История городецкой росписи: элементы и мотивы

Роспись

История промысла

Родина городецкой росписи — Поволжье. Жители деревень Хлебайха, Курцево, Савино, Букино и некоторых других деревень украшали прялки резьбой, затем раскрашивали орнамент и продавали изделия на Нижегородской ярмарке. Со временем красочные мотивы полностью вытеснили резной декор, а яркие узоры стали называть нижегородской росписью.

история городецкой росписи

Термин «городецкий макет» появился только в 1930-е годы, когда появились работы одного из самых преданных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко. Городец — главный рынок крашеного инструмента. Мастера учли это обстоятельство, а модели отражали быт, обычаи, образы, связанные с городом. Со временем картина стала художественным воплощением культуры и колорита Городца и его окрестностей.

Местные мастера владели резьбой по дереву. Просторы леса позволяли мастерам использовать недорогой и удобный материал для создания своих шедевров. Расцвет мастерства связан с деятельностью Петра Великого, который просил украсить свои военные корабли резьбой и росписью. Со временем корабли перебазировали ближе к недавно завоеванным землям, и мастера стали искать другие направления применения накопленного опыта.

Расцвет городецких промыслов начался в 1870 году, когда в одну из деревень приехал иконописец Огуречников. Его целью было обновление росписи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «оживить» протеинами, использовать сразу несколько шариков с краской и другие техники.

Цвета городецкой росписи

краски Городецкой росписи

Изначально для росписи использовались яичные краски. На смену им пришли композиции маслом, темперой и гуашью. Красящий состав наносился на холст в больших местах, без предварительного формирования четких контуров.

Изначально мастера работали на загрунтованных поверхностях. Впоследствии, после Второй мировой войны, за основу была выбрана необработанная древесина. Это позволило осветлить рисунки, придав им прозрачность.

  1. Замалевки. Для узоров в виде ягод и цветов используются следующие цвета: охра, розовый (смешение красных и белых тонов), чисто красный, бордовый (красный и черный), синий (синий и белый), синий. Для украшения листьев используется чистый зеленый цвет. Небольшие листочки и завитки иногда украшали коричневой краской.
  2. Теневка. Основные цвета — черный, коричневый и синий. Используя глубокий черный тон, на фоне которого были нарисованы ключевые элементы орнамента, удалось добиться яркого и достаточно контрастного рисунка. Если в качестве оттенка использовать коричневый тон, картина получается светлее и нежнее.
  3. Выпускать. Белый использовался для смягчения. Желтый оттенок использовался реже. Это было необходимо только в том случае, если на листьях были сделаны объемные акценты.

Основные цвета по номерам

краски Городецкой росписи

Основные цвета, которые традиционно используются в городецких орнаментах:

  1. Охра (# CC7722);
  2. Розовый (# FFC0CB);
  3. Красный (# FF0000);
  4. Синий (# 00BFFF);
  5. Синий (# 964B00);
  6. Белый (#FFFFFF);
  7. Зеленый (# 00FF00);
  8. Черный (# 000000);
  9. Желтый (# FFFF00).

Элементы и мотивы городецкой росписи

Есть три основных типа композиций. Это «чистый» цветочный рисунок, композиция с включением «конского» мотива и картина со сложным сюжетом.

элементы городецкой росписи

Растительный орнамент выполнить проще всего. Элементов орнамента несколько:

  1. «Букет» — это симметричное изображение. Это небольшие композиции из 1 — 3 цветов. Украшать ящики, шкатулки, чашки, солонки, чашки, миски;
  2. «Гирлянда» — разновидность «букета», когда в центре располагается большой цветок, а вокруг него выстраивается композиция из более мелких цветов;
  3. «Ромбо» — разновидность «гирлянды». Несколько крупных цветков образуют центр, а листья и бутоны сморщиваются в верхней части ромба. Орнамент часто украшает большие сундуки, большие разделочные доски, дверцы шкафов и хлебницы;
  4. «Цветочная полоса» — сложная композиция, состоящая из верхнего и нижнего уровней. Орнамент может быть образован полосой цветов одинакового размера или растительными элементами разного цвета, формы и типа;
  5. «Гирлянда» — разновидность «цветочной ленты», но только закрытого типа. Обычно им украшают поверхности тарелок, подносов, шкатулок, винных бочек.

Мотивы «конь» и «птица»

конный городец

городецкая птица

Различают симметричные и асимметричные композиции. Птиц и лошадей часто помещают в центр цветущего дерева или обрамляют венком. Есть наборы изделий, в каждом из которых присутствует сразу несколько мотивов. Например, курица и петушок или две лошади разных мастей.

Подобные узоры наиболее эффектно смотрятся на черно-красных полотнах. Базовый цвет: охра, золото, оранжевый, желтый. Парный образ птиц олицетворяет гармонию и благополучие в семье. Лошади символизируют успех и благополучие.

Сюжетная роспись

городецкий сундук

Рисунки предметов размещаются на крупных объектах: сундуках, тарелках, столешницах. Мастера традиционно изображали сцены чаепитий и торжеств, свадеб на фоне богатого стола, столов с чашками, цветами и самоварами. Лица людей обращались к публике, что часто делало излишне сложные композиции несколько неправдоподобными.

Любимая тема оформления — экстерьеры домов с резными ставнями, световыми плитами и каминами. Картину дополняли колодцы, плетеные изгороди с цветами или кувшинами и сидящие петухи. Кроме того, полотно можно было «обогатить» изображениями других животных: собак, кошек, кур с цыплятами.

Роспись Северной Двины

Северная Двина живопись

Стили русской живописи

↑ Композиция

В городецкой живописи есть три типа композиции:

  • цветочная роспись;
  • цветочная картина с включением мотивов «лошадь» и «птица»;
  • текстурная роспись.

Такое деление условно, так как роспись фактуры не обходится без растительных мотивов, она разная по схемам построения. И даже если изделия с краской «Городец» сделаны на основе одного состава, но в разных цветах, сходство можно не сразу уловить.

↑ Цветочная роспись

Этот вид самый используемый, самый простой в исполнении. В менее сложном варианте можно изобразить за работой одиночный цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу растительного орнамента, а крышку украшают вписанными в круг цветами. На крышках хлебных корзинок цветы обычно помещают прямоугольником или ромбом.
В растительном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные виды орнамента:
«Букет» — изображен симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или тарелках.
«Гирлянда» — это своего рода «букет», когда в центре один-два крупных цветка, от них расходятся более мелкие с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу или иметь форму полумесяца (в угловых заставках). Этот вид композиции растительного орнамента часто используется для росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, тарелок, детской мебели.

«Ромб» — один из вариантов «гирлянды», когда в центре написаны один или несколько цветов, образующих центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершине ромба, находятся по его воображаемым краям. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на прямоугольных разделочных досках, сундуках, скамьях, дверцах шкафов и ящиках для хлеба.

«Цветочная полоса» сохранилась в Городецких ремеслах от расписных прялок, где она делила верхний и нижний ярусы. В зависимости от продукта, на котором он написан, он может представлять собой повторяющуюся ленточную композицию из цветов одного размера, разделенных парами листьев, или одну и ту же композицию, в которой они чередуются: цветы одного размера, но разные по дизайну. ; цветки одинакового размера, но разные по окраске; цветы, разные по модели, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи громоздких предметов, например, круглых коробок. Сюжетные композиции обведены узкой орнаментальной полосой. Самая широкая полоса — средний ярус в трехъярусной композиции.

«Гирлянда» — напоминает «цветочную полоску», но закрывается только по краю тарелки или крышке коробки. Цветочные композиции обычно симметричны в расположении мотивов и распределении красок.

↑ Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица»

Как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением лошади и птицы узоры могут быть симметричными. Их можно найти по бокам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда среди симметрично нарисованных растительных орнаментов встречаются две несимметричные по рисунку птицы, иногда разного цвета. Иногда, когда мастер выполняет композицию из нескольких предметов (например, разделочных досок), в композиции двух крайностей проявляется симметрия. На внешних пластинах могут быть изображены различные цветочные мотивы, а при написании птиц — два мотива: «петух» и «курица».

Примечание: изображения «петух» и «конь» — символы солнца, пожелания счастья. Образы «петух» и «курица» символизируют благополучие семьи, желают семье много детей.

↑ Сюжетная роспись

Выполняется на крупных предметах: панно, сундуках и больших ящиках, разделочных досках и посуде. Композиция аналогична композиции подарочных прялок, например, двух-трехуровневой живописи (в верхней части основной сюжет написан с вечеринкой, свиданием, прогулкой, путешествием и т.д., в нижняя часть, сюжеты помогают разобраться в этой теме). Центральная часть, разделяющая уровни, представлена ​​в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант — изображен основной сюжет в окружении цветочной полосы.

Интерьеры: на заднем плане окна с обязательной вставкой стола изображены сцены вечеринки, чаепития, свадьбы. Стол наполнен чашками, самоваром или вазой с цветами (символ богатства и достатка). В композицию можно включить шторы и часы.

Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко можно найти изображения, распределенные на три четверти.
Снаружи: дома со ставнями и резной обшивкой, камины украшены скульптурными петухами, колодцы с крышами, украшенными конскими головами. Чаще всего сцены прогулок, прогулок и свиданий не делятся на части. Панно воспроизводит целые улицы с домами, заборами, церквями, растительные мотивы в виде деревьев.
Часто рядом с главными героями можно встретить изображения животных: собак, кошек, петухов, цыплят. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, крупнее второстепенных, часто выделяются цветом.

Палех

Палех

Стили русской живописи

Стили русской живописи

Техника выполнения городецкой живописи

городецкая роспись техника

Роспись выполняется прямо на деревянной основе, которая изначально грунтована желтым, красным и черным цветами. Каждый основной цвет «обесцвечивается», таким образом удваивая количество цветов в палитре.

На поверхности тонкими линиями карандашом прорисовываются основные линии картины. Особое внимание уделяется «узлам» изображения, то есть самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали служат связующим звеном для больших моделей и могут выполняться во время импровизации.

В узлах широкой кисти краски они образуют основу цветка. Обычно это пятно неправильной круглой или овальной формы. На светлые пятна наносим более темный цвет. Вся картина состоит из простых элементов: скоб, арок, спиралей, мазков, капель и самого фонового рисунка.

Завершающий этап — нанесение контрастных штрихов и точек (черных или белых) на готовый рисунок. Этот шаг выполняется тончайшей кистью. Как только полотно высыхает, картина «фиксируется» толстым слоем краски.

 

Инструменты для рисования

Истинные мастера говорят, что самое главное в их работе — это душевное состояние. Он должен быть чистым, просветленным. Необходимо полностью сосредоточиться на художественной работе, которая ожидает нас в ближайшие несколько минут.

Современный человек, привыкший к быстрому ритму жизни, даже при большом желании, не может на короткое время отказаться от повседневных мирских забот и проблем, как это сделали искусные иконописцы несколько веков назад. Однако вам нужно научиться сосредотачиваться на творчестве.

Начать стоит с организации рабочего места, обращая внимание на следующие аспекты:

Появление Описание
Стол Городецкие мастера отличаются от хохломских и богородских мастеров тем, что во время работы могут сидеть за обычными столами. Рабочая поверхность не должна находиться на уровне колен сидящего человека. У хохломских и богородских мастеров длинные столы, у городецких мастеров — столы обычной длины.

Начинающим творцам рекомендуется сделать стол шире, желательно с подставкой для ног

Стул Стул, на котором будет сидеть художник, должен быть таким, чтобы лучи света находились с левой стороны
Осветительные приборы Лучше отдать предпочтение естественному свету. Для этого можно сесть возле окна, за которым светит солнце. Если такой возможности нет, можно использовать осветительный прибор. Лампа должна быть яркой и располагаться так, чтобы холст, на котором планируется рисовать, равномерно освещался.

Все области этого холста должны получать примерно одинаковое количество света. Только в этом случае свет, излучаемый устройством, будет близок к естественному

Комната Одно из главных условий — рабочая зона должна хорошо проветриваться. Несоблюдение этого требования может привести к аллергической реакции из-за длительного взаимодействия с красками, лаками, растворителями и другими химическими веществами, которые не очень полезны для здоровья

Специалисты рекомендуют, во избежание чрезмерных нагрузок в процессе работы, сразу же привыкнуть к рабочему положению.

Городецкая роспись. Элементы для росписи, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки

Для этого художнику необходимо:

  • располагаться прямо;
  • слегка наклоните голову;
  • проверьте, чтобы расстояние между глазами и полотном было чуть больше 30 см;
  • в процессе рисования как кистью, так и всей верхней конечностью, начиная с предплечья.

Иногда художник держит руки в воздухе: левой рукой он держит деревянное изделие, а правой направляет саму картину. Иногда предплечья мастера упираются в поверхность стола. Так бывает, например, при росписи обеденной тарелки.

Перед началом работы необходимо правильно разместить на поверхности стола все оборудование, которое вы планируете использовать. Если этого не сделать, проблема начнется во время работы. По этой причине настоящие мастера соблюдают строго рутинный порядок размещения красок и инструментов для рисования на столе.

Это означает:

  • место перед мастером свободно. Здесь будут размещены предметы, которые понадобятся для работы;
  • необходимо выделить пространство около 0,5 кв.м для размещения 2-3 небольших досок. Они должны лежать, чтобы не мешать друг другу. В следующий раз мастер может поставить вместо досок деревянные ложки или шкатулки, которые нужно красить;
  • недалеко от продуктов разместите баночки с красками и палитрой. Последнее интерпретируется большой стеклянной или пластиковой пластиной. Главное условие — чтобы его поверхность легко чистилась;
  • поставить на стол емкость с водой и положить небольшую тряпочку.

Для начинающего мастера основными инструментами станут кисти, бумага и краски.

Бумага

требуется белая бумага. Вы можете взять лист из школьного альбома.

Краски

Городецкие мастера выполняют элементы росписи масляными красками, так что вы можете последовать их примеру. Однако начинающему художнику рекомендуется использовать для рисования гуашь. Это может быть комплект для школьников.

Черный, белый, алый, вишневый и ярко-синий используются в чистом виде, а желтый, темно-зеленый и красный используются для новых цветов. Если правильно их смешать, получится городецкий ряд.

Городецкая роспись. Элементы для росписи, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки

Для работы вам также понадобится киноварь. Это материал ярко-красного цвета. Это дорого, поэтому многие начинающие художники поначалу обходятся без него. Однако без киновари сделать хорошую роспись не получится.

Художник, работающий гуашью, должен помнить: перед тем, как приступить к нанесению 2-го слоя, необходимо дождаться полного высыхания ранее нанесенного слоя. В противном случае изображение приобретет белесый оттенок.

Кисти

Мастера используют самые разные кисти, чтобы раскрасить кусок дерева. Их точное количество и размер зависят от техники, которая будет использоваться, а также от масштаба работы. Над созданием шедевра художники могут работать несколько дней.

Все щетки необходимо ставить на специальные деревянные подставки.

Городецкая роспись (элементы изображения выполняются без макета) потребует для работы 3 художественных кисти:

  • белки под нет. 2 или п. 3;
  • столбчатый под п. 1 или n. 2;
  • флейты с мягким ворсом.

Городецкая роспись. Элементы для росписи, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки

После работы каждую кисть необходимо тщательно вымыть и просушить.

Мастер-классы

Тем, кто желает развиваться в городецкой живописи, следует знать следующие факты об этом искусстве:

  • в основе сюжета — растительные мотивы, изображения животных и массовые композиции. Раньше мастера любили ловить быков, кошек, львов и лошадей. Элементы сюжета часто использовались в живописи, в изображениях народных фестивалей;
  • палитра тонов широка и разнообразна. Ранее использовались яркие оттенки зеленого, синего и красного цветов;
  • наличие символики в картине. Например, цветы означают здоровье и благополучие, необычные птицы — счастье, а черные кони — богатство и благополучие.

Городецкая роспись. Элементы для росписи, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки

В городецкой росписи выделяют 3 основных типа композиции:

Тип краски Описание
Цветок Это должно быть:
  • связка;
  • венок, краем которого может быть серповидная полоска, круг;
  • ромб. Вариант, когда основной цветок в центре, а бутоны и листья — по незаметным краям рисунка. На скамейках, дверях, в корзинах для хлеба;
  • гирлянда. Закрытая цветочная полоска на крышках или круглая тарелка
Участок Это один из самых сложных типов, поскольку он отображает множество мелких деталей и персонажей. Это могут быть сюжеты праздников, вечеринок, торжеств, событий современной жизни
С животными или птицами Обычно это цветочные мотивы с изображением птицы или лошади. Им свойственна симметрия или асимметрия

Одна из особенностей городецкой росписи — рисунок выполнен без модели. Рисующий плавно водит кистью по дереву или бумаге. В этой картине использовано много разных техник.

Может быть:

  • широкие мазки толстой кистью;
  • тонкие линии;
  • эффективные мазки кисти средней толщины.

Городецкая роспись. Элементы для росписи, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки

Схема работы следующая:

  1. Обозначьте примерные размеры предполагаемой композиции. Для этого удобнее использовать не краску, а простой карандаш. Если что-то пойдет не так, можно удалить строчку ластиком. Однако для рисования макета карандаш не используется. Помогает лишь очертить габариты всех моделей, которые войдут в композицию.
  2. Обведите контур рисунка красками. Эта технология, по мнению мастеров, правильная.
  3. Тонкой кистью и светлой краской создайте узлы на изображении. Для мастеров это легкая масляная краска, при работе новичка допускается использование легкой гуаши.
  4. Нанесите более темные цвета на светлые участки. Это одна из главных черт городецкой живописи.
  5. Изображение многочисленных точек, кругов, спиральных линий, штрихов. Все это необходимо для «оживления» образа. Сами городецкие мастера называют эти элементы «возрождением».

Рисование для ребенка

Городецкая роспись (для детей доступны элементы беговой росписи) ребенком может быть выполнена в следующие этапы:

  1. Создайте эскиз фрески. Для этого с помощью краски наметьте размеры будущей композиции и ее основных компонентов. Если в качестве холста выбрана деревянная поверхность, рекомендуется сначала нарисовать размеры на бумаге. Готовую композицию будет проще перенести с бумаги на деревянное изделие, чем сразу наметить размеры на дереве.
  2. После создания орнамента на бумаге или дереве выделите главный центр композиции.
  3. Подумайте, какие цветовые модели войдут в созданную композицию.
  4. Определившись с цветовым решением композиции, начинается подробный рисунок. Характер рисунка во многом зависит от уровня мастерства художника.

Городецкая роспись. Элементы для росписи, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки

Детям, которые только начинают рисовать вообще и делать городецкие выкройки в частности, рекомендуется выбрать что-нибудь попроще. Можно, например, нарисовать солнышко.

Из-за этого:

  1. В центре нарисуйте круг красными цветами.
  2. Нарисуйте многочисленные прямые линии по кругу, идущие во все стороны. Вместе с тем отметим важное условие для живописи Городца: лучи должны иметь одинаковую длину и одинаковую ширину.
  3. Если работа ведется по дереву, а не по бумаге, то на завершающем этапе нанесите краску на всю поверхность.

Узоры для детей постарше

Дети, которые пойдут в 1-й класс, могут выбрать модели среднего уровня. Они не должны быть слишком сложными, иначе юному художнику станет скучно и работа, которая поначалу сулит много интересного, будет брошена.

Сначала следует познакомить ребенка с этой техникой рисования, которая не займет много времени, после чего следует выбрать простой орнамент и изобразить, например, цветок. Благодаря этой раскраске ребенок сможет создать, например, закладку для книги.

Рисунки можно делать на бумаге или на деревянных досках. Также можно украсить городецкой краской неглубокие деревянные тарелки.

Городецкая роспись. Элементы для росписи, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки

Это требует:

  1. Простым карандашом нарисуйте размеры всей композиции и отметьте ее центр.
  2. Начните рисовать цветок. В отмеченном ранее центре нарисуйте красный кружок.
  3. Смешайте красную темпера с белой. В результате получился розовый цвет. Получившейся розовой краской нарисуйте второй круг. По площади он должен быть больше 1.
  4. Покрасьте круг красной краской.
  5. Снова нарисуйте круг розовой краской. Тогда цветок благодаря стараниям юного художника обретет разноцветную сердцевину.
  6. Нарисуйте лепестки, расположенные вокруг круглой сердцевины. Для этого подойдет зеленая и коричневая гуашь. Сначала следует нарисовать зеленый лепесток, затем коричневый, затем постоянно чередовать зеленые и коричневые лепестки.
  7. Светло-зеленой краской нарисуйте лепестки изнутри. Для его получения достаточно смешать зеленую гуашь с белой. Окрашивать лепестки светло-зеленой краской нужно тонкой кистью.
  8. Если работа велась не на бумаге, а на деревянной поверхности, то на завершающем этапе все должно быть покрашено.

Бутоны с листьями

Городецкая роспись (изобразительные элементы доступны на начальном этапе для дошкольников) может быть в виде бутонов с листьями. Для этого лучше всего использовать круглую основу, окрашенную под дерево.

Городецкая роспись. Элементы для росписи, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки

Этапы проектирования следующие:

  1. Нарисуйте 1 круг чуть ниже центра круглой основы. Слева и справа от него чуть выше выложите еще 1 круг поменьше.
  2. Розовой краской изобразите центральный круг. Боковые круги можно сделать синими. Если цвет не нужен, смешайте 2 цвета, чтобы получить его.
  3. На верхнем крае большого розового круга нарисуйте маленький красный кружок. Частично он должен выходить за пределы розового круга.
  4. Такой же оттенок необходимо сделать на 2 крайних синих кружочках. В этом случае используйте не красную краску, а синюю. Маленькие круги должны быть темнее больших, над которыми они изображены.
  5. Завершите центральный круг лепестками и отметьте синие арки на боковых.
  6. Чтобы изобразить лепестки вокруг бутона розы, используйте красную краску, которую использовали для заливки на предыдущем шаге. Лепестки должны быть закругленными. Их количество может быть разным, например 8.
  7. Используйте синюю краску, чтобы создать виски на боковых синих кругах.
  8. Переходим к изображению листочков и веточек. Скраб поможет создать аккуратные симметричные листья.
  9. Слева и справа от центрального бутона нарисуйте по 2 продолговатых зеленых листа.
  10. На сине-голубых бутонах нарисуйте первую ветку, каждая из которых имеет по 5 маленьких листочков. Эти веточки должны быть в верхней половине круглой основы.
  11. Чтобы «оживить» изображение, используйте тонкую кисть. Легкими прикосновениями нанесите на поверхность точки, мелкие капли, штрихи, дуги. На этом этапе важно знать чувство меры и не увлекаться. Элементов «жизни» не должно быть слишком много.

Цветы

Городецкая роспись (наиболее распространены элементы росписи в виде цветов) красками может быть изображена в следующих этапах:

  1. Определитесь с материалом, который будет использован в качестве полотна.
  2. Выберите краску, которую хотите раскрасить. Главное помнить при выборе — рисунок должен быть цветным. Чем ярче цвета будут задействованы в этой работе, тем лучше.
  3. Когда материалы выбраны, начинайте отмечать размеры будущей композиции и центры цветов. Делается это простым карандашом.
    Городецкая роспись. Элементы для росписи, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки
  4. Обведите кружок вокруг каждого центра, отмеченный яркой краской.
  5. Лепестки расходятся от центра к краям круга. На каждый цветок может быть по 12 штук. Чтобы нарисовать лепестки, используйте краску темнее сердцевины цветка.
  6. У каждого цветка должен быть лепесток. Чтобы нарисовать светло-зеленые лепестки изнутри, используйте тонкую кисть.
  7. Очертания нарисуйте темной краской, но она не должна быть черной.
  8. Ягоды, которые можно изобразить синей краской, станут хорошим дополнением к этой композиции из Городца. Их стоит разместить возле цветов.

Конь

На Городецкой росписи часто появляется лошадь.

Городецкая роспись. Элементы для росписи, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки
На рисунке изображено пошаговое создание коня на Городецкой росписи.

Вот как можно сделать этот элемент:

  1. Подготовьте черную или коричневую краску.
  2. Прежде чем приступить к рисованию лошади, сделайте подходящий фон. Поскольку сама лошадь будет темной, фон должен быть светлым. В этом случае основной элемент будет лучше выделяться.
  3. Чтобы начать рисовать лошадь, начните с рисования туловища. Для этого используйте кисть среднего размера.
  4. Сначала нарисуйте контур, а затем раскрасьте.
  5. Чтобы нарисовать ноги, хвост и шею, используйте более тонкую кисть.
  6. Отдельно нарисуйте копыта лошади.
  7. Нарисуйте гриву. Для этого лучше всего нанести красную краску.
  8. Чтобы украсить и дополнить композицию, сделайте красивый орнамент. Он может играть роль рамки, в которую заключен рисунок. Вы также можете нарисовать лошадь, бегущую навстречу солнцу.

Городецкая роспись — одно из старейших художественных промыслов России. С помощью этих цветочных трафаретов можно создавать красивые узоры и орнаменты.

Городецкая роспись. Элементы для росписи, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки

Часто элементы этого мурала используются для создания красивых цветов, которые гордо красуются своим великолепным павлиньим хвостом и другими птицами. Такая работа подарит художнику массу положительных эмоций. Главное творить с душой. В этом случае даже новичок сможет получить настоящий шедевр.

Изображения животных

городецкая-Роспись
Петушок — символ хороших новостей

С появлением в городской живописи новых мотивов (т.е животных) количество вариантов композиции увеличивалось. Наряду с симметричными узорами появляются и асимметричные. Или, например, в симметричном цветочном узоре появляются две несимметричные птицы (они также могут отличаться по цвету).

Животные — лошади и птицы. И вы можете связать такую ​​цитату с той символикой, которая заложена в этих изображениях. Даже простой петушок был не обыкновенной птицей, а блестящим вестником хороших новостей. А лошадь ассоциировалась со счастьем, солнце — символом самой жизни.

Главные сюжеты, начерчиваемые большей частью

Как правило, попадаются работы:

  • цветы (роза, ромашка, купавки). Он отображается в виде симметричного букета, венка, полосы, венка или ромба;
  • птицы (лебеди, павлины, петухи, голуби или кукушки в зависимости от авторского назначения);
  • «Древо жизни» — олицетворение природы. На таких изделиях сразу много компонентов (соединения растений, птиц). Дизайнер также помещает лошадь слева и справа, время от времени: львов, леопардов и прочей экзотики.









Профессионалы также занимаются более продвинутыми видами, такими как рисование текстур, где могут быть миниатюры, изображающие реальные события или литературные творения.

На нем максимально тонко изображен как интерьер жилого дома, так и улицы населенных пунктов. Часто на таких снимках можно увидеть элементы в виде домашних питомцев у ног хозяина. Еще одна особенность — наличие растительности в зимнем пейзаже за пределами здания.

Подобные поделки обычно воплощаются в прямоугольной конфигурации, а края украшаются орнаментом. Есть и круглые варианты, размещенные на полке в виде декоративных тарелок, мотивы которых расположены по краю.

Коробка может содержать на своем краю несколько форм с различным расположением, центр которых находится на крышке или на передней стенке (на той стороне, где открывается конструкция).

Описание быта крестьян самым значительным образом отразило реальность того временного интервала, в котором выполнялась работа мастера. Необычные образы, вписанные в сцену из повседневной жизни, усиливают эффект от увиденного.

Самые важные актеры находятся в центре холста, крупнее остальных. Кадры с чаепитиями, вечеринками, свадьбами и другими мероприятиями — обязательно со столом, на котором расставлена ​​посуда или есть другие второстепенные предметы, раскрывающие суть происходящего.

Не менее популярны и востребованы элементы по мотивам народных сказок: сюжет и персонажи узнаваемы с первого взгляда, а богатство зависит только от фантазии создателя.









Хохлома

Хохлома

Стили русской живописи

Техника нанесения картинки

Городецкая роспись — это немелованное изображение в простой технике. Иногда основу грунтуют желтой, красной или черной киноварью. Все цвета должны быть ярких оттенков. Художник карандашом очерчивает модель, размеры, основные элементы. А опытные мастера сразу рисуют красками без эскиза. Основные части композиции выделены светлыми тонами: фоновой краской (пятна цвета, круги, очертания листьев) нанесены толстые мазки (тени), детали прорисовки (лепестки, линии одежды). Побеги и листья прорисовываются между мельчайшими деталями. Завершение — нанесение оживляющего (белого) или разбавленного (черного) лака — наносятся точки и штрихи. После высыхания готовое изделие покрывается бесцветным лаком.

Городетская роспиь – 65 фото примеров

Обучение детей в детсаду и младшей школе

Для детского сада (старшая группа) рисование на доске — один из способов научить ребенка изобразительному искусству и понять его на определенном уровне. Желательно начинать практику с бумаги, так как ее можно использовать в качестве переносимого эскиза на более твердом материале.









Вам просто нужно подготовить кисти и развороты из тетради (для заготовок), чтобы приступить к работе. Рассмотрим аспекты:

  • бумагу следует брать формата, близкого к А4 (в альбомной или ватманской бумаге соответствующих масштабов), а для детей от пяти лет оптимальным вариантом будет использование еще менее плотных листов для зарисовок, отсюда вся идея будет переведен полностью;
  • для достижения наилучшего результата потребуется три кисти: колинская, беличья и флейта. Последняя представляет собой плоскую кисть, используемую для мелких мазков, которые невозможно сделать более твердыми разновидностями;
  • мастера используют масляные краски в своей деятельности и в художественных классах для дошкольников (пятый класс также может использовать модели во время обучения), лучше всего учить гуашью. В стандартный набор входит двенадцать цветов, из которых нужно взять только восемь: белый, вишневый, ярко-синий, алый, желтый, темно-зеленый и красный. Последние 3 нужно перемешать, а остальные можно отделить.

В юном возрасте декоративный рисунок проще продемонстрировать учителям поэтапно (для начинающих взрослых подойдет и подобная методика работы) в следующей последовательности:

  • набросайте схему в реальном размере. Отмечены незначительные детали, которые будут перенесены в окончательную версию.
  • Выбор центра мозаики и линий, которые будут применяться в каждом разделе;
  • аккуратно прорисовываем каждый фрагмент указанными инструментами;
  • покраска стола — доверьте этот этап тем, кто постарше.

Педагогам и учителям необходимо контролировать процесс еще на этапе переноса того, что предназначено для самолета, чтобы исключить просыпание краски в неположенном месте и быстрее устранить мелкие ошибки.

Два основных участка процедуры иллюстрации, подмалевок и окантовка, выполняются с разными подтеками (в случае флористики между ними также рисуются тени). Сначала следует ровным слоем закрасить фон, затем начать добавлять мелочи.

Готовое изделие перед покраской необходимо просушить прозрачным средством, защищающим от выцветания, пригорания и попадания влаги.

Гжель

Гжель

Стили русской живописи

С чего брать старт

Если вы решите заняться спортом или ваш сын или дочь хотят этому научиться, вам не нужно посещать какие-либо занятия. Просто начните с малого — найдите онлайн-уроки в удобной для вас форме — это может быть текст с иллюстрациями, где он передается по мере того, как рабочий холст обретает форму.

Прочие изменения: видеоролики, раскраски, трафареты, которые позволяют четко все понимать и в конечном итоге разбираться в процессе.

При проведении работ нецелесообразно торопиться, стараясь как можно быстрее наносить оттенки на поверхность — это единственный способ получить разводы. Карандашом нарисуйте контуры, но не нажимайте.

Еще одна особенность операции — концентрация темных пятен на светлых. Вам просто нужно выбрать направление, в котором вы будете творить, тогда вы освоите городецкую роспись. Для повышения квалификации вы можете сначала выбрать картины в Интернете, после чего воспроизвести собственные сюжеты или лейтмотивы.

Изначально он далек от совершенства, но при постоянном повторении и доводке мастерства результат станет лучше, давая право торговать профессионально и последовательно.

Расписываем доску городецкой росписью с детьми

Дети в детском саду обязательно оценят это направление искусства. Рекомендуется строить урок по следующей схеме:

  • Расскажите ученикам некоторые факты из истории рыбной ловли.
  • На каждой доске отметьте центр и нанесите карандашом точку.
  • Выбранным оттенком предложите им нарисовать круг.
  • После высыхания краски тонкой кистью нанесите белые полосы.
  • Заполните оставшееся место на доске разнообразными завитками.
  • Контур изделия следует прорисовать сплошной полосой того же оттенка, что и центральный цветок.
Такое занятие принесет детям массу впечатлений, а память останется на всю жизнь. Чтобы краска со временем не осыпалась, доску лучше покрасить.

Мезенская (Палащельская) роспись

Картина Мезени (Палащель

Стили русской живописи

Читайте также: Инструменты для работы по дереву: как правильно выбрать

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector