Пермогорская роспись – история возникновения
Русское мастерство, благодаря которому и регион, и русское декоративно-прикладное искусство прославились за пределами России, восходит к XIII веку. Пермогоры — это название пристани, расположенной на самом высоком берегу Северной Двины. Родиной промысла стала группа сел в Красноборском районе, объединенных общим названием Мокрая Едома. Деревни Помазкино, Черепаново, Большой Березник и Грудинская относятся к Мокрому Едому. Именно в этих деревнях зародилось искусство живописи, которое известно как пермогорское.
Считается, что основой для возникновения промысла послужила Великоустюжская роспись. А великоустюжские мастера вдохновлялись (или просто заимствовали) свои художественные мотивы из орнаментов восточного текстиля. Поэтому и для Пермогорска, и для связанной с ним борецкой росписи характерны так называемые ковровые композиции. Ранние образцы северодвинских работ напоминают арабески.
Однако создателей древнерусской техники не стоит обвинять в плагиате: смешение культур, наслоение национальных слоев, мотивов и техник, мультикультурный синтез существовали столько, сколько существует искусство в мире.
Научный подход к изучению фресок Северного Девона начался только в 1959 году, когда музею-заповеднику Замосць удалось организовать экспедицию в центры художественного производства. Таким образом, только в середине 20-го века были созданы три самодостаточных вида — пермогорский, ракульский и северодвинский (последний позже разделился на подвиды).
Краткая история пермогорской росписи
Из художников, работавших во второй половине 19 века, люди помнят самых искусных мастеров — Якова Ивановича Ярыгина, его брата Максима Ивановича и Андрея Игнатьевича Хрипунова. К сожалению, нет информации о художниках старшего поколения.
В последние два десятилетия 19 века пермогорская живопись начала приходить в упадок. Немногие работы сохранили свой былой артистизм, виртуозность первого рисунка и живую импровизацию, красоту и сочность цвета. Только редкие мастера с большим природным талантом создавали в этот период вещи, которые можно было сравнить с теми, что создавались в предыдущие десятилетия.
Экспедиции Загорского музея удалось установить имена всех мастеров последнего поколения. Это были потомственные семьи художников, чьи фрески различались по творческому почерку, хотя все они работали в одной традиции.
Абашевская игрушка
Абашевские игрушки — это свистульки в форме животных с необычными сказочными образами. Это ремесло зародилось в северных регионах России. Главное отличие — необычная форма и удивительная роспись.
Например, ноги животных не соразмерно малы, или на них есть только намек в виде небольших бугорков, а шея вытянута. Очень часто между разными видами животных нет разницы в форме. Также характерной особенностью абашевской игрушки можно назвать накладки. У животных, например, есть пуговицы на груди, у дам — украшения.
К наиболее традиционным относятся:
- всадник на лошади;
- молодая женщина;
- животные.
При изготовлении абашевской игрушки предпочтение отдается пластике деталей изделия и второстепенное место — росписи. Абашевская игрушка расписана яркими красками. Здесь нет особых комбинаций и традиционных нюансов. Все на усмотрение автора.
Мастера северной территории всегда отличались необыкновенным мастерством и удивительной техникой. Пермогорская и ракульская роспись, елитковские кружева, козули, абашевские игрушки, золотые вышивки — вот лишь некоторые из богатств российской глубинки.
Предметы
Спектр расписных предметов в Пермогорье широк — деревянная и берестяная посуда, расписные люльки, прялки, хлебные корзины, посуда, ванны, плиты, чашки, солонки, ведра, набирухи, сундуки, ящики, подголовники и даже сани, телеги, прялки и ткацкие станки. Самыми расписными из всех были крутящиеся колеса.
Козули
Помимо других видов искусства, на Севере родился один удивительный вид выпечки — «Козули». Они были изготовлены как методом формовки, так и силуэтным методом. Они были известны с незапамятных времен и считались церемониальными. Их пекли только раз в год на Рождество.
Силуэтный пряник.
Чаще всего они были выполнены в форме животных. Для северян это основной вид ремесла. Тесто было раскатано и разрезано на формы. Считалось, что выпечка такого пряника принесет удачу в дом. Готовые изделия были окрашены глазурью. Традиционно использовались только два цвета — белый и розовый. Они символизировали снег и северное сияние. Наиболее распространенными фигурками серны сегодня являются олень и птица.
Есть также несколько традиционных нюансов:
- Фигуры животных должны быть обращены влево;
- Образы людей создаются только спереди;
- животные создаются только в профиль;
- У основания должна быть полоса (символ земли).
Они также пришли к нам с крайнего севера. Такие козули считались амулетами и приносили удачу, богатство, урожай и т.д. У каждого предмета было свое предназначение.
Как приготовить имбирные пряники
Из ржаной муки, воды и соли замешивается густое тесто. Затем приступайте к изготовлению. Для этого сначала скатайте шарик, а затем толстую колбаску, которая по форме должна напоминать грушу. Затем делаем живот и мелкие детали: рожки, ножки, хвост. После этого поместите сырые детали в холодное место на 24 часа. Затем выпекайте их до золотистого цвета. Готовые пряники несколько раз окуните в кипящую воду. Они становятся легкими, гладкими и упругими.
Ракульская роспись
Это искусство родилось недалеко от пермогорской живописи. Поэтому мотивы картин имеют определенное сходство.
Окрашенные изделия, дошедшие до наших дней, имеют следующие основные конструкции
- верхняя часть — ветка с листьями;
- средняя часть — птица;
- Нижняя часть также представляет собой веточку.
Основными цветами в живописи ракула являются:
- желтый;
- золото;
- красный;
- коричневый;
- белый;
- зеленый;
- черный.
Ракульская роспись отличается от пермогорской прежде всего крупными орнаментами.
Ракульский цыпленок.
Самый известный фрагмент этой картины. Эта картина классифицируется как традиционная северная живопись. Его особенностью является яркий цвет и плавные изгибы элементов.
Как нарисована птица
Изначально клюв и голова рисуются на одной линии, которая плавно переходит в тело. Особенностью этого рисунка является то, что голова изображена чрезвычайно маленькой по отношению к телу. Затем делается контур крыла, рисуются лапы, хвост и хохолок.
Читайте также: Петриковская роспись: мастер-класс для начинающих, роспись основных элементов пошагово
Образ коня в пермогорской росписи
Часто можно увидеть лошадей, запряженных в карету, сани или плуг, всадника верхом или отдельную лошадь в цветочном орнаменте. Существует четкая разница между изображением лошади в ранний и поздний периоды развития живописи.
В конце XVIII и начале XIX веков изображались изящные белые, иногда черные или коричневые лошади с изящными тонкими ногами. Чаще всего лошадь рисовали сильной сплошной черной линией на белом фоне, гриву и хвост рисовали черным.
На работах конца XIX века изображение далеко от совершенства, оно больше похоже на детский рисунок: лошадь в виде черного или рыжего пятачка, длинное овальное туловище и короткие ноги.
Сцены охоты
Также в ранней пермогорской живописи в сценах охоты, сбора ягод и катания на санях часто изображались олени. Среди цветочных орнаментов можно увидеть кабана, лису и собаку.
Елецкое кружево
Пришел к нам этот вид рукоделия из холодных северных районов России. Ельцовское кружево отличалось чрезвычайно легким стилем и невероятно тонкими мотивами. Основные типы изображений были разработаны в теме природы заснеженной сельской местности. Узоры в виде цветов, снежинок заключены в какую-то геометрическую фигуру. Из такого кружева шили скатерти, наволочки, покрывала, простыни и шали.
Процесс изготовления елецкого кружева Нитки наматываются на маленькие коклюшки. В ходе этого процесса их необходимо расположить в правильном порядке. Шпульки нужно держать в обеих руках за нижнюю часть, но они не должны касаться ниток.
Вся работа основана на двух техниках:
Пальцем руки нужно перевернуть правую шпульку над левой — это называется «плетение»; Необходимо переместить левую и правую шпульки таким образом, чтобы именно правая шпулька зашла под левую — это называется «плетение».
Существует всего три способа плетения:
- парные;
- числовой;
- сцепление.
- Числовые. Простой способ работы. Это требует подсчета потоков. Для изготовления кружева «Этцель» этим методом не нужны шаблоны или повторяющиеся движения. Фон и узор переплетаются.
- В паре. Этот способ плетения считается самым сложным. Здесь необходимо использовать большое количество шпуль. Рабочий процесс основан на работе от кромки к кромке. Фон и узор ткутся одновременно.
- Плетение. Характерной особенностью этого метода является непрерывное опоясывание орнаментом. Фигуры с фоном соединены крючком.
Как сплести цветок
Для его создания нам понадобятся обычные нитки и специальный инструмент. Мы сплетем цветок. Работа будет выполнена нитью №30 с утолщенной сканью. Расстояние в цветке между проколами, с внешней стороны, должно быть 5 миллиметров, с внутренней меньше — 2 миллиметра. В середине цветка нужно сделать розочку из носочков, косичек и паучка. Если вы хотите сделать небольшой цветок, достаточно 8 катушек. Для более крупного цветка нужно больше катушек. Чтобы создать лепестки цветка, нужно ограничиться парой внешних сеток. Оплетите его нитью и установите шпульку. Другие пары долин оплетены сеткой.
После этого блуждающая пара должна быть заплетена с заплетенной парой, которая находится на большом круге, и вернуться обратно на лепесток. Таким образом, любая беговая пара, находящаяся вблизи центрального круга, должна быть спарена с веслом. Если плетеный стежок не образуется в центральном круге, можно сделать повтор или перемотать крайнюю пару.
Последовательность росписи прялки
Сначала наносилась грунтовка (мел с клеем), затем покрывался белый цвет, ножом и компасом рисовались контуры рисунка, затем гусиным или сорочьим пером наносился контур черного цвета и смазывался маслом.
Пермогорская живопись — это вид графики, в котором первоначальный рисунок очерчивается, а затем на него наносятся цвета.
Основным цветом был красный, за ним следовали зеленый и желтый. Иногда также использовался кобальтовый синий с оттенком «золота». На более ранних образцах цвета были приглушенными; желтый был ближе к охре, красный — к темно-вишневому или терракотовому, а зеленый — приглушенным. На более поздних примерах мы видим белый фон и яркие цвета.
Цветовая гамма
В цветовой гамме преобладает белый фон и красный основной рисунок. Сопутствующими цветами являются желтый и зеленый. Большое значение имеет тонкий черный контур.
Мастера используют кобальтовый оттенок, а также золото. Ранние произведения пермогорской живописи включали орнаменты, выполненные в желтой охре, глубоком бордовом и несколько приглушенном зеленом цветах.