- Жостовские подносы по праву называют произведением искусства.
- Первый этап жостовской росписи — замалёвка
- Легендарные художники Жостова
- Жостовские подносы: как нарисовать поэтапно
- Виды рисунков и узоров
- Основные мотивы и сюжеты
- Выстукивание формы подноса
- Описание
- Нюансы технологии
- Техника выполнения
- Грунтовка
- Замаленок
- Тенежка
- Прокладка
- Бликовка
- Чертежка
- Привязка
- Перспективы развития промыслов
- Дальнейшее развитие искусства Жостова
- Вытягивание края подноса
- Художественные приемы и особенности жостовской росписи
- Разнообразие форм
- Элементы и узоры жостовской росписи
- Вычерчивание формы подноса с помощью трафарета
- Жостовский поднос – технология изготовления
- Цвета жостовской росписи
- Основные цвета
Жостовские подносы по праву называют произведением искусства.
За свою долгую, столетнюю историю они превратились из предмета повседневного использования в объект народного искусства.
Произведения жостских мастеров настолько оригинальны, что хранятся в музеях и частных коллекциях первых лиц страны.
Первый этап жостовской росписи — замалёвка
Во время росписи мастер широкой кистью набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Роспись выполняется одновременно на нескольких подносах плотными, слегка обесцвеченными красками без предварительного рисования. Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы расчесывая нужный участок на его поверхности. Пятно высушивается в сушилке в течение двенадцати часов при указанной температуре.
Перевязка. Протравливание — это ряд последовательных операций: штриховка, укладка, глазирование, нанесение рисунка, закладка семян и связывание.
Легендарные художники Жостова
Постепенно родился новый лоток Zhost, знакомый всем нам. История, сохранившаяся в региональных хрониках, рассказывает о том, как постепенно все больше и больше местных талантливых крестьян вовлекались в работу художественных мастерских. Удивительно то, что так много талантливых людей оказались обычными, необразованными крепостными крестьянами. Первым мастером, упомянутым в историческом документе 1839 года, был Филипп Никитин, крепостной графа Шереметева, который расписывал подносы вместе со своим сыном. Так в Жостове рождались художественные династии.
Самые известные мастера жостовских подносов: О.Е. Бурбышев (об этом художнике в Жостово ходят легенды, он был виртуозным мастером), Н.М. Цаплагин, А. Вешков. М. Цаплагин, А. Е. Вишняков, К. В. Грибков, И.С. Леонтьев, Д.С. Кледов, П.С. Курзин, И.А. Савельев, М.Р. Митрофанов, А.П. Гогин, И.П. Плахов и Б. V. Графов. Все эти и многие другие мастера оставили глубокий след в искусстве Жостова, они создали выдающиеся произведения жостовской миниатюры, вошедшие в золотой фонд промысла.
Жостовские подносы: как нарисовать поэтапно
Весь процесс окрашивания кюветы можно разделить на 4 этапа. Во-первых, это делает так называемая «замаловка»: обобщенный силуэт будущего дизайна, расположение основных точек как бы набросано отбеленной краской на изделии.
Затем следуют «штриховка» и «наслоение»: нанесение прозрачных теней и выделение самых ярких мест однотонными цветами. Затем форма цветов и листьев становится более определенной.
Третий этап — «высветление»: нанесение быстрых мазков отбеливающего состава. Это используется для уточнения всех объемов.
И, наконец, наступает заключительный этап 4, на котором происходит «рисование» и «кадрирование». Используя тончайшую кисть, мастер прорисовывает контур каждого листика и лепестка, рисует крошечные веточки и детали, которые называются переплетами.
Виды рисунков и узоров
В 21 веке не существует строгой канонизации, когда фон должен быть четко черным и никаким другим. Серебристый, красный и малахитовый цвета фона не являются неожиданными в жостовских подносах. Но цветы по-прежнему остаются главным узором. Подобные жостовские сюжеты были заимствованы у уральских мастеров, которые также художественно воплощали красоту полевых и садовых цветов.
Расписные подносы в жостовском стиле имеют много узнаваемых нюансов.
- Центр композиции с крупными растениями и даже с таким рисунком, как будто цветок растет из центра подноса. По краям расположены более мелкие цветы.
- Основной принт — цветочный букет или цветочный венок, применяются цветочные узоры различной сложности.
- Выбор цветов по личному решению автора. Каждый художник изображал на подносе те цветы, которые нравились ему самому.
- Современное развитие тем и узоров. Сегодня жостовские мастера пишут натюрморты, птиц, животных, пейзажи и различные тематические картины.
Творчество — это живой процесс. Современные мастера, продолжая и прославляя известное направление, ищут новые идеи (формы, узоры, цвета). Это не противоречит канонам, а развивает жостовскую живопись, частично интегрирует ее в современные творческие запросы, ни в коем случае не обезличивая ее и не лишая индивидуальности.
Это направление искусства также сильно страдает от мошенников, которые делают подделки и выдают их за настоящие жостовские подносы.
Но отличить подделку от настоящего можно.
- На настоящем изделии можно увидеть печать и логотип мастерской, которая его изготовила.
- Поддельные подносы могут иметь острые края, но настоящие мастера никогда не допустят такого изъяна — края обязательно будут загнуты. Это важно не только для украшения, но и для придания лотку прочности.
- Настоящий поднос довольно толстый: он должен быть как можно толще, чтобы выдержать самовар и подаваемую с ним еду. Если вы положите на поднос что-то тяжелое и он провиснет, это не настоящий продукт Zhostovo.
- Поднос имеет зеркальную поверхность. Она многократно грунтуется, и каждый слой шлифуется. Причем лак наносится как минимум в два слоя, и каждый слой полируется. Можно сказать, что в жостовском лотке все отражается, как в зеркале. А если отражения нет, значит, вы пропустили стадию лакировки, что бывает только у подделок.
- Совершенная техника. У настоящих мастеров не может быть кривых линий, тусклых цветов и размытых краев. Все должно соответствовать стандартам и традициям.
Невозможно сделать дешевый продукт, по этой причине априори жостовский лоток. Такая кропотливая работа с точным контролем качества стоит дорого, но поднос прослужит долгие годы.
Это отличный подарок, если вы хотите преподнести подарок со своей родины или просто порадовать близких долговечной, красивой, классической вещью.
Основные мотивы и сюжеты
Основными мотивами жостовской росписи являются, конечно же, всевозможные цветочные мотивы, разнообразию которых нет числа! Жостовская живопись придерживается нескольких традиционных типов композиции. Цветы можно собирать в большие букеты по 3-5 соцветий, они могут быть представлены в корзинах или находиться в гирляндах по периметру лотка.
Иногда картина может сопровождаться изображениями ягод, фруктов или птиц. Есть примеры живописи Жоста, которые напоминают старинные драгоценные голландские натюрморты. Хотя рисование растений довольно условно, оно обладает всеми атрибутами станковой живописи: тщательным вниманием к деталям, общим колоритом и свободной импровизацией.
Выстукивание формы подноса
Описание
Ключевой мотив живописи Жоста — цветочный букет. Творческое направление четко обозначено сочетанием реализма яркой цветочной формы с декоративной обыденностью, напоминающей традиционную роспись кистью, украшающую прялки, сундуки и седла. Такое решение букета цветов основывается на давнем развитии декоративных схем, в которых используется набор садовых цветов — составной букет, букет внутри букета, гирлянда и гирлянда.
Работы Жостова имеют две основные характеристики.
- Свет. Традиционным является черный фон, но вместе с ним появляются вариации синего, зеленого и красного цветов. По краю подноса — легкий витой цветочный орнамент.
- Технически — традиционализм в рисовании. Художник работает широкой кистью, искусно набрасывая композицию на самом подносе. В процессе работы он следит за тем, чтобы цветочный образ был достаточно выразительным, а цветные пятна располагались ритмично.
Мастера используют беличьи кисти и масляные краски. Традиционно масло разбавляют льняным маслом, а кисти промывают в растворе скипидара. У каждого художника есть обширная коллекция кистей, от крошечных кисточек толщиной с иголку до самых больших. И каждая кисть разрабатывает свой собственный мазок.
Нюансы технологии
Кстати, жостовская роспись неразрывно связана с подносами и редко используется в других местах, поэтому правильнее было бы говорить о жостовских подносах, а не о жостовской росписи.
Основы для росписи, сами подносы, изготавливаются из металла, жести, листового металла. Они изготавливаются вручную или с помощью прессовых машин. После придания изделию формы его тщательно подготавливают и обрабатывают для дальнейшего декорирования. Она загрунтована, отшлифована и покрыта лаком. Идея заключается в том, чтобы сделать поднос идеально плоским и гладким, чтобы краска наносилась равномерно.
Масляные краски, используемые для поддонов Zhost, часто разбавляются льняным маслом. А рисуют они узоры кистями разных форм и размеров, обычно беличьими кистями.
Сама техника состоит из двух этапов:
- мастихин — с помощью белой густой краски нарисовать основу для будущих элементов цветочной композиции;
- и выпрямление — само конечное изображение.
Это связано с тем, что фон на жостовских подносах обычно темный (черный, реже темно-красный, синий и зеленый). Чтобы сделать цветы яркими, художник должен поместить светлую основу для них поверх темной основы подноса.
Жостовские подносы всегда служили показателем хорошего эстетического вкуса их владельца, но не так часто они использовались по прямому назначению — для переноски утвари, такой как чайные чашки, блюда и самовары. Для таких целей использовались более простые, самодельные подносы, но на декоративные жостовские подносы дома возлагались особые задачи: они были парадными и красиво выполненными открытками для дорогих, знатных гостей, а часто просто украшали стены.
Техника выполнения
Для традиционной живописи требуется только черный холст. Для изготовления поделок использовались подносы из металла и дерева различных форм, от стандартных прямоугольных до сложных комбинаций.
Рассмотрите весь процесс шаг за шагом:
Грунтовка
На этапе грунтовки изделия обрабатываются специальной шпатлевкой и шлифуются. Именно здесь мастер выбирает фон для основы, который впоследствии не может быть изменен.
Замаленок
Это основа орнамента. Используя разведенную краску, мастер создает силуэты всех элементов, которые будут присутствовать на картине. На этом этапе практически отсутствует импровизационная составляющая, а основа будущего орнамента фиксируется строго по заранее определенной схеме.
Тенежка
Штриховка позволяет придать полупрозрачной композиции более реалистичный характер. Можно создавать тени, блики и полутона. Цветы выглядят более полными, листья и стебли выглядят более естественно.
Прокладка
Это самая сложная часть. Многослойность помогает придать букету высочайшую степень реалистичности, что выделяет картину Жостово среди других произведений искусства. Задача художника — «доработать» детали, подчеркнуть определенные участки. Мастер задает тон контрастам или «уровням» композиции с помощью гармоничных переходов.
Бликовка
Свет и объем создаются путем наслаивания бликов. Как будто букет попал под солнечные лучи, он начинает сверкать и переливаться. Теперь у композиции появился особый колорит и настроение.
Читайте также: Бизиборд своими руками для мальчика и для девочки
Чертежка
Это очень интересный этап. Используя тонкую кисть и минимальное количество краски, художник прорисовывает каждый элемент, добавляя реалистичности картине. Семена появляются на ягодах, пестики и тычинки — в чашечках цветов, листья, трава и стебли становятся объемными и правдоподобными благодаря кружевным дополнениям и другим замысловатым штрихам.
Привязка
На этом этапе сложная композиция должна быть «привязана» к фону. Для этого мастер использует тонкие стебли «травы», щупы, декоративные элементы, которые придают еще больший объем полотну и делают всю композицию цельной и законченной.
Для того чтобы изделие выглядело законченным, а стиль полностью соответствовал общепринятым канонам, мастера прибегают к «чистке». Это украшение краев подноса различными геометрическими линиями, цветочными узорами, цветочными венками. Границы могут быть как очень скромными, лишь слегка подчеркивающими рамку, так и очень богатыми, не уступающими по великолепию центральным фигурам композиции.
Перспективы развития промыслов
В настоящее время жостовские мастера переживают не самые лучшие времена. До 1990-х годов фабрики контролировались и финансировались государством, но после перестройки и распада Советского Союза фабрики перешли в частные руки. Теперь акцент делался на прибыли, но не на сохранении традиций и творческом подходе к ремеслу.
Число художников на фабрике было резко сокращено. Многие ремесленники стали работать самостоятельно, на дому. Выполняется много частных заказов, не только для лотка в Жостове. Современные мастера часто работают над росписью всевозможных предметов, от холодильников и мобильных телефонов до бутылок дорогого коллекционного вина. В последнее время приток талантливых молодых выпускников школы лаковой миниатюры в Федоскино уменьшился. Но, несмотря на это, компания по-прежнему жива и работает с преданностью и верой в будущее.
Дальнейшее развитие искусства Жостова
Осип Вишняков открыл мастерскую в Жостово в 1825 году. Это событие считается началом существования отдельных народных жестовых промыслов. Конечно, эти семинары были не единственными. Постепенно были организованы и другие семинары: Егор Вишняков в соседней деревне Осташково, А.А. Зайцева в селе Троицк. Популярность их продукции была огромной! Жостовский лоток хорошо продается в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.
В 1830 году в Жостово и соседних деревнях открылся ряд мастерских, основанных Е.Ф. Беляевым, Т.М. Беляевым, Ф.В. Шапкин, В.Л. Леонтьев и И.С. Коломенское. Постепенно производство расширялось, и предметы живописи стали делать не из папье-маше, а из более прочного и современного материала — железа.
Вытягивание края подноса
Отжиг, обезжиривание, грунтовка, нанесение черной эмали в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, ручная зачистка каждого слоя эмали наждачной бумагой.
Жостовские мастера пишут масляными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи щетки. Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап называется покраской, а второй — выпрямлением.
Художественные приемы и особенности жостовской росписи
Художественные приемы жостовской росписи заимствованы из традиционной русской лаковой миниатюры, но, конечно, имеют свои особенности. Пожалуй, самое главное, что композиции написаны светлыми красками на темном фоне и украшены золотым орнаментом. Фон жостовских подносов не обязательно должен быть черным, он может быть любого цвета: красный, коричневый, зеленый, синий, охристый.
Иногда можно встретить композиции, выполненные на сусальном золоте (имитация золота), перламутре или ярком, почти белом фоне, но это скорее отступление от правил, продиктованное фантазией художника.
Жестикуляционный поднос обычно расписывается таким образом, что самые крупные и яркие цветы находятся в центре композиции (букет цветов), который является основным фокусом. Ближе к краю элементы букета становятся меньше и темнее, как бы сливаясь с фоном. Это создает визуальную глубину и объем изображения. Жостовские цветы не пишутся с натуры, они чаще всего условны, многое в их изображении зависит от творческой фантазии мастера.
Разнообразие форм
Сегодня фабричные изделия тиснят на профессиональных прессах, которые позволяют придать изделию любую форму. Если заготовка подвергается тиснению, эскиз сначала рисуется с помощью трафарета, а затем вырезается и рисуется на электрическом прессе.
Но есть и эксклюзивные заказы, и тогда мастер выковывает сосуды вручную. Кузнец берет лист железа, вырезает форму специальными ножницами, затем бьет по форме и рисует ее. Край детали выворачивается и к нему приклеивается проволока, которая придает детали рельефную форму и одновременно укрепляет ее. Конечно, изделие, выкованное вручную, будет стоить очень дорого.
Жостовские лотки могут быть:
- круглый;
- овал;
- в форме гитары;
- восьмиугольный;
- прямоугольный (распространенный выбор);
- крылатый (с фестончатыми краями);
- комбинированный.
Нельзя сказать, что одна форма популярнее другой: круглые и овальные подносы выглядят более традиционно, но в моде подносы-гитары, а комбинированные изделия находят своих покупателей (и, кстати, становятся интерьерной достопримечательностью).
Элементы и узоры жостовской росписи
Чаще всего жостовские художники создают простые цветочные композиции в виде букетов. Композиция состоит из гармонично сочетающихся мелких цветков и крупных соцветий, нераскрывшихся бутонов и зеленых листьев.
Популярные цветы включают розы, астры, пионы, тюльпаны и георгины, дополненные нежными листьями, бутонами и стеблями с небольшими ответвлениями. Помимо садовых композиций, художники часто изображают скромные фиалки, прелестные ландыши, трогательные анютины глазки или альпинарии.
Помимо традиционных лилий, бессмертников, тимьянов и маргариток, художники стремились изобразить прекрасные цветы, которых совершенно не было в природе. Фрукты и ягоды дополняли особенно богатые букеты. Иногда в центре или на заднем плане могли быть изображены бабочки и птицы.
Помимо цветочных композиций, жостские мастера иногда писали тематические картины. Среди них сцены из жизни обычных людей, различные пейзажи и роскошные пейзажные композиции. Популярный мотив — тройка лошадей в окружении цветов.
Главной особенностью живописи является импровизационный подход ко всем рисункам. Художникам не нужно творить по строгим шаблонам и образам, следовать особым образцам или натуре. Учитывая невероятное разнообразие художественных техник, импровизационную основу и творческий подход, каждый рисунок поистине уникален и неповторим.
Вычерчивание формы подноса с помощью трафарета
При создании лотков стандартных форм металлические листы разрезаются на заготовки определенного размера. Лоток вырезается и растягивается по форме в заготовке с помощью электрического пресса с комбинированным пуансоном и формой, затем лоток настилается, т.е. прокатывается по краю.
Жостовский поднос – технология изготовления
Оригинальная технология изготовления жостовских подносов оттачивалась в течение многих лет. У мастеров есть много секретов своего ремесла, которыми они не намерены ни с кем делиться. Поэтому о технологии изготовления жостовских предметов мы можем говорить лишь в общих чертах.
Как уже упоминалось выше, современные подносы изготавливаются из железа. Они могут иметь самую причудливую форму, здесь все зависит от первоначальной идеи художника. Перед покраской поднос должен быть тщательно отшлифован и покрыт двойным слоем гессо на основе сажи и каолина. Затем заготовка шлифуется и покрывается несколькими слоями цветного лака. Каждый слой должен быть высушен и идеально отшлифован.
Затем производство жостовских лотков переходит на следующий этап. После всех подготовительных работ изделие готово к росписи, и мастер-художник приступает к дальнейшей работе над ним. Роспись жостовских подносов выполнена масляными красками. После этого предмет покрывают лаком в несколько слоев, а затем сушат и полируют, чтобы придать готовому подносу почти зеркальный блеск.
Цвета жостовской росписи
Классическое представление дизайна предполагает черный или красный фон. Более прогрессивные, современные концепции также позволяют использовать нежные пастельные тона для создания богатой многоцветной композиции.
Жостовская фабрика выпускает изделия с красным, синим, зеленым или голубым фоном. Один из самых популярных оттенков — слоновая кость. Менее популярны «золотые» и «агрессивные» красные ткани.
Особенно изысканно выглядят листья с перламутровой отделкой. Ирисы могут украшать весь фон или отдельные акценты композиции. Перламутровая инкрустация была первоначально использована в Федоскино.
Основные цвета
Цветовая палитра, используемая художниками Zhost art, более чем разнообразна и богата.
Для фона предпочтительны следующие цвета:
- Черный (#0000);
- Слоновая кость или пшеница (#F5DEB3);
- Красный (#FF0000);
- Синий (#00BFFF);
- Лазурь (#007FFF);
- Желтый (#FFBA00);
- Бургунди (#900020);
- Золото (#FFD700);
- Янтарный (#FFBF00);
- Коричневый (#964B00).
Для оформления может быть использован любой цвет. Импровизация с тонами и полутонами приветствуется.