Хохлома: история возникновения русского народного промысла

История возникновения

Ремесло появилось в небольших поселках и деревнях Заволжья. Местом продажи поделок, расписанных хохломскими мастерами, было принято называть. Отсюда и появилось название картины.

У мастерства есть особенность, которая отличает его от других видов искусства: в хохломе предусматривается золочение, после чего выполняется украшение всевозможными орнаментами. В процессе работы мастера использовали своеобразный стиль «свободной кисти». Затем одновременно была сделана роспись фона с последующим нанесением композиции лошади.

Город Хохлома расположен в Нижегородской области. Раньше на левом берегу Волги было много деревень, выходцы из которых специализировались на росписи деревянных изделий. Предметы ручной работы были привезены в центр из других населенных пунктов:

  • Суббота;
  • Глибино;
  • Хрящ.

Ученые склонны считать, что роспись предметов «как золото» связана со старообрядцами Заволжья. Они жили изолированно и селились в отдаленных лесных районах, изолированные от остального населения. Среди представителей древней веры выделялись талантливые живописцы. Писали иконы, тонкой кистью расписывали книги.

В целом жители Поволжья были настоящими мастерами, умели освоить и усовершенствовать резьбу по дереву, токарную обработку. Сочетание этих направлений, возможно, положило начало живописи. Об этом нужно упомянуть в аннотации или рассказе, сообщении на хохломскую тему.

Если дать общее описание, то мастерство сохранило и передало безупречные линии, созданные мастерами Поволжья, вычурность иконописцев. Все это логично сочетается с классическими формами и красивой подачей.

Легенды и повествования

С появлением живописи связано несколько легенд. Легенда связана с иконописцем Андреем Лоскутом, который покинул столицу, когда начались патриаршие реформы. Он поселился в глухом лесу и продолжал писать иконы знакомым и уже традиционным методом.

Патриарх вскоре узнал о беглеце, который не только продолжал расписывать лики святых, но и обучал этому ремеслу местное население. Чтобы предотвратить публичное наказание, Патч собственноручно сжег себя. Перед этим он просил своих учеников сохранить уникальное искусство.

Другая история свидетельствует о том, что вдали от предприятия жил неизвестный мастер, который работал над богато украшенными изделиями. Он часто возил свою работу в соседние села. Слухи о небывалом умении доходили до самого короля. Он приказал своим подчиненным найти «голомиста» и доставить его в палаты. Но хозяин скрылся в лесу, так и не сдавшись опричникам правителя.

Используемые цвета

Классические вещи выглядят элегантно и привлекательно. Пока непонятно, как мастера, имея минимальный набор красящих компонентов, могут создать уникальную картину. При скудной палитре на деревянные изделия наносились уникальные узоры, объединяясь в причудливые композиции.

Использование специальной золотой основы придало элегантность и роскошь, в результате получилась удивительная текстура. Яркий оттенок служил фоном или использовался для нанесения центральных деталей. Наличие красного и черного обязательно. Универсальность и глубина готового орнамента обеспечивалась включением в композицию охристых или белых тонов.

В исключительных случаях хохлома создавалась на красной, оранжевой, изумрудной или бирюзовой основе. Основная задача заключалась в том, чтобы сочетания цветов выразили замысел мастера в сложной игре различных мазков. Нарисовать хохлому в пятом классе не составит труда, если подробно изучить основы ее нанесения.

Техника выполнения хохломской росписи

Подготовленную деревянную заготовку просушивают и выполняют грунтовку с помощью паровой или жидкой глины. Сохнет изделие не менее семи часов. Затем поверхность древесины тщательно обрабатывают льняным маслом. Процедуру повторяют три-четыре раза в течение дня.

Второй этап — лужение. Вал натирается алюминиевой пудрой. Процедура проводится вручную с помощью тампона с кожи. После этого поверхность становится блестящей и готовой к декорированию.

Для рисования используйте только тонкие кисти разного размера. Готовое изображение просушивается и раскрашивается. Последний этап — застывание продукта в духовке при температуре плюс сто шестьдесят градусов. Именно в этой фазе на поверхности появляется великолепная золотая пленка».

Как и когда возникла хохлома

Из архивов видно, что красивая расписная посуда впервые упоминается в 1659 году. Именно тогда некий боярин по имени Морозов попросил собрать тарелки разных размеров из заволжских земель и оловянных мастеров. В те времена для золочения использовали олово. Морозову в то время принадлежало село Семеновское. В нем, как и в соседнем селе Хохлома, сформировался промысел по росписи деревянных изделий.

Хохломская рябина роспись

Развитию такого судна в России способствовали близость крупного торгового пути (Волга) и близость к ярмарке — Макарьевская. Качество блюд было настолько высоким, что их производство стало основным ремеслом для жителей, а село Хохлома было торговым центром, где продавались уникальные блюда с необычным рисунком. После 1916 года было решено открыть Школу художественной обработки изделий из дерева. Так Хохлома получила новый виток развития.

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Волшебная красота

Как волшебница Жар-птица,
Я не схожу с ума
Колдунья — мастерица
Хохлома из золота.
Он богат и красив
От всей души рада за гостя.
Чашки, миски и половники.
А чего там нет:
Пучки огненной рябины
Солнечные летние маки
И луговые ромашки.
Я все впитал, как воспоминание:
Восходящие лучи сердец
И причудливый орнамент
Антикварная уздальская парча.
Листья краснеют, не истончаются,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендей,
В мире волшебной красоты.

Композиция описания

  1. Часть, содержащая общие характеристика объекта или переданный общее впечатление о нем.
  2. Часть, касающаяся человека признаки, подробности этой статьи. Себя описание в художественном стиле, затем в первая часть может быть выражена основная идея, что внутренне объединяет все элементы описания в одинобщий.

Матрешка

Владелец имения в подмосковном Абрамцево привез забавного бога из Японии. Игрушка была с секретом: в старом Фукуруму он спрятал все свои
в семье хозяйка показала всем забавную фигурку. Съемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютин и решил сделать нечто подобное.
Он нарисовал набросок пухлой крестьянки в красочный шарф. И чтобы это выглядело как похудевшая, я нарисовала в руке черного петуха.
Следующая молодая женщина была с косой в руке. Другой с буханкой. А как насчет сестер-братьев — и его появился в раскрашенной рубашке. Вся семья, дружелюбный и трудолюбивый. Заказал лучшую небвалинку сделать Сергиево-Посадский учебно-демонстрационный токарь мастерская В. Звездочкина.
Когда токарь сделал, а художник нарисовал, то само название пришло: Матрена. Они также говорят по вечерам в Абрамцево чай подавал слуга с
с этим именем. Ищите хотя бы тысячу имен — и не одно не получится лучше с этой деревянной куклой.

Основные мотивы и элементы

Рыбалка предполагает наличие фона и надписи верхом на лошади. В последнем случае орнамент наносится на золотой фон и представлен в белом, красном и черном цветах. Истинная русская душа раскрывается через хохломскую роспись с уникальной подачей. Он демонстрирует наивное и немного романтичное восприятие действительности всем народом. Беспрецедентные шедевры сочных оттенков и очень тонких черт представляют собой колоски, травинки, элементы натюрморта.

Природные узоры раскрываются особыми мотивами «под осокой». В старой версии на серебряной основе присутствуют:

  • специальные кадры;
  • локоны;
  • мелкие ягоды;
  • колоски.

Отдельные травинки переплетаются, создавая подобие курицы или петушка, мирно сидят среди густых зарослей на ветке. Листья и ягоды созданы довольно смелыми мазками. Общая картина наполнена довольно громоздкими формами растений.

На практике часто используются украшения в виде гроздей винограда, вишни, малины и ягод клубники. Известны работы, в которых горстка астр или тюльпанов сверху украшена смородиной или рябиной.

На внутренней поверхности блюдца с чашечками обычно встречаются «грибные» или «пряничные» мотивы. Подобные геометрические фигуры вписываются в ромб или квадрат. Посередине всегда есть светило. Края узора представлены мелкими деталями.

Картина с лошадью создана тонкими и тонкими мазками. В готовой композиции с легкостью можно почувствовать воздушность, буквально вдохнуть золотистое сияние. Техника нанесения красящего компонента довольно проста, позволяет в процессе рисования пофантазировать, изменить намеченные элементы.

Что касается фонового рисунка, то контурный рисунок изначально выполняется на холсте. Также с помощью красного или черного оттенка растушевывается окружающее пространство. Все манипуляции с фоном — трудоемкий процесс. Импровизация и фантазия здесь неуместны. Задуманная идея должна быть отражена максимально точно.

Техническое исполнение

Заготовка из дерева хорошо просушивается, после чего выполняется грунтовка жидкой глиной — вапа. Изделие сохнет в среднем около 7-8 часов, после чего его тщательно покрывают льняным маслом. Процедуру следует повторить несколько раз.

На следующем этапе выполняется лужение, во время которого в древесину втирается специальная алюминиевая пудра. Он изготавливается исключительно вручную с использованием кожаной накладки. По окончании процедуры поверхность становится глянцевой, она полностью подготовлена ​​к нанесению краски. Этот момент следует обозначить в отчете о хохломской росписи.

Нанесение узоров выполняется тонкими кистями разного размера. Готовый орнамент должен полностью высохнуть, после чего наносится краска. Последний этап представляет собой закаливание объекта в специальной духовке, где установлена ​​температура +160 градусов. Только после этой процедуры появляется характерная золотая пленка.

В чем отличие хохломской и городецкой росписей

яркую и насыщенную Хохлому практически невозможно спутать с другими народными промыслами. Мастера используют только цветочные мотивы, никаких бытовых сюжетов и изображений животных. Особенность персика — золотой фон. Богатые переливы красиво подчеркнуты ажурной фактурой орнамента лошади и крупными деталями красно-черной гаммы фоновой росписи.

В городецкой росписи вы не найдете золотых мотивов. Если хохломские мастера использовали минимальную цветовую гамму, то городецкие мастера не экономили на разнообразии оттенков. Они использовали их в неограниченном количестве, играя светом, тенями и цветами.

Кроме того, в этом искусстве часто изображались быты горожан, народные гуляния и другие ситуативные сюжеты. Хохломские мастера его избегали.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную черным и красным , а иногда и зелёным, ярко-желтый
золото фон.
Дерево расписано серебром оловянный порошок. После этого продукт покрывается особый состав и три-четыре раза трансформировался в духовки, приобретающие неповторимый медово-золотистый цвет.

Элементы хохломской росписи

Традиционные элементы хохломы — травяные мотивы, сочные красные ягоды: рябина и клубника, цветы и ветки. Птицы, рыба и звери.
Виды нанесения рисунка

Пик популярности искусства пришелся на 18 век. Спрос на изделия со знаменитой хохломской росписью стремительно рос, неудивительно, что мастерство ее интерпретаторов стремительно улучшалось. Именно в этот период орнамент был разделен сверху и снизу.

В первом случае на золотую основу наносятся мотивы красного или черного цвета. Изначально кружевной узор прорисовывается по принципу тонких мазков. Это подразумевает следующие принципы:

  1. «Пряник» выполнен в виде небесного тела, которое расположено в геометрической фигуре, круге граненого типа. Может показаться, что техника довольно проста, однако изображенный солнечный круг привлекает внимание, оторваться от него невозможно.
  2. «Травничество» представлено луговыми растениями или пойменной осокой.
  3. Ягодный рисунок отличается наличием большого количества плодов, листьев, стеблей с цветами. Эти детали гармонично переплетаются между собой, образуя единый образ.

Дизайн фона подходит для детей. Так можно сделать роспись в хохломе 5 класса. Золотой орнамент создается на красном или черном полотне. Интересным сортом считается «кудрина», изображающая стилизованные листья и цветы. Локоны повторяются и складываются в единую композицию

Значение для мировой общественности

С середины 19 века искусство стало известно на просторах зарубежных стран. В 1889 году во Франции была организована целая выставка, после чего хохломские ремесла распространились на все континенты планеты. Предметы русских мастеров стали находить на рынках Западной Европы, Китая и Индии.

Популярность изделий мастеров Поволжья способствовала развитию отрасли. Вскоре ассортимент значительно расширился: вслед за чашками и ложками стали появляться кружки, стаканы, шкатулки и бочки. На Западе получили распространение бульоны, выполненные в виде огромных сосудов типа лодки, дополненных десятком черпаков. Такие предметы обычно использовались на массовых торжествах.

В русской культуре отдельную нишу занимает старинное народное искусство. Характерный символ хохломской росписи — жар-птица в огненном зрелище. За несколько веков искусство только улучшилось. Экстравагантные модели с растительными фактурами полюбились в России, они широко известны далеко за ее пределами. В кратком тексте сочинения или сообщения о Хохломе к школьному уроку стоит обозначить основные черты искусства. Важным станет описание подготовки предметов к дальнейшей росписи.

Материалы для росписи и этапы подготовки к росписи

Деревянные основы под роспись называются «льняными». Для изготовления деревянных предметов нужна не только краска разных оттенков, но и специальная очищенная глина (вапа), которая служит грунтовкой. Также понадобится олифа (льняное масло), правильное нанесение которой зависит от прочности рисунка.

Хохломская роспись

Следующий этап — лужение алюминиевой пудрой. Его интенсивно втирают в изделие, после чего предметы приобретают блеск и готовы к дальнейшей покраске. Краски, которые мастера используют в своей работе, — это только масляные краски, а кисти для нанесения рисунка в основном беличьи.

Что такое хохлома и ее отличительные признаки

Хохлома — одно из популярных промыслов в России. Фон предметов всегда черный, но, несмотря на это, все предметы, окрашенные в хохломском стиле, выглядят очень ярко. Обязательный элемент росписи — наличие золота. Другие традиционные черты хохломы включают изображения ягод, веток и листьев, а также птиц, животных и даже рыб.

В России дерево играло очень важную роль. Из него строили добротные избы, мебель, посуду. Среди обычных блюд, приготовленных мастерами, были особые предметы сервировки, которые подавали на королевских вечеринках и приемах. Они были расписаны специальным природным ртутьсодержащим материалом — киноварью. Сверху пластины были покрыты золотом. Медово-золотой оттенок был получен путем многократных обработок в духовке при высоких температурах. Этот цвет придавал деревянной технике солидности.

Посуда СИЗ

Изначально производство было налажено в монастырях России. Например, среди большинства мастеров Троице-Сергиевой лавры работали крестьяне из некоторых заволжских деревень. Считается, что Хохлома возникла благодаря старообрядцам, выходцам из других стран, которые занимались посудой.

Читайте также: Идеи для творчества своими руками: креативное рукоделие

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector