- Живая мезенская и петриковская роспись по дереву
- Сказочная гжель и городецкая роспись
- Весёлая хохлома и жостовская роспись
- Прочие разновидности
- Советы по домашнему творчеству: как подготовить деревянную заготовку для росписи
- Секреты мастерства
- Палех
- Как перенести рисунок на заготовку
- Трафаретная методика
- Точечная методика
- Рисунок по эскизам
- Процесс перенесения рисунка на деревянную основу
- Работаем по трафарету
- Точечная методика переноса
- Рисование по эскизам
- Роспись Северной Двины
- Особенности подготовки деревянной заготовки для росписи
- Городецкая
- Какие краски подходят для художественной росписи по дереву
- Гуашь
- Акварель
- Акриловые краски
- Масляные краски
- Анилиновые краски
- Темперные краски
- Северодвинская
- Владимирская
- Расписываем деревянную заготовку своими руками разными красками и учимся закреплять результат
- Гуашь
- Акварель
- Акриловые краски
- Масляные краски
- Анилиновые краски
- Темперные краски
- Палехская роспись на шкатулках
- Идеи для росписи по дереву с фотопримерами
- Появление жостовских железных подносов
- Способ выполнения
- Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись
- «Здесь живут подносами». Жостовская роспись
- Гжель
- Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
- Хохлома
- Гжельская майолика
- Жостовская роспись на подносах
Живая мезенская и петриковская роспись по дереву
Роспись Мезени посвящена орнаменту, который служит главным декоративным элементом. Сюжет состоит из дружелюбных лесных жителей и лошадей.
Можно услышать еще одно название — палашельская роспись
Определить, что понравившееся направление относится к сорту Мезень, можно по следующим критериям:
- использование в орнаменте красного и черного цветов;
- фрагментация узоров в виде звездочек, ромбов, дисков, тире и крестов;
- изображение кажется движущимся из-за повторяющихся узоров.
Краска этого типа наносится на неподрессоренное дерево, взяв за основу красноватую охру.
Мотив живописи Петрикова — растительный, цветочный и ягодный. Это чудесные и сказочные образы. Необязательно наносить контур, здесь главное — зоркий глаз мастера и его мастерство. Работать нужно очень тонкой кистью, некоторые мастера умело обрабатывают стебли растений. Ягоды иногда красят кончиками пальцев.
Праздничная роспись
Основные элементы петриковки
Сказочная гжель и городецкая роспись
Гжель запоминается с первого взгляда изделиями, созданными в этой технике. В такой художественной росписи основные цвета — белый и синий. Синие мотивы и узоры деликатно выделены белым фоном.
Текстуры сложные, но скетч для них не используется
интересно, что изначально детские игрушки и сосуды для фармацевтических нужд расписывались гжелью. Но в 19 веке производство фарфора дало руководству новую жизнь, но мастера до сих пор используют гжель для росписи деревянных изделий.
У Гжели есть свои особенности. Эта картина редко обходится без орлиных роз, пейзажей с зимой, сказок. Фарфоровый узор всегда нужно глазировать и запекать.
Нежная гжель
Технику можно описать в несколько этапов:
- сначала применяется основной белый фон;
- прорисовываются крупные элементы;
- белые тона наносят дополнительные штрихи, что подчеркнет контраст.
А теперь поговорим о прекрасной картине Городца. Его главный нюанс — способность белого штриха придавать текстуре анимацию. Черные кони на изящных стройных ногах, гордо шагающие петухи с восхитительными хвостами, а также живописные сцены из купеческой жизни словно оживали на деревянных изделиях.
Городецкие мотивы украшены растительными мотивами
Городец оставался популярным как декоративно-прикладное искусство по изготовлению шкатулок, хлебников, ложек, шкатулок, детских игрушек, жалюзи, мебели и предметов домашнего обихода.
Красота городецкой росписи
Весёлая хохлома и жостовская роспись
Хохлома сразу узнается по характерным цветам: черный, желтый, красный, золотой.
Фон окрашен в черный или желтый цвет, а на нем уже изображены растительные орнаменты
Узор позолочен, но не золото, а старинная иконографическая техника с нанесением серебра на масло и приводящим к результату при высокой температуре. Тогда олифа со временем придаст желаемый золотистый оттенок.
Иногда в Хохломе используют зеленую краску
Рисунок нанесен без эскизов, включая в текстуру рябину, клубнику, ветки, цветы, иногда можно увидеть животных.
Роспись Жостово украшала металлические подносы, но постепенно ее оценили мастера по дереву. Основным сюжетом считаются цветочные композиции, изображенные на черном фоне.
В центре нарисованы самые крупные цветы, а по краям уже самые маленькие
Тени играют важную роль, создавая визуальный объем. В краситель добавлено сусальное золото, металлическая пудра и перламутр, благодаря чему образы Жостово сияют особым светом.
Волшебные мотивы оживают под кистью мастеров
Прочие разновидности
Многих интересуют другие виды декоративно-прикладной росписи: палехская, федоскинская роспись, Северная Двина, Прикамье.
Для Палеха характерен сюжет русских народных сказок, всегда изображенный на черном фоне
В картине Федоскино также использован черный фон, но главный герой — портрет мужчины
В картине «Северная Двина» используются красные или оранжевые тона, а базовый фон — бело-желтый
Советы по домашнему творчеству: как подготовить деревянную заготовку для росписи
Без предварительной подготовки основания ничего хорошего из этого не выйдет, поэтому к этому этапу работ относятся с должным вниманием.
Сначала выбирается пустое место, конечно, без сучков — они легко отваливаются, когда дерево полностью высохнет. Отверстия после них зашпаклевывают и после высыхания покрытия затирают наждачной бумагой.
Важно! Никаких экспериментов не нужно, есть специальная шпатлевка для дерева, которой нужно заделывать дефекты и дыры.
Дерево сохнет естественным путем, а не возле отопительных приборов, потому что это приводит к деформации изделия
После высыхания их обрабатывают наждачной бумагой средней зернистости, а затем мелкой наждачной бумагой. Древесная пыль собирается и помещается в небольшой контейнер. Может использоваться вместе с клеем ПВА как шпаклевочная смесь.
Теперь изделие грунтуют клеем ПВА, смешанным в пропорции 1: 1 с водой, и оставляют сохнуть. После этого поверхность снова шлифуется мелкой наждачной бумагой.
Секреты мастерства
Наблюдая за этим долгим и скрупулезным процессом, можно увидеть, как мастера до сих пор соблюдают древнюю технику исполнения.
- Замалевок. Основа будущей модели. Эскизы будущего рисунка делаются на подготовленной плоскости разбавленной краской.
- Танежка. Цветные тени наносятся полупрозрачными красками. Создается видимый объем цветов и появляются затемненные участки растений.
- Цветная печать. Это самый ответственный этап в Жостовской послойной росписи. Сформирован внешний вид букета, осветляется или затемняется вся композиция, определяются мелкие важные детали.
- Светиться. Благодаря такому действию появляется объем и свет, хорошо передается сочетание характеристик и настроения.
- Рисунок. Заключительная часть работы над изображением. Мелкие, но значимые детали художник наносит вручную.
- Связь. Букет словно растекается под фоном изделия. Тонкие стебли и усики волшебным образом появляются как одно целое и сливаются с фоном.
- Очистка краев лотка. Сторона подноса украшена всевозможными мотивами. Без этого работа будет выглядеть незаконченной.
- Зеркальный блеск. Используя меловую пудру, протрите поддон ладонями до блеска, затем протрите его парафином, от которого изделие будет сиять еще больше.
Жостовские лотки существуют уже много лет, но среди них нет ни одного похожего на другой.
Палех
Как перенести рисунок на заготовку
Профессиональные мастера сразу красят в белый цвет, а вот начинающим мастерам необходим предварительный перенос изображения на поверхность. Есть несколько способов сделать это. Вы можете попробовать разные варианты перевода и найти более удобный.
Трафаретная методика
перенести дизайн на изделие можно с помощью трафарета. Для этого выберите в Интернете рисунок и вырежьте его канцелярским ножом. Этот метод позволяет передавать только простые изображения, так как для декорирования мотивов потребуется время, ловкость рук и точность.
Лучше использовать кальку. Для этого перенесите рисунок простым карандашом на шероховатую сторону, затем нанесите на деревянную поверхность, закрепите малярным скотчем и обведите с обратной стороны. Модель можно переносить до четырех раз. Специалисты рекомендуют использовать жесткий валик. Его следует свернуть несколько раз по закрепленному эскизу.
Важно! Следует помнить, что рисунок переводится в зеркальное отображение с помощью кальки.
Перенос дизайна с помощью кальки
Многие выбрали для себя теплопередачу модели с помощью утюга. Для этого подойдет плотная бумага и глянцевые журнальные страницы. Вы должны распечатать выкройку на лазерном принтере, затем прикрепить сторону с выкройкой к изделию и прогладить ее. Из-за неровной структуры дерева не весь рисунок будет хорошо транслироваться, кроме того, здесь важно выбрать оптимальную температуру утюга, чтобы на изделии не передавались даже изображения глянца.
Тепловой способ перевода модели
Точечная методика
Техника стежка — отличный вариант для тех, кто вообще не умеет рисовать. Техника заключается в нанесении на основу множества точек, которые впоследствии соединяются сплошной линией. Чем больше их будет нанесено на эскиз, тем точнее будет узор. Он также используется для соединения мелких элементов, например, травинок, стеблей, промежутков между мотивами.
Существует техника точечной росписи по дереву, при которой рисунок переносится на заготовку тремя способами.
- На детали делаются отметки, основные точки отмечаются и перемещаются к ним с помощью точек.
- Каждый цвет последовательно обрабатывается на деревянной поверхности.
- Последовательная работа с каждым участком рисунка, этот вариант наиболее эффективен, так как изображение проступает сразу.
Рисунок по эскизам
Другой вариант передачи изображения — это копия под копирку, поэтому рекомендуется выбирать его в зависимости от цвета изображения, поскольку могут остаться пятна. Работать нужно следующим образом.
- Распечатайте рисунок.
- Положите его на копировальную бумагу так, чтобы красящая сторона была обращена к изделию.
- Закрепите дизайн малярным скотчем и обведите его по контуру.
Скопируйте эскиз
Опытные художники самостоятельно рисуют на бумаге эскиз, это может быть целая картина или ее часть. Затем рисунок переносится на поверхность и раскрашивается.
Процесс перенесения рисунка на деревянную основу
Если у вас есть талант к росписи, вы можете сразу нанести на основу задуманную фактуру по выбранному направлению. Но если есть сомнения в успешности задуманного, лучше передать готовый рисунок.
Работаем по трафарету
Подобрать в Интернете подходящий дизайн несложно. Вы можете распечатать его на принтере и вырезать линии канцелярским или универсальным ножом. Осталось перевести линии простым карандашом.
Этот метод подходит только для очень простых графиков
Старая добрая калька позволяет нанести на деревянную поверхность фактуру любой сложности. Для удобства кальку следует закрепить скотчем.
Совет! Обратите внимание, калька работает в зеркальном отображении, т.е дизайн будет отображаться на другой стороне.
Третий способ нанесения рисунка — использовать утюг и плотную бумагу. Текстура напечатана на лазерном принтере и приклеена печатью на дерево.
Осталось прогладить лист горячим утюгом, который перенесет краску на поверхность изделия
Точечная методика переноса
Это подходящий вариант для тех людей, которые перехватывают «ты». На основу нанесено множество точек и их уже нужно будет соединить сплошной линией. Эта техника также полезна для рисования мелких элементов текстуры.
Рисование по эскизам
Копия используется для эскизов. Его красящая сторона должна быть прикреплена к детали, а выбранная текстура должна быть помещена сверху и нарисована по контуру.
Роспись Северной Двины
Особенности подготовки деревянной заготовки для росписи
Чтобы научиться правильно красить кусок грубого дерева, необходимо сначала его подготовить. Весь процесс состоит из нескольких этапов:
- Прежде всего, выберите правильный кусок. На нем не должно быть узлов, которые после высыхания могут просто отвалиться от поделки.
- Если сучки остались, их следует удалить, а отверстия заполнить. Можно использовать только шпатлевку для дерева.
- Несколько дней кусок должен просто полежать в комнате и просохнуть. Необязательно размещать его для сушки рядом с нагревательными приборами, он может деформироваться из-за высоких температур.
- Отшлифуйте поверхность сначала наждачной бумагой средней зернистости, затем мелкой.
- Загрунтуйте заготовку, разбавив клей ПВА водой в равных пропорциях и покрыв поверхность широкой кистью. Важно избегать прыщей и шероховатостей.
- Просушите кусок несколько часов.
- Отполировать мелкой наждачной бумагой. При необходимости прогрунтуйте и отшлифуйте еще раз.
Совет! Можно собрать шпателем пыль, оставшуюся после шлифовки, добавить ее в ПВА и вязкой смесью заделать небольшие дефекты древесины. После полного высыхания отполировать мелкой наждачной бумагой.
Инструменты и материалы для подготовки заготовок к покраске
Состав ПВА с порошком после измельчения должен иметь вязкую консистенцию
Обработанная область будет отображаться через прозрачный фон. Лучше сделать цветную основу
Городецкая
Этот промысел зародился на волжской земле. Жители некоторых сел Поволжья украсили прялки резьбой, а затем слегка раскрасили резной орнамент. На Нижегородской ярмарке такая продукция пользовалась большим спросом. А потом картину полностью заменила резная мебель (подробнее о Городецкой росписи).
5 основных тезисов — Городецкая живопись:
- Термин появился в 30-х годах прошлого века благодаря исследованиям В. Василенко. Городец был центром продажи расписных инструментов. Одним из отцов-основателей ремесла был иконописец Огуречников, который обучал местных мастеров новым приемам.
- Изначально мастера работали на грунтованной поверхности, после Второй мировой войны стали использовать необработанную древесину. Благодаря этому рисунки стали светлее и прозрачнее.
- Основа росписи — наложение, растушевка, прореживание. Эти этапы — основной алгоритм работы художника. По композициям принято делить 3 типа: чисто растительная живопись, картина с мотивом «Лошадь» и картина со сложной фактурой.
- Узнаваемые детали орнамента: букет, ромб, гирлянда, гирлянда, цветная полоска. Излюбленной темой рисунков были экстерьеры домов с резными ставнями, каминами и цветными досками.
- Новичок может начать с росписи простых деревянных тарелок — ложек, лопаток. Акрил и гуашь отлично подходят для этого творческого процесса.
Какие краски подходят для художественной росписи по дереву
К выбору краски следует подходить внимательно, так как от нее зависит конечный результат работы. Начинающим мастерам приходится работать с традиционными материалами, дорабатывать базовые элементы, а уж потом переходить к дорогостоящим.
Гуашь
В советское время гуашь использовалась для создания плакатов, многие из которых называли их — плакатами. Работать с ними достаточно просто, однако сделать более сложные орнаменты не получится. Гуашь должна соответствовать следующим требованиям:
- быть легким в применении;
- после высыхания узор не должен трескаться и пачкаться.
После полного высыхания гуаши поверхность покрывается несколькими слоями лака.
Гуашь можно использовать для рисования Петриковской по дереву
Акварель
Многие профессиональные мастера считают, что акварель совершенно не подходит для росписи дерева, так как обилие воды приводит к вздутию поверхности. Но если все сделать правильно, влага не повредит основание.
Порядок работы следующий:
- Перенести дизайн на изделие.
- Влажной кистью нанесите один раз на окрашиваемый участок. Это нужно для лучшего сцепления краски с основанием.
- Раскрасьте большие площади, затем переходите к деталям рисунка.
Использование акварели для росписи по дереву имеет несколько особенностей:
- черты легкие и воздушные;
- можно создавать плавные переходы и тени, но тисненый узор не получится.
Готовую работу рекомендуется покрыть лаком.
Картина матрешки акварелью
Акриловые краски
Акрил — один из самых подходящих вариантов для новичков. Эти краски легко наносятся на поверхность. Их структура достаточно плотная, они не растекаются. Также для получения желаемого оттенка можно смешивать палитру между собой.
Совет! Готовую картину красить не нужно. Краска используется только в том случае, если поделку будут активно использовать в быту. Если он выполняет только декоративную функцию, то достаточно, чтобы акрил создал на поверхности защитную пленку.
Покрасьте поднос акрилом
Масляные краски
Использование масляных красок рекомендуется тем, кто уже имел навыки росписи по дереву. Их предварительно нужно развести до определенной консистенции льняным маслом или льняным маслом. После этого можно приступать к работе.
Отметим некоторые особенности работы с масляными красками:
- можно получить только яркую гамму оттенков, они отлично подойдут для хохломы или золотого орнамента на черном фоне;
- сохнут медленно, особенно те, что разбавлены маслом;
- после высыхания состав удалить практически невозможно.
Специальные масляные краски для росписи по дереву можно приобрести в мастерских художников
Анилиновые краски
Анилиновые краски для дерева признаны одним из экономичных вариантов. Им украшают шкатулки, браслеты, кухонную утварь и сувениры, которые затем продают туристам.
Среди основных преимуществ выделим следующие:
- яркая палитра оттенков;
- работа с ними не вызовет затруднений;
- их легко смешать вместе.
Единственное, что нужно помнить, это перегорает анилин. Поэтому поделку следует защищать от попадания прямых солнечных лучей, используя для этого стойкий к УФ-излучению лак. Кроме того, для основания требуется двойная предварительная грунтовка, чтобы краска не растеклась.
Техника росписи имеет свои особенности:
- нельзя наносить краску дважды на одно и то же место, нужно научиться делать правильные мазки с первого раза;
- получить чистый тон удастся только при нанесении на тщательно подготовленную основу;
- при совмещении двух наложенных друг на друга тонов получается третий тон.
Темперные краски
Роспись по дереву темперными красками относится к категории «люкс» и считается настоящим искусством. Его используют для украшения предметов, которые впоследствии будут переданы по наследству, а также для подарков к особо памятным датам. Их делают на желтке или клеевом растворе. Основные требования для закалки:
- он должен легко разбавляться водой, но после высыхания узор смывать им нельзя;
- модель не должна сломаться.
Темпра содержит всего 2 компонента: эмульсию и красящий пигмент. Они соединяются друг с другом на поверхности из натурального камня, а затем шлифуются до однородного состояния с помощью музыкальной шкатулки.
Курант для составного состава
Набор для закалки
Северодвинская
Северодвинскую живопись часто называют просто северной. Это вообще одно из крупнейших рыболовных угодий. Архаичный крестьянин и язычник гармонично сосуществуют. Были и североевропейские мотивы, тонко переплетенные с русским стилем. Картина графическая, нежная, светлая.
Борецкая роспись
Что нужно знать об этом направлении:
- сама картина ассоциируется с северным летом: коротким, жарким, явно долгожданным;
- в основном его использовали для украшения прялок;
- вдохновителями ремесла были книжники, старообрядцы;
- северодвинскую живопись принято делить на 3 большие группы: Борецкая, Пермогорская, Ракульская.
Почему в северном персике нет такой сдержанности, холодности, скромности в выборе цветов? Принцип компенсации сработал: людям хотелось тепла и ярких цветов, напоминающих живительный солнечный свет. Для освоения этой росписи по дереву подойдут уроки гуаши или акриловых красок. Работам на бумаге, рисованию основных картинок, можно научиться с помощью хорошей акварели. Ну тогда можно заняться, например, деревянными яйцами.
Владимирская
Владимирские узоры — фабрика, основанная в 1971 году. Это интереснейшая с точки зрения живописи, которая полвека назад стала отдельным направлением. Это бренд сувенирной продукции из Владимирской области. Здесь много работ на светлом неокрашенном фоне, который прекрасно передает естественную красоту деревянной конструкции. А в современном интерьере такие работы «уживаются» легче.
Владимирская живопись
Владимирское мастерство отличается уникальной техникой шпатлевки, которая позволяет создать объем на существующем рисунке, передать весь цвет и глубину используемых красок. Первых мастеров вдохновили блестящие вышивки Мстеры. Любимые цвета — бежевый, зеленый, черный, красный. Ягодный орнамент богат владимирскими поделками: рябина, малина, барбарис, крыжовник.
Расписываем деревянную заготовку своими руками разными красками и учимся закреплять результат
Тем, кто не знаком с различными типами красок, будет интересно узнать больше о том, как их использовать при работе с деревом и каков будет результат.
Совет! Если вы начинающий мастер, то брать краски проще и, отточив свое мастерство, уже переходите к дорогостоящим профессиональным вариантам.
Гуашь
Гуашь — это картина для удовольствия. Он как будто рожден для работы с простыми предметами, легко наносится, не трескается и не пачкается.
На основу наносится гуашь, затем красится, давая каждому слою высохнуть
Акварель
Акварель — не лучший выбор для окрашивания деревянных поверхностей. Однако многие мастера успешно применяют его, избегая обещанного разбухания дерева от излишней влажности.
Элемент текстуры прокрашивается мокрой кистью без краски, затем наносится цвет. В первую очередь окрашиваются большие площади и элементы, затем расписываются мелкие детали и выполняется детальный рисунок.
Картина приобретает некоторую легкость и воздушность с плавными переходами от света к тени, но рельеф будет отсутствовать
По окончании окрашивания и высыхания красочного слоя краска обязательна.
Акварель
Акриловые краски
Акрил любят использовать как новички, так и опытные мастера. Краска очень легко прилипает к дереву, не растекается и очень яркая.
Плюс в том, что красить поделку не нужно, если она чисто декоративная
Масляные краски
Новички редко работают с маслом. Им нужно уметь разбавлять олифой или льняным маслом и только потом приступать к творчеству.
Масляные краски дают очень стойкую и яркую палитру. Они подходят для любого вида росписи. Изделие будет долго сохнуть, особенно если краска была разбавлена льняным маслом. Это самый прочный вариант окраски.
Картины маслом
Анилиновые краски
Будет использовать анилиновые краски с ограниченным бюджетом. Их можно использовать для росписи различных деревянных предметов, особенно часто их берут для росписи сувениров.
Рисунки получаются сочными, яркими, трудностей работа не обещает. Перед их нанесением необходимо дважды прогрунтовать основу
К сожалению, со временем анилин может поблекнуть, поэтому изделия нельзя ставить под прямые солнечные лучи и не красить с функцией защиты от ультрафиолета.
Важно! Не наносите один и тот же мазок дважды анилиновыми красками!
Анилиновые краски
Темперные краски
Темпера — это роскошный лак, позволяющий создать настоящий шедевр. Его используют для раскрашивания предметов, которые тоже можно унаследовать, чтобы сделать особенный подарок любимому человеку.
Темпера изготавливается на основе яичного желтка или клеевого раствора
После высыхания краска больше не смывается и не трескается. Краска состоит из эмульсии и красящего пигмента.
Палехская роспись на шкатулках
Палехская школа появилась в одноименном селе Ивановской области. Еще до революции это место было настолько знаменито своими иконописцами, что их приглашали работать художниками в Новодевичий монастырь, Троице-Сергиеву Лавру. С приходом Советской власти религия и иконопись были запрещены, поэтому ремесла стали блекнуть.
В начале 19 века в России появилась мода на изделия из папье-маше. Мастера Палеха основали артель ручной работы, которая занималась изготовлением лаковых картин на формочках из папье-маше. Традиционными мотивами стали узнаваемые фактуры из народных сказок, произведений А.С. Пушкина, прекрасные пейзажи, цветочные мотивы. Это отличает Палехскую школу от остальных.
Изготовленные таким образом броши, серьги, шкатулки, шкатулки, портсигары и другие кулоны были популярны тогда, но именно палехская шкатулка стала чуть ли не синонимом этого вида росписи. Изделие сначала покрывается фоном — красной или черной краской.
Кстати, а вы знали, что по этой детали можно отличить оригинальный товар от подделки? В настоящих коробках такой тонкий слой краски, что его практически не видно. |
Благодаря особой манере письма создается эффект объемного изображения. Основными чертами палехской росписи являются тщательно прорисованные образы, богатство и богатство, заканчивающиеся сусальным золотом.
Идеи для росписи по дереву с фотопримерами
Восхищаться галереей идей для росписи по дереву просто приятно для души.
Хотите создать такую красоту дома, отдавая дань истории народного творчества?
Появление жостовских железных подносов
Осип, сын Филиппа Вишнякова, решил больше не производить папье-маше, а начал производство железных подносов. Спрос на подносы рос. Их использовали как для внутренней отделки, так и по прямому назначению. Жостовские подносы видели в питейных заведениях, известных московских чайных, трактирах, гостиницах и купеческих домах. В коллекциях испанских и британских королей есть жостовские подносы.
Спрос рождает предложение, и в 1960 году был основан Жостовский лакокрасочный завод.
Способ выполнения
Техника художественной росписи отличается тем, что выполняется прямо на деревянной основе. База загрунтована в разные цвета: ярко-синий, сочно-зеленый, темно-красный.
Предмет нарисован кистью без предварительного эскиза. Художник меняет нажим кисти: то широким мазком, то кончиком, извлекая очередной шедевр.
Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись
Городецкая роспись известна со второй половины 19 века. В 1870 году иконописец Николай Огуречников приехал в Поволжье, в село Курцево Городецкой волости. Он учил местных мастеров рисовать красками и оживлять рисунок мазками белого цвета. Сначала художники рисовали низы — плоские доски, на которых сидели хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Дно, украшенное красочной резьбой и мотивами, также служило украшением интерьера.
Живопись Городца отличалась контрастностью ярких красок. Художники изображали черных коней с длинными шеями и стройными ногами, петухов с гордо поднятой головой и пушистым хвостом, рисовали сцены из купеческой жизни: семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательным элементом расписного городецкого изделия являются объемные букеты и гирлянды из роз, ромашек, купавок.
Ложки и шкатулки, сундуки и корзины, мебель и ставни были украшены красочным орнаментом. Кроме того, мастера изготавливали из щепы и расписывали детские игрушки: кукол, лошадок-качалок и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяек: прялки, веретена, утюги. Особой популярностью пользовалась катание на инвалидных колясках. Деревянные лошади прикрепляли к расписным нартам, кучеры садились на повозку. Мастера не использовали в своей работе клей и гвозди: они корректировали детали, которые иногда превышали тридцать, с максимальной точностью. «Чтобы сделать носилки, нужно знать демонов», — сказали Городцу.
«Здесь живут подносами». Жостовская роспись
Роспись по металлу зародилась в подмосковном селе Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лаковую мастерскую». Внутри были изготовлены и расписаны табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил дело отца, но заменил папье-маше изделиями из металла. В 1830-х годах в селе были построены новые фабрики декоративной росписи, где художники украшали подносы букетами цветов. Модные вещи быстро завоевали популярность.
Основным мотивом жостовской росписи был букет цветов на черном фоне. Традиционно мастера делали четыре вида дизайнов: «Букет в сборе», «Букет в рулоне», «Гирлянда» и «Ветка из угла». В центре изделия художники обычно помещали крупные яркие растения. Тень и мелкие цветы по краям изображения создавали иллюзию объема. Чтобы дизайн сиял изнутри, мастера добавляли в краски металлическую пудру, сусальное золото или перламутровые вставки.
«Они живут здесь с подносами, думают о них и говорят только о них», — говорили они о Жостово. В селе все напоминает народные промыслы — даже вместо адресных бирок используют расписные подносы с номерами домов. Мастера также указали направление для села.
Гжель
Гжель относится к изделиям из керамики. Керамика и фарфор производятся в одноименном городе с 17 века. Этот город также считался центром жизни старообрядцев, но расцвет Гжели, как одного из самых известных народных промыслов в России, пришелся на существование «Товарищества по производству изделий из фарфора и майолики» М.С. Кузнецова. «в конце 19 — начале 20 века. Основными цветами Гжели были белый и синий, но частные мастера позволили себе некоторые вольности. Например, они могли добавить золото. Классиками гжельской живописи стали известные художники:
- Азаров,
- Денисов,
- Неплюева,
- Федоровская,
- Олейников,
- Царегородцев,
- Подгорная,
- Гаранин,
- Симонов.
Их работы известны во всем мире.
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
История лаковой миниатюры Федоскино восходит к 18 веку. В 1795 году купец Петр Коробов основал фабрику в подмосковном селе Данилково (близ села Федоскино). Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, фабрика начала производить табакерки и коробочки.
Вскоре ассортимент расширился: появились ящики для мусора, булавки и чайные коробочки. Сначала их украшали печатными рисунками, гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. В процессе работы художники добавляли в краски металлическую пудру, чтобы цвета стали «яркими». Традиционные мотивы федоскинских миниатюр — русская тройка, пейзажи, сказки и сцены народной жизни: вечеринки, танцы, чаепитие.
На изысканные миниатюрные изделия давалась гарантия 100 лет: после высыхания папье-маше становилось тверже дерева, а яркие цвета не тускнели годами. Секрет был в том, что миниатюрная краска хранилась на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.
Хохлома
Гжельская майолика
Во времена Петра Великого в России появились первые попытки организовать централизованное производство художественной керамики. Ввести его в эксплуатацию удалось только в середине 18 века.
Впервые в России в 1747 году в производстве тонкой майолики доминировал московский купец Афанасий Гребенщиков. Славу этой посуде принесли изделия из майолики голубоватой поверхности с традиционной синей краской. Форма тарелок напоминала аналогичные столовые приборы в стиле барокко. Гжельская майолика — один из ярчайших образцов русской художественной керамики.
Жостовская роспись на подносах
Живопись Жостово берет свое начало в подмосковном селе Жостово Троицкой губернии, где в начале 19 века братья Вишняковы начали расписывать металлические подносы, поддоны, сахарницы, коробки, портсигары, лакированные альбомы. Цветочные композиции из крупных и мелких элементов были изображены на черном фоне, выполненными крупными мазками с использованием ярких, насыщенных цветов.
Читайте также: Гончарное дело для начинающих: как делают посуду