Роспись по металлу: художественная и лаковая роспись металлических подносов, народные промыслы, фото

Роспись

Жостовский поднос

Любителей сочетания старого и нового должны привлечь эти кованые предметы — в них столько достоверности, стиля и узнаваемых подсознательных качеств, что сразу становится ясно, этот предмет должен быть выставлен на всеобщее обозрение.

История

Знаменитая торговля приближается к своему 200-летнему юбилею. Лакированные металлические подносы появились в мастерской братьев Вишняковых в 1825 году. Изделия из папье-маше, которые были очень популярны в то время, после покрытия лаком выглядели более элегантно и респектабельно. Подносы по праву стали одним из флагманов русской национальной культуры — аналогов жостовским подносам в мире не существует.роспис по металлу

Промышленности было очень трудно пережить тяжелые времена первой половины 20-го века. В 1920-30-е годы социалистический реализм был навязан линией партии и едва не привел к гибели искусства. В защиту этого дела выступили ведущие художники, которые понимали разрушительность инноваций. А возглавляли их элита живописи — Петр Кончаловский, Борис Ланге и Павел Спасский.

Даже во время войны мастера не отходили от кисти: они рисовали на банках с тушеным мясом и даже украшали тающие детские ведерки. С 1960-х годов работы Жостова вновь стали пользоваться большим спросом. Вся живопись, как тогда, так и сейчас, выполняется вручную. Каждый поднос — это работа определенного автора.

Мотивы и узоры

Основным мотивом картины стал цветочный букет. Форма цветов яркая и реалистичная. Декоративное обобщение присуще картинам. Здесь можно увидеть знакомые особенности росписи кистью по пряже, сундукам и мешкам. Жостовские мастера создавали свои картины в соответствии со старинными декоративными приемами цветочных композиций (букет, гирлянда, венок).роспис по металлу

Цвета на металле яркие и сочные. Черный фон стал традиционным, но красные, синие и зеленые подносы с цветочным орнаментом также сделали это ремесло знаменитым. Искусство росписи по металлу находится в состоянии равновесия: новые формы, цвета и композиции появляются посреди неизменных традиционных, в нежных кофейных тонах, с одним большим цветком в качестве центра композиции. Появление этих новых ответвлений продлевает жизнь ремесла, не лишая его, однако, узнаваемого лица.

Особенность исполнения

Состав лака, которым покрывали подносы, до сих пор остается загадкой. Его основа известна: это копал, особая смола, импортируемая из Африки и Азии. Но больше никакой информации для широкой общественности нет. Единственное, лак помогает подносу долгое время оставаться в первоначальном виде.rospis-po-metal

Еще одна особенность росписи жостовским лаком по металлу — это объем, внесенный в саму роспись. Художник рисует маленькие цветы по краям; они едва заметны на темном фоне. Но именно благодаря им из таинственной глубины цветов возникает главный узор.

У жостовских мастеров есть и такой предмет гордости, как «копченый» поднос. Этот узор также называют «под черепаху», «под червяка». Металлические лотки окуриваются пламенем свечи. Невероятно красивый узор!

Этапы создания

Исторически подносы изготавливались путем ручной ковки, сегодня некоторые формы механизированы на фабрике. После ковки заготовка обезжиривается, шпаклюется и полируется. Затем лоток разглаживается.rospis-po-metal

Картина многослойная:

  • Жевание — автор разбрасывает пятна цвета;
  • штриховка — после высыхания мастер закрашивает темные участки лессировочной краской;
  • Наброски — легкие контуры лепестков, листьев, бутонов;
  • Обрамление — на этом этапе пустоты заполняются светлой деколью, после чего работа передается мастеру орнамента.

Каждый кованый поднос пронумерован, а его качество подтверждено сертификатом. Предметы продаются в крафт-пакете.

Современное развитиероспис по металлу

Жостовская фабрика активно и успешно сотрудничает с известными дизайнерами и декораторами. Например, в 2019 году дизайнер Юлия Герасимова создала совместно с фабрикой коллекцию, главной идеей которой стал новый русский стиль. Юлию вдохновили цветы из ее собственного сада, а знаменитые жостовские подносы стали богаче благодаря новому художественному взгляду современных мастеров. Такие подносы, кстати, прекрасно смотрятся на стене.

В Жостово вы можете посетить музей, посетить мастер-классы и встретиться с художниками. Это означает, что практически каждый может приобщиться к художественной традиции, известной во всем мире. Такая открытость и активное общение между представителями фабрики и потенциальным покупателем, ценителем русского искусства, несомненно, пойдет на пользу торговле, фабрике и культуре страны в целом.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Хохломская роспись происходит из Нижегородской области. Считается, что первыми украшать деревянные сосуды стали старообрядческие иконописцы в середине XVII века. Их продукция продавалась в селе Хохлома, отсюда и название промысла.

Ремесленник начинал с битья бакланов, то есть подготовленных деревянных брусков (бакланов) из липы, осины или березы. Из них изготавливали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Неокрашенные сосуды назывались холстом. Холст был загрунтован и высушен несколько раз, после чего был окрашен в желтый, красный и черный цвета. Популярными мотивами были цветочные орнаменты, цветы, ягоды и кружевные ветви. Лесные птицы на хохломских изделиях напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок: «Пролетала мимо дома Жар-птица, зацепила крылом миску, и миска стала золотой».

После покраски предметы покрывались лаком два или три раза, в поверхность втиралась оловянная или алюминиевая пудра и сушилась в печи. После застывания на жаре они приобрели медовый оттенок и действительно сияли, как золото.

В начале XVIII века сосуды вывозили на Макарьевские ярмарки, куда со всей России съезжались продавцы и покупатели. Хохломские изделия были известны по всей стране. Начиная с XIX века, когда на Нижегородские ярмарки стали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали товары в Индии и Турции.

Особенности изготовления основы

Основание лотка обычно выковывается вручную из листового железа с использованием качественной кровельной стали. Листы сначала штампуются, а затем прокатываются для придания жесткости боковым сторонам.

При изготовлении поддонов стандартной формы большие листы железа разрезаются на заготовки нужной формы и размера. Затем лоток «пробивается» и «растягивается» на электрическом прессе. Борта будущего лотка формируются с помощью форм и комбинированного пуансона. Этот процесс называется «бисероплетение» или «раскатывание».

Особенности волшебных картин

В таких работах сочетаются проверенные десятилетиями художественные приемы и инновационные концепции. Их яркие формы и палитра не противоречат декоративному генерализму, а реалистичные образы гармонично переплетаются с фантазийными сюжетами. Чтобы достичь такого совершенства, мастера практикуются годами, изучая хитрости ремесла, копируя работы своих предшественников и разрабатывая свой индивидуальный почерк.

Жостовская роспись известна своим основным мотивом — картинами диких и садовых цветов, фруктов и овощей. Существует два типа оформления: букет, когда растения собраны в центре, и венок с узорами, вьющимися по краям. В последнем случае центр может быть оставлен пустым или заполнен другими объектами — птицами, животными, фигурами людей, храмовыми зданиями или архитектурными памятниками.

Светлые оттенки еще лучше смотрятся на темном фоне — раньше это был почти всегда черный, но теперь появились также фиолетовые, изумрудные и индиговые варианты. А иногда, вместо грунтовки, продукт коптят над свечой — такой грунт называют «дымчатым» или «под черепаху».

Узоры Эмбер ДжостоуЧтобы добиться идеального шедевра, важно выбрать правильные инструменты и материалы. Очень тонко измельченные пигменты разводят льняным маслом, нагретым до 300̊С, чтобы получить хорошую насыщенность краски и налить ее равномерно, без луж и комочков. Кисти изготавливаются из беличьего или колумбийского (плотоядное животное) меха, что позволяет делать длинные, гибкие мазки. Лист должен быть не тоньше 3,2 мм и иметь гладкую, отшлифованную поверхность, но допустимы конфигурации от кругов или овалов до сложных многоугольников.

Происхождение жостовской росписи от народных промыслов делает этот вид искусства одновременно эстетически привлекательным и утилитарным, то есть подносами не только любуются, но и используют их по прямому назначению — для чаепития или подачи еды. Такая универсальность возможна благодаря специальному покрытию, которое наносится на готовое изображение. Состав лака является коммерческой тайной, за исключением того, что он содержит копал, разновидность янтаря, доисторическую смолу, найденную в Бразилии, Колумбии, Конго и Занзибаре.

Жостовская роспись янтарем

Описание

Ключевым мотивом живописи Жоста был цветочный букет. Творческое направление четко сочетает реалистичную форму живого цветка с декоративной обыденностью, напоминающей традиционную роспись кистью, украшающую веретена, стволы и седла. Такое решение букета цветов основывается на давнем развитии декоративных схем, в которых используется набор садовых цветов — составной букет, букет внутри букета, гирлянда и гирлянда.

Работы Жостова имеют две основные характеристики.

  • Свет. Традиционным является черный фон, но вместе с ним появляются вариации синего, зеленого и красного цветов. По краю подноса — легкий витой цветочный орнамент.
  • Технически — традиционализм в рисовании. Художник работает широкой кистью, искусно набрасывая композицию на самом подносе. В процессе работы он следит за тем, чтобы цветочный образ был достаточно выразительным, а цветные пятна располагались ритмично.

Мастера используют беличьи кисти и масляные краски. Традиционно масло разбавляют льняным маслом, а кисти промывают в растворе скипидара. У каждого художника есть обширная коллекция кистей, от крошечных кисточек толщиной с иголку до самых больших. И каждая кисть разрабатывает свой собственный мазок.

Виды рисунков и узоров

В 21 веке не существует строгого канона, когда фон должен быть черным и не более. Серебристый, красный и малахитовый цвета фона не являются неожиданными в жостовских подносах. Но цветы по-прежнему остаются главным узором. Подобные жостовские сюжеты были заимствованы у уральских мастеров, которые также художественно воплощали красоту полевых и садовых цветов.

Расписные подносы в жостовском стиле имеют много узнаваемых нюансов.

  • Центр композиции с крупными растениями и даже с таким рисунком, как будто цветок растет из центра подноса. По краям расположены более мелкие цветы.
  • Основной принт — цветочный букет или цветочный венок, применяются цветочные узоры различной сложности.
  • Выбор цветов по личному решению автора. Каждый художник изображал на подносе те цветы, которые нравились ему самому.
  • Современное развитие тем и узоров. Сегодня жостовские мастера пишут натюрморты, птиц, животных, пейзажи и различные тематические картины.

Творчество — это живой процесс. Современные мастера, продолжая и прославляя известное направление, ищут новые идеи (формы, узоры, цвета). Это не противоречит канонам, а развивает жостовскую живопись, частично интегрирует ее в современные творческие запросы, ни в коем случае не обезличивая ее и не лишая индивидуальности.

Это направление искусства также сильно страдает от мошенников, которые делают подделки и выдают их за настоящие жостовские подносы.

Но отличить подделку от настоящего можно.

  1. На настоящем изделии можно увидеть печать и логотип мастерской, которая его изготовила.
  2. Поддельные подносы могут иметь острые края, но настоящие мастера никогда не допустят такого изъяна — края обязательно будут загнуты. Это важно не только для украшения, но и для придания лотку прочности.
  3. Настоящий поднос довольно толстый: он должен быть как можно толще, чтобы выдержать самовар и подаваемую с ним еду. Если вы положите на поднос что-то тяжелое и он провиснет, это не настоящий продукт Zhostovo.
  4. Поднос имеет зеркальную поверхность. Она многократно грунтуется, и каждый слой шлифуется. Причем лак наносится как минимум в два слоя, и каждый слой полируется. Можно сказать, что в жостовском подносе все отражается, как в зеркале. А если отражения нет, значит, вы пропустили этап лакировки, что бывает только в подделках.
  5. Совершенная техника. У настоящих мастеров не может быть кривых линий, тусклых цветов и размытых краев. Все должно соответствовать стандартам и традициям.

Невозможно сделать дешевый продукт, по этой причине априори жостовский лоток. Такая кропотливая работа с точным контролем качества стоит дорого, но поднос прослужит долгие годы.

Это отличный подарок, если вы хотите подарить что-то родное или просто порадовать своих близких прочной, красивой, классической вещью.

Техника выполнения

Классическая живопись требует черного фона. Для ремесла используются подносы различных форм, от стандартных прямоугольных до сложных комбинаций. Процесс создания будущего шедевра состоит из нескольких этапов. Давайте рассмотрим каждый из них подробнее.

Грунтовка

Первый шаг — грунтовка. Поверхность лотка обрабатывается шпаклевкой. Затем мастер полирует изделие. Именно на этом этапе художник принимает решение о цвете холста, который впоследствии не может быть изменен.

Замаленок

Это основа будущего узора. Используя разбавленные краски, художник выстраивает силуэты элементов композиции, которые должны стать частью картины. На этом этапе нет места для импровизации, все происходит по древней технологии. Основа будущего узора создается по заранее продуманной схеме.
Вернуться к оглавлению

Тенежка

Добавляет реалистичности полупрозрачной композиции. Появляются четкие тени, полутона и блики. Цветы выглядят более полными, листья и стебли выглядят более естественно.

Прокладка

Самый важный этап в создании сочинения. Аранжировка помогает придать букету максимальную правдоподобность, характерную для жостовской росписи. Именно эта реалистичность отличает это ремесло от других народных.

Главная задача художника — конкретизировать детали и подчеркнуть определенные участки композиции. Мастер создает контраст или выравнивает орнамент с помощью плавных переходов.

Бликовка

Объемный характер картины достигается за счет использования бликов. Это создает впечатление, что букет цветов попал под лучи солнца. Кажется, что он искрится и сияет изнутри. На этом этапе композиция «заряжается» настроением и приобретает неповторимый аромат.

Чертежка

Один из самых интересных этапов в процессе рисования. Используя кисть и минимальное количество краски, художник сосредотачивается на деталях, прорисовывая каждый элемент композиции, делая ее более естественной.

Семена появляются на ягодах, пестики и тычинки образуются в чашечке цветков. Листья и трава выглядят объемными и реалистичными благодаря использованию кружевных дополнений и других замысловатых штрихов.

Привязка

Последний этап заключается в том, чтобы сочетание цветов и растений слилось с фоном. Для этого художник использует усики, травинки и множество декоративных элементов. Обрамление придает холсту больший объем, а композиция выглядит цельной и гармоничной.

Для того чтобы придать изделию законченный вид и сделать укладку полностью соответствующей принятым стандартам, мастера проводят окончательную «чистку». Они украшают борта подноса геометрическими линиями, цветочными орнаментами и венками из цветов.

Мотивы Жостова

Жостовские подносы очень декоративны и праздничны. Круг тем и мотивов живописи, формировавшийся веками, очень четко и ярко отражает традиции и душу русского народа.

Основными мотивами жостовской живописи являются:

  1. Букеты из садовых и луговых цветов.
  2. Растительные мотивы.
  3. Цветочные орнаменты.
  4. Вазы.
  5. Гирлянды.
  6. Сцены с народных праздников.
  7. Ландшафты.
  8. Натюрморт.
  9. Сцены из народной жизни.
  10. Сцены из народных свадеб.
  11. Сцены из чаепитий.

Лоток с тройкой

Самая популярная картина представляет собой скачущую тройку лошадей, запряженных в сани и окруженных цветами.

Изучая сюжеты и примеры картин, можно многое узнать об истории и жизни русского народа. Интересно, что во время Великой Отечественной войны весь металл в стране был использован для изготовления оружия. Поэтому жостовские мастера расписывали для детей консервные банки и металлические ведра. Игрушечные ведра также переплавлялись и использовались в качестве основы для подносов.

Нижнетагильская роспись

Жостово, конечно, не нуждается в рекламе. Но его предшественник, известный как тагильская роспись, к сожалению, не так хорошо известен.

История

Более двух с половиной веков назад возникла художественная традиция росписи по металлу. Она окрепла и выжила благодаря усилиям N. Демидов, который основал школу на своих заводах. Такой совершенно уникальной тагильскую живопись назвать нельзя — свои навыки и умения студенты приобретали под руководством профессионального художника Албычева. Хотя, конечно, первоначально на картины повлияли старообрядческие иконы.роспис по металлу

Картина, родом из Нижнего Тагила, также стала столь популярной благодаря исключительной работе братьев Худояровых. Кстати, именно творчество братьев стало настолько известным, что их работа увлекла и жителей деревни Жостово — именно оттуда пошла традиция, которая впоследствии стала более известной, чем ее вдохновители.

Мотивы и узоры

Торговля могла бы никогда не существовать, если бы не податливое и пластичное тагильское железо, словно сделанное для изготовления подносов. Сначала мода диктовала свое: художники несли копии картин на подносах. Затем стали появляться собственные мотивы и узоры.роспис по металлу

Мифология и исторические сцены — мастера не боялись таких сложных тем, придавая живописному повествованию смысл и цвет. Рамка подноса была образована золотым орнаментом, нанесенным по трафарету. Углы формы были увенчаны вазами с пышными букетами, а в качестве ритма было выбрано активное движение, композиция всегда была четкой и уравновешенной.

Художники неизменно придерживались принципов сочетания цветов, которые здесь активно использовались, очень деликатно и гармонично их подбирая. Это многоцветная роспись по металлу, учитывающая мельчайшие детали и вариации фона.

Особенности исполненияrospis-po-metal

Тагильские мастера работали в двухтактной технике. Впоследствии эту технику переняли жостские художники. Но тагильские художники начинали с каракулей на цветном фоне: такой прием был заимствован из орнаментации иконописных произведений. Они делали цветной фон поверх золота, а после того как краска застывала, мастера соскабливали ее с золота тонкой иглой.

Тагильский лак запечатлел всю эту красоту — его состав был предметом гордости мастеров. Точная дозировка ингредиентов и наличие льняного и конопляного масел обеспечили его успех. В отличие от других лаков, этот был исключительно прозрачным и обладал завидной стойкостью.

Читайте также: [Мастер-класс] Витраж на Стекле Своими Руками

Этапы создания

Чтобы расписать поднос, начните с подглазурной росписи, которая выполняется пальцами. Для этого художник использует технику двойного мазка, когда на кисть одновременно наносятся два цвета, причем самый светлый цвет находится на «носике» кисти. Таким образом, белый цвет распределяется по контуру изображаемого объекта.роспис по металлу

Цветы на картине Тагила написаны в один прием, с той многослойностью, которая была распространена в жостовской традиции. Цветы также располагаются свободно, не перекрывая друг друга.

Этапы выглядят примерно так:

  • заполняя фон;
  • Центр композиции — начните со светлых тонов, закрашивая каждый элемент одним мазком;
  • Продвигайтесь вглубь картины, формируя каждый элемент;
  • Детальный рисунок (усики, веточки, пятна света);
  • рисование в несколько слоев.

Начинающие осваивают тагильскую роспись на бумаге, затем переходят к росписи деревянных предметов (например, досок), а роспись по металлу — это уже более профессиональный уровень.

Рекламная вывеска Вешняковых

Рекламная вывеска Вешняковых
Над созданием подноса работали как минимум три человека: кузнец, изготовивший форму, шпаклевщик, наносивший грунтовку на поверхность, и художник, расписавший поднос. Той же грунтовкой покрасили работу после ее высыхания. Вначале хозяин и его семья работали на равных. Но по мере роста производства мастерская расширялась, появлялись наемные работники, а хозяин все больше становился предпринимателем, но всегда знал о тонкостях самого производства. Что такое жостовская живопись?
В 1870-х и 1880-х годах в Подмосковье было занято более двухсот сорока рабочих. Самыми крупными мастерскими были: в Жостове — О. Ф. Вишнякова, где работало пятьдесят девять человек, в том числе пятьдесят три наемных рабочих; Е. Ф. Беляева, где работал пятьдесят один человек, из них пятьдесят наемных рабочих; в Новосильцове — две мастерские Ефима Федоровича Цыганова, основанные в 1860 и 1871 годах, где работало сорок девять человек, из них сорок шесть наемных рабочих. Они зарабатывали соответственно двенадцать, двадцать и одиннадцать тысяч рублей в год. Что такое жостовская роспись?
Самые ранние жостовские подносы, доступные для исследования, датируются 1870-1880 гг. Клейма на обратной стороне подносов, обычно содержащие имя владельца фабрики и перечень наград, медалей за участие в крупных национальных и международных художественных и промышленных выставках, помогают определить время их изготовления и принадлежность к мастерским, в основном семьи Вишняк. Основным рынком сбыта подносов была Москва, а через нее Нижний Новгород с его обширным Макарьевским рынком, юг России и Средняя Азия. Лучшие сорта были вывезены в Санкт-Петербург. Что такое жостовская роспись?
В 20 веке ведущим направлением в искусстве Жоста стал живописный декоративный букет. Помимо собственно росписи и живописи, жостовские мастера использовали и другие способы декоративного украшения подносов. Широко распространен метод «выжигания», при котором на поверхность наносился яркий рисунок, напоминающий изображение черепахового панциря и известный в народе как «под червяка». На старых подносах имеется большое разнообразие «чисток». — боковой декор, где геометрические, цветочные узоры появляются индивидуально на каждой детали и являются своеобразным аккомпанементом к основному сюжету картины. Что такое жостовская роспись?
В 1920-х годах в Жостове, Новосильцеве и Троицке появилось несколько артелей, которые в 1928 году объединились в одну — «Металлический поднос» (с 1960 года — Жостовская фабрика декоративной росписи). Их формировали опытные мастера, которым суждено было внести большой вклад в возрождение подносной росписи и развитие местных художественных традиций в новых условиях. Что такое живопись?
Не совсем обычный путь в искусстве Жостово от К. В. Грибков. Декоративный художник, связанный со строгановской школой, он, пожалуй, единственный из жостовских живописцев, кто расписывал подносы не в духе традиционной народной импровизации, а по собственному предварительному рисунку. Что такое живопись?
Сегодня среди трехсот мастеров, работающих на Жостовской фабрике декоративной росписи, более ста девяноста. Несмотря на название «фабрика», промысел в своих творческих процессах сохраняет ценную особенность народного искусства — его рукотворный характер. Что такое живопись?
Долгое время формы для подносов прессовались на специальных прессах. Окрашивание и полировка некоторых форм были механизированы. Но из двадцати шести типичных для Жостова форм подносов художник выбирает ту, которая соответствует его замыслу, а если это уникальная работа, то поручает кузнецу выбить форму вручную.

Полтора века — относительно короткий срок для развития ремесла. Но за это время Шостово из ремесленного центра превратилось в уникальный очаг русского народного искусства, а шостовский поднос стал предметом восхищения.

Клёдов за работой

Клёдов за работой.
В 1830-х годах в Жостове подносы стали делать не только из папье-маше, но и из железа. В одном из источников 1839 года упоминаются «изделия, сделанные из измятой бумаги (папье-маше) и выкованные из олова … лотки, лотки … все под лаком с рисунками…. Нешняков Филипп, Никитин и его сын, крестьянин граф Шереметев.

Элементы и узоры жостовской росписи

Элементы жостовской росписи

Чаще всего жостовские художники создают простые цветочные композиции в виде букетов. Они состоят из гармоничного сочетания мелких цветков, крупных и эффектных соцветий, нераскрывшихся бутонов и зеленых листьев.

Популярные цветы включают розы, астры, пионы, тюльпаны и георгины, дополненные нежными листьями, бутонами и стеблями с небольшими ответвлениями. Помимо садовых композиций, художники часто изображают скромные фиалки, прелестные ландыши, трогательные анютины глазки или альпинарии.

Помимо традиционных лилий, бессмертников, тимьянов и маргариток, художники также любили изображать прекрасные цветы, которых совершенно нет в природе. Фрукты и ягоды дополняли особенно богатые букеты. Иногда в центре или на заднем плане могли быть изображены бабочки и птицы.

Жостовская роспись с живописным сюжетом

Помимо цветочных композиций, жостовские мастера иногда писали тематические картины. Среди них сцены из жизни обычных людей, различные пейзажи и роскошные пейзажные композиции. Популярный мотив — тройка лошадей в окружении цветов.

Главной особенностью живописи является импровизационный подход ко всем рисункам. Художникам не нужно творить по строгим шаблонам и образам, следовать особым образцам или натуре. Учитывая невероятное разнообразие художественных техник, импровизационную основу и творческий подход, каждый рисунок поистине уникален и неповторим.

Финишное покрытие

Остается только покрыть поднос лаком, чтобы вся расписная композиция засияла, заискрилась и стала чрезвычайно декоративной. Обычно требуется 3 слоя лака, после чего следует сушка и очистка слоев, что увеличивает долговечность изделия. Считается, что такой лоток может прослужить десятилетия.

О том, когда и как лоток появился в Жостове, вы можете узнать из нашей статьи: «История возникновения жостовской росписи и легендарного жостовского подноса».

У этого ремесла были свои взлеты и падения, но ему удалось не только выжить в 21 веке, но и возродить интерес. Традиционное искусство развивается, приобретая новые способы выражения и представления.

Легендарные художники Жостова

Постепенно родился новый лоток Zhost, который мы все знаем. История, сохранившаяся в региональных хрониках, рассказывает о том, как постепенно все больше и больше местных талантливых крестьян вовлекались в работу художественных мастерских. Удивительно то, что так много талантливых людей оказались обычными, необразованными крепостными крестьянами. Первым мастером, упомянутым в историческом документе 1839 года, был Филипп Никитин, крепостной графа Шереметева, который расписывал подносы вместе со своим сыном. Так в Жостове рождались художественные династии.

Самые известные мастера жостовских подносов: О.Е. Бурбышев (об этом художнике в Жостове ходят легенды, он был виртуозным мастером), Н.М. Цаплагин, А. Вешков. М. Цаплагин, А. Е. Вишняков, К. В. Грибков, И.С. Леонтьев, Д.С. Кледов, П.С. Курзин, И.А. Савельев, М.Р. Митрофанов, А.П. Гогин, И.П. Плахов и Б. V. Графов. Все эти и многие другие мастера оставили глубокий след в жостовском искусстве, именно они создали лучшие жостовские миниатюры, вошли в золотой фонд промысла.

Вычерчивание формы подноса с помощью трафарета

Обведение формы подноса с помощью трафарета
При изготовлении лотков стандартной формы металлические листы разрезают на куски определенного размера. С помощью электрического пресса с подключенным штампом и формами лоток разрезается и растягивается до формы заготовок, после чего происходит бортовка лотка, т.е. закатывание его краев.

Букетные композиции. Принципы составления

Букеты в русской жостовской росписи украшают среднюю часть подноса и его дно. Обычно основу букета составляют 3-4 крупных садовых цветка: пион, георгин, роза, тюльпан и т.д. К букету подключаются более мелкие полевые и садовые цветы и бутоны, такие как анютины глазки, незабудки и т.д. К ним привязаны гибкие стебли и ветви с листьями — так называемая трава. В особых случаях букеты содержат фрукты и ягоды и украшаются птицами и бабочками. Как правило, в центре композиции располагается один или несколько крупных цветков. В жостовской традиции крупные цветы обязательно имеют розовый отблеск.

Маленькие бутоны сделаны очень бледными, и на их фоне крупные яркие цветы выделяются из плоскости сосуда. Для рисования цветов используются беличьи кисти. Их выбирают очень тщательно, так как волоски нельзя подстригать.

Черный поднос

Поля, т.е. борта подноса, также окрашены. Но элементы букета не используются в их оформлении. Традиционно доски украшаются цветочными узорами из золота в виде причудливо переплетенных стеблей и листьев — так называемых «трав».

В соответствии с традициями федоскинской росписи фон или отдельные фрагменты могут быть покрыты перламутром. Такие изделия выглядят очень изысканно. Гжельские и хохломские элементы, такие как «трава», также встречаются в жостовской росписи.

История развития промысла

С 30-х годов 19 века почти во всех окрестных деревнях начали изготавливать и украшать лаком металлические подносы. В это время живопись Жоста была на пике популярности. В послереволюционные годы спрос на произведения искусства Жоста резко снизился, что привело к тому, что отдельные художники стали объединяться в небольшие профессиональные группы.

Живопись для детей в Жостово
В 1928 году все небольшие заводы из Троицка, Новосильцево, Житова и других окрестных деревень объединились в один специализированный завод «Металлический лоток» с центром управления в Житове.

Самым сложным периодом для жостовской росписи, как и для большинства других народных промыслов, стали 1940-50-е годы. В то время производство лотков значительно сократилось, а производство детских товаров, не характерных для торговли, увеличилось в несколько раз. Жостовская роспись для детей — это небольшие деревянные и металлические подносы, ковшики и шпатели, украшенные отдельными элементами.

Разнообразие форм

Сегодня фабричные изделия тиснят на профессиональных прессах, которые позволяют придать изделию любую форму. Если заготовка подвергается тиснению, то сначала делается эскиз с помощью шаблона, затем вырезается и рисуется на электрическом прессе.

Но есть и эксклюзивные заказы, и тогда мастер выковывает сосуды вручную. Кузнец берет лист железа, вырезает форму специальными ножницами, затем бьет по форме и рисует ее. Край детали выворачивается и к нему приклеивается проволока, которая придает детали рельефную форму и одновременно укрепляет ее. Конечно, изделие, выкованное вручную, будет стоить очень дорого.

Жостовские лотки могут быть:

  • круглый;
  • овал;
  • в форме гитары;
  • восьмиугольный;
  • прямоугольный (распространенный выбор);
  • крылатый (с фестончатыми краями);
  • комбинированный.

Нельзя сказать, что одна форма популярнее другой: круглые и овальные подносы выглядят более традиционно, но в моде подносы-гитары, а комбинированные изделия находят своих покупателей (и, кстати, становятся интерьерной достопримечательностью).

Возникновение жостовской лаковой росписи по металлу

Изготовленные на Урале и украшенные лаком металлические сундуки и подносы, кувшины и ведра и другие предметы повседневного обихода продавались не только на местных Ирбитском и Крестовском рынках, но и на Всероссийской Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде.

Роспись жостовского подноса
Возможно, увиденные здесь изделия уральских мастеров вдохновили братьев Вишняк на лакировку металлических подносов. С 1825 года семейное дело Вишняковых развивалось в основном как лаковая роспись различных изделий из папье-маше — бумажных подносов, альбомов, коробок для тортов и шкатулок.

С 1830 года большинство мастерских, расположенных в селах и деревнях Троицкой волости, таких как Троицкое, Хлебниково и Жостово, прекратили производство изделий из папье-маше и перешли на изготовление и роспись металлических подносов.

Близость к столице позволяла ремесленникам работать без посредников и иметь постоянный рынок сбыта, а также покупать необходимые материалы по доступным ценам.

Жостовские подносы в современной жизни

В современном мире народные промыслы, в том числе и жостовский, занимают особое место. Спектр их применения довольно широк: от элементов дизайна интерьера до элитной сервировки стола. В доме или на обеденном столе жостовский поднос — это яркий декоративный акцент, который добавляет позитива и радости в атмосферу.

Жостовский голубой лоток

По традиции жостовские подносы можно разделить на две основные группы: для повседневного использования (для самоваров, фруктов, еды и т.д.) и для украшения. В повседневной жизни людям не хватает красоты и эстетики, экологические проблемы и неурядицы в общении с природой поддерживают желание компенсировать недостаток за счет природных элементов в произведениях, которые окружают нас в повседневной жизни. Людям особенно нравятся изделия, украшенные цветами. Видимо, поэтому мода на такую посуду сохраняется столь устойчиво. Дизайнеры используют мотивы жостовской росписи при создании мебели, одежды, украшений.

Вытягивание края подноса

Растягивание краев лотка
Отжиг, обезжиривание, грунтовка, нанесение черной эмали в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, ручная зачистка каждого слоя эмали наждачной бумагой. Что такое жостовская роспись?
Жостовские мастера пишут масляными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи щетки. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап покраски называется затиранием, второй — выпрямлением.

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector