- Выбор материала
- Подбор материала
- Способы удаления влаги и обработка
- Предварительная подготовка древесины
- С чего начинают?
- Детальная проработка
- Эскиз
- Что нужно для работы
- Приступаем к резьбе
- Подготовительный этап
- Обработка дерева
- Морилка
- Морилка на практике
- Лак
- Обрабатываем маслом
- Необходимый инструмент
- Навыки и инструменты
- Когда не нужна морилка
- Рабочий процесс
- Мотивы изображений
- Видео описание
- Выполнение скульптуры
- Организация рабочего места
Выбор материала
Для резных миниатюр можно использовать разные породы дерева, среди которых популярны следующие:
- запеченная береза;
- кипарис;
- яблоня и др.
Вам повезет, если вы попадете в руки обыкновенного фундука или фундука. Такие породы, как палисандр, самшит и черное дерево, также не следует воспринимать как должное, хотя их сложно лепить.
Именно твердые породы прощают неточные движения начинающего резчика, в то время как работа по мягкому дереву может быть легко испорчена любой неосторожной обработкой.
Подбор материала
В соответствии с планом следует также выбрать дерево для работы. От его качества полностью зависит конечный результат, поэтому сразу исключите материалы с рыхлой структурой и отдайте предпочтение следующим вариантам:
- липа — один из лучших вариантов для начинающих мастеров, деревянные фигурки этой породы проще в изготовлении, за счет мягкой текстуры материала хорошо поддается обработке, часто используется для мелкой пластики и украшений;
- осина — похожа по основным характеристикам на липу, еще один хороший вариант для изготовления небольших фигурок;
- сосна — может расслаиваться, но если правильно расположить ее годичные кольца, изделие будет смотреться особенно эффектно;
- клен — имеет хорошую густоту, с этим деревом немного сложнее работать, но особенно хороши фигурки миниатюрных животных, из этого дерева часто делают шахматные фигуры;
- особенно хорош дуб, плотная древесина сложна в обработке, но качественная полировка и лакировка выглядят привлекательно, изделия из этого материала имеют высокую стоимость.
Все эти породы дерева мягкие в обработке, не затупят инструмент и позволят изготовить изделие любой формы. Главное при выборе материала учитывать его качество; он должен быть целым, сухим, не поврежденным гнилью и тараканами.
Способы удаления влаги и обработка
В разных регионах сушка древесины происходит по-разному, прежде всего в зависимости от природных условий. Наши предки советовали пропарить материал перед тем, как начать процесс. Для этого заготовку помещают в большую чугунную емкость, на дно которой наливают немного воды. Крытый контейнер поместили в русскую печь и оставили на ночь.
Духовка заменит квартирную духовку. Чтобы приготовление на пару было эффективным, добавьте в жидкость пищевую соль (5 столовых ложек на 1 литр воды). Сушка длится 3 часа при температуре около плюс 80 градусов по Цельсию. После этого кусок оставляют при комнатной температуре на 3 недели, чтобы влага уехала естественным путем. Чем тверже древесина, тем дольше она сохнет. Яблоко или груша выдерживаются около трех месяцев, а массивы дуба — до двух лет.
Перед сушкой некоторые мастера кипятят материал в олифе. Этот метод подходит для небольших кусков твердой древесины. Это придает им приятный коричневый цвет. А если высушить кусок в речном песке, он станет золотисто-коричневым.
Для этого в большую емкость насыпается песок, кладется заготовка, сверху снова насыпается песок, затем снова вставляется заготовка, затем до верха. Емкость ставится в духовку или духовку для разогрева. Чем сильнее огонь, тем ярче будет цвет древесины.
Предварительная подготовка древесины
Для изготовления будущего шедевра можно взять невысушенную древесину.
Пошаговая реализация резной деревянной скульптуры
На нем не должно быть узлов, дырок, конечно, если их наличие не входит в художественную концепцию произведения. Кроме того, на материале не должно быть трещин, ям и сколов, а также без следов деятельности древоточцев.
Выбрав подходящий кусок дерева, мастер приступает к его подготовке к работе. Кора с него удаляется тесла или топориком. Его разделяют полосами вдоль волокон, стараясь не повредить подстилающую поверхность. Некоторые мастера рекомендуют оставлять участки коры на концах изделия (по 10-15 сантиметров с каждой стороны), чтобы высыхание было не таким интенсивным. Это защитит древесину от трещин и коробления.
Торцы бревен покрывают слоем краски или олифы, можно использовать шпаклевку. Главное — полностью покрыть поверхность, через которую интенсивно выходит влага. Поверх свежего вкладыша наклеивается плотная бумага.
Резная деревянная скульптура мужчины
После этого деревяшку оставляют сохнуть. Учитывая, что многие специализированные резчики собирают материал впрок, необходимо оборудовать специальное место для его хранения. Он должен хорошо проветриваться, не допускать попадания влаги и прямых солнечных лучей.
Сушка больших масс занимает около двух лет. Сначала кусочки лежат на открытом воздухе под навесом, не касаясь земли. Они должны хорошо вентилироваться. После того, как бревна переносятся в комнату, где завершается процесс удаления влаги.
Дерево не должно быть полностью сухим. Оптимальной влажностью для резьбы по дереву считается 8-10 процентов.
При подготовке материалов мастер должен помнить, что в разное время года древесина имеет разную степень влажности. Максимальное количество сока содержится в срезанных стволах и ветвях с июня по август, минимальное — в посевах, полученных с ноября по декабрь.
С чего начинают?
Итак, материал подготовлен, инструмент острый, а значит, можно приступать к резьбе. Первым делом возьмите карандаш, а не нож. Один или несколько набросков фигуры следует сделать на листе бумаги. Тем не менее, не переусердствуйте и не проявляйте чрезмерных художественных талантов. Просто сделайте простые наброски.
Выбрав понравившийся вариант, нужно снова взять карандаш в руки. На этот раз вам нужно будет нанести контуры на изделие. Учтите, что вам придется делать это несколько раз во время работы. Чтобы линии были более заметными, обведите их маркером.
Детальная проработка
Когда готовая форма будет у вас под рукой, вам пригодятся набросок и карандаш. Теперь на готовую заготовку нужно нанести подробный рисунок. Исходя из этого, начинается ювелирная работа резчика. Перед началом работы каждый мастер затачивает все инструменты. Заточка производится под неусыпным присмотром мастера. На наждачном круге лезвие затачивается с двух сторон. Во время заточки лезвие опускается в воду, охлаждается, затем снимается, затем заточка продолжается с каплей воды на кончике лезвия. За ним нужно внимательно следить, потому что когда он испаряется, значит, пора снова опустить лезвие в воду.
Затем лезвие настраивается на алмазном или корундовом круге, при этом вал вращается в направлении, противоположном инструменту. И, наконец, необходимо модифицировать край кружком из фетра или кожи, смазанного пастой ГОИ. Как видно на фотографиях, представленных в статье, деревянные фигурки своими руками можно обрабатывать как ножом, так и целым набором инструментов. По чертежу вырезается контур основания фигуры, а затем он детально обрабатывается стамеской и другими фрезами.
Эскиз
Если у вас есть художественное образование и вы имеете детальное представление о будущей скульптуре, вы можете ограничиться эскизом в двух проекциях. Но если фигура сложная и ее пространственная визуализация требует анализа, то вам придется создать модель (почти всегда — без деталей).
Если будущее животное, фигурка человека или абстрактная фигура требует тщательного анализа, составляется подробный эскиз с деталями и даже прорабатывается светотень. Затем на основе этого эскиза нужно слепить модель — нужно доработать эскиз и построить схему в двух или даже трех проекциях.
Опытные мастера, работающие с простой формой, могут приступить к работе даже без эскиза, прямо с разметки дерева. Есть работы, которые проще сразу вырезать, чем рисовать.
В большинстве случаев вам потребуется вылепить фигурку из пластилина или глины на металлический каркас. С помощью сваи создается объемный узор, который станет ориентиром для дальнейших действий мастера. Очевидно, что без понимания композиции, света и тени, основ лепки практически невозможно воспринимать деревянную скульптуру как вид творчества: художественная подготовка как основа ремесла очень необходима.
Что нужно для работы
Из всех видов искусства скульптура — самая сложная.
И не только потому, что это кропотливо и требует времени и физических усилий. Скульптор должен уметь видеть будущее произведение искусства в дереве. Как это сделать? Один из гениев эпохи Возрождения Микеланджело Буанаротти (1475-1564) сказал, что он просто берет материал и вырезает из него все, что не нужно.
Для этого одной фантазии будет недостаточно. Нам нужны инструменты для резьбы по дереву, с помощью которых, собственно, и делается скульптурная скульптура. Что входит в арсенал мастера-резчика?
Это:
- топорик для вырезания заготовок;
Различные виды скульптурных топориков для резьбы по дереву - топор;
- режущие ножи для черновой обработки;
- стамески (с разным профилем пера);
- штихель;
- файл.
Различная форма режущей части необходима для обработки канавок разной глубины и формы, а также для обработки поверхности.
Для начинающего мастера можно приобрести готовые наборы инструментов для работы. Осваивая искусство резьбы по дереву, он адаптирует их под себя, оставляя лишнее и получая недостающие. Некоторые специалисты изготавливают инструмент сами, модифицируя существующие заводские исходники или заказывая специальные фрезы особой формы у производителей инструмента.
Чтобы закрепить детали, вам понадобятся тиски и столярные струбцины. Дополнительно вам понадобится набор наждачной бумаги и инструменты для правки и заточки рабочего инструмента.
Если процесс создания резьбы по дереву требует специальной обработки поверхности, понадобятся мягкие салфетки и тряпка, чтобы натереть воск и компаунды для придания материалу определенного цвета.
Приступаем к резьбе
В зависимости от степени сложности рисунка нужно правильно выбрать инструмент и приступить к работе. По контуру следует сделать разрез. Нарисуйте контур и при необходимости отрежьте еще раз. Затем все больше и больше, пока изделие не приобретет желаемую форму.
Следующий шаг — начать постепенно вырезать мелкие детали. Если вы сомневаетесь, что сможете сделать это без предварительной оценки, не рискуйте, а снова воспользуйтесь маркером или карандашом, а затем продолжайте резать.
Вырезав все детали фигурки, нужно слегка протереть изделие наждачной бумагой, а затем покрыть подсолнечным маслом или приготовить. Масло полимеризуется, и деревянная поверхность будет защищена от грязи и влаги.
Подготовительный этап
Прежде чем вырезать фигурку из дерева, следует определиться с ее внешним видом. Идеи могут быть разными. Иногда картинка появляется после прочтения интересной книги, похода в кино или на выставку, и большой объем информации может привести к созданию вашей оригинальной идеи. Также учитывается возможность полного копирования уже созданных мастерами работ.
Идея требует эскиза. Его можно воплотить на бумаге в виде простых эскизов. Желательно учесть габариты и четко обозначить детали. Это значительно упростит процесс и позволит делать его поэтапно. Уже опытные мастера приступают к работе с прямой обработкой дерева; изделие простой формы требует минимума деталей и его намного проще изготовить.
Обработка дерева
После тщательной обработки деревянные фигурки приобретут законченный вид. Есть несколько способов, в зависимости от того, какой материал вы используете для покрытия дерева. Может быть:
- пятна;
- краски;
- масла и др.
Морилка
Береза, ель, липа, осина, клен и тополь нуждаются в дополнительной окраске, поэтому лучше всего покрыть их морилкой. Обратите внимание, что существует множество морилок для дерева, начиная от анилиновых красителей, которые можно найти в продаже, и заканчивая лекарствами из аптечки: перманганатом калия и разведенным в воде йодом.
Существует множество рецептов приготовления пятен в домашних условиях. Вы легко найдете их в руководствах и справочниках для плотников и плотников. Ниже мы рассмотрим примеры наиболее удобных.
Пятно от воды можно удалить, налив половину воды в небольшую емкость (например, стакан йогурта), а затем добавив несколько капель йода. Полученный цвет проверьте, используя обычную белую бумагу и кисть. Если тон ненасыщенный, то добавьте еще йода и получите подходящий оттенок.
Слой этой морилки придаст изделию медово-желтый цвет. Три-четыре слоя придадут поверхности оранжевый, охристый цвет. Аналогичным образом готовится морилка коричневого цвета, но вместо йода используется перманганат калия.
Для окрашивания спирта понадобится дешевый растворимый кофе. Столовую ложку напитка налить в стакан кефира и растворить столовой ложкой кипятка. Добавьте в стакан половину спирта и тщательно перемешайте.
Этой морилкой можно покрыть рельефами объемную резьбу или доску. Если покрыть тисненое панно водяными пятнами, могут возникнуть проблемы: дерево иногда деформируется после высыхания. Чтобы придать материалу форму, доску нужно еще раз смочить водой и перевернуть вверх ногами. Древесина распрямится, но не перебарщивайте с водой. Имейте это в виду, из-за обилия воды дерево согнется в противоположном направлении.
Морилка на практике
Чтобы научиться пользоваться морилкой, возьмите картон с тиснением и нанесите первый слой продукта. После того, как пятно высохнет, вы увидите шероховатость в местах, где продукт плохо отшлифован или остался грязный срез. Это явление называется подъемом стека. Удалите его наждачной бумагой или отрежьте.
Нанесите один или несколько слоев морилки. Не смущайтесь: при высыхании состава морилка потеряет цвет, при обработке статуэтки краской или подсолнечным маслом цвет восстановится.
Полностью высохший продукт залить подсолнечным маслом. Это может выявить ваши недостатки, но не пугайтесь. В местах неаккуратной обработки поверхность может побелеть. Закончить и вырезать.
Подсолнечное масло не защищает изделие от влаги, поэтому фигурку накройте кусочком или отварите в масле.
Лак
Краски бывают разные:
- масло;
- пентафталевый;
- нитрокраски и др.
важно, чтобы состав был бесцветным. Магазинная краска, как правило, имеет густую желеобразную консистенцию. Его следует развести простым растворителем до водоподобного состояния.
Для пентафталевой краски необходимо использовать скипидар вместо растворителя, для нитрокраски — ацетон. Также существуют специальные растворители. Чтобы определить, какой из них вам нужен, прочитайте этикетку на бутылке.
Вы можете окунуть в краску маленькую фигурку и нанести краску на большое изделие жесткой кистью или поролоновым тампоном. Не забывайте, что нитрокраску нельзя наносить тампоном, так как она просто растворится.
Обрабатываем маслом
Твердую вязкую древесину обычно варят в масле:
- береза;
- груша;
- яблоня.
После обжига на березовой сувке появляются коричневые прожилки, отливаемые золотом. Слива, сваренная в масле, становится похожей на черное дерево.
Сварить фигурку в масле очень просто. Масло ставят на огонь и нагревают пять минут, затем в него погружают поделку. Там она должна плыть, пока она не будет готова. Если фигурок много, готовьте их отдельно друг от друга, меняя масло. В противном случае масло может воспламениться и вызвать проблемы.
Время приготовления может быть разным: от 5 до 25 минут. Все зависит от того, чего вы хотите добиться в результате. Важно соблюдать одно правило: чем дольше вы варите дрова, тем темнее они становятся. Вместо того, чтобы рассчитывать время, наблюдайте за изменением цвета. Когда получите желаемый результат, достаньте фигурку и приступайте к изготовлению новой.
Снова отшлифуйте сваренные фигурки, доводя поверхность до блеска.
Необходимый инструмент
Перед тем, как вырезать фигурку из дерева, нужно выбрать качественный инструмент. Этот материал при желании можно обработать обычной точилкой. Но работать с разнообразными специализированными устройствами намного проще и увлекательнее.
- Резак является основным инструментом для всех работ, с коротким тупым лезвием (36 градусов) для первого чернового резания.
- Косяк помогает формировать желаемый вид орнамента, подходит для рубанков, лезвие обычно скошено под 60 градусов.
- Стамески — здесь несколько вариантов, они могут быть угловыми, полукруглыми и плоскими, они позволяют качественно обрабатывать деревянные фигурки, создавая на них глубокий рельеф.
- Заклепки — важный инструмент для труднодоступных мест, их острый наконечник позволяет проработать даже самые мелкие детали.
Помимо базового набора стоит запастись болгаркой, рашпилями, карданами, дрелью с набором принадлежностей и пилой. Все эти инструменты значительно облегчат работу и позволят воплотить в жизнь даже самую замысловатую идею.
Навыки и инструменты
Для изготовления фигурки важны не только практические навыки, но и знание законов композиции. Человек с художественным образованием выстраивает в голове развернутую картину будущего изделия. Если форма простая, опытный мастер начинает с разметки дерева, если форма сложная, набросок рисуется в двух проекциях.
неопытному человеку сложно представить пространственную форму во всех деталях, поэтому вам придется приступить к работе с созданием модели. Ее проще лепить из глины или пластилина с металлическим каркасом в основе, а детали прорабатывать ворсом.
Новичкам, которые учатся делать деревянную фигурку, потребуются некоторые навыки обращения с инструментами. При изготовлении садовых фигурок для своего сада обычно используют точилку и косяк; таким образом можно выполнять простые элементы.
Профессиональные резчики по дереву оснащены широким набором инструментов для пиления, копания, сверления и резьбы. Их коллекции состоят из множества ножей, долот, сверлильных и измерительных инструментов.
Новичкам, решившим попробовать свои силы в резьбе по дереву, стоит купить топор для распила, два-три стамески и режущий нож. Для первичной обработки понадобится бензопила, для крепления мелких деталей — тиски. Рано или поздно вам понадобятся ножовка, дрель, наждачная бумага и шлифовальный станок.
Когда не нужна морилка
Бывают случаи, когда морилку использовать не нужно:
- Если фигурка вырезана из прекрасного дерева. Например, кипарис можно только красить. В крайнем случае, когда требуется более светлый тон, можно покрыть изделие маслом.
- Не наносите какое-либо покрытие на черное дерево, так как это испортит материал. Просто отполируйте сухим хвощем.
Помните, что поделки, не нуждающиеся в окрашивании, следует сразу же обработать маслом, которое усилит цвет дерева и подчеркнет фактуру.
Рабочий процесс
Подготовив все необходимое, можно приступать к такому ответственному делу, как резьба по дереву. Создавать фигурки начинаем с изготовления заготовки карандашом, обрисовывая основные части будущего изделия, обрезая лишнее, оставляя лишь небольшой запас древесины по краям. Опытные мастера не удаляют сразу все излишки, с ними фигурку удобнее удерживать в нужном положении.
- В получившейся простой фигуре делаем небольшие надрезы, это наброски для последующей работы (туловище, конечности, голова).
- С помощью фрезы начинаем формировать необходимые части кусков, плавно подрезая углы и каждый раз удаляя самые тонкие стружки.
- Дополнительными фрезами формируем все мелкие детали, добиваясь полного сходства с эскизом.
- Приступаем к тонкой резьбе, прорисовываем очертания будущих элементов, качественно обрабатываем все бороздки. Чем меньше деревянные фигурки, тем сложнее будет проработать на них мелкие детали, поэтому для первоначальной работы стоит выбрать более крупные и простые эскизы.
Обратите особое внимание на этап обработки, от него будет зависеть срок изготовления готового продукта. Тщательно отшлифуйте поделку мелкой наждачной бумагой, стараясь не испачкать рельеф, нанесите морилку или другое средство для обработки дерева. Сверху фигурка покрыта краской, защищающей от влаги.
Мотивы изображений
Мотивы столь же разнообразны, как сама жизнь и ее художественное отражение. Возьмем, к примеру, нэцкэ. Резчик создает миниатюрную скульптуру — резное кольцо для ключей, которое поражает тонкостью изображения. Это декоративно-прикладное искусство с японскими корнями, сама фигурка считается как самостоятельным произведением искусства, так и декоративной частью костюма. Их производят и сегодня, но по большей части это некачественные продукты, не соответствующие всем критериям своего исторического предка.
Есть, конечно, и сегодня мастера нэцкэ, но за мини-скульптуру такого резчика придется заплатить от 10 000 долларов и выше.
Резная скульптура из дерева — типологии:
- монументальный — решает идейно-образные задачи, раскрывающиеся в монументальных произведениях (пропорции скульптуры должны идеально сочетаться с окружающим пространством);
- сад — элемент оформления садового пространства, концептуально идентичный дизайну всего сада;
- домашняя скульптура — декоративная составляющая интерьера, выполненная из дерева;
- развивающие фигурки для детей — популярный сегодня игривый, экологически чистый материал (рекомендуется для детей от 6 месяцев).
Если вы не знаете, с чего начать фигурную резьбу по дереву, изготовление простых деревянных игрушек для детей может стать отличным началом.
Видео описание
О резьбе по дереву косым ножом в следующем видео:
Выполнение скульптуры
Работа начинается с подготовки. Вырезание фигурки по дереву, будущей скульптуры — это правильный выбор материала и подготовка его к обработке. Следующим шагом будет создание эскиза, как описано выше.
Дальнейшие действия:
- Приблизительно с выбором основных форм: на этом этапе исходный эскиз сводится к геометрической фигуре прямых линий с контрольными точками. Сначала вырезается выступ с максимальным снятием материала, затем восстанавливаются линии симметрии заготовки, после чего строится контур второго выступа.
- Вырез фигурки с четырех сторон: Утонченный контур фигуры прорезан спереди и сзади, а также по боковым краям. Распространенная ошибка на этом этапе — желание мастера округлить фигуру. Нет, пока его схема остается обобщенной.
- 8-сторонний крой. Углы квадратных пространств срезаются, образуя еще 4 грани. Окончательно выясняется положение фигуры, ее пластичность и динамика. Ошибка фазы: уточнение и детали.
- Округление и детали. Наконец, пора избавиться от краев, проработать мелкие детали и черты лица. Ошибка фазы: рисунок на детали (чтобы с карандаша было трудно удалить грязь).
- Шлифовка. К нему отлично подойдет корундовая бумага на тканевой основе, мелкой или средней зернистости.
Этапы создания объемной деревянной скульптуры хорошо объяснены в этом видео.
Не спешите переносить готовое изделие в сад — скульптуру необходимо покрыть защитным слоем. Кстати, считается, что готовую скульптуру нужно оставить в тени примерно на год, и только через год она может стать постоянным солнечным местом.
Организация рабочего места
Для занятий необходимо оборудовать специальное место, верстак или рабочий стол. Над ним можно разместить полки и шкафы для хранения инструмента, заготовок, изделий деревообработки.
Для обеспечения надлежащего освещения рабочего места необходимо наличие источника направленного света. Опытные мастера рекомендуют выбирать светильник белого цвета, без желтых и других оттенков. «Разноцветное» освещение нарушит восприятие материала, не даст мастеру возможности разглядеть оттенки материала, его структуру и фактуру.
Верстак для резьбы по дереву
Обработка дерева связана с большим количеством мелкой пыли, поэтому оптимальным будет установка вытяжки над верстаком. Это должно быть обязательно, если в процессе используются электрические шлифовальные инструменты.
Для сушки скульптур и других работ после пропитки специальными средствами можно оборудовать специальный сушильный шкаф с нагревательными элементами. Если высыхание происходит естественным путем, необходимо обеспечить хорошую вентиляцию помещения.
В некоторых случаях мастера используют открытый огонь для обработки поверхности материала. Это может быть горелка или газовая горелка. Работы с огнем необходимо проводить в защищенном от огня месте. Рекомендуется держать поблизости воду или огнетушитель.
Читайте также: Деревья из бисера: как сплести своими руками