Жостовская роспись для детей: история расписных подносов

Роспись

История ремесла

Уже в середине 18 века на Урале местные мастера начали изготавливать металлические подносы. Спустя много десятилетий направление стало развиваться в Подмосковье. В 1825 году в селе Жостово открылась мастерская, владельцами которой были братья Вишняковы, которые скупали крестьян по своему вкусу. Именно их стараниями жостовские промыслы стали развиваться, набирать силу и, как выясняется позже, стали одним из главных символов русского народного искусства.

Возникновение

Ремесло начало развиваться в Троицкой волости (ныне Мытищинский район) Подмосковья. В творческом направлении блестяще проявили себя села Осташково, Хлебниково, Троицкое. Братья Вишняковы открыли заведение в 1825 году, изначально делали изделия из папье-маше, но довольно быстро перешли на изделия из металла. Здесь, в мастерской, зародилось самобытное искусство декоративной росписи.

жостово
В его основе — станковый живописный натюрморт, традиционная роспись предметов быта. Но именно так народные мастера восприняли рисунок натюрморта, а композицию и эстетику подачи по-своему, сумели создать что-то поистине уникальное.

И хотя скептики нередко ставят под сомнение эксклюзивность продукции, апеллируя к тому, что на Урале занимались металлическими подносами, а модели тоже заимствованы (миниатюра Лукута, ивановский ситцевый принт), история торговли жостовскими подносами говорит о принципиально новом продукте творчества.

Да, жостовские мастера переняли опыт художников Нижнего Тагила и Санкт-Петербурга, но не только позаимствовали стиль и приемы своих коллег, но и создали свой стиль, узнаваемый и совершенный.
Его расцвет пришелся на 70-80-е годы 18 века. Спрос на подносы в городах в это время увеличился, и производство в Жостово отделилось от лакированной миниатюры, основанной на папье-маше.

Жостовская роспись в XX веке

В 1922 году в Новосельцево, что в Мытищинском районе, была основана Новосельцевская трудовая артель. Он продолжил свое дело, производя подносы из лакированного металла. Через два года в Жостово появились две артели: «Спецкустар» и «Жостовская трудовая». Через год здесь появились артель «Лакировщик» и предприятие «Свой труд» в Троицке. В 1928 году все артели объединились в одну компанию, которая занималась созданием расписных подносов.

жостово
Жостовская роспись мастериц. 20-е годы прошлого века.

Сказать, что приход Советской власти не повлиял на развитие ремесла, было бы неправдой. Новые реалии требовали новой эстетики. Профессиональные художники должны сочетать народный орнамент и соцреализм, натурализм. Но история все же щадила жостовские подносы: мастера отстаивали канонические и традиционные промыслы, не давая им исчезнуть.

Новый цикл развития менеджмента пришелся на 60-е годы прошлого века. Возрос интерес к народному творчеству, и образцы мастерства стали попадать на крупные специализированные выставки. Самобытное русское искусство приобрело множество зарубежных поклонников. История Жостовской фабрики декоративной росписи хранится с 1960 года. В 1970-е годы (через сто лет после становления рыболовного стиля) его ждал новый период максимального великолепия.

Ремесленники тех лет стали уделять пристальное внимание росписи по горшку, металлическим порошкам и инкрустациям из перламутра. Изменился и состав букета. Завод получил множество почетных наград и не собирался сбавлять обороты. Но наступили 90-е годы, а с ними и банкротство компании. К счастью, фабрику выкупило частное лицо, и производство не перепрофилировалось. Благодаря этому компания существует и сегодня.
Приглашаем вас на интересный видео-тур, посвященный развитию Жостовской росписи.

Развитие в наши дни

Жостовская фабрика активно работает и развивается в контексте времени — это широкий ассортимент продукции, в который входят не только подносы. В каталоге товаров и посуды, и предметов интерьера, и подарочных наборов, а также записных книжек, фоторамок, фонарных столбов, свечей… Компания производит корпоративные подарки высочайшего качества и роскошного внешнего вида. Вся продукция сопровождается сертификатом.

жостово
Жостовские мотивы не обошли стороной и современные дизайнеры, готовые изобразить их даже на стенах

Новое слово в работе фабрики — мастер-классы и экскурсии. Их особенность в том, что турист может быть как наблюдателем, так и непосредственным участником творческого процесса. Он начал фабрику и открытие Жостовской школы-кабинета. Мастер-классы, курсы и уроки позволяют каждому постичь секреты мастерства своих предков, освоить уникальное изобразительное направление.

Рекламная вывеска Вешняковых

Рекламный знак Вешнякова
Над реализацией подноса трудились не менее трех человек: кузница, в которой изготавливалась форма; на поверхность грунта наносится шпатлевка; художник, расписавший поднос. Этой же грунтовкой красили изделие после высыхания. Вначале владелец мастерской и его семья работали помощниками по хозяйству. Но по мере роста производства цеха расширялись, появлялись наемные рабочие, а собственник все больше и больше становился предпринимателем, но всегда осознавал тонкости самого производства.

В 1870-х годах в пригородной торговле уже было занято более двухсот сорока рабочих. Наиболее крупными цехами были: в Жостове — О.Ф. Вишнякова, где работали пятьдесят девять человек, из них пятьдесят три — наемные; Е.Ф. Беляева, где работал пятьдесят один человек, пятьдесят из которых приняты на работу; в Новосильцево — основанные в 1860 и 1871 годах две мастерские Ефима Федоровича Цыганова, где работали 49 рабочих, из них 46 нанятых. Продукция в год выпускалась на двенадцать, двадцать и одиннадцать тысяч рублей соответственно .

Самые старые из доступных для изучения жостовских подносов датируются 1870-1880 годами. Для определения эпохи их создания и принадлежности к мастерским, преимущественно династий Вишняковых, используются отличительные знаки, которые расположены на обратной стороне подносов и обычно содержат имя владельца фабрики и список наград-медалей. Помогает участие в крупных отечественных и зарубежных художественно-промышленных и ремесленных выставках. Основным местом продажи подносов была Москва, а через нее — Нижний Новгород с огромной Макарьевской ярмаркой, юг России и Средняя Азия. Лучшие сорта привезены в Санкт-Петербург.

В ХХ веке живописный декоративный букет стал главным направлением в искусстве Жостова. Помимо собственно росписи и росписи, жостовские мастера использовали и другие приемы орнаментального украшения подносов. Широкое распространение получил метод «копчения», с помощью которого на поверхность наносился яркий узор, напоминающий мотив панциря черепахи и получивший местное название «под червяком». На старых подносах «чистота» очень разнообразна: украшения на столе, в которых геометрические и растительные мотивы индивидуальны на каждом элементе и являются своеобразным аккомпанементом к основной теме картины.

В 1920-е годы в Жостово, Новосильцево и Троицком возникло несколько артелей, объединенных в 1928 году в одну: «Металлический Поднос» (с 1960 — Жостовская фабрика декоративной росписи). В их создании приняли участие мастера-мастера, которым суждено внести большой вклад в возрождение подносной росписи и развитие местных художественных традиций в новых условиях.

Не совсем обычный путь в творчестве Жостова для К.В. Грибкова. Художник-график, соприкасавшийся со Строгановским училищем, был, пожалуй, единственным из жостовских художников, писавших подносы не в духе традиционной народной импровизации, а по его предварительному рисунку.
Сегодня среди трехсот рабочих Жостовской фабрики декоративной росписи более ста девяноста художников. Несмотря на название «фабрика», мастерство в творческих процессах сохраняет драгоценное качество народного искусства: его мастерство.
Формы лотков уже давно печатаются на специальных машинах. Механизированная покраска, шлифовка некоторых форм. Но из двадцати шести типичных форм подносов Жостова художник выбирает ту, которая соответствует его идее, и, если это уникальная работа, поручает кузнецу сверлить форму вручную.

Полтора века для развития рыболовства — сравнительно небольшой срок. Но в этот период из ремесленного центра Жостово превратилось в уникальный центр русского народного искусства, а Жостовский поднос, сделанный из предметов домашнего обихода, стал предметом восхищения.

Вычерчивание формы подноса с помощью трафарета

При создании лотков стандартной формы металлические листы нарезаются на заготовки определенного размера. В заготовке вырезается лоток и вытягивается по форме на электрическом прессе с использованием комбинированного штампа и форм, затем лоток отбортовывается, т.е его края закатываются.

Жостовская роспись — презентация

Живопись Жостово основана на насыщенном и свободном мазке. Жостовский мастер не работает по образцам. Он пишет с воображением, в соответствии с усвоенными правилами, отработанными в многолетней практике многих поколений местных художников. Классический стиль творчества Жостово предполагает несколько цветочных композиций: «Собранный букет», «Букет в россыпь», «Гирлянда», «Ветка из угла», в которых гармонично предстают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли единство.

Самый распространенный вид жостовской росписи — это букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по доске небольшим золотым узором. В композициях много места отведено гладкому фону, который имеет красивую поверхность, эффектно играющую со светом. Изображение цветов отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. Букет трансформируется в изящную группу цветов, свободно размещенных на глянцевом лакированном фоне. Три-четыре больших цветка (роза, тюльпан, георгин, а иногда и более скромные анютины глазки, вьюнок и т.д.) были окружены горсткой более мелких цветов и бутонов, соединенных гибкими стеблями и легкой «травкой», то есть небольшими веточками и листва.

Изображение как бы возникает из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и отблесками света, вспыхивающими на поверхности. Цветки, слегка «тусклые» на заднем плане, кажутся светлыми, полуобъемными, углы и изгибы венчиков, заданных тактично, визуально не прорываются через плоскость объекта. Мастера умеют найти красивые и выразительные очертания букета в целом. Верх часто завершают две-три ветви, плавно и широко расходящиеся по бокам, изгибы которых повторяют форму самой вещи. Слегка узорчатое кружево из разной «травки» окружает букет по краям, вставляя его в гладкий фон.

Самый распространенный вид жостовской росписи — это букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по доске небольшим золотым узором. В композициях много места отведено гладкому фону, который имеет красивую поверхность, эффектно играющую со светом. Изображение цветов отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. Букет трансформируется в изящную группу цветов, свободно размещенных на глянцевом лакированном фоне. Три-четыре больших цветка (роза, тюльпан, георгин, а иногда и более скромные анютины глазки, вьюнок и т.д.) были окружены горсткой более мелких цветов и бутонов, соединенных гибкими стеблями и легкой «травкой», то есть небольшими веточками и листвой.

Изображение как бы возникает из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и отблесками света, вспыхивающими на поверхности. Цветки, слегка «тусклые» на заднем плане, кажутся светлыми, полуобъемными, углы и изгибы венчиков, заданных тактично, визуально не прорываются через плоскость объекта. Мастера умеют найти красивые и выразительные очертания букета в целом. Верх часто завершают две-три ветви, плавно и широко расходящиеся по бокам, изгибы которых повторяют форму самой вещи. Легкое узорчатое кружево из разной «травы» окружает букет по краям, вставляя его в гладкий фон.

  1. Изготовление лотков При изготовлении лотков стандартной формы металлические листы разрезаются на заготовки определенного размера. В заготовке вырезается лоток и вытягивается по форме на электрическом прессе с использованием комбинированного штампа и форм, затем лоток отбортовывается, т.е его края закатываются. Кованые подносы создаются ручной ковкой с помощью кузнецов в соответствии с древней ремесленной традицией: форма и размер подносов зависят от творческих способностей кузнеца. Скоба из 3-5 металлических карточек вырезается ручными ножницами, затем с помощью молотка и наковальни вырезается форма, растягивается. Край лотка закатывается ниткой для его укрепления, после чего кромка молотком выравнивается на наковальне.
  2. Подготовка к покраске Отжиг, обезжиривание, грунтовка, нанесение черной эмали в два или три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, ручная очистка каждого слоя эмали наждачной бумагой.
  3. Художественная роспись Жостовские мастера рисуют художественными масляными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисти. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап письма называется замалевкой, второй — подшипником. Замалевка. В картине мастер рисует композицию букета на рабочей поверхности подноса широкой кистью. Роспись выполняется без предварительного рисования густыми и слегка обесцвеченными красками сразу на нескольких лотках. Создавая букет, художник вращает лоток на коленях, как бы помещая под кисть нужный участок его поверхности. При этом необходимо следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением цветных пятен, соотношением масштаба росписи к фону подноса. Замалевок сушат в сушильных шкафах двенадцать часов при определенной температуре. Несущий. Правка состоит из ряда операций друг за другом: затенение, укладка, блики, рисование, посадка растений и привязка.
  4. Нанесение орнамента. Боковины подносов декорированы легким цветочным ажурным орнаментом. 5. Отделка. На лакокрасочное изделие наносится два или три слоя краски с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и очисткой каждого слоя перед нанесением краски.

Клёдов за работой

В 1830 году в Жостово стали изготавливать подносы не только из папье-маше, но и из железа. В источнике от 1839 г упоминаются «предметы, сделанные из битой бумаги (папье-маше) и выброшенные из жести .. подносы, подносы .. все окрашенные рисунками… Филипп Вешняков, Никитин и его сын, крестьянин граф Шереметев.

Вытягивание края подноса

Вытяните край лотка
Отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два или три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, ручная очистка каждого слоя эмали наждачной бумагой.
Жостовские мастера рисуют масляными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисти. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап написания называется обшивкой, второй — нанесением.

Выстукивание формы подноса

Прикосновение к форме подноса

Жостовский поднос

Процесс его изготовления долгий и кропотливый, иначе добиться такого качества невозможно.

жостово

Изготовление

Поднос изготовлен по штампам и трафаретам (их у мастера много, 32 образца). Мастер разрезает листы на грубые куски, обязуется разрезать и вытягивать изделие на электрическом прессе. После этого приступает к пришиванию краев. Каждый заводской лоток имеет свой номер, сертификат.

жостово
Мастер выравнивает форму подноса

На этом процесс изготовления не заканчивается. Специалисты готовят изделия к покраске. Подготовка состоит из отжига, обезжиривания, грунтования, нанесения сырой эмали и очистки. И только тогда начинается самая волшебная фаза: рисование.

Роспись

Классический фон подноса — черный, но допускаются различные цветовые вариации.

жостово
Пошаговая покраска лотка:

  1. Замалевка. Эскиз не переносится в лоток карандашом, мастер начинает работать свободным мазком кисти, сразу же нанося краской очертания будущих элементов изображения.
  2. Тенезка. Далее художник должен создать полупрозрачные тени с помощью эмалевых красок.
  3. Pad — это название плотной основной буквы, мастер использует яркие и насыщенные цвета.
  4. Светиться. Применение свечения к изображению оживляет дизайн, придает ему трехмерность.
  5. Рисунок. Художник заботится о деталях, делающих образ законченным.
  6. Завершить работу — нарисовать орнамент на краю подноса.

Итак, изделие ожидает покраски. Одного слоя краски будет недостаточно. Каждый новый слой требует просушки. Для этого используется глянцевый или полуглянцевый лак.

Первый этап жостовской росписи — замалёвка

В картине мастер рисует композицию букета на рабочей поверхности подноса широкой кистью. Покраска выполняется без предварительного нанесения густыми и слегка отбеленными красками сразу на нескольких лотках. Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, словно заменяя нужный участок его поверхности под кисть. Покрытие сушат в сушильных шкафах двенадцать часов при определенной температуре.
Несущий. Выпрямление состоит из ряда операций друг за другом: затенение, укладка, блики, рисование, посадка растений и деление.

Выравнивание формы подноса

Затем с помощью молотка и наковальни форма устраняется, растягивается. Край лотка закатывается ниткой для его укрепления, после чего кромка молотком выравнивается на наковальне.

Читайте также: Мозаика из ткани: история лоскутного шитья

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector