- История возникновения
- Легенды и повествования
- Используемые цвета
- Техника выполнения хохломской росписи
- Как и когда возникла хохлома
- Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
- Волшебная красота
- Композиция описания
- Матрешка
- Основные мотивы и элементы
- Техническое исполнение
- В чем отличие хохломской и городецкой росписей
- Элементы хохломской росписи
- Значение для мировой общественности
- Материалы для росписи и этапы подготовки к росписи
- Что такое хохлома и ее отличительные признаки
История возникновения
Ремесло появилось в небольших поселках и деревнях Заволжья. Местом продажи поделок, расписанных хохломскими мастерами, было принято называть. Отсюда и появилось название картины.
У мастерства есть особенность, которая отличает его от других видов искусства: в хохломе предусматривается золочение, после чего выполняется украшение всевозможными орнаментами. В процессе работы мастера использовали своеобразный стиль «свободной кисти». Затем одновременно была сделана роспись фона с последующим нанесением композиции лошади.
Город Хохлома расположен в Нижегородской области. Раньше на левом берегу Волги было много деревень, выходцы из которых специализировались на росписи деревянных изделий. Предметы ручной работы были привезены в центр из других населенных пунктов:
- Суббота;
- Глибино;
- Хрящ.
Ученые склонны считать, что роспись предметов «как золото» связана со старообрядцами Заволжья. Они жили изолированно и селились в отдаленных лесных районах, изолированные от остального населения. Среди представителей древней веры выделялись талантливые живописцы. Писали иконы, тонкой кистью расписывали книги.
В целом жители Поволжья были настоящими мастерами, умели освоить и усовершенствовать резьбу по дереву, токарную обработку. Сочетание этих направлений, возможно, положило начало живописи. Об этом нужно упомянуть в аннотации или рассказе, сообщении на хохломскую тему.
Если дать общее описание, то мастерство сохранило и передало безупречные линии, созданные мастерами Поволжья, вычурность иконописцев. Все это логично сочетается с классическими формами и красивой подачей.
Легенды и повествования
С появлением живописи связано несколько легенд. Легенда связана с иконописцем Андреем Лоскутом, который покинул столицу, когда начались патриаршие реформы. Он поселился в глухом лесу и продолжал писать иконы знакомым и уже традиционным методом.
Патриарх вскоре узнал о беглеце, который не только продолжал расписывать лики святых, но и обучал этому ремеслу местное население. Чтобы предотвратить публичное наказание, Патч собственноручно сжег себя. Перед этим он просил своих учеников сохранить уникальное искусство.
Другая история свидетельствует о том, что вдали от предприятия жил неизвестный мастер, который работал над богато украшенными изделиями. Он часто возил свою работу в соседние села. Слухи о небывалом умении доходили до самого короля. Он приказал своим подчиненным найти «голомиста» и доставить его в палаты. Но хозяин скрылся в лесу, так и не сдавшись опричникам правителя.
Используемые цвета
Классические вещи выглядят элегантно и привлекательно. Пока непонятно, как мастера, имея минимальный набор красящих компонентов, могут создать уникальную картину. При скудной палитре на деревянные изделия наносились уникальные узоры, объединяясь в причудливые композиции.
Использование специальной золотой основы придало элегантность и роскошь, в результате получилась удивительная текстура. Яркий оттенок служил фоном или использовался для нанесения центральных деталей. Наличие красного и черного обязательно. Универсальность и глубина готового орнамента обеспечивалась включением в композицию охристых или белых тонов.
В исключительных случаях хохлома создавалась на красной, оранжевой, изумрудной или бирюзовой основе. Основная задача заключалась в том, чтобы сочетания цветов выразили замысел мастера в сложной игре различных мазков. Нарисовать хохлому в пятом классе не составит труда, если подробно изучить основы ее нанесения.
Техника выполнения хохломской росписи
Подготовленную деревянную заготовку просушивают и выполняют грунтовку с помощью паровой или жидкой глины. Сохнет изделие не менее семи часов. Затем поверхность древесины тщательно обрабатывают льняным маслом. Процедуру повторяют три-четыре раза в течение дня.
Второй этап — лужение. Вал натирается алюминиевой пудрой. Процедура проводится вручную с помощью тампона с кожи. После этого поверхность становится блестящей и готовой к декорированию.
Для рисования используйте только тонкие кисти разного размера. Готовое изображение просушивается и раскрашивается. Последний этап — застывание продукта в духовке при температуре плюс сто шестьдесят градусов. Именно в этой фазе на поверхности появляется великолепная золотая пленка».
Как и когда возникла хохлома
Из архивов видно, что красивая расписная посуда впервые упоминается в 1659 году. Именно тогда некий боярин по имени Морозов попросил собрать тарелки разных размеров из заволжских земель и оловянных мастеров. В те времена для золочения использовали олово. Морозову в то время принадлежало село Семеновское. В нем, как и в соседнем селе Хохлома, сформировался промысел по росписи деревянных изделий.
Развитию такого судна в России способствовали близость крупного торгового пути (Волга) и близость к ярмарке — Макарьевская. Качество блюд было настолько высоким, что их производство стало основным ремеслом для жителей, а село Хохлома было торговым центром, где продавались уникальные блюда с необычным рисунком. После 1916 года было решено открыть Школу художественной обработки изделий из дерева. Так Хохлома получила новый виток развития.
Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Волшебная красота
Как волшебница Жар-птица,
Я не схожу с ума
Колдунья — мастерица
Хохлома из золота.
Он богат и красив
От всей души рада за гостя.
Чашки, миски и половники.
А чего там нет:
Пучки огненной рябины
Солнечные летние маки
И луговые ромашки.
Я все впитал, как воспоминание:
Восходящие лучи сердец
И причудливый орнамент
Антикварная уздальская парча.
Листья краснеют, не истончаются,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендей,
В мире волшебной красоты.
Композиция описания
- Часть, содержащая общие характеристика объекта или переданный общее впечатление о нем.
- Часть, касающаяся человека признаки, подробности этой статьи. Себя описание в художественном стиле, затем в первая часть может быть выражена основная идея, что внутренне объединяет все элементы описания в одинобщий.
Матрешка
Владелец имения в подмосковном Абрамцево привез забавного бога из Японии. Игрушка была с секретом: в старом Фукуруму он спрятал все свои
в семье хозяйка показала всем забавную фигурку. Съемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютин и решил сделать нечто подобное.
Он нарисовал набросок пухлой крестьянки в красочный шарф. И чтобы это выглядело как похудевшая, я нарисовала в руке черного петуха.
Следующая молодая женщина была с косой в руке. Другой с буханкой. А как насчет сестер-братьев — и его появился в раскрашенной рубашке. Вся семья, дружелюбный и трудолюбивый. Заказал лучшую небвалинку сделать Сергиево-Посадский учебно-демонстрационный токарь мастерская В. Звездочкина.
Когда токарь сделал, а художник нарисовал, то само название пришло: Матрена. Они также говорят по вечерам в Абрамцево чай подавал слуга с
с этим именем. Ищите хотя бы тысячу имен — и не одно не получится лучше с этой деревянной куклой.
Основные мотивы и элементы
Рыбалка предполагает наличие фона и надписи верхом на лошади. В последнем случае орнамент наносится на золотой фон и представлен в белом, красном и черном цветах. Истинная русская душа раскрывается через хохломскую роспись с уникальной подачей. Он демонстрирует наивное и немного романтичное восприятие действительности всем народом. Беспрецедентные шедевры сочных оттенков и очень тонких черт представляют собой колоски, травинки, элементы натюрморта.
Природные узоры раскрываются особыми мотивами «под осокой». В старой версии на серебряной основе присутствуют:
- специальные кадры;
- локоны;
- мелкие ягоды;
- колоски.
Отдельные травинки переплетаются, создавая подобие курицы или петушка, мирно сидят среди густых зарослей на ветке. Листья и ягоды созданы довольно смелыми мазками. Общая картина наполнена довольно громоздкими формами растений.
На практике часто используются украшения в виде гроздей винограда, вишни, малины и ягод клубники. Известны работы, в которых горстка астр или тюльпанов сверху украшена смородиной или рябиной.
На внутренней поверхности блюдца с чашечками обычно встречаются «грибные» или «пряничные» мотивы. Подобные геометрические фигуры вписываются в ромб или квадрат. Посередине всегда есть светило. Края узора представлены мелкими деталями.
Картина с лошадью создана тонкими и тонкими мазками. В готовой композиции с легкостью можно почувствовать воздушность, буквально вдохнуть золотистое сияние. Техника нанесения красящего компонента довольно проста, позволяет в процессе рисования пофантазировать, изменить намеченные элементы.
Что касается фонового рисунка, то контурный рисунок изначально выполняется на холсте. Также с помощью красного или черного оттенка растушевывается окружающее пространство. Все манипуляции с фоном — трудоемкий процесс. Импровизация и фантазия здесь неуместны. Задуманная идея должна быть отражена максимально точно.
Техническое исполнение
Заготовка из дерева хорошо просушивается, после чего выполняется грунтовка жидкой глиной — вапа. Изделие сохнет в среднем около 7-8 часов, после чего его тщательно покрывают льняным маслом. Процедуру следует повторить несколько раз.
На следующем этапе выполняется лужение, во время которого в древесину втирается специальная алюминиевая пудра. Он изготавливается исключительно вручную с использованием кожаной накладки. По окончании процедуры поверхность становится глянцевой, она полностью подготовлена к нанесению краски. Этот момент следует обозначить в отчете о хохломской росписи.
Нанесение узоров выполняется тонкими кистями разного размера. Готовый орнамент должен полностью высохнуть, после чего наносится краска. Последний этап представляет собой закаливание объекта в специальной духовке, где установлена температура +160 градусов. Только после этой процедуры появляется характерная золотая пленка.
В чем отличие хохломской и городецкой росписей
яркую и насыщенную Хохлому практически невозможно спутать с другими народными промыслами. Мастера используют только цветочные мотивы, никаких бытовых сюжетов и изображений животных. Особенность персика — золотой фон. Богатые переливы красиво подчеркнуты ажурной фактурой орнамента лошади и крупными деталями красно-черной гаммы фоновой росписи.
В городецкой росписи вы не найдете золотых мотивов. Если хохломские мастера использовали минимальную цветовую гамму, то городецкие мастера не экономили на разнообразии оттенков. Они использовали их в неограниченном количестве, играя светом, тенями и цветами.
Кроме того, в этом искусстве часто изображались быты горожан, народные гуляния и другие ситуативные сюжеты. Хохломские мастера его избегали.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную черным и красным , а иногда и зелёным, ярко-желтый
золото фон.
Дерево расписано серебром оловянный порошок. После этого продукт покрывается особый состав и три-четыре раза трансформировался в духовки, приобретающие неповторимый медово-золотистый цвет.
Элементы хохломской росписи
Традиционные элементы хохломы — травяные мотивы, сочные красные ягоды: рябина и клубника, цветы и ветки. Птицы, рыба и звери.
Виды нанесения рисунка
Пик популярности искусства пришелся на 18 век. Спрос на изделия со знаменитой хохломской росписью стремительно рос, неудивительно, что мастерство ее интерпретаторов стремительно улучшалось. Именно в этот период орнамент был разделен сверху и снизу.
В первом случае на золотую основу наносятся мотивы красного или черного цвета. Изначально кружевной узор прорисовывается по принципу тонких мазков. Это подразумевает следующие принципы:
- «Пряник» выполнен в виде небесного тела, которое расположено в геометрической фигуре, круге граненого типа. Может показаться, что техника довольно проста, однако изображенный солнечный круг привлекает внимание, оторваться от него невозможно.
- «Травничество» представлено луговыми растениями или пойменной осокой.
- Ягодный рисунок отличается наличием большого количества плодов, листьев, стеблей с цветами. Эти детали гармонично переплетаются между собой, образуя единый образ.
Дизайн фона подходит для детей. Так можно сделать роспись в хохломе 5 класса. Золотой орнамент создается на красном или черном полотне. Интересным сортом считается «кудрина», изображающая стилизованные листья и цветы. Локоны повторяются и складываются в единую композицию
Значение для мировой общественности
С середины 19 века искусство стало известно на просторах зарубежных стран. В 1889 году во Франции была организована целая выставка, после чего хохломские ремесла распространились на все континенты планеты. Предметы русских мастеров стали находить на рынках Западной Европы, Китая и Индии.
Популярность изделий мастеров Поволжья способствовала развитию отрасли. Вскоре ассортимент значительно расширился: вслед за чашками и ложками стали появляться кружки, стаканы, шкатулки и бочки. На Западе получили распространение бульоны, выполненные в виде огромных сосудов типа лодки, дополненных десятком черпаков. Такие предметы обычно использовались на массовых торжествах.
В русской культуре отдельную нишу занимает старинное народное искусство. Характерный символ хохломской росписи — жар-птица в огненном зрелище. За несколько веков искусство только улучшилось. Экстравагантные модели с растительными фактурами полюбились в России, они широко известны далеко за ее пределами. В кратком тексте сочинения или сообщения о Хохломе к школьному уроку стоит обозначить основные черты искусства. Важным станет описание подготовки предметов к дальнейшей росписи.
Материалы для росписи и этапы подготовки к росписи
Деревянные основы под роспись называются «льняными». Для изготовления деревянных предметов нужна не только краска разных оттенков, но и специальная очищенная глина (вапа), которая служит грунтовкой. Также понадобится олифа (льняное масло), правильное нанесение которой зависит от прочности рисунка.
Следующий этап — лужение алюминиевой пудрой. Его интенсивно втирают в изделие, после чего предметы приобретают блеск и готовы к дальнейшей покраске. Краски, которые мастера используют в своей работе, — это только масляные краски, а кисти для нанесения рисунка в основном беличьи.
Что такое хохлома и ее отличительные признаки
Хохлома — одно из популярных промыслов в России. Фон предметов всегда черный, но, несмотря на это, все предметы, окрашенные в хохломском стиле, выглядят очень ярко. Обязательный элемент росписи — наличие золота. Другие традиционные черты хохломы включают изображения ягод, веток и листьев, а также птиц, животных и даже рыб.
В России дерево играло очень важную роль. Из него строили добротные избы, мебель, посуду. Среди обычных блюд, приготовленных мастерами, были особые предметы сервировки, которые подавали на королевских вечеринках и приемах. Они были расписаны специальным природным ртутьсодержащим материалом — киноварью. Сверху пластины были покрыты золотом. Медово-золотой оттенок был получен путем многократных обработок в духовке при высоких температурах. Этот цвет придавал деревянной технике солидности.
Изначально производство было налажено в монастырях России. Например, среди большинства мастеров Троице-Сергиевой лавры работали крестьяне из некоторых заволжских деревень. Считается, что Хохлома возникла благодаря старообрядцам, выходцам из других стран, которые занимались посудой.
Читайте также: Идеи для творчества своими руками: креативное рукоделие