- Куб и пирамида
- Инструменты и материалы
- Пошаговое обучение рисованию куба и пирамиды
- Сокращение
- Линейная перспектива
- Проверка пропорций
- Штриховка шара
- Грани
- Тень от карандаша (плоская тень)
- Второй вариант
- Рисуем цилиндр на столе
- Штрихование
- Создание основы цилиндра
- Конус
- Инструменты и материалы
- Пошаговое обучение рисования конуса
- Построение эллипсов
- Несколько цилиндров
- Следующий этап: штриховка
- Измерения пропорций цилиндра
- Как нарисовать композицию с несколькими предметами
- Искусственный (точечный) свет
- Надо знать:
- Естественный свет
- Прожектор
- Рисунок цилиндра
- Тень от карандаша (согнутая тень)
- Тень точки
Куб и пирамида
Инструменты и материалы
- Бумага — 2 листа.
- Простые карандаши разной мягкости.
- Ластик.
Пошаговое обучение рисованию куба и пирамиды
- Разделите лист пополам – проведите вертикальную линию. Также определяем линию горизонта – проводим горизонтальную линию.
- В левой половине листа отмечаем точку сверху ближнего к нам кубика. Также обозначаем точки схода — они не должны быть слишком близко, чтобы не было искажений. Зарисовываем их произвольно (они могут быть даже за пределами бумажного листа). Проводим линии от вершины куба к точкам схода.
- Берем дополнительный лист — он поможет проверить вертикальность и горизонтальность линий. Прикладываем его к работе так, чтобы одно ребро совпадало с левым краем работы, а горизонталь проходила через намеченную вершину куба. На бумаге делаем надрез возле вершины. Разбираемся с дополнительным листом выше и переносим засечку в работу. Теперь нарисуйте край куба.
- Из верхней точки на поверхности куба проводим линии к точкам схода.
- Теперь определяем нижние точки на правой и левой сторонах куба — это тоже делаем на глаз. Из этих точек с помощью дополнительного листа бумаги перенесите засечки на верхние строчки. Делаем вертикали.
- Соединим верхние точки поверхностей куба с точками схода. Это дает нам верхнюю плоскость куба.
- Чтобы построить внутренние линии, мы проводим линию из нижней правой точки грани куба в левую точку схода и из нижней левой точки грани куба в правую точку схода. Поднимите полученный перекресток.
- Выделяем более толстой линией ближайшие к нам лица, для этого используем мягкий карандаш.
- Нарисуйте пирамиду на правой половине листа. Для этого намечаем точки «домика» — нижнюю, верхнюю, правую и левую.
- Теперь наметим точки схода — справа и слева (линия горизонта осталась прежней).
- От базовой точки до ближайшей к нам будущей пирамиды проводим линии к точкам схода.
- Строим основу куба. Внутри основания проводим диагонали и в точке их пересечения отмечаем центр, от которого будем строить ось.
- Берем дополнительный лист бумаги, делаем на нем засечки от правого края листа к центральной точке и перемещаем эту точку вверх.
- Из верхней точки рисуем лица к точкам внизу пирамиды – ко всем четырем.
- Мягким карандашом четко выделяем грани пирамиды, ближайшие более толстыми линиями.
Сокращение
Плоскости в кубе заметно удалены из-за сокращения перспективы. Чтобы правильно определить это уменьшение на листе, необходимо определить углы наклона ребер.
Проводим горизонтальную линию параллельно листу бумаги, она поможет определить, какой угол меньше, а какой больше. Тренируйте свой глазомер, переводите взгляд с куба на изображение и дважды проверяйте себя.
Линейная перспектива
Для того, чтобы куб «разложился» в пространстве, мы рисуем самые дальние от нас ребра выше и меньше. Этот прием лежит в основе линейной перспективы. Найдите, где заканчиваются эти ребра, и отметьте их точками. Разделение куба на три точки — правильный способ построения.
Соединяем пересечения между плоскостями в кубе горизонтальными линиями. Помните, что они сжимаются, а если мы их расширим, то они сойдутся в точке схода.
Также нам нужно нарисовать невидимые ребра. При правильном построении проверяйте все сокращения, чтобы не было обратной перспективы.
Проверка пропорций
Также можно использовать метод прицеливания. Вы замечали, как художники протягивают руку и измеряют пропорции? Это метод прицеливания.
Для проверки пропорций закройте один глаз, возьмите карандаш и, вытянув руку, совместите кончик с вершиной переднего края кубика. Переместите большой палец к месту, где заканчивается ребро.
Высота ребра найдена. Теперь, не двигая пальцем, наклоните руку на 90 градусов и сравните размер одного ребра с другим по горизонтали. Таким образом, вы можете проверить и другие значения.
С опытом художники измеряют пропорции «на глаз», а значит, могут обойтись и без метода зрения. Их глаз так натренирован, что видит размеры без меры.
Итак, линейное построение подошло к концу, а значит переходим к воздушной перспективе, или проще говоря, к штриховке.
Штриховка шара
Стоит помнить, что на любом этапе рисунка он должен выглядеть законченным. На первом этапе покрываем штриховкой все темные места — это наша и падающая тень. Самая темная часть рисунка будет тенью. При этом штрихуем мягко, красиво, немного выходя за границы эллипса, это поможет сделать тень более реалистичной. Ставим более плотный тон на тень рядом с шаром.
Приступим к штриховке самого шара. Шар интересен распределением света. Рассматривая шар, мы найдем следующие элементы — блик, свет, полутень, собственную тень, рефлекс (последовательность светораспределения указана от самого светлого места). Самой яркой и контрастной является собственная тень. Отражение и полутень будут схожи по тону. Выделением будет самая светлая область, часто даже не заштрихованная. Это место, где свет падает прямо. Рефлекс обязателен, без него мяч падает.
При этом стоит помнить, что материальность предмета создается не только с помощью правильного распределения света, но и самого мазка. Мы всегда приглаживаем шарик, придавая ему форму, и постепенно укрепляем теневые участки. Штрих должен быть мелким, аккуратным, без ощущения «забора”.
Грани
Теперь нам нужно немного ослабить нарисованные линии. На этом этапе мы делим наш цилиндр, отделяя передний план от фона. Для этого рисуем более толстыми линиями видимые части фигуры. Также рисуем более толстые линии вдоль нижней и верхней арки. Задняя видимая часть эллипса в верхней части рисунка не такая жирная, но она должна оставаться четкой.
То есть у нас есть три типа линий по толщине: толстые линии переднего плана, тонкая линия фона и едва заметные вспомогательные линии.
Дорисуйте круги до дна цилиндра насквозь, на этапе штриховки внутренние (невидимые) линии удаляются. Таким образом, можно проследить различия в размерах верхнего и нижнего оснований.
Тень от карандаша (плоская тень)
Начните снова, определив положение источника света на поверхности пола. Обратите внимание, что в этом случае объект (карандаш) находится ближе к нам, чем источник света.
Соедините точку источника света на полу с нижней плоскостью объекта.
Теперь проведите линию (луч света) от источника света через верхний кончик карандаша. Это определит длину тени.
Второй вариант
В этом мастер-классе мы рассмотрим, как нарисовать цилиндр карандашом на более профессиональном уровне, поэтому, если вы не уверены в своих силах, лучше не приходить на работу. Эта графическая техника также не подходит для маленьких детей.
Для работы нужно:
- бумага, а для начинающих лучше купить специальную бумагу средней зернистости, на которой рисовать намного удобнее;
- несколько карандашей разной степени твердости;
- ластик;
- палочка, чтобы натирать штриховку (можно просто свернуть бумагу в конус и натереть ею).
Совет перед тем, как начать творить: делайте наброски толстыми мазками, так как их потом легче стереть.
Перейдем к самой работе, как нарисовать цилиндр поэтапно:
- Разметить лист. Это необходимо для правильного определения положения фигуры.
- Делаем разметку. Для этого проведите рукой две вертикальные линии, слегка нажимая на карандаш. Затем две горизонтальные – верхнюю и нижнюю, чтобы соединить прямоугольник.
- Затем нарисуйте пару эллипсов (нижний и верхний) — это нижняя часть цилиндра. Чтобы придать им правильную форму, следует отметить две точки, равноудаленные по обеим сторонам от центра верхней и нижней линий, а затем нарисовать фигуру.
- Переходим к тонировке. Предположим, что источник света расположен вверху справа. И исходя из этого будем рисовать самые светлые и самые темные места.
- Нам нужен самый темный фронт, немного левее центра. Теперь перейдем к штриховке, желательно, чтобы линии повторяли форму объекта.
- Осталось нарисовать тень от цилиндра, сделать ее маленькой и в виде зеркально отраженного от цилиндра конуса.
Работа готова. Чтобы скрыть яркость штриховки, берем терку или бумагу и плавно проводим по листу небольшими движениями, пока не добьемся нужного эффекта.
Лучше всего оттачивать свое мастерство, рисуя реальный предмет, поэтому разумнее взять предмет за основу. В форме цилиндра вас окружает множество вещей, например стакан.
Рисуем цилиндр на столе
Теперь давайте посмотрим, как нарисовать цилиндр с окружением. Чтобы все правильно нарисовать, возьмите реальный предмет и положите его на стол. И отрегулируйте свет так, чтобы тень красиво падала на стол, при этом не была слишком короткой или слишком длинной.
Самый точный рисунок можно сделать на планшете, нарисовав поверх него лист бумаги. Подходящий размер этого блока 30 х 40 см.
Перейдем к процессу создания чертежа:
- Определитесь с расположением фигуры и нарисуйте «невидимые линии» для будущего цилиндра.
- Постройте цилиндр, сначала нарисовав две параллельные линии, затем эллипс сверху и снизу.
- «Невидимые линии» также будут необходимы для правильного размещения света и тени. Нарисуйте невидимые края на передней части цилиндра, чтобы вы понимали, какие области будут темнее, а какие светлее.
- Штриховка делается по форме фигуры, мелкими линиями, чтобы потом было легче размазывать линии.
- Заполните предварительно нарисованную тень. Он должен быть темнее.
- Теперь нужно нарисовать план стола и задней стенки. Также задняя стена будет темнее стола, но светлее основной тени фигуры.
Поэтому очень аккуратно и не спеша можно нарисовать объемную фигуру. Это не обязательно должен быть цилиндр, вы можете взять шар или куб.
Штрихование
Основная задача рисунка – передать объем. Посмотрите внимательно тему, определите для себя тон каждой страницы.
Штриховка должна быть в форме куба. Аккуратно подойдите к штриховке, не слишком черните, ведь мы рисуем гипсовый куб.
Получайте тон постепенно, не пытайтесь сделать все сразу. Гладить можно также в диагональном направлении.
Используйте карандаши разной мягкости. Для светлой стороны отлично подойдет твердый карандаш – Н, для полутонов – НВ, а для теневой стороны – В.
В некоторых случаях карандаши следует подбирать индивидуально: у некоторых руки «легкие» и штрихи едва заметны, и именно они с помощью НВ могут сделать рисунок черным.
Создание основы цилиндра
При рисовании с натуры в начале лучше всего выбирать положение прямо напротив цилиндра. Таким образом, вы избежите искажения перспективы и, следовательно, искажения размера и формы.
Основой любого изображаемого предмета является центральная ось. Именно она послужит нам ориентиром для дальнейшего построения цилиндра. Теперь проводим две перпендикулярные линии, которые будут служить ориентиром для нижнего и верхнего основания будущей фигуры.
Проведите параллельные линии с каждой стороны на равном расстоянии от центральной оси. Они определяют ширину формы. Благодаря таким ориентирам нам будет легко определить границы будущего цилиндра и не исказить пропорции.
Конус
Инструменты и материалы
- Бумага.
- Карандаш простой.
- Ластик.
Пошаговое обучение рисования конуса
- Определяем границы композиции – рисуем контур нижней части и точку вверху конуса.
- Начинаем рисовать конус снизу. Проводим горизонтальную линию, отмечаем на ней центр – это будет центр эллипса. Проводим перпендикулярную линию к вершине конуса. Ниже мы обозначаем основание правильным эллипсом.
- Далее соединяем крайнюю точку эллипса с вершиной.
- Карандашом отмеряем высоту от нижней точки эллипса до вершины, и отмечаем это расстояние от правой крайней точки эллипса до левой по горизонтали. Соединяем эту точку с верхней и нижней точками эллипса. По этому определяем площадь собственной тени предмета (любого, будь то куб, шар или конус), что покажет, что конус имеет объем и находится на плоскости.
- С левой стороны конуса проведите линию сверху вниз влево, которая будет границей собственной тени на фигуре. Штриховка теней применяется к форме объекта в горизонтальном или вертикальном направлении. Вверху надо растушевать тень плотнее, там площадь меньше, и тень выглядит гуще.
- Аналогично требуется заштриховать расходящуюся по поверхности тень — падающую от конуса. Каждый штрих помогает сделать предмет более объемным. Рисовать нужно поэтапно, чтобы не выделялась четкая граница между светом и тенью.
Построение эллипсов
Из основания необходимо создать вертикально расположенное геометрическое тело в горизонтальной плоскости. Здесь нам поможет метод линейно-конструктивного построения изображения.
Эллипсы проще всего применять с двумя дугами, которые переходят друг в друга. Чтобы ровно строить круги, требуется некоторая практика. На начальном этапе линии могут казаться волнистыми.
Другой способ — вписать круг в квадрат. Точка соприкосновения линий должна быть в середине каждой стороны квадрата.
Центральная ось цилиндра должна оставаться перпендикулярной плоскости окружностей.
Ищите искажение соотношения сторон из-за изменения перспективы. В разных частях рисунка эллипсы будут иметь разную форму. Это зависит от того, под каким углом вы смотрите на фигуру. Со временем вам потребуется все меньше и меньше направляющих линий, чтобы сделать правильный цилиндр.
Несколько цилиндров
Теперь давайте рассмотрим, как нарисовать цилиндр теневым карандашом, если мы хотим показать сразу несколько объектов.
Пошаговый рисунок:
- Нарисуйте две опорные точки.
- Спуститесь на определенное расстояние и нарисуйте эллипс.
- Теперь проведите две вертикальные линии вверх и там же нарисуйте эллипс.
- Удалите лишнюю нижнюю строчку, получится своеобразная запеканка.
- Теперь поставьте за фигурой две параллельные точки.
- Нарисуйте эллипс и от него две линии вниз, причем одну линию только до первой фигуры, а другую до нужной длины.
- Нарисуйте нижнюю изогнутую линию, чтобы закрыть вторую фигуру.
- Таким же образом нарисуйте третий цилиндр с другой стороны.
- Теперь рисуем тень. Она будет справа, поэтому на всех фигурках закрашиваем правую сторону более плотной штриховкой.
- Небольшими штрихами в виде прямоугольника от начала изогнутой линии нарисуйте тень от предметов на поверхности.
Ваша работа сделана. Мы рассмотрели, как нарисовать цилиндр с тенью, имея на изображении несколько элементов.
По такому же принципу можно нарисовать много башен на свое усмотрение, главное не пользоваться линейкой и не переходить на первые фигуры для получения объемной работы.
Следующий этап: штриховка
С помощью мягкого карандаша мы добавим тон получившемуся изображению, постепенно создавая объем. На начальном этапе лучше всего использовать так называемую диагональную штриховку. Начинать штриховку цилиндра следует с самых темных участков.
К элементам светотени, которые будут встречаться в ходе работы, относятся блики, полутени, тени, отражения и свет. Выделением будет самая яркая область. Здесь нет необходимости в накладке. Следующая область легкая, здесь штрих должен быть едва заметен. Зона полутени является основным тоном цилиндра. В теневой области применяем самую темную и плотную штриховку. В области у края объекта есть отражение, тон почти как полутень. Работать стоит аккуратно, используя равномерную штриховку.
Свет строит форму геометрического тела. Конечный объем зависит от правильного исполнения. От самого яркого участка (блика) свет расходится по округлой поверхности, переходя в полутень. Цилиндрическая форма помогает рисовальщику понять порядок распределения света и тени.
Сложность задачи состоит в том, чтобы сделать переходы между разделами плавными и незаметными. Соблюдайте правильную передачу пропорций и тоновых градаций на каждом шаге.
Оставляем фон нетронутым. Он также играет важную роль в восприятии объема и построении пространства. С помощью тональной штриховки мы можем передать освещение.
После того, как вы закончите изготовление цилиндра, следует проверить на наличие ошибок. Отойдите от мольберта на несколько метров, чтобы изображение было хорошо видно. То есть чем больше рисунок, тем дальше от него придется отходить. С этого ракурса видны недостатки конструкции. После исправления перепроверьте правильность выполнения.
Измерения пропорций цилиндра
При рисовании цилиндра с натуры можно сделать необходимые замеры предмета карандашом. Для этого его нужно держать на расстоянии вытянутой руки. Кончик проволоки является отправной точкой для измерения. Большим пальцем зажмите отметку, где проходит нижняя часть предмета. Таким же образом измеряем ширину цилиндра. Этот прием поможет вам сохранить правильные пропорции изображаемого предмета.
Как нарисовать композицию с несколькими предметами
Чтобы попрактиковаться в своих навыках, используйте несколько форм одновременно. Для начала хорош куб, а сверху на него положите цилиндр. Отрегулируйте свет так, чтобы тень красиво падала на стол и приступайте к рисованию.
Как нарисовать цилиндр и куб карандашом:
- Так как внизу у нас будет куб, сначала нарисуем его на листе бумаги. Чтобы нарисовать его правильно, сначала нарисуйте передний квадрат, а затем диагональные линии для придания объема. Соедините линии на спине, затем сотрите лишние края.
- Теперь рисуем цилиндр. Процесс реконструкции ничем не отличается от предыдущих вариантов, так как куб также является плоской плоскостью.
- При расположении фигур удалите лишние ребра.
- Перейдем к теням. Так как у нас на рисунке пирамида, у них будет одна общая тень в виде башни.
- Нарисуйте передние тени на фигурах в соответствии с тем, как падает ваш свет.
- Закончите с задней стенкой и столом.
Такие композиции можно сделать несколькими способами, в зависимости от вашего желания. После того, как вы овладеете навыками рисования геометрических фигур, вы сможете рисовать более сложные объекты или композиции.
Искусственный (точечный) свет
Точечные огни гораздо ближе к нам. Мы можем более точно разместить его в нашем окружении — мы можем точно сказать, как далеко и как высоко он находится от объекта.
Надо знать:
- 1 — Источник света (желтая точка)
- 2 — Объект
- 3 — Базовая точка источника света — расположение источника света на поверхности (зеленая точка)
- 4 — Линия, соединяющая точку заземления источника света и нижнюю часть объекта (черная линия)
- 5 — Линия, соединяющая источник света (1) и верхнюю часть объекта (красная точка), служит для определения конечной точки тени (6)
- 6 — Конечная точка тени на поверхности
Это правило относится к обоим типам источников света и ко всем формам и объектам. Есть только одно отличие:
Естественный свет
Линии (4) параллельны, потому что источник света находится очень далеко, поэтому нам не нужно рисовать желтую точку (1). Прямые (5) также параллельны по той же причине.
Прожектор
Каждая угловая точка следует приведенному выше правилу, чтобы сформировать точную форму тени.
Рисунок цилиндра
Цилиндр — это простое тело вращения, у которого диаметры верхнего и нижнего оснований равны, а плоскости оснований параллельны друг другу. Образующая представляет собой вертикальную линию, перпендикулярную основанию, которая вращается по окружности.
Последовательность работы над цилиндром такая же, как и над чертежом конуса.
Сначала намечаем место цилиндра в листе, сразу же легким штрихом выявляем объемную форму.
Затем работа выполняется последовательно, от крупного к мелкому, от общего к детализированному. Старайтесь не давить на карандаш слишком сильно, особенно при проведении вспомогательных вспомогательных линий. Используйте ластик как можно меньше. Если вы хотите исправить рисунок, вы должны сначала убедиться, что нарисовали правильную линию, и только после того, как правильная линия будет нарисована, вы можете стереть ошибки. Когда линию стирают, а затем рисуют снова, обычно повторяют уже сделанную ошибку.
Сначала определяем высоту, а потом ширину цилиндра, насколько она меньше. Чтобы сравнить высоту с шириной, начните с расстояния между нижними краями эллипсов в центральной части цилиндра.
После того, как основные пропорции найдены, проведите центральную линию. Ось симметрии делит цилиндр ровно пополам.
Начинаем строить эллипсы сверху. Мы можем ясно видеть, как он распределяется. Нижний эллипс расширяется больше, чем верхний, в соответствии с законами перспективы.
Граница светотени на цилиндре проходит по вертикальной линии. Форма меняется плавно, так что края становятся размытыми. Ставим штрих в форму, в вертикальном направлении. Отступающие поверхности на свету становятся темнее, а в тени, наоборот, ярче. Верхняя база отображается в полутонах, если освещение в основном сбоку. Протяженность этой горизонтальной плоскости равна ходу верхнего основания куба. Передний край падающей тени исходит из граничной точки светотени в основании цилиндра, а продольный край тени исходит из аналогичной точки на невидимой стороне.
На завершающем этапе работы дорабатываем форму штрихом в горизонтальном направлении. Верхняя часть чуть ближе к свету, становится светлее. Теневая часть выделена снизу, а тень сверху контрастирует с верхней основой. Поэтому самая темная часть тени будет вверху.
Тень от карандаша (согнутая тень)
В случае, если вам нужно нарисовать тень, падающую на несколько поверхностей (пол и стены), используйте те же шаги, только немного подкорректируйте их. Допустим, ваш карандаш стоит рядом со стеной. Тень падает и на пол, и на стену. Вот как это сделать:
Просто согните леску, когда она коснется стены.
Нарисуйте линию от света через вершину карандаша, как показано на рисунке.
Конечный результат.
Тень точки
Представьте, что вам нужно нарисовать тень небольшого круглого предмета, почти точку. Нарисуем одну из мух. Почему нет?
Итак, у нас есть комната с одним источником света и мухой. Поверхность — коричневый пол — здесь мы поместим тень.
Первое, что вам нужно сделать, это отметить положение источника света на полу (черная точка).
Проведите прямую вертикальную линию вниз к полу и отметьте точку на полу, которая находится точно под источником света.
Отмечаем положение мухи на полу. Обратите внимание на положение источника света и мухи относительно друг друга — в этом случае источник света ближе к нам, чем муха (вам не нужно рисовать коричневые горизонтальные линии — они только для справки).
Соединим точки от источника света и предмета линией — она определит направление тени.
Проведем линию от источника света через мушку к плоскости пола. Пересечение двух линий покажет положение тени.
Читайте также: Графические рисунки по клеточкам