- Что такое промысел – как промыслы зарождались и развивались?
- Русские ремёсла
- Основные ремесла русского народного промысла:
- Янтарный промысел.
- Картины из самоцветов.
- Виды народных промыслов в России
- Народные промыслы с использованием древесины
- Художественные промыслы: роспись
- Русские народные игрушки из глины
- Промыслы с использованием ткани
- Промыслы с использованием металла
- Где можно увидеть процесс создания изделий?
- Центры народных промыслов центральной России – таблица
- Музеи народных промыслов России
- Ракульская роспись
- Гжельская майолика
- Хохлома
- Липецкая роспись
- Обвинская роспись
- Уральские горки.
- История происхождения и развития
- Берестяные промыслы России.
- Русские народные росписи
- Основные росписи русского народного промысла:
- Гуслицкая роспись
- Гжель
- Самые известные промыслы России
- Павлопосадские платки
- Хохломская посуда
- Жостовские подносы
- Дымковская игрушка
- Вологодское кружево
Что такое промысел – как промыслы зарождались и развивались?
Ремесло — это искусство, которое развивается благодаря усилиям мастеров нескольких поколений. Ремесла передавались от отца к сыну и от матери к дочери.
Ремесла — это форма народного искусства, созданная много веков назад. Российские ремесла отражают русскую культуру и традиции.
Мастера стремились создавать не только практичные, но и красивые предметы. Они использовали природные материалы: дерево, глину, кость и другие. Приемы и методы художественной обработки, формы изделий совершенствовались годами и приобрели свой собственный неповторимый стиль. Орнамент отражает видение мастером окружающего мира, его представления о добре и зле, связанные с историей народа.
Русские ремёсла
Народные мотивы в рукоделии — это не только традиция, но и украшение повседневной жизни. Некоторые русские промыслы хорошо известны, матрешки — деревянные куклы определенной формы разных размеров, но есть и другие: шерстяные платки (Оренбург славится ими с XVIII века), тульские пряники (их глазируют и наполняют вареньем или сгущенным молоком) и самовары фабрики П.Н. Фомина, знаменитой в XVIII веке. Завод Фомина, известный с 1870 года (все слышали пословицу о поездке «в Тулу с самоваром»), отливает каслинские — специфические чугунные статуэтки (изготавливаются в Касли, Челябинская область).
Основные ремесла русского народного промысла:
- Кружево из Вологды
- Павлославские платки
- Оренбургский пуховый платок
- Русская матрица
- Гусевский хрусталь
- Самовар из Тулы
- Тульский пряник
- Каслинское литье
- Уральский малахит
- Скульптура Абрамцево-Кудрино
- Скопинская керамика
Русская культура богата не только поэтами, писателями и композиторами, но и особыми народными промыслами, известными как в России, так и за рубежом. Очень важно, что все они не только существуют, но и остаются популярными по сей день.
Янтарный промысел.
Традиционный русский янтарный промысел существовал с древних времен, но широкие масштабы приобрел после окончания Великой Отечественной войны, когда по решению Потсдамской конференции СССР уступил часть Восточной Пруссии на Балтийском побережье, где находился город Пальмникен. Сегодня это город Янтарный (в честь крупнейших месторождений янтаря) в Калининградской области.
Здесь находятся крупнейшие в мире месторождения янтаря. В России также есть месторождения янтаря в Приморском крае и на Урале. Янтарь вдохновил многих талантливых художников, и они, очарованные «камнем солнца», создают прекрасные произведения искусства.
Но почти 90 процентов добытого янтаря не подходит для использования в ювелирных изделиях, а при переработке янтаря остаются отходы, из которых создаются картины, а также картины из полудрагоценных камней.
Картины и иконы из янтаря выглядят очень необычно, величественно и красиво, они популярны и востребованы. При создании таких картин используется янтарная крошка и мелкие кусочки янтаря.
Хотя специалисты выделяют почти 280 оттенков и цветов янтаря, наиболее распространенными являются желтый, желто-красный и красный цвета. Именно поэтому картины из янтаря получаются в красках золотой осени. Приятно смотреть на эти теплые и немного солнечные снимки. Картина из янтаря станет прекрасным подарком и предметом декора.
Картины из самоцветов.
На местах добычи и обработки полудрагоценных камней всегда остаются остатки, которые можно только выбросить. Но талантливые ремесленники найдут применение неходовым вещам.
«После кропотливой обработки камня в мастерской мастера всегда оставались крошки полудрагоценных камней Великолепные и чарующие пейзажи выкладывались из разноцветной каменной крошки!».
Это мастерство продолжают современные художники. Яркий пример — работы Алексея Мосмана, художника из Южной Якутии.
Виды народных промыслов в России
Ремесла включают керамику и глиняные фигурки, иногда роспись, кружево, ковроткачество, резьбу по дереву и кости.
Ремесла зарождаются и развиваются вблизи природных источников сырья.
Резьба по дереву зародилась в лесных массивах, гончарное дело — в залежах глины. Металлоконструкции характерны для районов с месторождениями черных и цветных металлов. Инуиты, ненцы и чукчи издавна занимались обработкой костей морских животных, а жители гор — обработкой камня.
Народные промыслы с использованием древесины
Россия является самой лесистой страной в мире — 45% ее территории покрыто лесами. Неудивительно, что народное искусство на основе дерева развивалось во многих частях страны. Вот самые известные из них:
- Матрешка. Эта деревянная игрушка, ставшая символом страны, появилась в подмосковном поселке Абрамцево в 1891 году.
- Абрамцево-Кудрино резьба по дереву с барельефом.
- Хохоловская керамика.
- Волховская резьба по дереву.
- Богородская игрушка.
- Капокорешские ремесла.
Художественные промыслы: роспись
Резьба и роспись узоров в русском декоративно-прикладном искусстве имели определенное символическое и магическое значение. Характерной особенностью древнего декоративно-прикладного искусства является использование природных красителей: сажи, сока растений, глины, отваров коры деревьев, ягод и корней. Примеры:
- Мезенская роспись.
- Федоскинская миниатюра.
- Палехская миниатюра.
- Городецкая роспись.
- Борецкая роспись.
Русские народные игрушки из глины
Помимо игрушек из глины, на Руси были широко распространены игрушки из соломы и ткани. Они создавались в основном руками детей из остатков глины, использованной для изготовления посуды. Русские народные промыслы, представленные глиняными игрушками:
- Старые оскольские глиняные игрушки.
- Абашевская игрушка.
- Игрушка от Дымкова.
- Игрушка Филимона.
- Каргопольская игрушка.
- Романовская игрушка.
Промыслы с использованием ткани
Одним из распространенных видов народного искусства в России было ручное узорное ткачество. В XVI-XVII веках в Москве существовало несколько ткацких слобод, где изготавливались льняные полотенца и узорчатые скатерти для бояр. Узорами украшали фартуки, летние платья, рукава и подолы пальто. Одежда изготавливалась на ручных ткацких станках, а девочки с раннего возраста учились ткать и прясть. Вышивка считалась талисманом. Рукоделие с использованием ткани:
- Вологодское кружево.
- Елецкое кружево.
- Оренбургский платок.
- Павловская шаль.
- Древнерусская вышивка на лицевой стороне.
- Вышивка крестиком.
Промыслы с использованием металла
Металлообработка издавна была развита в России. Литье было разработано еще в 6 или 8 веке. В Новгороде, Киеве, Владимире и Москве мастера изготавливали браслеты, пряжки и поясные накладки. Использовались бронзовые, золотые и серебряные сплавы. Литье часто сочеталось с эмалью, тиснением и филигранью. Высочайшего уровня художественной обработки металла достигли Кострома, Вологда, Ростов, Калуга, Великий Устюг. Русские народные промыслы с использованием металла:
- Каслинское литье.
- Тагильский лоток.
- Жостовский лоток.
- Великий Устюг серебряная чернь.
- Иней на жести.
Где можно увидеть процесс создания изделий?
Многие народные промыслы в России живы и по сей день. Дети ремесленников и рукодельниц до сих пор занимаются старинными ремеслами. Такие места обладают особой аурой, которая переносит нас на десятилетия и сотни лет назад. Туристы стекаются к ним, экскурсии организуются для взрослых и детей.
- Деревня Дымково. Чтобы увидеть процесс создания предметов из глины, лучше приехать в Дымково во время каникул или ранней осенью. Весной здесь бывают наводнения, поэтому Слободу называют «Венецией Вислы». Здесь проводятся фестивали, конкурсы и мастер-классы по моделированию и росписи игрушек.
- Деревня Коровино. Здесь мастера-гончары изготавливают керамику по старинной технологии. Сначала глину хранят в специальных ямах, затем она «созревает» на солнце. Наконец, в него добавляют воду и замешивают «глиняное тесто». Керамика в основном изготавливается в виде сосудов. Предметы высушиваются, обжигаются в печи и украшаются глазурью. Посетители деревни могут увидеть весь процесс своими глазами и при желании попробовать свои силы в гончарном деле.
- Деревня Жостово. Деревня расположена недалеко от города Мытищи Московской области. Все здесь напоминает о древних ремеслах. Даже дорожные знаки и указатели на зданиях выполнены в виде знаменитых «цветущих» металлических лотков. Вы можете наблюдать за работой художника, смотреть выставки и даже самостоятельно украшать металлические изделия.
Центры народных промыслов центральной России – таблица
География центральной России разнообразна. Поэтому здесь сосредоточен широкий спектр народных ремесел. Таблица:
Название ремесла | Центр | Продукция |
Гжельская керамика | Деревня Гжель, Московская область. | Керамические сосуды, окрашенные в синий цвет на белом фоне |
Скульптура из Богородского | Село Богородское, Московская область. | Резные деревянные игрушки со сказочными сюжетами |
Дымковская игрушка | Кировская область, город Киров | Игрушка-свисток из расписной глины |
Золотая вышивка Торжок | Торжок, Тверская область | Вышивка золотыми и серебряными нитями на одежде |
Изображение из Жостова | Московская область, деревня Жостово | Металлические подносы с изображениями (цветы, фрукты) |
Миниатюра Палеха | Ивановская область, деревня Палех | Миниатюры из папье-маше лака |
Хохломская роспись | Село Семино, Нижегородская область. | Деревянные сосуды, расписанные золотом на черно-красном фоне |
Роспись Городца | Городец, Нижегородская область. | Декоративные панели, детская мебель, игрушки, деревянная посуда. |
Ростовская финифть | Ярославская область, Ростов | Медальоны, ювелирные изделия, посуда с художественной эмалью. |
Павловский платок | Московская область, город Павловский Посад. | Шерстяные шали и шарфы с крупным цветочным узором |
Музеи народных промыслов России
В каждом центре традиционных промыслов России есть музеи с удивительными экспонатами. Некоторые из них основаны на бывших заводах.
- В Вологде в 2010 году на Кремлевской площади открылся Музей вологодского кружева, в котором представлено более 500 экспонатов, рассказывающих о зарождении и развитии вологодского традиционного промысла. Образцы болонского кружева можно увидеть в музее кружевной компании «Снежка» и в музее-резиденции в Вологде.
- В Оренбурге находится первый частный музей — Гильдия кружевниц. В нем представлена большая и эксклюзивная коллекция оренбургских пуховых платков ручной работы — визитная карточка Оренбургской области.
- В Туле стоит посетить Музей тульского пряника, который сразу же после открытия стал чрезвычайно популярен не только среди жителей города, но и среди людей из других городов и стран. Древний деликатес имеет свои традиции и историю. В музее посетители могут увидеть старинные формы для пряников, пряничное тесто размером с полфунта и гигантский пудинг. Туристы могут попробовать тульские пряники с чаем и купить их в качестве сувенира.
- В Москве находится уникальный музей народной игрушки «Забавушка». В нем размещено более тысячи экспонатов из разных уголков России (40 центров народных промыслов). Во время экскурсии дети могут потрогать игрушки руками и поиграть с ними, как это делали их предки 100 лет назад.
В Московском областном музее в деревне Федоскино можно увидеть сразу все образцы народных промыслов и профессий России. Здесь можно увидеть подлинные предметы из русской крестьянской жизни 19-20 века: тканые, деревянные, скобяные изделия, керамику.
Декоративно-прикладное искусство включает роспись Хохломы, Семеновскую, Шостовскую, Мезенскую, Тагильскую, Городецкую, Гуслицкую, Кудринскую, Владимирскую, Пермогорскую, Борецкую, изделия Ленинградского фарфорового завода, Гжельской фабрики, дымковскую игрушку, скопинскую керамику, тульские самовары и маркетно-мозаичные работы.
Ракульская роспись
Ракульская керамика зародилась в Красноборском районе Архангельской области. Центром промысла была деревня Ульяновка. Ключевую роль в картине играют золотой и охристый цвета, но также присутствуют зеленый и темно-красный. Картины ракуль отличаются крупными орнаментами в виде листьев, кустов и птиц, чаще всего сороки и курицы. Торговля была основана в середине XIX века семьей Витязевых, но пережила серьезный кризис в 1930-х годах и почти исчезла.
Гжельская майолика
В царствование Петра I были предприняты первые попытки организовать централизованное производство художественной керамики в России. Он был выставлен на продажу только в середине 18 века.
Выпуск тонкой майолики был впервые освоен в России в 1747 году московским купцом Афанасием Гребенщиковым. Славу этому товару принесла майоликовая посуда с синей поверхностью и традиционной синей росписью. По форме сосуды напоминали аналогичные серебряные изделия эпохи барокко. Гжельская майолика — один из ярчайших образцов русской художественной керамики.
Хохлома
Русский народный промысел Хохлома берет свое начало в 17 веке. Он родился в селе Хохлома, в бывшем Семеновском уезде Нижегородской губернии. Село славилось тем, что на его территории находилось множество старообрядческих монастырей. Например, эскизы Шарпанского и Оленевского. В монастырях были мастерские, где изготавливалась деревянная утварь. Затем эту утварь нужно было раскрасить. Хохломские мастера использовали для этого сочные яркие цвета: черный, красный, золотой и иногда зеленый. Золотой цвет получается интересным способом:
- На сосуды наносится серебряный оловянный порошок.
- Она покрыта лаком.
- Его обрабатывают три или четыре раза в печи.
Липецкая роспись
Липецкая роспись — это русский народный промысел Липецкой области. Это ремесло возникло в XVIII веке и традиционно относится к столовой посуде: тарелки, ложки и миски изготавливались вручную из древесины липы, которая здесь растет особенно хорошо. Особая техника требует ровно 72 дня для изготовления любого изделия, каждое из которых расписывается вручную в соответствии с правилами.
Стиль картины навеян кружевными мотивами Ельца. В липецкой резьбе часто встречаются изображения бабочек, птиц, рыб, флоры и фауны южнорусской глубинки, а также сказочных животных. Характер орнамента называется «парчой», а еще один важный элемент картины — пшеничный колос.
Читайте также: Росписи русские народные: что такое гуслицкая, каргопольская, обвинская роспись, фото
Обвинская роспись
Обвинский — декоративно-прикладное искусство Урала. Самое оригинальное народное ремесло Прикамья нравится тем, кто любит яркие цвета и замысловатые орнаменты. И изделия, и игрушки были украшены росписью Обвинского, но в основном они размещались на прялках. Основным мотивом картины Обвинского был восьмиконечный цветок, напоминающий звезду. Это отличительная черта художников Выгорецкой академии. Точное время и место написания картины Обва неизвестны. Самые ранние датированные спиннинги относятся к 1870-м годам.
Уральские горки.
Камней, которые используются в ювелирных изделиях, огромное множество. Познакомиться с их разнообразием и неповторимой красотой самоцветов можно на примере Урала. Горка полудрагоценных камней — это не просто набор минералов. Если взять те же камни и разложить их в кучу, получится хаос, красивый, но хаос, а здесь — гармония и игра света и цвета. Человек, создающий его, должен хорошо чувствовать камни, уметь создавать из них красоту, которая привлекает и радует глаз и приносит истинное удовольствие.
Горки из полудрагоценных камней — это истинно русский, а точнее уральский продукт. Как искусство они появились на Урале в XVIII веке и пользовались хорошим спросом у дворянства и богатых купцов. Сегодня эти традиции продолжают современные мастера, и их работы пользуются огромной популярностью. Образцы цветных поделочных и драгоценных камней, найденных в природе, устанавливаются на конусообразную основу с помощью цемента.
Камни монтируются в виде отдельных кристаллов, скоплений кристаллов или друз. В некотором смысле этот метод имитирует естественную среду, в которой найден камень. Слайды предназначены для музеев, выставок и минералогических кабинетов.
История происхождения и развития
История народного декоративно-прикладного искусства берет свое начало от бытовых занятий крестьян. Изначально люди изготавливали вещи только для себя и своей семьи.
Постепенно помещики стали открывать в своих имениях художественные мастерские, и изделия, сделанные там крепостными крестьянами, поступали в продажу. Позже этим ремеслом стали заниматься целые деревни, а декоративно-прикладное искусство стало частью рыночной системы.
В зависимости от того, какие производственные материалы и природные особенности были в изобилии в данной местности, возникли определенные виды народных ремесел.
Например, в районах, где леса составляют большую часть территории, зародились деревянные ремесла. Жители гор занимались обработкой камня.
Гончарное дело было традиционным ремеслом в глиняных районах, а металлообработка развивалась там, где были залежи черных и цветных металлов.
Такие искусства и ремесла, как вышивка и узорчатое ткачество, также развивались независимо от районов.
Многие названия народных ремесел связаны с местом происхождения (дымковские игрушки — деревня Дымково, городецкая роспись — Городец и т.д.).
Технологии и традиции обработки и производства сырья передавались из поколения в поколение, детям и внукам.
Берестяные промыслы России.
Россия с ее обширными лесами не могла не производить изделия декоративно-прикладного искусства с использованием бересты. С незапамятных времен береза использовалась народами России и Северной Америки для изготовления посуды и другой кухонной утвари — мешков, тюков, корзин и коробов. Береза использовалась как кровельный материал, для изготовления лодок — березовые балки и пироги. Из бересты делали чехлы для луков, колчаны (футляры) для стрел и рукоятки для ножей.
В России из березы делали гвозди, деготь, которым смазывали оси телег и кожаную обувь, а также использовали в качестве лечебной мази. В древности береза использовалась в качестве бумаги (известны берестяные грамоты из раскопок древнего Новгорода).
Этот уникальный материал славится своей прочностью и упругостью, водостойкостью и антисептическими свойствами. Ящики использовались для хранения овощей, муки и крупы. Туки использовались для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Крестьяне хорошо знают, что соль в поганках не чернеет (не мокнет), а соленья не только долго хранятся, но и имеют такой аромат, что трудно поверить, что они сделаны без всяких приправ.
Главное преимущество тука в том, что вода, молоко или квас долгое время остаются внутри прохладными, тогда как горячая вода, наоборот, долго не остывает. Именно поэтому они были спутниками крестьян, охотников и рыбаков с незапамятных времен.
В настоящее время изделия из бересты служат в основном в качестве украшений и стоят иногда довольно дорого. Как правило, это такие же, как и березовые сундуки, посуда, мокасины, шкатулки, пеналы, футляры, украшенные холодным и горячим тиснением, гравировкой выжиганием, резной берестой. Также используется роспись по бересте, а художественные панно изготавливаются всеми вышеперечисленными способами.
Изделия из резной березы экспортировались во Францию и Германию во времена царской России и СССР. Изделия из бересты привлекают внимание своей мягкой, бархатистой текстурой и эстетичной формой.
Центры ремесел из бересты в России:
- Шемоградская резная береста, названная по имени реки Шемоксы, впадающей в Северную Двину ниже Великого Устюга, пожалуй, самый известный берестяной промысел как в России, так и за рубежом.
- г. Семенов (Нижегородская область)
- Архангельская область
- Томская область
- Республика Саха (Якутия)
- И многие другие.
Русские народные росписи
Домашняя утварь могла быть традиционно расписана, поэтому обычные предметы быта имели узнаваемый национальный дизайн — роспись. Из известных методов палехской живописи, их мотивы варьируются от библейских сюжетов и ликов святых до картин реальной жизни или сказок.
Стиль получил развитие в 18 веке. Особенно хорошо она смотрится на гробах. Жостовская роспись берет свое начало в деревне Жостово. Она существует с 1825 года. Основной узор — цветы. Она подходит для росписи на посуде и деревянных ложках. И уникальная бело-голубая гжельская роспись на керамике и фарфоре, в основном на посуде и статуэтках.
Основные росписи русского народного промысла:
- Городецкая роспись
- Палехская роспись
- Картина Жостова
- Живопись Вятки
- Картина Хохломы
- Живопись Гжель
Гуслицкая роспись
Гуслицкую роспись часто называют «эксклюзивной» среди всех русских народных промыслов, поскольку она не использовалась больше нигде, кроме региона, где появилась. Гуслицы расположены в юго-восточной части Московской области, здесь они когда-то ждали, гонимые старообрядцы, бежавшие в другие места после церковного раскола.
Гуслярная роспись была создана старообрядцами, но ее истоки восходят к византийским орнаментам. Как правило, им украшали рукописи и первые печатные издания. Миниатюры, выполненные с помощью гуслицкой росписи, всегда выполнялись исключительно вручную.
Появление русской матрешки было оправдано интересом широкой общественности к развитию национального искусства. А первая русская матрешка родилась в конце XIX века в магазине-мастерской Анатолия Мамонтова «Детское воспитание» в подмосковном Абрамцеве в рамках проекта «Русский стиль». Его вырезал мастер по изготовлению игрушек Василий Петрович Звездочкин и расписал С.В. Малютин, иллюстратор детских книг.
Название «Матрешка» для деревянной куклы было выбрано не случайно. Имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён в русской глубинке. Имя Матрёна ассоциировалось с образом настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с истинно крестьянским здоровьем и типичной вздорной фигурой.
В 1900 году «Русская матрёшка» была отправлена в Париж на Всемирную выставку, где заняла третье место и была оценена по всему миру. В то же время поступали и международные заказы. Уже в 1911 году матричные рабочие из Сергиева Посада выполняли заказы из 14 стран. Большая популярность игрушки способствовала появлению большого количества подражателей, которые добавляли к игрушке свои собственные мотивы росписи.
Помимо традиционного образа крестьянки с круглым лицом, в цветастом платке и русском солнечном платье, мотивами для живописи стали бояре и русские дворяне, герои войны 1912 года, эпические герои, персонажи сказок и легенд. Матрешка также была украшена росписью Гжели, Жостово, Хохломы и Палеха.
Гжель
Гжель относится к предметам, изготовленным из керамики. Одноименный город производит керамику и фарфор с 17 века. Город также считался центром старообрядчества, но расцвет Гжели как одного из самых известных народных промыслов России пришелся на время работы Товарищества фарфора и фарфоровых изделий имени М.С. Кузнецова на рубеже 20 века. Основными цветами гжели были белый и синий, но частные мастера позволяли себе некоторые вольности. Например, они могут добавить золото. Классиками гжельской росписи были известные художники:
- Азарова,
- Денисов,
- Неплюев,
- Федоровская,
- Олейников,
- Царегородцев,
- Подгорная,
- Гаранин,
- Симонов.
Самые известные промыслы России
Многие народные промыслы России известны во всем мире. Их работы участвуют в выставках за рубежом и получают высокие награды. Туристы покупают их в качестве сувениров, а антиквары коллекционируют.
Павлопосадские платки
В настоящее время красочные павловы платки производятся на фабриках. Однако изначально шаль создавалась как ремесло. Он зародился в деревне Павлово (ныне Павловский Посад) в 18 веке. В 1795 году крестьянин Иван Лабзин создал на ее основе предприятие с наемными рабочими, а 60 лет спустя его внук Яков организовал полномасштабное производство набивных платков и шалей.
Традиционный павлосовский платок — это набивной шерстяной платок черного или красного цвета с обширным цветочным узором.
Павловский платок не только покупают в качестве сувенира из России, но и используют по прямому назначению. Это теплый, уютный и модный предмет одежды. Узоры шалей очень разнообразны. Они эволюционировали от стандартных узоров, типичных для Подмосковья, до турецких «огурцов» и натуралистичных садовых цветов. Сегодня для павлопосадского платка характерно объемное изображение цветов (георгины, розы и другие). Их можно собрать в гирлянды, букеты или разбросать по полю платки. Иногда узор дополняется орнаментами и стилизованными цветочными элементами.
Хохломская посуда
В конце XIX века хохломской посудой пользовались не только крестьяне, но и члены царской семьи. И сегодня интерес к ней не угас. Хохломская роспись деревянной посуды является уникальной в мировой культуре. Его стиль не повторяется нигде в мире. Русский народный промысел зародился в Заволжье и был назван по имени деревни в Хохломском районе Нижнего Новгорода. Село было хорошо расположено на торговых путях, поэтому хохломские суда перевозились по всей России, а также продавались в Западную Европу и Азию.
Отличительной особенностью хохломской деревянной посуды является пестрый черный, красный и золотой рисунок цветочных мотивов.
Интересно отметить, что на дерево наносится оловянный порошок, не золотой, а серебряный. Затем посуда покрывается лаком и обрабатывается в печи 3-4 раза. Это придает матовый эффект и уникальный медово-золотистый цвет. В настоящее время роспись хохломы осуществляется в двух центрах — в Семионово на заводах «Роспись хохломы» и «Роспись Семионово», и в селе Семино Коварского района на предприятии «Художник хохломы».
Жостовские подносы
Металлические подносы, украшенные жостовской росписью, словно подсвечиваются изнутри. Трудно не восхититься узором из полевых трав и садовых цветов и нежным золотым узором по краям. Интересно, что первоначально в деревне Жостово расписывали портсигары и табакерки из папье-маше. Но после того, как местные мастерские начали производить подносы из кованого металла, торговля вышла на новый уровень.
Жостовские мастера последовали примеру тагильских мастеров, которые с середины XVIII века занимались росписью цветочных композиций на железе. Оба ремесла живы и сегодня, и неспециалисту трудно провести между ними различие. Но есть одна особенность: в Жостове, помимо цветов, рисуют и лошадей.
Дымковская игрушка
Красочные и умные глиняные игрушки из поселка Дымково (ныне пригород Кирова) имеют многовековую историю.
Люди делали игрушки из местной глины для Вистоплясека. Петухи, бараны, птицы и коровы имели внутри полость и могли издавать свистящие звуки. Позже появились изображения барина, крестьян, офицеров, всадников и водоносов.
К началу 20-го века эта торговля практически прекратила свое существование. Осталась только одна художница — Анна Мерзина. После революции дымковская игрушка была восстановлена и взята под крыло Союза художников, где и остается по сей день. Народный стиль Дымковой неоднократно использовался дизайнерами одежды. Он участвовал в создании многих произведений искусства и в церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.
Вологодское кружево
Всемирно известное вологодское кружево, прославившееся множеством золотых медалей, является достоянием Русского Севера. Здесь с 16 века занимаются кружевоплетением.
Кружева плели на деревянных палочках — коклюшках. Его особенность в том, что основные изображения формируются плотной, равномерной и непрерывной тесьмой. Они четко очерчены на фоне узорчатой решетки со звездами и розетками.
В своем нынешнем виде вологодское ремесло возникло в XIX веке. Изготовление кружева было организовано в мастерских при усадьбах, где над ним трудились 40 000 рукодельниц. Затем в 1928 году появилось профессионально-техническое училище, а в 1930 году — Волгоградское кружевоплетение. Сегодня активно действует ассоциация «Снежка», основанная в 1960 году. Здесь сохранились старинные технологии, изготавливаются уникальные кружева по эскизам художников для выставок, а также обычные кружевные занавески, покрывала и салфетки.