Вятская роспись
Каждый элемент в народной живописи наделен смыслом, символичен и неслучаен для общей картины. Вятская роспись, как и другие подобные промыслы России, носила охранительный характер. К сожалению, значение некоторых элементов было забыто, и рисунки на деревянных изделиях стали рассматриваться как просто декоративные.
В Вятской земле богатые узоры расписывали прялки, шкафы и, конечно же, сундуки. После того, как крестьяне стали жить «по-белому», украшения занимали и самые почетные места в доме — возле кухни, часовни, входной двери. Роспись домов пришла сюда из северных регионов. Расцвет росписи домов пришелся на конец 19-го и начало 20-го веков.
Идентифицируемые особенности:
- животные и цветы — их изображают гораздо чаще, чем людей, цветы собирают в букеты и гирлянды, а деревья олицетворяют круговорот жизни;
- круг — обязательный элемент картины, он обозначает солнце, круговые мазки изображают солнечные лучи и энергию, а если нарисовано несколько кругов, то это символизирует движение солнца по небу;
- ромб — древнерусский символ плодородия и богатства
- лев — экзотическое животное, которое стало символизировать защитника дома;
- птицы — часто изображаются вместе со львами (вороны, утки, куры);
- совы считаются положительными персонажами вятских картин;
- основной цвет, которому отдает предпочтение эта русская живопись, — красный, символизирующий саму жизнь;
- К особенностям техники относится то, что художники писали не кистями, а заячьими лапами;
- Перед тем как покрасить сундук, художник намазал его клеем;
- В прошлом художники использовали масляные краски, сегодня в ходу их современные аналоги.
Вятские росписи — настоящее вдохновение для тех, кто хочет оживить свой интерьер сочными, выразительными акцентами. Вместо того чтобы копировать картины и постеры из скандинавских интерьеров, можно взять практически любой вятский эскиз. Он гармоничен, красочен, а его защитная ценность сохраняется и сегодня. Вятские узоры могут появляться на шкатулках, тарелках, блюдах, деревянных панелях. Стиль сканди станет ярче и интереснее с таким декором.
Гуслицкая роспись
Гуслицы — район, расположенный в юго-восточной части Московской области. Когда-то это был большой старообрядческий регион, и старообрядцы массово поселились там после раскола церкви. Картина Гуслицкого — это наследие старообрядцев, грамотного, образованного народа, переписчиков книг. Хотя стоит отметить, что историки культуры до сих пор определяют происхождение картины в византийском искусстве.
Гуслицкий орнамент — особый вид орнамента, используемый для украшения старообрядческих песенных текстов. Каждый художник придерживался своей собственной цветовой палитры. Краски, используемые для гуслиты, являются водными и очень похожи на акварель. Это объясняет плавность переходов между цветами.
В приходе Гуслицы была создана уникальная книжная торговля. Это произошло из-за традиции — для старообрядцев было важно сохранить свою культуру. И они копировали книги вручную почти до 20-го века. На страницах переписанных книг особенно много птиц, считалось, что эти существа символизируют доброту. У них всегда привлекательные, фантастические цвета.
Каргопольская роспись
Эта национальная профессия родилась в Архангельской области. Его происхождение датируется 13-м веком; археологи относят найденную керамику к этому столетию. Первоначально люди формировали посуду, горшки и делали игрушки для детей в свободное время. На них не было спроса, поэтому они не были выставлены на продажу.
Однако так случилось, что именно каргопольские игрушки вошли в историю. Она выполнена в основном в сельской тематике: крестьяне, вылепленные народными умельцами, трудолюбивы и жизнерадостны. Они либо кормят животных, либо работают в поле, либо суетятся по дому. Здесь также много праздничных персонажей, танцующих дрезиоров и музыкантов с аккордеонами.
Женщина — кормилица земли, медведь — почитаемый владыка леса, а рогатые животные — союз неба и солнца.
Жители Каргополя лепили животных, как реальных, так и мифических. Например, Полкан — полуконь, получеловек изображался с орденами и в форме. Детали игрушек не были проработаны, многие элементы одежды были схематичны. Но в то же время все костюмы были яркими и поразительными. Каргопольский также сакрализировал своих персонажей: женщина — кормилица земли, медведь — уважаемый владыка леса, рогатые животные — союз неба и солнца.
Узоры на игрушках просты, даже примитивны — волнистые линии, треугольники, круги, цветы, знаки стихий. Но в них — сама жизнь с ее представлениями о мироздании, о красоте, вечности, правильности.
Что нужно для росписи?
Прежде чем приступить к покраске, неплохо бы заранее подготовить инструменты и заготовки. Художественная роспись выполняется с помощью следующих инструментов:
- Деревянная заготовка;
- Мягкий карандаш;
- Ластик;
- Шлифовальная бумага различной зернистости;
- листов бумаги;
- набор щеток;
- палитра красок;
- трафареты;
- грунтовка;
- прозрачный лак;
- контейнеры для жидкостей.
Краски для росписи по дереву
Выбор следует делать тщательно, так как от этого зависит конечный результат. Мы рекомендуем рисовать на дереве, используя традиционные материалы. Вы можете использовать любой из следующих цветов:
- Гуашь. Он используется для простых декораций, так как краска может растекаться.
- Акварель. Важно соблюдать правила нанесения, чтобы заготовка не разбухла.
- Темпера. Используется в декоративной росписи по дереву в категории люкс, для достижения высокого уровня росписи.
- Акрил. Наиболее удобный вариант для начинающих благодаря своей плотной текстуре и легкости нанесения.
- На масляной основе. Рекомендуется только для опытных маляров.
- Анилиновые красители. Недорогой вариант. Роспись шкатулок, сувениров и браслетов часто выполняется этой краской.
Кисти для росписи по дереву
Используйте для работы натуральные и синтетические варианты. Идеальная кисть должна иметь щетинки, похожие на шарик, семечко или пламя свечи. Щетина должна быть аккуратно уложена и представлена в изобилии. Роспись по дереву выполняется следующими кистями:
- большой;
- плоские беличьи кисти;
- колонка № 6-16;
- малый конический №1-4;
- плоские щетинки № 10.
Карельская роспись
В Карелии расписывали сундуки, прялки, ларцы, филенки и арки. В этом типе живописи преобладают растительные мотивы. Основа композиции — дерево, украшенное розами и окруженное листьями и завитками.
Особенности карельской живописи:
- Она выполнена масляной краской в манере свободного мазка;
- Среди цветов преобладают зеленый, земляной и охристый;
- Живопись всегда выполняется на цветном фоне;
- Местный природный колорит не изобилует (кора деревьев, толченый камень, цветы, травы и ягоды), но его теплота и естественность отличают стиль.
На протяжении столетий поколения совершенствовали традиционные мотивы: трехлепестковые кислицы, шиповник и тюльпаны, с добавлением местных растений (рододендрон — северная роза), кустов клюквы и морошки. Люди любят карельские узоры за их простоту, наивный способ рисования и отражение местной скромной природы.
Читайте также: Техника пэчворк: виды лоскутного шитья, примеры
Липецкая роспись
Если вы услышите словосочетание «липецкая хохлома», не удивляйтесь: липецкая роспись действительно похожа на технологию самого «золотого» русского промысла. Однако, в отличие от хохломы, она более многоцветна. Фон в этом ремесле нетрадиционный, например, зеленый.
Этот промысел возник еще в 18 веке, когда из большого количества липы, растущей в этом районе, изготавливали чаши, ковши, миски и ложки. Торговля почти исчезла в 19 веке, когда деревянное производство было вытеснено фарфором и фаянсом. Но именно в XX веке, в 1970-х годах, была открыта фабрика «Липецкие узоры», продукция которой оказалась очень востребованной.
Особенности направления:
- На производство любого продукта (даже самой маленькой ложки) уходит 72 дня;
- Вначале использовались натуральные красители, позже их заменили анилиновые красители;
- Основные узоры — это линии (волнистые и прямые), круги, точки, розетки, стилизованные животные;
- характер липецкого орнамента часто называют парчой;
- узнаваемый элемент — спелый колос пшеницы.
Этот вид русской росписи украшал не только деревянные, но и металлические изделия, в частности — самовары.
Обвинская роспись
В середине 19 века Обва дала начало собственной росписи по дереву. Те же старообрядцы способствовали возникновению художественного направления. Основным узором торговли является роза Обва — цветок с 8 лепестками, символизирующий солнце и саму жизнь. Роза также означала слияние верхнего и нижнего миров, то есть духовного и материального начал.
В картине Обвы роза стала главным элементом; те же цветы были нарисованы на вершине лопаты, а также на стыке с ногой прядильщика. В орнаменте обинских веретен можно выделить следующие цвета: зеленый и синий, светло-синий, красный, оранжевый, белый, почти черный. Фон обычно был более холодным, в то время как цветочные мотивы всегда более теплого цвета. Но можно найти и противоположные композиции.
Онежская роспись
Он родился в нижнем течении реки Онега. Античный тренд имеет синий или зеленый фон, а главным украшением является цветочный узор, напоминающий вытянутый букет. Направление характеризуется выразительной декоративностью, крупным масштабом кисти и свободной манерой письма.
Онежские расписные глиттеры часто сравнивают с каргопольскими, но они гораздо изящнее. Онежские прялки можно узнать по их цветам в виде яблока с лепестками.
Примечателен синий фон деревянных изделий, который ассоциируется с северным регионом.
В декоре планок и ставен онежские мотивы выражены не менее ярко, чем на расписных прялках. И это холодное, как бы несколько морозное северное убранство заметно и здесь. Это цветовое различие показывает, насколько разными могут быть картины.
Пучужская роспись
В деревне Пучужская, что на берегу Двины в Архангельской области, появилась еще одна разновидность русской живописи. Опять же, заслуга в его появлении может быть приписана старообрядцам. Его главное отличие — яркий рисунок с красным оттенком.
Особенности пухужской росписи:
- Картина состоит в основном из растительности — цветов, листьев, побегов;
- Иногда в мотиве картины появляется сказочная птица;
- Есть также картины с жанровыми и бытовыми сценами;
- Фон преимущественно белый;
- Широкая черная подводка часто сопровождает картину.
Интересно сравнить виды архангельской живописи друг с другом: у них много общего, но тонкие различия говорят сами за себя. Случайный зритель не заметит этих нюансов, но из некоторых показателей можно сделать интересные культурологические выводы.
Тагильская роспись
Роспись металлических подносов в России также известна как тагильская роспись. Его называют предшественником живописи Zhost. Это ремесло было создано старообрядцами, и было это два с половиной века назад. В XVIII веке тагильская иконопись достигла своего расцвета, в частности, ее развивала династия художников Худояровых. В это время местная традиция вышла за пределы региона.
Демидов, владелец Тагильского завода, даже открыл школу живописи для мальчиков старше 12 лет, которые получают полный пансион. Такая серьезная подготовка под руководством профессионалов повлияла на уровень утонченности картины. Именно в это время появилась мода на подносные картины, которые часто были копиями гравюр. И тогда цвета полностью определялись художником.
В советское время ремесло оказалось под угрозой исчезновения, и некоторые художники взялись за сохранение традиции. Одной из них стала Агрипина Афанасьева, которая обучила целую группу мастеров, оставив им свои уникальные знания и навыки в двухцветной росписи подносов.