История лепки из глины: гончарное ремесло на Руси

Поделки

История гончарного дела

До недавнего времени историки относили происхождение ремесла к временам десяти тысяч лет назад. И вот относительно недавнее открытие археологов опровергло это представление о древности керамики: в Хорватии были обнаружены фигурки животных, возраст которых составляет не менее 17,5 тысяч лет!

Первая сожженная ваза относится к эпохе мезолита. Хотя, что интересно, мастера изначально использовали глину не как податливый материал для посуды, а как натуральное «тесто» для лепки фигурок и фигурок животных. Скорее всего, они носили ритуальный характер, относились к тотемам и амулетам.

Гончарный круг, как полноценный инструмент для обработки глины, упоминается в Ветхом Завете. Но это не значит, что он не мог появиться задолго до описанных в книге времен. Известно лишь, что какое-то время человек мог полагаться только на ручной труд, но уже тогда он понимал, что глина способна на многое.

Гончарное ремесло в мире

гончарное Ремесло
Глазурованная посуда. Древний Китай IX — вв. До н.э.

Глина распространена повсеместно, а это значит, что в разных уголках земли человек превратился в природный материал с богатыми возможностями. Пластиковая субстанция в руках мастера обрела форму и, прежде всего, приобрела смысл. Но в каждой части мира есть своя история керамики.

Например, в Китае ремесла появились как минимум в 2000 году до нашей эры — примеры этого в виде удивительной керамики и фарфора из Китайской империи говорят сами за себя. Есть сведения о том, как в древности утвердилось гончарное производство: мастера использовали простую железистую глину, которая превращалась в изящные амфоры и вазы.

На протяжении веков искусство керамики развивалось и совершенствовалось, оно не сдавало своих позиций. В средние века керамику заменили изделиями из серебра, золота и олова. Конкуренцией глины оказался металл, но из него продолжали активно изготавливать керамические вензеля, изразцы, фамильные гербы — речь, конечно же, о дворянстве. Обычные люди не могли себе этого позволить, а потому о полном отказе от керамики говорить не приходится.

Гончарное ремесло на Руси

гончарное Ремесло
Древнерусская керамика с. Сорокино.

На этих территориях гончарное дело развито с доисторических времен. И теперь при раскопках археологи обнаруживают артефакты, которые много говорят о жизни и уровне развития людей разных эпох. Самыми интересными примерами являются керамические изделия, изготовленные до появления токарного станка. Когда люди научились делать изделия из глины на специальном кружке, поделки превратились в ремесло и стали процветать.

Появились керамические мастерские, где каждый хозяин ставил на изделие свой бренд. Форма, размеры, технические приемы приготовления — все это инструменты большого рынка, которые в то время считались керамическими.

В IX веке Россия не знала гончарного круга: изготовлением гончарных изделий ручной работы занимались в основном женщины.

Что касается цифр, то даже в 9 веке на Руси не знали токарного станка: обработкой керамических изделий ручной работы занимались в основном женщины. Чистая глина сочеталась с песком, мелкими ракушками, частицами кварца и гранитом. В конце 9 века на юге страны появился гончарный круг — прогресс связан с переселением сюда славянских племен. Именно технический прорыв привел к появлению такой профессии — гончара. Начали расти магазины там, где уже работали мужчины: таким образом, это стало исключительно женским занятием, преимущественно мужским.

Так гончарное ремесло в России должно было пережить спад: татаро-монгольское иго перевернуло историю древнерусского государства, гончарное производство прекратилось. Орудия стали грубее, исключительные работы гончаров уничтожены. И только после освобождения от нападавших посуда потихоньку стала оживать. С переменным успехом она дошла до наших дней и в век информационных высоких технических навыков славяне стали открывать все больше и больше семейных гончарных мастерских, и их работы (не без помощи социальных сетей) быстро и ловко рассыпались по сотни тысяч адресов. Древний промысел нашел себя в 21 веке.

Это видео познакомит вас с историей развития керамики.

Вращение и маховик

Рабочий диск гончарного круга представлял собой одновременно планшайбу и маховик, вращающийся механизм. Маховик, который вращается под действием внешней силы (например, силы гончара), накапливает энергию за счет ускорения и затем расходует ее на поддержание вращения: колесо вращается по инерции, то есть с сохранением полученной скорости. Чем тяжелее маховик, тем дольше он будет вращаться. Вращающееся колесо на конце шпинделя также является миниатюрным маховиком.

Маховик — это огромное вращающееся колесо, используемое для хранения энергии.

Инерция — это свойство тела сохранять скорость (или неподвижность), если на него не действуют другие тела.

Разнообразие керамических изделий

Первые элементы с использованием кулинарии выполнялись несколькими способами:

  • слепо;
  • лента;
  • спираль — веревка.

Когда люди научились делать изделия из глины. История его применения
Ленточный методКогда люди научились делать изделия из глины. История его применения
Метод формованияКогда люди научились делать изделия из глины. История его применения
Спирально-канатный метод

Метод лепки не требует особых знаний и навыков, он самый простой из всех указанных видов. Его чаще всего используют при изготовлении различных объемных предметов.

Метод резьбы по ленте используется, например, для изготовления кухонной утвари.

Метод спирального каната основан на особом расположении слоев. С помощью жгутов можно сделать, например, вазу с цветами.

Около 4 тысяч лет до нашей эры людям удалось овладеть искусством украшения глиняных предметов различными орнаментами, придавая им магический смысл и наделяя их таинственной силой. Самыми популярными дизайнами были типичные геометрические узоры с круговыми и спиральными элементами. Часто на изображениях появлялись луна и солнце, молнии, растения и так далее. Именно таким моделям приписывалось тайное значение. Этот вид искусства чаще всего наблюдался в странах Центральной Азии, а также на Ближнем Востоке и в Средиземноморье.

Репрезентативными предметами того времени считаются всевозможные тонкогорлые кувшины, двойные сосуды, похожие на современные бинокли, все они изначально украшались орнаментом трех цветов: красного, белого и черного. Именно в эти годы керамика приобретает художественную ценность, становясь настоящими предметами искусства.

В конце четвертого тысячелетия — начале третьего тысячелетия до нашей эры появился гончарный круг. Это был настоящий прорыв в искусстве глины, потому что с его изобретением производительность труда увеличилась в несколько раз.

Керамика – обновленное состояние глины

Первые глиняные изделия были хрупкими и использовались только для зерна, круп и сыпучих материалов. Производство таких вещей потребовало модернизации, направленной на повышение их прочности и долговечности при сохранении их красоты и эстетики.

Спустя некоторое время человек случайно обнаружил, что глина под воздействием тепла становится похожей на каменные изделия. Именно этой силы ей не хватало. Так начался новый этап в развитии искусства из глины, включая обжиг готовых предметов. Это в корне изменило технологию производства и дало возможность изготавливать не только изделия для дома, но и использовать глину в дизайне домов.

Изделия из глины, обожженные при высоких температурах, получили название керамики. В настоящее время этим термином обозначаются все глиняные предметы. С наступлением этого периода глиняные вещи стали не только красивыми, но и практичными.

Виды изделий из глины

Глина — это душа керамики. Природный побочный продукт образуется при разрушении горных пород атмосферными агентами. При смешивании с водой глина становится невероятно пластичной массой. Керамика относится к материалам и изделиям, созданным путем формования и обжига глины. Вся керамика вообще делится на пористую и плотную.

Плотные

У них коэффициент водопоглощения менее 5%. Яркими примерами плотной керамики являются напольная плитка и дорожный кирпич. Отрасль здравоохранения может быть представлена ​​как плотными, так и пористыми изделиями. Плотность керамики определяет степень спекания.

Пористые

Впитать более 5% воды. К ним относятся глиняные кирпичи, полые стеновые камни, черепица и облицовочная черепица. Разница между изделиями определяет структуру фрагмента. Керамический фрагмент — это материал, из которого изготовлена ​​керамика после обжига.

Материалы гончарного ремесла

Глина состоит из очень мелких кристаллов, которые образуют каолинит, глинообразующий материал. В гончарном деле используется несколько видов глины.

Для изготовления изделий из глины используются:

  • натуральная красная глина;
  • белый и цветной;
  • майолика;
  • пористая керамическая масса;
  • керамическая масса камня;
  • глина для фарфора и тд

Каждый вид природного материала отличается от другого: например, из белой глины делают изделия, которые после обжига приобретают цвет слоновой кости. Знаменитые терракотовые блюда готовятся из майолики. Керамогранит не пористый, после обжига изделие приобретает характерную прозрачность и изящество.

керамическая-глазурь

Особого упоминания заслуживает керамическая глазурь, без которой сегодня невозможно представить искусство керамики. Глазурь — это тонкое стеклообразное покрытие, которое наносится на изделие из глины. Керамическая глазурь бывает непрозрачной и прозрачной, глянцевой и непрозрачной, цветной и бесцветной. Эмалирование — это процесс, при котором объект погружается в эмалевый шликер. Второй вариант — полить объект эмалевым составом. Также часто используется метод распыления. Прозрачную глазурь можно сделать и в домашней мастерской, хотя сегодня мало кто делает это вручную.

Инструменты для работы с глиной

Моделирование из глины — это процесс, который требует ручной обработки. Некоторые инструменты покажутся неудобными, и вы будете искать подходящую альтернативу. У каждого мастера свой инструмент: чувствительный и перекликающийся с его стилем работы.

Список инструментов для начинающего керамиста выглядит так:

  • Веревка. Именно этим вы будете вырезать на токарном станке готовое изделие. Это очень тонкая леска или нитка, оба конца закреплены на деревянных ручках (в целях безопасности работы). Металлические канаты быстро портятся, поэтому большинство мастеров предпочитают работать с леской.
  • Сдвиг. Так называется небольшая вращающаяся металлическая подставка, без которой художник-керамист редко обходится. Турнетт организует медленное вращение вокруг собственной оси, благодаря чему мастер создает идеальную однородность линии.
  • Куча. Это очень общий термин, поскольку он относится к широкому спектру инструментов для украшения и придания формы керамике. Это груды дерева, груды ножей, скульптурные груды и, наконец, груды пластика (нужно с чего-то начинать). Верхний ворс представляет собой керамическое кольцо, из него выдолбили пластилин и обрезали края изделия.
  • Штампы, принты, фактурные гребни. С помощью этих инструментов создается рельеф и текстура еще необработанного продукта, с их помощью наносятся симметричные полосы.
  • Керамические компасы. Это измеритель, который позволяет сравнивать линейные размеры деталей и размеры, полученные с помощью масштабной линейки, калибровочных и калибровочных измерений.
  • Подручные средства. Условное название для всевозможных вспомогательных принадлежностей: скалок, губок, фрагментов текстиля (обрезков), листов дерева и гипса.

Настоящий гончар не может работать без токарного станка. Когда предки начали делать изделия из глины, этого не было, и вы, как новичок, можете пойти по тому же пути. Но практически все приходят к выводу, что без гончарного круга развиваться невозможно. Он формирует пластины и другие изделия, используя инерцию вращения. Это придает изделиям желаемую форму и, прежде всего, увеличивает производительность труда.

Как ноги освободили руки

Чтобы лепить обеими руками, мастеру понадобился помощник для вращения токарного станка. Двумя руками гончары умели изготавливать тонкостенные (до 3 мм) вазы сложной формы. Тогда им пришла в голову идея вращать токарный станок ногами. Идея была подсказана принципом колес телеги: два колеса были размещены на вертикальной оси, и так появился гончарный круг, который заменил помощника гончара.

Поттер за гончарным кругом
Поттер за гончарным кругом

Нижний диск служил маховиком, вращался на оси, вкопанной в землю или установленной на треноге. Еще одна ось маховика жестко соединялась с верхним диском — лобовым листом. Вращая маховик ногами, мастер развернул прикрепленную к нему деталью лицевую панель.

Деревянные диски древних гончарных кругов были небольшими и легкими. Но в Уре был найден большой тяжелый керамический диск от гончарного круга с ручкой на обратной стороне. Этот диск вращался резко и энергично, и вращался долго и равномерно, что позволяло гончару не отвлекаться на скульптуру. Мастер, создавший такой круг, понимал свойства вращения и намеренно утяжелял свой диск — волан.

Гончарное искусство в современном мире

Когда люди научились делать изделия из глины. История его применения

Гончарный круг

Время, когда люди научились делать изделия из глины, осталось в далеком прошлом. С тех пор процесс изготовления значительно изменился, поэтому изделия из глины стали намного сложнее и многограннее.

Если на заре гончарного дела изготавливали в основном емкости для приема пищи и хранения сыпучих веществ, то теперь с помощью гончарного круга, нанесения глазури и обжига изготавливаются не только предметы домашнего обихода. Доступно производство строительных материалов, элементов декора, орнаментов и т.д.

Современное керамическое производство делится на несколько классов:

  • строительный кирпич;
  • посуда и грубые предметы домашнего обихода;
  • майолика и фарфор бытового назначения.

Гончарный круг позволил начать производить более симметричные изделия, формы, которые расширяются или сжимаются равномерно.

Практически на протяжении всей истории своего развития гончарное искусство всегда высоко ценилось. Исключением было средневековье, когда в моду вошли изделия из золота, серебра и олова. В этот период глиняные изделия изготавливались только для бедных, которые не могли позволить себе ценные вещи.

В конце 18 века началась слава лучшего саксонского фарфора и началось производство подобных предметов.

В наши дни изделия из глины занимают достойное место в каждом доме, открыты музеи, где выставляется историческая керамика.

Этапы работы с глиной

Не спешите сразу делать керамические шедевры — учиться нужно в любом возрасте по принципу «от простого к сложному». Во-первых, практикуйтесь, следуя всем этапам работы, тщательно отрабатывая каждый.

Подготовка глины

глина

Разломите материал на мелкие кусочки, просушите и залейте горячей водой. Когда глина набухнет, перенесите ее на стол, накрытый тканью. Регулярно месите и переворачивайте материал. Когда излишки воды уйдут, можно приступать к работе — глина готова.

Если он содержит примеси, его предварительно очищают. Это можно сделать, проталкивая мелкую сетку (в пластиковом состоянии) или замешивая немного сухого материала между руками. Можно залить глину водой, дать постоять пару часов — на дно оседают тяжелые примеси.

Молотое тесто измельчается на столе. Из глины нарезают шнурок из лески или гитары, по бокам которого прикреплены деревянные бруски.

Формовка изделий

гончарный-круг

Требуются разные способы работы. Первый — вынуть горшок из куска глины на гончарном круге. Также существует формование с обжимом, замешивание по форме, формовка из четырех горизонтальных лент, формовка из нескольких частей со строчкой, а также метод ленточной стропы.

Современный гончарный круг является электрическим, и, хотя это упрощает процесс изготовления изделия, вам нужно будет научиться работать своими руками так, как это научились делать наши предки. Вы можете сравнить уроки работы в кружке с уроками игры на фортепиано: какими бы технически совершенными они ни были, все решают руки, их постановка, опыт и трудолюбие. Вы должны почувствовать толщину вазы, которую делаете тактильно — здесь вам не поможет никакая техника. Выучив основные положения рук на гончарном круге, приступайте к освоению основных операций. Начиная с центрирования глины по кругу, продолжая смотреть на дно корабля, вы постепенно научитесь очень интересному живому ремеслу.

Обжиг

Часть влаги, оставшаяся в материале, при обжиге испаряется, и начинается процесс стеклования. Материал в руках мастера приобретает жесткость и прочность, он больше не способен атаковать воду. Сегодня для приготовления пищи чаще всего используются электрические муфельные печи. Какую температуру установить — отдельный навык: ее постепенно повышают, а затем постепенно понижают (по четкой схеме).

Вы можете потренироваться в изготовлении глиняных изделий, воспользовавшись нашей статьей: «Майолика своими руками, мастер-класс по изготовлению простой тарелки и чашки».

Пока продукт не остынет, его не вынимать из духовки — может сломаться. Готовая работа — это катарсис для мастера; керамику ручной работы нельзя сравнить с производством конвейерных лент.

Нанесение глазури

Это можно сделать путем распыления, которое необходимо провести несколько сеансов (3-5) после высыхания продукта. Также используется метод распыления кистью или кистью с иглой. Мастер может выбрать окунание, орошение, тампонаду, нанесение глазури кистью — как именно украсить керамику, автор решает индивидуально. Обычно молодые гончары начинают пробовать свои силы в этом ремесле, выбирая тампонаду и измельчение.

Печь для обжига

Улучшилась и техника обжига керамики. При открытом огне не удавалось поддерживать температуру выше 300 ° С, при этом керамика плохо обжигалась. Опыт использования примитивных духовок для приготовления пищи подсказал, что температура в духовке выше, чем на открытом огне, потому что в духовке тепло исходит не только от огня, но и от его горячих стен. Гончары начали строить печи для выпечки своих изделий.

Печь для керамики
Печь для керамики

Над жаровней возвели каркас из прутьев, покрытый толстым слоем глины, в котором оставались отверстия для хранения топлива и керамики, а также для выхода дыма. Когда глиняные стены высохли, в печи разожгли огонь, и сама печь была сожжена. Деревянный каркас выгорел, оставив сплошной керамический купол. Керамические стенки при нагревании отлично держали тепло, а температура в духовке достигала 900 ° C. При этой температуре частицы глины хорошо спекались, и изделия становились прочнее.

Греки разработали сотни форм сосудов для питья и подачи пищи, для хранения напитков, еды и благовоний. Эти формы получили названия и стали традиционными для древнегреческой керамики. После обжига керамика приобрела красноватый оттенок, была окрашена жидкой черной глиной, раскрашена и снова обожжена. Посуда также была украшена рельефами.

Амфора
Амфора (для хранения вина, масла). 700-е годы до нашей эры.

Зарождение гончарного дела в Европе

В Европе же толчок развитию керамики дали испанские мастера восьмого века, благодаря чему появились глазурованные изделия. Примерно в 13 веке мастерство приобрело свой основной расцвет, это произошло в Италии, в этом регионе Европы была изобретена майолика — один из видов обожженной керамики. Флорентийские керамические скульптуры сохранили свою ценность до наших дней и по праву считаются гордостью региона. Затем итальянская керамика пришла в упадок. В средние века инициативу в этом ремесле взяла на себя Франция: именно ремесленники этой страны изобрели духовку для приготовления пищи.

Читайте также: Дерево для резьбы: самые мягкие породы

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector