Рисунок к былине Садко карандашом лёгкие и красивые

Рисование

Как нарисовать Садко

Русское народное творчество – это особый пласт культуры, без изучения которого трудно представить полноценную школьную программу. О Садко, новгородском купце, борце с несправедливостью, сложено несколько былин разных типов. Авторы создали каноническую версию, согласно которой Садко сначала был бедным арфистом, а потом стал купцом и баснословно разбогател.

Былина о купце входит в известный новгородский цикл, насчитывающий 9 сказаний. Из них только два считаются полными произведениями. Их записали и сохранили выдающиеся русские сказители.

Рисунки к былине
Рисунки к былине

Рисунок к былине «Садко» рекомендуется делать по одному из сюжетов, используя в качестве главного героя образ арфиста. Интересно, что прототипом Садко стал реальный купец по имени Сотко Сытинич, живший на территории Великого Новгорода во второй половине XIII века.

На уроках литературы или риторики студентов обычно просят сделать отчет о личности Садко, рассказать о его происхождении, а затем перейти к сюжетным линиям.

Одним из методов изучения русского фольклора является создание иллюстраций к былинам. «Садко» — произведение с сюжетным развитием, где с первой страницы начинают делаться зарисовки и наброски. Основой становится изображение на бумаге образа центрального персонажа.

Для рисования понадобится альбомный лист любого размера, а также специальные инструменты:

  • Карандаши разной твердости. Создавайте наброски и наброски с помощью карандашей. Перед началом работы карандаши необходимо заточить.
  • Ластик. Этот прием убирает лишние детали, помогает исправить эскиз.
  • Краска. Гуашь подходит для раскрашивания рисунков, выполненных в простой технике. Акварелью занимаются более опытные художники, владеющие базовой техникой рисования.
  • Мелки, карандаши или фломастеры. Варианты, выбранные из списка инструментов, должны учитывать наличие художественных навыков и умений. Мелки не рекомендуются для начинающих, так как для работы с ними необходимо использовать определенные приемы рисования. Карандаши и фломастеры подходят для раскрашивания всех детских рисунков, сделанных в классе.

Рисунки к былине

Основные темы рисунков по былинам, повествующих о приключениях Садко:

  • статичное изображение гусляра из Новгорода;
  • игра на гуслях на берегу озера Ильмень, явление Морского царя;
  • поймать золотую рыбку;
  • пышный пир новгородских купцов;
  • прогулка на лодке, шторм;
  • остаться в морском царстве;
  • обращение к Николаю Чудотворцу;
  • свадьба;
  • возвращение домой.

Множество мотивов для создания иллюстраций. Главный герой Садко остается центральной фигурой рисунков. Нарисовать его лучше, разделив работу на несколько этапов.

Последовательность этапов Функции и описание
1 Нарисуйте эскиз главного героя карандашом.
2 Прорисовка деталей одежды, мимики.
3 Раскрасьте все элементы, используя определенную палитру.

Садко принято рисовать в образе гусляра или купца.

От того, какой образ выбран, зависит изображение одежды и использование цветов:

  • Садко — гуслер. Образ молодого новгородского гусляра состоит из характерных деталей: бело-красной краской расписана кофточка-рубашка. Простые темно-коричневые брюки дополняют характерный рисунок лаптей. Волосы гусляра окрашены соломенно-желтой краской, а на лице всегда присутствуют усы или борода. Арфа изображается в светло-коричневом цвете, они располагаются на коленях арфы или традиционно крепятся ремнем на шее.

Рисунки к былине
Рисунки к былине

  • Садко купец. Вторая часть эпической истории посвящена перевоплощению главного героя. Из бедного гусляра он становится богатым купцом. Обязательными чертами рисунка будет детальная прорисовка кафтана, указывающая на принадлежность героя к купечеству. На голове Садко рисуют шапку с лентой. Чаще всего для окрашивания деловой одежды используют красный, бордовый и золотистый цвета. Они разнообразны таким образом, что оптимизируют цветовосприятие.
  • Садко в Морском царстве. Еще одним сюжетом является образ героя в морской пучине. Для создания полноценного рисунка используется прием детализации. Садко чаще всего изображают в просторной белой рубахе и красных марокканских сапогах.

Рисунки к былине

В основе рисунка Садко лежит создание карандашного наброска без прорисовки деталей.

Пошаговые инструкции:

  1. На альбомном листе определите положение центральной фигуры.
  2. Для обозначения пропорций необходимо наметить овал головы, а затем рассчитать высоту, учитывая, что голова составляет одну седьмую часть всего тела.
  3. Тело выполнено с помощью овалов: они нарисованы в области плеч, бедер, локтевых и коленных сгибов.
  4. С помощью штрихов и штрихов фигуре придается иллюзия движения.
  5. С основного скелета ластиком удаляются вспомогательные овалы, обводятся контуры и оформляется изображение.

Рисунок эпоса «Садко» предполагает образ широкоплечего высокого человека с вьющимися волосами, бородой и усами. Эти детали изображаются после создания основы эскиза карандашами разной мягкости.

Цвет изображения зависит от элементов вокруг центральных фигур. Художникам рекомендуется заранее продумать полноту цветовой гаммы, чтобы сбалансировать соотношение цветов между собой.

Список и краткая характеристики героев русской народной былины «Садко»

Главные герои былины

  • Садко — талантливый бедняк, прекрасно играющий на гуслях. Воспользовавшись советом Морского царя, герой становится богатым. Садко честный, благодарный, очень удачливый человек, может пожертвовать собой ради других, не любит хвастаться, но и поспорить не прочь.
  • Морской царь — владыка подводного мира, награждает Садко за его отличную игру, затем берет его в подводный мир и наслаждается чудесной игрой с человеком-арфой. Король очень эгоистичен в своих желаниях.
  • Николай Можайский — святой старец, народный заступник, выслушав просьбы страждущих людей от царской пляски, пришел на помощь арфисту, указав, как выйти из плена.

Морской царь

Рисунки к былине
Былина «Садко» — произведение устного народного творчества, которое нашло отражение в музыке, искусстве и киноиндустрии.

Рисунки к былинам часто делают на школьных уроках или уроках рисования. Садко – это картина, которую практично и интересно изобразить на бумаге.

Одним из популярных действий является появление перед героем морского царя. Садко, согласно былине, каждый вечер отправлялся на берег моря или озера, где играл на гуслях.

Король являлся ему на второй или третий вечер, когда звуки, которые гуслер извлекал из музыкального инструмента, становились особенно чарующими. Когда изображают морского царя, обычно используют основные идеи Нептуна и воды.

Для создания целостной картины следует соблюдать определенные правила:

  • Для придания завершенности облику короля необходимо выделить несколько атрибутов, определяющих принадлежность. К ним относятся корона или корона на голове, а также трезубец, который король держит в руках.
  • Фигура морского царя изображается до пояса или до плеч, остальное тело маскируется морскими волнами или пеной.
  • Обязательным приемом в картине является прорисовка водной глади.

Сделайте набросок морского царя:

  1. С помощью твердого карандаша изображается увеличенный овал лица.
  2. Короткими штрихами нарисуйте бороду, с помощью овалов с обеих сторон нарисуйте плечи.
  3. Голову венчает корона или венок, который состоит из небольших полукруглых частей.
  4. Прорисовка элементов бороды сочетается с созданием морской пены из полуовалов. По логике изображения вокруг фигуры появляется пена, поднимающаяся из водной глубины.
  5. Уверенными размашистыми линиями изображен трезубец, который король держит в руке.
  6. Овал лица условно делится на 3 зоны, прорисовываются глубоко посаженные глаза, носовые и ротовые складки, которые угадываются под бородой.

Рисунки к былине
Рисунки к былине

Чтобы раскрасить морского царя, вам понадобится всего несколько цветов. Корона и трезубец окрашены золотистой или насыщенно-желтой краской. Борода и волосы сделаны седыми с белым. Глаза выделяют на лице светло-зеленым цветом, брови красят черной или темно-коричневой краской.

Фигура Садко в изображении морского царя должна отойти на второй план. В левой трети картины гусляр изображен сидящим на скале.

Одной из характеристик сюжета является образ моря. Задача художника — нарисовать горизонт, солнце и водную гладь. Если волны собираются вокруг морского царя в хаотичном порядке, дальние планы должны соответствовать определенным требованиям и порядку шагов.

Пошаговые инструкции:

  • Линию горизонта можно схематически очертить линейкой.
  • Затем нарисуйте солнечный круг. Он может располагаться в самом низу, спрятавшись на треть за линию горизонта, так как Садко вышел на берег уже вечером после акции.
  • Основная работа будет заключаться в раскрашивании картинки. При изображении водной глади можно использовать разные оттенки и смеси синего, голубого и зеленого цветов.
  • Чтобы нарисовать закат, можно использовать традиционную технику. После полного высыхания нарисованного моря ярко-желтой и светло-желтой краской закрашивается солнечная полусфера в нижней части неба. Лучшим вариантом будет добиться цвета, который будет показывать приглушенный солнечный свет. Обязательным условием является нанесение закатных бликов на водную гладь. Они должны быть широкими, но четкими. В то же время блики не могут коснуться или превзойти по цвету фигуру морского царя, являющуюся частью пейзажа.

Корабль

Рисунок эпоса «Садко» невозможно представить без изображения морского путешествия главного героя. Главный элемент сюжета – корабль. Эскиз корабля делается простым карандашом, с мягким ластиком для редактирования элементов.

Рисунки к былине
Рисунок к былине «Садко» невозможно представить без изображения морского путешествия

Пошаговые инструкции:

  1. Внизу альбомного листа проводится волнистая линия.
  2. Над линией создают главный элемент – корпус будущего корабля.
  3. Затем на центральном поле над корпусом проводят вертикальную ось, которую закрепляют за мачту.
  4. Парус изображается в виде двух частей, равноудаленных от центральной оси.
  5. Корпус корабля обозначен вертикальными штрихами, это делает материал более фактурным, создается ощущение, что он сделан из досок.

У штурвала корабля стоит фигура Садко. На корабле он будет одет торговцем, его волосы развеваются на ветру, а фигура выражает уверенность и устремлена вдаль.

Чтобы сделать рисунок эффектнее, сделать его более детализированным и наполненным, можно изобразить сундуки или мешки с золотом с другой стороны палубы корабля. Море чаще всего изображается неспокойным, волны должны частично скрывать корпус корабля, указывая на то, что начинается шторм.

Морское царство

События, которые развиваются на морском дне, требуют особого подхода. Здесь необходимо изобразить различные детали, определяющие принадлежность к морскому царству и создающие иллюзию нахождения под водой.

В основе сюжета разговор Садко с царем, где царь сидит на троне, а перед ним стоит Садко, держа в руках гусли.

Если главный герой изображается по традиционным указаниям, то воплощение образа царя имеет некоторые изменения. Торс Господа выполнен в полный рост. В этом случае вместо ног можно нарисовать чешуйчатый хвост или спрятать эти детали под широким королевским плащом.

Рисунки к былине
Рисунки к былине

Детали чертежа:

  • Изображение вокруг центральных фигур рыбок. Тело рыбы выполнено в виде овала, линии которого продолжаются в хвост и голову. Мелкими штрихами простого карандаша обведены чешуйки.
  • Изображение морских звезд, крабов, водорослей. Эти элементы требуют детальной прорисовки. Водоросли рисуются, начиная с нижней части рисунка, звезды изображаются в хаотичном порядке.
  • Создает иллюзию подводного мира. Самый простой способ – изображение маленьких пузырьков воздуха. Они нарисованы в одном месте пучками или небольшими фонтанчиками. Кроме того, ощущение нахождения под водой должно усиливать окраску общего фона изображения. Для этого нужно использовать разные техники. Сначала раскрашивается основная часть рисунка, после высыхания светло-голубой краской прорисовывается фон и основа.

Свадьба

Тему пребывания в морском царстве продолжает предполагаемая свадьба. Сказители говорят, что царь предложил Садко жениться на его собственной дочери. На рисунке, посвященном этому событию, можно изобразить дочь короля и молодого купца. Фигурки можно разместить в середине альбомного листа, вокруг них надо изобразить особенности пребывания в подводном царстве.

Рисунки к былине

Фигурка девушки чаще всего выполняется в темно-синих или зеленых тонах. У дочери морского царя темные волосы, ярко-зеленые глаза и подчеркнуто бледная кожа. На голове девушки обычно рисуют корону из темного золота или янтаря.

Все краски, используемые для раскрашивания, имеют приглушенный оттенок, подчеркивающий тему пребывания на морском дне.

Садко традиционно рисуется с гуслями в руках, ведь именно из-за них он попал в своего рода царский плен.

Если у автора рисунка есть желание указать на дальнейшее продолжение действия, арфа рисуется с оборванными струнами как символ протеста Садко против плена и навязанной свадьбы.

Анализ

Описание произведения

Действие происходит в богатом и зажиточном Новгороде. Молодой певец-певец Садко радует своей сладкой песней многих новгородских купцов. На одной из вечеринок, поняв, что его никто не слушает, грустный певец отправляется на берег озера Ильмень. Излив душу в красивой, но в то же время полной грусти песне, Садко взволновал своей песней морского царя, который отблагодарил арфисту возможностью получить богатство. Выиграв спор у трех купцов по поводу наличия в озере Ильмень рыбы с золотым оперением, Садко становится богачом и многократно умножает свое имущество в течение двенадцати лет.

Однажды купец Садко отправляется в дальнее торговое плавание и нагружает тридцать кораблей несметными богатствами. Внезапная сильная буря заставляет Садко попытаться умилостивить морского царя, но судьба показывает, что морскому правителю не нужно богатство, ему нужен сладкоголосый певец на гуслях. Садко был доволен своей игрой с утра до ночи, царем и всей его свитой, ему были обещаны несметные богатства, но мечты о любимом Новгороде оказались сильнее дьявольского соблазна подводного мира. Благодаря любви к морской красавице Чернавушке и помощи знаменитого Николая Чудотворца (Можайского) Садко возвращается в родной город, устраивает вечеринку и строит церковь во имя спасшего его святого.

Возвращение Садко

Рисунок к былине «Садко», повествующей о его возвращении, состоит из множества элементов.

Изображение корабля становится центральной частью, но не менее важно нарисовать атрибуты, указывающие на приближение путешественника к родному Новгороду. Для этого далеко или близко прорисовываются купола, стены местного Кремля и схематично изображаются люди, ожидающие прихода корабля на берегу.

Это сложная и длительная работа, состоящая из нескольких этапов.

Пошаговые инструкции:

  1. Рынок альбомов будет разделен на 3 части.
  2. В нижней части изображен корабль, на палубе которого стоит Садко. На корабле должны быть натянуты паруса; на них часто изображают солнце как символ принадлежности к славянскому народу.
  3. Средняя часть рисунка – побережье, где можно схематично нарисовать несколько замерших в ожидании людей. Согласно былине, на берегу купца ждали семья и дети, а также беспокоившиеся за него местные жители.
  4. Верхняя и самая объемная часть – изображение Новгорода. Кремль нарисован по схеме, где над стенами возвышается часть с бойницами и решетками. Основным элементом является изображение храмов с золотыми куполами, в некоторых случаях возможно размещение на рисунке изображения срубов, характерных для построек того времени.

Былина «Садко» — знаковое произведение устного народного творчества, которое было записано русскими сказителями. Получила распространение идея создания тематических рисунков, иллюстрирующих события и изображающих основные сюжеты.

Цитаты былины

«А как насчет того, Садку, похвастаться? Но нет у меня богатств бесчисленных золотых, Но нет у меня, как красавицы молодой жены, И как же мне, Садка, только одним похвастаться: В Ильмене и как в озере И ты рыбу ешь, как золотые перья , ведь» (Садко)

«А как здравствуй, богатый купец, Садко и Новгород! И сколько ты путешествовал по морю, и как не отдал дани морскому царю в синем море, и вот он сам пришел ко мне с дарами» (Морской царь)

«А кто хвастается чем-нибудь в гостях: А иной хвастается, как несметным сокровищем золота, А иной хвастается доброй лошадью, А иной хвастается силой, удачей; И как теперь умно, как А хвастается своим старым отцом, старухой матерью, А и сумасшедшим дураком, как он хвастается, И как он хвастается и как своей молодой женой» (Рассказчик)

Структура произведения

Сюжетно-композиционное построение эпоса включает в себя три самодостаточные части. По мнению Белинского, в произведении ярко выражен драматический конфликт исторического характера.

Уникальность произведения – сочетание трех былин разных периодов написания, начиная от раннего языческого (образ доброго морского царя) и заканчивая христианским (образ святителя Николая Чудотворца). Необычен и выбор главного героя – не былинного богатыря, а бедного талантливого певца-гусляра.

Главные герои

Садко

Талантливый молодой певец-гусляр. Пожертвовать собой во время шторма, тем самым спасая жизнь своему отряду. В этом поступке проявляется христианский дух героя наряду с высокой нравственностью и патриотизмом.

Подробнее: Садко: характеристика и образ героя

Морской царь

Образ морского владыки весьма неоднозначен, в нем сочетаются и могущество, и разрушительная сила, а также любовь к таланту певца-гузлера Садко. Этот персонаж сначала выступает благодетелем, а через какое-то время — рабом певца, при этом он не понимает, что для Садко нет ничего ценнее земной жизни в родном городе.

Читайте также: Снегирь рисунок карандашом: мастер-класс, как нарисовать, фото ♥ Рисунки карандашом поэтапно

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector