесел.

Выстукивание формы подноса

Прикосновение к форме подноса

Жостовские подносы: как нарисовать поэтапно

Весь процесс покраски подноса условно можно разделить на 4 этапа. Сначала выполняется так называемая «роспись» — отбеленными красками на изделие набрасывается обобщенный контур будущего рисунка, расположение основных точек.

история жостовского подноса

Далее следуют «тень» и «печать» — нанесение прозрачных теней и обозначение самых ярких мест густыми красками. После этого форма цветов и листьев становится более четкой.

жостовские лотки как рисовать поэтапно

Третий этап — блики: наносим быстрые отбеливающие мазки. С их помощью уточняются все объемы.

производство жостовских лотков

И, наконец, следует последний этап 4, на котором выполняется «рисование» и «привязка». С помощью тончайшей кисти мастер гибкими эластичными линиями обводит контур каждого листочка и лепестка, рисует небольшие веточки и детали, которые называются переплетами.

НОВЫЕ ФОРМАТЫ

Во время нашего визита на фабрику художники сушили свежеокрашенные новогодние шары. Выяснилось, что жостовчане постоянно экспериментируют. Помимо подносов, на заказ красят самовары и подстаканники, шкатулки и даже мебель. Это не основной бизнес (например, завод выпускает около 15 комплектов самоварных чашек в год), но и заработок.

  • В советское время Жостовская фабрика поставляла лотки во все 15 республик. Вы представляете, в чем был вопрос? Никто не мог с нами конкурировать. А теперь, к сожалению, китайские ремесленники пытаются создавать дешевые подделки », — сетует Михаил Лебедев.

Основные рынки сбыта Жостово — Москва (два фирменных магазина в столице и еще один на территории фабрики), Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Участие в специализированных выставках и ярмарках помогает привлечь новых клиентов. Жостовцы стараются не потерять ни одного.

  • В начале сентября мы привезем подносы в Новый Иерусалим, практически параллельно нам надо брать выставку в Раменском. А оттуда — сразу в Серпухов, — рассказывает Михаил о планах.

Еще один способ продвижения — промо-туры для дизайнеров интерьеров, заказчиков которых может заинтересовать оформление мебели и стеновых панелей а-ля-рус. Наконец, продюсеры проводят платные экскурсии и мастер-классы для россиян и иностранцев. Спрос высокий: в день приезжают три-четыре автобуса. Это и дополнительная прибыль, и доступ к потенциальным покупателям.

Я считаю, что мы занимаемся высоким искусством. Но нельзя забывать об экономике. Надо одновременно развивать и навыки, и маркетинг, — резюмирует Михаил Лебедев.

Оксана КОСАРЕВА, министр культуры Московской области:

  • В 2017 году подмосковные фабрики выпустили изделий народного творчества на сумму более 1 миллиарда рублей. Меры государственной поддержки в этой сфере на территории области осуществляются в рамках государственных программ «Культура Подмосковья» и «Предпринимательство Подмосковья».

ТРИ УДАРА

Сейчас есть другие технологии. Мы производим лотки в три этапа, — поясняет Михаил Лебедев.

Находимся в формовочном цехе фабрики. Массивные станки от пола до потолка, груды стальных листов разной толщины (от 0,5 до 0,8 см), формы, благодаря которым получаются лотки круглой, прямоугольной, малой и большой формы. Самый популярный вариант, по словам Михаила, — средний прямоугольный.

Рабочий в синем комбинезоне кладет лист металла в первую машину. Шум, ропот, аплодисменты. На стол падает аккуратный прямоугольник. Умелые руки тут же хватают его и отвозят в машину номер два. Больше хлопка — и прямоугольник теперь имеет бамперы под углом 90 градусов. Из третьего аппарата со щелчком, как из тостера, слетает полноценный кусок для подноса — закатанными сторонами.

Бока — важная деталь. Во-первых, без них легко сложить поднос руками. Во-вторых, когда художник наносит рисунок, он прикладывает руку к этой стороне — краска не растекается, — Михаил раскрывает секреты изготовления.

А сколько лотков в день можно сделать «в три хода»? — Я заинтересован.

В среднем 100 шт. Но это просто пустые места. Их еще нужно просушить в специальных камерах на ночь, чтобы сошла заводская смазка, защищающая металл от ржавчины — краска не попадет на смазку. Утром начинается следующий этап: эмалирование.

 

Рекламная вывеска Вешняковых

Рекламный знак Вешнякова
Над реализацией подноса трудились не менее трех человек: кузница, в которой изготавливалась форма; на поверхность грунта наносится шпатлевка; художник, расписавший поднос. Этой же грунтовкой красили изделие после высыхания. Вначале владелец мастерской и его семья работали помощниками по хозяйству. Но по мере роста производства цеха расширялись, появлялись наемные рабочие, а собственник все больше и больше становился предпринимателем, но всегда осознавал тонкости самого производства.

В 1870-х годах в пригородной торговле уже было занято более двухсот сорока рабочих. Наиболее крупными цехами были: в Жостове — О.Ф. Вишнякова, где работали пятьдесят девять человек, из них пятьдесят три — наемные; Е.Ф. Беляева, где работал пятьдесят один человек, пятьдесят из которых приняты на работу; в Новосильцево — основанные в 1860 и 1871 годах две мастерские Ефима Федоровича Цыганова, где работали 49 рабочих, из них 46 нанятых. Продукция в год выпускалась на двенадцать, двадцать и одиннадцать тысяч рублей соответственно .
Самые старые из доступных для изучения жостовских подносов датируются 1870-1880 годами. Для определения эпохи их создания и принадлежности к мастерским, преимущественно династий Вишняковых, используются отличительные знаки, которые расположены на обратной стороне подносов и обычно содержат имя владельца фабрики и список наград-медалей. Помогает участие в крупных отечественных и зарубежных художественно-промышленных и ремесленных выставках. Основным местом продажи подносов была Москва, а через нее — Нижний Новгород с огромной Макарьевской ярмаркой, юг России и Средняя Азия. Лучшие сорта привезены в Санкт-Петербург.

В ХХ веке живописный декоративный букет стал главным направлением в искусстве Жостова. Помимо собственно росписи и росписи, жостовские мастера использовали и другие приемы орнаментального украшения подносов. Широкое распространение получил метод «копчения», с помощью которого на поверхность наносился яркий узор, напоминающий мотив панциря черепахи и получивший местное название «под червяком». На старых подносах «чистота» очень разнообразна: украшения на столе, в которых геометрические и растительные мотивы индивидуальны на каждом элементе и являются своеобразным аккомпанементом к основной теме картины.

В 1920-е годы в Жостово, Новосильцево и Троицком возникло несколько артелей, объединенных в 1928 году в одну: «Металлический Поднос» (с 1960 — Жостовская фабрика декоративной росписи). В их создании приняли участие мастера-мастера, которым суждено внести большой вклад в возрождение подносной росписи и развитие местных художественных традиций в новых условиях.

Не совсем обычный путь в творчестве Жостова для К.В. Грибкова. Художник-график, соприкасавшийся со Строгановским училищем, был, пожалуй, единственным из жостовских художников, писавших подносы не в духе традиционной народной импровизации, а по его предварительному рисунку.
Сегодня среди трехсот рабочих Жостовской фабрики декоративной росписи более ста девяноста художников. Несмотря на название «фабрика», мастерство в творческих процессах сохраняет драгоценное качество народного искусства: его мастерство.
Формы лотков уже давно печатаются на специальных машинах. Механизированная покраска, шлифовка некоторых форм. Но из двадцати шести типичных форм подносов Жостова художник выбирает ту, которая соответствует его идее, и, если это уникальная работа, поручает кузнецу сверлить форму вручную.

Полтора века для развития рыболовства — сравнительно небольшой срок. Но в этот период из ремесленного центра Жостово превратилось в уникальный центр русского народного искусства, а Жостовский поднос, сделанный из предметов домашнего обихода, стал предметом восхищения.

Элементы и узоры жостовской росписи

Чаще всего жостовские художники исполняют простые цветочные композиции в виде букета. Узор образован гармонично связанными мелкими цветками и крупными эффектными соцветиями, нераспустившимися бутонами и зеленой листвой.

Популярные цветы: розовые, астра, пион, тюльпан, георгин, дополненные тонкими листьями, бутонами и стеблями с небольшими веточками. Помимо садовых композиций художники часто изображают скромные фиалки, изящные ландыши, трогательные анютины глазки или вьюнок.

Наряду с традиционными лилиями, бессмертником, тимьяном и ромашками художники любили изображать совершенно новые и не существующие в природе причудливые цветы. Особенно богатые букеты дополняют фрукты и ягоды. Иногда в центре или на заднем плане могут быть изображены бабочки и птицы.

Помимо цветочных композиций, жостовские мастера иногда рисовали сюжетные изображения. Это сцены из жизни простых людей, разнообразные пейзажи, роскошные пейзажные композиции. Популярный мотив — тройка лошадей в окружении цветов.

Главная особенность картины — импровизационный подход к любому рисунку. Художники ни в коем случае не обязаны создавать по строгим моделям и изображениям, следовать особым образцам или натуре. Учитывая невероятное разнообразие художественных приемов, основу импровизации и творческого подхода, каждый рисунок поистине уникален и неповторим.

Вычерчивание формы подноса с помощью трафарета

При создании лотков стандартной формы металлические листы нарезаются на заготовки определенного размера. В заготовке вырезается лоток и вытягивается по форме на электрическом прессе с использованием комбинированного штампа и форм, затем лоток отбортовывается, т.е его края закатываются.

ОТ ТЕНЕЖКИ К ЧЕРТЕЖКЕ

Только в трех художественных мастерских все как было. Здесь 36 художников, расположившихся среди разнообразных цветочных горшков и вооруженных кистями, палитрами и фольгой, превращают пустые пространства в произведения искусства.

У нас дома живые цветы. Мы постоянно их наблюдаем. Еще мы ходим по полям и лесам. Каждое лезвие вдохновляет. В этом порыве мы приходим сюда рисовать, — делится художница Ольга.

Сначала художники рисуют мелом штрихи — они указывают направление композиции. Затем делают покрасочные работы, то есть наносят зарисовку рисунка известью. За ночь поддон подсыхает и нужно приступать к растушевке — темные участки цветов и листьев окрашиваются прозрачным лаком, после чего уже высвечиваются светлые пятна. Далее следует размещение бликов, создающих эффект объема.

Завершающие этапы включают рисование — прорисовку четких контуров по краям композиции — и «привязку», когда изображение цветка дополняется травинками. Некоторые художники также покрывают листья сусальным золотом. Готовый! На подносе распустились цветы: поле, сад, рай. Осталось только поставить «автограф».

Есть основные правила рисования Жостово. На основе алгоритма каждый художник создает свою работу, которую не может повторить даже он сам, — отмечает Михаил Лебедев. — Были случаи: заказчики просили сделать копию — не получалось. Примерно так — да, именно так — нет.

Никто не ограничивает фантазию местных художников. Цветы могут «расти» на клумбе или в корзине с фруктами, складываться в букет или свернуться калачиком в гнезде жар-птицы.

«Мы не ограничиваемся цветочными орнаментами, — говорит Михаил. — Коллеги рисуют троек лошадей, зимние пейзажи и натюрморты. Настоящий художник любит эксперименты.

 

Основные мотивы и сюжеты

Основными мотивами жостовской росписи, конечно же, являются всевозможные цветочные мотивы, разнообразие которых неисчислимо! Живопись Жостово придерживается нескольких традиционных типов композиции. Цветы можно собирать в большие букеты, состоящие из 3-5 соцветий, изображать корзинками или располагать гирляндами по всему периметру лотка.

Иногда картину можно дополнить изображениями ягод, фруктов или птиц. Есть образцы жостовской росписи, похожие на старинные драгоценные голландские натюрморты. Хотя рисунок растений довольно условен, здесь есть все признаки станковой живописи: тщательная проработка деталей, общий колорит, свободная импровизация.

Техника выполнения

Традиционная роспись предполагает использование исключительно черного льна. Для рыбалки использовались металлические и деревянные лотки различной формы — от стандартных прямоугольных до сложных комбинированных.

Рассмотрим весь процесс поэтапно:

Грунтовка

На этапе первичного грунтования изделия обрабатываются специальным мастичным материалом и шлифуются. В этот момент мастер выбирает фон для базы, который, следовательно, не может быть изменен.

Замаленок

Это основа орнамента. С помощью разбавленной краски мастер формирует силуэты всех элементов, которые будут присутствовать на рисунке. На этом этапе практически полностью отсутствует импровизационная составляющая, а основу будущего орнамента ставят строго по заранее продуманной схеме.

Тенежка

Затенение позволяет сделать полупрозрачную композицию более реалистичной. Появляются отчетливые тени, светлые участки и полутона. Цветки становятся объемными, листья и стебли выглядят более естественными.

Прокладка

Это самый ответственный этап. Слой покрытия позволяет придать букету высшую степень реалистичности, что выгодно отличает Жостовскую роспись от других художественных промыслов. Задача художника — «прояснить» детали, выделить отдельные участки. Мастер задает тон контрастности или «выравнивает» композицию за счет гармоничных переходов.

Бликовка

Свет и объем сочетаются друг с другом путем наложения отражений. Букет, словно попадая под солнечные лучи, начинает переливаться и светиться. Теперь у композиции особый вкус и настроение.

Чертежка

Это очень интересный этап. Задача мастера — с помощью тонкой кисти и минимального количества прорисовывается каждый элемент изображения, добавляя ему реалистичности. На ягодах появляются семена, в цветочных чашках появляются пестики и тычинки, листья, трава и стебли становятся объемными и правдоподобными из-за кружевных вставок и других сложных акцентов.

Привязка

На этом этапе необходимо «вживить» сложную композицию в фон. Для этого мастер использует тонкие стебли «травы», усики, декорированные элементы, которые добавляют холсту еще больше объема и делают всю композицию цельной и завершенной.

Чтобы готовое изделие выглядело, а стиль полностью соответствовал общепринятым канонам, мастера прибегают к «чистке». Это украшение боковой стороны подноса различными геометрическими линиями, цветочными мотивами, цветочными гирляндами. Кайма может быть как очень скромной, лишь слегка подчеркивающей рамку, так и очень богатой, не уступающей по своему великолепию центральным фигурам композиции.

Клёдов за работой

В 1830 году в Жостово стали изготавливать подносы не только из папье-маше, но и из железа. В источнике от 1839 г упоминаются «предметы, сделанные из битой бумаги (папье-маше) и выброшенные из жести .. подносы, подносы .. все окрашенные рисунками… Филипп Вешняков, Никитин и его сын, крестьянин граф Шереметев.

КРАСОТА ТРЕБУЕТ СРЕДСТВ

Самый большой расход на Жостовском комбинате — лотковые формы. Одного из этих модулей хватит примерно на три месяца. Шесть прессов стоят около 1 миллиона рублей. При этом в России почти не осталось заводов, где бы производили такие детали.

«Субсидии, которые мы получаем от государства, идут в основном на закупку и восстановление форм, — комментирует главный художник фабрики Михаил Лебедев.

К тому же кисти художника дороги для фабрики. По старинной традиции их делают из беличьей шерсти. Такие щетки сейчас выпускает Кировский завод. Одно произведение стоит от 200 до 400 рублей, каждому художнику нужно не менее пяти кистей в месяц.

Получается около 1,5 тысячи рублей на человека в месяц. В то же время, чтобы Кировский завод дал согласие на выполнение нашего заказа, мы должны внести предоплату, — говорит Михаил Лебедев.

Дальнейшее развитие искусства Жостова

В 1825 году в Жостово открылась мастерская Осипа Филлиповича Вишнякова. Именно с этого события ведется хронология существования отдельных народных промыслов. Конечно, этот семинар был не единственным. Постепенно создавались новые артели: Егор Вишняков в соседнем селе Осташково, А.А. Зайцев в Троицком Селе. Популярность их продукции была колоссальной! Поднос «Жостово» хорошо продавался в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

В 1830 г в Жостово и окрестных деревнях было открыто несколько мастерских, основателями которых были Е. Ф. Беляев, Т. М. Беляев, Ф. В. Шапкин, В. Л. Леонтьев и И. С. Постепенно производство росло, изделия для росписи стали изготавливать уже не из папье-маше, а из более прочный и современный материал: железо.

ВМЕСТО КИСТИ

В нише, похожей на душевую кабину, вода течет по стене. Художник Нина Жучкова распыляет черную эмаль с грунтовкой на поверхность будущего лотка с помощью электрического краскопульта.

«Давно никто не наносил лак для ногтей кисточкой, — поясняет Нина.

Через полтора часа базовое покрытие высохнет в сушильной камере, и она заберет распылитель обратно.

Если черный фон не нужен, а, скажем, синий, заряжаю краскопульт краской соответствующего цвета. Вот и танки готовы, — кивает Нина.

Почему на стене вода?

Это водная завеса. Немедленно слейте брызги краски в специальный резервуар, который затем утилизирует экологическая служба. Мы не сбрасываем отходы производства в канализацию, не загрязняем окружающую среду.

Такая будка с краскопультом и водяной завесой появилась на заводе два года назад. По словам Михаила Лебедева, после установки оборудования не нужно тратить время на чистку — поддоны можно быстрее красить. Одна Нина проходит всю вечеринку.

Аналогичный пистолет-распылитель установлен в покрасочном цехе, куда попадают предварительно окрашенные и просушенные лотки. Нина (или ее начальник смены) красит изделие в герметичной кабине — «домой». Если на невысушенный противень прилипнет хотя бы ворсинка или пылинка, от нее придется отказаться.

Изготовление подноса

Знаменитые лотки изготавливаются из листового металла и выковываются на механических прессах. Такие возможности связаны с современным этапом изготовления лотков. Прессы позволяют придавать изделиям любую форму.

Популярные формы изготовления: круглая, овальная, для гитары, восьмиугольная, прямоугольная (сибирская), крылатая и комбинированная.

Как изготавливаются кованые подносы:

  • ручными ножницами мастер вырезает скобу из 3-5 металлических карточек;
  • с помощью молотка и наковальни мастер выбивает и извлекает форму;
  • край лотка закатывается и, чтобы изделие было прочнее, делается металлический язычок;
  • мастер выравнивает лезвие молотком.

Затем художники приступают к рисованию. Его сюжет всегда будет эксклюзивным. Каждый поддон заводской ковки имеет специальный номер, а качество изделия обязательно будет подтверждено сертификатом.

Если лоток изготовлен с помощью штампа и форм, то в арсенале мастера 32 формы (начиная с A1 и далее в порядке возрастания). Стандартные подносы также расписаны вручную. Металлические листы сначала нарезаются до необходимого размера заготовки, затем на электрическом прессе происходит раскрой и растягивание изделия, а затем закатываются края.

Далее следует не менее сложный этап: подготовка к покраске. И сегодня делают знаменитые жостовские лотки по установленному алгоритму — отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение шероховатой эмали в несколько слоев (каждый слой необходимо просушить). И только после последующей чистки начинается сама покраска.

К сожалению, случаи подделки жостовского лотка не редкость. Оригинал всегда будет тяжелым и не погнется, если на него положить тяжелые пластины. А настоящие подносы зеркальные, в них легко можно увидеть свое отражение. Искривленные линии и размытые рисунки на оригиналах также невозможны.

Цвета жостовской росписи

Классическая подача изображения предполагает наличие черного или красного фона. Более прогрессивные современные концепции позволяют использовать нежные пастельные полотна для создания богатой, многоцветной композиции.

Жостовский комбинат выпускает продукцию с красным, синим, зеленым или голубым фоном. Один из самых популярных оттенков — слоновая кость. Реже встречаются «позолоченные» и «агрессивные» красные полотна.

Особенно изысканно смотрятся полотна с перламутровым покрытием. Переливы могут «украсить» как весь фон, так и отдельные акценты композиции. Первоначально инкрустация из перламутра использовалась в Федоскино.

Основные цвета

Цветовая палитра мастеров Жостовского художественного профиля более чем разнообразна и богата.

Для фона предпочтительны следующие цвета:

  1. Черный (# 000000);
  2. Слоновая кость или пшеница (# F5DEB3);
  3. Красный (# FF0000);
  4. Синий (# 00BFFF);
  5. Голубой (# 007FFF);
  6. Желтый (# FFBA00);
  7. Бордовый (# 900020);
  8. Золото (# FFD700);
  9. Янтарь (# FFBF00);
  10. Коричневый (# 964B00).

Для создания самого рисунка можно использовать абсолютно любой цвет. Приветствуется импровизация с тонами и полутонами.

Перспективы развития промыслов

В настоящий момент декоративно-прикладное искусство Жостово переживает не лучшие времена. До 90-х годов прошлого века мастерские находились под защитой и финансированием государства, после перестройки и распада Советского Союза фабрика перешла в частные руки. Сейчас во главу угла ставится прибыль, а не сохранение традиций и творческий подход к мастерству.

Количество художников на предприятии значительно сократилось. Многие мастера стали работать самостоятельно, дома. Выполняется много частных заказов, и дело не только в Жостовском лотке. Современные мастера часто работают над росписью самых разных предметов — от холодильников и мобильных телефонов до бутылок с дорогим коллекционным вином. Приток талантливой молодежи — выпускников Федоскинской школы лаковой миниатюры в последнее время снизился. Однако компания по-прежнему живет, работает с самоотдачей и уверенностью в завтрашнем дне.

Выравнивание формы подноса

Затем с помощью молотка и наковальни форма устраняется, растягивается. Край лотка закатывается ниткой для его укрепления, после чего кромка молотком выравнивается на наковальне.

Художественные приемы и особенности жостовской росписи

Художественные приемы Жостовской росписи восходят к традиционной русской лаковой миниатюре, но, конечно, имеют свои особенности. Основой, пожалуй, можно назвать рисунок в светлых тонах на темном фоне, а также композиционный дизайн с золотым орнаментом. Фон жостовских лотков не обязательно черный, он может быть любого цвета: красного, коричневого, зеленого, синего и охристого. Иногда встречаются и композиции, выполненные на листовом золоте (имитация золота), перламутре или на светлом, почти белом фоне, но это, скорее, отклонение от правил, продиктованное воображением художника.

Поднос для вывески обычно расписывается таким образом, что в центре композиции (букета цветов) находятся самые крупные и яркие цветы, которым уделяется основное внимание. Ближе к краям элементы букета становятся мельче и темнее, как бы сливаются с фоном. Таким образом достигается визуальная глубина и объем картины. Жостовские цветы не расписаны природой, чаще всего условны, многое в их изображении зависит от творческой фантазии мастера.

Первый этап жостовской росписи — замалёвка

В картине мастер рисует композицию букета на рабочей поверхности подноса широкой кистью. Покраска выполняется без предварительного нанесения густыми и слегка отбеленными красками сразу на нескольких лотках. Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, словно заменяя нужный участок его поверхности под кисть. Покрытие сушат в сушильных шкафах двенадцать часов при определенной температуре.
Несущий. Выпрямление состоит из ряда операций друг за другом: затенение, укладка, блики, рисование, посадка растений и деление.

Читайте также: Изделия из гжели: технология производства керамики

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector