Художественные ремесла в Древней Руси: декоративно-прикладное искусство

Виды росписи по дереву

В современном мире существует несколько техник нанесения изображения на деревянные поверхности. Многие из них имеют разные подвиды в зависимости от типа используемого орнамента. Этот вид искусства передавался из поколения в поколение. Роспись по дереву бывает следующих видов:

  • хохлома;
  • мезер;
  • городецкая.
  • волхов;
  • вологда;
  • онега;
  • северодвинская;
  • пучужская и другие.

Волховская роспись по дереву

Один из самых известных стилей, сформировавшийся в Санкт-Петербурге и распространившийся по берегам Волхова. На этапе своего появления картина не отличалась цветными оттенками, так как была выполнена сажей с добавлением прибрежной глины. Эта картина по дереву выделяется:

  1. Отличительной чертой волховской техники был красивый мазок с переходами от одного оттенка к другому. Его суть заключается в нанесении морилки двух цветов одновременно.
  2. Для техники характерны яркие цвета с преобладанием красного. Малярные доски таким образом сделают их украшением любой кухни.
  3. Современная версия выполнена разными бесплатными красками. Эта техника используется в декоре многих изделий.

Вологодская роспись по дереву

Происхождение этого вида восходит к допетровскому периоду. Вологодская живопись — один из самых ярких красок, одновременно насыщенный большим количеством элементов в орнаменте. Интересная особенность — декоративность. Техника отличается следующими деталями:

  1. Основные мотивы этой росписи по дереву: удивительные растения с причудливыми листьями, лепестками цветов и фруктов, гордые птицы на ветвях и цветочные мотивы.
  2. Цветочный мотив в красно-черном цвете изображен на золотом фоне.
  3. Есть два стиля рисования: графика и свободная кисть. Для первого применяется предварительный набросок, а второй пишется на «чистом» продукте.

Онежская роспись по дереву

Это направление появилось на территории западных районов Архангельской области. Изначально для этого вида росписи характерен синий или зеленый фон. При этом основой украшения послужил растительный узор в виде удлиненного букета, который был выложен в одной плоскости. Современный вариант росписи Онежского дерева имеет следующие характеристики:

  1. Крупномасштабное письмо свободной кистью.
  2. Картины на деревянных тарелках и других предметах создаются на синем, голубом, коричневом или темно-зеленом фоне.
  3. В основе модели — оттенки красного, белого, желтого, зеленого и черного.
  4. Основной мотив — цветочный мотив, но помимо этого изображены яблоки с лепестками и птицы.
  5. Необязательно соблюдать точную симметрию.

Северодвинская роспись по дереву

На северо-западе России издавна производят деревянные тарелки, игрушки, инструменты и мебель. С 19 века такое искусство стало семейным бизнесом, а тонкости стиля передавались из поколения в поколение. Этот стиль часто называют «деревенским ренессансом» из-за ярких и живописных красок. Рисунок начинается с черного контура, затем он заливается яркими красками. Северодвинская роспись наделена следующими чертами:

  1. Использование этих оттенков: красного, черного, зеленого, синего и желтого.
  2. Основные мотивы — ростки растений, клевер и небольшой узор на белом фоне.
  3. Широкие и свободные движения кисти.
  4. Отсутствие предварительной схемы.

Пучужская роспись по дереву

Это направление появилось в конце XVIII века. Он отличался изящностью за счет того, что был расписан красными красками на белом фоне. Клевер, характерный для всех видов северной техники, имеет свой вариант — нижняя часть листа загнута к стеблю, а верхняя часть превращается в круглую ягоду. Пучужская роспись имеет следующие характеристики:

  1. Основные мотивы — стилизованные мотивы, орнаменты, бордюры. Различные части растений и целые кусты переплетаются, создавая декоративный и элегантный ковер.
  2. Основные цвета — красный, зеленый, синий и желтый.

Пермогорская роспись по дереву

Этот вид появился в городе, расположенном у северной горной Двины. Мотивы удивляют сложностью композиций и одновременно простотой мотива. Изделия с такой росписью выделяются на фоне других оригинальными деталями. Технологии принесли красоту, но в то же время указали на моральные основы крестьянской семьи. Пермогорская краска наделена следующими особенностями:

  1. Основной мотив — цветочный мотив. На побегах — листья-трилистники с заостренными концами, цветки тюльпана. Среди них порхают изящные сказочные птицы.
  2. Роспись по дереву начинается с рисования пером черного контура, который затем заливается цветом.
  3. Преобладающие оттенки: белый фон с красным мотивом. Дополнительные цвета включают желтый и зеленый.
  4. Пермогорская роспись более насыщена сопроводительными надписями, чем другие техники.

Петриковская роспись по дереву

Этот художественный прием появился в 19 веке и до сих пор остается визитной карточкой Украины. Изначально это была разновидность настенной росписи. Мастера всегда рисовали только кистями из кошачьей шерсти. Они мягкие, легко впитывают краску и реагируют на любое движение руки, демонстрируя тонкие линии и ажурные узоры. Петриковская роспись отличается следующими особенностями:

  1. Изображения наносятся с помощью шаблонов.
  2. Классический рисунок Петриковской росписи — петух. Вы можете встретить его так же часто, как калину и подсолнухи.
  3. В большинстве случаев композиция представлена ​​растительными мотивами и изображениями ягод.
  4. Основные элементы: луковицы, переходной мазок, ягоды.
  5. Изображение наносится без предварительного наброска.

Ракульская роспись по дереву

Это один из видов народных промыслов Архангельской области. Роспись по дереву отличается техникой, имеющей четкую структуру и узор. Его элементы многочисленны и включают в себя капельки, усики, брызги и завитки, которые украшают изображение. Ракульская роспись по дереву отличается многоцветностью, но в то же время не яркой. Он имеет следующие отличия:

  1. Орнамент состоит из лоз, к стеблю которых прикреплены крупные листья.
  2. Отличительной особенностью является подчеркивание всех элементов тонкой линией черного оттенка.
  3. Узоры для росписи по дереву: крупный растительный орнамент и стилизованные изображения птиц, вырастающих из треугольной горки.
  4. Основные цвета: золотой, черный, бордовый, зеленый, синий и коричневато-красный.
  5. Ракульская живопись относится к графическому типу.

Прикамская роспись по дереву

Название происходит от территории, прилегающей к реке Кама в Пермском крае. Изначально этой росписью украшали стены домов, двери и мебель. Все рисунки были символическим пожеланием счастья, благополучия и благополучия в семье. Концепция «Прикамской росписи» включает более 20 видов техники нанесения рисунков на дерево. Его основные причины:

  • кашпо с пышными цветами;
  • кусты с плодами;
  • животные и птицы;
  • люди в сюжетных сценах.

Борецкая роспись по дереву

это один из видов русских народных промыслов, известный уже три века. Элементы техники наделены геометрическим характером. В старину эта техника была широко распространена в иконописной манере. Со временем он немного изменился, но основные причины остались прежними. Борецкая роспись имеет следующие отличительные особенности:

  1. Основные мотивы: «Древо жизни», жанровые сцены из народной жизни, элементы растений.
  2. Орнамент состоит из ромбов, кружков, треугольников и капель.
  3. Используемые цвета: красный, зеленый, оранжевый, синий, желтый, коричневый.
  4. Все элементы для наглядности и выразительности обведены тонкой линией черного оттенка.

Обвинская роспись по дереву

Яркое и оригинальное явление в уральском народном творчестве. С развитием обвинительной живописи она изменилась с живописной на графическую, а ее диапазон — от глубоких оттенков оранжевого, синего, коричневого до желтого, зеленого, синего. Эта техника отличается следующими особенностями:

  1. Главный мотив — восьмилепестковая обвинительная роза, расположенная в центре как символ солнца и жизни. Он отделен от остального дизайна рядами точек, тире и кружков.
  2. Характерные цвета: темно-зеленый, голубой и голубой в сочетании с теплыми тонами мелких деталей.
  3. Рисование акриловыми красками по дереву помогает создать рисунок живописным способом, когда невысушенные краски смешиваются, создавая плавные переходы от тени к тени.

Хохломская роспись по дереву

Техника зародилась в 17 веке в окрестностях Нижнего Новгорода. В настоящее время Хохлома переживает новый этап. Эта картина коробки или других предметов имеет следующие характеристики:

  1. Традиционный элемент: рябина, клубника, веточки и цветы. Кроме того, есть представители фауны.
  2. Основная гамма оттенков — золотой, красный и черный. Желтый и зеленый используются как дополнительные цвета.
  3. Эта картина по дереву представляет собой позолоченный мотив, полученный путем нанесения серебра с маслом и последующей герметизации их при высокой температуре.
  4. Основными особенностями являются фон черного или желтого оттенка с изображением экстравагантных цветочных композиций.
  5. Рисунок наносится без предварительной разметки.
  6. Стиль свободной кисти позволяет работать сразу в двух ключевых областях: рисование фона и композиция лошади.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

История лаковой миниатюры Федоскино восходит к 18 веку. В 1795 году купец Петр Коробов основал фабрику в подмосковном селе Данилково (близ села Федоскино). Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, фабрика начала производить табакерки и коробочки.

Вскоре ассортимент расширился: появились ящики для мусора, булавки и чайные коробочки. Сначала их украшали печатными рисунками, гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. В процессе работы художники добавляли в краски металлическую пудру, чтобы цвета стали «яркими». Традиционные мотивы федоскинских миниатюр — русская тройка, пейзажи, сказки и сцены народной жизни: вечеринки, танцы, чаепитие.

На изысканные миниатюрные изделия давалась гарантия 100 лет: после высыхания папье-маше становилось тверже дерева, а яркие цвета не тускнели годами. Секрет был в том, что миниатюрная краска хранилась на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

Роспись по металлу зародилась в подмосковном селе Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лаковую мастерскую». Внутри были изготовлены и расписаны табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил дело отца, но заменил папье-маше изделиями из металла. В 1830-х годах в селе были построены новые фабрики декоративной росписи, где художники украшали подносы букетами цветов. Модные вещи быстро завоевали популярность.

Основным мотивом жостовской росписи был букет цветов на черном фоне. Традиционно мастера делали четыре вида дизайнов: «Букет в сборе», «Букет в рулоне», «Гирлянда» и «Ветка из угла». В центре изделия художники обычно помещали крупные яркие растения. Тень и мелкие цветы по краям изображения создавали иллюзию объема. Чтобы дизайн сиял изнутри, мастера добавляли в краски металлическую пудру, сусальное золото или перламутровые вставки.

«Они живут здесь с подносами, думают о них и говорят только о них», — говорили они о Жостово. В селе все напоминает народные промыслы — даже вместо адресных бирок используют расписные подносы с номерами домов. Мастера также указали направление для села.

Прикамская роспись

Прикамская роспись

Стили русской живописи

Роспись Северной Двины

Северная Двина живопись

Стили русской живописи

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с 14 века. Местные мастера использовали его для создания «тары для фармацевтических нужд», посуды и игрушек для детей. В начале 19 века в Гжельской волости появились фабрики по производству фарфора. Первый бизнес здесь был основан в 1810 году купцом Павлом Куличковым. Сначала роспись фарфоровых тарелок была красочной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубую голландскую плитку и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре голубые узоры на заснеженном фоне стали отличительной чертой живописи Гжели.

Чтобы проверить качество фарфора, перед покраской изделие окунули в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор был окрашен в сплошной розовый цвет, на нем были видны трещины. Мастера расписали кобальтовой краской — перед съемкой выглядит черной. Используя особые техники, работая только кистью и красками, художники создали более 20 оттенков синего.

Сюжеты Гжели — это пышные розы (здесь их называли «орлами»), зимние пейзажи, сюжеты из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, сельчане празднуют карнавал… После того, как рисунок был нарисован, тарелки были покрыты глазурью и обожжены. Розовые изделия с черным узором приобрели свой традиционный вид.

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись

Городецкая роспись известна со второй половины 19 века. В 1870 году иконописец Николай Огуречников приехал в Поволжье, в село Курцево Городецкой волости. Он учил местных мастеров рисовать красками и оживлять рисунок мазками белого цвета. Сначала художники рисовали низы — плоские доски, на которых сидели хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Дно, украшенное красочной резьбой и мотивами, также служило украшением интерьера.

Живопись Городца отличалась контрастностью ярких красок. Художники изображали черных коней с длинными шеями и стройными ногами, петухов с гордо поднятой головой и пушистым хвостом, рисовали сцены из купеческой жизни: семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательным элементом расписного городецкого изделия являются объемные букеты и гирлянды из роз, ромашек, купавок.

Ложки и шкатулки, сундуки и корзины, мебель и ставни были украшены красочным орнаментом. Кроме того, мастера изготавливали из щепы и расписывали детские игрушки: кукол, лошадок-качалок и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяек: прялки, веретена, утюги. Особой популярностью пользовалась катание на инвалидных колясках. Деревянные лошади прикрепляли к расписным нартам, кучеры садились на повозку. Мастера не использовали в своей работе клей и гвозди: они корректировали детали, которые иногда превышали тридцать, с максимальной точностью. «Чтобы сделать носилки, нужно знать демонов», — сказали Городцу.

Что нужно для росписи?

Перед тем, как приступить к рисованию, рекомендуется заранее подготовить инструменты и изделие. Художественная роспись выполняется с использованием следующих элементов:

  • деревянный пылесос;
  • мягкий карандаш;
  • ластик;
  • наждачная бумага разной зернистости;
  • листы бумаги;
  • набор кистей;
  • цветовые палитры;
  • модели;
  • грунтовка;
  • прозрачная краска;
  • емкости для жидкостей.

Краски для росписи по дереву

К выбору нужно делать тщательно, ведь от этого напрямую зависит конечный результат работы. Рекомендуется потренироваться в покраске дерева с использованием традиционных материалов. Покраска может производиться следующими видами красок:

  1. Гуашь. Используется для создания простых орнаментов, поскольку краска может течь.
  2. Акварель. Важно соблюдать правила нанесения, чтобы изделие не вздулось.
  3. Темпера. Они используются в роскошной художественной росписи по дереву для достижения элитного дизайна.
  4. Акрил. Самый удобный вариант для новичков благодаря плотной структуре и простоте нанесения.
  5. Масло. Рекомендуется для использования только опытными художниками.
  6. Анилин. Бюджетный вариант. С помощью такой краски часто расписывают шкатулки, сувениры и браслеты.

Кисти для росписи по дереву

Для работы используйте натуральные и синтетические варианты. Идеальная расческа должна выглядеть как капля, семя или пламя свечи. Волосы должны быть хорошо подобранными и густыми. Роспись по дереву выполняется следующими кистями:

  • большой;
  • плоские белки;
  • столбчатый номер 6-16;
  • маленький конусообразный n. 1-4;
  • плоская щетина n. 10.

Палех

Палех

Стили русской живописи

Стили русской живописи

Хохлома

Хохлома

Стили русской живописи

Три мира узоров. Мезенская роспись

Живопись Мезени появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень в Архангельской губернии. Древнейшее изделие с мезенскими мотивами — расписная прялка — датируется 1815 годом. Местные жители украшали ящики, туэсы (круглые ящики из бересты) и тарелки: ковши, миски, бочки, тарелки. К началу ХХ века село Палащель стало центром мезенской росписи по дереву.

Готовые блюда мезенские мастера расписывали охрой на чистом, незагрунтованном дереве с помощью специальной деревянной палочки — тисков. Пером тетерева или тетерева рисовали черным мазком, затем кистью наносили красный и черный узоры. Мастер разделил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Он обозначил их границы прямой линией, расположил модели в строгом порядке. Основными элементами картины были животные и птицы: лошадь, олень и утка. Узоры обрамлены геометрическим орнаментом в виде прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.

По традиции росписью Мезени занимались только мужчины, мастерство мастера передавалось по наследству. Сначала начинающего художника познакомили с символами и их сочетаниями в узоре, научили размечать изделие и рисовать контуры. Перед тем, как рисовать украшения, будущие мастера долгое время тренировались: писали палочки и линии.

Мезенская (Палащельская) роспись

Картина Мезени (Палащель

Стили русской живописи

Читайте также: Виды росписи на Руси: какие бывают народные промыслы

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector