История возникновения
В 1825 году сельские мастера Вишняки, крепостные крестьяне графа Шереметева, изучили технологию лакировки металлических изделий и конструкций из бумажного маше на мануфактуре, где они работали. И вот в деревнях и селах бывшей Троицкой волости появились мастерские, в которых изготавливали расписные изделия из папье-маше, покрытые лаком. Есть и другая версия: сын владельца столичной фабрики, миниатюриста Вишнякова, положил начало знаменитому ремеслу.
Путаница, вызванная названиями, не позволяет с уверенностью сказать, кто был родоначальником знаменитых жостовских подносов. Но в искусстве есть понятие, которое можно назвать «зрелость творчества». Так, в этом самом троцкистском приходе, в нескольких его поселениях, создалась обстановка, породившая уникальное творческое течение. И не так важно, кто был первым: братья Вишняковские, оплатившие свой путь, или одноименный художник-миниатюрист.
Жостовский промысел интересен тем, что мастера не имели образцов и писали с фантазией, импровизацией. Но за этой импровизацией стояло четкое понимание принципов и отточенная техника. Справедливости ради следует сказать, что мотивы росписи подносов жостовские мастера заимствовали у тагильских живописцев. Тагильский промысел на столетие старше жостовского и имеет такое же оформление металлических подносов.
В двадцатом веке в Новоселецке, одном из сел Бытомского района, была создана Новоселецкая рабочая артель. Предприятие производило покрытые лаком металлические подносы. Через два года в Жостове были созданы еще две артели — «Жостовский труд» и «Спецкустарь», затем «Лакировщик», «Свой труд» (только в Троицке). В 1928 году все они объединились в одну систему.
Географическое положение деревень было выгодным для художников: они могли продавать свою продукцию в Москве без помощи посредников. Им также было удобно покупать сырье для работы. В то же время первые советские годы были непростыми для жостовских мастеров: наступило время соцреализма и натурализма в искусстве, традиционные ремесла стали неактуальными. Но художникам удалось сохранить эту тенденцию, которая вновь возникла во времена хрущевской оттепели. Русские работы демонстрировались на международных выставках, а зарубежный спрос породил массовое производство недорогих сувениров.
Сегодня можно посетить интереснейший музей в Жостове, экскурсии знакомят маленьких и больших посетителей не только со знаменитыми подносами, но и с другой расписной посудой, уникальными техниками, темами и особенностями старинного ремесла.
Описание
Ключевым мотивом жостовской росписи был букет цветов. Творческое направление четко обозначено сочетанием реализма яркой цветочной формы с декоративной обыденностью, напоминающей традиционную роспись кистью, которой украшали прялки, сундуки и седла. Это решение букета цветов основано на давнем развитии декоративных схем, в которых используется набор садовых цветов — составной букет, букет внутри букета, гирлянда и гирлянда.
Работы Жостова имеют две основные характеристики.
- Свет. Традиционным является черный фон, но наряду с ним появляются синие, зеленые и красные варианты. По краю подноса — легкий витой цветочный орнамент.
- Технически — традиционализм в рисовании. Художник работает широкой кистью, искусно набрасывая композицию на самом подносе. В процессе работы он следит за тем, чтобы цветочный образ был достаточно выразительным, а цветные пятна располагались ритмично.
Мастера используют беличьи кисти и масляные краски. Традиционно масло разбавляют льняным маслом, а кисти промывают в растворе скипидара. У каждого художника есть обширная коллекция кистей, от крошечных кисточек толщиной с иголку до самых больших. И каждая кисть работает над своим мазком.
Рекламная вывеска Вешняковых
Над созданием подноса работали как минимум три человека: кузнец, который изготовил форму; шпаклевщик, который нанес грунтовку на поверхность; художник, который расписал поднос. Той же грунтовкой покрасили работу после ее высыхания. Вначале хозяин и его семья работали на равных. Но по мере роста производства мастерская расширялась, появлялись наемные работники, а хозяин все больше становился предпринимателем, но всегда знал о тонкостях самого производства.
В 1870-х и 1880-х годах в Подмосковье было занято более двухсот сорока рабочих. Самыми крупными мастерскими были: в Жостове — О. Ф. Вишнякова, в которой работало пятьдесят девять человек, в том числе пятьдесят три наемных рабочих; Е. Ф. Беляева, в которой работал пятьдесят один человек, из них пятьдесят наемных рабочих; в Новосильцове — две мастерские Ефима Федоровича Цыганова, основанные в 1860 и 1871 годах, в которых работало сорок девять человек, из них сорок шесть наемных рабочих. Они зарабатывали соответственно двенадцать, двадцать и одиннадцать тысяч рублей в год.
Самые старые жостовские подносы, доступные для исследования, относятся к 1870-1880-м гг. Клейма на обратной стороне подносов, обычно содержащие имя владельца фабрики и перечень наград, медалей за участие в крупных национальных и международных художественных и промышленных выставках, помогают определить время их изготовления и принадлежность к мастерским, в основном семьи Вишняк. Основным местом сбыта лотков была Москва, а через нее Нижний Новгород с его обширным Макарьевским рынком, юг России и Средняя Азия. Лучшие сорта были вывезены в Санкт-Петербург.
В 20 веке ведущим направлением в искусстве Жоста стал живописный декоративный букет. Помимо собственно росписи и живописи, жостовские мастера использовали и другие способы декоративного украшения подносов. Широко распространен метод «выжигания», при котором на поверхность наносился яркий рисунок, напоминающий изображение черепахового панциря и известный в народе как «под червяка». На старых подносах наблюдается очень разнообразная «чистка». — боковой декор, где геометрические, цветочные узоры появляются индивидуально на каждой детали и являются своеобразным аккомпанементом к основному сюжету картины.
В 1920-х годах в Жостове, Новосильцеве и Троицке появилось несколько артелей, которые в 1928 году объединились в одну — «Металлический поднос» (с 1960 года — Жостовская фабрика декоративной росписи). Их формировали опытные мастера, которым суждено было внести большой вклад в возрождение подносной росписи и развитие местных художественных традиций в новых условиях.
Не совсем обычный путь в искусстве Жостово от К. В. Грибков. Декоративный художник, связанный со строгановской школой, он, пожалуй, единственный из жостовских живописцев, кто расписывал подносы не в духе традиционной народной импровизации, а по собственному предварительному рисунку.
Сегодня среди трехсот мастеров, работающих на Жостовской фабрике декоративной росписи, более ста девяноста. Несмотря на название «фабрика», промысел в своих творческих процессах сохраняет ценную особенность народного искусства — его рукотворный характер.
Долгое время формы для подносов прессовались на специальных прессах. Окрашивание и полировка некоторых форм были механизированы. Но из двадцати шести типичных для Жостова форм подносов художник выбирает ту, которая соответствует его замыслу, а если это уникальная работа, он поручает кузнецу выбить форму вручную.
Полтора века — относительно короткий срок для развития ремесла. Но за это время Шостово превратилось из центра ремесленничества в уникальный очаг русского народного искусства, а шостовский поднос стал предметом восхищения.
Выравнивание формы подноса
Затем, используя молот и наковальню, форму выбивают и растягивают. Край лотка прокатывается проволокой, вставленной в него для прочности, а затем край сглаживается на наковальне с помощью молотка.
Читайте также: Гончар это кто: Что за профессия, чем занимается, плюсы и минусы, обучение, требования, описание,для детей, википедия, такой
Выстукивание формы подноса
Разнообразие форм
В настоящее время сборные изделия прессуются на профессиональных прессах, которые позволяют придать изделию любую форму. Если заготовка подвергается тиснению, рисунок сначала прорисовывается на трафарете, а затем пробивается и вытягивается на электрическом прессе.
Но есть и эксклюзивные заказы, и тогда мастер выковывает сосуды вручную. Кузнец берет лист железа, вырезает форму специальными ножницами, затем бьет по форме и рисует ее. Край детали выворачивается и к нему приклеивается проволока, которая придает детали рельефную форму и одновременно укрепляет ее. Конечно, изделие, выкованное вручную, будет стоить очень дорого.
Жостовские лотки могут быть:
- круглый;
- овал;
- в форме гитары;
- восьмиугольный;
- прямоугольный (распространенный выбор);
- крылатый (с фестончатыми краями);
- комбинированный.
Нельзя сказать, что одна форма популярнее другой: круглые и овальные подносы выглядят более традиционно, но гитарные подносы пользуются спросом, а соединенные изделия находят своих покупателей (и, кстати, становятся интерьерной достопримечательностью).
Виды рисунков и узоров
В 21 веке больше нет строгого канона, по которому фон должен быть идеально черным и никаким другим. Серебристый, красный и малахитовый цвета фона не являются неожиданными для зостовских подносов. Но цветы по-прежнему остаются главным узором. Такие жостовские темы были заимствованы у уральских мастеров, которые также художественно воплощали красоту полевых и садовых цветов.
Расписные подносы в жостовском стиле имеют много узнаваемых нюансов.
- Центр композиции с крупными растениями и даже с таким рисунком, как будто цветок растет из центра подноса. По краям расположены более мелкие цветы.
- Основной принт — цветочный букет или цветочный венок, применяются цветочные узоры различной сложности.
- Выбор цветов по личному решению автора. Каждый художник изображал на подносе те цветы, которые нравились ему самому.
- Современное развитие тем и узоров. Современные жостовские мастера пишут натюрморты, птиц, животных, пейзажи и различные тематические картины.
Творчество — это живой процесс. Современные мастера, продолжая и прославляя известное направление, ищут новые идеи (формы, узоры, цвета). Это не противоречит канонам, а развивает жостовскую живопись, частично интегрирует ее в современные творческие запросы, ни в коем случае не обезличивая ее и не лишая индивидуальности.
Это направление искусства также сильно страдает от мошенников, которые делают подделки и выдают их за настоящие жостовские подносы.
Но отличить подделку от настоящего можно.
- На настоящем изделии можно увидеть печать и логотип мастерской, которая его изготовила.
- Поддельные подносы могут иметь острые края, но настоящие мастера никогда не допустят такого изъяна — края обязательно будут загнуты. Это важно не только для украшения, но и для прочности лотка.
- Настоящий поднос довольно толстый: он должен быть как можно толще, чтобы вместить самовар и подаваемую к нему еду. Если вы положите на поднос что-то тяжелое и он провиснет, это не настоящий продукт Zhostovo.
- Поднос имеет зеркальную поверхность. Она многократно грунтуется, и каждый слой шлифуется. Причем лак наносится как минимум в два слоя, и каждый слой полируется. Можно сказать, что в жостовском подносе все отражается, как в зеркале. А если отражения нет, значит, вы пропустили этап лакировки, что бывает только в подделках.
- Совершенная техника. У настоящих мастеров не может быть кривых линий, тусклых цветов и размытых краев. Все должно соответствовать стандартам и традициям.
Невозможно сделать дешевый продукт, по этой причине априори жостовский лоток. Такая кропотливая работа с точным контролем качества стоит дорого, но поднос прослужит долгие годы
Это идеальный подарок, если вы хотите преподнести подарок с родины, или если вы хотите украсить своих близких долговечным, красивым, классическим произведением искусства.
Жостовский поднос
Процесс его создания длительный и трудоемкий, но иначе добиться такого качества невозможно.
Изготовление
Поднос изготавливается с помощью штампов и форм (у мастеров их много, 32 образца). Он разрезает листы на заготовки, вырезает и растягивает лоток на электрическом прессе. Затем он приступает к закатыванию краев. Каждый лоток имеет свой номер и сертификат.
Мастер выравнивает форму подноса.
На этом производственный процесс не заканчивается. Специалисты подготавливают изделия к покраске. Подготовка состоит из отжига, обезжиривания, грунтовки, грунтовки эмалью и шлифовки. Только после этого начинается самый волшебный этап — роспись.
Роспись
Классический фон лотка — черный, но возможны различные цветовые вариации.
Покраска подноса шаг за шагом:
- Живопись. Эскиз не переносится на поднос карандашом, мастер приступает к работе свободным мазком кисти, вызывая контуры будущих элементов картины сразу в красках.
- Штриховка. Затем художник должен сделать тени полупрозрачными лессировочными красками.
- Уплотнение. Это термин для плотной росписи тела; художник использует богатые и насыщенные цвета.
- Блики. Инкрустация Блики оживляют картину и придают ей объем.
- Скетчинг. Художник занимается деталями, которые делают картину законченной.
- Завершается работа рисованием орнамента по краю подноса.
После этого можно наносить лак. Одного слоя лака будет недостаточно. Каждый новый слой необходимо просушивать. Для этого используется глянцевый или полуглянцевый лак.
Первый этап жостовской росписи — замалёвка
В покрывале художник рисует композицию широкой кистью на рабочей поверхности подноса. Роспись выполняется одновременно на нескольких подносах плотными, слегка обесцвеченными красками без предварительного рисования. Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы расчесывая нужный участок на его поверхности. Пятно высушивается в сушилке в течение двенадцати часов при указанной температуре.
Перевязка. Выпрямление состоит из ряда операций: штриховки, укладки, глазирования, вытягивания, заделки семян и связывания.
Вычерчивание формы подноса с помощью трафарета
При создании лотков стандартной формы листы разрезаются на заготовки определенного размера. Лоток вырезается в заготовке и формуется на электрическом прессе с использованием комбинации штампа и формы, затем лоток настилается, т.е. его края закатываются.