Этапы городецкой росписи: рисование для детей

Роспись
Содержание
  1. Немного истории
  2. Поэтапное декоративное рисование по мотивам городецкой росписи для детей
  3. Работа с шаблонами
  4. Занятие с аппликацией
  5. Городецкая роспись: как рисовать цветок Купавку (видео)
  6. Узоры городецкой росписи для старшей группы
  7. Элементы и техника их исполнения в городецкой росписи
  8. Как изобразить розу в городецкой росписи
  9. Начало изображения
  10. История возникновения
  11. Поэтапное рисование городецкой росписи: описание и рекомендации
  12. Продумываем мотивацию
  13. Таблица: пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»
  14. Таблица: физкультминутка «На лугу цветут цветы»
  15. Элементы городецкой росписи поэтапно для дошкольников с фото в фото
  16. Особенности росписи
  17. Главные сюжеты, начерчиваемые большей частью
  18. Описание городецкой росписи
  19. Актуальные приёмы для городецкой росписи
  20. Поэтапное создание композиции «Бутоны с листьями»
  21. Необходимые материалы
  22. Если вы только начинаете рисовать в технике городецкой росписи, потребуется вам основной набор новичка: кисти разных размеров и разных материалов (главное требование – вашей руке должно быть комфортно работать данным инструментом), краски гуашевые или акриловые. На самом изделии, которое будет расписано, прорисовывать эскиз не нужно. Но для начинающих такой этап лишним не будет, если рука пока не работает достаточно уверенно сразу краской. Потому понадобится и карандаш, и ластик. Потребуется вода для смачивания кисти, палитра для пробы цвета. Стандартный метод – начинать с эскиза на акварельной бумаге, когда на листе в деталях прорисовывается картинка, которая затем будет украшать деревянное изделие. Это «набивает руку», придает уверенности художника, снижает риски ошибок.
  23. Мастер-класс городецкой росписи
  24. Подмалевок
  25. Теневка
  26. Технические особенности живописи
  27. Композиция и сюжет
  28. Поэтапность письма

Немного истории

История показывает, что развитие исследований древесины привело к ее использованию в самых неожиданных темах, в том числе:

  • мебель;
  • сундуки;
  • санки;
  • посуда, используемая в доме.

Чаще всего он был символическим, а фоновые тона были: зеленый, синий, а иногда и черный. Особенно популярны были и остаются рисунки на определенную тематику, в которых изображены люди и животные.

После Первой мировой войны искусство пришло в упадок, вынудив специалистов искать другие источники дохода. Возрождение популярности направления связано с именем И.И. Овешкова, открывшего мастерскую для публики.

Он организовал обучение заинтересованных сотрудников, что дало увеличение тех, кто смог обработать исходный код. Участие нового поколения в воссоздании образов развивает чувство принадлежности к культуре своей страны и развивает художественное мышление на разных уровнях.

Поэтапное декоративное рисование по мотивам городецкой росписи для детей

  1. Начало рисунка — это полноразмерный набросок схемы на дереве. Следует обозначить размер будущей работы и ее основные элементы.
  2. Чтобы упростить задачу, можно нарисовать на бумаге размеры композиции, а уже потом переносить изображение на деревянную поверхность.
  3. Когда размер орнамента наносится на деревянную поверхность, необходимо выделить главный центр композиции. После этого можно подумать о цветовой гамме.
  4. Когда вопрос о композиции и цветовом решении композиции будет решен, можно переходить к детальному прорисовке орнамента.
  5. Детям рекомендуется выбирать простые конструкции. Например, вы можете изобразить солнце. В центре рисуется красный круг и рядом с ним рисуются лучи. Радиальные точки должны быть одинакового размера.
  6. По окончании работы деревянную поверхность окрашивают.

Ребенку будет проще рисовать простые элементы

Работа с шаблонами

Работа с моделями
Часто трафареты используются в тех случаях, когда есть необходимость ускорить или упростить процесс. Также они могут быть полезны на занятиях с дошкольниками, на уроках техники во 2 классе. Городецкие шаблоны для рисования вырезают сами дети или учитель.

В учреждениях дополнительного образования, а также в общеобразовательных школах проводятся уроки народных промыслов, в частности, живописи. Воспитатель может выбрать форму поведения по своему усмотрению, также решить, будут ли дети рисовать по лекалам, без них или вырезать и склеивать аппликации.

Уроки в обоих случаях проводятся одинаково, но есть различия.

Занятие с аппликацией

Работа с аппликациями начинается с того, что дети готовят салфетки, ножницы, листы бумаги, мелки и клей во время игры. Педагог показывает слайды, рассказывает, чем городецкая роспись отличается от других видов, рассказывает о купавке, розе, розе и ромашке, а также о других элементах. Итак, ребята знают план изготовления расписной доски. Для создания аппликации им необходимо сделать следующее:

  • Городецкая роспись шаблон доски
    срезать листья и розы;
  • составить чертеж;
  • приклеиваем элементы к картону;
  • вырезать птицу;
  • наклеить;
  • дополнить недостающие детали;
  • оживить рисунок.

Воспитатель раздает лист бумаги с нарисованным контуром, дети вырезают кружочки, лепестки и листья, затем делают из них орнамент на небольшой доске, где уже нарисована птичка. Учитель ходит по рядам и проверяет, все ли правильно. Далее ученики склеивают детали клеевым стержнем. Штрихи прописываются белым карандашом.

Городецкая роспись: как рисовать цветок Купавку (видео)

Городецкая роспись сможет подарить своему создателю массу положительных эмоций. Главное — писать с душой, ведь даже начинающий мастер сможет создать настоящий шедевр.

Городецкая роспись — русское народное искусство. Он существует с середины 19 века в районе города Городца. Яркая и лаконичная живопись Городца (жанровые сцены, фигурки лошадей, петухов, растительные мотивы), выполненная в свободной линии с черно-белыми графическими контурами, витиеватыми прялками, мебелью, ставнями, дверями. В 1936 г была создана артель (с 1960 г. Городецкая роспись фабрики) по изготовлению сувениров; мастера — Д.И.Крюков, А.Е. Коновалов, И.А.Мазин.

Особенности

В росписи Нижнего Новгорода можно выделить два типа: полотна Павловского и Городца, которыми украшали сундуки, арки, санки, детскую мебель, днища прялки и множество мелких предметов домашнего обихода. Городецкий стиль отличается, прежде всего, своим содержанием. В картинах главное впечатление производят жанровые сцены. Все эти изображения условны по своей природе, очень свободны и декоративны по форме, а иногда и граничат с карикатурой. Это жизнь крестьян, купцов, пышный парад костюмов.

Значительное место занимают цветочные мотивы — пышная «розовая», разрисованная обширно и декоративно. По словам А.В. Бакушинского, мастер стал настоящим живописцем. В.С. Воронов, писавший, что «стиль Нижнего Новгорода представляет нам чистейшую версию истинной живописи, превзошел картину графического заточения и был основан исключительно на элементах живописи…»

Наряду с реалистическими жанровыми мотивами в росписи Городца присутствуют идеализированные декоративные изображения птиц и зверей. Есть экзотические львы и леопарды. Особенно часто изображение горячего и сильного коня или петуха в гордой и воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу.

Городецкие мотивы — сцены городской жизни

Городец, мастер живописи, любит цветы. Картины с веселыми гирляндами и букетами цветов разбросаны по полю повсюду. Там, где позволяет сюжет, мастер с удовольствием использует мотив великолепной занавески, связанной шнурком с кисточками. Декоративность мотивов подчеркнута декоративностью красок и техник.

Любимые обои — ярко-зеленые или темно-красные, темно-синие, иногда черные, на которых особенно сочно брызгают городецкие многоцветные пятна. При описании текстуры отбеленные тона дают насыщенные оттенки цветовых переходов. Роспись выполняется кистью, без предварительного рисунка, свободным сочным мазком. Он очень разнообразен: от широкого мазка до тончайшей линии и мастерского мазка. Работа мастера быстрая и дешевая. Поэтому он очень обобщен, прост в технике, свободен в движениях руки. Характерны флористическая роспись Городца, разноцветные и выразительные работы мастеров А.Е. Коновалова и Д.И. Крюкова.

История городецкой росписи

Картина, которая сейчас носит название Городец, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегу чистой и светлой реки Узоры. В деревнях Косково, Курцево, Хлебайха, Репино, Савино, Боярское и др. в 18 веке появляется центр по производству тягучих пончиков и игрушек. Крестьяне привозили свою продукцию на ярмарку в селе Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкой.

Толковый словарь русского языка В.И. Даля поясняет, что слово «дно» означает «тарелка, на которой сидит прядильщик, который втыкает гребешок». Закончив работу, он вынул гребешок, повесил дно на стену и украсил избы. Поэтому особое внимание мастера уделили украшению досок резьбой и росписью.

Прялка была верным спутником на протяжении всей жизни крестьянина. Часто он служил подарком: жених дарил невесте, отец — дочерям, муж — жене. Поэтому фон был выбран нарядно, красочно, к всеобщей радости и удивлению. Прялка была унаследована, защищена и сохранена.

Для украшения столов мастера использовали особую технику — инкрустацию, что очень редко встречается в народном творчестве. Фигуры были вырезаны из дерева разных пород и вставлены в углубления соответствующей формы. Эти вставки из темного болотного дуба рельефно выделялись на светлой поверхности фона. С помощью двух оттенков дерева и простейшего инструмента народные мастера превратили фон в произведение искусства. Известным донецким мастером инкрустации красок был Л. В. Мельников.

В дальнейшем мастера также стали использовать донецкий краситель. Яркое сочетание желтого фона с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов сделало его нарядным и красочным.

Со второй половины XIX века сложная и кропотливая техника инкрустации была заменена штапельной резьбой с тонировкой, и поэтому живописный стиль декора стал преобладать.

Сюжеты старинной городецкой росписи — изображения птиц, цветов, рыцарей, барышень и кавалеров, сцены народной жизни.

В наши дни традиции старых мастеров стремятся возродить и обогатить народных мастеров, работающих на Городецкой росписи фабрики в Городце. Среди них — победители конкурса А. ТО ЕСТЬ. Деп. Это Беспалова Л.Ф., Касатова Ф.Н., Коновалов А.Е., Кубаткина Л.А., Рукина Т.М., Соколов А.В.

 

Узоры городецкой росписи для старшей группы

В средней и старшей группе детского сада не обязательно выбирать слишком сложные элементы росписи, ведь если ребенок не справится, ему будет скучно. Можно остановить свой выбор на простом орнаменте и нарисовать красивый цветок.

Метод рисования:

  1. В работе будут использоваться белая, красная, коричневая и зеленая краски. Дети должны рисовать на деревянных досках или деревянных досках, неглубоко.
  2. Карандашом наметьте центр композиции и ее размеры.
  3. Затем вы можете приступить к рисованию цветка. В центре нарисован маленький красный кружок. Затем красная краска смешивается с белой краской, чтобы получить розовый цвет. Еще один кружок нарисован розовым цветом, больше первого. После этого снова красный кружок и снова розовый. Поэтому у цветка разноцветный центр.
  4. Лепестки выполнены в зеленом и коричневом цветах. Лучше их чередовать, так работа будет красивее.
  5. Вы можете комбинировать зеленый с белым, чтобы получить более светлый зеленоватый оттенок. Им можно нарисовать лепестки изнутри. Этот рисунок выполнен тонкой кистью.

В средней и старшей группе детского сада не обязательно выбирать слишком сложные элементы росписи

Лакированная поверхность завершает работу.

Элементы и техника их исполнения в городецкой росписи

Настоящие мастера городецкой росписи в первую очередь обращают внимание на положение руки во время работы. Достаточно держать кисть вертикально, чтобы она могла беспрепятственно вращаться между пальцами (большим, указательным и средним). При правильной настройке все элементы росписи даются без особых усилий.

Покраска выполняется в два этапа:

  • подмалевок;
  • возрождение.

Для фоновой краски используйте большие кисти, залейте сразу всю фигуру. Например, все лошади полностью покрыты черной краской, кроме упряжи. Эта техника доступна и пятилетнему ребенку. Главное — размазать краски ровным тонким слоем, чтобы не было зазоров.

Анимация — это метод, с помощью которого набросок рисунка превращается в изображение. В этом случае используются тонкие (художественные) кисти. Они работают только с черно-белой краской, в отличие от грунтовочной краски, где допустим любой цвет. Обмакивается только кончик и все детали проработаны аккуратно.

Для оживления образа применяются различные стежки и завитки. Но у них есть строгие правила исполнения. Например, вы можете рисовать только дуги, точки, штрихи и капли. Главное касаться только конца работы кисти, чтобы мазки были плавными и красивыми.

Абсолютно все элементы городецкой росписи нанесены без предварительного карандашного наброска. Поэтому каждая работа получается индивидуальной.

Как изобразить розу в городецкой росписи

Другое название изделия — кабанья роза. Его можно нарисовать на цветном фоне, но есть вариант рисовать на неокрашенном дереве.

Пошаговый рисунок нарисованной розы на фоне:

  1. Завершите красный круг яблочка. Прикрепите скобки лепестков к кругу (с нажимом). Каждая скобка устроена так, что внутри нее виден фон.
  2. Центр розы состоит из пятнистого круга и полумесяца, за которыми следует узор из лайма. Белый мотив включает тычинки, брекеты и жемчуг».
  3. Молнию в середине розы можно выполнить не только «жемчугом», но и тонкими параллельными штрихами.

Начало изображения

Для того, чтобы рисунок с первого раза получился действительно аккуратным и красивым, желания и подготовленных материалов недостаточно. Очень важно научиться технике нанесения изображения. Здесь вам нужно понять, как держать кисть, как ею управлять, какие движения использовать, чтобы изобразить детали рисунка.

Вся роспись Городца выполняется в три этапа. Первым делом необходимо нанести фон, на который будет наложен рисунок. Далее выполняем рисунок поэтапно.

  • Подмалевок. Крупные цветные пятна, которые в дальнейшем послужат основой изображения. Это большие цифры. Детям элементы рисования фона очень легко освоить.

Их наносят тонким полностью растушеванным слоем. Их нужно зарисовывать очень аккуратно, чтобы не было полос, провисаний или зазоров. Для получения хороших результатов лучше всего рисовать плоской широкой кистью.

  • Ткань. Кисть No. 2. Суть этого этапа — разбить грунтовочную краску на части и выделить детали.
  • Жизни. Это еще одна техника в городецкой технике. Здесь на помощь приходит черно-белая краска, с помощью которой выделяются акценты изображения. Эта фаза очень сложная и требует концентрации.

Черно-белой краской на основу и ткань нанесены многочисленные точки, которые придают рисунку яркости и живости. Здесь важно не переборщить, так как большое количество анимации может испортить рисунок.

Городецкая роспись получится очень хорошо, если научиться правильно держать кисть. Он должен располагаться перпендикулярно поверхности, на которую нанесен рисунок.

При этом рука должна опираться на локоть и фиксироваться им, а рука оставаться подвижной и свободной. Если ребенку сложно удерживать руку в таком положении длительное время, можно сделать опору на мизинец. В таком положении руки легче рисовать плавные и ровные линии.

Последнее в рисовании Городецкой живописи — это поэтапное соединение всех элементов между собой. Изображения должны быть яркими и красочными.

Это главная особенность этого направления в искусстве. Если ребенок хорошо научился рисовать элементы на бумаге, можно продолжить и предложить рисовать на деревянной основе.

История возникновения

Городецкая роспись зародилась в XVIII-XIX веках в Нижегородской области. Было много талантливых резчиков, изделия которых украшали быт и домашнюю утварь крестьян. В этом же районе славились ярмарки деревянных изделий.

По сюжету, сначала в каждом селе отмечали день Ивана-Купалы и, помимо массовых гуляний и зажжения костров, искали необычный цветок папоротника. Он рос в лесу и цвел только 1 ночь в году — на Ивана-Купале. Жители не знали, что это на самом деле, и поэтому наделили его индивидуальной тенью.

Позже нижегородские мастера украсили деревянные изделия изумительными цветами папоротника. Для одних они были ярко-красными, для других — солнечными, а для некоторых — черными. Их называли купава с листьями папоротника. Считалось, что такой символ принесет в дом достаток и счастье.

Городецкая роспись. Элементы для росписи, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки

Даже в те времена в каждом доме была раскладывающаяся прялка. Поработав над ней, дно, на котором была закреплена расческа, повесили на стену. Чтобы привлечь к себе внимание, его начали украшать краской. По мере того, как ткани дешевели, прялки были скрыты, а мастера-резчики, помимо дна, начали украшать другую посуду причудливыми изображениями, включая тарелки, мебель и детские игрушки.

Поэтапное рисование городецкой росписи: описание и рекомендации

Городецкая роспись — прекрасная техника живописи, созданная в России. Часто даже в детских садах проводятся занятия по искусству изображения предметов и животных в уникальных ярких тонах с элементами сказки.

Продумываем мотивацию

Чтобы урок не казался дошкольником трудным, важно его мотивировать на творчество, заинтриговать его. Традиционно многие педагоги начинают разговор о городецких промыслах, рассказывают о городе на берегу Волги, его мастерах, известных в древности. Конечно, это информативная информация, но важно подавать ее увлекательно, чтобы детям не было скучно. Рассказ следует «оживить» различной интересной информацией:

  1. Многие думают, что живопись Городца исключительно цветочная (растительные мотивы). Однако старые мастера тоже всегда любили рисовать животных: лошадей, быков, львов, кошек. Заодно неплохо будет показать детям соответствующий товар или хотя бы его фото.Изделие Городецкой росписи - старинный сундук со львами
    Городецкая роспись — это не только растительные мотивы, но и изображения самых разных животных
  2. Особой популярностью пользовались композиции с сюжетом, например, изображения с популярных фестивалей.Городецкая роспись
    Праздники. Всегда ценились сюжетные композиции городецких мастеров — сцены из жизни народа
  3. Раньше (в XIX веке) для рисования предпочитали использовать не желтый и светло-коричневый фон, как сегодня, а яркий — зеленый, синий, красный (редко выбирали черный).Поднос с городецкой росписью на ярко-синем фоне
    Раньше городецкие умельцы предпочитали более светлый фон
  4. Все в Городецкой живописи символично. Например, цветы означают здоровье, достаток, капризные птицы — счастье, тонконогие вороные кони — богатство.

Начать урок можно с интриги: принесите группе большую коробку с городецкими поделками под аккомпанемент русской народной музыки. Воспитатель вместе с детьми рассматривает расписную кухонную утварь, восхищается ее красотой, а затем предлагает дошкольникам превратиться в народных мастеров.

Серия деревянной посуды, расписанной городецкими мастерами

Просто найдите набор с разными предметами

Как всегда, игровая мотивация будет актуальна в работе с дошкольниками. Например, в группу приходит игрушечный петушок (белочка, кот и т.д.) и несет узоры с орнаментом. Он говорит, что не знает, какой узор на них изображен. Дети, конечно же, узнают Городецкую роспись и рассказывают о ней лисичкам. Затем героиня просит, например, расписать ей тарелку.

Еще один хороший вариант — письмо от поваров на детсадовской кухне. Они жалуются, что их разделочные доски испортились, а те, что остались, какие-то уродливые, скучные. Шеф-повар просит детей прислать им доски, расписанные цветами и мотивами. Конечно, это вдохновит детей на творчество.

Дошкольников можно познакомить с красивой легендой, объясняющей происхождение различных русских народных промыслов.

Жила-была в деревне девушка по имени Марья. И эта Марьюшка была такой мастерицей — она ​​умела шить, вышивать и лепить игрушки, но умела расписывать тарелки с разными мотивами — вы полюбуетесь. И поэтому ее прозвали Марией мастерицей.

Я услышал про Марью Кощей Бессмертную и решил увезти ее в ее Кощей царство. Он влетел внутрь, схватил ее и понес. А мастер Марья превратилась в прекрасную жар-птицу и стала ронять цветные перья на землю в напоминание о себе. Там, где упало красивое перо, появились новые мастера и мастерицы, умелыми руками которых делали чудесные изделия, прославившиеся на весь мир. Одно перо упало в селе Дымково, другое — в тульском селе Филимоново, а еще одно перо упало в старинном городе Городец.

Воспитатель напоминает детям, что в Дымково делают игрушки из глины, в Филимоново также делают игрушки, в том числе и свистульки, а затем приглашает детей всей группой посетить мини-музей и полюбоваться изделиями Городецких мастеров.

обязательно создание мини-уголка Городецкой росписи в группе

Уголок вдохновит детей на творчество

Накануне рисования очень полезно предложить дошкольникам дидактическую игру «Украсить посуду». Ребенок выбирает себе основу (коробки, тарелки, тарелки и т.д.) и размещает на ней мотив их элементов городецкой росписи (цветы, листья, птицы). Такая игра хорошо развивает композиционные навыки.

Дидактическая игра «Украсить посуду»; мальчик раскладывает элементы городецкой росписи на картоне

Мотивировать детей к творчеству можно с помощью развивающих игр

Динамические перерывы, посвященные теме урока, помогут повысить интерес к творчеству.

Таблица: пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»

Слова Движение
Городецкие модели хороши! Дети сжимают пальцы в ладони
Я посмотрю фото Покажи свои ладони
Улыбаюсь от всей души! Самомассаж уголков губ
Розовый, желтый, синий, зеленый Сожмите большой и указательный пальцы правой и левой руки
Розарии расцвели Они раскрыли ладони
На березовой доске. Они сложили ладони вверх ногами
И ванные комнаты хорошие Поочередно нажимайте в центре ладони
Вроде качается Качели с ручками
И распускаются толстые бутоны! Показать раскрывающийся бутон

Таблица: физкультминутка «На лугу цветут цветы»

Слова Движение
Цветы растут на лугу
Беспрецедентная красота.
Растяжка — руки в стороны
Иногда дует ветер
Это не имеет значения.
размахивая руками, изображая ветер
Цветы наклонены
Лепестки опущены.
Склоны
А потом они встают
И они все еще цветут.
Растяжка — руки в стороны

Элементы городецкой росписи поэтапно для дошкольников с фото в фото

Элементы городецкой росписи - основные нюансы рисования картины поэтапно

Техника рисования

Основные элементы городецкой росписи со временем изменились незначительно. Стиль и принципы его рисунка изучаются в практике рисования на дереве для дошкольников.

На начальном уровне он практикует рисование растительных орнаментов, узнаваемых среди разных видов искусства. Используемые мотивы схематично изображают симметричные бутоны роз, розариев, ромашек и купавок и имеют свои особенности.

Существуют довольно простые схемы, с помощью которых можно научиться рисовать в стиле городецкой росписи.

Элементы городецкой росписи - основные нюансы рисования картины поэтапно

Рисование происходит поэтапно и требует использования красок, которые сохнут и не смешиваются с предыдущим нанесением, например, гуашью. Цветочные композиции могут образовывать венки, ромбы или рамки.

Элементы городецкой росписи - основные нюансы рисования картины поэтапно

Элементы городецкой росписи - основные нюансы рисования картины поэтапно

Затем для начала рисуется карандашный набросок, определяющий места расположения основных элементов картины.

Детализировать рисунок нет необходимости, так как первый шаг в рисовании красками начинается с так называемого размазывания, нанесения только пятен, кружочков для бутонов и очертаний листьев, при этом основные цветы слегка разбавлены цветами. Например, как показано на фото ниже. Первый шаг в создании букетов.

Элементы городецкой росписи - основные нюансы рисования картины поэтапно

Вторым слоем наносим более темный оттенок с дугами для растушевки, то есть неразбавленный, насыщенный красками или затемненный. Дизайн определяет контуры драгоценных камней.

Элементы городецкой росписи - основные нюансы рисования картины поэтапно

И последний шаг — нанесение белой краски для создания пестрого изображения. В рисовании животных белые мазки имеют первостепенное значение в росписи шерсти и оперения. Этот процесс неспроста называют «возрождением».

Элементы городецкой росписи - основные нюансы рисования картины поэтапно

Это простейшие основы рисунка Городецкой живописи, используемые в художественных и прикладных уроках для детей дошкольного и школьного возраста.

Птицы и звери нарисованы в одних и тех же пошаговых действиях, петушки и фазаны нарисованы достаточно просто и схематично.

Элементы городецкой росписи - основные нюансы рисования картины поэтапно

Элементы городецкой росписи - основные нюансы рисования картины поэтапно

Лошади изображены черной или охровой краской; по-городецкому, они тоже одеты в поводья и седла, имеют изящный рост и пышную гриву.

Элементы городецкой росписи - основные нюансы рисования картины поэтапно

Применение в жизни

Конечно, в отличие от старых работ, новый шаг в развитии живописи произошел благодаря появлению новых красок и технологий.

Техника мастерства в современной интерпретации творчества намного ярче и изящнее и используется в основном в сувенирных и декоративных целях, а также для развития художественных навыков.

В наше время элементы фантазии художников дополняются новыми изображениями в виде бабочек и насекомых, и даже разрешены рисунки красивых единорогов.

Роспись наносится на деревянные поверхности кухонных досок, тарелок, ложек, солонек и даже мебели. Уместен на столах и стульях.

Как и другие виды фресок, городецкие рисунки используются в аэрографических машинах, телефонах, ноутбуках и других пластиковых и металлических поверхностях с использованием трафаретов.

Особенности росписи

Первоначально мастера украшали фонды резными изображениями. Затем появилась инкрустация: мозаика из кусочков потемневшего дуба, которые упали в разлившуюся реку и долго там оставались. Из них изготавливались крупные элементы модели, а мелкие — стамеской. Тогда же начала формироваться городецкая техника рисования на доске: условность, схематическое письмо животных, людей, предметов и растений. Постепенно к резьбе добавляются нарисованные от руки текстуры и раскраски. Композиция становится богаче, сложнее. Отображаются изображения слоев: каждый слой имеет свою текстуру, на которой выделяются различные детали изображения.

В 1870 году иконописец Огуречников приехал в село Курцево для обновления росписи местной церкви. Он открывает деревенским мастерам приемы иконописи: наслоение краски, оживление известью. А мастера-резчики становятся художниками. Изделия созданы в технике иконописи. Городецкое творчество быстро развивалось. Мастера наняли любые работы, расписали мебель, панно, детские кресла-качалки. После Второй мировой войны лодка полностью исчезла. Оживляет шестидесятые годы. Художники украшали разделочные доски, коробки, матрешки, тарелки.

Главные сюжеты, начерчиваемые большей частью

Как правило, попадаются работы:

  • цветы (роза, ромашка, купавки). Он отображается в виде симметричного букета, венка, полосы, венка или ромба;
  • птицы (лебеди, павлины, петухи, голуби или кукушки в зависимости от авторского назначения);
  • «Древо жизни» — олицетворение природы. На таких изделиях сразу много компонентов (соединения растений, птиц). Дизайнер также помещает лошадь слева и справа, время от времени: львов, леопардов и прочей экзотики.

Профессионалы также занимаются более продвинутыми видами, такими как рисование текстур, где могут быть миниатюры, изображающие реальные события или литературные творения.

На нем максимально тонко изображен как интерьер жилого дома, так и улицы населенных пунктов. Часто на таких снимках можно увидеть элементы в виде домашних питомцев у ног хозяина. Еще одна особенность — наличие растительности в зимнем пейзаже за пределами здания.

Подобные поделки обычно воплощаются в прямоугольной конфигурации, а края украшаются орнаментом. Есть и круглые варианты, размещенные на полке в виде декоративных тарелок, мотивы которых расположены по краю.

Коробка может содержать на своем краю несколько форм с различным расположением, центр которых находится на крышке или на передней стенке (на той стороне, где открывается конструкция).

Описание быта крестьян самым значительным образом отразило реальность того временного интервала, в котором выполнялась работа мастера. Необычные образы, вписанные в сцену из повседневной жизни, усиливают эффект от увиденного.

Самые важные актеры находятся в центре холста, крупнее остальных. Кадры с чаепитиями, вечеринками, свадьбами и другими мероприятиями — обязательно со столом, на котором расставлена ​​посуда или есть другие второстепенные предметы, раскрывающие суть происходящего.

Не менее популярны и востребованы элементы по мотивам народных сказок: сюжет и персонажи узнаваемы с первого взгляда, а богатство зависит только от фантазии создателя.









Описание городецкой росписи


Городецкая роспись XIX века.
Мастера Волги издавна занимались резьбой по дереву: каждый корабль был украшен изящной работой по замыслу Петра I. И правитель считал, что нужно проявлять военную мощь и художественный талант народа. Но когда судостроение подошло к берегу моря, мастера Поволжья стали искать себе новую нишу. Некоторые начали вырезать ложки, другие — чаши, чашки, а третьи специализировались на прялках. Городецкая роспись началась с этих прялок.

Сначала это была инкрустация из дерева, позже для улучшения товарного вида и экономии расходных материалов, а также для облегчения работы мастера начали раскрашивать прялки. Яичные краски сделали прялки яркими, узнаваемыми и, главное, востребованными. Законы рынка действуют всегда — так появилась знаменитая картина Городца.

На досках и днище прялок могут появиться как вполне реалистичные невесты, так и фантастические рыцари, и даже экзотические пальмы.

Название осталось, так как Городец (после Нижнего Новгорода) был основным рынком сбыта расписной продукции. Сегодня в музее вы увидите только крутящиеся колеса, а красивая и приятная картина сохранилась до наших дней. И очень часто на разделочной доске можно увидеть городецкую роспись.

Особенности рыбалки:

  • в большинстве случаев мастера расписывали изделия без нанесения предварительного рисунка, но при этом могли использовать цветные эскизы;
  • первыми работами художника были плоские столярные изделия (такие же разделочные доски);
  • фон изделия — от светло-желтого до темно-красного, максимально соответствует замыслу художника;
  • живопись Городца отличается небольшими, но изящными деталями: расслабленность, легкая штриховка, изогнутые мазки;
  • готовая работа после высыхания закрепляется лаком;
  • общие правила городецкой росписи, однако, не противоречат внешнему виду авторских вариантов.

Искусствоведам интересны изображения сюжета народных промыслов — они показывают не только быт русского народа, но и вполне конкретные исторические события.

А главное, в ранних произведениях отмечалось характерное решение русского народного творчества — гармоничное сочетание реальности и фантазии. На досках и днище прялок могут появиться как вполне реалистичные невесты, так и фантастические рыцари, и даже экзотические пальмы.

Подробнее о Городецкой росписи вы можете узнать из нашей обзорной статьи: «Что такое Городецкая роспись: история, виды, описание, характеристики детской живописи».

Актуальные приёмы для городецкой росписи

Сначала педагог знакомит детей с основными элементами городецкого мотива — это цветы и листья. Первые различаются по цвету и форме, а основные виды — это роза, бутон и ромашка.

Рисование цветка всегда начинается с круга, поэтому более мелкие элементы указываются внутри тонкой кистью. Палисандр и ромашка имеют ярко выраженный центр (большое пятно контрастного цвета). Первый обведен скобками — лепестки округлой формы, не доходящие до центра, но совпадающие с ним по цвету; второй цветок имеет удлиненные лепестки и начинается от центра. Сначала узор начинается от края круга, в виде точки и расходящихся от нее полукругов.

Пошаговый рисунок розы, бутона и ромашки

У розы и бутона ярко выраженный центр, вокруг которого формируются лепестки, бутон нарисован по-разному

Листья в городецком орнаменте тоже разные по форме и размеру. Как правило, они встречаются группами по несколько штук или на ветке. Листья направлены в разные стороны, могут быть округлой формы или более удлиненными. Для больших листьев можно очертить контур, для маленьких в этом нет необходимости.

Самый простой городецкий лист изображен в виде тыквенного семечка.

Различные виды листьев в городецкой росписи

Листья располагаются группами (смотрящими в разные стороны) или на ветке

Дошкольникам следует знать основные приемы Городецкой росписи:

  1. Подмалевок. Это круговое движение кистью, чтобы нанести одну точку, например, основание цветка. Подшерсток делается широкой кистью. В этом случае важно собрать нужное количество краски. Ведь если этого мало, рисунок получится бледным и невыразительным, а если много, краска начнет отслаиваться.Подшерсток делается на основе
    Подмалевок — это круговые движения большой плоской кистью, чтобы нанести круглое пятно цвета
  2. Тень. Использование более темных цветов (по сравнению с большим элементом). Например, если цветок розовый, центр и лепестки будут бордового цвета, если лист светло-зеленый, его жилки будут черными. В этом случае используется кисть тонкая или среднего размера. Сам рисунок выполнен аккуратно. Например, чтобы изобразить скобки из лепестков розового дерева, нужно прикоснуться к кончикам бумаги, затем всей кистью нарисовать дугу и кончиком снова отметить ее конец.Розовое дерево с отмеченным центром и лепестками в скобках
    При смешивании используется более темный тон краски, чем базовая краска, например, розовый смешивается с темно-бордовым
  3. Возрождение. Это белые или черные штрихи в виде капель, штрихов, точек, дуг, спиралей. Они как бы оживляют мотив, делают его изящным, придают особую красоту городецкой росписи. Оживление проводится кончиком тонкой кисти, очень осторожно.Последовательный рисунок листика с оживлением
    именно оживление делает городецкий мотив неповторимым, словно возрождает его

Конечно, городецкие мастера расписывают на своих изделиях и более сложные предметы, например, птицу, лошадь. Однако для старших дошкольников это будет непросто. Но педагог может попробовать объяснить детям процесс рисования птицы (удачно изобразив более простые орнаменты), сопроводив его пошаговой схемой рисования. Кроме того, можно предложить подходящие выкройки — ребята их просто окружат и уже нарисуют.

Городецкий фазан: поэтапный рисунок

Можно попробовать нарисовать птицу с дошкольниками — более сложный элемент рисования

Важной частью обучения учащихся старшей городской группы живописи является продумывание композиции рисунка. Для этого, по мнению детей, допускается наметить примерное расположение основных элементов простым карандашом. Это можно использовать в рамках индивидуального подхода — для детей, которым сложно сразу определиться с составом.

Другой момент — напомнить дошкольникам о необходимости смешивать цвета. Ведь очень красиво смотрятся цветы в нежных розово-голубых тонах. Точно так же, смешав зеленую и белую гуашь, можно получить самые разные оттенки листьев.

Дошкольники изображали розовые и голубые пятна - основу для цветов

Городецкие цветы красивы в нежно-розовых и голубых тонах

Поэтапное создание композиции «Бутоны с листьями»

  1. Дошкольникам предлагается круглая цветная деревянная основа. Чуть ниже центра изображены круги фоновой краски: в центре — более крупный розовый, по бокам и чуть выше — синий меньшего размера (дети заранее смешивают краски, чтобы получить желаемые оттенки).На круглой основе изображены круги из краски
    Чуть ниже центра — розовый кружок, по бокам и чуть выше — синие поменьше
  2. По краю розового круга, частично идя дальше, нужно нарисовать маленький красный кружок. Аналогичная штриховка выполняется синей краской на синих кружках.На краю розового круга обозначена красная точка, на синих - синие точки
    Пятнышко должно находиться на краю большого круга и частично выходить за его пределы
  3. Кроме того, центральный бутон дополнен красными лепестками по большому кругу, а на боковых просто нарисованы синие арки.Бутон розы с красным лепетом, сбоку появились синие бантики
    Центральный бутон будет с закругленными лепестками, а боковые — с арками
  4. Теперь нужно изобразить листья и веточки. Симметричные отпечатки достигаются кистью.На рисунке появились симметричные листья и веточки
    Чистые листья получаются методом склеивания
  5. Завершающий и самый ответственный этап — «оживление» цветочной композиции. Тонкой кистью легкими касаниями точки, капельки, мазки, дуги. Здесь важно не слишком увлекаться и соблюдать чувство меры.Готовая композиция, оживленная белыми элементами
    важно соблюдать чувство меры, чтобы в пробуждении не было слишком много элементов

Необходимые материалы

Если вы только начинаете рисовать в технике городецкой росписи, потребуется вам основной набор новичка: кисти разных размеров и разных материалов (главное требование – вашей руке должно быть комфортно работать данным инструментом), краски гуашевые или акриловые. На самом изделии, которое будет расписано, прорисовывать эскиз не нужно. Но для начинающих такой этап лишним не будет, если рука пока не работает достаточно уверенно сразу краской. Потому понадобится и карандаш, и ластик. Потребуется вода для смачивания кисти, палитра для пробы цвета. Стандартный метод – начинать с эскиза на акварельной бумаге, когда на листе в деталях прорисовывается картинка, которая затем будет украшать деревянное изделие. Это «набивает руку», придает уверенности художника, снижает риски ошибок.

Мастер-класс городецкой росписи

Элементы городецкой росписи поэтапно — это нужно усвоить, ведь в традиционном искусстве очень важна последовательность исполнения. Включение авторских прав должно быть минимальным.

городецкая-роспись

Подмалевок

Проще говоря, фоновая краска — это примерная основа будущего изображения. Это основные элементы, которые станут центром изображения. Если вы решили покрасить, например, деревянную разделочную доску, первое пятно цвета на ней будет фоновой краской. Если, конечно, вы не планируете создавать на доске красочный фон. Итак, сначала вы работаете с фоном, дайте ему полностью высохнуть, а затем вы начинаете рисовать фоновую краску.

городецкая-роспись
Начнем с рисования фона

Предположим, что основными элементами первой работы являются купавки — цветы, часто встречающиеся в городецкой росписи. Под центром нарисуйте три круга, соблюдая композиционный баланс. Два темно-синие, один (средний) розовый. Затем возьмите синий и красный цвета и нарисуйте круги поменьше в вершинах этих кругов, которые будут немного выше основного круга.

городецкая-роспись

На этом первый этап завершен. С подмалевком (иногда говорят — подмалевок, это тоже правильно) справится даже ребенок, но это не всегда очень просто. Дело в том, что круги должны быть однородными, вы должны научиться рисовать их краской на фоне и, прежде всего, они должны стать композиционным центром работы. Если баланс не произойдет, все последующие приличия будут напрасными.

Теневка

На этом этапе Городецкой росписи художник направляет лепестки. К моменту прорисовки лепестков круги, сделанные на этапе подмалевка, должны подсохнуть. Когда краска высохнет, нарисуйте лепестки яркой контрастной краской.

Рисуйте их не торопясь, хотя они не обязательно должны быть математически точными и однородными, сильные отклонения в прорисовке лепестков нарушают композиционную гармонию изображения. Цветные лепестки могут совпадать с маленьким кружком на фоновой краске. В этом нет необходимости, но такая комбинация обычно хорошо работает на общем фоне.

городецкая-роспись

пора закончить листья и веточки. И здесь тоже нужно помнить о симметрии — она ​​делает работу красивой, это характерно для городецких поделок, поэтому любые другие эксперименты здесь не уместны. Новичкам не стоит браться за сложные украшения зеленью: начните с малого, с пары листочков по бокам синих купавок и с небольших стеблей, присыпанных листьями, вверху этих цветов.

По мере того, как вы пишете более уверенно, шаблоны могут усложняться. Но сначала нужно научиться рисовать аккуратно, симметрично, хорошо сочетая цвет и форму. В этой картине нет двойного мазка, поэтому даже в руках детей базовые техники мастерства оживают и подчиняются начинающим художникам.

Технические особенности живописи

Простая фактура и простая композиция всегда были характерны для росписи днищ прялки. Со временем отдельные элементы стали более сложными, появились новые темы и персонажи, улучшилась техника письма, но каждая модификация проводилась очень тщательно, не нарушая консолидированной исторической традиции.

Композиция и сюжет

Композиционно картина имела двух-трехчастную структуру. Расположенные сверху вниз части — уровни — каждая несла свою смысловую нагрузку и, дополняя друг друга, могла считаться совершенно самостоятельными произведениями:

Композиционная живопись

  1. Верхний уровень, как правило, занимала бытовая или жанровая сцена, изображающая чаепитие, вечеринки, вечеринки, деревенские посиделки, элегантных господ и дам в кринолинах. А поскольку исторически прялка всегда была частью приданого, здесь отражаются и причины брака — сватовство, шоу невесты, переход супругов.
  2. Центральным был пояс с различными цветочными мотивами. Играя, видимо, вспомогательную роль — отделяя верхний уровень от нижнего — он выглядел как полностью законченное произведение живописи. Позднее цветочные композиции, разработанные в виде ремней, стали очень популярны при росписи коробок и других небольших сувенирных изделий.
  3. Содержимое нижнего — изображение птиц и зверей в обрамлении пышных растительных элементов (гирлянды, орнаменты, рамки). Каждый персонаж имел символическое значение и наполнял работу мастера дополнительным смыслом. Так, петух, фазан, павлин, курица, городецкая птица олицетворяли домашний уют и семейное счастье. Лошадь, конь символизировали достаток и богатство. И чем особенно прославилась городецкая живопись: цветы, здоровье, успехи в делах.

Со временем рисунки донецких прялок перекочевали на крышки сундуков, ящиков, солонек, разделочных досок и стали украшением детской мебели и сувениров. Современность внесла свои изменения, и сегодня легко узнаваемые элементы можно увидеть в аэрографии автомобилей, декоре мобильных телефонов и других подобных устройств.

Поэтапность письма

Несмешиваемость цветов в изделиях также привела к особой технике исполнения: поэтапному нанесению Городецкой росписи. Краски наносятся друг на друга, но каждый последующий слой наносится только после высыхания предыдущего. Мастера выделяют 3 основных этапа росписи:

Подмалевок - роспись флейтой

  • Подмалевок — роспись каннелюрами (широкими плоскими кистями) всех фигур композиции в 4-5 цветов; Техника самая простая, доступная даже пятилетнему ребенку, и ее основная задача — создать однородный однотонный фон без пробелов, полос и брызг краски.
  • Растушевка: тонкой кистью прорисовывает очертания персонажа, животного или цветка, для чего используются темные насыщенные цвета (чаще всего черный.
  • Ревитализация — завершающий этап росписи, во время которого мазки, блики, капли и другие мелкие детали наносятся известью (в очень редких случаях — охряно-желтой), таким образом получая объем, яркость и ощущение богатого великолепия изделия.

Ясность Городецких изделий, простота пошагового исполнения сделали их доступными для практического освоения детьми самых больших групп детского сада и младших школьников.

Читайте также: Особенности городецкой росписи: как выглядит и какие цвета используются

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector