Изделия из гжели: технология производства керамики

Роспись
Содержание
  1. Как отличить подделку от подлинной Гжели
  2. Фаянсовые «дублёры»
  3. Несовершенный дизайн
  4. Сине-голубой прорыв Бессарабовой
  5. «Короли русского фарфора», или Каждому по заводику!
  6. Церковь – эмблема
  7. Способ изготовления изделий
  8. «Азбука мазков» — методика художественной росписи
  9. Материал для изготовления кухонной утвари
  10. Техника выполнения
  11. Элементы и узоры гжельской росписи
  12. Современная тематика рисунка разделяется на 4 типа:
  13. Характерные черты росписи
  14. Способ изготовления посуды промысла гжель
  15. Китайцы, немцы и суздалец Виноградов
  16. Секретный рецепт «Розы на глинке»
  17. Где расцвел «гжельский куст»?
  18. Что нужно для создания узоров на бумаге?
  19. Мотивы и элементы
  20. Техника росписи
  21. Приемы росписи гжели
  22. Как сделать трафарет для росписи под гжель?
  23. Империя Кузнецовых: из крестьян в фабриканты
  24. Цветовая гамма гжельской росписи
  25. Традиционная роспись
  26. Особенности гжельской росписи
  27. Лубочная гжель
  28. Надглазурная гжель
  29. Глухой кобальт
  30. Белый и костяной фарфор
  31. Тематика рисунка
  32. Особенности гжельского фарфора
  33. Технология росписи
  34. Основные типы рисунка

Как отличить подделку от подлинной Гжели

Лидер производства русской керамики пережил немало трудных времен. Именно тогда появились нечестные предприниматели, выпускавшие под маркой «Гжель» низкосортные подделки. Между тем, подлинная брендовая продукция стоит недешево и покупать контрафакт по цене оригинала нет смысла.

На что обратить внимание в первую очередь? Как выглядит настоящий гжельский фарфор?

Фаянсовые «дублёры»

Даже опытные специалисты не всегда могут отличить подделку на глаз. Как известно, изделия из гжельского фарфора толще своих аналогов других производителей. Неудивительно, что за них пытаются выдать майолику, которая выглядит грубее и менее долговечной в использовании.

Фаянс гжель

Отличить замену можно, постучав по изделию деревянной палочкой. У терракоты глухой, слабый звук, а у фарфора, независимо от толщины, длинный звонкий звук. Придает менее дорогой материал и кокс (сетка микротрещин), появляющийся на декоративном покрытии, желтоватый оттенок, а также отсутствие неглазурованной кромки на дне. Фарфор прозрачен и пропускает свет, майолика этой способностью не обладает.

Несовершенный дизайн

Далее следует обратить внимание на фигуру. Он должен иметь характерный темно-синий оттенок с градациями тона. Любое отклонение от стандарта может привести к тому, что товар окажется подделкой. Фиолетовый цвет указывает на то, что вместо кобальта использовался другой более дешевый пигмент, а оттенки серого или черного указывают на неправильный режим приготовления. Оба дефекта недопустимы, представители бренда никогда не оставят такую ​​продукцию на рынке.

Стиль настоящего русского фарфора уникален. Изделия гармоничны и пропорциональны, их форма выверена художниками высочайшего уровня. Если тарелки или фигурка кажутся «вежливыми», слишком декоративными и вычурными, от их покупки лучше отказаться. Вероятность приобретения подделки очень высока.

То же самое и с рисованием. Он четко построен, имеет продуманную композицию и расположение. Необходимо соблюдать четкую иерархию: в центре самый крупный элемент, акцент — чаще всего ветка розы или птица, а окружают мелкие детали. Излишний реализм, а также явная стилизация — приемы, не характерные для художественного фарфора.

Совершенно недопустимо использование декали. Обнаружить это несложно: на чертеже есть полностью идентичные элементы, которые являются признаком механической печати, а не ручного труда.

Сине-голубой прорыв Бессарабовой

Теперь самое интересное. Многие думают, что бело-голубая Гжель имеет давнюю историю. Но это далеко не так. Голубой Гжель стала только в 1944 году, когда художница Наталья Бессарабова и искусствовед Александр Салтыков прибыли на заброшенную фабрику в селе Турыгино (одно из селений «Гжельского леса»). Перед ними стоит задача возродить производство гжельского фарфора в России, но сделать посуду доступной для советских покупателей.

В каком направлении идти? Наталья Бессарабова потом вспомнила ход своих рассуждений: четырехкамерный фарфор Кузнецова очень дорогой, возвращение к старой гжели (майолике) «рафийная туфля» — шаг назад: люди уже привыкли к более качественной продукции. И было решено поэкспериментировать с краской. Наталья Ивановна предлагает использовать дешевый и демократичный оксид кобальта для окраски фарфора, который после обжига при высоких температурах меняет цвет с серого на небесно-голубой. Дешево и красиво!

Следует отметить, что ничего нового в этой технологии не было: ранее кобальт активно использовался в Нидерландах для покраски плитки. Так что советские художники просто переняли и продолжили европейскую традицию.

Перед искусствоведом Александром Салтыковым стояла другая задача — как красить изделия, что брать за основу? И создает Азбуку мазков в Гжели (которая включает около 300 элементов), где основные приемы заимствованы из «старой» Гжели (цветная майолика).

Все эти сети, веточки, птички, розы — типичные фактуры цветных тарелок ремесленного прошлого промысла.

Сама технология сводится к двум обжигам и значительно удешевляется, а картина становится подглазурной. Проблема была решена: Гжель обрела второе дыхание. Так был создан новый экономический (и уже советский) бренд, который очень скоро с грохотом разнесется по миру и станет сине-белым символом России.

Полезная информация:

  • Гжель расположена в 160 км от Владимира в Раменском районе Московской области. Он расположен всего в 60 км от Москвы.
  • На территории «Гжельского леса» работает много предприятий, все они производят настоящую «Гжель.
  • вы можете заказать организованную экскурсию на производство Гжельского фарфорового завода, все подробности на сайте компании.
  • На территории завода работают два фирменных магазина, в которых продукцию можно приобрести по довольно доступным ценам.

«Короли русского фарфора», или Каждому по заводику!

Так, в середине XVIII века центрами производства русского фарфора были Императорский завод в Санкт-Петербурге, завод английского купца Гарднера в Вербилках под Москвой и предприятие Гжель Куст, часть из которых принадлежала знаменитому Кузнецову династия производителей. Их еще называли «королями русского фарфора», так как к началу 20 века эта семья стала монополистом на рынке «белого золота» в России. Кузнецовы настолько развились, что до революции владели заводами в Твери, Новгороде и Московской области, строили новые предприятия и покупали производственные мощности меньшего размера, чем у конкурентов. Семья росла, рождались дети и внуки, а каждый член династии получил небольшую фабрику. Самый крупный завод Кузнецовых появился недалеко от Гжели, в Дулево. Работает до сегодняшнего дня.

Церковь – эмблема

Интересный факт! На каждом изделии Гжельского фарфорового завода стоит штамп с изображением старинной церкви Георгия Победоносца. Это родовой храм производителей Кузнецовых, построенный в деревне Новохаритоново в 1912 году.

В советские годы церковь была разрушена и заброшена. Символично, что история его возрождения совпадает с историей возрождения фарфора Кузнецовыми.

Способ изготовления изделий

Гжельская рыбалка требует от мастера лётной фантазии и смекалки. Для изготовления посуды обычно берут фарфор или фаянс. Первые более хрупкие и тонкие.

Процесс создания шедевра состоит из нескольких этапов:

  • Формирование произведения.
  • Подготовка к розыгрышу и первой стрельбе.
  • Контроль и проверка брака.
  • Рисование.
  • Рестарт.
Белый цвет создан по эскизам художника. Он изготовлен на гончарном круге с помощью специальных плоскогубцев. После того, как глиняный «слиток» сформирован, нельзя заливать жидкую фарфоровую массу, которая постепенно застывает. Поскольку глина хорошо впитывает влагу, процесс не занимает много времени.

Все детали изделия созданы в разной форме, поэтому от мастера требуется быть внимательным и внимательным.
Далее следует подготовка к нанесению модели. Изделие отполировано, поэтому орнамент получился плоским. Затем промываются стыки разных деталей, неровности сглаживаются поролоновым валиком. Следующий шаг — приготовление в духовке. Процесс занимает восемь часов.

Контроль качества и проверка дефектов обязательны. Раствор Фуксина применяется для выявления дефектов. Он накапливается в неровностях продукта и приобретает интенсивный красный цвет. Это также помогает обнаружить швы низкого качества.

Для устранения недостатков используйте валик или нанесите шлифовку. Если дефект не удается исправить, продукт выбрасывают и переплавляют.

Затем начинается один из важнейших этапов: покраска. У каждого мастера своя уникальная техника рисования. Несущие части обработаны парафином. Для этого статуэтку погружают в теплый раствор. Затем продукт снова окунают в глазурь и отправляют на повторную варку. На это уходит около восемнадцати часов.

«Азбука мазков» — методика художественной росписи

гжель

Синие птицы на тарелках, синие цветы на чайных парах… Каждое изображение — зрелище для больного глаза. Главным секретом гжельской росписи можно считать пятно. А настоящий мастер тонко чувствует малейшие цветовые переходы и умеет (вот что действительно уникально) различать не менее двух десятков оттенков синего. Родовым признаком Гжели можно считать пятно.

Благодарностью за появление «Азбуки ударов» Александра Салтыкова можно считать. Вместе с художниками Гжели он разработал метод художественной росписи.

Он включает в себя несколько техник:

  • Главный прием. Он заключается в правильном соотношении синего и белого («прозрачная голубизна неба и заснеженных полей Подмосковья»). Кобальт — это специальная краска для росписи керамики, в процессе покраски она черная, а после обжига становится синей. Одна краска, а оттенков много!
  • Правило №2. Каждый последующий выстрел не повторяет предыдущий. Мастер рисует кистью густой краской, затем с разным давлением распределяет кистью цветок. Первые мазки будут самыми сочными, и в порядке убывания они начнут светлеть. Затем нужно нарисовать многолепестковые цветы.
  • Пятно тени. Художник рисует краску на одной стороне кисти и наносит ее легким круговым поворотом, поворотами, то есть вокруг ручки. А там, где утолщенная часть кисти, краска будет крупнее, а мазок темнее. А ближе к центру кисти краска будет меньше, поэтому мазок будет выделен. Тонкий кончик оставит самый светлый след.

Завершите «Азбуку обводки» и другие предметы. Затем кончиком кисти можно направлять стебель, делать тонкие усики, завитки, рисовать тени или прожилки на листьях. Мастер может рисовать синим тонкими золотыми мазками или линиями.

Картина выполнена в трех направлениях: растительный мотив, орнамент или сюжеты. И сложно сказать, какая из тем более популярна. Авторская гжель отличается частым использованием розы или «агашки», узнаваемого рисунка. В орнаментальной росписи легко распознать жемчуг и капельки, усики и гребешки. А сюжеты — это сцены из деревенской или городской жизни, пейзажи, сказочные образы и даже сюжеты из классической русской литературы.

Материал для изготовления кухонной утвари

технология-фарфора
Технология производства фарфора.

Из чего делают гжельскую посуду? На большой территории Подмосковья, объединяющей 27 деревень под общим названием «Гжельский куст», почти каждый второй человек может считаться потомком династий известных мастеров. И все знают, в чем секрет знаменитых кувшинов, кружек, тарелок, сувениров.

В состав фарфора (например, кстати) и в состав терракоты входят каолин, полевошпатовый кварц и сама местная глина. Но пропорции ингредиентов разные. Настоящий гжельский фарфор звучный и легкий, абсолютно непробиваемый. И если такую ​​чашу Гжели вынести на свет, она засияет. Но если блюдце или, например, кружка пива держит в руках гирю, то это майолика. Отличить его от фарфора также можно на ощупь: терракота имеет глухой звук.

Настоящий гжельский фарфор звучный и легкий, абсолютно непробиваемый. И если такую ​​чашу Гжели вынести на свет, она засияет.

Но если вы найдете специалистов, которые сегодня могут беспристрастно ответить на вопрос об уникальности гжельской глины, они будут менее эмоциональными. И они скажут, что, несмотря на несомненный вклад гжельского мастерства в русское народное искусство, в местной глине такой исключительности нет. Географически Гжель была ближайшим к Москве местом, где лежал целый торт из цветной глины, причем тоже в больших количествах. И если быть полностью честными, то того самого каолина, без которого немыслимо производство фарфора, в Гжели было очень мало. С конца XIX века до наших дней гжельские мастера получали белую глину из Украины.

Но специалисты говорят, что когда знаменитую постановку называют уникальной, это все равно имеет смысл. Все великие керамические центры строили свои фабрики исключительно на глиняных карьерах. А Гжель в лесу. А наличие строительных материалов, топлива для печей и, конечно же, давние традиции, передаваемые из поколения в поколение, оказались более важными для выживания рыболовства, чем само сырье.

В этом видео представлены все этапы создания гжели в современном производстве.

По определенной модели мы привыкли говорить о знаменитых гжельских глинах, но уже более века (как минимум) это утверждение неактуально. Живопись — это другое дело. Многие уже забыли, что отдельные мотивы сине-голубой живописи были не более чем преходящим увлечением. Рисование гжельских элементов до сих пор увлекает художников любого уровня подготовки.

Техника выполнения

техника росписи гжель

Главное правило техники росписи Гжель — только ручное выполнение рисунка. В работе художников используются краски белого, синего и синего цветов. Синий цвет используется более чем в 20 оттенках, для майолики используется пентаколор: белый фон, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта), вишневый цвет (марганцевая моль.

Набор инструментов художника очень прост: стеклянная палитра для смешивания оттенков, разные типы кистей, шпатели, баночки для смеси оксида кобальта. Классический кобальтовый узор нанесен подглазурной техникой, то есть после нанесения орнамент покрывается белой глазурью и обжигается. Для рисования орнаментов используется особая азбука штрихов, которые у каждого мастера могут быть свои особенности. В основе большинства моделей лежит капельный мазок, с помощью которого изображены листья, стебли, цветы. Теневой штрих — это обратный штрих в одном направлении с переходом от темной тени к светлой.

Самые популярные модели — роза Гжель с широкими размашистыми мазками и птичка.

Гжель традиционной синей краской образует единое целое по форме, продукту и декору. Дизайн подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластик диктует, каким будет орнамент и его нюанс, что именно выразит художник в готовом изделии.

Элементы и узоры гжельской росписи

Тема картины отражает восприятие мастером окружающего мира, является результатом развития светского народного искусства, вбирая в себя традиции и культуру. Художники в своих творениях сочетают элементы иконописи, бытовые сюжеты, наблюдения за природой. Чаще всего встречаются природные мотивы, архитектура: растения, птицы или животные, изображения крестьянских домов, церквей или городских улиц.

Современная тематика рисунка разделяется на 4 типа:

  • оформление сюжета, включая времена года, пейзажи;
  • орнаментальные — традиционные для Гжели сетчатые гребни, усики, жемчуг, капельки, шашки и отводки;
  • рисунки растений — злаков, ягод, цветов, бутонов, травы, веток;
  • животные (чаще всего птицы).

Характерные черты росписи

Поверхность изделия полностью эмалирована;

  • Уникальное цветовое решение — великолепные синие тона на белом корпусе;
  • Сложные геометрические формы и растительный орнамент;
  • Полностью ручная роспись.

Нанесение гжельских мотивов вручную — очень тонкая и элегантная работа. Главное, распределить в нем цвета и оттенки, чтобы получилась гармоничная композиция. В центре — фактура, от которой отходят элементы орнамента или фактурные линии.

Такие филигранные работы создают творцы, настоящие профессионалы своего дела. Их обучают в специальной художественной школе.

Способ изготовления посуды промысла гжель

Весь процесс можно разделить на пять этапов.

Создается зазор — специальными щипцами на гончарном круге создается форма. Фарфоровая масса выливается в форму. Там вылетает. Каждый элемент блюда (ручки для кувшина или миски с конфетами, мотивы для подсвечника или масленки) переливается в разные формы.

Приготовление и первое приготовление: объект вручную шлифуется, чтобы равномерно перекрывать рисунок, затем готовка, на которой блюда находятся в течение 8 часов.

Контроль и первая браковка: изделие окунается в фуксин, краснеет, обнаруживаются все дефекты или трещины. Если брак не может быть исправлен, его отправляют на расторжение.

Живопись: каждый мастер владеет своей уникальной техникой и в конце делает подпись работы. Затем он вручную окунает готовые блюда в парафиновую ванну, а затем в глазурь.

Второе приготовление — после обмакивания в горячую глазурь блюда готовятся 18 часов.

После всех этапов современная посуда принимает свою готовую форму.

Китайцы, немцы и суздалец Виноградов

Фарфор мира был изобретен очень давно. Уже в пятом веке до нашей эры в Китае были изделия, похожие на фарфор, рецепт которых держался в строжайшем секрете.

Китайцы первыми в мире научились делать фарфор

Своим путем пошли немцы, которые независимо от Китая изобрели собственную технологию обработки белой глины и получили собственную качественную массу. Первая в Европе масонская фарфоровая фабрика открылась в Саксонии в 1710 году после изобретения «твердого фарфора» местными учеными Иоганном Фридрихом Беттгером и Эренфридом Вальтером фон Кирехаусом».

В России ее «белое золото», а именно так называемая фарфоровая императрица Елизавета Петровна, появилось гораздо позже, в 1746 году. И его изобрел уроженец Суздаля, ученый, горный инженер, друг Михаила Васильевича Ломоносова — Дмитрий Иванович Виноградов.

это была непростая задача, которую дочь Петра Великого поставила перед лучшими умами государства. Елизавета Петровна, любившая, как и ее отец, все новое и прогрессивное, позвонила Михаилу Васильевичу Ломоносову, чтобы поручить ему управление фарфоровыми проблемами. Однако вместо этого он предложил своего друга Дмитрия Виноградова. Дмитрию Ивановичу была приписана небольшая мастерская на одном из петербургских предприятий (в 1744 году здесь был основан «Невский фарфоровый завод», будущий Императорский фарфоровый завод).

Начинаются исследования и эксперименты. И вскоре ученый-химик нашел излюбленный рецепт русского фарфора, и таким образом было основано первое производство фарфора в России. Интересно, что Дмитрий Иванович Виноградов привез белую глину для своих первых опытов из подмосковной Гжели. Кстати, по качеству он считался лучшим в мире.

примечательно, что сначала русский ученый был направлен в подмастерья к немцу Гунгеру, который был уволен из Германии (на колоссальную сумму в 5000 рублей в год) как человек, владевший секретами производства фарфора. Однако позже выяснилось, что немец был шарлатаном, который не владел никакими секретами, а лишь пытался украсть открытия своего русского подчиненного. Все самостоятельные попытки приглашенного специалиста получить фарфор окончились неудачей.

Технология производства фарфоровых масс не менялась с 1746 года.

Секретный рецепт «Розы на глинке»

В старину рецепты красок держались в строжайшей тайне. Чтобы узнать секреты конкурентов, производители пошли на разные уловки. В романе Александра Перегудова «В те далекие годы», опубликованном в середине 50-х годов прошлого века, описана история о том, как один из сотрудников завода Кузнецова, выпив у работника завода Гарднера в Вербилках, обнаружил у него секретный рецепт краски «Роза на Глинке»:

Излишне говорить, что эти секреты хранились под замком в семейных шкатулках и передавались по наследству.

Где расцвел «гжельский куст»?

Гжель — это район, расположенный в 60 километрах от Москвы. И это не деревня, а 27 населенных пунктов, где издревле жили гончары.

Испокон веков земля здесь была тонкой, бесплодной, поэтому заниматься земледелием было невозможно, но глины всегда было в изобилии. И этот факт на долгие годы предопределил развитие Гжельской волости, где образовалось огромное количество местных семейных складов и артелей, некоторые из которых впоследствии стали крупными предприятиями.

Можно сказать, что это была особая экономическая зона, где благодаря благоприятным условиям быстро развивались производство и торговля: во времена Ивана Грозного села и села «Гжельского леса» превратились в дворцы. То есть крестьяне могли спокойно переехать в Россию, пойти работать. Действительно, это была целенаправленная отмена крепостного права в отдельной волости. Примечательно, что многие гжельчане изучили не только гончарное дело, но и отправились изучать искусство резьбы посуды в нашу Владимирскую губернию. И сейчас в деревнях Гжели можно встретить интересные домики с кружевной отделкой, очень напоминающие работы Киржача Аргунса.

Что нужно для создания узоров на бумаге?

При работе с детьми в подавляющем большинстве случаев для создания краски «Гжель» не используются традиционные инструменты из соображений безопасности (оксид кобальта, мастихины, реактивы и т.д.). Юные художники учатся рисовать узоры в этом стиле на бумаге.

Для комфортного рабочего процесса ребенок должен быть оснащен:

  • толстые листы белой бумаги или картона. Тонкие страницы деформируются под воздействием воды и краски, что сильно ухудшит внешний вид всей работы;
  • синие и белые краски. Не рекомендуется дарить ребенку больше цветов, чтобы лучше сформировать его представление о росписи Гжели. Для работы подойдет гуашь, масляные краски или насыщенная акварель;Гжельская роспись для детей. Картины, модели, пошаговое рисование, история, модели
  • кисточки (рекомендуется предоставить ребенку 2-3 вида кисточек, которые отличаются друг от друга толщиной);
  • палитра (юному художнику нужно будет смешать цвета, чтобы получить желаемый оттенок синего);
  • емкость с водой;
  • кусок ткани из натуральных материалов (при необходимости могут не только очистить руки, но и подкорректировать вновь нанесенное изображение на столешницу);
  • трафареты (особенно актуально, если рисованию учат маленького ребенка, не обладающего художественными навыками).

Мотивы и элементы

Гжель (детскую роспись будет легче освоить, если у них уже есть базовые навыки изобразительного искусства), с ярко выраженными узорами и характерными элементами орнамента, сегодня используется для украшения декора жилых или коммерческих помещений, игрушек и даже предметов одежды.

Гжельская роспись для детей. Картины, модели, пошаговое рисование, история, модели

Наиболее характерными чертами этого вида краски являются:

  • все элементы орнамента, независимо от общей сложности рисунка, прорисовываются вручную (изредка с использованием лекал);
  • строгое исполнение покраски на однотонных синих или белых обоях;
  • орнамент рисуется исключительно в синем или белом цвете (в редких случаях допустимо использование золотого или платинового оттенка);
  • наличие четких и резких цветовых переходов в дизайне гжельского орнамента;
  • если в контексте орнамента подразумевается использование разных оттенков синего, их последовательность должна быть максимально последовательной, несмотря на резкость переходов;
  • все элементы гжельской росписи, нанесенные на предмет, должны быть целостной композицией, выдержанной в теме (например, если чашка расписана цветами гжели, то каждый элемент ее декора должен визуально напоминать бутоны растений или их стебли).

Классические гжельские элементы:

  • растения (деревья, травы, цветы);
  • животные;
  • птицы;
  • орнамент (гжельские мотивы имеют линии);
  • многокомпонентные изображения с текстурой.

Техника росписи

Гжель (детская картина должна создаваться по общепринятому алгоритму) на этапах ее создания подразумевает последовательное нанесение мазков кисти на рабочую поверхность так, чтобы интенсивность цвета постепенно менялась от более светлого к более темному (или наоборот.). Движения кистью следует производить от центра использованного листа бумаги к его краям.

Объясняя юным художникам технику создания узоров Гжель, рекомендуется обращать внимание на:

  • насыщенность и ширина линий, нарисованных кистью;
  • положение стопки кистей на рабочей поверхности;
  • количество краски на кисти.

Гжельская роспись для детей. Картины, модели, пошаговое рисование, история, модели

Техника росписи гжели традиционно выглядит так:

  1. В палитре смешайте густые капли синего и белого цветов, затем, как бы извлекая краску кистью, растушуйте полутона орнамента.
  2. Создайте контур, используя классические штрихи, включая рисование линий, перемещая кисть в направлении, перпендикулярном положению мягкой части рабочего инструмента.
  3. Детализируйте изображение «волнистыми» мазками, предполагая попеременное сильное и слабое давление на кисть с последующим ее поворотом на 180 градусов по краю рабочей поверхности.
  4. При необходимости заполните пробелы светлыми пятнами, которые следует нарисовать легким прикосновением кисти к поверхности используемого листа бумаги.

Приемы росписи гжели

Применяются сложные методы нанесения краски, ведь Гжель — это ручная роспись кистями по обожженному фарфору. Современная техника отличается от той, что использовалась раньше. Древние мастера писали рассказы «с глаз долой». В процессе рисования они рисовали, обогащая его новыми составляющими. Теперь вся текстура обрабатывается заранее и затем наносится без существенных изменений. Основные приемы делятся на:

  • направления нанесенных линий;
  • положение кисти при рисовании;
  • длина стопки используемого инструмента.

Базовая техника рисования состоит из нескольких техник:

  1. Ситчик. Кончиком длинных волос кисти прорисовываются мелкие детали.
  2. Китайский мазок. На широкую кисть берутся два оттенка и рисунок раскрашивается непрерывно, пока не уменьшится насыщенность.
  3. Пятно тени. В этом случае синий цвет на кисти имеет более плотный оттенок, а белый образует узкую полосу. Картина Гжель в этом случае получает «тень».

Как сделать трафарет для росписи под гжель?

Сделать узор гжель можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества прекрасно смотрятся на самых разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета вам понадобятся:

  • лист формата А4;
  • роспись гуашью;
  • кисти №1,2,3,6,8;
  • шпатель, палитра;
  • воды.

Например, рассмотрим роспись гжельской тарелки, изображение птицы:

  1. Смешайте краску на палитре мастихином.
  2. Щетка для окунания No. 8 разбавленной темперой, чтобы с одной стороны было больше цвета.
  3. Опираясь мизинцем на простыню, сделайте серповидный мазок. Он представляет собой бюст.
  4. Каплевидной техникой и короткими штрихами прорисовываются бедра и начало крыльев.
  5. Волнистыми движениями сформируйте хвост.
  6. # 3 нарисуйте контур крыла темным оттенком.
  7. Кистью №1 нарисуйте мелкие детали.
  8. Эскиз переносится с бумаги на объект.

Империя Кузнецовых: из крестьян в фабриканты

Гжельский фарфоровый завод в Раменском районе Подмосковья — старейшее предприятие, основанное кузнецовскими промышленниками и продолжающее их традиции сегодня. В 1818 году конкретный крестьянин Яков Кузнецов, старообрядец, занимавшийся кузнечным делом, установил в Гжели большую кузницу, то есть печь для обжига гончарных изделий.

Оборудование отапливалось березовыми дровами. История кузнецовского фарфора начинается с этой шестиметровой круглой кузницы с огромной трубой для хорошей тяги.

Конкуренция между тремя основными производителями фарфора в России была жесткой. Все были настроены на массовое производство посуды высочайшего качества, стремились сделать свою продукцию элитной, максимально автоматизировать линии за счет внедрения современного оборудования. Это был настоящий конкурс фарфора.

Цветовая гамма гжельской росписи

Роспись Гжели изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно эта характеристика этого вида искусства затрудняет выполнение новичков даже в настоящее время. Не все художники могут создать красивый рисунок, используя ограниченное количество цветов.

Гжельская роспись для детей. Картины, модели, пошаговое рисование, история, модели

Основными красками, использованными мастерами в росписи Гжели, являются:

  • белоснежный цвет (всегда используется как фоновый градиент, так как не выделяет контрастную краску, которой создается основной орнамент);
  • все оттенки синего, самые популярные из которых — темно-синий и нежно-голубой;
  • кобальтовый цвет (темный оттенок);
  • цвет краски белый (применяется для зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне — наоборот, по сравнению с классической гжельской росписью);
  • золото (современное нововведение художников, стремящихся расставить акценты в самостоятельно созданном образе с помощью благородного оттенка золота);
  • платина (используется редко, также для акцентирования внимания наблюдателя на конкретных деталях орнамента).

Традиционная роспись

Все-таки сине-белая Гжель признана традиционной. Недаром ее прозвали «Синь России». Рисунок выполняется специальным составом краски на основе оксида кобальта мазком кисти.

Чайник с золотом
Чайник с золотом

Окрашенное изделие окунают в белую эмаль и запекают в духовке при температуре около 1400 ° С. После обжига глазурь становится прозрачной, изделие приобретает блестящий блеск и твердость, а рисунок предстает во всем великолепии, играя оттенками цвета от нежно-синего до темно-синего.

Сервис, гжель китайский завод
Сервис, гжель китайский завод

Иногда поверх уже приготовленной глазури на кобальтовый мотив наносится очень тонкий золотой или платиновый орнамент, и продукт снова запекается в духовке.

Особенности гжельской росписи

Живопись Гжели легко узнать среди других направлений. Его фирменный стиль — синие и голубые мотивы на ослепительно белом фоне.

Кобальт используется как краска для рисования. В процессе приготовления он приобретает свой характерный синий цвет.

В изображениях использованы геометрические пояса, цветочные мотивы и растительный орнамент. На крупных объектах можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигур людей и животных.

Фарфоровые фигурки.

Ежик, корова и лошадь.

Рисунок на керамике нанесен вручную кистью. Это позволяет оксиду кобальта создавать изображения самых разных оттенков, от темно-синего до приглушенного.

Лубочная гжель

Этот вид гжельской росписи получил распространение в 18 веке появился, когда многие мастера стали проходить обучение на Гребенщиковском заводе в Москве. Вся посуда была расписана орнаментом зеленого, желтого, синего и пурпурно-коричневого цветов на белом фоне. Обычно они изображали образы в стиле популярного тогда принта. Часто в центре картины была птица, дом, позже — люди и животные. Теперь эта картина потеряна.

Кувшины, лубок гжель
Кувшины, лубок гжель

Надглазурная гжель

Самый красивый вид гжельской росписи, он же самый древний. Речь идет о росписи цветными красками, которые наносятся поверх глазури. Это особенно сложный и трудоемкий метод. Эти изделия проходят три, а иногда и четыре обжига.

Пластина
Пластина

«Если в изделии есть детали темно-синего цвета, то после варки отходов наносится кобальтовая подглазурная краска. После эмалирования и обжига при высокой температуре изделие окрашивается цветными красками и снова запекается в духовке, уже при более низкой температуре. Расписное изделие декорируют золотом и снова отправляют в духовку для окончательной фиксации рисунка».

С сайта Гжельского фарфорового завода

Чайная пара
Чайная пара

Стоят такие гжельские тарелки довольно дорого, но они выглядят как «дворцовые».

Глухой кобальт

Удивительный эффект при взгляде на гжельскую роспись. Это похоже на «зеркальное отражение» обычного бело-голубого гжеля. Кобальт покрывает всю поверхность изделия, затем наносится глазурь. После обжига наносится рисунок бело-золотой краской.

Вазы кобальтовые
Вазы кобальтовые

Белый и костяной фарфор

Гжельский фарфор высшего качества. Его откровенностью восхищались и Петр I и Ломоносов. Поэтому завод «Гжель» производит чисто белые блюда или наносит на них нежный золотистый узор. Это делает его еще белее.

Сервис
Сервис «Пион»

Тематика рисунка

Темы изображения условно можно разделить:

  • Животные — чаще всего петушок, птицы;
  • Растения — травы, деревья, ветки, зерна, побеги или ягоды;
  • Орнаменты: традиционные сети, усики, бусы, жемчуг, шашки;
  • Состав сюжета самый разнообразный.

Особенности гжельского фарфора

Продукция крупнейшего керамического центра России легко узнается не только знатоками, но и людьми, далекими от керамики. Гжель сразу выделяется своеобразной бело-голубой цветовой гаммой и решительно «народным» мотивом. Компании, работающие под этим брендом, не ограничиваются исключительно посудой и небольшой скульптурной пластикой. В их ассортимент входят:

  • смотреть;
  • лампы и люстры;
  • подсвечники и вазы;
  • предметы интерьера;
  • стационарный;
  • спортивные кубки;
  • сувенирная продукция, в том числе памятные магниты;
  • атрибуты церкви:
  • напольная плитка.

Красивый темно-синий цвет придает оксид кобальта — единственный краситель, который используется в классической подглазурной краске «Гжель». Пигмент крайне капризен и при неправильном приготовлении легко меняет цвет: темнеет или пригорает, становясь пепельно-серым. В керамике в стиле модерн это свойство кобальта часто использовалось для создания особой приглушенной гаммы. Но мастера Гжели стараются избежать потери ярко-синего цвета, который придает их продуктам сочность и «радость.

В сыром виде кобальт имеет черный цвет и только после обжига приобретает сложный ультрамариновый оттенок. Яркость цвета усиливает прозрачная эмаль: изделия погружаются в нее сразу после покраски.

Фарфоровая масса, из которой изготовлены изделия, уникальна по составу. Добавки в него, которые мастера держат в секрете, упрощают обработку материала, делая его более «реактивным», а также исключительно гладким. Но в изделиях гжельских фабрик уже невозможно найти знаменитую местную глину, которая когда-то также использовалась для изысканных царских сервизов. Месторождения давно истощены, и сегодня добыча ведется на импортном сырье, в основном украинском.

Технология росписи

Перед тем, как приступить к декорированию изделий, их отправляют на короткую варку, а затем обмакивают в фуксин — красную анилиновую краску, на которой видны мельчайшие трещинки или раковины (впадины). Дефектные копии удаляются до начала рисования, чтобы художники не тратили зря свою работу. При повторном обжиге при 1350-1400 ° С фуксин бесследно выгорает, и осколок снова становится белоснежным. Именно на этапе проверки продукция, прошедшая отбор, маркируется известным брендом «Гжель.

Затем настала очередь живописи. Наносится исключительно вручную с использованием разного количества беличьих кистей. Художественный инструмент отличается особой мягкостью и пластичностью. Только беличьи волосы позволяют добиться максимальной эластичности цвета — до 30 градаций тона одним взмахом.

Мастера Гжели осваивают кисть, точно зная, сколько кобальта нужно набрать за раз и с каким нажимом рисовать рисунок. Большинство из них учатся в местном художественно-промышленном институте, созданном на базе дореволюционного отделения Строгановского училища. Университет спасает от вырождения уникальную технику росписи кобальтом. В постперестроечный период появилось много кооперативов, производящих продукцию «а-ля гжель», и стандарты качества резко упали.

Известно около 300 видов ударов Гжели. Основные элементы наносятся широкой кистью, а затем детали раскрашиваются тонкой. Большинство изображений начинается с обводки капли. С его помощью созданы красивые розы, сказочные огненные птицы, ягоды и многие другие узоры. Если вы увеличите давление на кисть вверху и ослабите его внизу, вы получите знаменитый «теневой мазок», который придает объем. Техника была известна задолго до гжельских мастеров, но именно они усовершенствовали ее, подняв до недосягаемого уровня.

Чтобы передать форму и перспективу предметов с помощью монохромного рисунка, нужно обладать специальными навыками. Профессионалы своего дела начинают свое обучение с 6 лет, тщательно копируя природные элементы: листья, травинки, ягоды, цветы. Тогда эти растительные мотивы лягут в основу уникальной росписи.

Основные типы рисунка

Живопись Гжели называют сказочной из-за ярко выраженного фольклорного колорита. От мировых аналогов он отличается бело-голубой гаммой, в том числе голландскими образцами из Делфта, на которых ездили основатели первых подмосковных заводов.

Чаще всего фарфор изображают:

  1. Растительный мир. Стилизованные цветы и травы — в центре работ мастеров. Подобными мотивами часто украшают не только посуду и предметы интерьера, но и статуэтки. Несмотря на некоторые условности, изображения легко узнаваемы. Например, от крыжовника легко отличить ягоды смородины, а от полевой ромашки — пышный розовый бутон.
  2. Геометрический орнамент. Есть несколько популярных разновидностей: кобальтовая сетка, усики, травинки, шашки и золотые пласты.
  3. Мир животных. Здесь преобладают рисунки птиц, в том числе фантастические.
  4. Картинки по теме. В гжельском фарфоре раннего периода часто можно встретить зарисовки крестьянского быта, отличавшиеся большой реалистичностью. Сюда также входят пейзажи (в основном зимние) и архитектурные виды. В советское время фактурная роспись практически не встречалась, а сегодня, когда на месте одного завода появилось множество небольших частных мастерских, она переживает ренессанс.

Самый популярный мотив всех гжельских периодов — с 18 века до наших дней: птицы и розы.

Читайте также: Особенности жостовской росписи: как делают подносы

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector