Натюрморт история, суть, виды, техники, современное представление

Поделки

История натюрморта

Натюрморт не сразу стал отдельным жанром живописи. Произошло это только в XVII веке, хотя в древности люди пытались запечатлеть предметы из внешнего мира сначала на камнях и стенах, а затем и на картинах.

Храмы и гробницы египетских фараонов были украшены сюжетными картинами, изображающими процесс приношения различных даров богам. Не секрет, что многие фрески дошли до наших дней в первозданном виде, а некоторые из изображенных вещей оказались легко узнаваемыми. Древние художники, имена которых, естественно, неизвестны, не обращали внимания на реализм вещей, но старались подчеркнуть их важность.

Древнеримские мозаики и настенные росписи, дошедшие до наших дней, отличаются тем, что элементы прорисованы более детально. Римские и греческие художники проявляли настоящее мастерство в живописи, работая с разными оттенками, но история их картин практически отсутствовала. Творчество имело декоративное значение. Изображения отдельных цветов или плодов украшали стены и ниши зданий, как жилых, так и общественных.

В Европе в 15-16 веках существовало представление о натюрморте как о технике, но он не был полноценным жанром живописи. Окружающие предметы были лишь второстепенной частью любой картины, в сюжете которой просматривалась историческая или религиозная тематика.

Рисование

Отдельные предметы являлись своеобразным декором и украшением мебели или домашней утвари. Коренной перелом в искусстве произошел только в начале XVII века, когда натюрморт был признан художниками полноценным и самостоятельным жанром. Начало этой эпохи связано с именами голландских художников Питера Класа и его сына Хеды Виллема Класа, которые были представителями школы «маленьких голландцев».

Естественно, предметы природного происхождения встречались и в работах предыдущих мастеров, но именно они делали на этих предметах основной акцент.

Есть и другое мнение о первооткрывателе нового жанра. Речь идет о Микеланджело да Караваджо и его знаменитой картине «Корзина с фруктами».

При этом историки утверждают, что картину Якопо де Барбари «Мюнхенский натюрморт», на которой изображены куропатка, перчатка и арбалетный болт, можно считать первым полноценным натюрмортом. Картина написана в 1504 году.

Таким образом, мы приходим к выводу, что процесс выделения натюрморта как жанра происходил постепенно, поэтому говорить о том, кто стоял у истоков его развития, достаточно сложно.

Можно упомянуть только первых последователей. Помимо Питера и Виллема Клаэсов, натюрмортом увлекались Виллем Кальф, Бальтазар ван дер Аст, Виллем ван Алст, Ян ван Хейсум.

На распространение натюрморта как жанра в 16 — начале 17 вв значительное влияние оказало становление и развитие естественных наук. В связи с этим у художников сформировался повышенный интерес к жизни людей и окружающих предметов.

Выдающимися представителями того времени считаются голландец П.Арсен и фламандец Дж. Брейгель Бархат. В мировой живописи к XVII веку новый жанр достиг пика популярности. Появились первые национально-реалистические школы, профиль которых находился под идейным влиянием выдающихся мастеров. Благодаря этому натюрморт делится на формы и виды.

Декоративная керамическая табличка

Особое место в станковой живописи занимают голландские и испанские натюрморты. Их излюбленные темы посвящены цветам, овощам, фруктам, рыбе и морепродуктам, а также посуде. Также считается, что испанские натюрморты исполнялись в более строгом стиле. Эта эпоха отождествляется с именами таких мастеров, как М. Кампидольо, П. П. Бонци, Дж. Рекко.

Голландские натюрморты уходят от строгости и приобретают некую интимность. В них прослеживается точность передачи света и тени, фактуры, а также изящество линии цветового тона.

Следует также подчеркнуть разнообразие композиционного строя и многожанровость сюжета.

Это и скромные картины В. Хеды, и насыщенные краски картины с десертами В. Кальфа, и изображения рыбы А. Бейерена, и картины Я. Венике с изображением разделанной дичи. Голландские натюрморты отличаются малыми форматами, так как картины покупались для украшения небольших домов.

Покупателями были не только аристократы, но и горожане с зажиточными фермерами.

Следует также отметить тщательность прорисовки и детализации композиции.

Некоторые предметы символичны. Карманные часы, например, олицетворяют течение времени.

Фламандский натюрморт можно отличить от голландского натюрморта по ряду признаков. Он более выразительный, более сочный и яркий. Недаром такими натюрмортами украшали парадные залы и монастырские трапезные. Представителями этого жанра являются Питер Пауль Рубенс, Амброзиус Босхарт Старший, Франс Снайдерс. Жанр натюрморта в Германии и Франции в эпоху классицизма развивался несколько иначе. Композициям художников этих лет была свойственна строгость, но в то же время изящество и изящество.

В средневековой живописи особое внимание уделяется историческому жанру, боевому жанру и портрету. Таким образом, популярность натюрморта несколько снижается. Но в XIX веке художники, работающие над сюжетными композициями, словно воскресили жанр натюрморта, придав ему новый виток развития. Среди них Эжен Делакруа, Гюстав Курбе, Франсиско Гойя, А. Фантен-Латур и У. Харнет (США).

В работах художников-постимпрессионистов натюрморт обретает новую жизнь. Ван Гог, Гоген, Сезанн — всего лишь живые примеры тех, кто считал, что основу понимания бытия составляют окружающие нас вещи. В начале 19 века в русское искусство пришел натюрморт. Но в большинстве картин известных художников он играет лишь эпизодическую роль. Как самостоятельный жанр натюрморт впервые сформировался в 20 веке в творчестве М. Врубеля, Виктора Борисова-Мусатова, К.А. Коровина, А.Я. Головин.

Использование гуашевых красок

Декоративный натюрморт, написанный гуашью, позволяет зрителю насладиться разнообразием и яркостью природных оттенков. Этот образ создает ощущение праздника. Попробуем выяснить, в чем особенности написания разноцветной картины в технике гуашь.

Остановимся на простом натюрморте с вазой и лампочками разных оттенков. Чтобы фон картины не казался слишком пустым, мы поместили туда ткань.

В первую очередь следует отметить контуры стола на листе бумаги. После этого намечаем «скелет» вазы. Результат работы будет зависеть от качества построения натюрморта.

Соединив точки «скелета» между собой, мы получим исходное изображение вазы. Закруглите острые углы и нарисуйте все эллипсы. Намечаем контуры других предметов. Удаляем ненужные линии, например невидимые контуры далеких эллипсов.

После завершения построения приступаем к выполнению декоративного натюрморта гуашью. Изображения могут быть выполнены как в теплых, так и в холодных тонах. Мы решили выбирать для работы только теплые оттенки. Заполнять картину цветом начинаем с фона — рисуем драпировку.

Для вазы используем разные оттенки коричневого. Добавляем тени и блики на поверхность объекта. Выбираем подходящие тона для груши (оттенки желтого и лимонного). Последний этап – прорисовка невыразительных участков и доработка светотени. Чтобы сделать изображение более ярким, можно добавить к натюрморту один штрих — контурный штрих всех предметов. Для этого используется черная краска.

Декоративный натюрморт гуашью

Черно-белый рисунок тушью

Декоративный натюрморт (в различных стилях рисования тушь смешивают с гуашью, чтобы краска плотнее держалась на бумаге) можно нарисовать в черно-белом цвете, используя только художественные чернила. В этом мастер-классе описан рисунок, на котором изображены кувшин, тарелка с картошкой, пучок лука и 1 гриб.

Декоративный натюрморт в разных стилях, необычная гуашь, графика, черно-белая

Как нарисовать:

  1. Проведите горизонтальную линию простым карандашом.
  2. Нарисуйте все элементы в таком порядке: слева тарелка с картошкой, посередине кувшин, над ним пучок лука, справа гриб.
  3. На фон добавляем крупные складки ткани.
  4. На этом изображении нет теней. Темные места полностью закрашиваются в черный цвет. Чтобы не потерять границы предметов, рисунок необходимо обвести по контуру тушью и черной кистью.
  5. Свет будет падать на объекты с левой стороны. Таким образом, правая сторона изображения становится темной.
  6. Закрасьте складки ткани, в местах, где они образуют тень.
  7. Далее затемняем правую сторону кувшина, крышку с правой стороны. Выступающие линии должны быть белыми. Они делают очертания предметов более четкими. На белом фоне эти линии необходимо продолжить и нарисовать черным цветом.
  8. Измельчите половину шляпки гриба и нижнюю часть ножки.
  9. Затемните половину каждой луковицы.
  10. Отметьте тень на картошке и на тарелке.

Важно рисовать границы света и тени плавными и полукруглыми. Прямые линии испортят рисунок и лишат его визуального объема.

Распространенные сюжеты

Выбор действий для письма при становлении жанра приходится на «спокойную жизнь вещей». Фламандские художники рисуют только что выловленных из прудов рыб, обезьян, растения в вазе, книги, фрукты, посуду. В произведении Яна Давидса де Хема «Цветы в вазе» сломанные растения символизируют грех жизни, полевые цветы символизируют чистоту и непорочность.

Голландские мастера не включают людей в свои композиции. Обычно это стол, на котором изображены кувшин, предметы быта, чашка, как на полотне Виллема Класа Хеды «Натюрморт с трубами жаровни».

У итальянских мастеров преобладают музыкальные инструменты, они изображены в разных ракурсах: картина Эваристо Баскениса «Натюрморт с музыкальными инструментами».

До 18 века преобладали цветочные композиции. Они символизируют хрупкость жизни на земле и быстротечность земных удовольствий. Часто полотна дополнялись фруктами, графинами.

В работах Винсента Ван Гога летние букеты представлены в разных вариантах, но в основном они солнечные.

В современном искусстве нет границ. На полотнах мастеров можно увидеть кофе, фрукты, книги, даже пустые пивные банки.

Натюрморты — шедевры мирового искусства

В мире большое количество гениальных художников, их творчество отличается оригинальностью и многогранностью. При формировании стиля каждый выбрал свой индивидуальный подход и жанр.

Художник создал 2 цикла картин. Первая посвящена лежащим растениям, вторая демонстрирует цветы в вазе.

Это одна из самых известных и дорогих работ живописца. На полотне следует отметить двойную перспективу, которая буквально завораживает своими неуравновешенными частями.

Картина хранится в Лувре. Несмотря на простоту сюжета, он поражает плавной естественностью и утонченной реалистичностью. В композицию введен необычный элемент жанра — живой кот.

Мастер специализировался на религиозной живописи. Это единственный натюрморт, датированный самим мастером.

На картинке четко видны 2 ракурса. Неуравновешенные детали, наклоненные предметы — попытка мастера изменить традиционное понимание и технику исполнения.

Картина написана маслом и находится в частной коллекции. Полотна итальянского автора являются самыми узнаваемыми во всем мире. Кредо создателя – «красота в простых вещах».

Полотно настолько натуралистично, что зритель становится настоящим соучастником изображения. Творец умело сумел передать неизменность бытия, после буйного цветения всегда наступает тление и смерть.

Картина выполнена в безупречном стиле, который заканчивается экзистенциальной грустью. Мастер умело передал нестабильность мирского существования. При этом в стеклянном шаре присутствует отражение художника, а значит, полотно на самом деле является автопортретом.

Эта работа американского поп-исполнителя является самой узнаваемой. На полотне представлены не плоды, а самые обычные вещи, которые окружают современного человека.

Какие навыки требуются от художника при написании декоративного натюрморта?

  1. Возможность применения цветовых эффектов.
  2. Опыт построения и организации объектов в помещении.
  3. Объяснение пространственных свойств и отношений между объемами, использование иллюзорных эффектов.
  4. Знание законов ритма и основ создания контрастов.
  5. Возможность использования орнаментов и узоров.

Декоративное решение натюрморта

Основные виды и стили натюрморта

В настоящее время натюрморт делится на ряд поджанров по сюжетам и темам, представленным на полотне. Деление весьма условное — поджанры могут пересекаться.

  • Тщеславие. В композиции должны быть предметы, олицетворяющие хрупкость человеческого существования: вздутая свеча, часы, череп, испорченные плоды или увядшие цветы, бабочка.

На картине изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, фиговая суета

  • Охотничьи или охотничьи трофеи. Полотно должно содержать результаты охоты: подбитую птицу, ружье или другие охотничьи принадлежности: рожок, мешок, патроны. Этот поджанр часто использует парк или лес в качестве фона.

На картине изображены - Натюрморт: история жанра и основные виды, фиговая охота для натюрморта

  • Цветочный. Центральным объектом композиции этого поджанра является букет цветов в вазе. Каждый цветок имеет свою символику, например чертополох представляет зло, мак представляет забвение, а гвоздика напоминает о пролитой крови Христа.

На картине изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, натюрморт с цветком инжира

  • Ослепление. Предметы на полотне изображены максимально реалистично, создавая полную иллюзию реальных предметов.

На картине изображен - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис ослеплять

  • Религиозный натюрморт сочетает предметы с религиозным инвентарем: иконы, свечи, Библии, кадильницы, лампады.

На картине изображены - Натюрморт: история жанра и основные виды, фиговый религиозный натюрморт

  • Рыба. Голландия – родина натюрморта – страна у побережья, поэтому тема морепродуктов выделена в отдельный поджанр.

На картине изображен - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Рыбацкий натюрморт

  • Накрытый стол — жанр делится на два варианта: Завтраки и Роскошный натюрморт.
  • Завтраки. Хронологически эти застолья появились первыми, на картинах были изображены сыр, булочки, ветчина — самая обычная для голландцев еда в простой подаче.

На картине изображен - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Завтрак

  • Роскошный натюрморт. Основная тема – элегантно сервированный банкет с изысканными блюдами для аристократического общества.

На картине изображен - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Роскошный натюрморт

  • Натюрморт с животными. Чаще всего встречаются картины с оттенком философского анимализма, из мира живых, змей, кошек, собак, насекомых и птиц.

На картине изображен - Натюрморт: история жанра и основные виды, рис. Натюрморт с животными

  • Научный натюрморт. На полотнах размещено оборудование из мира науки или искусства: книги, карты, глобус, ноты, музыкальные инструменты.

На картине изображено - Натюрморт: история жанра и основные виды, фиговый ученый натюрморт

Рисунок в стиле графики

Декоративный натюрморт может быть выполнен в графическом стиле. Особенность этой техники рисования в том, что тени и свет изображаются не переходом к цветам, а направлениями линий, а также в виде различных пятен и точек. Для этого стиля характерны черно-белые изображения, но использование цветных линий не запрещено.

Этот мастер-класс описывает натюрморт с изображением металлических инструментов. Будет стоять кувшин с узким горлышком и круглым дном, лежачий кувшин с широкой горловиной и стакан на тарелке. На заднем плане будет изображен скомканный холст и край деревянного стола.

Для работы можно использовать простой карандаш, черную гелиевую ручку или черную гуашь, смешанную с художественными чернилами в равных пропорциях. Можно использовать несколько материалов одновременно, например гуашь + тушь + гелиевое перо.

Как нарисовать:

  • Набросайте простым карандашом. Нарисуйте горизонтальную линию, которая отмечает край стола.
  • Для каждого объекта начертите оси, обозначающие его высоту и ширину. Для самого большого кувшина нужно сделать несколько отметок, обозначающих места сужения и расширения формы. Эти метки облегчат нанесение плавных линий.

Декоративный натюрморт в разных стилях, необычная гуашь, графика, черно-белая

  • Нарисуйте очертания блюд.
  • Нарисуйте внутренние части и ручки.
  • На фоне изобразите крупные складки ткани. Их нужно располагать по направлению от углов к середине. В центре рисунка складки должны выглядеть тоньше.
  • Сотрите все направляющие ластиком.
  • Набросайте рисунок по контуру гелиевой ручкой, или тушью, смешанной с гуашью, тонкой кистью. В 1 случае рисунок получится точнее.
  • Возьмите кисть среднего размера, возьмите немного черной краски, закрасьте все области тени на коврике. Горловина изнутри, нижняя часть, небольшой участок вверху. На внутренней стороне шеи нанесите 2 небольших штриха по краю, чтобы сымитировать темные отражения.
  • По аналогии нужно закрасить все большие области теней на самом большом кувшине. Это будет задняя часть его шеи, низ донышка, внутренняя часть ручки, правая сторона самой широкой части. Важно не закрашивать последнюю часть до правого края. Между черным пятном и контуром изображения должно быть узкое свободное пространство.

Декоративный натюрморт в разных стилях, необычная гуашь, графика, черно-белая

  • На закругленной части стекла, ближе к левой стороне, должен быть 1 большой круглый блик.
  • У стекла закрашиваем внутреннюю часть с левой стороны. Спереди нарисуйте горизонтальную полоску. Отметьте тень на тарелке и закрасьте дно.
  • Затемните большие складки ткани там, где они образуют тень.
  • Когда краска высохнет, приступайте к нанесению слоев. Их можно наносить гелиевой ручкой, либо черной краской и тонкой кистью.
  • Заполните горизонтальными линиями центральную часть лежащего кувшина, а также изобразите тень на складках ткани в том месте, где полотно лежит на горизонтальной поверхности.
  • Нанесите горизонтальные штрихи на края круглого блика, на самый большой кувшин.
  • Затемняет края стекла, оставляя светлое пятно слева.
  • Вертикальными штрихами заполняете ручку лежащего кувшина, а также горлышко стоящей посуды.
  • Складывает ткань, заполняющую тон, затемняя с помощью мазков под разными углами.

Декоративный натюрморт в разных стилях, необычная гуашь, графика, черно-белая

Заполните линиями, повторяющими форму закрашиваемых элементов, других частей изображения.

Читайте также: Лепка из легкого пластилина: что слепить и как правильно работать с материалом

Используемые материалы

Современное искусство не предъявляет требований к технике выполнения натюрморта. Это может быть акварель, карандаш, гуашь или масло. Инновации и изобретательность приветствуются. Это может быть индивидуальный способ нанесения красок или их смешивание, сочетание акварели и карандаша.

создание рисунка карандашом — древнейшая форма рисования. Техника требует от мастера тщательного анализа света и теней. Интересным представителем стиля является JD Hillberry. Мастер, который сделал все, чтобы выйти за рамки экспрессии и реализма. В своей работе он использует древесный уголь и графит.

Акварельные техники более сложны. Работать с ней кажется легко, но это ощущение обманчиво. Конечный результат будет зависеть от правильного смешивания краски и воды. Илья Репин начал работать с этой техникой. Среди интересных современников можно выделить корейского мастера Шин Чен Сика. Его работы отличаются красочностью, чистотой линий и прозрачными красками. Все детали четко проработаны, что дает эффект фактуры.

Масляная краска используется в искусстве с 15 века. Они легко растушевываются и не высыхают в течение длительного периода времени. Существует 2 основных способа нанесения: с грунтовкой и без нее. В первом случае потребуется тщательная подготовка, а вторая техника позволяет творить даже неподготовленным художникам.

Гуашь известна человечеству со времен Средневековья. Очень часто его смешивали с акварелью, чтобы получить неповторимый оттенок. Гуашь часто использовалась для создания эскизов в эпоху Возрождения. Популярность вернулась к нему в конце XIX — начале XX веков.

Немного любопытной информации

Натюрморт в декоративном стиле формировался еще в 15-16 веках как часть исторического или жанрового произведения. Самые первые работы художников в этом направлении выполняли функцию украшения, например, украшали стенные проемы или мебель. Натюрморт издавна имел религиозную основу: растительные мотивы присутствуют в образах Христа и Богоматери. А вот XVI век известен использованием черепов при написании портретов.

Декоративный натюрморт как жанр живописи обрел самостоятельность только в 17 веке в творчестве голландских и фламандских мастеров-живописцев. Образы этого периода содержат в себе скрытую аллегорию — неизбежность смерти и тления, а также непостоянство всего происходящего на земле.

В 20 веке многие художники стали осваивать это направление. Жанр живописи с изображением безжизненной природы интересовал многих мастеров того времени. В результате их экспериментов появляется декоративный натюрморт. Он не утратил своего значения и сегодня.

Значение в академической живописи

Для оттачивания навыков и мастерства в художественных школах часто используют натюрморт с геометрическими фигурами карандашом. Работа с таким рисунком всегда ведется в определенной последовательности:

  • построить композицию;
  • создание эскизов;
  • рисунок с натуры;
  • нанесите тон.

Это позволяет новичку приобрести сразу несколько необходимых навыков и, самое главное, создать выразительную композицию. Учащиеся учатся различать предметы. Обучение обычно начинают с рисования геометрических объектов, например гипсового куба и/или цилиндра, то есть по принципу «от простого к сложному».

Российская декоративная живопись

Натюрморт с изображением неживой природы в России возник как самостоятельный жанр в 18 веке. В то время о нем сложилось своеобразное представление: на картинах было принято изображать дары моря и земли. Целый век такой натюрморт считался самым низким среди других жанров живописи.

Расцвет отечественного натюрморта пришелся на 20 век. Именно в это время жанр обрел равноправие среди других направлений искусства. 30-40-е годы ХХ века характеризуются упадком в развитии декоративной живописи. Но уже в середине 1950-х декоративный натюрморт гуашью и графикой окончательно завоевал в советском искусстве равные позиции.

Рисунок акварельными карандашами

Грифель акварельных карандашей намного мягче, чем у обычных. Благодаря этой особенности эти карандаши легко растушевываются. Переходы цветов плавные. В этом мастер-классе описывается рисунок с изображением яблока и груши.

Какие цвета карандашей нужны для работы:

  • серый;
  • зеленый;
  • апельсин;
  • красный;
  • желтый;
  • цвет охры;
  • коричневый;
  • черный;
  • белый.

Декоративный натюрморт в разных стилях, необычная гуашь, графика, черно-белая

Как нарисовать:

  • Проведите горизонтальную линию по центру листа простым карандашом.
  • Нарисуйте яблоко, а слева от него грушу.
  • Нарисуйте хвостики и большие блики. На яблоке блик будет чуть выше, чем на груше.
  • Отметьте область, куда будет падать тень от фруктов.
  • Удалите все лишние строки.
  • Серым карандашом горизонтальными линиями закрасьте поверхность, на которой лежит фрукт. Область, указывающую на расположение тени, закрашивать необязательно.
  • Закрасьте правый угол фона тем же карандашом, используя диагональные штрихи.
  • Закрасьте левый угол фона зеленым цветом.
  • Смешайте все виды.

Декоративный натюрморт в разных стилях, необычная гуашь, графика, черно-белая

  • Раскрасьте яблоко в оранжевый цвет, не нажимая на карандаш. Утюг следует наносить по кругу. Основные моменты должны оставаться белыми.
  • Желтым карандашом без нажима закрасьте лампочку, не затрагивая бликов.
  • Заштрихуйте все линии.
  • Окрашиваем концы плода в коричневый цвет.
  • Красным карандашом аккуратно заштрихуйте низ яблока и обозначьте румянец с правой стороны. Смешайте линии.
  • Карандашом охры наметьте тени на дне луковицы, а также наметьте пятна с правой стороны.
  • Черным карандашом наметьте тень под фруктом.

Тени выделяет белым карандашом. Натрите пальто так, чтобы белый цвет слегка перекрывал другие оттенки в проходах для смешивания.

Типы и поджанры натюрморта

Разнообразие сюжетов-натюрмортов настолько велико, что возникла необходимость классификации жанра. Существуют виды и поджанры натюрморта. Тип вовсе не зависит от того, что должно быть изображено на картине, а скорее указывает на то, как представлена ​​композиция.

Условно все картины делятся на два вида. К первому типу относятся те, на которых изображены вещи, принадлежащие конкретному человеку, и по этим вещам зритель может косвенно охарактеризовать владельца. Натюрморты второго рода наполнены ценными вещами. Они ценны сами по себе и являются акцентом декоративности образа.

Чай и булочки

Что касается поджанров, то их гораздо больше, чем видов. Некоторые из них можно комбинировать друг с другом. Другие, наоборот, в современных реалиях целесообразно отделить. Именно поэтому в разных источниках список поджанров может несколько различаться.

Цветочный поджанр

Цветочный натюрморт пришел в мир живописи из Голландии. Известно, что в середине 17 века он стал крупнейшим центром торговли тюльпанами, что и определило направление росписи. Цветы на картинах были раскуплены по всей Европе, так как купить настоящую луковицу тюльпана мог себе позволить только состоятельный человек.

Образ с роскошным букетом полностью заменил в то время экзотические цветы. Художникам было довольно сложно, так как они физически не могли собрать букет цветов, чтобы написать из них картину. Пришлось рисовать цветы по памяти.

Поджанр «Ванитас, Суета сует»

Этот натюрморт отражает аллегорию эпохи барокко. Для ее интерпретации зритель должен знать определенные религиозные символы и быть знакомым с Библией. Само слово «Ванитас» переводится с латыни как суета, тщеславие. Основная идея картин – неизбежность смерти и быстротечность жизни. Этот поджанр стал популярным в Нидерландах и Фландрии. Отдельные его проявления встречаются в искусстве Франции и Испании 17 в.

Автором первого натюрморта vanitas считается Якоб де Гейн-младший. Традиционные предметы, которым приписывается определенный символизм, являются предметом цикла бренного человеческого существования. Череп напоминает нам, что смерть все равно неизбежна, несмотря на мирскую занятость. Хлеб символизирует тело Христово, как говорит Библия. Вино – его кровь, а в сочетании они означают главное таинство Евхаристии, то есть причащение. Мыльные пузыри говорят нам, что жизнь может быть короткой, а смерть может быть внезапной. Хрупкость человеческого тела на картинах Ванитас напоминает медицинские инструменты. Они также являются главным символом болезни.

Рисование

Довольно противоречиво в поджанре трактуются монеты, украшения, кошельки и шкатулки. С одной стороны, лейтмотивом образа является женская красота и привлекательность. С другой стороны, это главный признак самовлюбленности и смертного греха высокомерия. Чтобы показать силу и мощь, художники использовали изображения оружия и доспехов. Как оружие нельзя унести с собой в могилу, так и сила человека заканчивается в конце его жизненного пути.

Завтраки, банкеты, сервированные столы

Один из вариантов жанра, ставший популярным в голландском натюрморте XVII века, характеризуется наличием изображений домашней утвари на столе и утренней трапезы. Картины могли различаться по богатству материи, но общая тематика все же прослеживается. Родиной этого поджанра считается Харлем.

Именно там был создан первый натюрморт «Накрытый стол» Николаса Гиллиса, где он запечатлел утренний завтрак. На столе можно увидеть фрукты, сыр и вино. Существует даже список элементов, которые должны быть включены в натюрморт. Первоначально в него входили: булочки, ветчина, сыр. Потом взгляд несколько изменился.

Это связано с тем, что состоятельные горожане стали заказывать картины с изображением дичи или вина. Затем в натюрморт вписались дорогие блюда, морепродукты и прочие диковинные элементы. Изображенная на картине ступа с посохами символизировала мужчину и женщину. Пустой стакан означал меру, а стакан, наполовину полный вина, означал умеренность.

Ученый натюрморт

Ученый натюрморт считается вариантом поджанра vanitas. На картинке можно найти такие предметы, как глобус, карты, книги. Поджанр зародился в Лейденском университете. Часто используются спецэффекты, вызывающие оптическую иллюзию.

Но такие картины постепенно сформировали самостоятельное направление, в котором используются «трюки».

Рисование

Как и ванитас, ученый натюрморт требует от зрителя умения мыслить абстрактно, а также знания Библии. Все вышеперечисленные элементы являются символами науки. Кисти и краски естественным образом символизируют живопись или поэзию. Музыкальная труба и валторна являются глашатаями.

Охотничий натюрморт

Среди зажиточной буржуазии охота была излюбленным и чрезвычайно модным занятием. Из способа добывания пищи он уже превратился в досуг, поэтому считалось, что богатый аристократ просто обязан хвастаться своими трофеями.

Альтернативой настоящим трофеям были картины с изображением мертвой дичи, а также живых животных. Сочетание зелени парков и лесов с цветом шести зверей или оперением птиц, реализованных в ярких и теплых тонах, делало образ необычайно выразительным. Такие натюрморты ставили в кабинетах и ​​жилых комнатах. Наиболее видными мастерами, работающими в этом жанре, являются Мельхиор де Хондекутер и Ян Баптист Веникс.

Винный натюрморт

Тайные смыслы, заложенные в натюрмортах с изображением винограда и вина, тесно переплетаются с библейскими сюжетами. Картины кажутся на первый взгляд самыми обычными, но вино почти всегда символизирует кровь Христа, а хлеб – его плоть. Часто к фруктам добавляют натюрморты с вином. Клубника символизирует рай, а вишня символизирует страсти Христовы.

Пролитое вино относится к крови, пролитой за спасение человека. Если присутствует лобстер, зритель должен понимать это как акцент на воскресении Христа. Искусствоведы могут интерпретировать натюрморт по-разному. В современной живописи вино ассоциируется с великолепием и весельем жизни.

Восточный натюрморт

Восточный натюрморт функционировал и функционирует как отдельный поджанр. Его легко узнать по стилю композиции, а также по цветовой гамме. Ключевые элементы натюрморта – кувшины и кальян.

Декоративная тарелка с натюрмортом

Картины дополняются коврами с характерными вышивками, мехами и кинжалами ручной работы. Такие натюрморты передают быт и особенности религиозной культуры стран Индокитая и Востока.

Гирлянда

Венок — разновидность цветочного поджанра. Он закручивается вокруг центрального изображения. Такому венку художники также придают сакральный смысл. Во многих культурах змея считалась символом мудрости и вечности.

В центре композиции можно разместить все что угодно, но всегда присутствовали белые лилии и колосья, как символ Девы Марии и Христа.

Картина рассказывает об их чистоте. Цветы, овощи и фрукты также могут указывать на время года (цветы — весну, виноград — осень, лимон — зиму). Венок обвивает портреты, часы, евхаристическую чашу, бокал вина.

Кухонный натюрморт

Кухонные натюрморты пришли к нам благодаря таким художникам, как Питер Аартсен и Йоахим Бёкелаер. Как цветочный натюрморт называют голландским, так и кухонный натюрморт считается голландским. Это где люди идут в фоновом режиме. В середине композиции может быть кухонная утварь, мясо, рыба, овощи.

Рисование

Слуги, повара, домохозяйки играют лишь эпизодические роли. По символизму поджанр ничем не отличается от натюрморта в общем смысле. Композиции просто насыщены символами. Например, стекло олицетворяет хрупкость, фарфор — чистоту, серебро — богатство, бутылка — грех пьянства, осколки тарелок — смерть, нож — предательство.

Натюрморт с животными

К основоположникам этого поджанра смело можно отнести Отто Марсеуса ван Скрика и Матиаса Витоса, творивших в начале 18 века. Животные, насекомые или птицы представлены на картинах в произвольных композициях. Их можно выбирать или объединять в одно изображение произвольно.

Примечательно, что каждое животное наделено определенным человеческим качеством, благодаря чему зритель может увидеть подтекст в любом изображении.

Белка обладает трудолюбием, заяц — прекрасным слухом и страхом, попугай — красноречием, рак или рак — мудростью.

Натюрморт в современном искусстве

В начале 20 века натюрморт как отдельный жанр в искусстве переживает свой очередной расцвет. Предметом трансформации стали языки цвета, а также принципы построения композиции изображения. В какой-то мере натюрморт становится жанром художественного эксперимента.

Керамическая тарелка

Следует отметить, что каждое новое художественное направление вносило в натюрморт изменения и особенности.

Жанр служил и служит основой для демонстрации избранного стиля зрителю. Картины с изображением цветов или фруктов стали настоящей визитной карточкой многих известных художников. Еще Пабло Пикассо использовал натюрморты в стиле кубизма, сюрреализма и постимпрессионизма. Естественно, одни и те же предметы в разных стилях интерпретировались по-разному.

Сальвадор Дали, Рене Магритт и Джорджио Моранди, известные сюрреалисты, использовали натюрморты при написании реалий фантастических миров. В современном мире большое влияние на развитие жанра оказала реклама. Стремление привлечь внимание покупателей идеализирует объекты. В настоящее время наблюдается высокий спрос на художников, занимающихся продвижением и рекламой товаров. Хотя мир знает несколько колоритных примеров (Энди Уорхол и Джеймс Розенквист), то натюрморт позволял высмеивать безрассудный потребительский ажиотаж.

В середине прошлого века натюрморт стал объемным. Так появились инсталляции, то есть пространственные композиции. Но современный тренд – натюрморты на керамике. Посуда и искусство всегда были тесно связаны. Но если раньше художники расписывали кухонную утварь, то сегодня каждый мастер-гончар хочет пополнить свою коллекцию расписными панно или декоративными тарелками, украшенными натюрмортом.

Вполне естественно, что еда чаще всего изображается на декоративных тарелках. Но от этого стереотипа вскоре отказались, вспомнив, что сегодня керамические тарелки служат скорее украшением, чем имеют практическое применение. Почти любой поджанр можно воплотить в жизнь, если того пожелает гончар.

Важно, что эта работа под силу только тем мастерам, которые работают с глиной и специальными красками.

Процедура оформления усложняется тем, что в процессе обжига изделия из глины цвета меняют свои оттенки, поэтому художник должен заранее угадать, какие пигменты будут использованы.

Особенности этого жанра ИЗО

Декоративный натюрморт предполагает творческий переход от натуры к композиции, воплощенной с использованием разных материалов. Благодаря правильному подбору цвета и ритма можно сочетать разные предметы, чувствовать и передавать их взаимосвязь. Картины в этом жанре предполагают смелый подход – создание ощущения элегантности.

Самое главное в декоративном натюрморте – гармония красок. Художники обычно используют не более трех цветов, что позволяет получить множество производных оттенков. Этот вид искусства допускает использование различных орнаментов и узоров.

Еще один важный момент, который следует учитывать при написании декоративного натюрморта, — фактура. Изображение может быть выполнено как на ткани (холодный батик), так и на бумаге. В работе часто используются натуральные материалы и пластилин (пластилиновая краска). То есть в декоративном натюрморте предметы меняют свои свойства — цвет, форму и перспективу, что неосуществимо при создании настоящего натюрморта.

Странно, что натюрморту можно придать любое настроение. С помощью простых приемов передаются такие эмоции, как ненависть, жадность, обожание, ярость и восхищение. Например, легко сделать картинку грустной, если добавить изображение висящего цветка.

Натюрморт с декоративной композицией

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector