Народные промыслы России с названиями: изделия мастеров

Поделки
Содержание
  1. Виды народного промысла
  2. Мозаика из минералов.
  3. Уральские горки.
  4. Палех
  5. Хохлома
  6. Материалы для творчества
  7. Снежный фон и синие узоры. Гжель
  8. Глиняные изделия и хохломская роспись
  9. Финифть
  10. Русские ремёсла
  11. Основные ремесла русского народного промысла:
  12. Дымковская игрушка
  13. Гжельская майолика
  14. Оренбургский платок
  15. Палехские и другие миниатюры
  16. Новые народные промыслы
  17. Роспись ёлочных игрушек
  18. Фабрика «Ариэль»
  19. Народные промыслы России — изучаем вместе с родителями
  20. Изучение народных промыслов в детском саду
  21. Искусство города Городца
  22. Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
  23. Тульский самовар — символ России.
  24. Русские ремесла, ставшие промыслами
  25. Дымковская игрушка
  26. Филимоновская игрушка
  27. Абрамцево-Кудринская резьба
  28. Вятские кружева
  29. Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись
  30. «Здесь живут подносами». Жостовская роспись
  31. 10 популярных видов народного искусства
  32. Современная камея и инталия.
  33. Три мира узоров. Мезенская роспись
  34. Гжель

Виды народного промысла

На протяжении всей истории люди были в тесной связи с окружающей природой. Он давал одежду и пищу, определял ритм жизни, смену дня и ночи. Один человек наблюдал за своим окружением и передавал эти наблюдения в своей работе.

Леса и горы, озера и луга вдохновляли. Человек попытался передать в свои произведения гармонию окружающего мира, добавить к ним те цвета и формы, которые он видел в природе. Есть много видов народных промыслов. Среди них наиболее популярны:

  • рисование;
  • тканевые изделия;
  • изготовление игрушек;
  • металлические изделия;
  • провод.

Но чем бы ни занимались ремесленники, работали ли они по дереву или ткали ковры, им удавалось создавать предметы сказочной красоты.

Мастера тонко чувствовали материал, с которым работали, будь то дерево или глина, кожа или кость, мех или тончайшие нити, вплетенные в ажурное кружево. В руках талантливых мастеров рождались настоящие шедевры: изящные, оригинальные, с определенными оттенками, орнаментами, с особым почерком и атмосферой.

Лучшие работы русских мастеров собраны в Москве во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. На выставке представлены уникальные изделия, созданные мастерами в разных уголках России: от жаркого юга до крайнего холодного севера.

Мебель, инструменты, одежда, игрушки — все, над чем работали русские народные мастера, говорило об их любви к земле, на которой они живут. У авторов было тонкое чувство прекрасного, поэтому самые обычные предметы домашнего обихода становились произведениями искусства в руках художников.

Красоту форм добавляли орнаменты, изображения растений и животных, сцены из жизни людей. Мастера переносили в свои работы впечатления от окружающего мира, причем неважно, из какого материала изготовлены художественные изделия. Они могли быть коваными, тканы, вырезаны или раскрашены.

Из гибкой бересты в умелых руках получилась красивая, прочная и доступная посуда. Пластическая глина после кропотливой работы, состоящей из ряда фаз, превратилась в прочную, но хрупкую керамику. Он был украшен различными элементами.

Мастера старались украсить свой дом различными предметами, а вещи становились настоящими помощниками в доме. Их можно было использовать ежедневно для выполнения домашних заданий.

Мозаика из минералов.

Уральские горки.

Существует большое количество разнообразных камней, которые используются в украшениях. Об их разнообразии и неповторимой красоте драгоценных камней можно узнать на примере Уральской горки. Куча драгоценных камней — это не просто коллекция минералов. Если взять эти самые камни и сложить их в кучу, получится хаос, красивый, но хаос, а здесь — гармония и игра света и цвета. Человек, который его создает, должен хорошо чувствовать камень, уметь создавать из него красоту, которая притягивает и радует глаз, доставляет истинное удовольствие.

Слайды из полудрагоценных камней — настоящий русский продукт, а точнее уральский. Как искусство они появились в 18 веке на Урале и тогда пользовались большим спросом у дворян и зажиточных купцов. Сегодня эти традиции продолжают современные мастера, и их работы пользуются большой популярностью. На конусообразной основе с помощью цемента закреплены образцы цветных полудрагоценных и драгоценных камней, присутствующих в природе. Камни монтируются в виде монокристаллов, агрегатов кристаллов или друзов, огранки. В какой-то степени этот метод имитирует естественные условия залегания камня. Горки предназначены для музеев, выставок, минералогических кабинетов.

Палех

народные-промслы

Палех, как и многие другие народные промыслы, возник на традициях иконописных школ. Чуть менее 100 лет назад лакированные шкатулки Палеха стали открытием Венецианского художественного вернисажа. Через год на Всемирной выставке в Париже эта же картина получила золотую медаль.

В основном мастера Палеха писали картины деревенской жизни и использовали сказочные мотивы. Их расписывали гуашью, красками, разбавленными столовым уксусом или квасом. Также использовались самодельные кисти, собранные вручную. Потому что почти идеальные белки больше не соответствуют стандартам.

Тонкое письмо, плавные плавные линии, сдержанная цветовая гамма — все это характеристика палехской миниатюры. И главное, что поражает в ней, — это свет, связанный с прообразом Божьей благодати.

Примеры росписи Палеха представлены в этом видео:

Хохлома

Русское народное ремесло Хохлома ведет свою историю с 17 века. Возник он в селе Хохлома, которое находилось на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии. Село славилось тем, что на его территории располагалось множество монастырей старообрядцев. Например, пародии Шарпанского и Оленевского. В монастырях были мастерские, где занимались изготовлением деревянной посуды. Это блюдо позже было расписано. Хохломские мастера использовали для этого яркие, сочные цвета — черный, красный, золотистый, иногда зеленый. Золотистый цвет получился интересным способом:

  1. Порошок серебряного олова помещается на посуду.
  2. раскрашено.
  3. Три-четыре раза их обрабатывают в духовке.

Это создает этот неповторимый золотистый оттенок.

Материалы для творчества

Природа была главным источником вдохновения мастеров. Воплощая в своих произведениях образ окружающего мира, авторы старались буквально ничего не копировать. Этот репортаж читается подробно и хитирует даже в народном костюме.

Самобытный элемент культуры создавался в процессе творчества с учетом национальных народных традиций. С течением веков одежда менялась, но характерные для русской одежды элементы кроя, орнамента, некоторые материалы и украшения сохранились до наших дней.

К характерным чертам костюма еков XVII-XIX веков можно отнести прямой и вытянутый силуэт по направлению к низу изделия и рукавам. Мастера использовали домашний текстиль, а позже фабричные ткани, отделывали платье вышивкой, кружевом, шитьем, мехом, тканями другого оттенка, благодаря чему человек мог выразить определенные чувства. Не зря говорят, что цвет — это язык народа. Основные цвета в популярной одежде — красный и белый.

Что бы ни делали народные мастера, они делали это изобретательно и с любовью. Объекты, в которые вложено много труда, всю жизнь окружали человека.

История русских игрушек связана с народным творчеством и фольклором. Основными материалами для его изготовления были дерево и глина. Считалось, что игрушка способна защитить ребенка от болезней, привлечь болезнь к себе. Было, например, поверье, что, свистнув в глиняный свисток и сказав: «Пусть ущерб достанется тому, кто его послал», — человек выздоровеет.

Любая популярная игрушка несла определенные символы. Защищал, развлекал, помогал ребенку познавать мир. Ему всегда хотелось взять в руки не только детей, ведь каждый такой красочный предмет согревал теплом человеческих рук, дарил любовь и красоту.

Глиняные свистульки всегда считались одними из древнейших материалов. Где бы ни находились заповедники, ремесленники изготавливали чаши, кувшины и другие предметы, необходимые в быту.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с 14 века. Местные мастера использовали его для создания «тары для фармацевтических нужд», посуды и игрушек для детей. В начале 19 века в Гжельской волости появились фабрики по производству фарфора. Первый бизнес здесь был основан в 1810 году купцом Павлом Куличковым. Сначала роспись фарфоровых тарелок была красочной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубую голландскую плитку и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре голубые узоры на заснеженном фоне стали отличительной чертой живописи Гжели.

Чтобы проверить качество фарфора, перед покраской изделие окунули в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор был окрашен в сплошной розовый цвет, на нем были видны трещины. Мастера расписали кобальтовой краской — перед съемкой выглядит черной. Используя особые техники, работая только кистью и красками, художники создали более 20 оттенков синего.

Сюжеты Гжели — это пышные розы (здесь их называли «орлами»), зимние пейзажи, сюжеты из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, сельчане празднуют карнавал… После того, как рисунок был нарисован, тарелки были покрыты глазурью и обожжены. Розовые изделия с черным узором приобрели свой традиционный вид.

Глиняные изделия и хохломская роспись

На Кубани гончары создавали посуду, которую в этих краях называли глечик или макитра. Сегодня ремесленники, как бабушки и дедушки, прабабушки и дедушки, работают с глиной.

Продукция современных мастеров всегда востребована. Сегодня это уже не музейные экспонаты. Желающих приобрести тот или иной глиняный шедевр — предмет обихода или игрушку — очень много.

Прикоснувшись к керамике, человек имеет возможность окунуться в глубину веков и ощутить в руках древний материал, рассмотреть богатство орнамента. Лепку из глины можно делать в любом возрасте, этот процесс очень нравится детям. Для них это особенно полезно, ведь во время работы развиваются моторика, воображение и пространственное мышление.

Молодому учителю нужны точность и настойчивость. На влажном изделии обычно делают различные надрезы, загибы, наносят определенный узор. Это возможность выразить свои чувства и настроение. Здесь все зависит от авторской фантазии.

Народные промыслы развивались и развивались веками. У каждой профессии были свои особенности, свои секреты и свой язык. Несколько веков назад хохломская роспись появилась на земле Нижнего Новгорода. Хохлому часто называют золотой.

Хохломские мастера использовали в своих работах яркие цвета — черный, красный, золотистый, иногда зеленый. Золотого эффекта мастера добиваются интересным способом:

  1. Деревянные тарелки натирают алюминиевой пудрой.
  2. После покраски покрывается специальной олифой.
  3. Их обрабатывают в духовке три-четыре раза. За счет застывания продукт приобретает медовый оттенок.

Хохломская живопись — яркое национальное явление. Это народное искусство невозможно спутать ни с каким другим. Чаще всего в Хохломе можно увидеть растительный орнамент — фигурные ветки с ягодными гроздьями, напоминающие гибкую лиану.

Колорит росписи своим происхождением обязан древнерусской декоративной культуре XVII века. В эту эпоху такие же цветовые сочетания встречаются в иконах и фресках, в росписи церковной утвари. Узоры из трав с особыми волнообразными ритмами можно увидеть на гравюрах и росписях храмов того времени, на рельефных рамах икон и в позолоченной резьбе иконостасов. Фрески с растительными мотивами украшали церкви различных городов России, в том числе Нижнего Новгорода.

Финифть

Так называется русская ювелирная техника, заимствованная из византийских традиций. Изначально эмалевые вставки писали специально для церковных инструментов и икон. Но затем к списку артефактов добавились шкатулки и панно, украшения и статуэтки.

народные-промслы

Растительный орнамент и пейзажи стали традиционными видами эмали. Первые украшали украшения, вторые — шкатулки и панно. Технология создания глазури напоминает роспись по фарфору: изображение наносится на тонкую выпуклую металлическую пластину огнеупорными эмалевыми красками. Эмаль наносится в три слоя и это очень сложный, очень деликатный процесс.

Русские ремёсла

русские ремесла

Народные мотивы в ремеслах — это не только традиция, но и украшение повседневной жизни. Некоторые русские поделки известны всем, матрешки — это деревянные куклы определенной формы, разных размеров, но есть и другие: шерстяные шали (ими славится Оренбург с XVIII века), тульские пряники (покрытые глазурью и с начинкой из варенья или сгущенки) и самовар П.Н. Фомина, известный с 1870 года (все слышали поговорку о поездке «в Тулу на собственном самоваре», плавку каслинских чугунных статуэток (изготовлены в г. Касли, г. Челябинская область).

Основные ремесла русского народного промысла:

  • Пиццо Вологда
  • Павлопосадские шали
  • Пушистая оренбургская шаль
  • Русская матрешка
  • Гусевский кристалл
  • Тульский самовар
  • Пряники тульские
  • Кастинг Касли
  • Малахит Уральский
  • Абрамцево-Кудринская резьба
  • Скопинская керамика

Русская культура богата не только поэтами, писателями и композиторами, но и особыми народными промыслами, известными как в России, так и за рубежом. Очень важно, чтобы все они не только существовали, но и оставались популярными в наши дни.

 

Дымковская игрушка

Народные промыслы России сложно представить без яркой дымковской игрушки. Он зародился в поселке Дымково, впоследствии вошедшем в состав Кирова. Делали игрушки всей семьей: кто-то добывал сырье, кто-то готовил смесь комковатой штукатурки, кому-то заказывали лепить фигурки, кому-то обжигать и, наконец, красить.

народные-промслы
С помощью Городецких игрушек воссоздан сюжет гуляний на площади

Пик развития рыболовства пришелся на начало 19 века. В год выпускалось около 100 тысяч изделий, поэтому они были востребованы. Есть записи, свидетельствующие о том, что в то время рыболовством занимались 59 местных семей.

Из игрушек можно составить сюжетную композицию, в которой героями будут индейка и дама, ягненок и лошадь. Это искусство, без преувеличения, досталось людям — даже маленькие дети в саду лепят фигурки в традициях дымковских игрушек.

Гжельская майолика

Во времена Петра Великого в России появились первые попытки организовать централизованное производство художественной керамики. Ввести его в эксплуатацию удалось только в середине 18 века.

Впервые в России в 1747 году в производстве тонкой майолики доминировал московский купец Афанасий Гребенщиков. Славу этой посуде принесли изделия из майолики голубоватой поверхности с традиционной синей краской. Форма тарелок напоминала аналогичные столовые приборы в стиле барокко. Гжельская майолика — один из ярчайших образцов русской художественной керамики.

Оренбургский платок

Прославленное песней, далеко не забытое ремесло появилось более двух с половиной веков назад в Оренбургской области. Заслуга в ее внешности не только среди рукодельниц, но и среди серьезных ученых. Поэтому Петр Рычков опубликовал исследование по козьей шерсти и положил начало развитию пуховой торговли в регионе.

народные-промслы

В 1851 году на Лондонской международной выставке широкое признание получила оренбургская шаль. И уже в последние годы существования Российской империи шарфы достигли пика своего спроса: даже британцы стали производить аналогичные изделия с пометкой «Имитация для Оренбурга».

Палехские и другие миниатюры

Сложный орнамент в виде переплетенных между собой растений, перехваченных кольцами, напоминает страницы старинных религиозных книг. Такое народное искусство зародилось в небольшой деревне Семино, а в деревне Хохлома продавали ярко раскрашенные тарелки, что и дало название всему ремеслу.

В наше время особенно знаменит город Хохлома Семёнова. Отсюда хохломские произведения искусства распространяются по всему миру, прославляя русских мастеров, продолжающих древнее ремесло. Помимо хохломы в России есть и другие виды росписи:

  • Гжельская майолика;
  • Обвинская;
  • Гуслицкая;
  • Ракульская;
  • Онега;
  • Липецк;
  • Пиземская;
  • Петербург.

Ивановская область известна своим центром древнерусского искусства. Это Палех. Часто это название самой поделки, появившейся в старинной одноименной деревне. Первые упоминания о Палехе относятся к первой половине 17 века, но есть основания полагать, что деревня существовала до 15 века. Здесь создавали свои шедевры иконописцы.

Знания и секреты мастера передавались из поколения в поколение. В 18 веке искусство местных художников приобрело своеобразный стиль, который впоследствии получил название палехской письменности. Иконы, написанные ими, славились особой тонкостью исполнения и росписью темперой с использованием золота.

В начале 20 века художники освоили материал папье-маше, перенеся на него традиционную технологию росписи старинных русских икон. В палехской лаковой миниатюре форма изображения обусловлена. Композиция построена на черном фоне, на котором видны люди, животные, птицы. Определенные сюжеты и истории рождаются на разных изделиях: ящиках, ящиках для порошка, солонках.

Новые народные промыслы

Не все изделия ручной работы имеют богатую историю. Некоторые появились совсем недавно. Что это за сделки, узнаем дальше.

Роспись ёлочных игрушек

Роспись елки как рукоделие зародилась в девятнадцатом веке в деревне Данилово. Там же делали игрушки. Крестьяне делали это дома, дуя простыми горелками. Спрос на такие игрушки вырос, увеличилось количество мастеров-одиночек. Вскоре некоторые домовладельцы создали небольшие предприятия с наемными работниками. В Данилово работает фабрика елочных украшений
В Данилово работает фабрика елочных украшений «Морозок

Фабрика «Ариэль»

Старейшая фабрика России по производству новогодних игрушек — фабрика «Ариэль». Он расположен в Нижнем Новгороде. Несмотря на изменившуюся с годами моду, фабрика не отменяет традиций изготовления игрушек ручной работы. Рядом с фабрикой находится музей елочных игрушек и магазин. Новогодние игрушки также производятся на фабрике Ариэль
Новогодние игрушки также производятся на фабрике Ариэль

Народные промыслы России — изучаем вместе с родителями

Родители тоже могут внести огромный вклад в приобщение детей к народным промыслам. С ними они могут участвовать в различных популярных ярмарках и фестивалях, посещать выставки. Даже если родителям это совершенно не интересно, вы должны познакомить детей с прекрасным. Посещение подобных мероприятий в будущем обязательно ответит вам сторицей.

В домашних условиях вы также можете раскрасить раскраски, которые я рекомендовал выше. Есть очень интересные настольные игры, в которых нужно собирать картинки, на которых изображены популярные товары и игрушки, разделенные на пазлы. Вы можете сами распечатать такие же изображения на плотной бумаге и разрезать их на части.

туман

С помощью этой книги вы можете познакомить детей с народными промыслами: в ней рассказывается о вологодском кружеве, дымковской игрушке, гжельской керамике, обработке железа, дерева и текстиля. Убедитесь, что книга интересна как девочкам, так и мальчикам. Эта книга предназначена для средней школы. Важно не только познакомиться с народными промыслами в раннем детстве, но и в дальнейшем организовывать обучающие моменты для ваших детей.

Карта России, на которой изображены народные промыслы в городах, также поможет четко понять, в какой части нашей страны чем занимаются люди. Такая же карта есть в Лабиринте. Конечно, он больше подходит школьникам, которые уже изучают географию и умеют ориентироваться по карте.

Изучение народных промыслов в детском саду

Детям рекомендуется как можно скорее познакомиться с наследием русских народных промыслов. Дети очень быстро усваивают новую информацию, насыщаются интересными фактами, учатся любить народное творчество.

Как вариант, детей можно познакомить с разными поделками через презентацию. Также вы можете скачать полезный развивающий мультик для детей определенного возраста. Познакомиться с дымковскими и каргопольскими игрушками можно с помощью книжек-раскрасок на уроках рисования. В этой серии есть и другие интересные раскраски, например, Городецкая роспись или золотая Хохлома. Думаю, они вам очень пригодятся.

Подготовительная группа может познакомиться с народным творчеством через спектакли кукольного театра. Дети в этом возрасте уже могут разучивать роли, могут играть и показывать мини-представления. Для этого вы можете приобрести набор кукол с платками «Народные промыслы России». Конечно, кусается по цене, но самого высокого качества. Как вариант, вы можете попробовать сшить подобный набор самостоятельно, если у вас в детской есть швеи.

набор кукол с шарфом

Также можно сделать интересные поделки из глины или соломы. Как подготовить солому, чтобы из нее можно было делать красивые вещи, вы можете прочитать в сети. Ничего сложного, но придется немного повозиться.

Если брать легкие поделки, можно построить здесь такой домик или сложить рыбок из соломки. Это не громоздкий предмет, а просто настенный светильник. Для дошкольников это довольно сложная методика, поэтому можно взять что-нибудь другое. Вы можете познакомить своих учеников с поделками с этими карточками о народных промыслах в России, а затем спросить детей, что их больше всего интересует и что они хотели бы узнать лучше. Дети любят, когда им дают право выбора, поэтому занятия будут более продуктивными. Кстати, сейчас этих карточек нет в «Учмаге», но вы можете оставить заявку, чтобы узнать о приеме. Сами демонстрационные изображения находятся в Лабиринте.

поэзия

Вы также можете поискать интересные стихи на эту тему. А с помощью стихов познакомить детей с названиями народных промыслов. Вы можете прочитать один ниже. Если вы использовали другие техники и приемы на своих занятиях, обязательно поделитесь с нами в комментариях.

Искусство города Городца

Город Городец в Нижегородской области славится предметной росписью, где зародился еще один известный народный промысел — городецкая роспись. Это настоящие картинки, героев которых хочется лучше рассмотреть. Все изображения имеют определенный характер. Достаточно одного взгляда, чтобы уловить то настроение, которое хотел передать мастер.

В конце прошлого века городецкие мастера расписали этой росписью прялки, мебель, игрушки и коробки. Художники рисовали сцены городской и сельской жизни: чаепитие или вечеринки, посиделки или охоту. В погоне за большей декоративностью мастера придавали изображениям некую условность, мастер умел рисовать аккуратно и не прорисовывать отдельные детали, а старался раскрыть в каждом персонаже что-то особенное.

Многие дома в Городце украшены замысловатым орнаментом и выразительными изображениями. Эта традиция восходит к резьбе кораблей времен Петра Великого. Благодаря унылой объемной резьбе цветы и травы словно оживали вместе с необычными животными, в том числе сказочными львами.

Богатую фантазию мастеров можно увидеть на домах горожан. Красивые и изящно выполненные узоры изображали листья, виноградные лозы, ягоды. Все детали и символы были понятны мастеру. Они давали ощущение тепла и уюта, были знаками солнечной безопасности.

Продолжают развиваться декоративно-прикладное искусство. В эпоху технического прогресса предметы, созданные руками человека, приобретают особую ценность. Такая работа основана на знаниях и культуре своего народа, на понимании их опыта и души.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

История лаковой миниатюры Федоскино восходит к 18 веку. В 1795 году купец Петр Коробов основал фабрику в подмосковном селе Данилково (близ села Федоскино). Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, фабрика начала производить табакерки и коробочки.

Вскоре ассортимент расширился: появились ящики для мусора, булавки и чайные коробочки. Сначала их украшали печатными рисунками, гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. В процессе работы художники добавляли в краски металлическую пудру, чтобы цвета стали «яркими». Традиционные мотивы федоскинских миниатюр — русская тройка, пейзажи, сказки и сцены народной жизни: вечеринки, танцы, чаепитие.

На изысканные миниатюрные изделия давалась гарантия 100 лет: после высыхания папье-маше становилось тверже дерева, а яркие цвета не тускнели годами. Секрет был в том, что миниатюрная краска хранилась на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.

Тульский самовар — символ России.

Русские ремесла, ставшие промыслами

Иногда русское мастерство становилось профессией. Они возникли, когда в оборот были введены изделия народных промыслов. Он известен изготовлением глиняных игрушек, специальной резьбой по дереву, кружевом и т.д.

Дымковская игрушка

Рядом с городом Вятка был поселок Дымково, сейчас это один из районов города. Расписные керамические игрушки для детей появились в поселке Дымково в XIX веке. Залежи глины и песка в тех местах стали причиной изготовления мастерами глиняных кувшинов и горшков. Для развлечения детей были сделаны яркие и веселые игрушки. Только женщины или дети занимались лепкой и рисованием игрушек. Узор на дымковской игрушке всегда геометрический, состоит из кругов, полосок, ячеек. Помимо оригинальной росписи, игрушку отличает то, что она отделана золотом. Дымковская игрушка стала художественным промыслом
Дымковская игрушка стала художественным промыслом

Филимоновская игрушка

Производство Филимоновских игрушек зародилось на базе производства глиняной посуды, которое располагалось недалеко от села Филимоново. Эти игрушки представляют собой разнообразные свистульки. Отличительная особенность изделий — удлиненная форма изделий, что связано с особенностями местной глины. По сей день свистки расписывают только гусиным пером. Филимоновские козьи свистульки выделяются на фоне других поделок яркими красками
Филимоновские козьи свистульки выделяются на фоне других поделок яркими красками

Абрамцево-Кудринская резьба

Резьба, ставшая ремеслом, появилась в подмосковной усадьбе Абрамцево в XIX веке. Его имя — Абрамцево-Кудринская скульптура. Резчики учились и работали в столярной мастерской, где обучались живописи и рисунку. Таким образом, небольшая мастерская стала основой будущей профессии, отличающейся своеобразным стилем резьбы. Абрамцево-Кудринская резьба - еще одно ремесло, прославляющее Россию
Абрамцево-Кудринская резьба — еще одно ремесло, прославляющее Россию

Вятские кружева

Вятское кружево известно с 18 века. Во второй половине XIX века в Вятской губернии была организована земская кружевная школа. В тех местах долгие годы работала кружевная фабрика, но в начале 90-х ее закрыли. Кружевницы сохранили свое неповторимое мастерство, традиции и ремесленные технологии. Они радуются новинкам, присоединившись к артели или малому бизнесу. Вятское кружево
Вятское кружево

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись

 

Городецкая роспись известна со второй половины 19 века. В 1870 году иконописец Николай Огуречников приехал в Поволжье, в село Курцево Городецкой волости. Он учил местных мастеров рисовать красками и оживлять рисунок мазками белого цвета. Сначала художники рисовали низы — плоские доски, на которых сидели хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Дно, украшенное красочной резьбой и мотивами, также служило украшением интерьера.

Живопись Городца отличалась контрастностью ярких красок. Художники изображали черных коней с длинными шеями и стройными ногами, петухов с гордо поднятой головой и пушистым хвостом, рисовали сцены из купеческой жизни: семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательным элементом расписного городецкого изделия являются объемные букеты и гирлянды из роз, ромашек, купавок.

Ложки и шкатулки, сундуки и корзины, мебель и ставни были украшены красочным орнаментом. Кроме того, мастера изготавливали из щепы и расписывали детские игрушки: кукол, лошадок-качалок и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяек: прялки, веретена, утюги. Особой популярностью пользовалась катание на инвалидных колясках. Деревянные лошади прикрепляли к расписным нартам, кучеры садились на повозку. Мастера не использовали в своей работе клей и гвозди: они корректировали детали, которые иногда превышали тридцать, с максимальной точностью. «Чтобы сделать носилки, нужно знать демонов», — сказали Городцу.

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

 

Роспись по металлу зародилась в подмосковном селе Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лаковую мастерскую». Внутри были изготовлены и расписаны табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил дело отца, но заменил папье-маше изделиями из металла. В 1830-х годах в селе были построены новые фабрики декоративной росписи, где художники украшали подносы букетами цветов. Модные вещи быстро завоевали популярность.

Основным мотивом жостовской росписи был букет цветов на черном фоне. Традиционно мастера делали четыре вида дизайнов: «Букет в сборе», «Букет в рулоне», «Гирлянда» и «Ветка из угла». В центре изделия художники обычно помещали крупные яркие растения. Тень и мелкие цветы по краям изображения создавали иллюзию объема. Чтобы дизайн сиял изнутри, мастера добавляли в краски металлическую пудру, сусальное золото или перламутровые вставки.

«Они живут здесь с подносами, думают о них и говорят только о них», — говорили они о Жостово. В селе все напоминает народные промыслы — даже вместо адресных бирок используют расписные подносы с номерами домов. Мастера также указали направление для села.

10 популярных видов народного искусства

А теперь давайте подробнее рассмотрим те виды народных промыслов, с которыми мы можем познакомить детей.

Дымковская игрушка возникла в Кировской области. Она вылеплена из глины и после высыхания обожжена в духовке. Впоследствии игрушку расписывают вручную, и мотивы никогда не повторяются.

Жостовская роспись зародилась в 19 веке на территории, где сейчас расположен Мытищинский район. В те ранние годы были известны братья Вишняковы, расписывавшие шкатулки, подносы, чайники и многое другое.

Хохлому знают все, даже далекие от искусства. Он родился под Нижним Новгородом в 17 веке и отличается необычайной красотой. Краской «Хохлома» окрашивают деревянную мебель и посуду.

хохломская роспись

Городецкая роспись появилась примерно в середине 19 века. Применяется для росписи мебели, дверей, ставен и чаще всего изображает отдельные орнаменты, а также лошадей, петухов и цветы.

Палехская миниатюра уникальна тем, что оригинально выполнена на папье-маше. Потом уже переносится на продукты, чаще всего в шкатулки. В основном он состоит из коричнево-оранжевых и голубовато-зеленых оттенков.

палехская миниатюра

Гжель получила распространение с середины 17 века. В подмосковных деревнях добывали глину, фарфор, фаянс и полуфаянс, а затем раскрашивали красивой синей краской.

Вологодское кружево изготавливается с помощью деревянных палочек — коклюшек. В этом случае получается плотная сплошная гладкая текстура одинаковой ширины.

Оренбургские пушистые шали изготовлены из чистейшего козьего пуха, с красивым кружевным узором, очень нежные и изящные. Также они отличаются высокой практичностью и необычайной теплотой.

Филигрань — это оригинальный способ обработки металла различными узорами — от плетения до глажки золотыми или серебряными нитками.

коробка

Матрешка — настоящий символ русского народа. Русское народное платье, платок, красивые орнаменты и узоры никого не оставят равнодушным. Это один из лучших способов познакомить детей с народным творчеством через игрушки.

платок и платье

Современная камея и инталия.

Три мира узоров. Мезенская роспись

 

Живопись Мезени появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень в Архангельской губернии. Древнейшее изделие с мезенскими мотивами — расписная прялка — датируется 1815 годом. Местные жители украшали ящики, туэсы (круглые ящики из бересты) и тарелки: ковши, миски, бочки, тарелки. К началу ХХ века село Палащель стало центром мезенской росписи по дереву.

Готовые блюда мезенские мастера расписывали охрой на чистом, незагрунтованном дереве с помощью специальной деревянной палочки — тисков. Пером тетерева или тетерева рисовали черным мазком, затем кистью наносили красный и черный узоры. Мастер разделил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Он обозначил их границы прямой линией, расположил модели в строгом порядке. Основными элементами картины были животные и птицы: лошадь, олень и утка. Узоры обрамлены геометрическим орнаментом в виде прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.

По традиции росписью Мезени занимались только мужчины, мастерство мастера передавалось по наследству. Сначала начинающего художника познакомили с символами и их сочетаниями в узоре, научили размечать изделие и рисовать контуры. Перед тем, как рисовать украшения, будущие мастера долгое время тренировались: писали палочки и линии.

Гжель

Гжель относится к изделиям из керамики. Керамика и фарфор производятся в одноименном городе с 17 века. Этот город также считался центром жизни старообрядцев, но расцвет Гжели, как одного из самых известных народных промыслов в России, пришелся на существование «Товарищества по производству изделий из фарфора и майолики» М.С. Кузнецова. «в конце 19 — начале 20 века. Основными цветами Гжели были белый и синий, но частные мастера позволили себе некоторые вольности. Например, они могли добавить золото. Классиками гжельской живописи стали известные художники:

  • Азаров,
  • Денисов,
  • Неплюева,
  • Федоровская,
  • Олейников,
  • Царегородцев,
  • Подгорная,
  • Гаранин,
  • Симонов.

Их работы известны во всем мире.

Читайте также: Набор инструментов для резьбы по дереву: названия и виды

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector