Виды филимоновской игрушки: история промысла

Поделки

Таинственный дед

У традиции есть свой центр: это село Филимоново Одоевского уезда Тульской губернии. Легенда об истории его возникновения появилась намного позже. В нем нет упоминания о доисторических курганах. Деревня названа в честь легендарного деда Филимона — по преданию, дед был не только мастером игрушек и гончаром, но и богомазом и .. беглецом!

Из остатков гончарной глины Филимон вырезал игрушки и случайно основал многовековой народный промысел. В то же время он дал название своей родной деревне. Сегодня история Филимоновской игрушки не менее популярна и известна, чем Дымково или Каргополь — она ​​стала одним из ключевых региональных брендов и популярным туристическим сувениром!

Мастер глины — Филимон

Богата дарами Тульская область,
Здесь много мастеров.
Все товары перед вами:
Что хотите — выбирайте.
В краеведческом музее
Они смотрят на нас из окон
Разноцветные поделки
«Филимоновы пацаны»…
Здесь люди умелые.
Сила творчества жива:
Расписные полотенца
Украсить кружевом…
Здесь молодые и старые
Они постоянно делают…
Творите чудо с глиной
Много-много лет подряд…
все это было давно, но это было
500 лет назад
На суше, на Туле — чудо,
Сокровище ждало людей природы!
Глина мягкая, живая,
Используйте только руки:
Вы откроете секрет торговли –
Он проживет долго.
На земле была глина –
Чтобы показать красочный наряд
И как — как будто манил,
Мастер искал взгляда.
И в деревне это далеко
Появляется незнакомец
Видимо беглец, случайный
Мужчина средних лет.
Гостю глина понравилась
Он стал ходить к ней каждый день,
Мять долго, то лепить,
А затем скручиваем сосуды.
Получились славные сосуды,
И красиво расписано — в глаза,
И основной доход мастера:
Сразу раскупили на ярмарке.
И смешной свисток —
Расписной воск,
он родился для него.
И однажды на ярмарке
Раздалась звонкая трель.
Эта великолепная игрушка
Ваш голос и ваш цвет:
С Каргополем, Вяткой, Дымской
Кто вас запутает?
Ремесло родных стало всем,
И деревня для них живет*
Мастеров сейчас много,
Их работа забирает их сердца.
Как гласит легенда:
Первый учитель — Филимон.
И деревня — это имя
С тех пор носят с гордостью.

Поэма «Глиняный мастер — Филимон»
Титов Михаил (1 класс МОО «Шварцевская общеобразовательная школа») и
Титова Валентина Ивановна (бабушка)
Приступа педагог-организатор Инна Юрьевна

Частушки про Фипимоновскую игрушку

Насколько богата наша Тульская область —
Выбери что угодно:
Самовар и аккордеоны.
Ложки, пряники, матрешки
И смешные «свистки” —
Филимоновские игрушки.
Посвящается песням
игрушка Филимонова,
Нас двое или трое –
Лучше в хоре, спой их.
О деревне и игрушках
Мы будем петь для вас песни.
И, конечно, о людях,
Какие игрушки создают.
Есть много разных чудес.
Из тех, кому что нравится,
Но Филимоново — это деревня.
он известен на всю Россию!
Древняя Тульская область славна
Ехать в Филимоново,
Чтобы увидеть этих людей
Какие игрушки создают.
Мы готовы везде прославлять
Мастерство мастеров Тулы
Их игрушки — чудо
Древняя мудрость.
В Филимоновцах
Прекрасная жизнь
Все там любят песни, танцы,
А из глины лепят сказки.
Смочили глину водой,
Как будто замесили тесто.
В долгий зимний вечер
Зажигаем свечи.
Лепим девушку-солдата
А медведь — акробат…
Мы ненастья не боимся,
Нас не волнует холод.
Со свистком Филимоновской
Нам никогда не бывает скучно.
Я иду на ярмарку
Куплю там свисток…
Если что-то станет грустно –
Свисток по свистку!
Ой! Свистки хорошие!
Выбирать по душе.
Хочешь гуся, хочешь кота,
Вы хотите мальчика с гармошкой!
Если мы соберемся вместе
Вместе мы начнем насвистывать
Закрой уши
Чтоб не слететь со стула!
На прилавке подряд
Чудо: стоят барышни.
Рядом с ними господа –
Все смотрят на дам!
Посмотри, как это хорошо
Официантка красавица.
Она нарисовала свое платье
Всем мальчикам это нравится.
Вот такие игрушки — просто чудо!
Такой изящный и красивый
И молодой олень
И раскрашенный баран.
А у других есть игрушки, —
Насколько неизвестны животные
Еще больше открой глаза,
История начинается здесь.
Смотри, здесь солдаты
Дружно выстроились в ряд,
Ну бок о бок на троих
Пары сидят на санках
Мы уважаем старые времена
Сохраним память о наших предках,
Собираем игрушки
И мы разместим его в музее.
Итак, песни закончились
О забавных игрушках
Все свистки хороши
Давайте свистеть от всей души!

дети 4 подготовительной группы и их родители
детский сад № 67 в Туле

Роспись филимоновской игрушки

Палитра для живописи была довольно скудной: чаще всего использовались три цвета — желтый, красный и зеленый. Время от времени брали синий и фиолетовый.

Роспись выполнялась в строгом порядке: сначала закрашивали точки желтым цветом, затем обводили их красным (изготовлены модели) и добавляли зеленый. Мастерицы всегда начинали рисовать узоры от центра, плавно переходя к краям. Узоры были простыми и незамысловатыми: елочка, цветные полосы, геометрические фигуры, звезды. Преимущественно преобладал растительный орнамент: листья, солнце, веточки, ягоды, цветы.

Несмотря на плохую цветовую гамму, все изделия Филимонова были яркими и нарядными. Детям очень понравились красочные фигурки, которые могли громко свистеть. Однако для взрослых эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые считали, что игрушка Филимонова может принести в дом благополучие и счастье.

Этапы росписи

Филимоновская глина после обжига приобретает идеально белый цвет и не требует грунтовки. Все игрушки расписываются в следующем порядке:

  1. Мастер окрашивает свисток в желтый цвет, для чего на некоторые его элементы наносится желтая краска. Та часть, к которой человек прикасается губами, когда свистит, не окрашивается.
  2. Малиновое окрашивание выполняется тонкой кисточкой. На фигуру наносятся самые разные узоры: елочки, треугольники, полоски, круги.
  3. По такому же принципу проводится игрушечное садоводство.

Узоры мастер рисует поэтапно тонкой кистью. Для украшения игрушек используется гусиное или куриное перо. Расчески не используются, так как они оставляют на глине ворсинки и ореолы. Краски не смешиваются — следующий цвет наносится после полного высыхания предыдущего. Основные элементы росписи — бело-желтые полосы. Они довольно свободные и задают основной тон игрушке. Поверх них накладываются тонкие полоски других цветов. Полоски ровные и аккуратные, они не должны скользить и перекрывать друг друга.

Из чего сделаны лошадки?

Легенда останется легендой, но в ней есть доля правды: на самом деле фигурки были сделаны из глиняных остатков гончарных изделий. Синица — местная глина — до обжига имеет характерный черно-синий цвет, за что и получила свое название. Sinica отличается особой пластичностью и маслянистой консистенцией, идеально подходит для лепки и выпечки.






Есть сложная система его приготовления — ведь одна ошибка может что-то испортить!

  • Слои синих птиц залегают глубоко. Верхние слои почвы хрупкие, поэтому колодцы для сбора были вырыты на морозе. Иначе они рухнут!
  • Синице пришлось несколько дней полежать в темном и влажном месте.
  • Затем его погрузили в воду. Время от времени переворачиваясь.
  • Намоченную лазоревку кладут на пол и вымешивают. Прямо ногами. Это было что-то вроде деревенской вечеринки с танцами босиком на синем аккордеоне. Вытоптанный слой присыпали золой и удалили. Потом они повторились. Чем веселее танцев ради постановки, тем лучше цифры!
  • Подготовленную синюю рыбу разрезали на кусочки. Хранить, предохраняя от высыхания, иначе треснет!

Их современный колорит сформировался в девятнадцатом веке — тогда были изобретены химические анилиновые краски.

Поэтому картина такая невероятно яркая для древних! Цвета всего три: желтый (фоновые полосы), «малиновый» и «ярко-зеленый». Но анилиновые красители полупрозрачны и при нанесении дают настоящий многоцветный оттенок!

Символизм филимоновской игрушки

Самое замечательное в игрушке Филимонова, можно сказать, ее сила: языческая древность. За все века он не утратил ни одного элемента, характеризующего быт древних славян.

Каждый рисунок этого стихотворения — символ, отражающий крестьянские верования, глубокую связь между человеком и природой. В элементах росписи почти всегда присутствуют два основных мотива: символ солнца и так называемое «древо жизни» — мотив, напоминающий еловые ветки. Круглые линии, которыми украшена вся игрушка, олицетворяют добро и легкость.

Не только картина, но и сами фигуры со смыслом:

  • Дама — берегиня. Символ дома, тепла и любви. Олицетворение матери-природы. Это символ продолжения рода и всех живых существ.
  • Медведь — один из самых почитаемых символов у славян: это образ тотемного предка, учителя, силы, добра, олицетворение пробуждающейся природы. Медведица с медвежонком — защитница семьи, аналог берегинии. Считается, что медведица родила первую женщину, отсюда и почитание медведей как покровителей не только рожениц, но и женщин в целом.
  • Олень: тепло и плодородие, защита. Разветвленные рога символизировали Мировое Древо.
  • Лошадь — символ солнца, воды, плодородия, света, времени и героической силы.
  • Рыцарь на коне — это, с одной стороны, воин, защитник. С другой стороны, это изображение солнца и света.
  • Корова — это благополучие и спасение. Животных с рогами вообще почитали в древности: считалось, что они носили на рогах солнечный диск.
  • Волк — странно, любовь и доброта.
  • Петух — сильнейший оберег, свет и солнце, мечта о счастье. Олицетворение грядущего дня. Славяне верили, что петух — это вещая птица, что он своим криком отгоняет силы зла, разрушает чары. А вот сидящие друг напротив друга петухи — означало плодородие.
  • Утка — женский символ, связанный с культом Великой Богини. Она покровительница всех женских профессий, защитница семьи.
  • Собака — верный друг и помощник.
  • Птица — свет и счастье, посредник между мирами.

Символика игрушек Филимонова

Все игрушки Филимонова можно разделить на четыре группы:

  • люди;
  • животные;
  • птицы;
  • композиции из нескольких фигур;

Но не стоит думать, что это «консервная» поделка. Со временем фактуры Филимонова стали наполняться как современными мотивами, так и индивидуальными композициями. Но все это было сделано гармонично, не нарушая многовековых традиций. Это касается всего: метода лепки и запекания и, конечно же, росписи.

Единственное, современная игрушка Филимонова стала ярче, наряднее и крупнее (до 20 см в высоту). Из маленького свистка он превратился в небольшую скульптуру.

Практически все игрушки Филимонова — это по сути свисток (петухи и индюки не свистят). И это тоже символично! С помощью такого свистка наши предки отпугивали злых духов, свистели его на похоронах и даже клали в гроб с усопшим.

Кавалер, барыня, медведь: виды игрушек

 

Все игрушки Филимонова были свистульками. Чаще всего мастера изображали людей и животных, иногда из разных фигур вырезали композиции, например, статуэтку «Любота» в виде влюбленной пары.

Форма игрушек была выбрана простой, без мелких деталей. Женские фигурки называли дамскими, мужские — рыцарями или воинами, в зависимости от деталей костюма. У обоих был узкий короткий бюст с тонкой талией, переходивший в объемные брюки или пышную юбку-колокол.

Голова конусовидной формы почти не отличалась по ширине от шеи и венчалась головным убором: шарфом или шапкой для женских персонажей, шапкой или цилиндром для мужчин. В руках дамы держали ребенка или птичий свисток, господа — петуха или гуся.

Из животных мастера Филимонова чаще всего изображали медведей, лошадей, коров и оленей. Они отличались характерной формой рогов или ушей, в остальном пропорции были практически одинаковыми: тонкое и удлиненное тело с плавными изгибами, стройные ноги, длинная шея и небольшая голова.

Символика цветов и узоров

Мастерицы расписывали свои изделия особыми разноцветными полосками и узорами. У каждого из них было определенное значение:

  • круги, украшенные мотивами, символизируют солнце;
  • треугольники — символы земли;
  • зигзаги представляют воду;
  • елки — трава и елки.

Языческая символика вкладывает в эти украшения сильную духовную силу, защищая людей от зла. Все элементы напоминают нам о неразрывной связи между человеком и природой. Форма орнаментов постоянно меняется, но их значение остается прежним. Это делает модели Филимонова неповторимыми и неповторимыми. Цвета картины также имеют древнее сакральное значение. Все игрушки имеют три основных цвета:

  • желтый символизирует огонь и солнечный свет;
  • красный или малиновый представляет землю, человеческое тело и дух;
  • зеленый символизирует природу и возрождение жизни.

Иногда, помимо традиционных цветов, добавляют фуксию и бирюзу.

Петушок и барыня

Есть дама
У ворот
И петушок
грызет зерно.
Петушок, петушок
Играй, свисти
Я леди
Веселиться!

Оля Бровчик
5-б 10 классная школа в Туле

Сказка о филимоновском медведе

Девочки гуляли по лесу
И они потеряли зеркало.
Медведь нашел зеркало
Ну крути и рычать:
Ой, как я хорош!
О, как я красива!
Только скудные оттенки.
Хочу быть красочным!
Украл картины Филимонову,
Пока девушки спали
И без всякого страха
Покрасила бока.
Медведю некогда есть
Медведю некогда спать
Он садится и смотрит в зеркало
Я не могу оторвать глаз.
Верни нам зеркало, медведь!
Снова стань старым медведем.
Вот вкусная рыба и комочек,
Иди и набери жир!
И чтоб о тебе не забыли,
Мы слепили тебя из глины,
Расписан яркой краской
И дали мне зеркало в лапах.

автор Данченко Татьяна Вадимовна
МОУ СОШ № 68, г. Тула, класс ЗВ
Красова педагог Ольга Викторовна

***
Филимоново в дырах топит,
На протяжении всего маршрута луга и леса.
Впадины видны за холмами
И небо вокруг становится синим.
Если день длинный, сумерки зимние,
В деревне далеких времен…
У окна под морозным кружевом
Даму лепит дедушка Филимон.
Он влюбился в сложную игрушку
С юных и смелых лет
Слепите птицу, зеленую корову,
Но в природе такого нет.
Это наивная и кроткая сказка.
Я не могу не любить ее
Богоматерь тихая, застенчивая,
Выпас коров на лугу.
Замечательные цветные полосы
Кисть прорисовывает узор насквозь
Желтый, зеленоватый, малиновый…
Получился красивый конек!
Филимоновити лепят игрушки
Вот простой сувенир из Тулы
И солдат из игрушечной пушки
Приветствую дружбу и мир!

Татьяна Серафимовна Короткова

***
Нас лепили мастера
А вам пора лепить.
Лошади, дамы, животные –
У них на голове уши.
Они очаровывают своей красотой
Они восхищаются своей живописью.
Какое чудо, какое чудо –
Этот игрушечный мир милый!

Безбородов Владислав, общеобразовательная школа МОУ 5-б No. 10

Вот дом, за ним — лес,
Полный сказочных чудес.
Котенок сидит на крыльце
Петушок и поросенок.
Смелый рыцарь
Прыгайте вдаль. Чтобы встретиться с ним
В расписном сарафане
Идет девушка с ведром.
Но все это: дом, животные —
Филимоновские игрушки.

Новикова Светлана, 4 класс
МОУ СОШ №14 г. Новомосковск
Начальник Татьяна Витальевна Хлопьянова

Яркая палитра и древние знаки

Картина имела свою последовательность и наносилась поэтапно: сначала желтый, затем красный, наконец, зеленый. На ярко-белом фоне использовались тонкие линии, круги, точки и короткие линии.

Чем позже он будет нанесен, тем тоньше будет кисть. Орнаменты несли сложную символику. Круги и звезды — солярные символы, новогодние елки — это Древо жизни, треугольники — сельскохозяйственное плодородие, посевная пашня.

Точки в треугольниках — это зерно. Зигзаги и арки — дождь, волны — райские воды. Главное, о чем думали крестьяне в эпоху рискованного земледелия!

Теперь вы знаете, как нарисовать лошадь или Филимонову даму! Можно взять карандаш и начать экспериментировать.

Но сначала давайте познакомимся с персонажами.






Особенности изделий

Игрушечные картины и живопись Филимонова восходят к языческой древности. В дохристианские времена они имели сакральное значение и часто служили амулетами:

  1. Как раскрасить игрушку ФилимоноваУтка символизирует воду. Обучение ремеслу началось с изготовления этой фигурки. В древности это был талисман для маленьких детей.
  2. Всадник на коне или просто конь изображает Велеса, языческого бога удачи и плодородия.
  3. Петушок защищает очаг от напастей.
  4. Коза, олень, бык и ягненок с трехцветными кольцами на шее отпугивают злых духов.
  5. Корова — этот оберег приносит в дом достаток.
  6. Курица — символ благополучия.
  7. Молодая женщина в нарядной юбке — особый оберег. Символизирует древнерусскую богиню Макошь. Традиционно ее изображали с младенцем в правой руке или с уткой в ​​левой. Фигурка — символ большого семейного счастья.

Позже, в 19 веке, появились и другие игрушки. Их изображения соответствовали особенностям жизни людей того времени:

  • танцующие солдаты и молодая женщина — их называли как угодно;
  • солдат с лошадью или курицей, что символизирует повседневную жизнь села;
  • Иван, поймавший жар-птицу;
  • чаепитие — образ, связанный с появлением тульских самоваров.

Как рисовать по модели
При изготовлении игрушек никогда не используются шаблоны. Чтобы сделать игрушку, мастер просто тщательно вымешивает глину. Он вырезает фигуры в соответствии с традициями мастерства. Мелкие детали отсутствуют. Женщины изображены с ребенком или птицей. У мужчин большие тяжелые ботинки. Главные герои — женщины, рыцари, солдаты и изредка крестьяне. Их лица едва очерчены. Люди носят яркие пышные юбки или брюки. Блузки и рубашки обычно однотонные, украшены орнаментом по подолу, рукавам и воротнику.

У животных длинные и удлиненные шеи. Фигуры людей тоже несколько вытянуты. Игрушки не детализированы: лошадей Филимонова, быков, ягнят, оленей, собак можно отличить только по наличию или отсутствию рогов. Практически все они свистки. Положение свистка зависит от используемого изображения: у животных он находится в хвосте, а у человека — у птицы, которую они держат в подмышках.

Особенности техники росписи

Грунтовать игрушку не пришлось, так как глина при обжиге давала однородный цвет.

Мастера использовали анилиновые краски ярких и выразительных цветов. Цвета не самые широкие: красный, желтый и зеленый. Но в то же время рисунок тремя цветами (больше / меньше оттенков) давал красочный и жизнерадостный образ.

Освоить технику изображения элементов живописи Филимонова можно с ранних лет — художник последовательно применяет цвета, никогда не смешивает их. Пока элемент одного цвета не высохнет, мастер не перейдет на другой.

Значение цветов:

  • желтый — солнце, сама жизнь и свет всей вселенной;
  • зеленый означает молодость, возрождение жизни;
  • красный — символизирует землю и огонь, сакральные для человека понятия.

Художники постарались изобразить игрушки так ярко и красочно, как будто они хотели рассказать им о счастье жизни, своеобразном отношении человека к жизни судьбы в радости и благодарности миру.

Образцы, сюжеты, символизм

Чаще всего ремесленники изображали людей, животных, птиц и небольшие композиции.

свистулка
Виды расписных игрушек:

  • Люди. У дам и джентльменов всегда есть готовая история: у первых в руках дети или птицы, у мужчин — музыкальные инструменты (часто джентльмен появляется верхом). Деталей немного, голова сочленена с шеей, персонаж носит яркий головной убор.
  • Животные. В основном это крупный рогатый скот: бараны, коровы, лошади. Все животные с удлиненными, тонкошеими фигурами часто отличают животных друг от друга только формой рогов.
  • Птицы. Также в основном домашние: утка, петух, курица, павлин. У них длинные конические шеи и маленькие головы.
  • Композиции. Мастера изображали свидания, чаепитие, карусель. Чаще это были сцены из повседневной жизни, из простой жизни. Но были и знаковые композиции, например, Георгий со змеей.

Практически все игрушки — свистульки. Музыкального дара «лишены» только индейки и петухи.

Традиционные узоры и элементы росписи филимоновской игрушки

Элементам игрушечной росписи Филимонова присущ символизм, в этом смысле она совпадает с другими народными промыслами России.

элементы-розписи
Орнаменты просты и незамысловаты, но мотивы глубоко символичны. Их корни, как вы понимаете, уходят в язычество — в искусстве язычество было с христианством особенно давно.

Изображений:

  • круги с лучами, кольцевые украшения с треугольниками — символы солнца, добра, радости, благополучия;
  • схематические веточки и новогодние елки у Филимонова (так еще можно называть картину) означают древо жизни, то есть древо жизни, соединяющее поколения и неутомимое развитие.

Птица означала счастье, хорошие новости, конь — богатство, дама отождествлялась с носительницей и хранительницей очага, рыцарь — защитником или земледельцем.

Животных традиционно раскрашивали яркими разноцветными полосами. В картине преобладали солнца и растительный орнамент, работы часто ассоциировались со стилем детей, но в этой наивности и простоте их очарование.
Рыбалка Филимоновского в наше время

Типы фигур

Выделяют четыре основных типа:

  • Антропоморфные: люди, женщины, солдаты, медсестры, рыцари. Интерпретации могут варьироваться от профанных до глубоко символических, от повседневных комических зарисовок до древних богинь плодородия, ответственных за детей и урожай.
  • Зооморф — сельские животные. Лошади, козы, бараны. А дикие — олени и медведи. Это могли быть как игровые предметы, так и амулеты. Но богов не было — с ними нельзя играть. Но их атрибуты или помощники могут служить.
  • Птицы: петушки, гуси и даже павлины. Символически птицы считались посредниками между мирами.
  • Многофигурные композиции уже не для игры, а для украшения интерьера. Говорят, они появились еще в ХХ веке. Сложные сюжеты с участием перечисленных персонажей. И не только это: на некоторых участках есть, например, дерево или телега.

У фигур длинные шеи и лаконичные, но выразительные лица и морды — точки и линии на ярком белом фоне. Похоже на современное искусство! Недаром в каждой брошюре Тульской области есть фото необычных и узнаваемых наклеек!

Технология изготовления

изготовление Филимоновских игрушек

Отличительной особенностью игрушек Филимонова является их удлиненная форма и вытянутые пропорции. Такая форма была продиктована самим материалом, который использовался для лепки. В Тульской области есть богатые месторождения маслянистой глины, она хорошо поддается формованию, но после высыхания оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигуру, каждый раз вытаскивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно благодаря свойствам материала родился фирменный стиль игрушек Филимонова.

Поэтапная технология создания:

1. Сначала была смоделирована предварительная форма фигуры. Они спланировали, где будут голова, туловище и ноги. Если человек изображен стоящим, животные — сидящим или стоящим на четвереньках. Затем форму выровняли, убрали лишнее.

2. Затем последовал обжиг, в процессе которого мастер расправлял фигуру, сглаживал ее и добавлял детали. Обожженная глина сменила темный цвет на бело-розовый, что позволило в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.

3. После этого приступили к покраске. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, что позволяло создавать тонкие ровные линии. И краска из перьев отлично ложилась на пластилин.

Первое знакомство и занятия для детей

лучше всего заниматься народными промыслами с детьми более старшего дошкольного возраста (5-7 лет). На фоне современных дополнительных игрушек и игр художественные свистульки из расписной глины будут смотреться необычно и обязательно заинтересуют детей.

Занятия проходят в детском саду или дома поэтапно и в игровой форме.

  1. Взрослый рассказывает историю игрушки Филимонова в сказочной версии. Затем детям показывают разные нарисованные фигурки. Обратите внимание на цвета и силуэты. В конце урока детям будет интересно свистеть им.
  2. Следующий урок следует посвятить моделям Филимона. Взрослый обращает внимание на цвета, характер линий, рассказывает, что они символизируют. Затем детям предлагают раскрасить игрушку из бумаги. Картины можно распечатать в виде раскраски (для работы карандашами) или нарисовать от руки контур свистка Филимонова и предложить ребенку нанести узоры красками.
  3. Следующие 2-3 урока посвящены изучению объемных форм, лепке и раскрашиванию красками. Если нет пластилина, можно попробовать организовать урок пластилином. Вместе со взрослым дети лепят петушка Филимонова, даму, лошадь.
  4. Наконец, проводится ярмарка или выставка ремесел. Приятно стилизовать старинное мероприятие: самоваром, рогаликами, стихами и танцами.

Этапы изготовления игрушки Филимонов - петушок

Ближе к людям!

Вроде бы раз десять увеличьте солдат или павлина — и будет арт-объект для международной выставки! Это искусство доступно на разных уровнях, от государственных художественных галерей до раскраски для детского сада. Кстати, получить их несложно.

    Раскраски можно сохранить и распечатать с сайта фабрики. В сети большой выбор моделей и презентаций, как с образцами раскрашенных фигур, так и с эскизами для свободного полета воображения.

Обратите внимание, что для раскрашивания изображения практически идеально подходят обычные офисные маркеры. Отличный подарок коллеге: антистрессовая раскраска в тренде уже больше года!

Есть возможность поучаствовать в реальном производстве: здесь проходят мастер-классы по лепке и живописи. Главное, будьте осторожны и раскрашивайте детали по одной с каждой стороны, придерживая руками только белый фон.






Иначе можно нечаянно смазать сухие полоски и нарядные солнышки. Акриловым краскам нужно время, чтобы высохнуть. Глина белая раздается по мастер-классу — то, что вы собрали, просто не успеет высохнуть.

Фото — картинки

Для вашего вдохновения я отобрал несколько фотографий игрушек. Там можно подсмотреть за чертежом, спецификациями и просто — это интересно.

сани с лошадьюсани с лошадью.jpg
уткаутка.JPG
лошадьлошадь.JPG
куриная семьякурица family.jpg
древо жизни с рыцаремдерево жизни с всадником.jpg
олень с букетомолень с букетом.JPG
короваcow.jpg
баранram.JPG
лиса с курицейлиса с курицей.JPG
мастерицаartigiano.jpg
каруселькарусель.JPG
медведь с зеркаломмедведь с зеркалом.jpg

Звуки музыки

Еще они музыкальны: многие фигурки имеют свой свисток и являются своеобразным музыкальным инструментом. А из нескольких фигурок Филимонова можно составить ансамбль. Или даже оркестр.

Музыкальная индустрия была женским делом: дед-основатель, если таковой вообще был, был надежно забыт. Мастера начали учиться с детства: игрушечных девочек называли «свистульками». Участие детей в семейном доходе было важным шагом на пути к взрослой жизни.

Традиции изготовления игрушек требуют воображения. В противном случае поделка потеряла бы привлекательность и интерес. И он жив и радует людей на целое тысячелетие! Достаточно взглянуть на фотографии игрушки Филимонова и ощутить оптимизм многовекового сопротивления!

 

 

 

Читайте также: Лаковая миниатюра в Федоскино: история промысла

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector