Элементы жостовской росписи: узоры с цветами

Роспись

История лаковой росписи

Лаковая живопись впервые появилась в Китае много сотен лет назад. Жители Поднебесной расписывали ящики, вазы, оружие и предметы быта. Тогда в живописи преобладали жители других стран Юго-Восточной Азии: Индии, Кореи, Японии.

В XVII веке в Европу купцы привозили великолепные изделия восточных мастеров. Они сразу покорили европейцев. В 18 веке во многих странах Европы появились фабрики по производству предметов, украшенных росписью в «китайском стиле».

Подносы с жостовскими мотивами

Искусство живописи пришло в Россию в 18 веке. Владелец фабрики Никита Демидов, много раз побывавший в Европе, организовал в уральском городе Нижний Тагил мастерские по цветочной росписи по металлу.

Продукция, произведенная на Урале, быстро распространилась по России. Мастера изготавливали предметы для дома из крашеного металла.

Братья Вишняковы подхватили идею лаковой росписи. В начале 19 века в Подмосковье открыли семейный бизнес — производство расписных предметов, покрытых лаком. Вначале мастера изготавливали предметы из папье-маше: табакерки, альбомы, шкатулки. Впоследствии мастерские Вишнякова, расположенные в Жостово и других деревнях Троицкой волости, перестали выпускать изделия из папье-маше и освоили выпуск подносов из крашеного металла.

Тонкости Жостовской росписи

Продукция быстро завоевала популярность. Его апогей пришелся на конец 19 века. Позже, в послереволюционные годы, производство в Жостово резко упало. Но, несмотря на тяжелые времена, искусство живописи сохранилось. В шестидесятых годах прошлого века началось восстановление производства жостовских подносов. В настоящее время фабрика активно работает, работы художников участвуют в международных выставках и украшают музеи мира.

Технология изготовления подносов

Как делают ванночки с жостовской краской
Лоток изготовлен методом ковки и штамповки. Штамповка лотков стандартного типа (их более 20) производится на современном оборудовании из листового металла. Подносы нестандартных форм изготавливаются кузнецами путем ручной ковки. Изготовленные противни загрунтованы, зашлифованы и тщательно отшлифованы. Обработанные изделия покрываются черной краской и масляной краской, очищаются и просушиваются. После всех технологических операций подносы передаются художникам для росписи.

Помимо традиционных черных подносов, Жостовский завод выпускает изделия с красным, синим, зеленым и голубым фоном. Благодаря специальной технологической обработке подносы имеют сильно насыщенное основание, но в то же время нежное и полупрозрачное. Жостовская роспись подносов имеет свои особенности, поэтому тени и блики прорисовываются лишь слегка.

Рекламная вывеска Вешняковых

Рекламный знак Вешнякова
Над реализацией подноса трудились не менее трех человек: кузница, в которой изготавливалась форма; на поверхность грунта наносится шпатлевка; художник, расписавший поднос. Этой же грунтовкой красили изделие после высыхания. Вначале владелец мастерской и его семья работали помощниками по хозяйству. Но по мере роста производства цеха расширялись, появлялись наемные рабочие, а собственник все больше и больше становился предпринимателем, но всегда осознавал тонкости самого производства. Что такое живопись Жостово?
В 1870–1880 годах в подмосковной подмосковной торговле уже было занято более двухсот сорока рабочих. Наиболее крупными цехами были: в Жостове — О.Ф. Вишнякова, где работали пятьдесят девять человек, из них пятьдесят три — наемные; Е.Ф. Беляева, где работал пятьдесят один человек, пятьдесят из которых приняты на работу; в Новосильцево — основанные в 1860 и 1871 годах две мастерские Ефима Федоровича Цыганова, где работали 49 рабочих, из них 46 нанятых. Продукция в год выпускалась на двенадцать, двадцать и одиннадцать тысяч рублей соответственно . Что такое живопись Жостово?
Самые старые из доступных для изучения жостовских подносов датируются 1870-1880 годами. Для определения эпохи их создания и принадлежности к мастерским, преимущественно династий Вишняковых, используются отличительные знаки, которые расположены на обратной стороне подносов и обычно содержат имя владельца фабрики и список наград-медалей. Помогает участие в крупных отечественных и зарубежных художественно-промышленных и ремесленных выставках. Основным местом продажи подносов была Москва, а через нее — Нижний Новгород с огромной Макарьевской ярмаркой, юг России и Средняя Азия. Лучшие сорта привезены в Санкт-Петербург. Что такое живопись Жостово?
В ХХ веке живописный декоративный букет стал главным направлением в искусстве Жостова. Помимо собственно росписи и росписи, жостовские мастера использовали и другие приемы орнаментального украшения подносов. Широкое распространение получил метод «копчения», с помощью которого на поверхность наносился яркий узор, напоминающий мотив панциря черепахи и получивший местное название «под червяком». На старых подносах «чистота» очень разнообразна: украшения на столе, в которых геометрические и растительные мотивы индивидуальны на каждом элементе и являются своеобразным аккомпанементом к основной теме картины. Что такое живопись Жостово?
В 1920-е годы в Жостово, Новосильцево и Троицком возникло несколько артелей, объединенных в 1928 году в одну: «Металлический Поднос» (с 1960 — Жостовская фабрика декоративной росписи). В их создании приняли участие мастера-мастера, которым суждено внести большой вклад в возрождение подносной росписи и развитие местных художественных традиций в новых условиях. Что такое живопись Жостово?
Не совсем обычный путь в творчестве Жостова для К.В. Грибкова. Художник-график, соприкасавшийся со Строгановским училищем, был, пожалуй, единственным из жостовских художников, писавших подносы не в духе традиционной народной импровизации, а по его предварительному рисунку. Что такое живопись Жостово?
Сегодня среди трехсот рабочих Жостовской фабрики декоративной росписи более ста девяноста художников. Несмотря на название «фабрика», мастерство в творческих процессах сохраняет драгоценное качество народного искусства: его мастерство. Что такое живопись Жостово?
Формы лотков уже давно печатаются на специальных машинах. Механизированная покраска, шлифовка некоторых форм. Но из двадцати шести типичных форм подносов Жостова художник выбирает ту, которая соответствует его идее, и, если это уникальная работа, поручает кузнецу сверлить форму вручную. Что такое живопись Жостово?
Полтора века для развития рыболовства — сравнительно небольшой срок. Но в этот период из ремесленного центра Жостово превратилось в уникальный центр русского народного искусства, а Жостовский поднос, сделанный из предметов домашнего обихода, стал предметом восхищения.

Визитные карточки Жостова

Жостовские подносы — одна из торговых марок. Чтобы основной мотив выступал из глубины, напоминая нам об обратной перспективе, мастера прописывают вокруг тонкие небольшие соцветия.

Вторая визитка — это отметка на подносе: изображение из палитры художника, тюльпан и кисть. Это давняя и исторически сложившаяся визитная карточка мастерских. Свой автограф мастер оставляет рядом с отметкой или в самой отметке. Такую отметку начали разрешать только после 1970 года, а в старину на изделиях ставили только штамп с подписью владельца фабрики.

Жостовский красный поднос

Еще одна необычная визитная карточка жостовского ремесла — так называемые «копченые» подносы, расписанные ярким рисунком, напоминающим потрескавшуюся поверхность. Эта техника росписи называется «под черепаху». Почему курил? Потому что подносы на самом деле копчены над пламенем свечи. Это самые редкие изделия жостовских мастеров. Известно, что два таких подноса находились в коллекции русского писателя Льва Толстого.

Расписание занятий по Жостовской росписи на — 2020-2021 год.

Жостовский курс живописи

Программа обучения и мастер-класс для студентов Жостовской декоративной росписи.

Количество уроков: 5

Введение: Жостовская декоративная роспись — самобытный вид русского народного искусства. На протяжении двух столетий многие поколения жостовских мастеров разрабатывали уникальные живописные приемы, композиции и техники выполнения растительной росписи на лакированной основе из металлических подносов. Содержание картины — разнообразие природных форм флоры и фауны, переработанных с учетом живописных и декоративных задач, техники росписи материалов и кисти масляными красками.

Одна из основных форм обучения студентов Жостовской живописи — это практические занятия. Целью практических занятий является то, что, завершая практическую деятельность, студенты достигают глубокого изучения и овладения традиционной техникой рисования кистью по краске, чтобы свободно, без образцов, композиционные и цветовые решения для рисования во время декорирования подносов, панно и др изделий касалинги. Основной метод обучения — практическая демонстрация всех техник жостовского письма. В процессе обучения и мастер-класса мастер использует образцы, репродукции, таблицы, фотографии, готовые изделия. По окончании программы мастер-класса готовые изделия демонстрируются и обсуждаются. Это позволяет учащимся увидеть свои ошибки и исправить их. Жостовская декоративная роспись уникальна, она позволяет создавать цветочные композиции, зависящие только от авторской фантазии.

Урок первый.

Краткая история лагеря Жостово. Содержание и характеристика Жостовской декоративной росписи. Основная форма работы — вариация автора.

Визуализация готовой продукции по Жостовской технологии. (30 минут). Краткая информация о масляных красках, глазури и густых красках, их отличии от темперы, акварели, гуаши и акрила. Связующие, растворители, металлические порошки. (15 минут). Освойте технику выполнения мазка. (Делайте толстые мазки кистью разной формы и размера по образцам). (2 часа). Делаем силуэтный рисунок из простых форм растений. (2 часа). Основы композиции. (15 минут). Расположение растительных форм на поверхности объекта. (2 часа). Независимая работа. Видение и обсуждение.

Урок второй.

Тема: Освоение техники написания корпуса. Выполнение простых листьев. (2 часа). Делаем простые цвета. (3 часа). Пластическое движение в составе декоративной росписи. Роль ритма цветовых пятен в живописи. (20 минут). Выполнение простой цветочной живописной композиции в технике корпусного письма. (1 час 30 минут). Обзор и обсуждение проделанной работы.

Урок третий.

Тема: Практическое занятие по выпрямлению более сложных листьев и цветов. (7 часов).

Урок четвертый.

Тема: Исправление простой композиции, нарисованной на предыдущем уроке. (весь урок). Обзор и обсуждение проделанной работы.

Урок пятый.

Тема: Освоение простого орнамента в стиле жостовской письменности. (3 часа).

Повторение прошлого материала. Выполнение более сложных цветов. (4 часа). Обзор и обсуждение проделанной работы.

Цвета жостовской росписи

Классическая подача изображения предполагает наличие черного или красного фона. Более прогрессивные современные концепции позволяют использовать нежные пастельные полотна для создания богатой, многоцветной композиции.

Жостовский комбинат выпускает продукцию с красным, синим, зеленым или голубым фоном. Один из самых популярных оттенков — слоновая кость. Реже встречаются «позолоченные» и «агрессивные» красные полотна.

Особенно изысканно смотрятся полотна с перламутровым покрытием. Переливы могут «украсить» как весь фон, так и отдельные акценты композиции. Первоначально инкрустация из перламутра использовалась в Федоскино.

Основные цвета

Цветовая палитра мастеров Жостовского художественного профиля более чем разнообразна и богата.

Для фона предпочтительны следующие цвета:

  1. Черный (# 000000);
  2. Слоновая кость или пшеница (# F5DEB3);
  3. Красный (# FF0000);
  4. Синий (# 00BFFF);
  5. Голубой (# 007FFF);
  6. Желтый (# FFBA00);
  7. Бордовый (# 900020);
  8. Золото (# FFD700);
  9. Янтарь (# FFBF00);
  10. Коричневый (# 964B00).

Для создания самого рисунка можно использовать абсолютно любой цвет. Приветствуется импровизация с тонами и полутонами.

Проблемы современного жостовского промысла

При всем интересе жителей и гостей России к жостовскому народному творчеству нельзя не отметить, что хлопот у художников довольно много. Самая актуальная проблема — это фальсификация продукции, иногда с нарушением традиционных технологий. Делая вид, что подражает авторскому стилю, плагиаторы пытаются нажиться на покупателях, продавая некачественные продукты, не защищенные авторским правом, а это не разовый продукт. Качество таких объектов крайне низкое, а изображения примитивны и не входят в «золотой фон» живописных композиций Жостово.

Оформление в жостовском стиле

Первый этап жостовской росписи — замалёвка

Первый этап Жостовской росписи - замалевка
В картине мастер рисует композицию букета на рабочей поверхности подноса широкой кистью. Покраска выполняется без предварительного нанесения густыми и слегка отбеленными красками сразу на нескольких лотках. Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, словно заменяя нужный участок его поверхности под кисть. Покрытие сушат в сушильных шкафах двенадцать часов при определенной температуре. Что такое живопись Жостово?
Несущий. Выпрямление состоит из ряда операций друг за другом: затенение, укладка, блики, рисование, посадка растений и деление.

Подготовительные работы

Процедура проста: для начала нужно накопить визуальный опыт. Просмотрите десятки рабочих примеров, оцените рисунки с точки зрения последующего воспроизведения. От него зависит, как художник выстраивает композицию, как развивается изображение, что объединяет работы. Чем больше образцов вы внимательно изучите, тем точнее будет представление о предстоящей работе.

роспись-гостовского-подноса
важно не только изучить каждый этап росписи, но и натренировать руку в изображении основных моделей и элементов

Если ставится цель изучить Жостовские лотки — пошаговый рисунок для детей, необходимо показать образцы детям, поговорить с ними об отличительных особенностях расписных изделий. Дети, как правило, используют беличьи кисти, гуашь, заготовки в виде лотков из бумаги, которые им нужно раскрасить. Такие заготовки обычно уже имеют цветной фон.

Но и взрослым пригодится и эта подготовительная работа: нарисовать более одного чистого листа, чтобы отточить навык на бумаге. Чтобы роза раскрылась, ее нужно рисовать не один раз. Чтобы запомнить все этапы росписи жостовских лотков, каждый из них нужно обрабатывать как на тренажере: рисовать несколько заливок, работать с тенями и бликами.

В этом видео наглядно показано выполнение основных элементов и простых схем Жостовской росписи.

Вытягивание края подноса

Вытяните край лотка
Отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два или три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, ручная очистка каждого слоя эмали наждачной бумагой. Что такое живопись Жостово?
Жостовские мастера рисуют масляными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисти. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап написания называется обшивкой, второй — нанесением.

Основные мотивы

Живопись Жостово написана беличьими кистями. Для работы используются масляные краски, разбавленные скипидаром. Орнамент по бокам подноса расписан белой краской или растворенной золотой пылью. Есть два типа лотков. Некоторые предназначены для бытовых нужд. Их кладут под самовары и используют для сервировки еды. Остальные изделия предназначены для внутренней отделки.

Основа обычной жостовской росписи — букеты, состоящие из крупных и мелких цветов, листьев и трав. В центре композиции несколько крупных элементов: розы, георгины, пионы. Вокруг них расположены более мелкие цветы и бутоны, соединенные травами и стеблями. Иногда на передний план ставят фиалки, вьюнок или клевер. Композиции можно дополнить букетами из ягод, птиц и других элементов. Если Жостовский букет находится в центре подноса, это называется урожаем. Если цветы расположены по периметру, композиция называется гирляндой.

Иногда на подносах изображают только ветки и грозди ягод или натюрморты с плодами. Изначально композиции часто рисовали с картин известных художников, но интерпретировали их по-своему. И сегодня художники используют элементы классической живописи, но при этом ищут собственные решения. Помимо цветочных композиций, на подносах изображены известные жостовские сюжеты: пейзажи, жанровые сцены, конные тачки. В каждом лотке элементы жостовских мотивов четко вписываются в плоскость изделия, отлично переданы глубина и объем нарисованных предметов.

Этапы создания рисунка

Художественная роспись отличается тонким подбором красок и ритмической сбалансированностью мотива. Работа проходит в несколько этапов:

  • Тонкости Жостовской росписиЗамалевка. Художник рисует очертания и силуэты будущих цветов, листьев и других рисунков элементов рисунка. Это основа модели. Работа ведется разбавленными красками. Затем лоток сушат в течение 12 часов.
  • Тенезка. Художник закрашивает затемненные участки предметов, что делает композицию объемной.
  • Pad — это самая важная фаза изображения. Здесь уточняются детали композиции, осветляется фон и изображению придается контраст.
  • Светиться. Накладываются блики, что придает композиции легкость и объем.
  • Рисунок. Художник тонкой кистью наносит последние штрихи деталей: прожилки на листах, прорисовка краев, тычинки в чашечках цветов.
  • Связь. Цветы привязывают к стеблям и фоном лотка. С помощью травинок, стеблей и веточек композиция связывается между собой.
  • Уборка. Это украшение краев подноса. Он может быть скромным или пышным, как карнизы. Очистка придает законченный вид Жостовской росписи.

Поэтапное рисование для детей-дошкольников

Изучение жостовской росписи проводится в старших и подготовительных группах детских садов. Уроки прививают детям любовь к искусству своего народа. Для работы вам понадобятся:

  • кисточки столбик или беличья для рисования n. 2, вып. 4, вып. 5;
  • гуашь и палитра красок;
  • баночка для мытья кистей;
  • протирочная ткань;
  • ватный тампон.

Для работы лучше использовать круглые кисти или изделия с тонким кончиком.

В процессе работы дети приобретают следующие навыки:

  • Умение выделить художественные элементы узора, цвета и композиции;
  • Освоение техники рисования кистью: торец и вся поверхность, выполнение «двойного мазка», «зигзага» и «запятой».

Изображение цветов

Изделия декорированные Жостовской краской

Обучение начинается с рисования больших цветов. Начать можно с техники изображения георгина поэтапно. Пусть будет желто-красным. Чтобы облегчить обучение начинающих художников, сначала делается карандашный набросок. Для изображения георгинов используется техника «двойной мазок». Кисть окунается в желтую краску и удаляются излишки.

Затем окуните кончик в красную краску. Нарисуйте лепестки цветов сверху и снизу, слева и справа. Когда краска будет готова, промойте кисть и перекрасите желтую и красную краску. Также прорисовывается второй ряд цветочных лепестков. Когда все они будут нарисованы, легкими мазками раскрасьте сердцевину цветка.

Маргаритки также изображаются двойными мазками. Обмакните кисть в белую краску, а кончик синей или синей. Лепестки прорисовываются в следующей последовательности: сверху, снизу, справа, слева. Кончик кисти всегда направлен к центру цветка. Остальные лепестки прорисовываем строго посередине получившихся промежутков.

Следующий этап росписи — это рисование маленьких цветочков. Незабудки рисуются ватными палочками. Лепестки изображены синим цветом, ядра — желтым. Для изображения клевера использовано два цвета — белый и фуксия. Смешайте их, чтобы получить бледно-розовый цвет. Нарисуйте небольшой круг. Затем кончик кисти обмакивается в краску фуксия, и по кругу наносятся ряды мелких мазков: снизу, чуть выше и выше. Также можно нарисовать клевер с помощью ватных тампонов. В нижней части цветка изображены маленькие листочки. Вы можете нарисовать три или даже четыре.

Жостовские подносы в современной жизни

В современном мире народные промыслы, в том числе и Жостово, занимают особое место. Спектр их применения достаточно широк: от предметов интерьера до элитного стола. Дома или на обеденном столе Жостовский поднос — это яркий и элегантный акцент, который придает атмосфере позитивное и радостное настроение.

Жостовский синий поднос

Традиционно жостовские подносы можно разделить на две основные группы: для домашнего использования (для самовара, фруктов, еды и так далее) и для украшения. В повседневной жизни людям не хватает красоты и эстетики, проблемы окружающей среды и проблемы несвязанности с природой поддерживают стремление компенсировать нехватку за счет элементов природы в произведениях, которые нас окружают в повседневной жизни. Особую привлекательность у людей отмечают изделия, украшенные изображением цветов. Видимо, поэтому мода на такую ​​посуду остается постоянно высокой. Дизайнеры используют мотивы жостовской росписи при создании мебели, одежды и украшений.

Техника выполнения

Традиционная роспись предполагает использование исключительно черного льна. Для рыбалки использовались металлические и деревянные лотки различной формы — от стандартных прямоугольных до сложных комбинированных.

жостовская роспись в технике

Рассмотрим весь процесс поэтапно:

Грунтовка

На этапе первичного грунтования изделия обрабатываются специальным мастичным материалом и шлифуются. В этот момент мастер выбирает фон для базы, который, следовательно, не может быть изменен.

Замаленок

Это основа орнамента. С помощью разбавленной краски мастер формирует силуэты всех элементов, которые будут присутствовать на рисунке. На этом этапе практически полностью отсутствует импровизационная составляющая, а основу будущего орнамента ставят строго по заранее продуманной схеме.

Тенежка

Затенение позволяет сделать полупрозрачную композицию более реалистичной. Появляются отчетливые тени, светлые участки и полутона. Цветки становятся объемными, листья и стебли выглядят более естественными.

Прокладка

Это самый ответственный этап. Слой покрытия позволяет придать букету высшую степень реалистичности, что выгодно отличает Жостовскую роспись от других художественных промыслов. Задача художника — «прояснить» детали, выделить отдельные участки. Мастер задает тон контрастности или «выравнивает» композицию за счет гармоничных переходов.

Бликовка

Свет и объем сочетаются друг с другом путем наложения отражений. Букет, словно попадая под солнечные лучи, начинает переливаться и светиться. Теперь у композиции особый вкус и настроение.

Чертежка

Это очень интересный этап. Задача мастера — с помощью тонкой кисти и минимального количества прорисовывается каждый элемент изображения, добавляя ему реалистичности. На ягодах появляются семена, в цветочных чашках появляются пестики и тычинки, листья, трава и стебли становятся объемными и правдоподобными из-за кружевных вставок и других сложных акцентов.

пошаговая техника Жостовской росписи

(Основные этапы росписи по живописному рисунку)

Привязка

На этом этапе необходимо «вживить» сложную композицию в фон. Для этого мастер использует тонкие стебли «травы», усики, декорированные элементы, которые добавляют холсту еще больше объема и делают всю композицию цельной и завершенной.

Чтобы готовое изделие выглядело, а стиль полностью соответствовал общепринятым канонам, мастера прибегают к «чистке». Это украшение боковой стороны подноса различными геометрическими линиями, цветочными мотивами, цветочными гирляндами. Кайма может быть как очень скромной, лишь слегка подчеркивающей рамку, так и очень богатой, не уступающей по своему великолепию центральным фигурам композиции.

Вычерчивание формы подноса с помощью трафарета

Нарисуйте форму подноса по трафарету
При создании лотков стандартной формы металлические листы нарезаются на заготовки определенного размера. В заготовке вырезается лоток и вытягивается по форме на электрическом прессе с использованием комбинированного штампа и форм, затем лоток отбортовывается, т.е его края закатываются.

Необходимые материалы и инструменты

Для создания рисунка, похожего на Жостовскую роспись, вам потребуются следующие материалы и инструменты:

  • краски, для такой росписи лучше использовать гуашь;
  • цветная бумага или картон черного, зеленого или синего оттенка, если под рукой нет ничего подходящего, можно взять обычную бумагу и покрасить в указанные цвета;
  • кисти под номерами 2, 4, 5, рекомендуется использовать кисти колинского или беличью, так как они помогают лучше всего прорисовать мелкие детали композиции;
  • емкость с чистой водой;
  • кусок ткани для очистки кистей;
  • ватный тампон;
  • палитра.

Особенности изготовления основы

Обычно поддон выковывают вручную из листового железа с использованием кровельной стали хорошего качества. Листы сначала печатаются, а затем скручиваются, чтобы шарики оставались на месте. При производстве лотков стандартной формы большие листы железа разрезаются на куски необходимой формы и размера. Затем на электрическом прессе лоток «разрезается» и «извлекается». С помощью формочки и комбинированного штампа формируются бортики будущего лотка. Этот процесс называется «отбортовка» или «прокатка».

Элементы и узоры жостовской росписи

Чаще всего жостовские художники исполняют простые цветочные композиции в виде букета. Узор образован гармонично связанными мелкими цветками и крупными эффектными соцветиями, нераспустившимися бутонами и зеленой листвой.

Популярные цветы: розовые, астра, пион, тюльпан, георгин, дополненные тонкими листьями, бутонами и стеблями с небольшими веточками. Помимо садовых композиций художники часто изображают скромные фиалки, изящные ландыши, трогательные анютины глазки или вьюнок.

Наряду с традиционными лилиями, бессмертником, тимьяном и ромашками художники любили изображать совершенно новые и не существующие в природе причудливые цветы. Особенно богатые букеты дополняют фрукты и ягоды. Иногда в центре или на заднем плане могут быть изображены бабочки и птицы.

жостовская картина с изображением сюжета

(Картина Жостово с сюжетным изображением)

Помимо цветочных композиций, жостовские мастера иногда рисовали сюжетные изображения. Это сцены из жизни простых людей, разнообразные пейзажи, роскошные пейзажные композиции. Популярный мотив — тройка лошадей в окружении цветов.

Главная особенность картины — импровизационный подход к любому рисунку. Художники ни в коем случае не обязаны создавать по строгим моделям и изображениям, следовать особым образцам или натуре. Учитывая невероятное разнообразие художественных приемов, основу импровизации и творческого подхода, каждый рисунок поистине уникален и неповторим.

Мастер-класс

Такой урок поможет вам самостоятельно освоить этот вид росписи. Мастер-класс могут использовать учителя, обучающие детей рисованию. Рассмотрим, как выполнить рисунок Жостово поэтапно.

Георгины используются как главный цветок композиции. Эти цветы проще всего рисовать начинающим и детям. Сначала сделайте набросок. На простом листе рисуется круг. Далее создается цветок прямо в технике двойного мазка. Для этого возьмите два оттенка. Лучше использовать красный и желтый.

Сначала кисть окунается в желтую гуашь. Излишки удаляются по краю емкости. Красная гуашь улавливается кончиком кисти. После этого по эскизу наносятся штрихи в четырех местах: снизу, сверху, с одной и другой стороны. Кисть держится так, что сначала желтый оттенок «растекается» по листу, а кончик лепестка становится красным.

красный и желтый

Затем листья рисуются по кругу. Когда краска заканчивается, кисть снова последовательно окунается сначала в желтую, а затем в красную гуашь.

Когда первый круг полностью прорисован, готовится второй ряд лепестков. Делается внутри первого круга по такому же принципу. Затем делают лепестки в самом центре георгина. Цветок готов.

Цветок готов

Можно дополнить композицию маками. Еще раз нужно рисовать. Для этого кисть окунается в желтую краску и на бумаге рисуется небольшой кружок. Это будет сердцевина цветка. Далее прорисовываются узкие листочки сверху и снизу красным цветом. К ним добавляется обводка по бокам. Всего получается три полоски, которые соединяются в лист в форме сердца.

лист в форме сердца

лист в форме сердца

По бокам наносятся всего две полосы на небольшом расстоянии друг от друга, которые соединяются полукругом. В центре листьев белой краской прорисовываются белые полосы, а на сердцевине мака черным делаются семена.

В центре листьев

Самый простой способ нарисовать полевые цветы — это ромашка. Ядро нарисовано на кусочке желтой краски. Они образуют небольшой кружок, к которому затем добавляются лепестки. Здесь тоже используется техника двойного мазка, но в данном случае они берут оттенки белого и синего. Сначала кисть окунается в белую гуашь. Излишки краски удаляются с краев емкости. Далее кончик кисти окунается в синюю гуашь.

Сначала лепестки выполняются сверху, снизу, с одной и другой стороны. Дизайн выполнен таким образом, чтобы ближе к центру был голубой оттенок, а по краям лепестки были белыми. Далее лепестки прорисовываются по кругу, заполняя все пустое пространство.

синий оттенок

Композиция будет неполной, если не добавить мелкие цветочки. Это особенность жостовского лотка, сочетание крупных и мелких бутонов. Если урок проводится по теме: «Рисуем Жостово 5 класс», лучше выбрать клевер. Детям не составит труда нарисовать такой цветок.

Для получения подходящего тона на палитре смешивают два вида красок — оттенок фуксии и белый. В результате должен получиться нежно-розовый тон.

Получившуюся краску захватываем кисточкой и рисуем ровный круг. Это основа клевера. После этого пишут листочки. Кисть окунается в краску фуксии и впоследствии пишутся ряды лепестков клевера:

  • мелкие штрихи наносятся на основе клевера;
  • напишите второй ряд листочков, который должен быть в центре цветка;
  • нанесите штрихи на верхушке клевера — это последний ярус лепестков.

Впоследствии кисть окунается в зеленую гуашь. Излишки краски удаляются из емкости. Внизу клевера нарисуйте листочки и ножку.

клевер

В букет входят незабудки. Для рисования таких цветов лучше использовать ватные палочки. Одни цветы сделаны белыми, другие — синими. Центр всех незабудок — желтый.

не забывай меня

Ватный тампон обмакивают в желтую гуашь. После этого на листе ставится много точек — это будет сердцевина незабудок. Между ними делается расстояние для прорисовки лепестков. Однако точки не заходят слишком далеко, чтобы объединить цветы в единую композицию.

не забывай меня

Затем возьмите еще один ватный диск и окуните его в белую краску. По бокам сердцевины ставят по пять точек, которые будут листиками. Затем раскрашивают незабудки в голубой оттенок. Между цветами прорисовываются стебли и листья.

не забывай меня

Далее приступаем к написанию листочков. Сделать это сложнее, чем цветы. Чтобы написать листья, вам нужно потренироваться делать плавные округлые линии. Медленно перемещайте кисть по часовой стрелке.

Чтобы нарисовать листья, снова используйте технику двойного мазка. Сначала кисть окунается в зеленую гуашь. Излишки удаляются сбоку емкости. Кончик кисти захватывает желтую гуашь.

Рисуются длинные листья. Для этого напишите на бумаге зигзаг. Сначала проводят по бумаге кончиком кисти, затем всей кистью и снова кончиком, вращая инструмент пальцем.

Далее они переходят к рисованию листьев роз и георгинов. Для этого карандашом делается очертание растения. После этого набросок заливается зеленой краской. Сначала делается клякса по центру листика, к которой по бокам добавляются штрихи, а затем они заполняют весь контур. Мазки наносятся по технике «зигзаг»: сначала кончик кисти проведите по бумаге, затем всей кистью и снова кончиком, вращая инструмент пальцем.

Еще один вариант написания листьев — техника «запятая». Рисуют так: проводят по бумаге кончиком кисти, затем всей кистью. Сначала проводится блот по центру. После этого выполняются еще два мазка по бокам.

запятая техника

В орнамент можно включить траву. Для этого кистью сделайте тонкие мазки в виде обычной запятой.

Когда осваивается техника рисования цветов, переходят к рисованию жостовского лотка на бумаге. Для этого возьмите черный лист и перенесите на него композицию в такой последовательности:

  • в центре — георгины и маки;
  • цветы дополнены ромашками;
  • вставить клевер и незабудку;
  • композиция «собрана» с помощью стеблей и листьев;
  • букет завершает трава.

Завершающий этап создания подноса — написание орнамента. Вы можете использовать для этого любой шаблон. Это может быть простой вариант петель и палочек или замысловатый и сложный узор.

Рисунок готов. Если ученики сделали это, они могут отдать его своим родителям. Например, мама 8 марта.

Жостовская роспись — одна из самых красивых и простых техник, которой могут овладеть даже школьники младших классов. Презентация рисунков школьников часто украшает стенды учебного заведения. Такой рисунок можно сделать с ребенком в домашних условиях, чтобы он не только повеселился, но и познакомился с народными промыслами России.

Территория развития

Картина Жостово получила свое название от места происхождения и производства. Металлические подносы, расписанные цветочными композициями, родом из Подмосковья. Село Жостово под Мытищами стало их родиной.

Предшественниками жостовской росписи были росписи на подносах, возникшие в середине 18 века на Урале, недалеко от расположения знаменитых Демидовских заводов. Только в первой четверти XIX века бывшие слуги, спасенные от пагубной привычки, братья Вишняковы, накопившие небольшой капитал, открыли свою мастерскую в селе Жостово. А вскоре ремесла стали развиваться и в других подмосковных деревнях. Постепенно жостовская мастерская стала основной в ремесле.

Село Жостово

Вишняковы были художниками-миниатюристами, поэтому расписывали не только подносы, но и коробки, портсигары, емкости для чая, альбомы и другие предметы быта. Осип Вишняков уехал продавать товары в Москву и постепенно копил деньги, на которые ему удалось снять магазин на Цветном бульваре. Особый спрос на подносы Вишнякова возник с распространением в России традиций чаепития. Их использовали как поддоны для самоваров.

В начале ХХ века интерес к народным промыслам снизился, поэтому в конце 30-х годов ХХ века разбросанная по окрестным деревням и в Жостово артель была вынуждена объединиться. В результате была открыта целая фабрика по декоративной росписи металлических подносов — «Металлический Поднос». А с 1960 года на свет появилась Жостовская фабрика декоративной росписи.

Букетные композиции. Принципы составления

Букеты в русской росписи Жостово украшают центр или центральную часть подноса, его дно. Обычно основу букета составляют 3-4 крупных садовых цветка: пион, георгин, роза, тюльпан и др. в полотно букета «впрыскиваются» мелкие цветы и бутоны с поля и сада: анютины глазки, незабудки и т.д. Их связывают гибкие стебли и веточки с листьями — так называемая «трава». В особых случаях в букеты входят фрукты и ягоды, украшают их птицами и бабочками. Как правило, в центре композиции располагается один или несколько крупных цветов. По жостовской традиции крупные цветы всегда имеют розовый оттенок.

Мелкие бутоны становятся очень бледными, а на заднем плане из плоскости пластины рельефно выделяются крупные яркие соцветия. Кисти-белки используются для рисования цветов. Их выбирают очень тщательно, так как волосы нельзя стричь.

Черный поднос

Края или стенки лотка также окрашиваются. Но элементы букета в их оформлении не используются. Традиционно поле украшает золотистый растительный орнамент в виде замысловатого переплетения стеблей и листьев — так называемой «травы».

По традиции, пришедшей в искусство Жостово из картин Федоскино, фон или отдельные элементы могут быть покрыты перламутром. Выглядят такие изделия очень изысканно. В Жостовской росписи присутствуют элементы Гжели и Хохломы, например, «трава».

Читайте также: Роспись стен по сырой штукатурке: как называется вид живописи

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector