Посуда под гжель: из чего делают и как изготавливают

Роспись
Содержание
  1. История искусства гжели
  2. Гжельская майолика
  3. Гжельский полуфаянс
  4. Гжельский фаянс
  5. Гжельский фарфор
  6. Как отличить подлинное изделие от подделки
  7. Тема: вид декоративно-прикладного искусства. Гжель.
  8. Особенности гжельского фарфора
  9. Технология росписи
  10. Основные типы рисунка
  11. Техника выполнения
  12. Характерные черты росписи
  13. Элементы и узоры гжельской росписи
  14. Цвета гжельской росписи
  15. Выделяют три дополнительные техники
  16. Техника теневых мазков
  17. Тематика рисунка
  18. Что нужно для создания узоров на бумаге?
  19. Мотивы и элементы
  20. Техника росписи
  21. Приемы росписи гжели
  22. Как сделать трафарет для росписи под гжель?
  23. Способ изготовления посуды промысла гжель
  24. Развитие ремесла
  25. Мастера гжели
  26. Отличить от подделок
  27. Цветовая гамма гжельской росписи
  28. Традиционная роспись
  29. Особенности гжельской росписи
  30. Лубочная гжель
  31. Надглазурная гжель
  32. Глухой кобальт
  33. Белый и костяной фарфор
  34. Основные понятия и история возникновения
  35. Составление сообщения о технике
  36. Изделия

История искусства гжели

Село Гжель — это место, которое со времен Ивана Калиты славилось хорошей глиной, пригодной для гончарного дела. Царь Алексей Самый безмолвный приказал прислать 15 колесниц из глины, из которой изготавливались новые фармацевтические и алхимические сосуды. Вскоре вся волость была зачислена в Аптечный орден. Крестьяне изучали керамику. Начали появляться гжельские ремесла, умелые мастера сразу же освобождались от рабства.

До начала 18 века в Гжели уже существовало 25 фабрик по производству кувшинов, кружек, заквасок и другой посуды из красной глины; кирпичи, керамическая плитка, простые детские игрушки.

Гжельская майолика

18 век — расцвет гжельской майолики достиг своего апогея. Мастерство художников принесло успех в росписи на сырой глиняной посуде, покрытой белой эмалью. Форма изготовленных ваз была необычной: они были выполнены по образцу старинных старинных бутылок. Расписной кувшин, садовая ваза или другая сама ваза изготавливалась на подносе из львиных лап. Верхняя часть вазы дополнена носиками и изогнутыми ручками; А еще там могла быть птица, фигурка человека, рыба, животные в забавных позах. Ремесленники использовали цветные краски, чтобы рисовать замысловатые травы, цветы или листья.

Майолика Гжель

Гжельский полуфаянс

Когда была обнаружена серая глина, родилось производство полуфаянса. У него был толстый, но уже белый осколок, издававший глухой звук. Мастера покрасили изделие после первого обжига, что упростило и ускорило работу. Во времена Петра Великого пришла мода на голландский бело-голубой орнамент. Появился китайский фарфор тех же оттенков, который стали использовать в качестве модели. Только изделие стало красить синей краской. Вскоре уникальный мотив на белом фоне стал визитной карточкой техники прикладной росписи Гжели. Кобальтовый черный лучше всего сочетается с эмалью и придает ей блеск. Начали появляться элементы гуманизации. Например, чайник имел форму человеческого тела, носик-отлив был в форме носа, нарисованы опухшие глаза и щеки.

Гжельский полуфаянс

Гжельский фаянс

В 1830-е годы отношения между Россией и Англией были непростыми. Тогда же было введено ограничение на ввоз стаффордширской глиняной посуды. Это имело большое значение, благодаря чему процветает Гжельский фарфоровый завод — более 30 заводов производили гжельские тарелки, тонкую майолику.

Простой крестьянин Киселев, работавший на Тереховской фабрике, за десять лет освоил принципиально новую технику росписи тонкой майолики. Потом он расстался, начал создавать со своими учениками настоящие произведения. Мастера освоили искусство росписи кистью, технику трансферной печати, цветных рельефов, научились покрывать изделия солями металлов, которые придают блеск золоту, серебру, перламутру.

Гжельский фарфор

Первые попытки изготовления фарфора относятся к XVIII веку. Таким образом, цена фарфора была равна золоту. В России его выпускала императорская фабрика, и гжельские мастера стремились овладеть этим искусством.

Гжельский фарфор

Вскоре был определен состав белой глиняной массы. Тогда же был построен первый фарфоровый завод, на котором его основатель Куличков научился создавать настоящий фарфор. С тех пор гжельская керамика постоянно совершенствовалась.

На творчество повлияла мода, западные традиции. В советское время это были портреты героев войны и труда. Мастера создали свои уникальные прикладные технологии, следуя традициям русского народа.

В советское время на Гжельском фарфоровом заводе была сосредоточена значительная часть всей фарфоровой и фаянсовой продукции, производимой в СССР.

Гжельский фарфоровый завод

Как отличить подлинное изделие от подделки

Гжель — продукт очень качественный. Их высоко ценят как в России, так и за рубежом. Но иногда встречаются подделки. Как правило, они не отличаются качеством исполнения, и рисунок на них наносится обычной краской, а не оксидом кобальта.

Настоящую Гжель можно отличить по следующим характеристикам:

  • поверхность керамики или фарфора идеально гладкая, а фон — белоснежный;
  • на дне изделия должно быть клеймо марки «Гжель» — лебедь, либо слово «Гжель» написано крупными четкими буквами и обведено овалом»;

Товарный знак на оригинальном продукте.

Брендинг.

  • особо ценные предметы могут быть помечены как «расписанные вручную», а также может присутствовать фамилия мастера;
  • настоящая гжель удивительно прочна, так как изготовлена ​​из уникальной разновидности белой глины с добавлением кварцевого песка;
  • нанесенный мастером рисунок отличается качеством деталей;
  • форма изделий простая, без излишних претензий.

Тема: вид декоративно-прикладного искусства. Гжель.

ИСТОРИЯ ГЖЕЛИ И ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Название этого народного промысла связано с деревней Гжель, расположенной в Подмосковье. Место очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители этого села пытались посвятить себя сельскому хозяйству. Однако их время было потрачено зря. Все неудачи были связаны с огромным слоем белой глины, которая лежала почти на поверхности. После того, как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из нее получают превосходный фарфор, возникли народные промыслы, связанные с изготовлением различных керамических изделий. Местные мастера создали не только посуду, но и игрушки для детей.

Самые ранние изделия из керамики в этой области известны с 1320 года.

Бытует мнение, что сначала этот народный промысел назывался «жгель», а затем для удобства произношения перешли на слово «гжель».

Особенности гжельского фарфора

Продукция крупнейшего керамического центра России легко узнается не только знатоками, но и людьми, далекими от керамики. Гжель сразу выделяется своеобразной бело-голубой цветовой гаммой и решительно «народным» мотивом. Компании, работающие под этим брендом, не ограничиваются исключительно посудой и небольшой скульптурной пластикой. В их ассортимент входят:

  • смотреть;
  • лампы и люстры;
  • подсвечники и вазы;
  • предметы интерьера;
  • стационарный;
  • спортивные кубки;
  • сувенирная продукция, в том числе памятные магниты;
  • атрибуты церкви:
  • напольная плитка.

Изготовлен из гжельского фарфора

Красивый темно-синий цвет придает оксид кобальта — единственный краситель, который используется в классической подглазурной краске «Гжель». Пигмент крайне капризен и при неправильном приготовлении легко меняет цвет: темнеет или пригорает, становясь пепельно-серым. В керамике в стиле модерн это свойство кобальта часто использовалось для создания особой приглушенной гаммы. Но мастера Гжели стараются избежать потери ярко-синего цвета, который придает их продуктам сочность и «радость.

В сыром виде кобальт имеет черный цвет и только после обжига приобретает сложный ультрамариновый оттенок. Яркость цвета усиливает прозрачная эмаль: изделия погружаются в нее сразу после покраски.

Гжельская роспись фарфора

Фарфоровая масса, из которой изготовлены изделия, уникальна по составу. Добавки в него, которые мастера держат в секрете, упрощают обработку материала, делая его более «реактивным», а также исключительно гладким. Но в изделиях гжельских фабрик уже невозможно найти знаменитую местную глину, которая когда-то также использовалась для изысканных царских сервизов. Месторождения давно истощены, и сегодня добыча ведется на импортном сырье, в основном украинском.

Технология росписи

Перед тем, как приступить к декорированию изделий, их отправляют на короткую варку, а затем обмакивают в фуксин — красную анилиновую краску, на которой видны мельчайшие трещинки или раковины (впадины). Дефектные копии удаляются до начала рисования, чтобы художники не тратили зря свою работу. При повторном обжиге при 1350-1400 ° С фуксин бесследно выгорает, и осколок снова становится белоснежным. Именно на этапе проверки продукция, прошедшая отбор, маркируется известным брендом «Гжель.

Технология росписи гжель

Затем настала очередь живописи. Наносится исключительно вручную с использованием разного количества беличьих кистей. Художественный инструмент отличается особой мягкостью и пластичностью. Только беличьи волосы позволяют добиться максимальной эластичности цвета — до 30 градаций тона одним взмахом.

Мастера Гжели осваивают кисть, точно зная, сколько кобальта нужно набрать за раз и с каким нажимом рисовать рисунок. Большинство из них учатся в местном художественно-промышленном институте, созданном на базе дореволюционного отделения Строгановского училища. Университет спасает от вырождения уникальную технику росписи кобальтом. В постперестроечный период появилось много кооперативов, производящих продукцию «а-ля гжель», и стандарты качества резко упали.

Расписан на гжельском фарфоре

Известно около 300 видов ударов Гжели. Основные элементы наносятся широкой кистью, а затем детали раскрашиваются тонкой. Большинство изображений начинается с обводки капли. С его помощью созданы красивые розы, сказочные огненные птицы, ягоды и многие другие узоры. Если вы увеличите давление на кисть вверху и ослабите его внизу, вы получите знаменитый «теневой мазок», который придает объем. Техника была известна задолго до гжельских мастеров, но именно они усовершенствовали ее, подняв до недосягаемого уровня.

Чтобы передать форму и перспективу предметов с помощью монохромного рисунка, нужно обладать специальными навыками. Профессионалы своего дела начинают свое обучение с 6 лет, тщательно копируя природные элементы: листья, травинки, ягоды, цветы. Тогда эти растительные мотивы лягут в основу уникальной росписи.

Фигурки из гжельского фарфора

Основные типы рисунка

Живопись Гжели называют сказочной из-за ярко выраженного фольклорного колорита. От мировых аналогов он отличается бело-голубой гаммой, в том числе голландскими образцами из Делфта, на которых ездили основатели первых подмосковных заводов.

Чаще всего фарфор изображают:

  1. Растительный мир. Стилизованные цветы и травы — в центре работ мастеров. Подобными мотивами часто украшают не только посуду и предметы интерьера, но и статуэтки. Несмотря на некоторые условности, изображения легко узнаваемы. Например, от крыжовника легко отличить ягоды смородины, а от полевой ромашки — пышный розовый бутон.
  2. Геометрический орнамент. Есть несколько популярных разновидностей: кобальтовая сетка, усики, травинки, шашки и золотые пласты.
  3. Мир животных. Здесь преобладают рисунки птиц, в том числе фантастические.Гжель растительный орнамент
  4. Картинки по теме. В гжельском фарфоре раннего периода часто можно встретить зарисовки крестьянского быта, отличавшиеся большой реалистичностью. Сюда также входят пейзажи (в основном зимние) и архитектурные виды. В советское время фактурная роспись практически не встречалась, а сегодня, когда на месте одного завода появилось множество небольших частных мастерских, она переживает ренессанс.

Самый популярный мотив всех гжельских периодов — с 18 века до наших дней: птицы и розы.

Птицы на гжельском фарфоре

Техника выполнения

техника росписи гжель

Главное правило техники росписи Гжель — только ручное выполнение рисунка. В работе художников используются краски белого, синего и синего цветов. Синий цвет используется более чем в 20 оттенках, для майолики используется пентаколор: белый фон, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта), вишневый цвет (марганцевая моль.

Набор инструментов художника очень прост: стеклянная палитра для смешивания оттенков, разные типы кистей, шпатели, баночки для смеси оксида кобальта. Классический кобальтовый узор нанесен подглазурной техникой, то есть после нанесения орнамент покрывается белой глазурью и обжигается. Для рисования орнаментов используется особая азбука штрихов, которые у каждого мастера могут быть свои особенности. В основе большинства моделей лежит капельный мазок, с помощью которого изображены листья, стебли, цветы. Теневой штрих — это обратный штрих в одном направлении с переходом от темной тени к светлой.

Самые популярные модели — роза Гжель с широкими размашистыми мазками и птичка.

Гжель традиционной синей краской образует единое целое по форме, продукту и декору. Дизайн подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластик диктует, каким будет орнамент и его нюанс, что именно выразит художник в готовом изделии.

Характерные черты росписи

Поверхность изделия полностью эмалирована;

  • Уникальное цветовое решение — великолепные синие тона на белом корпусе;
  • Сложные геометрические формы и растительный орнамент;
  • Полностью ручная роспись.

Нанесение гжельских мотивов вручную — очень тонкая и элегантная работа. Главное, распределить в нем цвета и оттенки, чтобы получилась гармоничная композиция. В центре — фактура, от которой отходят элементы орнамента или фактурные линии.

Такие филигранные работы создают творцы, настоящие профессионалы своего дела. Их обучают в специальной художественной школе.

Элементы и узоры гжельской росписи

Все элементы Гжели нанесены плавно, отличаются округлостью, мягкостью цвета.

  • Плавный переход от светлого центра к темным и насыщенным тонам краев изображения;
  • Темный центр, постепенно светлеющий, к краям изображения становится светлым, почти белым.

Любой мотив на фарфоре всегда имеет свой неповторимый декоративный стиль. На изделии может присутствовать городской или сельский пейзаж, бытовые сюжеты, элементы иконописи, изображения природы или сказочные персонажи. Русские народные промыслы имеют строгие законы, и их невозможно спутать с чем-то другим.

Любой мотив на фарфоре всегда имеет свой неповторимый декоративный стиль

Цвета гжельской росписи

Традиционный дизайн — ярко-синий кобальт на белом корпусе, изделия получаются с использованием особого состава. Его особенность в том, что окрашенный предмет окунается в белую эмаль, а затем запекается. После обжига глазурь становится прозрачной. Получается изысканный орнамент нежно-голубого цвета. Само изделие приобретает твердость, оригинальный глянцевый блеск. Иногда эмаль украшают золотом или платиной, затем ее снова обжигают.

Выделяют три дополнительные техники

На майолику нанесена надглазурная краска, окрашенная в разные цвета. Комплектуется золотом, декором из кобальта, платиной. Они расписывают чайные сервизы, сервизы, сувениры и другие изделия. Пример — Городецкая роспись.

Картина противоположная: фон — синий кобальт, картина — надглазурная белая эмаль. На ярко-синем фоне белоснежные растения, животное или пейзаж.

Цвет костяного фарфора совершенно без узоров, иногда написан золотом или платиной, небольшие изображения. Допускаются оттенки: синий или цветной лак для ногтей.

Техника теневых мазков

Настоящий фарфор в Гжели всегда расписывается вручную, художники быстро делают и принты, которые в первую очередь имеют базовый тон. После обжига внешний вид готового изделия наполняется более чем двадцатью оттенками и полутонами.

Пятно с тенями создается кистью, на одной стороне которой собирается краска. При выполнении техники кисть совершает круговые движения. Начало рисунка — появится густой насыщенный цвет, постепенно он будет казаться светлее, а кончик окажется нежного бледно-голубого оттенка.

Тематика рисунка

Темы изображения условно можно разделить:

  • Животные — чаще всего петушок, птицы;
  • Растения — травы, деревья, ветки, зерна, побеги или ягоды;
  • Орнаменты: традиционные сети, усики, бусы, жемчуг, шашки;
  • Состав сюжета самый разнообразный.

Что нужно для создания узоров на бумаге?

При работе с детьми в подавляющем большинстве случаев для создания краски «Гжель» не используются традиционные инструменты из соображений безопасности (оксид кобальта, мастихины, реактивы и т.д.). Юные художники учатся рисовать узоры в этом стиле на бумаге.

Для комфортного рабочего процесса ребенок должен быть оснащен:

  • толстые листы белой бумаги или картона. Тонкие страницы деформируются под воздействием воды и краски, что сильно ухудшит внешний вид всей работы;
  • синие и белые краски. Не рекомендуется дарить ребенку больше цветов, чтобы лучше сформировать его представление о росписи Гжели. Для работы подойдет гуашь, масляные краски или насыщенная акварель;Гжельская роспись для детей. Картины, модели, пошаговое рисование, история, модели
  • кисточки (рекомендуется предоставить ребенку 2-3 вида кисточек, которые отличаются друг от друга толщиной);
  • палитра (юному художнику нужно будет смешать цвета, чтобы получить желаемый оттенок синего);
  • емкость с водой;
  • кусок ткани из натуральных материалов (при необходимости могут не только очистить руки, но и подкорректировать вновь нанесенное изображение на столешницу);
  • трафареты (особенно актуально, если рисованию учат маленького ребенка, не обладающего художественными навыками).

Мотивы и элементы

Гжель (детскую роспись будет легче освоить, если у них уже есть базовые навыки изобразительного искусства), с ярко выраженными узорами и характерными элементами орнамента, сегодня используется для украшения декора жилых или коммерческих помещений, игрушек и даже предметов одежды.

Гжельская роспись для детей. Картины, модели, пошаговое рисование, история, модели

Наиболее характерными чертами этого вида краски являются:

  • все элементы орнамента, независимо от общей сложности рисунка, прорисовываются вручную (изредка с использованием лекал);
  • строгое исполнение покраски на однотонных синих или белых обоях;
  • орнамент рисуется исключительно в синем или белом цвете (в редких случаях допустимо использование золотого или платинового оттенка);
  • наличие четких и резких цветовых переходов в дизайне гжельского орнамента;
  • если в контексте орнамента подразумевается использование разных оттенков синего, их последовательность должна быть максимально последовательной, несмотря на резкость переходов;
  • все элементы гжельской росписи, нанесенные на предмет, должны быть целостной композицией, выдержанной в теме (например, если чашка расписана цветами гжели, то каждый элемент ее декора должен визуально напоминать бутоны растений или их стебли).

Классические гжельские элементы:

  • растения (деревья, травы, цветы);
  • животные;
  • птицы;
  • орнамент (гжельские мотивы имеют линии);
  • многокомпонентные изображения с текстурой.

Техника росписи

Гжель (детская картина должна создаваться по общепринятому алгоритму) на этапах ее создания подразумевает последовательное нанесение мазков кисти на рабочую поверхность так, чтобы интенсивность цвета постепенно менялась от более светлого к более темному (или наоборот.). Движения кистью следует производить от центра использованного листа бумаги к его краям.

Объясняя юным художникам технику создания узоров Гжель, рекомендуется обращать внимание на:

  • насыщенность и ширина линий, нарисованных кистью;
  • положение стопки кистей на рабочей поверхности;
  • количество краски на кисти.

Гжельская роспись для детей. Картины, модели, пошаговое рисование, история, модели

Техника росписи гжели традиционно выглядит так:

  1. В палитре смешайте густые капли синего и белого цветов, затем, как бы извлекая краску кистью, растушуйте полутона орнамента.
  2. Создайте контур, используя классические штрихи, включая рисование линий, перемещая кисть в направлении, перпендикулярном положению мягкой части рабочего инструмента.
  3. Детализируйте изображение «волнистыми» мазками, предполагая попеременное сильное и слабое давление на кисть с последующим ее поворотом на 180 градусов по краю рабочей поверхности.
  4. При необходимости заполните пробелы светлыми пятнами, которые следует нарисовать легким прикосновением кисти к поверхности используемого листа бумаги.

Приемы росписи гжели

Применяются сложные методы нанесения краски, ведь Гжель — это ручная роспись кистями по обожженному фарфору. Современная техника отличается от той, что использовалась раньше. Древние мастера писали рассказы «с глаз долой». В процессе рисования они рисовали, обогащая его новыми составляющими. Теперь вся текстура обрабатывается заранее и затем наносится без существенных изменений. Основные приемы делятся на:

  • направления нанесенных линий;
  • положение кисти при рисовании;
  • длина стопки используемого инструмента.

Базовая техника рисования состоит из нескольких техник:

  1. Ситчик. Кончиком длинных волос кисти прорисовываются мелкие детали.
  2. Китайский мазок. На широкую кисть берутся два оттенка и рисунок раскрашивается непрерывно, пока не уменьшится насыщенность.
  3. Пятно тени. В этом случае синий цвет на кисти имеет более плотный оттенок, а белый образует узкую полосу. Картина Гжель в этом случае получает «тень».

Как сделать трафарет для росписи под гжель?

Сделать узор гжель можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества прекрасно смотрятся на самых разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета вам понадобятся:

  • лист формата А4;
  • роспись гуашью;
  • кисти №1,2,3,6,8;
  • шпатель, палитра;
  • воды.

Например, рассмотрим роспись гжельской тарелки, изображение птицы:

  1. Смешайте краску на палитре мастихином.
  2. Щетка для окунания No. 8 разбавленной темперой, чтобы с одной стороны было больше цвета.
  3. Опираясь мизинцем на простыню, сделайте серповидный мазок. Он представляет собой бюст.
  4. Каплевидной техникой и короткими штрихами прорисовываются бедра и начало крыльев.
  5. Волнистыми движениями сформируйте хвост.
  6. # 3 нарисуйте контур крыла темным оттенком.
  7. Кистью №1 нарисуйте мелкие детали.
  8. Эскиз переносится с бумаги на объект.

Способ изготовления посуды промысла гжель

Весь процесс можно разделить на пять этапов.

Создается зазор — специальными щипцами на гончарном круге создается форма. Фарфоровая масса выливается в форму. Там вылетает. Каждый элемент блюда (ручки для кувшина или миски с конфетами, мотивы для подсвечника или масленки) переливается в разные формы.

Приготовление и первое приготовление: объект вручную шлифуется, чтобы равномерно перекрывать рисунок, затем готовка, на которой блюда находятся в течение 8 часов.

Контроль и первая браковка: изделие окунается в фуксин, краснеет, обнаруживаются все дефекты или трещины. Если брак не может быть исправлен, его отправляют на расторжение.

Живопись: каждый мастер владеет своей уникальной техникой и в конце делает подпись работы. Затем он вручную окунает готовые блюда в парафиновую ванну, а затем в глазурь.

Второе приготовление — после обмакивания в горячую глазурь блюда готовятся 18 часов.

После всех этапов современная посуда принимает свою готовую форму.

Развитие ремесла

Точно неизвестно, как возникла лодка. Но история его развития обретает более ясные черты. Известно, что в XVI веке гжельские мастера привезли в Москву запасы посуды, а глина — в Яузскую слободу для гончаров. Мастера Гжели любили посещать местные ярмарки, где знакомились с гончарным и гончарным изделиями мастеров из других регионов страны.

кувшин-гжели

Некоторые искусствоведы считают, что пик развития Гжели и зарождение ее особого направления можно связать с 70-80-ми годами XVIII века. Затем город стал центром русского производства майолики с высоким художественным содержанием. Но особенность кустарного промысла в том, что не только завод занимался популяризацией декоративно-прикладного искусства, многие мастера оттачивали технику росписи Гжели в домашних мастерских.

Активно закупались кувшины, закваски и кумган у местных ремесленников. Блюда были приготовлены как с изображением пейзажей, так и с изображением людей. Мастера Гжели любили готовить блюда с юмористическими рассказами.

gzhelskaya_rospis

Перелом в истории Гжели наступил в 1800 году. Братьям Куликовым из села Володино удалось найти смесь белой майолики. И реакция на открытие была быстрой: через год-два (точной даты нет) здесь открыли фарфоровый завод. Классическим цветом майолики стал считаться синий: контурные изображения он заменил полихромной краской. И дело в элементарной практичности: синий цвет стал чаще появляться на изделиях мастеров, так как имел отличную связь с эмалью.

Другие краски производили больше отходов во время обжига. Можно было бы придумать легенду о выборе доминирующего синего цвета, но без этого прозаического исторического факта невозможно будет сказать, как появилась «та самая Гжель.

Несмотря на внушительную популярность и востребованность, Гжель как искусство может исчезнуть. Если в конце 18 века над картиной работали мастера 50 фабрик, то спустя столетие мастерство оказалось на грани исчезновения. Промышленный поворотный момент, сделавший литье и ручную роспись устаревшими. Из соображений экономической выгоды предприятия перешли на производство технического фарфора. Начали теряться секреты гжельской техники.

И первая половина двадцатого века, с разрухой, войнами, голодом, репрессиями, никак не помогла восстановить древнее ремесло. Для Гжели история рыболовства могла бы так закончиться, но в середине прошлого века случилось чудо.

Мастера гжели

Коллекционеры со всего мира хорошо знакомы с техникой, творчеством, фамилиями и биографиями выдающихся древних и современных мастеров гжельского фарфора. Самые известные — Розанов, Царегородцева, Окулова. Музеи стремятся выставлять работы Азаровой, Денисова. В музеях Санкт-Петербурга и Москвы экспонируются произведения Бессарабовой. Бесчисленные произведения разбросаны по частным коллекциям. У каждого мастера свой неповторимый бренд.

Отличить от подделок

В первую очередь нужно обратить внимание на метки, которые всегда наносятся под эмалью, а значит, ее нельзя стереть.

Подпись и печать

Подпись и печать
Подпись и печать

На нем указывается логотип компании производителя или имя мастера, если работа оригинальная.

С годами бренд менял свой внешний вид. На экспорт шла продукция с английской печатью.

В советский период

В советский период
И, конечно, даже неопытным глазом можно заметить разницу в рисовании: настоящий художник всегда прописывает детали, применяет множество техник, а несколько синих мазков случайным образом наносятся на поддельные изделия.

Цветовая гамма гжельской росписи

Роспись Гжели изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно эта характеристика этого вида искусства затрудняет выполнение новичков даже в настоящее время. Не все художники могут создать красивый рисунок, используя ограниченное количество цветов.

Гжельская роспись для детей. Картины, модели, пошаговое рисование, история, модели

Основными красками, использованными мастерами в росписи Гжели, являются:

  • белоснежный цвет (всегда используется как фоновый градиент, так как не выделяет контрастную краску, которой создается основной орнамент);
  • все оттенки синего, самые популярные из которых — темно-синий и нежно-голубой;
  • кобальтовый цвет (темный оттенок);
  • цвет краски белый (применяется для зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне — наоборот, по сравнению с классической гжельской росписью);
  • золото (современное нововведение художников, стремящихся расставить акценты в самостоятельно созданном образе с помощью благородного оттенка золота);
  • платина (используется редко, также для акцентирования внимания наблюдателя на конкретных деталях орнамента).

Традиционная роспись

Все-таки сине-белая Гжель признана традиционной. Недаром ее прозвали «Синь России». Рисунок выполняется специальным составом краски на основе оксида кобальта мазком кисти.

Чайник с золотом
Чайник с золотом

Окрашенное изделие окунают в белую эмаль и запекают в духовке при температуре около 1400 ° С. После обжига глазурь становится прозрачной, изделие приобретает блестящий блеск и твердость, а рисунок предстает во всем великолепии, играя оттенками цвета от нежно-синего до темно-синего.

Сервис, гжель китайский завод
Сервис, гжель китайский завод

Иногда поверх уже приготовленной глазури на кобальтовый мотив наносится очень тонкий золотой или платиновый орнамент, и продукт снова запекается в духовке.

Особенности гжельской росписи

Живопись Гжели легко узнать среди других направлений. Его фирменный стиль — синие и голубые мотивы на ослепительно белом фоне.

Кобальт используется как краска для рисования. В процессе приготовления он приобретает свой характерный синий цвет.

В изображениях использованы геометрические пояса, цветочные мотивы и растительный орнамент. На крупных объектах можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигур людей и животных.

Фарфоровые фигурки.

Ежик, корова и лошадь.

Рисунок на керамике нанесен вручную кистью. Это позволяет оксиду кобальта создавать изображения самых разных оттенков, от темно-синего до приглушенного.

Лубочная гжель

Этот вид гжельской росписи получил распространение в 18 веке появился, когда многие мастера стали проходить обучение на Гребенщиковском заводе в Москве. Вся посуда была расписана орнаментом зеленого, желтого, синего и пурпурно-коричневого цветов на белом фоне. Обычно они изображали образы в стиле популярного тогда принта. Часто в центре картины была птица, дом, позже — люди и животные. Теперь эта картина потеряна.

Кувшины, лубок гжель
Кувшины, лубок гжель

Надглазурная гжель

Самый красивый вид гжельской росписи, он же самый древний. Речь идет о росписи цветными красками, которые наносятся поверх глазури. Это особенно сложный и трудоемкий метод. Эти изделия проходят три, а иногда и четыре обжига.

Пластина
Пластина

«Если в изделии есть детали темно-синего цвета, то после варки отходов наносится кобальтовая подглазурная краска. После эмалирования и обжига при высокой температуре изделие окрашивается цветными красками и снова запекается в духовке, уже при более низкой температуре. Расписное изделие декорируют золотом и снова отправляют в духовку для окончательной фиксации рисунка».

Чайная пара
Чайная пара

Стоят такие гжельские тарелки довольно дорого, но они выглядят как «дворцовые».

Глухой кобальт

Удивительный эффект при взгляде на гжельскую роспись. Это похоже на «зеркальное отражение» обычного бело-голубого гжеля. Кобальт покрывает всю поверхность изделия, затем наносится глазурь. После обжига наносится рисунок бело-золотой краской.

Вазы кобальтовые
Вазы кобальтовые

Белый и костяной фарфор

Гжельский фарфор высшего качества. Его откровенностью восхищались и Петр I и Ломоносов. Поэтому завод «Гжель» производит чисто белые блюда или наносит на них нежный золотистый узор. Это делает его еще белее.

Сервис
Сервис «Пион»

Основные понятия и история возникновения

Живопись Гжели известна не только жителям России и всего постсоветского пространства, но и далеко за ее пределами. Нежные узоры нежно-голубого и темно-синего цветов, нанесенные на тонкий фарфор или белоснежную керамику, стали популярными во всем мире, ведь посуда и другие изделия, оформленные в этой технике, идеально вписываются практически в любой интерьер. Это удовольствие стоит больших денег, как и многие другие популярные поделки, в основе которых лежит ручной труд.

Название техники имеет балтийские корни, но происходит от одноименного русского села, расположенного в ближайшем Подмосковье. Некоторые исследователи считают, что название картины может происходить от прусского слова, буквально переводимого как «куст». Относительно истории гжельской рыбалки сегодня известны следующие факты:

  1. Первое упоминание об этом регионе, который в итоге стал крупнейшим центром гончарного дела, относится к 1328 году, но затем здесь развилось другое ремесло.
  2. Ситуация изменилась только в 17 веке, когда в 1663 году по приказу русского царя Алексия началась массовая добыча местной глины, называемой гжель. В то время основное предназначение сырья сводилось к изготовлению различных аптечных и алхимических сосудов. Девственную белизну фарфорового обжигового материала отметил и известный русский ученый Ломоносов, который писал, что ему нет равных нигде в мире.
  3. К середине следующего века Гжель получила широкое распространение, ее использовали для изготовления посуды, печей и даже игрушек, тысячи которых были экспортированы в Москву и другие крупные города. Но все изменилось после того, как местные мастера начали делать майолику, уделяя особое внимание кувшинам и другим контейнерам для жидкостей. Незатейливые узоры и фактуры с ироничным подтекстом так полюбились и укоренились в народе, что Гжель приобрела иное значение.
  4. К 1812 году на месте села выросло 25 предприятий по производству посуды, изготовленной по особой технологии. На игрушках и других изделиях, уцелевших до нашего времени, можно было увидеть подписи лучших мастеров того времени. В качестве моделей использована тема флоры и фауны, представленная в виде трав, цветов, причудливых птиц, лошадей и других подобных элементов.
  5. Незадолго до этого в другом подмосковном поселке Минино была обнаружена светло-серая глина, из которой впоследствии сделали более дешевый материал — полуфаянс. Полученное сырье было менее стойким, чем терракота, и было довольно грубым. К тому же в то время мастера не ограничивались одной синей краской, используя для своего нанесения другие яркие оттенки и специальные кисти. Со временем в селе Володино удалось найти белую глину для изготовления майолики высшего качества.
  6. Начало производства гжельского фарфора было положено на Куликовском заводе. Его основатель был настоящим поклонником своего дела, учился в другом заведении в Перово. Он работал самостоятельно, наняв нескольких гончаров в качестве помощников. Вскоре они украли секрет ее технологии, открыв собственные фабрики по производству гжельского фарфора.
  7. Расцвет мастерства пришелся на начало 19 века, когда были созданы лучшие образцы за всю историю его существования. Однако уже во второй половине века фабрики пришли в упадок, и все производство было сосредоточено в руках мастера Кузнецова. После революции его заводы были переданы народному хозяйству, после чего ремесло фактически прекратило свое существование.

К счастью, его удалось реанимировать, хотя и не в прежних размерах. Реставрация началась в середине прошлого века, а совсем недавно легендарному ремеслу исполнилось 670 лет.

Гжельский фарфор

Традиционный гжельский фарфор

Гжельский фарфор

Составление сообщения о технике

Роспись по гжели — очень интересная тема, которая обязательно запомнится ценителям народного творчества и любителям домашнего уюта, ведь подавляющее большинство изделий предназначено для использования в быту и декорировании интерьеров. Но если ребенку предстоит написать отчет по поделке, то необходимо адаптировать рассказ для школьной аудитории, дополнив наглядными рисунками, фотографиями или даже оригинальными образцами. Текст лучше всего составлять по следующей схеме:

  1. Введение, состоящее из нескольких предложений. Следует кратко описать технологию и ее роль в национальной экономике.
  2. Основной текст условно разбит на несколько частей. Во-первых, можно рассказать о том, где зародилось ремесло, а также указать его основные достопримечательности. В следующей части обязательно нужно рассказать историю развития ремесла и дать его описание, подкрепив предоставленную информацию интересными фактами.
  3. Заключение должно быть кратким, как введение, после чего можно прикрепить дополнения, использованные в отчете (иллюстрации, фотографии и т.д.).

Во время репортажа рекомендуется показывать фотографии (это может быть не только картина и все ее образцы, но и фото села, где добывали сырье, а также крупнейших заводов по производству Гжели) это более понятно и увлекательно.

Изделия

В отделах сувениров, посуды или интернет-магазинах можно выбрать товары на самый взыскательный вкус. На сайтах производителей можно найти любую информацию о товаре, ознакомиться с биографией мастеров и описанием изделия.

Подсвечник — «Жара», икорное блюдо «Жар-птица», блюдо гжельское, фарфор — «Люкс», «Классик», блины.

Гжельская посуда отличается не только орнаментом, но и большим выбором форм: чайные пары, различные сервизы, кофейные сервизы, чайники с расписной чашкой и ложкой, цветочные горшки, разделочные доски, сахарницы, розетки различной формы и размера, тарелки и циновки, самовары.

Сувениры в виде шкатулок, фигурок животных, подносов, сказочных персонажей; Пасхальные яйца, матрешки, колокольчики, календарный лист, кружка пива.

Читайте также: Гжель в современном интерьере: плитка для кухни

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector