Элементы гжельской росписи: роспись силуэтов посуды

Роспись
Содержание
  1. История возникновения и происхождение названия
  2. Развитие гончарного искусства на Руси
  3. Промышленный кризис и упадок народного творчества
  4. Гжельская роспись сегодня
  5. Сине-голубой прорыв Бессарабовой
  6. Китайцы, немцы и суздалец Виноградов
  7. Империя Кузнецовых: из крестьян в фабриканты
  8. Церковь – эмблема
  9. Способ изготовления изделий
  10. Цветовая гамма гжельской росписи
  11. Традиционная роспись
  12. Особенности гжельской росписи
  13. Лубочная гжель
  14. Надглазурная гжель
  15. Глухой кобальт
  16. Белый и костяной фарфор
  17. Элементы гжельской росписи
  18. Особенности гжельского фарфора
  19. Технология росписи
  20. Основные типы рисунка
  21. Что нужно для создания узоров на бумаге?
  22. Мотивы и элементы
  23. Техника росписи
  24. Приемы росписи гжели
  25. Как сделать трафарет для росписи под гжель?
  26. Как отличить подделку от подлинной Гжели
  27. Фаянсовые «дублёры»
  28. Несовершенный дизайн
  29. Тематика рисунка в стиле гжель
  30. Растительная
  31. Орнаментные узоры
  32. Сюжетная роспись
  33. Характерные черты росписи
  34. Основные цвета
  35. Элементы и узоры гжельской росписи

История возникновения и происхождение названия

Гжель

Ремесло получило свое название от поселка «Гжель» в Подмосковье, известного месторождениями высококачественной глины, а также мастерами керамики. Спустя некоторое время здесь зародился знаменитый русский вид народных промыслов. Известно, что определенный вид бизнеса появляется именно там, где находится его собственный материал.

Развитие гончарного искусства на Руси

Развитие гончарного дела на Руси в районе Гжели началось в 4 веке до нашей эры, а уже в 9 веке земля Гжель стала центром производства гончарных изделий на Руси. Именно там русские гончары изготавливали керамику для самого великого князя Ивана Калиты.

Гжель

Благодаря появлению новейших технологий и росту мастерства гончаров производство керамики увеличилось, и в начале 18 века стали производить фарфор и полуфаянс, окрашенные синей краской, которая впоследствии стала символ гжельских инструментов. Первоначально золотые тона, которые были модными в то время, также использовались в окрашенном фарфоре.

Промышленный кризис и упадок народного творчества

В конце XIX — начале XX века в России произошел промышленный кризис, который также сильно отразился на народном творчестве. Однако со второй половины прошлого века производство керамических изделий было возобновлено. Тогда же было организовано добровольное объединение ремесленников, которое разработало новый дизайн росписи фарфора синей краской на белом фоне. В основе синей краски лежал кобальт, с помощью которого изделия не меняли свой насыщенный синий цвет на протяжении многих лет. Даже сегодня невозможно отличить изделия тех времен от изделий современников.

Гжель

Подводя итоги, можно сказать, что и сейчас гжельские мастера чтят традиции росписи, и сегодня Гжель — главное декоративно-прикладное искусство России, востребованное в других странах мира!

Гжельская роспись сегодня

Иначе нельзя назвать чудом, что в конце 40-х годов ХХ века два подвижника, Н. Бессарабов и А. Салтыков, взяли за основу старые образцы и возродили приемы живописи, которые фактически считались утерянными. Тот же фарфор с кобальтовой подглазурной краской, узнаваемый и ассоциируемый в мире со словом гжель, защищал историю от двух человек.

А вслед за ними возродить ремесло устремилась плеяда выдающихся художников: Дунашова, Азарова, Окулова — имена, известные тем, кто работает в живописной технике Гжели.
набор-посуды-гжели

Гжельский фарфоровый завод радует поклонников живописи, которые сегодня душевно близки каждому русскому человеку. Посуда, вазы, подсвечники, шкатулки, камины, люстры, чайники: это небольшая часть продукции, поставляемой фабрикой. Примечательно, что династии Гжели работают: старший в семье познакомил младшую с картиной, и древнерусское искусство стало для человека линией жизни.

Гжель, происхождение которой восходит к XI-XIII векам, по праву считается национальным достоянием России. Голубое небо, белые церкви, золотые купола церквей (в современной Гжели часто используется позолота) — это понятный визуально-культурный код для русского человека. Трудно найти аналог тонкого «мазка тенями» по Гжели, мазок помог выявить тонкие оттенки синего.

Следующие страницы истории русского мастерства не могут быть менее яркими: ручное творчество возрастает в цене, а возвращение к истокам становится личной ценностью.

Сине-голубой прорыв Бессарабовой

Теперь самое интересное. Многие думают, что бело-голубая Гжель имеет давнюю историю. Но это далеко не так. Голубой Гжель стала только в 1944 году, когда художница Наталья Бессарабова и искусствовед Александр Салтыков прибыли на заброшенную фабрику в селе Турыгино (одно из селений «Гжельского леса»). Перед ними стоит задача возродить производство гжельского фарфора в России, но сделать посуду доступной для советских покупателей.

наталья Бессарабова

В каком направлении идти? Наталья Бессарабова потом вспомнила ход своих рассуждений: четырехкамерный фарфор Кузнецова очень дорогой, возвращение к старой гжели (майолике) «рафийная туфля» — шаг назад: люди уже привыкли к более качественной продукции. И было решено поэкспериментировать с краской. Наталья Ивановна предлагает использовать дешевый и демократичный оксид кобальта для окраски фарфора, который после обжига при высоких температурах меняет цвет с серого на небесно-голубой. Дешево и красиво!

Образец с кобальтовой краской перед обжигом

Покраска кобальтом после обжига

Покраска кобальтом после обжига

Следует отметить, что ничего нового в этой технологии не было: ранее кобальт активно использовался в Нидерландах для покраски плитки. Так что советские художники просто переняли и продолжили европейскую традицию.

Перед искусствоведом Александром Салтыковым стояла другая задача — как красить изделия, что брать за основу? И создает Азбуку мазков в Гжели (которая включает около 300 элементов), где основные приемы заимствованы из «старой» Гжели (цветная майолика).

Азбука выстрелов

Все эти сети, веточки, птички, розы — типичные фактуры цветных тарелок ремесленного прошлого промысла.

Майолика

Сама технология сводится к двум обжигам и значительно удешевляется, а картина становится подглазурной. Проблема была решена: Гжель обрела второе дыхание. Так был создан новый экономический (и уже советский) бренд, который очень скоро с грохотом разнесется по миру и станет сине-белым символом России.

Полезная информация:

  • Гжель расположена в 160 км от Владимира в Раменском районе Московской области. Он расположен всего в 60 км от Москвы.
  • На территории «Гжельского леса» работает много предприятий, все они производят настоящую «Гжель.
  • вы можете заказать организованную экскурсию на производство Гжельского фарфорового завода, все подробности на сайте компании.
  • На территории завода работают два фирменных магазина, в которых продукцию можно приобрести по довольно доступным ценам.

Китайцы, немцы и суздалец Виноградов

Фарфор мира был изобретен очень давно. Уже в пятом веке до нашей эры в Китае были изделия, похожие на фарфор, рецепт которых держался в строжайшем секрете.

Китайский фарфор

Китайцы первыми в мире научились делать фарфор

Своим путем пошли немцы, которые независимо от Китая изобрели собственную технологию обработки белой глины и получили собственную качественную массу. Первая в Европе масонская фарфоровая фабрика открылась в Саксонии в 1710 году после изобретения «твердого фарфора» местными учеными Иоганном Фридрихом Беттгером и Эренфридом Вальтером фон Кирехаусом».

Чайные лепешки от фабрики Maison (Германия)

Кружки фабрики Mason (Германия)

В России ее «белое золото», а именно так называемая фарфоровая императрица Елизавета Петровна, появилось гораздо позже, в 1746 году. И его изобрел уроженец Суздаля, ученый, горный инженер, друг Михаила Васильевича Ломоносова — Дмитрий Иванович Виноградов.

Виноградов

Фарфоровая масса до сих пор готовится по рецепту Виноградова

Фарфоровый ангоб (глиняная масса) современного производства

это была непростая задача, которую дочь Петра Великого поставила перед лучшими умами государства. Елизавета Петровна, любившая, как и ее отец, все новое и прогрессивное, позвонила Михаилу Васильевичу Ломоносову, чтобы поручить ему управление фарфоровыми проблемами. Однако вместо этого он предложил своего друга Дмитрия Виноградова. Дмитрию Ивановичу была приписана небольшая мастерская на одном из петербургских предприятий (в 1744 году здесь был основан «Невский фарфоровый завод», будущий Императорский фарфоровый завод).

Начинаются исследования и эксперименты. И вскоре ученый-химик нашел излюбленный рецепт русского фарфора, и таким образом было основано первое производство фарфора в России. Интересно, что Дмитрий Иванович Виноградов привез белую глину для своих первых опытов из подмосковной Гжели. Кстати, по качеству он считался лучшим в мире.

Месторождения белой глины в Гжели

Месторождения белой глины в Гжели. Фото: правазащита38.рф

примечательно, что сначала русский ученый был направлен в подмастерья к немцу Гунгеру, который был уволен из Германии (на колоссальную сумму в 5000 рублей в год) как человек, владевший секретами производства фарфора. Однако позже выяснилось, что немец был шарлатаном, который не владел никакими секретами, а лишь пытался украсть открытия своего русского подчиненного. Все самостоятельные попытки приглашенного специалиста получить фарфор окончились неудачей.

Технология производства фарфоровых масс не менялась с 1746 года.

Империя Кузнецовых: из крестьян в фабриканты

Гжельский фарфоровый завод в Раменском районе Подмосковья — старейшее предприятие, основанное кузнецовскими промышленниками и продолжающее их традиции сегодня. В 1818 году конкретный крестьянин Яков Кузнецов, старообрядец, занимавшийся кузнечным делом, установил в Гжели большую кузницу, то есть печь для обжига гончарных изделий.

яков кузнецы

Оборудование отапливалось березовыми дровами. История кузнецовского фарфора начинается с этой шестиметровой круглой кузницы с огромной трубой для хорошей тяги.

Печь для керамики

Конкуренция между тремя основными производителями фарфора в России была жесткой. Все были настроены на массовое производство посуды высочайшего качества, стремились сделать свою продукцию элитной, максимально автоматизировать линии за счет внедрения современного оборудования. Это был настоящий конкурс фарфора.

Церковь – эмблема

Интересный факт! На каждом изделии Гжельского фарфорового завода стоит штамп с изображением старинной церкви Георгия Победоносца. Это родовой храм производителей Кузнецовых, построенный в деревне Новохаритоново в 1912 году.

Церковь Георгия Победоносца в Новохаритоново

В советские годы церковь была разрушена и заброшена. Символично, что история его возрождения совпадает с историей возрождения фарфора Кузнецовыми.

Клеймо гжели

Способ изготовления изделий

Гжельская рыбалка требует от мастера лётной фантазии и смекалки. Для изготовления посуды обычно берут фарфор или фаянс. Первые более хрупкие и тонкие.

Процесс создания шедевра состоит из нескольких этапов:

  • Формирование произведения.
  • Подготовка к розыгрышу и первой стрельбе.
  • Контроль и проверка брака.
  • Рисование.
  • Рестарт.
Белый цвет создан по эскизам художника. Он изготовлен на гончарном круге с помощью специальных плоскогубцев. После того, как глиняный «слиток» сформирован, нельзя заливать жидкую фарфоровую массу, которая постепенно застывает. Поскольку глина хорошо впитывает влагу, процесс не занимает много времени.

Все детали изделия созданы в разной форме, поэтому от мастера требуется быть внимательным и внимательным.
Далее следует подготовка к нанесению модели. Изделие отполировано, поэтому орнамент получился плоским. Затем промываются стыки разных деталей, неровности сглаживаются поролоновым валиком. Следующий шаг — приготовление в духовке. Процесс занимает восемь часов.

Контроль качества и проверка дефектов обязательны. Раствор Фуксина применяется для выявления дефектов. Он накапливается в неровностях продукта и приобретает интенсивный красный цвет. Это также помогает обнаружить швы низкого качества.

Для устранения недостатков используйте валик или нанесите шлифовку. Если дефект не удается исправить, продукт выбрасывают и переплавляют.

Затем начинается один из важнейших этапов: покраска. У каждого мастера своя уникальная техника рисования. Несущие части обработаны парафином. Для этого статуэтку погружают в теплый раствор. Затем продукт снова окунают в глазурь и отправляют на повторную варку. На это уходит около восемнадцати часов.

Цветовая гамма гжельской росписи

Роспись Гжели изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно эта характеристика этого вида искусства затрудняет выполнение новичков даже в настоящее время. Не все художники могут создать красивый рисунок, используя ограниченное количество цветов.

Гжельская роспись для детей. Картины, модели, пошаговое рисование, история, модели

Основными красками, использованными мастерами в росписи Гжели, являются:

  • белоснежный цвет (всегда используется как фоновый градиент, так как не выделяет контрастную краску, которой создается основной орнамент);
  • все оттенки синего, самые популярные из которых — темно-синий и нежно-голубой;
  • кобальтовый цвет (темный оттенок);
  • цвет краски белый (применяется для зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне — наоборот, по сравнению с классической гжельской росписью);
  • золото (современное нововведение художников, стремящихся расставить акценты в самостоятельно созданном образе с помощью благородного оттенка золота);
  • платина (используется редко, также для акцентирования внимания наблюдателя на конкретных деталях орнамента).

Традиционная роспись

Все-таки сине-белая Гжель признана традиционной. Недаром ее прозвали «Синь России». Рисунок выполняется специальным составом краски на основе оксида кобальта мазком кисти.

Чайник с золотом
Чайник с золотом

Окрашенное изделие окунают в белую эмаль и запекают в духовке при температуре около 1400 ° С. После обжига глазурь становится прозрачной, изделие приобретает блестящий блеск и твердость, а рисунок предстает во всем великолепии, играя оттенками цвета от нежно-синего до темно-синего.

Сервис, гжель китайский завод
Сервис, гжель китайский завод

Иногда поверх уже приготовленной глазури на кобальтовый мотив наносится очень тонкий золотой или платиновый орнамент, и продукт снова запекается в духовке.

Особенности гжельской росписи

Живопись Гжели легко узнать среди других направлений. Его фирменный стиль — синие и голубые мотивы на ослепительно белом фоне.

Кобальт используется как краска для рисования. В процессе приготовления он приобретает свой характерный синий цвет.

В изображениях использованы геометрические пояса, цветочные мотивы и растительный орнамент. На крупных объектах можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигур людей и животных.

Фарфоровые фигурки.

Ежик, корова и лошадь.

Рисунок на керамике нанесен вручную кистью. Это позволяет оксиду кобальта создавать изображения самых разных оттенков, от темно-синего до приглушенного.

Лубочная гжель

Этот вид гжельской росписи получил распространение в 18 веке появился, когда многие мастера стали проходить обучение на Гребенщиковском заводе в Москве. Вся посуда была расписана орнаментом зеленого, желтого, синего и пурпурно-коричневого цветов на белом фоне. Обычно они изображали образы в стиле популярного тогда принта. Часто в центре картины была птица, дом, позже — люди и животные. Теперь эта картина потеряна.

Кувшины, лубок гжель
Кувшины, лубок гжель

Надглазурная гжель

Самый красивый вид гжельской росписи, он же самый древний. Речь идет о росписи цветными красками, которые наносятся поверх глазури. Это особенно сложный и трудоемкий метод. Эти изделия проходят три, а иногда и четыре обжига.

Пластина
Пластина

«Если в изделии есть детали темно-синего цвета, то после варки отходов наносится кобальтовая подглазурная краска. После эмалирования и обжига при высокой температуре изделие окрашивается цветными красками и снова запекается в духовке, уже при более низкой температуре. Расписное изделие декорируют золотом и снова отправляют в духовку для окончательной фиксации рисунка».

С сайта Гжельского фарфорового завода

Чайная пара
Чайная пара

Стоят такие гжельские тарелки довольно дорого, но они выглядят как «дворцовые».

Глухой кобальт

Удивительный эффект при взгляде на гжельскую роспись. Это похоже на «зеркальное отражение» обычного бело-голубого гжеля. Кобальт покрывает всю поверхность изделия, затем наносится глазурь. После обжига наносится рисунок бело-золотой краской.

Вазы кобальтовые
Вазы кобальтовые

Белый и костяной фарфор

Гжельский фарфор высшего качества. Его откровенностью восхищались и Петр I и Ломоносов. Поэтому завод «Гжель» производит чисто белые блюда или наносит на них нежный золотистый узор. Это делает его еще белее.

Сервис
Сервис «Пион»

Элементы гжельской росписи

Люди в своих работах отражают фактуры окружающей действительности. Элементы росписи Гжели имеют ярко выраженную фактуру:

    1. Овощи. Классический стилизованный растительный образ с четко очерченными деталями.

2. Животные в основном представлены птицами.

3. Орнаментальный стиль. Узоры наносятся в виде сеток: «капли», «антенны», «гребешки», «травинки» и др. обычно «пешки» ставятся на край досок краской «Гжель

4. Тематические композиции. Типичные рисунки из жизни людей: ярмарки, зимние прогулки, крестьянские избы, церкви, современные темы.

Особенности гжельского фарфора

Продукция крупнейшего керамического центра России легко узнается не только знатоками, но и людьми, далекими от керамики. Гжель сразу выделяется своеобразной бело-голубой цветовой гаммой и решительно «народным» мотивом. Компании, работающие под этим брендом, не ограничиваются исключительно посудой и небольшой скульптурной пластикой. В их ассортимент входят:

  • смотреть;
  • лампы и люстры;
  • подсвечники и вазы;
  • предметы интерьера;
  • стационарный;
  • спортивные кубки;
  • сувенирная продукция, в том числе памятные магниты;
  • атрибуты церкви:
  • напольная плитка.

Изготовлен из гжельского фарфора

Красивый темно-синий цвет придает оксид кобальта — единственный краситель, который используется в классической подглазурной краске «Гжель». Пигмент крайне капризен и при неправильном приготовлении легко меняет цвет: темнеет или пригорает, становясь пепельно-серым. В керамике в стиле модерн это свойство кобальта часто использовалось для создания особой приглушенной гаммы. Но мастера Гжели стараются избежать потери ярко-синего цвета, который придает их продуктам сочность и «радость.

В сыром виде кобальт имеет черный цвет и только после обжига приобретает сложный ультрамариновый оттенок. Яркость цвета усиливает прозрачная эмаль: изделия погружаются в нее сразу после покраски.

Гжельская роспись фарфора

Фарфоровая масса, из которой изготовлены изделия, уникальна по составу. Добавки в него, которые мастера держат в секрете, упрощают обработку материала, делая его более «реактивным», а также исключительно гладким. Но в изделиях гжельских фабрик уже невозможно найти знаменитую местную глину, которая когда-то также использовалась для изысканных царских сервизов. Месторождения давно истощены, и сегодня добыча ведется на импортном сырье, в основном украинском.

Технология росписи

Перед тем, как приступить к декорированию изделий, их отправляют на короткую варку, а затем обмакивают в фуксин — красную анилиновую краску, на которой видны мельчайшие трещинки или раковины (впадины). Дефектные копии удаляются до начала рисования, чтобы художники не тратили зря свою работу. При повторном обжиге при 1350-1400 ° С фуксин бесследно выгорает, и осколок снова становится белоснежным. Именно на этапе проверки продукция, прошедшая отбор, маркируется известным брендом «Гжель.

Технология росписи гжель

Затем настала очередь живописи. Наносится исключительно вручную с использованием разного количества беличьих кистей. Художественный инструмент отличается особой мягкостью и пластичностью. Только беличьи волосы позволяют добиться максимальной эластичности цвета — до 30 градаций тона одним взмахом.

Мастера Гжели осваивают кисть, точно зная, сколько кобальта нужно набрать за раз и с каким нажимом рисовать рисунок. Большинство из них учатся в местном художественно-промышленном институте, созданном на базе дореволюционного отделения Строгановского училища. Университет спасает от вырождения уникальную технику росписи кобальтом. В постперестроечный период появилось много кооперативов, производящих продукцию «а-ля гжель», и стандарты качества резко упали.

Расписан на гжельском фарфоре

Известно около 300 видов ударов Гжели. Основные элементы наносятся широкой кистью, а затем детали раскрашиваются тонкой. Большинство изображений начинается с обводки капли. С его помощью созданы красивые розы, сказочные огненные птицы, ягоды и многие другие узоры. Если вы увеличите давление на кисть вверху и ослабите его внизу, вы получите знаменитый «теневой мазок», который придает объем. Техника была известна задолго до гжельских мастеров, но именно они усовершенствовали ее, подняв до недосягаемого уровня.

Чтобы передать форму и перспективу предметов с помощью монохромного рисунка, нужно обладать специальными навыками. Профессионалы своего дела начинают свое обучение с 6 лет, тщательно копируя природные элементы: листья, травинки, ягоды, цветы. Тогда эти растительные мотивы лягут в основу уникальной росписи.

Фигурки из гжельского фарфора

Основные типы рисунка

Живопись Гжели называют сказочной из-за ярко выраженного фольклорного колорита. От мировых аналогов он отличается бело-голубой гаммой, в том числе голландскими образцами из Делфта, на которых ездили основатели первых подмосковных заводов.

Чаще всего фарфор изображают:

  1. Растительный мир. Стилизованные цветы и травы — в центре работ мастеров. Подобными мотивами часто украшают не только посуду и предметы интерьера, но и статуэтки. Несмотря на некоторые условности, изображения легко узнаваемы. Например, от крыжовника легко отличить ягоды смородины, а от полевой ромашки — пышный розовый бутон.
  2. Геометрический орнамент. Есть несколько популярных разновидностей: кобальтовая сетка, усики, травинки, шашки и золотые пласты.
  3. Мир животных. Здесь преобладают рисунки птиц, в том числе фантастические.Гжель растительный орнамент
  4. Картинки по теме. В гжельском фарфоре раннего периода часто можно встретить зарисовки крестьянского быта, отличавшиеся большой реалистичностью. Сюда также входят пейзажи (в основном зимние) и архитектурные виды. В советское время фактурная роспись практически не встречалась, а сегодня, когда на месте одного завода появилось множество небольших частных мастерских, она переживает ренессанс.

Самый популярный мотив всех гжельских периодов — с 18 века до наших дней: птицы и розы.

Птицы на гжельском фарфоре

Что нужно для создания узоров на бумаге?

При работе с детьми в подавляющем большинстве случаев для создания краски «Гжель» не используются традиционные инструменты из соображений безопасности (оксид кобальта, мастихины, реактивы и т.д.). Юные художники учатся рисовать узоры в этом стиле на бумаге.

Для комфортного рабочего процесса ребенок должен быть оснащен:

  • толстые листы белой бумаги или картона. Тонкие страницы деформируются под воздействием воды и краски, что сильно ухудшит внешний вид всей работы;
  • синие и белые краски. Не рекомендуется дарить ребенку больше цветов, чтобы лучше сформировать его представление о росписи Гжели. Для работы подойдет гуашь, масляные краски или насыщенная акварель;Гжельская роспись для детей. Картины, модели, пошаговое рисование, история, модели
  • кисточки (рекомендуется предоставить ребенку 2-3 вида кисточек, которые отличаются друг от друга толщиной);
  • палитра (юному художнику нужно будет смешать цвета, чтобы получить желаемый оттенок синего);
  • емкость с водой;
  • кусок ткани из натуральных материалов (при необходимости могут не только очистить руки, но и подкорректировать вновь нанесенное изображение на столешницу);
  • трафареты (особенно актуально, если рисованию учат маленького ребенка, не обладающего художественными навыками).

Мотивы и элементы

Гжель (детскую роспись будет легче освоить, если у них уже есть базовые навыки изобразительного искусства), с ярко выраженными узорами и характерными элементами орнамента, сегодня используется для украшения декора жилых или коммерческих помещений, игрушек и даже предметов одежды.

Гжельская роспись для детей. Картины, модели, пошаговое рисование, история, модели

Наиболее характерными чертами этого вида краски являются:

  • все элементы орнамента, независимо от общей сложности рисунка, прорисовываются вручную (изредка с использованием лекал);
  • строгое исполнение покраски на однотонных синих или белых обоях;
  • орнамент рисуется исключительно в синем или белом цвете (в редких случаях допустимо использование золотого или платинового оттенка);
  • наличие четких и резких цветовых переходов в дизайне гжельского орнамента;
  • если в контексте орнамента подразумевается использование разных оттенков синего, их последовательность должна быть максимально последовательной, несмотря на резкость переходов;
  • все элементы гжельской росписи, нанесенные на предмет, должны быть целостной композицией, выдержанной в теме (например, если чашка расписана цветами гжели, то каждый элемент ее декора должен визуально напоминать бутоны растений или их стебли).

Классические гжельские элементы:

  • растения (деревья, травы, цветы);
  • животные;
  • птицы;
  • орнамент (гжельские мотивы имеют линии);
  • многокомпонентные изображения с текстурой.

Техника росписи

Гжель (детская картина должна создаваться по общепринятому алгоритму) на этапах ее создания подразумевает последовательное нанесение мазков кисти на рабочую поверхность так, чтобы интенсивность цвета постепенно менялась от более светлого к более темному (или наоборот.). Движения кистью следует производить от центра использованного листа бумаги к его краям.

Объясняя юным художникам технику создания узоров Гжель, рекомендуется обращать внимание на:

  • насыщенность и ширина линий, нарисованных кистью;
  • положение стопки кистей на рабочей поверхности;
  • количество краски на кисти.

Гжельская роспись для детей. Картины, модели, пошаговое рисование, история, модели

Техника росписи гжели традиционно выглядит так:

  1. В палитре смешайте густые капли синего и белого цветов, затем, как бы извлекая краску кистью, растушуйте полутона орнамента.
  2. Создайте контур, используя классические штрихи, включая рисование линий, перемещая кисть в направлении, перпендикулярном положению мягкой части рабочего инструмента.
  3. Детализируйте изображение «волнистыми» мазками, предполагая попеременное сильное и слабое давление на кисть с последующим ее поворотом на 180 градусов по краю рабочей поверхности.
  4. При необходимости заполните пробелы светлыми пятнами, которые следует нарисовать легким прикосновением кисти к поверхности используемого листа бумаги.

Приемы росписи гжели

Применяются сложные методы нанесения краски, ведь Гжель — это ручная роспись кистями по обожженному фарфору. Современная техника отличается от той, что использовалась раньше. Древние мастера писали рассказы «с глаз долой». В процессе рисования они рисовали, обогащая его новыми составляющими. Теперь вся текстура обрабатывается заранее и затем наносится без существенных изменений. Основные приемы делятся на:

  • направления нанесенных линий;
  • положение кисти при рисовании;
  • длина стопки используемого инструмента.

Базовая техника рисования состоит из нескольких техник:

  1. Ситчик. Кончиком длинных волос кисти прорисовываются мелкие детали.
  2. Китайский мазок. На широкую кисть берутся два оттенка и рисунок раскрашивается непрерывно, пока не уменьшится насыщенность.
  3. Пятно тени. В этом случае синий цвет на кисти имеет более плотный оттенок, а белый образует узкую полосу. Картина Гжель в этом случае получает «тень».

Как сделать трафарет для росписи под гжель?

Сделать узор гжель можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества прекрасно смотрятся на самых разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета вам понадобятся:

  • лист формата А4;
  • роспись гуашью;
  • кисти №1,2,3,6,8;
  • шпатель, палитра;
  • воды.

Например, рассмотрим роспись гжельской тарелки, изображение птицы:

  1. Смешайте краску на палитре мастихином.
  2. Щетка для окунания No. 8 разбавленной темперой, чтобы с одной стороны было больше цвета.
  3. Опираясь мизинцем на простыню, сделайте серповидный мазок. Он представляет собой бюст.
  4. Каплевидной техникой и короткими штрихами прорисовываются бедра и начало крыльев.
  5. Волнистыми движениями сформируйте хвост.
  6. # 3 нарисуйте контур крыла темным оттенком.
  7. Кистью №1 нарисуйте мелкие детали.
  8. Эскиз переносится с бумаги на объект.

Как отличить подделку от подлинной Гжели

Лидер производства русской керамики пережил немало трудных времен. Именно тогда появились нечестные предприниматели, выпускавшие под маркой «Гжель» низкосортные подделки. Между тем, подлинная брендовая продукция стоит недешево и покупать контрафакт по цене оригинала нет смысла.

На что обратить внимание в первую очередь? Как выглядит настоящий гжельский фарфор?

Фаянсовые «дублёры»

Даже опытные специалисты не всегда могут отличить подделку на глаз. Как известно, изделия из гжельского фарфора толще своих аналогов других производителей. Неудивительно, что за них пытаются выдать майолику, которая выглядит грубее и менее долговечной в использовании.

Фаянс гжель

Отличить замену можно, постучав по изделию деревянной палочкой. У терракоты глухой, слабый звук, а у фарфора, независимо от толщины, длинный звонкий звук. Придает менее дорогой материал и кокс (сетка микротрещин), появляющийся на декоративном покрытии, желтоватый оттенок, а также отсутствие неглазурованной кромки на дне. Фарфор прозрачен и пропускает свет, майолика этой способностью не обладает.

Несовершенный дизайн

Далее следует обратить внимание на фигуру. Он должен иметь характерный темно-синий оттенок с градациями тона. Любое отклонение от стандарта может привести к тому, что товар окажется подделкой. Фиолетовый цвет указывает на то, что вместо кобальта использовался другой более дешевый пигмент, а оттенки серого или черного указывают на неправильный режим приготовления. Оба дефекта недопустимы, представители бренда никогда не оставят такую ​​продукцию на рынке.

Как найти оригинальный гжельский фарфор

Стиль настоящего русского фарфора уникален. Изделия гармоничны и пропорциональны, их форма выверена художниками высочайшего уровня. Если тарелки или фигурка кажутся «вежливыми», слишком декоративными и вычурными, от их покупки лучше отказаться. Вероятность приобретения подделки очень высока.

То же самое и с рисованием. Он четко построен, имеет продуманную композицию и расположение. Необходимо соблюдать четкую иерархию: в центре самый крупный элемент, акцент — чаще всего ветка розы или птица, а окружают мелкие детали. Излишний реализм, а также явная стилизация — приемы, не характерные для художественного фарфора.

Оригинальный гжельский фарфор

Совершенно недопустимо использование декали. Обнаружить это несложно: на чертеже есть полностью идентичные элементы, которые являются признаком механической печати, а не ручного труда.

Тематика рисунка в стиле гжель

Маленькие дети в дошкольных учреждениях также знакомятся с народным творчеством не только в теории, но и на практике. Дети знакомятся с концепцией «Гжельская игрушка», пробуют раскрасить бумажную лошадку голубым узором или нарисовать русскую куклу в стиле Гжель. Но взрослым также интересно узнать, что необычного в модели «Гжель» и почему в ней используются канонические приемы и приемы.

Растительная

гжель

Тема рисунка отражает видение художником окружающего мира. Это многовековое творчество со своими традициями и устоями. Гжельская керамика часто бывает цветочной и растительной. Это широкие и узкие полосы, точки, а также кусты, волны, сети, лепестки и листья.

Цветочный узор на любой поделке имеет стилизованный вид, но все же видны основные черты изображенного объекта: ягоды, цветы, травинки и срезки. Ягоды смородины невозможно спутать с клубникой на рисунке мастера Гжели. Шипы с ягодными гроздьями или цветочные гирлянды — узнаваемый, уютный, простой и гармоничный цветочный мотив.

Орнаментные узоры

Это стилизованные и оригинальные модели, которые вызывают у зрителя определенные ассоциации. Гжельское мастерство отличается наличием узнаваемых элементов: усиков, капель, травинок, жемчуга, гребешков. А еще есть традиционные шашки, которые художник наносит вдоль изделия или по краю.

Причем орнамент не менее интересен, чем цветочные элементы. Но когда обе темы объединены в одной работе, получается шедевр. Фруктовая тарелка, конфетница, кувшин, ваза — в Гжели до сих пор производятся продукты, которые будут органично вписываться в разные стили интерьера, созвучные современности.

Сюжетная роспись

гжель

Сюжет иллюстрирует сцены из жизни людей: простые, обычные в каждой семье, будничные и праздничные. Сегодня особенно привлекают ностальгические сцены, такие как зимние катания на санях, ярмарки, природные явления и т.д.

Фактурной росписью украшают не только керамические изделия, уже много лет популярны деревянные разделочные доски для гжельских и гжельских матрешек. Народное искусство не превратилось в закрытый музей. Он развивается, живет сегодня, приобретая все новые и новые формы выражения.

Характерные черты росписи

Бытует мнение, что искусство России не светлое и лаконичное. Вы тоже так думаете? Значит, вы ничего не знаете о Гжели. В наше время это не просто оригинальные орнаменты и рисунки, а полноценное стилистическое направление. Его используют как для изготовления керамических изделий, так и для украшения интерьера или одежды.

Отличительные особенности рыбалки:

  • Поверхность застеклена.
  • Снежно-белый фон.
  • Орнамент выполнен исключительно в голубых или голубых оттенках.
  • Сложный цветочный узор в русском народном стиле.
  • Только ручная работа.

Роспись, оформленная в кобальтово-голубых тонах на белоснежном фоне, — вот что отличает Гжель от других народных промыслов. А мастерство изготовления возводит изделия в разряд керамических шедевров.

Считается, что найти такой же орнамент или мотив невозможно, ведь каждый мастер добавляет изделию нотку индивидуальности.

Основные цвета

Мастерство — отличительная черта рыбной ловли. В каждый рисунок художник вкладывает частичку своей души. В росписи используется несколько основных оттенков:

  • Белоснежка (для костяного фарфора).
  • Цветная майолика.
  • Безмолвный кобальт.
  • Ярко-синий, от светло-голубого до темно-синего.
Особого внимания заслуживает процесс появления насыщенного оттенка гжели. В эксплуатации он однотонный, синий и кобальтовый проявляются только после варки при высоких температурах.

Классический цвет Гжели — кобальтовый оттенок на белом фоне. Готовое изделие окунают в белоснежную глазурь, затем помещают в духовку (температура 1400 градусов). В результате покрытие становится прозрачным, а орнамент приобретает насыщенный цвет. Само изделие приобретает твердость и яркий блеск.

Покрытие может представлять собой золотые или платиновые декоративные элементы. Затем выстрел повторяется. В росписи Гжели существует несколько цветовых групп:

  • Цвет поверх полироли. Дополнен мотивом из золота или платины. Их используют для украшения праздничных блюд, сувениров. Процесс изготовления кропотливый и требует высокого мастерства художника.
  • Непрозрачный фон кобальт. Необычайное сочетание изысканности и торжественности. Фон — темно-синяя глазурь. Для раскраски берут белоснежную краску, которая придает орнаменту зеркальное отображение. В результате растения и животные меняют цвет с синего на белый, узор напоминает снежные узоры, которые мороз наносит на окна.
  • Белый фарфор. Изделия белоснежного оттенка без дополнительных украшений. Некоторые изделия имеют тонкую полоску из золота или платины. Допускается нанесение на поверхность мелких орнаментов и надписей цветной краской.

Элементы и узоры гжельской росписи

Тема рисунка — видение художником окружающего мира и результат многовекового творчества, впитавшего народные традиции. При декорировании изделий художники часто используют элементы иконописи, сюжеты из жизни и природных явлений.

Современная тематика гжельских моделей делится на четыре категории:

  • Рисунок сюжета, включая пейзажи и времена года.
  • Орнамент. Антенны, пешки, гребни, классика для рыбалки.
  • Овощная модель.
  • Животные. Чаще всего художники изображают птиц

Читайте также: Сумка из лоскутков своими руками: пэчворк для начинающих

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector