Пижемская роспись по дереву: описание, фото

Роспись

История появления и развития пижемской росписи

Это древнее направление искусства известно с 17 века. Северная река Печора и ее притоки Цильма и Пижма (отсюда и название этого промысла) стали центром графической живописи. Старые воины, пришедшие в эти земли, были переписчиками книг, как светских, так и религиозных. Эти книги были украшены красивыми заголовками, рисунками и надписями.пижемская-роспис

А потом некоторые мастера стали расписывать деревянные ложки и другую домашнюю утварь (за исключением прялок — их вотчиной была Мезень). Именно рукописная традиция старообрядцев повлияла на то, какими получились фрески в Пижеме. Культурологи могут привести множество примеров параллелей между культовыми узорами Пижмы и заголовками древних книг.

Печоры — хорошо известный исследователям исторический оплот старообрядческой традиции. Здесь жила династия писцов, имена которых были известны всей округе. Их заслугой является создание фресок в Пижме. И сегодня этот путь продолжают художники — как профессионалы, так и любители. И сегодня между ними возникают новые творческие споры. До сих пор ведутся споры об уместности росписи по дереву с Пижмой — об авторских элементах.

Особая техника изготовления перьев и знакомство мастеров с архаическими и христианскими сюжетами создали чрезвычайно интересное ремесло.

Картины Пижема выразительны, информативны и познавательны. Ольга Шелепеева, народный мастер России, много лет изучала северную живопись своей родины. Ее книга о пижемской традиции стала уникальным научным и культурным путеводителем. Ольга Николаева говорит, что и особая техника пера, и знание мастерами архаических и христианских сюжетов создали чрезвычайно интересное ремесло. По словам исследователя, пижские фрески обладают особой аурой. И нужно уметь читать его, расшифровывать его послания, чтобы затронуть не только глаз, но и сердце.

В этом видеоролике вы можете увидеть старинные и современные сосуды, украшенные пижемской росписью.

Впечатления

В Усть-Цилемском историко-мемориальном музее А.В. Журавского, можно не только увидеть старинные образцы пижемской росписи, но и приобрести изделия современных мастеров.

Экспонаты пижемской живописи выставляются на выставках и фестивалях. Одной из крупнейших выставок в регионе является Республиканская выставка декоративно-прикладного искусства и народных промыслов «Мастер года», которая традиционно проводится в Сыктывкаре с февраля по апрель. Выставка организована Центром народного искусства и ремесел. Здесь же можно получить информацию о предстоящих мастер-классах по живописи в Пижме.

Состояние

Традиция росписи Пижмы сохранилась и по сей день. В деревнях Усть-Тильменского района Республики Коми, где зародился этот промысел, предметы с пижемской росписью можно встретить в повседневной жизни. Многие местные жители бережно хранят антиквариат, семейные реликвии, а некоторые активно используют их в повседневной жизни. В школах Устькайского района на уроках технологии дети знакомятся с традицией резьбы деревянных ложек и их росписи в пижемской традиции.

Пижемская роспись привлекает внимание исследователей: Б.А. Рыбаков, В.П. Даркевич и другие исследовали его символику. Учебники написаны И.В. Земцова, народный мастер России, и О.Н. Шелепеева написали книгу «Маски-образы: азбука».

Читайте также: Техника батик — пошаговая инструкция и основные правила выполнения

Что украшали росписью

Украшение шкатулок было распространено в Печоре. Это были простые, но привлекательные декоративные планки. Действительно, многие расписные ящики были привезены сюда по зимней дороге из Палощелья. Типичные продукты месен также имели местных конкурентов. Роспись шкатулок и даже сундуков в пижемской традиции не менее интересна, чем ложки. Что касается орнамента: он действительно оригинален, и спутать его с любым другим русским орнаментом очень сложно.

пижемская-роспис

Даже с ближайшим местным ремеслом мускусный орнамент не похож. А роспись ложек, похоже, не имеет прямого отношения к этим замечательным узорам. Кажется, что они рисуют пучки травы, завязанные в узлы на ящиках и коробках. Обтекаемый, пружинистый и плотно упорядоченный орнамент этих узоров очень своеобразен. И он действительно органичен для места, в котором используется — географический контекст Печорского края определяет эту художественную строгость.

пижемская-роспис

Стволы орудий — еще одна интересная область применения пижемской росписи. Когда на рынках покупали ружейные стволы, внимание привлекали красиво расписанные фляги. Эта красота была создана местными мастерами. И это тоже очень необычное применение мастерства, которое отличает его от многих других областей. Это был самый дорогой расписной товар на ярмарке — винтовки с цветными колбами.

Пижемская ложка

Существует мнение, что народные традиции не дают мастеру «выхода», что он должен следовать канону. Но об этом можно говорить только в контексте народного творчества.пижемская-роспис

Если посмотреть, например, на две ложки из Пижа (одна сделана сыном, другая — отцом), то видно, что мастерам удалось сохранить индивидуальное письмо. И в то же время они не нарушили традицию. Тем и интересна эта уникальная тенденция: в художественных деталях можно найти чью-то историю, личные взгляды и способы самовыражения.

Пижемские ложки изготавливались вручную, с помощью топора и разделочного ножа. По форме, размеру и назначению ложки были двух типов. Те, что предназначались для еды, назывались «черпаками». Они были очень аккуратными по пропорциям и форме. В качестве половников использовались «заслонки», или черпаки.

Особенности ложек:

  • верхняя часть предмета обычно делалась в форме вытянутого овала, не самого глубокого набора;
  • верхняя часть ложки также могла иметь каплевидную форму, которая органично сливалась с плоским резцом;
  • был горбовидный переход от черенка к лезвию ложки;
  • Ложки для лапши выполняли иную функцию, чем для лепешек, поэтому они были больше по размеру и имели более глубокий верх;
  • Рукоятка «клина» была слегка изогнутой, круглой, заканчивалась крючком для подвешивания мишени.

Оба типа пижемских ложек не претерпели значительных изменений на протяжении веков. Современные мастера по-прежнему изготавливают эти предметы тем же дедовским способом. Хотя, как и в прошлом, каждый художник имел свои, пусть и тонкие, особенности живописи, современные мастера стараются сочетать традиции и индивидуальность.

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector