- Виды резьбы по дереву
- Нож-косяк
- Нож-резак
- Нож-флажок
- Бытовой орнамент и «кухонная» резка
- Богородский нож
- Прямые стамески
- Заточка инструмента
- Косые стамески
- Полукруглые (радиусные) стамески
- Церазики
- Стамески и киянка
- Детская комната и спальня
- Деревянная поверхность и шлифовка
- Уроки признанного мастера
- Выбор и покупка
- Уголковые стамески (гейсмусы)
- Богородский нож «Татьянка»
- Клюкарзы
- Рабочая поверхность и тиски
- Разновидности лезвий ножей
- Ложкорезы
- Главный инструмент
Виды резьбы по дереву
Выбрав правильный первый набор инструментов для резьбы по дереву, а также вспомогательное оборудование, вам необходимо решить, какой художественный стиль вы освоите. В этом случае логичнее действовать от простого к сложному. Большинство резчиков сначала изучают геометрическую и контурную скульптуру, а затем переходят к более сложным стилям: плоскому и скульптурному рельефу. Для каждой техники рабочая лошадка — свой набор инструментов. Поэтому для начала кратко рассмотрим основные художественные направления и опишем исходный набор оборудования и инструментов для каждого из них.
Геометрическая нить
Этой технике легче всего научиться, но это никоим образом не умаляет ее художественной ценности. Суть этой резьбы сводится к повторению в определенной последовательности клиновых надрезов (надрезов), различных по размеру, глубине, геометрии углов. Разновидностей таких вставок не так много, но с их помощью можно получить неограниченное количество самых разнообразных моделей, не похожих друг на друга. В отдельный подвид геометрической резьбы выделяется штапельная техника. Здесь узор выполняется не ромбовидными и квадратными канавками, а с защемленными канавками, которые обычно выполняются полукруглой стамеской.
Контурная проволока
По своей сути эта техника — тот же рисунок, но вместо листа бумаги используется деревянная доска, а вместо карандашей — тонкие резцы. С помощью линий разной глубины и ширины мастер рисует композиционный сюжет. Ключевое отличие контурной резьбы от других стилей — отсутствие ярко выраженного рельефа и объема.
Рифленая резьба (перфорированная
Главная особенность такой проволоки — наличие сквозных прорезей в изделии. По сути, это стиль, в котором встречаются два вида декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву и лобзик. Щелевые резьбы выполняются как на плоскости, так и на объемных скульптурах.
Рельефная резьба
В рельефной скульптуре узор или узор создается путем выборки фона вокруг основной формы. Если в художественной композиции присутствует барельеф, то это так называемая барельефная резьба. Если рисунок или мотив имеет ярко выраженный объем и практически оторван от плоскости — это скульптура горельефа.
Резьба барельефа отличается своеобразной плавностью, а горельефы представляют собой целые скульптурные панно с тонкой проработкой рельефов и объемных композиций. Освоение этой техники начинается с разработки плоских рельефных фактур, постепенно переходя в сторону увеличения выразительности объема.
Одна из разновидностей техники плоского рельефа — резьба «Татьяна», сумевшая выделиться в отдельный стиль.
Скульптурная резьба
В иерархии резчиц это самый высокий и сложный стиль. Работа с трехмерными композициями требует трехмерного изображения фигуры, умения работать с пропорциями и чувства перспективы. Для создания резьбы по дереву необходимо владеть техникой контурной и рельефной резьбы, а также уметь использовать весь арсенал резьбовых инструментов.
После краткого описания основных видов резьбы по дереву перейдем к более подробному разговору о самих инструментах.
Нож-косяк
Косые ножи — это основной инструмент для геометрической и контурной резьбы по дереву. С их помощью создаются вырезы (насечки) геометрических узоров и тонкие линии контурных узоров.
Характеристики клинка
Ножи имеют прямое металлическое лезвие с тупой режущей кромкой. Угол наклона варьируется от 30 ° до 80 °. Наклонные косяки используются для создания канавок треугольной формы с геометрическими выемками. Остроугольные ножи (30-45 °) обрабатывают мелкие узоры и кривые линии на плоскости.
Ножи косяка имеют небольшую длину лезвия: лезвие выступает из рукоятки на 30-50 мм, что обеспечивает наиболее точное управление инструментом при резке.
Функции заточки
Нож-косяк часто затачивают с одной стороны: справа (для правшей) или слева (для левшей). На двух скосах этот тип лезвия затачивают редко, по крайней мере, для геометрической резьбы.
Угол заточки варьируется от 20 до 40 °. Для работы с мягкими спицами (липа, осина, ольха, береза) используйте минимальный угол заточки. При резьбе по твердому дереву острота увеличивается до 35-40 °, это делает режущую кромку более прочной, что важно при силовой резьбе.
Рычаг
Ручки различаются креплением клинка: они могут быть навесными или пластинчатыми. Первые состоят из цельного куска дерева (лезвие ножа имеет острый стержень, который вставлен внутрь), вторые выполнены в виде двух гильз. Длина ручек от 100 до 120 мм.
Держи инструмент
При выполнении геометрических узоров косой нож держат лезвием вниз, носиком от себя (рис. 1). Сам нож наклонен в сторону под углом, чаще всего на 45 °. При вырезании контура косяк держится как карандаш (рис. 2).
Нож-резак
Режущие ножи — вспомогательный инструмент для геометрической и рельефной техники, реже для контурной и объемной техники. В геометрической резьбе они используются для создания розеток и других фигурных прорезей. В очертании — удобны для прорисовки различных закруглений и кривых линий. В плоской и скульптурной рельефной резьбе это инструмент фона, используемый для выборки фонов и деталей рельефа.
Характеристики клинка
Отличительная особенность фрез — лезвие профильной формы с изогнутой режущей кромкой. На схеме показаны формы лезвий, которые чаще всего используются резчиками по дереву. В остальном эти инструменты похожи на косяки ножей — одинаковой длины, выступа лезвия, рукоятки.
Заточка
В большинстве случаев используется заточка с одинарным скосом. Для мягких пород древесины его делают под углом 20 °, для твердых — 35-40 °. Реже применяется двусторонняя заточка.
Нож-флажок
Флаговый нож — это специальный резак для геометрической резьбы. С его помощью создаются длинные прямые разрезы и разрезы треугольной формы, в том числе и крупные. Иногда такой нож используют при контурной резьбе, но гораздо реже.
Характеристики клинка
Нож имеет характерное треугольное лезвие с тупой режущей кромкой. Эта геометрия может значительно увеличить длину острого края, что очень полезно для создания длинных пазов и больших геометрических углублений.
Заточка
Для флажков используется стандартная схема заточки геометрической резьбы. Как правило, он односторонний — от 20 ° до 40 °, в зависимости от твердости древесины, с которой приходится работать.
Некоторые резцы затачивают не только основную кромку, но и боковые стороны (одну или две) — вы получаете многофункциональный резак с двумя или тремя режущими сторонами. Это расширяет его возможности для геометрической резьбы, например, позволяет создавать небольшие подрезы. В то же время работа обоюдоострым ножом требует осторожности и грамотной техники.
Бытовой орнамент и «кухонная» резка
Кухня — самое популярное место в доме. Здесь часто собирается вся семья, приходят друзья и интерьер кухни всегда должен быть в лучшем виде. Кухонный инвентарь важен для хорошей хозяйки, и его качество должно быть лучше, чем у других.
Для украшения полки, гриля или разделочной доски необязательно выполнять фигурную вырезку. Украшение для дома должно быть красивым, простым и доступным для быстрой уборки. Здесь необходимо и достаточно иметь простой набор инструментов для резьбы по дереву.
Как правило, одного набора стамески достаточно, чтобы добавить неповторимый штрих любому кухонному дереву. Любая поверхность на кухне должна быть чистой. С этой точки зрения удобнее использовать для резьбы по дереву электроинструмент — это позволит получить ровные и плавные линии, орнамент, который легко чистить, и избежать таких бороздок и бороздок, в которых может скапливаться грязь.
Выбор между ручной работой и использованием станка остается за мастером, но чистота и «чистота» продукта должны быть на первом плане.
Богородский нож
Богородский нож — инструмент для объемной резьбы по дереву. Он назван в честь Богородской резьбы — популярного ремесла по изготовлению резных игрушек, в котором этот нож используется как единственный инструмент. Благодаря продуманному дизайну он остается основным инструментом для создания скульптурных скульптур малых форматов.
Характеристики клинка
Основные разновидности ножа Богородского показаны на схеме. Длина лезвий таких инструментов варьируется от 40 до 70 мм. Ширина — 10-15 мм. Так как при изготовлении скульптур приходится очень долго вырезать контуры внутреннего радиуса, лезвие ножа имеет узкий носик. Такой нож из-за характерной узости иногда еще называют «щучьим». Чем уже носик, тем меньший радиус может принимать инструмент. Поэтому в арсенале опытных резчиков традиционно имеется несколько разновидностей таких ножей.
Функции заточки
Богородский нож предназначен для выполнения силовой резьбы. Они активно работают как «на себя», так и «на себя». Эффективные пропилы в этих двух направлениях обеспечивают заточку с обеих сторон со стандартным углом 20 °. По умолчанию нож рассчитан на работу с мягкими породами дерева. Под скульптуру фигурок из твердых пород выбирайте нож с большим углом заточки и небольшой шириной скоса.
Рычаг
В богородских ножах используется простая прямая рукоять для удобства строгания в разные стороны. Длина ручки выбрана «под ладонь», в среднем она составляет 80-120 см.
Прямые стамески
В отличие от плотников, резчики по дереву выполняют вспомогательную роль для прямых зубил. Их основная функция — очистка фона в плоских рельефных скульптурах. В геометрической технике эти стамески используются для снятия фаски, вырезания контуров и орнаментов. При создании скульптурных композиций средних и больших размеров большой объем древесных отходов вырезается широкими стамесками.
Характеристики клинка
У этого типа долота лезвие прямоугольной формы с прямой режущей кромкой. Спинка может быть плоской или с двумя скосами для лучшего доступа в труднодоступные места. Длина клинка — 100-150 мм; оно меньше, чем у классических долот для деревообработки, что позволяет лучше контролировать инструмент во время обрезки. Для резьбы в одной плоскости часто используются стамески с шириной лезвия 6, 10, 20 и 30 мм. Стамески большего размера используются для создания скульптур большого формата.
Заточка
Прямые стамески затачиваются под углом 18-25 °. Для молотковых долот, предназначенных для простукивания молотком, угол заточки должен составлять от 25 до 30 °. Ширина скоса равна толщине полотна 2-2,5.
Рычаг
Ударные долота имеют на конце рукояти специальную подушечку в виде вкладыша или вкладыша. Долота, рассчитанные на работу только усилием руки, не имеют затыльника.
Инструмент для заточки резьбы по дереву
Инструменты для заточки и правки — это навыки, которыми вам неизбежно придется овладеть, если вы решите заняться искусством резьбы. Как правильно точить стамески по водяным камням, точильному камню и обычной наждачной бумаге — читайте в отдельной статье.
Заточка инструмента
Чтобы резьба по дереву была приятной, а созданные шедевры радовали глаз, инструмент необходимо заточить. Если в процессе работы чувствуется увеличение прочности материала, необходимо сделать перерыв и заточить инструмент. Это позволит не прилагать лишних усилий при резьбе и обеспечить отличное качество каждого хода, каждой канавки.
Заточку нужно начинать с выравнивания рабочей поверхности инструмента. Для этого используется крупнозернистый абразив. Быстро и эффективно удаляет заусенцы и создает идеальную режущую кромку.
Примечание! В работе важно не испортить угол заточки стамески по дереву и геометрию лезвия ножа.
При работе с наждаком нужно соблюдать осторожность, металл нельзя перегревать, резкие перепады температуры могут «отпустить» режущую кромку.
После удаления крупных неровностей переходят к мелкозернистым абразивам. В процессе шлифования удаляется шероховатость, образовавшаяся при грубой заточке резьбонарезного инструмента. В последних используются шлифовальные смеси, нанесенные на войлочную основу. Они создают идеально ровную поверхность, сводя к минимуму трение между инструментом и материалом.
Косые стамески
Этот тип традиционного долота обычно используется для геометрической резьбы в качестве альтернативы косым ножам для некоторых операций. Также они используются в плоских рельефах и скульптурных скульптурах — здесь скошенные края обеспечивают комфортный разрез материала в труднодоступных местах. Как правило, косяки не рассчитаны на вспомогательный инструмент в виде молотка.
Характеристики клинка
Рабочий орган долота имеет плоскую заднюю часть (без боковых скосов) и тупую режущую кромку. Угол наклона клинка варьируется от 45 ° до 70 °. Самыми распространенными вариантами являются стамески шириной от 10 до 30 мм.
Полукруглые (радиусные) стамески
В отличие от прямых долот, с полукруглыми стамесками все наоборот: они используются очень редко для нужд деревообработки, но являются рабочей лошадкой во всех видах резьбы.
- В технике плоского рельефа они используются для выделения фона и обработки объемных элементов композиции.
- В геометрической резьбе это основной инструмент, с помощью которого выполняются бороздки скоб и полукруглые насечки в мотивах.
- В контурных рисунках они образуют толстые линии или работают с углами сторон, чтобы нарисовать тонкие изогнутые прожилки.
- В скульптурной скульптуре долота для балок также используются для решения широкого круга задач — от удаления большого количества материала до вырезания орнаментов и обработки текстур на скульптурах.
Характеристики клинка
Рабочий орган таких долот имеет характерный полукруглый профиль. При этом само лезвие может быть прямым или слегка изогнутым (в отличие от клукара, у них лезвие полностью изогнутое). Небольшая кривизна обеспечивает большее удобство при сэмплировании фона.
Отличительные особенности таких долот — ширина и радиус закругления в поперечном сечении. Варианты с высокими бортиками — это классические полукруглые стамески. Фрезы с большим радиусом практически не имеют отбойников — такие долота еще называют наклонными долотами. Их используют для завершения обработки объемных поверхностей и создания прорезей для скоб.
Современный профиль
Радиусные стамески различаются также профилем режущей кромки: он может быть прямым, вогнутым или выпуклым. Самым универсальным для фрезы является прямой профиль. Более удлиненные края подходят для штапельной нити, а сильно изогнутые — для точения. Форма лезвий с вогнутыми кромками позволяет обрабатывать кромки бусинок, используя углы в качестве тонких фрез.
Чаще всего резчики по дереву используют радиусные стамески шириной от 5 до 30 мм.
Церазики
Cerazics — это маленькие резцы, которые прорезают тонкие линии, глубокие бороздки и другую деликатную работу. Они используются в качестве основного инструмента при нарезании контурной резьбы. Кроме того, их не менее активно используют в техниках плоского и геометрического рельефа: для образцов обоев в труднодоступных местах, проработки мелких деталей и орнаментальных узоров. В трехмерной скульптуре керамика в основном используется для создания текстур, например шерсти на скульптурах животных. Инструмент имеет грибовидную рукоять для лучшего захвата и контроля надреза.
Характеристики клинка
Рабочий орган инструмента приближен к профилю полукруглого долота. Лезвие имеет небольшой радиус и высокие бортики. Ширина режущей кромки керамики варьируется от 1 до 5 мм, но для нужд резки оптимальны узкие фрезы — до 3 мм.
Стамески и киянка
Набор зубил и хороший молоток повышают квалификацию начинающего мастера. При выборе набора следует обратить внимание на материал клинка и качество рукояти. Это незаменимые инструменты для резьбы по дереву как для новичков, так и для профессионалов.
Наличие стамески различной формы — это возможность сделать орнамент, вырезать пазы, сделать прямые линии и выбрать углубления нужной формы.
Молоток — это особый молоток. Это может быть резина или дерево. Рекомендуется иметь в арсенале оба варианта. Металлический молоток быстро разрушит стамеску.
Рукоятка стамески необязательно должна хорошо лежать в руке. Но при работе стамеской руку следует беречь, а новичку не лишним будет прочный тканевый халат с защитой тела от острого предмета. Например, кожаный фартук или обычный халат с инкрустацией из кожи, пластика или других вставок.
При работе с деревом движения часто направлены на себя или на вспомогательную руку. Чтобы избежать царапин и колотых ран, желательно обезопасить себя.
Детская комната и спальня
Поверхности полок, шкафов, столов, стульев гладкие и однородные. Это не относится к ножкам, ручкам или украшениям. Как правило, художественный крой можно нанести по краю поверхности стола или прикроватной тумбочки, но чаще всего он заключается в изготовлении дополнительных элементов.
Для резной ручки дверцы шкафа, резной ножки стола или конского стула для ребенка потребуется несложный инструмент. Например, набором стамесок разной формы можно обозначить гриву лошади или сделать хвост.
Виды инструментов и резьба по дереву для домашнего использования — это техника личного творчества. Человек не ставит перед собой цель создать шедевр. В его понимании шедевром будет детская комната, в которой его ребенок будет чувствовать себя комфортно; набор простых деревянных игрушек, которые разовьют мелкую моторику и воображение. Спальню украсит уникальный светильник из видоизмененного пня от ножа Богородского или книжная полка со световым орнаментом.
Резьба по дереву для интерьера жилого помещения существенно отличается от резьбы фигурок, скульптур или художественной росписи. Здесь все максимально просто и удобно — самые удобные материалы и инструменты. Резьба по дереву в повседневной жизни — это искусство распознавания, уточнения, украшения.
Для новичка «домашний крой» — отличная школа мастерства.
Деревянная поверхность и шлифовка
В зависимости от того, какое изделие будет изготовлено, требуется та или иная обработка поверхности. Полка или стеллаж на кухне, стол или тумбочка в спальне требуют идеально ровной и гладкой поверхности. Фигурку игрушки, панно или шкатулки не нужно полировать, а рисунок, сделанный стамеской, отполировать совершенно невозможно.
Распил дерева ножом и формирование поверхности долотом не требует предварительной шлифовки, а после завершения работы поверхность просто нельзя шлифовать.
В творческом процессе распиловки дерева часто возникает идея: не вырезать то, что хочется, а уточнить натуральный раствор. Когда причудливый кусок дерева (ветка, пень, ствол) попадает в руки мастера, рождается идея интегрировать его, а не разрезать.
Уроки признанного мастера
Знакомство с опытным резчиком — редкое достижение. Разовое посещение мастерской профессионального резчика производит на новичка неизгладимое впечатление. В мастерской есть все: от запаха дерева до четкого понимания того, какие инструменты нужны для резьбы по дереву. Первое впечатление падает на подсознание, и начинающий резчик «уже знает», что и когда ему следует приобрести или сделать.
Стандартные наборы инструментов профессионал не использует. Он предпочитает создавать свои собственные инструменты. Об этом важно помнить. Ни один производитель не сделает то, что вам нужно. Любой инструмент, представленный на рынке, — это дань сложившимся традициям, формам лезвий, рукояток, приспособлений.
Возможность стать подмастерьем у опытного резчика — редкая удача. Вы сможете изучить не только технику резьбы по дереву, но и логику изготовления инструмента, освоить важные правила заточки и использования.
Выбор и покупка
У начинающего резчика закономерно возникает вопрос: где найти инструмент для резьбы. В наши дни это не проблема. Промышленность предлагает долота и ножи всех типов и модификаций. Вы можете приобрести несколько ножей и одно или два стамески, а можете приобрести набор инструментов, руководствуясь своими вкусами и финансовыми возможностями.
Как ни странно, но широкий выбор режущего инструмента значительно затрудняет выбор. Сложно сориентироваться и купить действительно хорошую вещь. Стать обладателем «одноразового» инструмента, которого хватит на несколько часов работы, несложно.
Перед покупкой средства обязательно стоит поинтересоваться:
- марка стали, из которой изготовлен инструмент;
- режиссер;
- страна производства.
Инструмент — вещь индивидуальная. Выбирая нож или стамеску, правильно будет подержать в руках, проверить, насколько удобно в работе, и только потом покупать. Также будет полезно пообщаться на тематических форумах, где специалисты поделятся своим опытом, с радостью дадут дельный совет.
Уголковые стамески (гейсмусы)
Угловые стамески — это фрезы V-образной формы, которые используются при нанесении мазков, для вырезания контуров, обработки орнаментов и других задач резания, требующих формирования относительно толстых линий. Большие углы с широким углом и высокими сторонами используются для глубоких пропилов в широкоформатных работах, а также для удаления ненужного материала в скульптурных скульптурах.
Характеристики клинка
Размер гейсмуса определяется высотой сторон и углом. Для большинства операций резки оптимальны фрезы с углом от 40 до 90 °. Угловые стамески в зависимости от типа профиля бывают: острые (1), закругленные (2) и вогнутые (3). Режущая кромка затачивается с внешней стороны лезвия.
Богородский нож «Татьянка»
Название «Татьянка» и Богородский нож сложились исторически. С ними связана резьба ручным резцом. Такой нож работает по мягкой древесине для вырезания небольших скульптур и стрижки локонов.
Богородская скульптура вышла из крестьянского промысла. Его самая узнаваемая сцена — «Человек и медведь», а его технику резьбы часто называют силовой резьбой. Один нож, один кусок. Резчик этого стиля — уникальный мастер. Его не интересует, какие инструменты нужны для резьбы по дереву. Он просто берет свой нож и делает с ним уникальные вещи.
Вариантов изготовления богородского ножа много. На рынке существует множество вариантов вплоть до складного изделия. Лучшее всегда будет твоим.
Силовая резьба ножом — это творчество, а креативность никогда не укладывается в рамки стандартного производителя. Когда новичок решит посвятить себя богородской резьбе, у него не возникнет вопроса о том, какие инструменты нужны для резьбы по дереву, у него не возникнет желания их покупать, но он будет иметь четкое представление о том, как сделать свой вариант резьбы по дереву нож.
Клюкарзы
Клукары — это стамески с резким дугообразным изгибом, расположенные ближе к кончику лезвия. Незаменимы в основном в плоской рельефной скульптуре: здесь с их помощью снимают фон и создают разного рода углубления. Кроме того, клюкву используют для отбора проб полостей при изготовлении посуды, а также для очистки различных углублений в скульптурных скульптурах.
Характеристики клинка
В поперечном сечении большинство ягод черники имеют полукруглый профиль. Радиус и высота бусинок определяют назначение инструмента. Реже встречаются плоские и угловатые черники. Ширина режущей кромки стандартных полукруглых приводных валов варьируется от 5 до 50 мм.
Наряду с классическим дизайном существует так называемая ступенчатая черника. У них короткое лезвие и ступенчатая шея. Они используются для удаления фона и очистки плоскими рельефными резьбами.
Рабочая поверхность и тиски
Инструменты для резьбы по дереву должны быть под рукой. Рабочий стол должен иметь идеально ровную и горизонтально ровную поверхность. По крайней мере, одни тиски должны быть надежно прикреплены к рабочей поверхности.
Металлический уголок, уровень, струбцины, столярный клей нужно покупать сразу и всегда под рукой.
Вспомогательное оборудование — точилка, переносная дисковая пила с возможностью стационарной установки, шлифовальный станок, электролобзик. Пригодится ручная головоломка, серия файлов и файлов.
Дополнительное оборудование и инструменты не связаны с распилом дерева, но без этого вам придется тратить время на вспомогательную работу в другом месте.
У хорошего учителя все должно быть под рукой.
Разновидности лезвий ножей
Классический нож-косяк может иметь лезвия разной ширины, угла наклона и рукояти, которые имеют удобную форму для конкретного вида работы. Лезвие ножа может быть выполнено в форме треугольника (очень популярен флаговый нож) или иметь другую форму.
Нож может иметь различные варианты заточки, гладкую или острую форму среза. Понимание того, какое полотно понадобится, зависит от конкретного вида работ, выполняемой конструкции и опыта мастера.
Как и в случае с косяком, предпосылками качества ножа с любой формой лезвия являются острота лезвия и практичность рукоятки. Крепление лезвия ножа к рукоятке должно быть безупречным и безопасным.
Ложкорезы
Разговор об инструментах для резьбы по дереву был бы неполным, если бы не упомянули резаки для ложек, специальные резаки для изготовления деревянных ложек, черпаков и другой домашней утвари.
Ножницы-ложки имеют сферическую режущую кромку, позволяющую пробовать внутренние полости в резных инструментах. По форме лезвий ложные ножи бывают: круглые, полукруглые, съемные. По типу заточки: односторонняя и обоюдоострая.
Главный инструмент
Кухонным ножом можно легко разрезать свистульку, простую игрушку или ложку. Многие начинают с карманного ножа, чтобы вырезать ложку. Это не работа по дереву или творчество — это памятный старт. Инструментам для резьбы по дереву нужны специальные, а главное острые инструменты.
С этим инструментом новичок может только начать свою практику. Это косяк. Если вы хотите вырезать простые узоры или придать форму деревянной поверхности, этот нож поможет вам в этом идеально. Необязательно учиться по-особенному работать с ним. Попав в руку, этот нож «покажет», как и что делать. Для первого инструмента есть только два условия:
- очень острая качественная сталь;
- очень удобно лежит в руке.
Не нужно в начале практики думать о том, какие инструменты нужны для резьбы по дереву и тратить деньги на красивые наборы — все они будут ждать своего часа. Достаточно остроугольного ножа с прямым лезвием.
Читайте также: Народные промыслы России с названиями: изделия мастеров