Тагильская роспись: история, особенности, материалы

Роспись

История

Декорирование металлических поддонов — занятие, требующее не только мастерства, но и теоретических знаний. И хотя многие считают, что знаменитая роспись жестяных подносов — это наследие Жостовского поселения, специалисты не забывают, где на самом деле зародился этот промысел. В Нижнем Тагиле на Урале более двух с половиной веков назад было создано направление народного искусства, отголоски которого звучат не только в сегодняшней художественной культуре: творческие начинания предков продолжают развиваться и технологически трансформироваться и сегодня.тагильская-роспис-поднос
Росписью тагильских подносов мы обязаны потомкам старообрядческих иконописцев. Эта художественная традиция легко узнаваема в декоре подносов: серебро, золото и металлический песок, характерные для нижнетагильского ремесла, были взяты из религиозного искусства.

Живопись стала самостоятельной профессией благодаря усилиям Н.Н. Демидова, который основал школу при своих фабриках. Это произошло в XIX веке: в Демидовскую школу живописи принимали мальчиков-подростков, которых в течение четырех лет обучали ремеслу росписи подносов. Обучение проходило под руководством профессионального художника Албычева. Такой умелый подход позволяет судить о тагильской росписи не как о самобытном народном искусстве: благодаря усилиям конкретных людей простое украшение превратилось в искусство с четкой системой обучения.

До демидовской школы таковую живопись прославляла династия художников Худояровых. В XVIII веке Вавила и Федор Худояровы усовершенствовали и традиционизировали роспись подносов до такой степени, что это ремесло уже не ограничивалось пределами реки Тежу. Дело дошло до ставшего впоследствии знаменитым села Жостово Бытомского района: случай, когда подмастерье превзошел мастера, но не обесценил его заслуг.

Казалось, что революция прошлого века завела народное искусство в тупик, и оно вышло на новый уровень. Но ближе к 60-м годам три артели, выпускающие расписные подносы, способствовали созданию Нижнетагильского завода: у искусства открылось второе дыхание. Нельзя сказать, что сегодня торговля процветает. Техника не исчезла, но интересы мастеров традиционных ремесел сместились в другие направления.

Упадок и возрождение

С середины XIX века, с началом индустриализации, начинается упадок народных промыслов и почти всех ремесел. Ускоренный темп жизни заставил отказаться от тонкого мастерства, заменив его упрощенными и сильно стилизованными формами. Ручная ковка была заменена промышленной ковкой, изысканные и оригинальные детали были заменены трафаретными.

К 1920-м годам ремесленничество сохранилось в немногих артелях, таких как «Пролетарий» и «Красная Заря». Художественные подносы ручной работы не пользовались спросом в Советской России, поэтому их отправляли на Ближний Восток и в Китай.

Единственным островком тагильского подносного промысла остается мастерская при заводе эмальпосуды в Нижнем Тагиле.

С 1990-х годов, с эпохой перестройки и развитием малого предпринимательства, начался медленный и неуклонный расцвет забытого ремесла. Возрождение уникального искусства ручной росписи породило артефакты и кооперативы ремесленников.

Расцвет промысла

Конец XVIII — начало XIX века был расцветом ремесел. Это называется эпохой демидовских школ, о которых мы скажем чуть позже. Демидовы превратили индивидуальные, семейные ремесла в профессиональные, промышленные. В автоколоннах расписные шкатулки, хлопушки, подносы, сундуки и другие предметы домашнего обихода, произведенные в «горном городе», как называли Нижнетагильск, отправлялись на рынки Ирбита и Макарова, а оттуда в Нижний Новгород, Среднюю Азию и Европу. Это был золотой период развития этого ремесла.

Секрет лака

Секрет лака Худояровых заключается в пропорциях копала, конопляного масла и хвойного скипидара, растворенных в скипидаре. В отличие от восточного холодного лакирования, был использован метод быстрого горячего лакирования (при температуре 300 градусов). Для придания лаку прозрачности и освежения красок в состав добавляли свинец и оксид марганца. Тайна так и не была раскрыта.

Школа живописцев Демидовых

О демидовской школе нужно рассказать отдельно, ведь именно она дала нам династию таких мастеров, как Дубасницы, Чаус, Кайгородов и Пересолов.

тагильский лоток - это

Демидов хорошо понимал, что человеческие ресурсы — это самое важное в отрасли. В 1806 году они основали школу для обучения и подготовки профессиональных кадров и пригласили выпускника Императорской Академии художеств В.И. Альбичева для обучения основам живописи. В 1806 году они пригласили выпускника Императорской Академии художеств для обучения основам живописи.

В течение четырех лет школу посещали только мальчики, начиная с 12-летнего возраста. Однако на производстве по-прежнему не хватало персонала. В школу стали принимать девочек и женщин. Интересно, что Демиды предоставляли женщинам поощрение в виде платков в качестве стимула для желания научиться «сильному письму». Постепенно создание расписных подносов перешло в руки женщин, что сохраняется и по сей день.

Школа оказала огромное влияние на развитие ремесла как дисциплины изобразительного искусства. Тагильские расписные подносы постепенно обрели традицию.

Вскоре на изделиях начинает «расцветать» настоящая тагильская роза — символический цветок, ставший на долгие годы олицетворением торговли.

Тагильский поднос — это поднос для росписи, с выразительными полированными деталями и чистейшей живописью, раскрывающей мифологические и исторические сюжеты.

Постепенно развивается живопись на многогранной клепаной форме. Фигурный железный лист, узоры ковров и тонкие элементы, созданные руками кузнецов, стали основой для художественной росписи. Так появился тагильский лоток.

Развивалась и особая тагильская техника рисования двойными мазками. В это время также были сформированы основные направления в тематических линиях.

история тагильского лотка

Что такое тагильский поднос?

Подносы изготавливались и до сих пор изготавливаются в мастерских. Технологии меняются, но и сегодня ручной творческий труд является основой ремесла.

Методом штампа изготавливается форма подноса и покрывается дважды грунтовкой, а затем черной эмалью. После высыхания предмет передается художнику, а затем орнаменталисту. После росписи произведение искусства покрывается лаком.

роспись тагильского подноса

Читайте также: Бисероплетение: что это такое, техники плетения из бисера, изделия из бисера своими руками

Особенности росписи

Все началось с тагильского пластичного железа, податливость и качество которого позволили найти различные области применения. Листопрокатного производства еще не было, металл ковали, но делали это так искусно, что изделие требовало не меньшего украшения. В это время к работе приступили и художники.osnovy-tagilskoj-rospisi
Творческой вершиной ремесла стала мода на расписные подносы: художник рисовал копию картины внутри предмета, чтобы она соответствовала форме подноса. Изображение могло быть скопировано с бумажной гравюры, а поскольку преобладали черно-белые цвета, художник сам заботился о красках.

Традиционный расписной поднос из Тагила:

  • Гала, мифологические или исторические сцены как живописное повествование;
  • рамка, образованная тонкими золотыми трафаретными орнаментами;
  • четкая фиксация углов формы вазами с пышными букетами;
  • ритм рисунка — как активное движение и композиционное равновесие произведения;
  • четкое следование законам взаимосвязи между рисунком, мотивом и пространственным фоном;
  • нюанс — работа отточена до мельчайших деталей;
  • Соблюдение принципов сочетания цветов;
  • Разнообразные фоны — цветные, малахитовые, дымчатые и т.д.

Суть классической тагильской композиции заключается в упорядочивании, гармонии и структурировании элементов.

Главным отличительным штрихом тагильских мастеров является техника двойного росчерка. Она была перенята у создателей расписных подносов жостовскими мастерами. Однако первоначально тагильские мастера работали с каракулями на цветном фоне. Цыровка — это древняя техника, используемая в орнаментации иконописных произведений. В то время цветной фон процарапывали на золотом фоне, краска застывала, а затем мастера тонкой иглой соскабливали краску в золото.

Изысканность получившихся рисунков была закреплена специальным тагильским лаком. Она была сильнее всех своих «конкурентов», а также была более прозрачной. Благодаря лаку цветам было легче проявить свою яркость и тонкие оттенки. Секрет лака прост: точная дозировка ингредиентов, включая льняное и конопляное масла.

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector