- История возникновения
- Глубоковская роспись
- Гаютинская роспись
- Роспись Северной Двины
- Шекснинская роспись
- Особенности и описание техники
- Палех
- Разновидности видов росписи
- Вологодская роспись по дереву
- Шекнинская золоченка
- Гаютинская роспись
- Глубоковская роспись
- Кичменгско-Городецкая роспись
- Верховажская роспись
- Федоскинская роспись
- Верховажная роспись
- Прикамская роспись
- Гжель
- Хохлома
- Харовская роспись
- Жостовская роспись
- Мезенская (Палащельская) роспись
История возникновения
Роспись по дереву в России получила широкое развитие и имеет широкий региональный охват. Синтез культур и техник, некоторое влияние Запада и Востока, местный колорит привели к тому, что мастерство представляло собой палитру различных работ. От работ с четкой структурой и единой цветовой гаммой до сложных многослойных изделий, изученных художниками и культурологами.
Живопись Вологодской области интересна тем, что здесь сформировалось несколько ярких и самобытных школ. Жители разных регионов региона — особенно центрального и западного — практически одновременно начали украшать утварь, предметы домашнего обихода, игрушки, посуду.
прискорбно говорить с уверенностью: далеко не все представленные вологодские деревянные росписи сохранились до наших дней. Некоторые рыболовные районы в этом районе были потеряны. Но те, что остались потомкам, несомненно, являются ценностью национальной культуры.
С климатической точки зрения Вологодскую область можно назвать суровой землей: возможности жить и выжить, конечно, были, но их нельзя назвать самыми благоприятными, полными плодотворных ожиданий и т.д. Выносливость, внутренняя сила и, как всегда, искал самореализации в творчестве. Сначала это было примитивное убранство, которое усложнилось и приобрело иное выражение.
Глубоковская роспись
На северо-востоке Вологодской области, в глухом селе Глубоковка, родилась живопись, состоящая из классических элементов, объединенных в замысловатый узор. Действительно, деревень было несколько, но название картине дала именно эта. Живопись Глубокого настолько богата разными элементами, что их все сложно перечислить. Чаще других используются бутоны, локоны, капли, скобки и многие другие. В первых работах преобладали коричнево-оливковые цвета, в более поздних — оранжевые и коричнево-красные.
Такой росписью были окрашены вращающиеся колеса, шкафы, двери. Современные мастера с большим мастерством воспроизводят элементы росписи на домашней утвари. Хлебница в глубоковском стиле украсит любую кухню и поднимет настроение хозяйке. Спокойный букет крупных локонов — традиционный элемент глубокой росписи.
Гаютинская роспись
Район Вологодской области, расположенный на юго-западе, граничит с Ярославской областью. Здесь родилась графическая, яркая, увлекательная живопись. Небольшой узор из точек и лепестков, бутонов и семян создает своего рода дерево или цветок. Особенность росписи Гаютина заключается в симметричном заполнении верха, как будто на всем изделии отпечатан фрагмент. В создании картины задействовано много ярких красок: красный, оранжевый, зеленый, золотой. И вся эта красота перекрывает красный фон. Специалисты считают, что постоянно изображаемое фантастическое растение — это Мировое Древо, которое соединяет Землю и Небо и разбрасывает семена всех растений. Если так, то орнамент напоминает нам о наших языческих корнях.
Раньше эту модель часто украшали прялками, теми, которые дарили девушке или женщине. Так современные вологодские мастера украшают деревянные тарелки, пасхальные яйца, солонки и другие сувениры.
Роспись Северной Двины
Шекснинская роспись
Яркая и изящная картина, подходящая только для праздника или украшения, относится к категории малоизученных. Создан на территории, граничащей с Ярославской и Новгородской губерниями. На ярко-красном фоне преобладает золотой узор, поэтому жители Шекснинского района называют его «золотым».
В картине использованы фантастические растения, вплетенные в красивый орнамент. На растениях невиданные цветы и ягоды, иногда райские птицы.
Роспись Шекснинской напоминает золотую хохлому, которая зародилась в Нижегородской области. Как такая техника могла оказаться на крайнем севере страны? Оказывается, истоками создания обеих картин послужили орнаменты русских икон и рукописных книг. Но технология выполнения художественной росписи в этих сферах разная.
Особенности и описание техники
Богато поросший лесом край определил главный объект украшения — дерево. Сначала зародилась художественная скульптура, потом начали рисовать народные мастера. Рисунок на предмете в народном творчестве мог применяться двумя способами: графикой и мазком. На севере, куда входит Вологодская область, преобладал графический метод. На объект наносился светлый контур рисунка, затем он заливался двумя-тремя цветами. В своих работах художники использовали темпера. Метод мазка появился здесь только в 19 веке.
Вологодскую живопись, в отличие от других северных промыслов, можно назвать насыщенной по цвету. Это также присуще многим элементам орнамента, деталям мотива, композиционной точности.
Особо известна так называемая Вологодская хохлома. Это серебряная роспись в синем цвете, изобретенная в Вологде. Но это искусство нельзя назвать древним, традиционным. Практически у наших современников возникла идея расписывать деревянные предметы серебром — это произошло в 1976 году на предприятии «Надежда». Однако такое временное объединение, комплекс знаменитой хохломы, необычный фон и современные материалы стали своеобразным продолжением древних традиций.
Палех
Разновидности видов росписи
Сегодня в Вологодской области насчитывается около 20 разновидностей росписи по дереву, особенно те, которые зародились здесь много веков назад.
Вологодская роспись по дереву
Это общее название нескольких видов рыбной ловли, восходящих к 17 веку. В этой технике в основном изготавливали предметы для дома: от прялок до тарелок. Мастера использовали темперные краски.
Главные характеристики лодки «Вологда» — это поиск оптимального сочетания цветов, интересный подбор элементов, грамотно построенные композиции, концептуальность.
Шекнинская золоченка
То, что сейчас хорошо известно любителям народных промыслов, долгое время было малоизвестной страницей русского искусства. Местное значение некоторых направлений не делало их серьезной культурной рекламой, как, например, Хохлома или Гжель. Эти поделки включают в себя золочение шекны. Это графическая картина с растительным и геометрическим орнаментом на красном фоне. Используемые цвета — золотой и черный.
В этой технике расписывались токарные инструменты, саморезы, швейные машинки и полосы бересты. Перед покраской мастера грунтовали древесину красной охрой: для фона шлифовали краску олифой, наносили тонкие слои глазури. Влияние иконописи прослеживается в фактуре и декоре позолоченных росписей.
Гаютинская роспись
На юго-западе Вологодской области зародилась блестящая графика. В этой технике преобладает небольшой мотив из лепестков и точек, семян и бутонов, которые превращаются в изображение растения (дерева или цветка).
Отличительная черта живописи Гаютина — симметричность заполнения плоскости по лепке. Красный фон закрашиваем накладками зеленого, оранжевого и золотого цветов. Раньше прялки в основном украшались яркими мотивами, изображающими, предположительно, Мировое Древо (и, следовательно, с языческими оттенками). Современные художники используют технику Гаютина для украшения солонки, пасхальных яиц и тарелок.
Глубоковская роспись
На северо-востоке Вологодской области зародилась орнаментальная живопись, придающая русскому искусству богатство элементов. Местные мастера не остановились на формульных центрах композиции, активно использовали розетки, бутоны, завитки, точки, капли и скобки.
Изначально фабрики в Глубоковке, центре рыболовства, имели зрелый оливково-охристый цвет. Со временем этим воспользовался ярко выраженный оранжевый цвет, а также красно-коричневый. Работы лаконичны, многоэлементны, интересны.
Кичменгско-Городецкая роспись
Это направление развивалось на границе трех современных регионов: Костромы, Вологда, Кирова.
Роспись в этом районе выполнена свободной кистью. Благодаря методу письма с маховиком мастера могли выполнять масштабные работы.
Вершина творческих успехов — конец 19 — начало 20 века. Ремесленники расписывали дом артелями: от заборов и стен до мебели и предметов домашнего обихода. Цветовое решение: красный / бордовый + бело-зеленый. Любимый персонаж мастеров — лев, который всегда был на «переднем плане» в общей композиции. Он символизировал стражу, охранявшую владения хозяина.
Верховажская роспись
Это тоже бесплатный метод кисти: художник живописными мазками перенес рисунок на основу. Если элемент состоял из двух или трех цветов, художник брал лайм, моделируя форму дизайна. Причины могут быть как растительными, так и животными.
Живопись этой школы не теряет своей узнаваемости: нет первоначального рисунка, который был присущ предыдущему ремеслу. Благодаря этой технике дизайн выглядит светлее, мягче и естественнее.
Федоскинская роспись
Верховажная роспись
Картина принадлежит к свободной кисти. Образное изображение, в данном случае цветочная лента, выглядит немного размытым, очень естественным и объемным. В орнаменте всегда преобладали растения: ягоды, цветы, листья.
Прикамская роспись
Гжель
Хохлома
Харовская роспись
В Харовском районе для росписи деревянных изделий применяется технология свободной кисти с графическим оживлением и осветлением. Традиционно на росписи в этой местности были изображены растительные сюжеты и, как ни странно, львы. Местные жители считали этого зверя оберегом для своего дома. Львы на фотографиях очень забавные. Они похожи на собак или кошек или стоят на задних лапах. Реже рисовали людей и птиц. В цветах фона преобладали коричневый, зеленый, коричневый. Краски для росписи использовались коричневого, синего, зеленого цветов.
Раскрашенные предметы были найдены участниками исследовательской экспедиции в Харовском районе. Их все меньше и меньше, и задача художников, пытающихся возродить это ремесло, — сохранить найденные образцы, изучить их и скопировать.
Жостовская роспись
Мезенская (Палащельская) роспись
Читайте также: Японская вышивка сашико техника состоящая из 12 схем