- История происхождения мезенской росписи
- Символика узора
- Земля
- Вода
- Огонь
- Ветер (воздух)
- На каком материале выполняется роспись?
- Символы изобилия: чудо сотворения жизни из основных элементов
- Узоры в простой и косой клетке
- Ленточный орнамент
- Дополнительные элементы росписи
- Символика узора: вспомним то, что знали наши предки
- Земля
- Вода
- Огонь
- Ветер (воздух)
- Символы изобилия
- Узоры в простой и косой клетке
- Ленточный орнамент
- Дополнительные элементы росписи
- Схемы и картинки декоративных изображений мезенской росписи, инструкции по выполнению
- Птицы
- Животные
- Деревья и цветы
История происхождения мезенской росписи
Корни мезенской живописи уходят в языческие времена их предков. В то время люди верили в богов, в их способность посылать болезни людям или давать урожай посевам. В то же время человек был связан с природой и зависел от нее. Все это нашло отражение в схемах росписи Мезени.
Первое задокументированное изображение мезенской росписи датируется 1815 годом. Название происходит от места происхождения. Характерные мотивы стали визитной карточкой c. Дворец в 19 веке. Рядом с поселком протекала река. Мезень. От его имени картину стали называть Мезенской.
Но ареал распространения художественного мастерства выходит далеко за пределы России. Палачель. Следы узоров были замечены на объектах в районе реки. Северная Двина, до Онежского полуострова. Эту изобразительную технику использовали и в восточной части: в бассейнах рек Печора и Ижма.
Мезенская живопись (изображения представлены животными и мотивами) относится к группе графики. Однако в нем акцентируется внимание на роли элементов кисти — это штрихи и другие линии.
Также в этом виде росписи используются такие мотивы, как:
- Бегущий олень, лошади.
- Полет птиц.
Мезенская живопись (изображения представлены животными и мотивами) относится к группе графики
Раньше все художественные росписи имели одну отправную точку — черты Новгорода. Но в живописи Мезени более ярко отражены традиции восприятия окружающего мира. Эту особенность можно пояснить на примере мезенской прялки, ведь это основной предмет этой поделки. Его делали как для продажи на ярмарках, так и для домашнего использования.
Девочек с 6 лет учили прялке, и прялка стала для них неотъемлемой частью жизни. Так что чаще всего именно этот предмет украшали узорами. Если посмотреть на сохранившиеся экземпляры, можно увидеть, что рисунки на них разделены на части — так называемые трости. Они напоминают гребешок, что является прямым отсылкой к ремеслу прядения.
Следовательно, каждая модель имела значение. Они не зря применялись к объектам. В орнамент было вставлено негласное послание, имеющее для современных людей языческое и суеверное значение. Кроме того, мы расписали инвалидные коляски и детские кроватки.
Для росписи мастера использовали 2 цвета — черный и карминно-красный. Раньше эти цвета получали естественным путем, без использования химически стойких составов. Из-за органического состава краски многие окрашенные предметы, дошедшие до наших дней, не сохранили свой цвет. Остались только наброски эскизов.
Мезенская роспись представлена всего в 2-х цветах: красном и черном
Черный цвет был получен из углеродной сажи и смолы путем объединения двух материалов вместе. Первый ингредиент давал насыщенность тона, а второй удерживал его на поверхности окрашиваемого объекта. Позже они начали использовать коммерческие чернила.
Красный цвет был взят из местной глины. Берега местной реки Мезень богаты этим материалом и содержат оксид железа. В зависимости от того, где добывали глина, получали пигмент разных оттенков красного.
Начали рисовать на чистой поверхности необработанного дерева. На первом этапе использовалась охра или красная шахта. В конце концов деревянную палку разрезали на волокна. Черные штрихи были нанесены с помощью птичьего пера, им также были нанесены нарисованные линии узора.
Для этого чаще всего брали меховой материал от тетерева или тетерева. Для сохранения изображения его покрыли натуральным льняным маслом. Также историки выделяют коробку — емкость для хранения выпечки, инструментов для рукоделия. Как и прялку, ее украшали чаще, чем другие предметы быта.
Прялки Мезень: отдельное произведение искусства
Интересным фактом является то, что в то время было популярно оставлять подписи на прялках. Они не похожи на инициалы современного человека. Это замысловатый дизайн, который отличает семьи от других.
Благодаря этому в 1920-е гг удалось восстановить сведения о мастерах палащелей, занимавшихся таким ремеслом. Таким образом, стали известны имена: Шишовы, Новиковы, Кузьмины, Аксеновы. Заинтересованный в этом Ф. М. Федотов в середине 60-х начал возрождать мезенскую живопись.
Использовать технологию графики в основе мезенской живописи — ок. Палачель. Одновременно с ним в деревне начинают возрождать это ремесло. Село — братья Фатьяновы. Особенность живописи Мезени в том, что знания и приемы этого искусства передаются только по мужской линии. Отец учил сына, и так из поколения в поколение.
Символика узора
Роспись Мезени (изображения и мотивы встречаются и на избах) относится к архаичной форме. Он отражает самые разные представления людей того времени. Исследователь крестьянского искусства А. В. Бакушинский обнаружил сходство узоров с искусством финно-угорских племен.
Живопись Мезени в его образах имеет одну особенность — слои, полосы. Чаще всего на модели их 3 штуки.
Но внутреннюю часть таких ремней украшали рисунки:
- Птицы были только сверху.
- В среднем или нижнем поясе изображались лошади или олени.
Историки сходятся во мнении, что каждый из уровней отражает небесное, земное и подземное деление мира. Прялки были декорированы по особой технологии: на сшиваемой стороне размещались ремни и могла быть добавлена надпись. Фасад был расписан ступенями и символами.
Живопись Мезени (его образы и модели обычно относят к языческим и религиозным устоям) практически не отражает жизни людей, а использует образы с коннотациями. Каждый символ орнамента имеет смысловую фактуру.
Есть так называемые солярные знаки: изображения солнца, кругов, крестов. Они почти похожи на свастику. Чаще всего бандаж изображали на ложках. На карабейках наносились только геометрические мотивы, без знаков.
Земля
Земля на картине Мезени символизирует мать всего живого, кормилицу и основу бытия. Первоначально он изображался в виде квадрата. Возможно, внутри осталось сообщение. Например, точка обозначает год урожая. Кроме того, земля изображалась в виде ромба или треугольника.
Если область внутри рисунка была заштрихована, это означало засеянное поле. Этот знак был помещением семени в квадрат. Внутри квадратов также были нарисованы символы плодородия, спирали, огненные знаки.
Вода
Символ воды в росписи Мезени обозначался волнистой линией или зигзагом.
Жидкость означала не только небесную или земную стихию (реки), но также была символом зарождения новой жизни. Если рядом был земной знак, это означало рождение чего-то нового.
Огонь
Мезенская роспись (картины с пламенем можно наносить на одежду, ставни домов) подчеркивает символ огня как живительный или разрушительный элемент. Он изображен в виде круга, завитков и всех элементов, стремящихся к кругу.
Огонь олицетворяет жизнь, энергию. Он может передавать как творческий смысл, так и убивающий все вокруг. Важность огня можно подчеркнуть двойными спиралями, коническими знаками соли. В следующей картине Мезени огонь стали обозначать крестами или его изображение в круге.
Ветер (воздух)
Воздушные потоки представлены короткими ударами. Его символ является неотъемлемым украшением мезенской росписи, поскольку олицетворяет одну из стихий природы. Также этот знак обозначает непредсказуемую силу.
Ветер изображается как неистовая стихия, а затем как помощник людям. Мезенские мастера любили изображать прирученный воздух. Поэтому часто на рисунках его рисуют по кругу, как будто нанизывают на пересекающиеся прямые.
На каком материале выполняется роспись?
В старину березу в основном использовали для росписи кухонной утвари из-за ее однородной гладкой древесины и высокой плотности.
Для прялок использовалась древесина ели более светлого тона и приятного хвойного аромата.
В наше время компании используют не только деревянную основу.
Дизайн краски Palaschel также наносится на ткани и изделия из кожи с помощью специальных акриловых красок.
Символы изобилия: чудо сотворения жизни из основных элементов
Количество сюжетов в живописи Мезени при любых ограниченных художественных средствах может быть бесконечным. В них повторяются основные сочетания знаков.
Самый главный символ изобилия и благополучия — ромб. Сознание воспринимает его как видоизмененный квадрат, символ задуманной земли. Логическим продолжением ромба является набор ромбов, их цепочка, говорящая о гендере, о последовательности рождений, о непрерывности жизни.
Символы благополучия размещались на одежде и полотенцах и использовались для украшения домов. Основные фигуры были объединены с символами энергии, изображениями растений, цветов и фруктов. Для некоторых главным центром композиции был крест, дополненный четырьмя спиралями. Кто-то поместил в основу композиции квадрат, символ земли и устойчивости, кто-то окружил ромб цветущих растений.
Приглашаем вас посмотреть интервью с мезенским мастером живописи Куликовой И.Ю., которое рассказывает историю и значение моделей.
Для каждого мастера или ремесленника, для каждой прялки, брата, вышивки композиция, требовавшая достатка и изобилия, была строго индивидуальной. Это было поистине священное искусство. При этом необходимо было правильно использовать алфавит росписи, соблюдать общую схему, неписаные правила ни разу не нарушались. Самым главным считалось не достижение личного успеха, а сохранение общей гармонии мироздания. Таких же законов должны придерживаться художники, которые сегодня учатся мезенской живописи.
Узоры в простой и косой клетке
Рассмотрим несколько графиков, расположенных внутри квадрата или ромба (простой или наклонной ячейки).
Самый простой рисунок в квадрате с красными сторонами может представлять собой несколько извилистых линий, проведенных сверху вниз. Таких линий может быть от пяти до десяти. Они олицетворяют дождь, влажность и одновременно процесс обработки земли. Назначение изображения: материальное благополучие, плодородие, хороший урожай.
Квадрат может содержать символ растения (четырехлистный клевер), дополненный такими же круглыми элементами (тепло и солнце в достаточном количестве). Та же молитва о хорошем урожае, но уже более читаемая (пожелание благоприятного климата не только растениям, но и семьям и детям). Как видите, рисунок не обязательно включает все четыре элемента, может быть больше энергии, недостаток которой ощущается.
Ленточный орнамент
Как и все полотна Мезени, мотивы орнаментальных лент основаны на повторении элементов.
Обычно его обрамляют две линии (прямая и извилистая, земля и вода). Большое количество одинаковых символов придает динамику, энергию для достижения цели, символизирует непрерывный и благополучный жизненный путь.
Основные элементы простого орнамента в мезенской росписи:
- Земной твердь представляет собой прямую линию.
- Мокрая земля (мать всего живого) — две прямые линии с петлей между ними.
- Треугольники (горы) — символ роста.
- Ромб (с крестиком, квадратом или точками внутри) — вспаханное и засеянное поле.
- Корни, цветы, бутоны, семена.
Поэтому наиболее распространенные орнаментальные ленты могут состоять из повторяющегося цветочного узора (символа цветка), цветы разделены небольшими крестиками (тепло, свет, солнце) и окружены двойной или тройной полосой (прямой и извилистой). Этот орнамент — очень распространенный образец, своего рода декларация благополучия, выражение желания его продолжить, сохранить статус-кво. Украшения для детской одежды и вещей для беременных часто включали элементы, связанные с ростом (треугольники, семечки).
Дополнительные элементы росписи
Эти элементы самые тонкие и загадочные, они передают эмоции мастера, завершают задумку. К ним относятся: зигзаг (и перо), завиток (а также двойной и парный), спирали и метки скобок.
Символика узора: вспомним то, что знали наши предки
Символы земли, воды, огня и ветра в живописи Мезени.
Земля
Количество художественных приемов, используемых в росписи Мезени, невелико, изобразительные элементы предельно просты. Это не ограничение, а тем более убожество. Это принцип. Вам просто нужно жить, тогда будет вам счастье. Нужно уметь выделять главное в жизни и не позволять никаким нечистым силам отвлекать вас от этого главного.
Один из главных символов мезенского искусства — земля. По мнению древних крестьян первобытных финно-угорских племен, земля — это основа, мать и кормилица.
Символом земли на картине изначально был квадрат. Внутри сквера несколько благоприятных ситуаций и желаний: обильно пропитанная влажностью земля, согреваемое солнцем весеннее поле, семена, прорастающие на вспаханной пашне, здоровые и мощные растения.
Жизнь зависела от этих символов, от своего продолжения. Они обладают взрывной мощью благодаря энергии, наполняющей их многие поколения мотоблоков. Они по-прежнему читаются сознанием и подсознанием, вызывая в ответ прирост здоровой творческой энергии в каждом человеке.
Отдельно стоит обратить внимание на целые ряды полос на картине — они показывают процесс обработки земли, появление на ней борозды, созданной плугом, а также следы мокрой земли, когда желаемое внутри площади появляются символы капель, косого дождя и сильного ветра.
Символом земли в живописи Мезени впоследствии стала широкая прямая линия — средняя линия, расположенная ниже линии неба.
Вода
Вода в символике мезенских художников — это не просто ниспадающие сверху капли, косые или прямые линии дождя. Волнистые линии часто окружали один из главных орнаментов, что означало союз стихий, рождение новой жизни. Счастье и благополучие — это сочетание земли, воды, рождения прекрасного ребенка, новой жизни, рожденной из пшеницы. Волнистые линии на картинах постоянно сопровождаются прямыми — это залог достатка и продолжения жизни.
Огонь
В живописи Мезени всего два цвета. Один из них черный — символ земли, воды, тела живых существ, второй красный — символ огня, жизни, одухотворяющей энергии и отчасти самого духа. Если земля — квадрат, вода — линия, прямая или волнистая, тогда все декоративные элементы, которые имеют форму круга, являются символами огня, солнца, энергии, созидания и разрушения.
Самые мощные огненные символы — это спирали, двойные спирали и канонические солярные знаки. Позже крест или крест в круге стал символом солнца.
Ветер (воздух)
Живопись Мезени выглядит очень мощной и динамичной. Он просто пронизан воздухом и движением. Воздух — древнейшая и непостижимая из стихий, символ духа.
Только ветер витал над бездной до сотворения мира. Ветер (вместе с водой), скорее всего, символизирует многочисленные короткие мазки, обильно разбросанные по композиции картин.
Маленькие штрихи, символизирующие ветер и воздух.
Воздух напрямую связан с огнем, именно он его раздувает и заставляет расти. Символику спиралей можно также считать связанной с воздухом, символом его силы, сгустка энергии.
Символы изобилия
Символами изобилия были изображения семян и пахотных полей. Изображался в заштрихованных квадратах. Историки сходятся во мнении, что такие символы являются скорее своего рода знаковой системой, чем язычниками.
Символы изобилия размещались в самых разных местах: в сараях, в домах, в домашней утвари. Например, если его прикладывали ко дну ложек, это означало стремление к богатству и отсутствие голода. Когда символы изобилия были нарисованы на свадебных платьях жениха и невесты, это было невысказанным заветом иметь много маленьких детей в будущем.
Практически все мезенские узоры связаны с изобилием и плодородием. Часто на объектах изображены пашня, плоды или цветы — это тоже символ достатка. Эти символы смещены или на 2 линии.
Самый распространенный образец изобилия — ромб. Это означает возрождение жизни. Цепочка этих геометрических фигур — олицетворение родословной жизни.
Узоры в простой и косой клетке
Косой крест в квадрате — знак солнца и его тепла. Если вы нарисуете рядом с ним кружочки, это укажет на семена. Заштрихованные квадраты представляют засеянное поле. Чаще всего геометрические символы использовались ткачами и вышивальщицами.
В качестве мотивов использовались кресты, ромбы или квадраты. Символом плодородия у помещиков был ромб с точками внутри.
Ленточный орнамент
Орнамент ленты состоял из 3-х уровней: земного, подземного и небесного. Их еще называют камышами. Внутреннее пространство наполнено разными мотивами.
Они зависят от положения ленты. Если он высоко, то он заполнен символами воды. Внизу рисуют модели плодородия, семьи.
Дополнительные элементы росписи
Цветы, семена, плоды на картине свидетельствовали о плодородии и хорошем урожае.
Другими элементами орнамента мезенской росписи являются:
- Двойные локоны.
- Спирали.
- Криульки.
- Звездочки.
- Парные локоны.
Свастика на мезенской росписи — это тоже календарный знак. Например, качели в правильном направлении — это месяцы с декабря и далее, в левую — с июня.
Схемы и картинки декоративных изображений мезенской росписи, инструкции по выполнению
Мезенская роспись отличается от других художественных промыслов отсутствием ярких и изящных орнаментов. Все узоры будто нарисованы ребенком: линии не передают точных очертаний животных.
Однако за счет многократных повторов возникает ощущение динамизма орнамента. Если присмотреться глубже, отбросив крайнюю простоту восприятия моделей, можно увидеть целостность образа, его особую изысканность.
Несмотря на простоту, в картине качественно переданы характерные черты оленей и лошадей. Они действительно кажутся в движении. Для окраски моделей в традиционную мезенскую роспись используется всего 2 цвета — черный и карминно-красный.
Все модели наносятся на объект без предварительной модели. Даже если это окажется неправильным, это не имеет значения. Именно благодаря неоднородности дизайнов каждый из них имеет свою индивидуальность и неповторимость.
Сначала рисуют красные узоры, дают им высохнуть, а затем рисуют черные элементы. Техника исполнения: сверху вниз. Готовая конструкция покрывается лаком (взамен использованной олифы). Вы должны сначала потренироваться в рисовании прямых линий. Это можно сделать на бумаге.
Чтобы выучить красивую картину, они сначала учатся рисовать линию без дополнительных инструментов. Пока это не освоено, переходить к сложным элементам не стоит.
Что нужно для покраски | Техника рисования |
Палитра |
|
Салфетки | |
Фанера или деревянная доска | |
Кисти круглые для рисования n. 1 и 2 | |
1 большая плоская кисть | |
Цвета гуаши красного и черного цветов |
Такой образ объединит в себе самое основное в жизни человека. Его прошлое, связь с предками и природой, круговорот процессов по всему миру. Все модели спроектированы и не имеют лишних функций.
Следует учитывать, что при самостоятельной разработке эскиза нижняя часть чертежа должна быть нагружена больше, чем верхняя. Земная область должна быть более насыщенной, чем небесная. Стоит принести с собой все, что важно человеку: семью, плодородие, символы природы.
Птицы
Птицы символизируют души предков. Считалось, что они пришли на помощь людям в трудную минуту. Пернатые подобны посредникам между живыми и мертвыми. Часто рисовали утку — символ заходящего солнца. Чаще всего ее изображали в дуэте с лошадью.
Это означало, что ночью птица прячет солнце в воде, а утром лошадь поднимает его в небо. Часто летающих жителей можно было заменить простым перышком.
Образ тетерева и тетерева отражал главное мастерство жителей этого края. На эту птицу регулярно охотились, и в тяжелые годы она была основным источником дохода коренных народов. Большие объемы дичи даже отправляли в Санкт-Петербург.
Животные
Животные на росписи Мезени часто представлены лошадьми и оленями. По языческим представлениям они олицетворяют спутников богов. В славянской мифологии лошади имеют другое значение — они олицетворяют солнце. Тот факт, что лошади находятся в движении, указывает путь солнца по небу.
Олени считаются символом богов, дающих жизнь всему земному. Поэтому чаще всего такими мотивами украшали подарки роженице. Изображения лошадей имеют прямое отношение к породе этого животного, обитавшего в тех краях. Низкорослые породы лошадей с щетинистыми ногами получили название месенки.
Рисуют лошадей так:
- Проведите красную линию, чтобы обозначить ее живот. Если лошадей много, стропы находятся на одинаковом расстоянии друг от друга.
- Нарисуйте грудь лошади. Для этого сверху нарисуйте черту, соединив ее с крайней точкой нижней линии.
- Создайте контур лошади — утолщите линии на их внутренней части.
- Рисуется морда — может смотреть вверх или вниз.
- Ноги лошадей окрашены черной краской. Для этого изогнутые линии просто спускаются с тела, имитируя конечности животного.
- Остальные 3 ноги добавляются к лошадям.
- Черной краской рисуют ухо лошади и продолжают рисовать эту линию вдоль верхней части туловища так, чтобы она образовывала хвост.
- Грива и поводья окрашены в черный цвет.
Деревья и цветы
Образ ели означал мужскую силу или богатые хвойные леса этого края. Генеалогическое древо было нарисовано с глубокими корнями, символизирующими связь с предками. Ствол дерева был нарисован ромбами, которые являются знаками наследия предков.
Для людей того времени дерево также имело языческое значение. Ее считали божеством, которое могло управлять дождем, солнцем. Ее могучая корона на фото свидетельствовала о прекрасной беременности в семье.
Дерево было символом бессмертия, обновления и являло образ мирского существования. Корни — отражают его прошлое, ствол — настоящее, корона — будущее. Его вершина часто украшалась солярным символом, который характеризовал небесный мир.
Необычная живопись Мезени поражает глубокой символичностью. В нем каждый мотив заменяет слова и образы, создаваемые орнаментом рассказывают о мире, природе и традициях людей. Иногда с помощью орнамента создавали настоящие полотна, отражающие бытовые сцены из жизни людей.
Читайте также: Мезенская роспись: цвета и солярные знаки