- История возникновения
- Наносимые рисунки
- Цветы
- Прочие рисунки
- Описание
- Этапы создания изделий
- Разрисовка краев
- Букетные композиции. Принципы составления
- Первый этап жостовской росписи — замалёвка
- Особенности изготовления основы
- Проблемы современного жостовского промысла
- Жостовские подносы в современной жизни
- Материалы и инструменты
- Цвета жостовской росписи
- Основные цвета
- Техника выполнения рисунка
- Грунтовка
- Замалевок
- Тенежка
- Прокладка
- Бликовка
- Чертежка
- Привязка
- Клёдов за работой
- Мотивы Жостова
- Рекламная вывеска Вешняковых
- Визитные карточки Жостова
- Вытягивание края подноса
- Разнообразие форм
- Поэтапное рисование для детей-дошкольников
- Изображение цветов
- Признанные мастера жостовский росписи
- Вычерчивание формы подноса с помощью трафарета
- Виды рисунков и узоров
- Элементы и узоры жостовской росписи
- Технология изготовления подносов
История возникновения
В 1825 году на заводе, где работали крепостные графа Шереметьева Вишняковы, обучились технологии лакирования металлических изделий и конструкций из папье-маше. Так, в селах и деревнях некогда Троицкой волости появились мастерские, производившие расписные изделия из папье-маше, покрытые лаком. Есть и другая версия: художник-миниатюрист Вишняков, сын владельца столичной фабрики, породил именитое ремесло.
Путаница, возникшая из-за фамилий, не позволяет точно сказать, кто стал прародителем знаменитых жостовских досок. Но в искусстве есть понятие, которое можно назвать «созревание творчества». Так в самой Троицкой волости, в нескольких ее населенных пунктах создавалась атмосфера, породившая уникальное творческое направление. И уже не так важно, кто был первым: выкупившиеся на халяву братья Вишняковы или одноименный миниатюрист.
Жостовский промысел интересен тем, что у мастеров не было образцов, они рисовали по воображению, импровизируя. Но за этой импровизацией стояло четкое понимание правил и отточенная техника. Справедливости ради надо сказать, что мотивы для росписи досок жостовские мастера заимствовали у тагильских художников. Тагильский сосуд старше жостовского на столетие и отличается такой же отделкой металлических поддонов.
В 20 веке в Новосельцево, одном из сел Мытищинского района, образовалась Новосельцевская трудовая артель. Компания производила подносы из лакированного металла. Через два года в Жостово были образованы еще два филиала — Жостовский труд и Спецкустар, а за ними — Лак и Собственный труд (только в Троицке). В 1928 году все они объединились в единую систему.
Географическое положение поселка было на руку художникам: они могли, не пользуясь услугами посредников, продавать товары в Москве. Там же было удобно покупать сырье для работы. В то же время первые советские годы были для жостовских мастеров непростыми: пришло время социалистического реализма и натурализма в искусстве, а традиционное мастерство было не на месте. Но художникам удалось сохранить направление, тот интерес, который вновь возник во времена хрущевской «оттепели». Русские творения попали на международные выставки, а иностранный спрос породил массовое производство недорогих сувениров.
Сегодня вы можете посетить интереснейший музей Жостово, экскурсии познакомят и маленьких, и старых посетителей не только со знаменитыми досками, но и с другой расписной посудой, уникальными техниками, сюжетами и особенностями древнего ремесла.
Наносимые рисунки
Элементами жостовской росписи в основном являются нарядные цветы:
- нежные холмики луговых растений;
- букеты из крупных кочанов;
- цветочные рамки из отдельных стеблей и бутонов;
- цветы разбросаны по всему полотну или скромно размещены в одном углу.
В начале 20 века доски украшали изображениями:
- тройки лошадей;
- катание детей на санках;
- элементы.
Гораздо реже изделия могут похвастаться сельскими пейзажами, любителями пейзажей в виде гор и водопадов, необычными готическими замками.
Рисунки выбирались мастерами на протяжении многих лет, поэтому в очаровательных картинах можно увидеть элементы других народных традиций, что делает этот вид искусства таким же уютным и как-то особенно домашним.
Цветы
Жостовская роспись, доски которой наиболее распространены, украшена цветами. Чаще всего на них встречаются розы в разной степени раскрытия, начиная от плотных бутонов и заканчивая распустившимися или даже увядающими цветками.
На доске часто красовались:
- пышные маки;
- нарядные тюльпаны;
- строгие георгины;
- изящные пионы;
- очаровательные анютины глазки;
- изящные васильки;
- мелкие ландыши;
- нежные подснежники.
В то же время относительно небольшой выбор не создает ощущения однообразия, так как каждый художник по-своему видит эти цветы, и передает в композициях свое настроение.
Дополнительные доски очарования добавляют:
- гроздья ягод;
- фрукты;
- овощи.
Прочие рисунки
Чуть меньшей любовью у покупателей пользуются изображения птиц и домашнего скота. Такие ящики окрашены:
- павлины и жар-птицы, иногда хвосты этих необычных птиц превращаются в целые цветочные ковры;
- петухи, жаворонки, сойки, хохлатки;
- лошади, олени, медведи, кошки, тигры;
- стилизованные изображения рыб, окруженных водорослями.
Но последние творения встречаются крайне редко. Обычно их изготавливают на заказ.
Описание
Ключевым мотивом жостовской росписи стал букет цветов. В творческом направлении отчетливо отмечается сочетание реализма живой формы цветка и декоративной общности, похожей на традиционную роспись кистью, украшающую прялки, гробы и туесочки. Такое решение о цветочном букете определяется многолетней выработкой декоративных композиций, они показывают набор садовых и полевых цветов — это собранный букет, случайный букет, венок и венок.
В творчестве Жостово есть две основные особенности.
- Сильные цвета. Черный фон является традиционным, но рядом с ним появляются синий, зеленый и красный варианты. По краям доски расположен легкий витой цветочный орнамент.
- Техника, традиционный рисунок. Художник работает широкой кистью – мастерски намечает композицию на самой доске. В процессе работы он следит за тем, чтобы изображение цветка было достаточно выразительным, а также за ритмичным размещением красочных пятен.
Мастера работают беличьими кистями и масляной краской. Краску традиционно разбавляют олифой, кисти промывают в скипидарном растворе. У каждого художника есть богатая коллекция кистей: от тонких, толстых, как игла, до самых больших. И каждая кисть готовит свой мазок.
Этапы создания изделий
От начала и до конца изготовления изделия процесс изготовления жостовской росписи проходит ряд этапов:
- Изготовление подноса овальной, восьмиугольной, круглой, прямоугольной или комбинированной формы.
- Грунтование поверхности заготовки.
- Нерегулярная заплатка.
- Выравнивание поверхности основания до гладкого состояния.
- Лаковое покрытие.
- Картина масляной краской.
- Двухслойное покрытие изделия прозрачным лаком.
Разрисовка краев
Рамки состоят из силуэтов лепестков и листьев, мелких цветов, геометрических фигур, скрещенных линий. Они могут быть построены в одном плане или представлять собой несколько уровней, расположенных один над другим.
Обычно для таких украшений используют золотые, серебряные, бронзовые, вишневые тона.
Жостовская роспись по-прежнему готова подарить поклонникам очарование старинного рукоделия. Помимо обычных подносов, фабрика выпускает расписные рамы для зеркал, кашпо, лейки, табуретки, разделочные доски и другие предметы домашнего обихода.
Букетные композиции. Принципы составления
Букеты в русской жостовской росписи украшают центр, или среднюю часть доски, дно. Обычно основу букета составляют 3-4 крупных садовых цветка: пион, георгин, роза, тюльпан и др. в полотно букета «втыкаются» мелкие полевые и садовые цветы и бутоны: анютины глазки, незабудки, и т д. Они связаны гибкими стеблями и веточками с листьями — так называемыми «травками». По особым случаям в букеты включают фрукты и ягоды, украшают их птичками и бабочками. Как правило, в центре композиции размещают один или несколько крупных цветов. По жостовской традиции крупные цветы обязательно имеют розовое свечение.
Мелкие бутоны становятся очень бледными, а на их фоне рельефно выступают из плоскости блюда крупные яркие соцветия. Беличьи кисти используются для рисования цветов. Их выбирают очень тщательно, так как срезать волоски невозможно.
Поля или стороны доски также подписаны. Но в их оформлении не используются элементы букета. Традиционно поле украшено цветочным орнаментом золотого цвета в виде причудливого переплетения стеблей и листьев — так называемой «травкой».
По традиции, пришедшей в жостовское искусство из росписей Федоскино, фон или отдельные элементы могут быть покрыты перламутром. Такие изделия смотрятся очень элегантно. Элементы гжели и хохломы в жостовской росписи тоже встречаются, например «травка».
Первый этап жостовской росписи — замалёвка
0 В живописи мастер рисует композицию букета на рабочей поверхности доски широкой кистью. Картина выполнена без искажения густыми, несколько выбеленными красками одновременно на нескольких досках. При создании букета художник вращает доску на коленях, как бы подставляя нужный участок поверхности под кисть. Картина сушится в сушильном шкафу в течение двенадцати часов при определенной температуре.
Коррекция состоит из ряда следующих друг за другом операций: штриховки, наслоения, выделения, прорисовки, затравки и привязки.
Особенности изготовления основы
Обычно опорная плита выковывается вручную из листового железа, для которого используется кровельная сталь хорошего качества. Листы сначала штампуют, а затем прокатывают, чтобы сделать доски твердыми. При изготовлении ящиков стандартной формы большие листы железа разрезают на заготовки нужной формы и размера. Затем на электропрессе происходит «резка» и «вытяжка» доски. С помощью форм и комбинированного штампа формируются борта будущей доски. Этот процесс называется «посадка» или «прокатка».
Проблемы современного жостовского промысла
При всем интересе горожан и гостей России к жостовскому народному творчеству, следует отметить, что проблем у художников хватает. Наиболее остро стоит проблема подделки продукции, иногда с нарушением традиционных технологий. Фальсифицируя авторский стиль, плагиаторы пытаются заработать на покупателях, продавая некачественные и не авторские, а значит не уникальные вещи. Качество таких изделий крайне низкое, а изображения примитивны и не входят в «золотой фонд» композиций жостовской росписи.
Жостовские подносы в современной жизни
В современном мире народные промыслы, в том числе и жостовский, занимают особое место. Спектр их применения достаточно широк: от элементов интерьера до элитной сервировки стола. В доме или на обеденном столе жостовский поднос – яркий, нарядный акцент, придающий обстановке позитивное и радостное настроение.
По традиции жостовские подносы можно разделить на две основные группы: бытовые (для самоваров, фруктов, еды и т д.) и для украшения. В быту людям не хватает красоты и эстетики, экологические проблемы и проблемы с отсутствием общения с природой поддерживают стремление компенсировать недостаток за счет природных элементов в произведениях, которые нас окружают в повседневной жизни. Особую тягу люди замечают к изделиям, украшенным изображением цветов. Видимо, поэтому мода на такие блюда остается стабильно высокой. Дизайнеры используют мотивы жостовской росписи для создания мебели, одежды и украшений.
Материалы и инструменты
Для достижения высокохудожественных творений используются:
- набор беличьих кистей;
- масляная краска;
- льняное масло (используется для разбавления засохших красок).
Конечно, без основы не обойдется. Теперь помимо пространств украшают изделия из стекла, дерева и керамики.
Цвета жостовской росписи
Классическая подача изображения предполагает наличие черного или красного фона. Более прогрессивные современные концепции позволяют использовать нежные пастельные полотна для создания насыщенной композиции с несколькими цветами.
Жостовская фабрика выпускает изделия с красным, синим, зеленым или голубым фоном. Один из самых популярных оттенков – «слоновая кость». Реже встречаются «золотые» и «агрессивные» красные полотна.
Особенно изящны полотна с перламутровым покрытием. Переливы могут «украсить» как весь фон, так и отдельные акценты композиции. Перламутровая инкрустация первоначально использовалась в Федоскино.
Основные цвета
Цветовая палитра, используемая мастерами жостовского художественного профиля, более чем разнообразна и богата.
Для фона предпочтительны следующие цвета:
- Черный (#000000);
- Цвет слоновой кости или пшеница (#F5DEB3);
- Красный (#FF0000);
- Голубой (# 00BFFF);
- Лазурный (#007FFF);
- Желтый (#FFBA00);
- Бордовый (#900020);
- Золото (#FFD700);
- Эмбер (#FFBF00);
- Браун (# 964B00).
Для создания самого рисунка можно использовать абсолютно любой цвет. Приветствуется импровизация с тонами и полутонами.
Техника выполнения рисунка
Элементы жостовской росписи также являются многогранным анализом образа. Как выполняется сам рисунок, как печатать те или иные составляющие рисунка, с чего начинать и где заканчивать, все это интересно как для тех, кто изучает жостовское ремесло теоретически, так и для тех, кто хочет практически освоить традицию.
Грунтовка
На этом этапе изделие следует обработать специальным шпаклевочным материалом. Затем загрунтованную доску полируют. В этот момент мастер выбирает фон, на котором он хочет построить основной рисунок. Этот фон нельзя изменить позже. На этом этапе уже следует продумать композицию, чтобы соблюдалась цветовая гармония.
Замалевок
Так называется основа орнамента. Мастер использует разведенную краску и формирует силуэты будущих элементов. С одной стороны, этот момент является подготовительным, с другой — решающим в работе. Если сделать роспись неправильно, будет нарушена композиция, расположение элементов, гармония. Импровизация на этом этапе практически исключается.
Тенежка
Как только картина высохнет, на работу с витражом наносятся тени. Именно этот «хитрый» прием делает букет глубоким по тону. Мастер работает сильными и сочными мазками. На этом этапе художник использует плоскую широкую кисть.
Используются следующие лессировочные краски: синяя (ультрамарин или берлинская лазурь), красная (краплак), зеленая (изумрудно-зеленая).
Для чего нужна тень? Жостовская роспись, цветы которой, как уже было сказано, словно светятся изнутри, тем самым усиливая звучание цвета.
Прокладка
Этот этап очень важен. Именно амортизирующий слой помогает букету выглядеть максимально реалистично. И, как мы уже говорили, жостовская роспись, узоры и мотивы этого направления выгодно отличаются от других ремесел именно таким высокопрофессиональным изображением элементов.
Во время укладки художник как бы уточняет детали, не забывая подсвечивать отдельные фрагменты. Здесь мастер может задать тон на контрасте, здесь он может выровнять композицию с помощью красивых, уравновешивающих переходов.
Бликовка
Свет и объем — вот для чего устроена эта сцена. Солнечные лучи падают на букет, зритель их не видит, но сияние цветочной композиции не оставляет сомнений в том, что солнце действительно осветило прекрасный букет. Нанесение бликов — это заключительный этап создания фигур. Здесь происходит обесцвечивание цветов, листьев и бутонов.
Чертежка
На этапе рисования рисунок становится реалистичным
Этот этап очень интересный. Мастер берет в руку тонкую кисть, прорисовывает ею мельчайшие элементы. Задача художника — придать элементу реалистичность. Так в осыпавшихся ягодах появляются мелкие семена, в чашечке можно увидеть тычинки и пестики. Рисунок делает траву и листья более объемными. Мастер в совершенстве владеет кружевом, выполняет сложные акценты.
Без таких действий рисунок не будет завершенным, хотя работа эта, конечно, филигранная, новичку она не покажется легкой. Можно даже услышать такое определение рисования, как вывод музыкальных линий.
Привязка
А теперь композицию нужно поэтапно вживить в фон. Например, вы записали жостовскую роспись на белом фоне. Просто взять и распечатать букет – это уже много, но если этого недостаточно, чтобы фон и букет стали единым целым, они начинают восприниматься органично. Поэтому мастер рисует усики, разнообразно витиеватые, что делает полотно более объемным.
После этого артист берется за «чистку». Это название контура, оформление сторон платы. Это могут быть геометрические линии, цветочные венки и цветочные узоры. Можно создать скромный, едва заметный край, либо насыщенный контур, не менее выразительный, чем основной рисунок.
Клёдов за работой
0 В 1830-х годах в Жостово стали делать подносы не только из папье-маше, но и из железа. В источнике 1839 года упоминаются «изделия из мятой бумаги (папье-маше) и выбитые из жести.. ящики, ящики.. все лакированные рисунками… Филипп Вешняков, Никитин и его сын, крестьянин граф Шереметев.
Мотивы Жостова
Жостовские подносы очень нарядны и праздничны. Круг тем и мотивов росписи, сформировавшийся веками, очень ярко и образно отражает традиции и душу русского народа.
Основными мотивами жостовской росписи являются:
- Букеты садовых и луговых цветов.
- Растительные мотивы.
- Цветочные орнаменты.
- Вазы.
- Гирлянды.
- Сцены народных гуляний.
- Пейзаж.
- Натюрморт.
- Сцены народной жизни.
- Сцены народных свадеб.
- Сцены с чаепитием.
Самое популярное изображение – трио несущихся во весь опор лошадей, привязанных к саням и окруженных цветами.
Изучая содержание сюжетов и образцы картин, можно многое узнать об истории и быте русского народа. Интересно, что весь металл в стране пошел на изготовление оружия в годы Великой Отечественной войны. Поэтому жостовские мастера раскрашивали консервные банки, детские металлические ведерки. Игрушечные ведра также были переплавлены и использованы для изготовления досок.
Рекламная вывеска Вешняковых
0 Над доской работали как минимум три человека: кузнец, изготовлявший форму; шпаклевочный шпатель, которым на поверхность наносится грунт; художник, расписывавший доску. Этой же грунтовкой после высыхания покрыли изделие лаком. Начнем с того, что владелец мастерской и члены семьи работали на равных. Но по мере роста производства расширялись мастерские, появлялись наемные рабочие, а хозяин все больше становился подрядчиком, но всегда знакомым с трудностями самого производства.
0 В 1870-х и 1880-х годах в подмосковной картонной промышленности уже было занято более двухсот сорока рабочих. Крупнейшими мастерскими были: в Жостове — О. Ф. Вишнякова, где работало 59 человек, из них 53 наемных рабочих; Е. Ф. Беляева, где работал пятьдесят один человек, из них пятьдесят были трудоустроены; в Новосильцево — основанные в 1860 и 1871 годах две мастерские Ефима Федоровича Цыганова, где работало сорок девять рабочих, из которых сорок шесть были наемными. Продукции в год выпускалось на двенадцать, двадцать и одиннадцать тысяч рублей соответственно .
0 Самые старые жостовские доски, доступные для изучения, относятся к 1870–1880-м годам. Определить время их создания и принадлежность к мастерским, в основном из династии Вишняковых, можно по клеймам на тыльной стороне ящиков и содержащих, как правило, имя фабриканта и список наград-медалей за участие в помогают крупные отечественные и зарубежные художественно-промышленные и ремесленные выставки. Основным местом продажи ящиков была Москва, а через нее Нижний Новгород с обширной Макарьевской ярмаркой, Южная Русь и Средняя Азия. Лучшие сорта были привезены в Петербург.
0 В ХХ веке живописный декоративный букет стал ведущим направлением в жостовском искусстве. Кроме собственно росписи и росписи, жостовские мастера применяли и другие способы декоративной отделки досок. Распространен был «метод копчения», с помощью которого на поверхность наносился вибрирующий рисунок, напоминающий рисунок панциря черепахи и получивший местное название «под червь». На старых ящиках «уборка» очень разнообразна – боковые украшения, где геометрические, цветочные узоры индивидуальны на каждом предмете и являются своеобразным сопровождением основной темы росписи.
0 В 1920-х годах несколько артелей, возникших в Жостово, Новосильцево и Троицком, были объединены в 1928 году в одну — «Металподнос» (с 1960 года — Жостовская фабрика декоративной росписи). В их создании участвовали опытные мастера, которым суждено было внести большой вклад в возрождение росписи на досках и развитие местных художественных традиций в новых условиях.
0 Не совсем обычный образ Жостова в искусстве К.В.Грибкова. Художник-график, имевший связи со строгановской школой, он, пожалуй, единственный из жостовских живописцев расписывал доски не в духе традиционной народной импровизации, а по собственному предварительному рисунку.
0 Сегодня среди трехсот рабочих Жостовского завода декоративных красок более ста девяноста маляров. Несмотря на название «фабрика», мастерство в творческих процессах сохраняет драгоценное качество народного творчества – его рукотворность.
0 Формы для поддонов уже давно штампуют на специальных прессах. Крашение, полировка некоторых форм механизирована. Но из двадцати шести типовых жостовских форм для досок художник выбирает ту, которая соответствует его задумке, и, если это уникальная работа, поручает кузнецу выковать форму вручную.
0 Полтора века для развития рыбного хозяйства – это относительно небольшой срок. Но за это время Жостово из центра ремесел превратилось в уникальный центр русского народного творчества, а жостовская доска из предмета быта стала предметом восхищения.
Визитные карточки Жостова
Жостовские доски – одна из визитных карточек ремесла. Для того, чтобы основной узор выделялся из глубины, и напоминал о противоположном ракурсе, мастера рисуют вокруг едва чешуйчатые мелкие цветочные соцветия.
Вторая визитка – табличка на доске: изображение палитры художника, тюльпана и кисти. Это давний, исторически сложившийся бренд мастерских. Рядом с клеймом или в самом клейме мастер ставит свой автограф. Такую маркировку стали разрешать только после 1970 года, а в прежние времена на продукцию ставили только марку с подписью владельца фабрики.
Еще одной замечательной визитной карточкой жостовского промысла стали так называемые «копченые» подносы, расписанные примечательным узором, напоминающим потрескавшуюся поверхность. Этот способ покраски называется «под черепаху». Зачем курить? Да потому что подносы на самом деле коптят на пламени свечи. Это редчайшие изделия жостовских мастеров. Известно, что два таких ящика находились в коллекции русского писателя Льва Толстого.
Вытягивание края подноса
Отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, зачистка каждого слоя эмали вручную наждачной бумагой.
Жостовские мастера рисуют художественной масляной краской, разбавленной олифой и скипидаром. Используются беличьи кисти. Жостовская роспись осуществляется в два этапа. Первая фаза письма называется штриховкой, вторая — осанкой.
Разнообразие форм
Сегодня фабричные изделия штампуют на профессиональных прессах, позволяющих придать изделию любую форму. Если заготовка штампованная, эскиз сначала наносится с помощью трафарета, а затем вырубается и вытягивается на электропрессе.
Но бывают и эксклюзивные заказы, когда мастер выковывает инструменты вручную. Фальсификатор берет лист железа, вырезает форму специальными ножницами, затем пробивает форму и вытаскивает ее. Край изделия закатывается, к нему приклеивается проволока, которая придает рельефную форму изделию и одновременно укрепляет его. Конечно, изделие ручной ковки будет стоить очень дорого.
Жостовские доски могут быть:
- круглый;
- овальный;
- гитара;
- восьмиугольный;
- прямоугольный (частый вариант);
- крылатые (с плетеными краями);
- комбинированный.
Нельзя сказать, что одна форма популярнее другой: круглые и овальные доски выглядят более традиционно, но гитарные тоже пользуются спросом, а комбинированные изделия находят своего покупателя (и, кстати, становятся интерьерной изюминкой).
Поэтапное рисование для детей-дошкольников
Изучение жостовской росписи проводится в старших и подготовительных группах детских садов. Занятия прививают детям любовь к народному творчеству. Для работы нужно:
- колонковые или беличьи кисти для рисования №2, №4, №5;
- гуашевые краски и палитра;
- баночка для мытья кистей;
- тряпка для вытирания;
- ватные палочки.
Для работы лучше использовать круглые щетки или изделия с тонким кончиком.
В процессе работы дети приобретают следующие навыки:
- Возможность подчеркнуть художественные элементы узора, цвета и композиции;
- Изучение приемов рисования кистью: концом и всей поверхностью выполнить «двойной штрих», «зигзаг» и «запятую».
Изображение цветов
Обучение начинается с рисования крупных цветов. Начать можно с техники росписи георгин поэтапно. Пусть он будет желто-красным. Чтобы новичкам было легче учиться, сначала создается карандашный набросок. Для изображения георгинов используется прием под названием «двойной штрих». Кисточку обмакивают в желтую краску и удаляют излишки.
Затем кончик окунают в красную краску. Нарисуйте лепестки цветов сверху и снизу, справа и слева. Когда краска закончится, помойте кисть и снова наберите желтую и красную краску. Также нарисуйте второй ряд лепестков цветка. Когда все нарисовано, легкими штрихами нарисуйте сердцевину цветка.
Ромашки также изображаются в двойном пальто. Обмакните кисть в белую краску, а сам кончик в синюю или голубую. Лепестки рисуются в следующем порядке: верх, низ, право, лево. Кончик кисти всегда направлен к центру цветка. Остальные лепестки рисуются строго по центру получившихся отверстий.
Следующим моментом рисования является рисование маленьких цветов. Незабудки рисуются ватными палочками. Лепестки изображены голубыми, сердцевины желтыми. Для изображения клевера используются два цвета: белый и фуксия. Смешайте их, чтобы получить нежно-розовый цвет. Раскрасьте маленький круг. Затем кончик кисточки обмакивают в краску цвета фуксии и наносят на кружку ряды мелких штрихов: снизу, чуть выше и сверху. Также можно нарисовать трилистники ватными палочками. У основания цветка видны мелкие листочки. Их можно нарисовать три или даже четыре.
Признанные мастера жостовский росписи
Более 150 лет в Жостово работали многие выдающиеся художники, каждый из которых привнес что-то особенное в стиль и традиции жостовской росписи. Первым известным живописцем Жостово считается послушник Троице-Сергиевой Лавры Афоня Вишняков — последний из рода Вишняковых. По исполнению и композиционному качеству работы А. Вишнякова, созданные им в почтенном возрасте в начале XX века, больше напоминали станковые натюрморты. Глядя на изящные красные тюльпаны, колосья и бабочек, знаток может найти сходство с фламандскими натюрмортами XVI-XVII веков.
Другим выдающимся мастером жостовского ремесла был К. В. Грибков. У него был свой подход к созданию декоративных картин. При создании своих композиций он не делил работу на этапы, а для каждого элемента сразу выполнял шаль, подкладку и мелирование. Он не использовал рисование и переплет. Его творчество восхищало подписчиков. Одна из его сохранившихся работ — корзина с цветами. Такая композиция букета необычная – на более современных подносах мы как будто смотрим на букет цветов сверху.
Следующая плеяда художников воплощает классическую школу жостовской росписи, и в их творчестве прослеживается преемственность: И. С. Леонтьев, А. И. Лиознов, Д. С и Н. С. Клодовы, П. С. Курзин.
Иван Степанович Леонтьев (1875 — 1945) считается хранителем традиционной жостовской росписи. Сам он родился в Жостово, обучался в мастерских Вишнякова. Его работам были свойственны компактность и натурализм, причем большую роль играл фон. Он изображал букеты в темных тонах, часто исходя из выбранного им цветового фона — темного или светлого.
Той же строгостью и реалистичностью отличаются работы другого выдающегося живописца, Дмитрия Степановича Кледова. Из произведений Леонтьева ему была свойственна большая свобода в расположении цветов на подносе; компактной композиции он предпочел букет «в развороте». В его живописи было много воздуха, и это отличало стиль Кледова от его коллег.
Вычерчивание формы подноса с помощью трафарета
0 При изготовлении ящиков стандартной формы листовой металл разрезают на заготовки определенного размера. В заготовке доска вырубается и вытягивается в форму на электропрессе с помощью комбинированного штампа и форм, затем доска фацетируется, то есть завальцовывается кромка.
Виды рисунков и узоров
В 21 веке уже не соблюдается строгая канонизация, когда фон должен быть четко черным и никак иначе. Серебряный, красный и малахитовый фоновые цвета больше не являются неожиданностью для жостовских досок. Но основным узором поделки остаются цветы. Жостовцы взяли такую тему у уральских мастеров, которые тоже художественно понимали красоту полевых и садовых цветов.
Расписные ящики в жостовском стиле имеют множество узнаваемых оттенков.
- Центр композиции с крупными растениями, да еще и с такой рисовкой, будто из центра доски растет цветок. По краям – цветы помельче.
- Основной принт – букет цветов или венок, также необходимы цветочные украшения разной сложности.
- Выбор цветов по личному решению автора. Каждый художник изобразил на доске цветы, которые понравились лично ему.
- Современное расширение тем и узоров. Сегодняшние мастера жостовской росписи пишут натюрморты, птиц, животных, пейзажи и различные тематические изображения.
Творчество – это живой процесс. Современные мастера, продолжая и прославляя выдающееся направление, находятся в поиске новых идей (форм, узоров, цветов). Это не противоречит канонам, но развивает жостовскую роспись, отчасти ставит ее в актуальные творческие потребности, ничуть не обезличивая, не лишая индивидуальности.
Надо сказать, что это художественное направление очень страдает от мошенников, которые производят подделки и выдают их за подлинные жостовские доски.
Но отличить подделку от настоящей можно.
- Оригинальное изделие должно иметь клеймо с логотипом мастерской, изготовившей его.
- Фальшивые ящики могут иметь острые края, но настоящие мастера никогда не допустят такого недостатка – края обязательно будут завальцованы. Обработка кромки необходима не только с художественной точки зрения, но и для набора прочности доски.
- Настоящий поднос довольно толстый: именно так должны держаться самовар и подаваемая на нем посуда. Если вы положили на доску что-то тяжелое, и оно упало, это не настоящее жостовское изделие.
- Эта доска имеет зеркальную поверхность. Грунтуется многократно, каждый слой необходимо шлифовать. А лак наносится на поверхность минимум в два слоя, каждый из которых полируется. Можно сказать, что в жостовской доске все отражено как в зеркале. А если этого не происходит, этап лакировки пропускается, что может быть только у подделки.
- Идеальная техника. У настоящих мастеров не может быть кривых линий, тусклых красок, нечеткой прорисовки. Это недопустимо, все должно соответствовать стандарту, традициям.
По этой причине слишком дешевым заранее продуктом не может быть жостовская доска. Такая многоступенчатая кропотливая работа с хорошо выверенным контролем качества стоит недешево, но прослужит доске долгие годы.
Это прекрасный подарок, если вы хотите передать какой-то подарок из родной страны или просто порадовать своих близких прочной, красивой, классической вещью.
Элементы и узоры жостовской росписи
Изображения, состоящие из элементов жостовской росписи, в ранний период выглядели несколько иначе. Линии стали менее плавными. Для создания рисунка использовалось меньше цветов краски. На расписной керамике 1830-1900 годов основными элементами были пейзажи, букеты цветов и тройка лошадей.
В процессе развития творчества и появления новых художников, имевших иные взгляды на искусство живописи, композиции стали меняться. На авторских работах новых мастеров стали появляться ландшафтные пейзажи, изображения водопадов, горных пейзажей и замков с прекрасной готической архитектурой.
Часто использовались сюжетные рисунки, на которых изображалась повседневная жизнь людей того времени. Например, вы можете найти изображения подносов и тарелок, сделанные в 1890-1900 годах. На них изображены дети, управляющие санями, упряжки лошадей и кучер, чаепитие с самоваром. Также были популярны изображения людей, плетущих лапти.
Позже основными композициями стали изображения цветочных букетов. Цветы могут быть разными: полевыми, садовыми, мелкими и крупными. В центре изображения часто изображают крупные бутоны или раскрытые соцветия. По краям нарисованы более мелкие цветы. Мелкие соцветия размещают между основными цветками, закрывая пустующие участки.
Роза – самый распространенный цветок, который изображен на рисунках жостовской росписи. Раскрывшиеся лепестки смотрятся ярко и необычно. Можно встретить картинку, где розы нарисованы в разной степени раскрытия цветка, от туго натянутого бутона до полностью раскрытой и чуть увядающей розы.
Какие еще цветы можно увидеть на блюдах, оформленных в стиле жостовской росписи:
- красные маки;
- желтые, красные и синие тюльпаны;
- желтые и красные георгины;
- розовые пионы;
- белые мелкие ландыши;
- желтые и фиолетовые анютины глазки;
- мелкие голубые васильки;
- светло-голубые подснежники.
Композиции не выглядят одинаково, потому что художники придают им разнообразие, добавляя в букет гроздья ягод, фруктов и других фруктов. В результате получаются красочные украшения.
С 1920 г по настоящее время в жостовской росписи сохраняются зооморфные мотивы и цельные изображения птиц и домашних животных. Эти рисунки выглядят очень реалистично и хорошо сочетаются с цветочными узорами. Самый популярный вид птиц, которых запечатлевают живописцы, — это павлин, или жар-птица (феникс). Художник прорисовывает мельчайшие детали, перья, кисточки, торчащие волосы. Часто длинный хвост изображают в виде ковра из цветов.
Если специалист выбрал менее реалистичное направление, он прорисовывает контур птицы и заполняет его крупными свободными узорами. Чаще всего цвет таких рисунков желтый, а линию и затемнение деталей делают оранжевой или красной краской.
Также популярны изображения петухов, жаворонков, хохлаток и соек. Глухаря часто рисуют на темном фоне. Темно-синий цвет перьев почти сливается с черным фоном, но художники умело выделяют контуры птицы белой краской, что создает эффект того, что бык появляется откуда-то из темноты. Из представителей животного мира на рисунках можно увидеть лошадей, оленей, медведей, реже кошек и тигров.
Иногда на декоративной посуде можно встретить изображения рыбы. Они нереалистичны. Обычно контуры заполняют узорами, выбирая оттенки краски, сочетающиеся с основным растительным орнаментом. При этом цветы окрашены так, что напоминают водоросли. Нарисуйте длинные вьющиеся стебли и небольшие соцветия темно-зеленого, желтого или красного цвета.
Сегодня усовершенствовались технологии нанесения красок и состав рисовальных материалов, что позволяет живописцам украшать не только деревянную и металлическую посуду. Росписью можно рисовать на стекле, керамике и коже.
Краска не стирается и не скалывается. Поэтому подлинные изделия, сделанные известными мастерами, стоят дорого. Сервизы, подносы и тарелки часто покупают в качестве сувениров на юбилеи, а также собирают в коллекции драгоценного антиквариата.
Технология изготовления подносов
Доска изготовлена методом ковки и штамповки. Штамповка лотков стандартных типов (их более 20) осуществляется на современном оборудовании из металлических листов. Подносы нестандартной формы изготавливаются кузнецами методом ручной ковки. Изготовленные доски грунтуются, шпаклюются и тщательно шлифуются. Обработанные изделия покрывают черной краской и масляным лаком, очищают и сушат. После всех технологических операций подносы передаются художникам для росписи.
Помимо традиционных черных досок, Жостовская фабрика выпускает изделия с красным, синим, зеленым и голубым фоном. Благодаря специальной технологической обработке доски имеют интенсивно насыщенный, но в то же время нежный и полупрозрачный фон. Жостовская краска ящиков имеет свои особенности – например, тени и блики прорисовываются лишь слегка.
Читайте также: Цветы из фоамирана своими руками: как подготовить детали по шаблонам и собрать цветок