Игрушки из глины: изготовление дымковских лошадок

Поделки
Содержание
  1. Легенда
  2. Дымковская игрушка
  3. Плешковская игрушка-свистулька
  4. История промысла
  5. Старые-добрые русские народные игрушки: разновидности, немного истории и распространение сегодня
  6. Великолепная матрешка: русская народная игрушка непонятного происхождения
  7. Виды русских народных игрушек: разница в материале изготовления
  8. Дымковский промысел в XXI веке
  9. Значение дымковской игрушки
  10. Абашевская глиняная игрушка
  11. Русская народная игрушка из глины
  12. Абашевская русская народная игрушка
  13. Дымковская русская народная игрушка
  14. Каргопольская русская народная игрушка
  15. Плешковская русская народная игрушка
  16. Филимоновская русская народная игрушка
  17. Виды дымковской игрушки
  18. Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:
  19. Изображения на Дымковских игрушках
  20. Изготовление дымковской игрушки
  21. Лепка
  22. Сушка
  23. Обжиг
  24. Побелка (беление) дымковской игрушки
  25. Роспись поделки
  26. Орнамент
  27. Отличительные черты дымковской игрушки
  28. Особенности изготовления
  29. Фигурки и сюжеты
  30. Культура народной игрушки в раннесоветские годы
  31. Отметим также, что в раннесоветские годы во многих детских книжках появились изображения самодельных крестьянских игрушек. К примеру, в иллюстрированной книжке Давида Штеренберга «Мои игрушки» (1930) мы видим матрешек, изображенных в эстетике конструктивизма.
  32. Русская народная игрушка из дерева
  33. Богородская русская народная игрушка
  34. Мазыкская русская народная игрушка
  35. Матрешка
  36. Федосеевская русская народная игрушка
  37. Каргопольская игрушка
  38. Богородская деревянная игрушка
  39. Интересные факты
  40. Особенности дымковской игрушки
  41. Эволюция игрушки
  42. Возрождение промысла

Легенда

Существует легенда, что зарождение мастерства связано с событиями древности. Однажды ночью два дружественных войска встретились у города и, не узнав друг друга в темноте, пошли в бой. Многие люди погибли в той случайной битве. С тех пор стало традицией отмечать праздник памяти умерших каждую весну.

Со временем эта история была забыта. Торжество, утратив трагическое значение, превратилось в массовые вечеринки — вечеринку со свистком, или танец со свистком, во время которого предполагалось свистеть и бросать расписные глиняные шары.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Плешковская игрушка-свистулька

Плешковская игрушка

Еще одно известное русское ремесло, зародившееся в селе Плешково Орловской губернии, — это Плешковские игрушки. Это различные глиняные свистульки из местных залежей глины, которые при обжиге приобрели интересный розоватый оттенок. Игрушки отличались простотой и лаконичностью, окрашены в голубой, красный и зеленый цвета природного происхождения (сок бузины и лопуха, битый кирпич), которые наносились на поверхность в виде хаотично разбросанных точек. Он состоял из фигурок различных животных (лошади, бараны, коровы, олени, петухи, утки), людей (солдат, дам) и фантастических существ (русалок, сиринских птиц). Типичный образ Плешковской игрушки — фигурка женщины, держащей в левой руке младенца.

 

История промысла

Пять веков назад за рекой Вяткой распространилось небольшое поселение, куда царь Иван III приказал переселить жителей северных областей России. Среди новых горожан было немало талантливых мастеров, которые были настоящими мастерами керамики.

В Дымково развернули активный бизнес по производству игрушек из глины. В рабочий процесс были вовлечены целые семьи. Одни занимались добычей сырья и готовили смесь из комковатой штукатурки, вторые лепили фигурки, третьи специализировались на выпечке, а четвертые — белили и окрашивали готовые изделия. Как видите, занятие оказалось полезным для всех.

Рыболовство активно развивается уже четыреста лет. В этот период сформировалась уникальная техника, своеобразные узоры и неповторимые образы. Дымковские изделия и тусклые оттенки или нечеткий орнамент — вещи несовместимые. Изделие было воплощением яркости и жизни.

В начале 19 века свист хозяев небольшого поселка покорил жителей всего поселка. В год выпускается более ста тысяч наименований. Их продавали в Оренбурге и Подмосковье. На производстве работали 59 семей из Дымковской слободы. Самые искусные мастера — Кошкин и Никулин.

Начало ХХ века ознаменовалось началом трудных для мастерства времен. Дымковская роспись перестала пользоваться спросом, поэтому известные семьи гончаров стали искать другие варианты заработка.

Недорогие изделия из гипса постепенно вытеснили с полок уникальные свистки. Только один ремесленник остался верен традиционному созданию изделий из глины: Анна Мезрина. Именно ее надо благодарить за то, что ремесло сохранилось до наших дней и не потеряно в истории.

Не менее важная роль в сохранении мастерства отводится художнику Алексею Деншину. С ранних лет увлекся дымковскими игрушками, старательно копируя все орнаменты. Даже после окончания Октябрьской революции художник не теряет надежды привлечь внимание к народному творчеству. Он регулярно издавал рукописные альбомы и собирал глиняные наклейки.

Усилия Деншина не прошли даром. В тридцатых годах ХХ века Киров снова начал активно заниматься изготовлением керамических изделий.

Старые-добрые русские народные игрушки: разновидности, немного истории и распространение сегодня

Любая народная игрушка имеет глубокую и чрезвычайно долгую историю, поскольку следы таких предметов народного искусства были обнаружены историками в древних захоронениях, которые относятся к временам, которые были затемнены для нас глубокой древностью и пылью веков. Надо сказать, что изначально, скорее всего, все эти удивительные предметы имели какое-то магическое значение и использовались в различных традиционных ритуалах и обычаях, поэтому вызывали некоторый трепет.

Только после того, как вера людей в духовность всего окружающего нас мира несколько угасла, под влиянием христианства, игрушки попали в руки детей, которые тут же радостно протянули свои пухлые ручонки к маленьким произведениям искусства. К тому же популярная игрушка, а картинки это полностью подтверждают, может быть настолько красивой и красочной, что ни один ребенок ее никогда не отпустит.

Стоит задуматься

Народные промыслы в нашей стране развивались особым и самостоятельным образом, поэтому стоит задуматься о том, сколько силы духа, веры и любви заложено в каждом предмете, в каждом его элементе. Чтобы лучше понять, что такое русская народная игрушка, какие разновидности этих изделий известны людям по сей день, а какие поделки давно канули в Лету, стоит подойти к вопросу повнимательнее.

Великолепная матрешка: русская народная игрушка непонятного происхождения

Для начала стоит разобраться, что такое матрешка, хотя для нашего народа это вряд ли может быть секретом. А за рубежом матрешка давно стала настоящим символом Русского мира, хотя происхождение этого необычного предмета остается довольно туманным и загадочным. Итак, матрешка — это русская народная игрушка из дерева, полая, внутри которой помещается точно такая же, только меньшего размера. Чаще всего матрешки имеют форму яйца и плоское дно, поэтому их удобнее разместить, например, на столе.

Для удобства матрешки не представляют собой цельную конструкцию, а состоят из двух частей, одной нижней и одной верхней. Именно они позволяют засунуть в деревянную куклу еще одну и так далее, вплоть до самой маленькой. Матрешки находятся в наборе из трех предметов и так далее в порядке возрастания. Чаще всего эту игрушку делают и раскрашивают в виде русской девушки с платком, но есть и матрешки с изображением целых семей, героев сказок, а не так давно вместо них стало модно наносить портреты известные политики, артисты и так далее.

История матрешки крайне загадочна и туманна. Эта забавная пухленькая тетя появилась примерно в последние десятилетия девятнадцатого века, во время экономического и культурного подъема нашей страны. Возникновение такого направления в искусстве, как русский стиль, стало толчком для распространения русских народных промыслов. Считается, что первая игрушка такого типа была вырезана и расписана в виде румяной деревенской девочки художником Сергеем Малютиным, вдохновленным японским образом мудреца Фукурамы, в котором было много других предметов.

Малютин проложил свой путь, имел разные фигуры, их было восемь, а последний, кусок, был новорожденный, запеленутый, с закрытыми глазами. Теперь матрешки не забыты, их делают во многих местах, а в некоторых городах нашей необъятной Родины есть даже музеи, целиком посвященные матрешкам, например, в Нижнем Новгороде, Москве, Сергиевом Посаде, Нолинске и многих других местах.

Виды русских народных игрушек: разница в материале изготовления

Прежде всего, надо сказать, что очень часто русская народная игрушка, красиво это проиллюстрируют картинки, изготавливалась из трех видов сырья. На самом деле, даже ребенок догадался бы, что это такое, ведь в древности это были самые доступные и довольно недорогие материалы, которые можно было использовать без страха и ограничений.

  • Игрушки из глины, в том числе те, для которых применялась выпечка.
  • Популярные деревянные игрушки могли быть окрашены, вырезаны или просто с почти необработанной поверхностью.
  • Народные игрушки из ткани, которые были немного реже и распространились намного позже, чем две другие подкатегории.

Чаще всего народные игрушки изображали фигурками людей, например, крестьянина, священника, дамы, кузнеца, солдата и даже дьявола для большей остроты. Вторыми по популярности игрушками были животные, например, считающиеся символом России-матушки медведь, коза, лошадь, кукушка, петушок или утка, лебедь и так далее.

Реже на игрушках изображались мифические существа, такие как русалки, вода, деревянные гоблины, жар-птицы, алконосты и другие. Кроме того, исторически сложилось так, что в разных регионах развивались особые техники казни, некоторые из которых сохранились до наших дней. Удивительно, но многие увлеченные и талантливые люди, любящие историю и традиции своих предков, до сих пор занимаются изготовлением популярных деревянных игрушек, а также глиняных.

Дымковский промысел в XXI веке

Как бы ни развивались технологии, знаменитое ремесло по-прежнему остается ручным. Мастера создают игрушки, бережно сохраняя древние традиции. Поэтому каждая фигурка уникальна. Дымковские игрушки изготавливались веками и остаются популярными, являясь не только сувенирами, но и хранителями национальной памяти, символа русской народной культуры.

На данный момент о сохранности знаменитых народных промыслов заботятся как энтузиасты, так и различные организации. В 2010 году при поддержке «Мегафона» в центре Кирова был установлен памятник игрушечной Дымково. Это семья, состоящая из матери с ребенком на руках, фермера, играющего на аккордеоне, мальчика со свистком, а также кошки и собаки. Все фигурки выполнены в классическом дымковском стиле.

Дымковская игрушка вошла в число сокровищ русского искусства, представленных на открытии Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

Значение дымковской игрушки

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивая самобытность Вятского края, его древнюю историю.

Благодаря пластичности, простоте мотивов, яркости палитры, дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Наряды дымковских «дам» нашли отражение в коллекциях современных дизайнеров.

Народный стиль «дымково» неоднократно использовался в художественных произведениях (преимущественно детских.

В 2010 году в центре Кирова была установлена ​​скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковских игрушек и представляющая собой группу дамы с ребенком, фермера с гармошкой, ребенка со свистком, кота и собака.

Мотивы дымковского орнамента были использованы на церемонии открытия Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.

Водяной конвейер


Девушка с самоваром

Абашевская глиняная игрушка

Абашевская игрушка

Глиняная игрушка получила свое название от своей исторической родины: села Абашева в Пензенской области, известного своей керамикой и, помимо терракоты, большим спросом пользовались глиняные игрушки. Большинство населения составляли старообрядцы, поэтому их верования нашли отражение в игрушках-свистульках, визитная карточка игрушки Абашева — фигурка оленя с огромными рогами, которые будто прислоняются к небу, что считалось символом изобилия и процветание. Большинство игрушек представляли собой фигурки животных, которые были символами различных сторон жизни человека у древних славян: птицы символизировали счастье и удачу, лошади — солнце, медведи — силу, мощь и мощь, бараны и коровы — плодородие. Отличительная особенность этой игрушки — удлиненная форма тела, короткие и широко расставленные ноги, очень длинные и толстые шеи и небольшая голова, четко очерченные черты лица и прически людей.

Русская народная игрушка из глины

Мастера, специализирующиеся на создании керамических фигурок, передали уникальные технологии от старшего поколения к младшему. По внешнему виду изделия было несложно определить, в каком регионе изготовлена ​​игрушка.

Абашевская русская народная игрушка

Фигурка из глины получила свое название от исторической «родины». Небольшое село Абашево в Пензенской области славилось своей керамикой. Местные мастера вместе с керамическими тарелками делали по заказу населения глиняные игрушки. В селе имелись богатые запасы сырья, поэтому его было более чем достаточно для изготовления домашней утвари и различных статуэток.

Для развлечения игрушки впервые были изготовлены в середине девятнадцатого века. Но через некоторое время продуктам был придан сатирический характер, высмеивающий лжецов.

Пик популярности керамических фигурок пришелся на ХХ век. В этот период мастера серьезно отнеслись к созданию свистульки, которые доставили детям настоящее удовольствие. Самым известным мастером того времени был Тимофей Зоткин.

Фактура игрушки Абашева разнообразна, чаще всего встречаются фигурки зверей и птиц. Их особенность — длинное тело и короткие ноги. Чаще всего мастера вырезали овец и коз, у которых были густые брови и пышные бороды. По внешнему виду изделия напоминали кентавров.

Национальная игрушка Абашево высмеивает человеческие пороки, особенно ложь и любовь к деньгам. Для создания фигурок мастера использовали глину и разные виды стекла. С их помощью бесформенный кусок сырья превратили в кукольный шедевр, нарисовали на нем орнамент и проделали отверстия.

Затем изделие запекается и раскрашивается. Для росписи мастера брали масляные и эмалевые краски, поэтому рисунок держался долго и не терял яркости. Тема мотива — природный орнамент и окружающий мир. В росписи предпочтение было отдано красным, зеленым и синим оттенкам.

Дымковская русская народная игрушка

Фигурки готовились более века. Созданием глиняных изделий они занимались в селе Дымково, что недалеко от Кирова. Ремесленники изготавливали изделие самостоятельно или объединились в артели.

В начале 19 века в течение года производилось более ста тысяч статуэток. Их отправляли на продажу в столицу и в Оренбургскую область. Над созданием игрушек трудились пятьдесят девять семей, самых известных мастеров Кошкиных и Никулина. В ХХ веке продукция Дымково потеряла популярность.

Возобновление рыбной ловли произошло в 1930 году. Чаще всего мастера изготавливали фигурки индейки, молодой женщины или лошади. Вы также можете найти продукты, которые отражают законченный состав. Процесс изготовления глиняной игрушки состоял из двух этапов: лепки и росписи.

Характеристики дымковской продукции: извилистые формы и яркие цвета. Для лепки фигурок использовались красная вятская глина и речной песок. Каждый элемент создается отдельно, затем к корпусу прикрепляются остальные детали. Изделие сушат на открытом воздухе несколько дней. Затем проводится процедура варки и отбеливания.

Для росписи мастера использовали натуральные красители красного, синего, зеленого или желтого оттенков.

Каргопольская русская народная игрушка

Родина ремесел — небольшой поселок в Архангельской области. Жители Каргополя издревле занимались гончарным искусством, создавая самые разные глиняные фигурки. По сравнению с продукцией «Дымково» и «Филимонов» игрушки «Каргополь» выглядят круто.

Основное тело статуэтки миниатюрное, с короткими ногами и руками, удлиненным туловищем, толстой шеей и большой головой. Для рыбалки характерна композиция с одновременным использованием нескольких игрушек, например, трех лошадок или танцующих пар.

Основная тема ремесел — деревня. Ремесленники изображали крестьян, работающих в поле, или женщин, занимающихся домашним хозяйством. Часто гончары создавали вымышленные изображения, например, птицу Сирин. Животные иногда имели человеческие черты лица, были одеты в одежду и играли на национальных инструментах.

Каждая фигурка имела тайное значение. Девочку отождествляют с матерью-землей, медведь — символ хозяйки леса. Для создания игрушки мастера использовали целый кусок глины. В росписи в основном использовались красные, желтые, синие и зеленые оттенки.

Фигуры всегда украшались не особо оригинальными орнаментами. Чаще всего мастера наносили на поверхность изделия волнистые линии, геометрические фигуры или цветочные композиции.

Плешковская русская народная игрушка

Изделия Орловской губернии создавались из смеси глины и слюды. После обжига фигурка приобретает характерный блеск и сверкание. Пригоревшие свистки пористые, розового цвета. Для раскрашивания мастера не использовали особых технологий, каждый умелец доверял своей фантазии. Иногда красящее вещество местами рассыпалось по поверхности.

Продукция Плешкова отличалась простотой; в основном использовали для росписи синий, красный и зеленый цвета. Наши предки использовали для украшения фигурки натуральные красители: сок лопуха или бузины. Их наносили на поверхность небольшими пятнами.

Большинство изделий — это изображения животных и сцены из жизни крестьян. Самым популярным было изображение девочки с ребенком на левой руке.

Филимоновская русская народная игрушка

Изделия из глины создавались в Тульской губернии. Рядом с деревушкой Филимоново обнаружены крупные залежи высококачественной белой глины. Согласно древним легендам, здесь жил престарелый Филимон, создававший забавные фигурки.

Популярные рыболовные мотивы: звери и мистические существа леса. Пик славы мастерства пришелся на середину 19 века. Потребители полюбили яркие и неповторимые фигурки; были стерты с полок на выставках за считанные минуты.

Однако в двадцатом веке спрос на товары снизился, и игрушки смогли вернуть былую популярность только в 1980-х годах. Основная часть продукции Филимонова — свистки. У статуэток есть некоторые особенности, например, дама всегда изображалась с длинной юбкой и шляпой на голове.

Игрушки Filimonovo отличаются от других изделий из глины длинными пропорциями и вытянутыми формами. Это было связано с особенностями местной глины. Хорошо поддается лепке, но при высыхании сильно трескается. Мастерам приходилось неоднократно корректировать фигуру, чтобы скрыть неровности.

Филимоновская игрушка имеет убогую цветовую палитру. Чаще всего мастера отдавали предпочтение желтым, зеленым и красным оттенкам. Орнаменты отличались простотой, в основном это был растительный мотив.

Виды дымковской игрушки

Традиционные изображения дымковских игрушек — это дама, домашние животные, индейка. Все они выполнены в ярких тонах, которые приглашают проявить радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, из которых можно создавать определенные фактурные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, что каждая мастерица старается привнести в изделие собственные авторские разработки. Поэтому найти две абсолютно одинаковые игрушки невозможно.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Дымковский индейка

Индейка красочная, как павлин, с характерной бородой, украшенной сусальным золотом. Размеры могут быть разными: от крохотных 5 см до внушительных 40 см;

Мадам Дымково

Дама одновременно изысканная городская дама и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Сусальное золото также украшает отдельные детали;

Дымковская баранина

Ягненок: фигурки этого животного могут иметь рога разного размера. Отличительной особенностью является их золочение. Ягнята бывают нормальными или в элегантной и веселой одежде;

Дымковская лошадь

Лошадь — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или «яблочко».

Мужские образы в дымковской игрушке чаще всего воспроизводятся в виде всадника на коне, пешего города или деревенского «всадника». Популярны фигурки свиней, птиц, колокольчики.

Изображения на Дымковских игрушках

Мастера дымковской игрушки вдохновляли предметы быта. «Они вырезали все, что видели вокруг: животных, сцены из крестьянской жизни, рыбаков, женщин с кокошниками, красивых дам и красивых господ, которых они видели на ярмарках», — сказала Романова.

В советское время мастера Дымки приводили аргументы, касающиеся научных и космических достижений; например, мужчина и женщина в скафандрах, стоящие под яблоней, такие как Адам и Ева, высоко ценятся коллекционерами Haze.

Считается, что эти персонажи представляют Гагарина и Терешкову. Забавные и глупые события из жизни самих мастеров проникли и в вид искусства. Зоя Пенкина, потомственная учительница Дымки, вдохновилась Московским метрополитеном и создала композицию с взволнованной женщиной, которая застревает в турникете, и ее встречает помогавший ей старик.

Дымковская игрушка в своем традиционном виде могла исчезнуть 100 лет назад, но ее спасла от забвения Анна Мезрина, единственный дамкинский мастер, лепивший игрушки по традиции, а также вятский художник Алексей Деншин.

Он популяризировал ремесло, издавал альбомы, организовывал национальные и международные выставки, организовывал мастерские и снабжал мастеров всеми необходимыми инструментами.

презентация дымковской игрушки

Изготовление дымковской игрушки

Фигурки ручной работы изготовлены из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания состоит из нескольких этапов.

Лепка

Игрушка из глины вылеплена поштучно. Сначала из глиняной пасты делается бюст фигурки, затем с помощью жидкой глины к нему приклеиваются остальные мелкие детали. Швы в местах крепления деталей заглаживают влажной тряпкой. Изделие разравнивается влажными пальцами.

Сушка

Перед съемкой игрушку необходимо просушить. Время высыхания зависит от размеров фигурки и условий мастерской: температуры воздуха, влажности и прочего. Этот процесс может занять 2-3 дня или 2-3 недели.

Обжиг

В древности продукты готовили в русской печи, кладя на железную сковороду прямо над дровами. Когда фигурки накалились, их оставили остывать в печи.

Сегодня приготовление пищи осуществляется на специальном электрооборудовании, которое более безопасно и менее трудоемко.

игрушки из глины своими руками

Побелка (беление) дымковской игрушки

Дымковская игрушка

После высыхания и запекания дымковская игрушка приобретает красно-коричневый цвет, поэтому перед нанесением выкройки ее отбеливают. Для этого статуэтку покрывают специальным раствором, состоящим из гипсовой пудры и молока. После того, как молоко скиснет, раствор затвердеет и на поверхности игрушки образуется равномерный белый слой. Отбеливание фигур позволяет не только сделать их поверхность более гладкой, но и придать нанесенным краскам особый живой блеск.

Несмотря на многочисленные попытки изменить состав раствора, они не увенчались успехом. В результате фигуры были желтоватыми или поверхность выглядела неровной. Поэтому сейчас, как и много веков назад, отбеливание дымковской игрушки производится вышеуказанным составом.

Роспись поделки

Этот этап начинается после высыхания побеленной игрушки. Мастер берет яркие цвета и наносит на фигурку простые незамысловатые узоры.

Цвета, использованные мастером:

  • желтый;
  • малиновый цвет;
  • синий;
  • коричневый;
  • апельсин;
  • зеленый.

Чтобы получить дополнительные цвета, основные следует разбавить мелом. Это была цветовая гамма оригинальной дымковской игрушки.

На заре развития ремесел кистей не было, поэтому народным мастерам приходилось использовать деревянные палочки, завернутые в льняную тряпку. Если сегодня попробовать поработать с таким аутентичным предметом, простая дымковская роспись будет выглядеть как большое искусство.

Возможно, поэтому орнамент дымковских мастеров прост. Но в то же время выразительно, с точки зрения цвета решено очень правильно.

Прямые и волнистые линии, круги и ромбы — в этих моделях нет филиграни и особой сложности, но с учетом инструментов популярного мастера и уровня подготовки поражаешься трудолюбию, интуиции художественного чутья мастера создатели провинций. Современные мастера, работающие в дымковских традициях, используют кисточки столбчатые или хорьковые.

в краску принято добавлять сырое яйцо. Они делают это для того, чтобы цвета казались более глубокими, насыщенными, а лишний блеск не мешал игрушке.

И этап покраски завершился финальной обработкой сусальным золотом. Из них просто вырезали простые геометрические фигуры, приклеивали к воротникам и шляпкам барышень, к рогам или ушам животных. Именно поэтому игрушки такие праздничные, веселые, нарядные. И ни одно фото не способно передать их ликующий вид.

Картина, кстати, в определенном смысле каноническая. Все человеческие лица однообразны. Щеки и рот намечены малиновым цветом, надбровные дуги становятся черными, глаза черные и круглые. Волосы дымковских фигурок обычно тёмные — полностью каштановые и коричневые. Рубашки и головные уборы обычно однотонные, а женские юбки белые с густым пестрым орнаментом. И фигурки животных тоже белого цвета, щедро расписанные яркими узорами.

Орнамент простой и чисто декоративный только на первый взгляд. Как и многое в популярном искусстве, это код, информация. Например, волнистая линия — это река или просто вода, клетки с пересечением — это каркас дома или колодца, кружок в центре с точкой — символ солнца или другой звезды.

Орнамент

Все игрушки украшены строгими украшениями геометрических форм: кружками, полосками, клетками, ромбами и зигзагами. Мастерицы не думают о модели заранее. Он возникает в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. Поэтому принято считать, что связь между мебелью и основанием неразрывна и невозможно найти две одинаковые игрушки.

Несмотря на нарочитую простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Таким образом, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, ячейки, образованные пересекающимися линиями, напоминают бревенчатый дом или колодец, а круг с точкой в ​​центре является символом солнца и других небесных тел тела.

Отличительные черты дымковской игрушки

Дымковские игрушки невозможно спутать с другими. Они ассоциируются с весельем, радостью, радостями ярмарки. Кратко перечислим их характеристики:

  • Каждая фигурка уникальна, наполнена множеством деталей, которые хочется учесть.
  • Игрушка расписана яркой краской в ​​виде языческих орнаментов. Эти узоры передавались из поколения в поколение и считались волшебными.
  • Игрушки побелены; В картине можно использовать до десяти разных цветов.
  • Фигуры часто украшают золотыми пятнами, что придает им особую элегантность.

Дымковские игрушки в основном предназначались для взрослых. Комоды были украшены красивыми статуэтками, а во время фестиваля свистки свистели.

Игрушки из глины

Особенности изготовления

Дымковские игрушки лепили из местной красной глины. Его собирали на берегу реки Вятка. Чтобы фигурки были крепкими, они смешали глину с речным песком, растолкали массу лопатой и залили водой. Так что замешивался материал очень-очень давно. От этого глина стала пластичной и приобрела коричневый оттенок. Со стороны может показаться, что вместо глины у вас в руках шоколадная масса.

Изготовление игрушек из глины

Работать с такой глиной оказалось непросто. Он быстро сохнет от тепла его рук. Пришлось лепить быстро и точно. Многие части нужно было соединить в фигуру, чтобы она выглядела цельной, как гипс. Затем фигурки были высушены и запечены в духовке. Последними этапами были отбеливание и покраска.

В силу сложности работы мастерицы, изготовившие дымковские игрушки, были на вес золота. В дымковской статуэтке каждый вложил свое видение. Кто-то сделал юбку пышнее, кто-то — фигуру побольше, кто-то выбрал более темный лак. Каждая игрушка получилась уникальной и неповторимой. Ремесленники прятали свои работы друг от друга, чтобы их не копировали.

Фигурки и сюжеты

Дымковские игрушки отличаются повседневными фактурами, праздничными и праздничными мотивами. Одни дамы и господа танцуют, другие катаются на карусели или лошадях, несут воду. Фигурок с пустыми руками почти не бывает. Либо вы видите курицу под мышкой, либо собаку. Иногда это балалайка, молочник, ведро с водой или дети для нянек.

Фигурки домашних животных

Классикой дымковских игрушек считаются фигурки питомцев:

  • лошадь;
  • петух;
  • корова;
  • свинья;
  • утка;
  • баранина;
  • индейка и другие.

Реже встречаются дикие животные и птицы: лев, синица, медведь, зебра.

Культура народной игрушки в раннесоветские годы

Свидетельства увлечения советских людей народным творчеством можно найти в популярной культуре и детских книгах, а также в критических исследованиях. В конце 1920-х — начале 1930-х годов Московский музей игрушки, основанный в 1918 году, уступал по популярности только Третьяковской галерее, крупнейшему столичному музею русского и советского искусства, а также большому интересу к игрушкам. Из каталога музейных экспонатов Музея игрушек, опубликованного в 1928 году, видно, что одна из пяти постоянных музейных экспозиций была посвящена «игрушкам в крестьянском искусстве». На другой выставке популярные игрушки были помещены в контекст этнографических и социологических исследований игрушек в повседневной жизни народов мира. Другими словами, народные игрушки были одними из самых привлекательных экспонатов для посетителей этого чрезвычайно популярного музея.

Кроме того, популярная игрушка обсуждалась в популярной прессе. В 1932 году в литературном журнале «Красная новь» появился литературный очерк «Советский Нюрнберг», в котором советское мастерство сравнивалось со знаменитым центром производства игрушек в Германии. В том же году в газете «Советское искусство» была опубликована обширная статья об игрушках. Эта газета была официальным информационным органом Народного комиссариата просвещения, государственного органа, контролирующего культуру и образование. Статья основана на личных впечатлениях журналиста, побывавшего в селе Богородское, известном центре кустарного производства резных деревянных игрушек.

Отметим также, что в раннесоветские годы во многих детских книжках появились изображения самодельных крестьянских игрушек. К примеру, в иллюстрированной книжке Давида Штеренберга «Мои игрушки» (1930) мы видим матрешек, изображенных в эстетике конструктивизма.

Матрешки также представлены в сборнике стихов А. Олсуфьевой «Игрушки» (1928) с иллюстрациями Лидии Поповой. Попова на двух страницах с белым фоном расположила двенадцать матрешек, одна больше другой, извлеченных последовательно друг из друга. Его иллюстрация напоминает превосходные композиции различных геометрических форм. Среди изображений есть и традиционная крестьянская игрушка с медведем на качелях. В отличие от иллюстраций в книге Олсуфьевой и Поповой, где есть более современные, вроде бы фабричные игрушки, книга «Чьи это игрушки?» (1930) Эстер Паперной и Ирины Карнауховой полностью посвящена игрушкам деревенского производства. Примитивистские иллюстрации в этой книге в виде неправильных пятнистых изображений нарисовала художница Алиса Порет. Игрушки (в основном куклы разных народов СССР) предстают здесь как в этнографическом исследовании: изменения их внешнего вида и использования показаны в хронологическом порядке. Во многих детских книгах мы видим те же узнаваемые виды и жанры поделок, которые появились на страницах научно-популярных изданий по игрушкам. Например, в иллюстрациях Порета «Чьи это игрушки?» есть традиционная лошадь с колесницей, лошадь, привязанная к саням, и лошадь с всадником. То же самое и в книге «Ремесленный киоск» (1925) с иллюстрациями Дмитрия Митрохина, вдохновленными стилем ксилографии. В них, как и в книге «Мы лепим» (1931), можно встретить изображения лошадей без всадников: одной (рис. 13.1), двух или трех.

Эти иллюстрации, похожие на традиционные крестьянские игрушки, были призваны вызвать ностальгическое чувство национальной идентичности. Устоявшиеся культурные мотивы постоянно усиливаются в визуальных образах: от кукол с вуалью, завязанной под подбородком, до лошадей с расписной сбруей. «Русскость» популярной игрушки передавалась через понятные публике визуальные знаки. Например, среди изображений популярной игрушки «Вятка» есть музыканты с характерными русскими инструментами — балалайкой и баяном (аккордеон, изобретенный вятскими мастерами в 1860 году).

Чаще всего русские черты воплощались не в материале, а в стилистических особенностях игрушки. Возможно, лучшее стилистическое сходство между иллюстрациями в детских книгах и популярными игрушками видно на примере двух кукольных портретов в книге «Чьи это игрушки?». (илл. 13.1, в центре): это, несомненно, вятские игрушки ручной работы (илл. 13.2). Вятская глиняная кукла представляла собой очень гладкую и женственную фигурку с пышным платьем и шляпой с полями. Эта игрушка — еще один пример того, насколько ремесленные традиции отличаются от местных крестьянских традиций.

Русская народная игрушка из дерева

Помимо глины, для изготовления национальных сувениров широко использовалось дерево. Этот вид рыбной ловли был популярен в лесных районах.

Богородская русская народная игрушка

Их производили в Московской губернии, в небольшом поселке Богородское. Для создания поделок чаще всего брали липу, которую предварительно просушивали два года. Древесная щепа использовалась для создания сувенирных стендов.

Русские народные деревянные игрушки из села Богородское редко расписывались и украшались. Поверхность фигурок просто зачищали наждачной бумагой. Затем они были украшены резьбой. Традиционно части готового изделия были подвижными.

Одни игрушки устанавливали на специальные подставки, прикроватные тумбочки, другие — на разводы. Иногда внутрь изделий вставляли пружины, которые отвечали за движение отдельных элементов. Сюжет игрушек разнообразен, но чаще всего мастера используют героев сказок и сказок.
Вернуться к оглавлению

Мазыкская русская народная игрушка

это крайне редко. Обычно сувенир готовили для близких родственников, например, жены или детей. В России игрушки называли «болвашками» или «щепками». Фигурку украшала уникальная резьба, сохранившаяся только среди подтеков. Это часть уличных торговцев, проживающих во Владимирской губернии.

Фактуры игрушек разнообразны: от людей до животных. Главная особенность изделия в том, что для его создания мастера используют только топор.

Фигурки изготовлены из сосны, осины или липы. Обычно для изготовления берут шест с торчащими узлами, которые в игрушке превращаются в хвост, плавник или другую часть тела.

Матрешка

Символ России. Родина пухлой девушки — Сергиев Посад. Впервые в конце XIX века была изготовлена ​​деревянная фигурка, состоящая из нескольких куколок. Создателем матрешки считается токарь В. П. Звездочкин. Раскрашиванием в белый цвет занимался известный художник С.В. Малютин.

Традиционно в куклу входят восемь «сестер» разного размера. Хотя эта цифра не является аксиомой, их количество может варьироваться от трех до бесконечности. Главный предмет росписи матрешек — повседневная жизнь.

Деревянные девушки часто изображались в национальной одежде, а их головы обязательно покрывали платком. В руках куколки держали косу, молочники или корзины с ягодами. Позже к ним стали применять сказки.

Матрешки также различаются по типу росписи. Для его создания берется липа, сначала мастер измельчает меньшую «сестренку». Затем сделайте нижнюю часть следующей фигуры. После обработки его тщательно просушивают и сверху делают пригонку. Подобным образом созданы все элементы матрешки.

Федосеевская русская народная игрушка

Рыболовство было сосредоточено в Нижегородской губернии. В небольшом селе Федосеево жил Яков Александрович Александров, который из простых фишек делал забавные мобильные игрушки.

Мастера используют нож и топор для создания деревянных сувениров. Доски и стружка сколачиваются гвоздиками и украшаются простыми орнаментами. Изначально для росписи использовалось гусиное перо. Впоследствии вся работа была окрашена в желтый цвет для получения солнечного фона. Впоследствии на поверхности был нанесен растительный узор.

Основной сюжет игрушек — кони. Вы также можете найти мебель для кукол, машин, санок, лодок и аттракционов. Чаще всего для окрашивания мастера берут желтый и красный оттенок.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка

Городок под Архангельском под названием Каргапол дал свое название знаменитым каргапольским игрушкам, которые здесь изготавливали талантливые мастера обожженной глиняной посуды с изображениями различных фигурок животных и людей. Они отличаются определенной строгостью изображений, за счет использования исключительно натуральных красителей (сажа, гипс, известь, цветные глины разновидностей, различные минералы) темных и насыщенных цветов: коричневого, бежевого, темно-зеленого и даже черного. Эти игрушки представляли собой фигурки сказочных героев, птиц, собак, медведей, коренастых крестьян с лопатными бородками или крупных женщин с младенцами на руках.

Богородская деревянная игрушка

Богородская игрушка

Игрушка создана талантливыми руками мастеров села Богородское Подмосковья, это игривые, затейливые и подвижные фигурки искусно вырезанных цыплят, увлеченно клюющих зернышки, ведущих бить на наковальне, разнообразный сюжет и жанровые композиции.

Основной материал для игрушек — это тщательно высушенная липа и ее отходы в виде стружек; Чаще всего изделия из него не окрашивались. Выразительная фактура дерева позволила мастерам совместить в игрушках как гладкую поверхность, так и небольшие выемки и насечки, передающие некоторые тонкости и оттенки различных деталей. Детям нравится не только наблюдать за ними, но и приводить в движение скрытые в них механические пружины, заставляющие храбрых солдат маршировать, а добродушного медведя выполнять тяжелую физическую работу.

Интересные факты

История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Спад начался в середине 20 века, но в 1942 году промысел получил новый импульс для развития. К этому привел художник Алексей Дэншин. Несмотря на то, что в стране шла война, ему удалось возродить интерес к игрушкам.

Интересные факты

Теперь поселок Дымково стал микрорайоном города Кирова. Именно в нем мастера передавали секреты создания игрушек из поколения в поколение. Их уже нет в живых, но кое-где сохранились деревянные дома. Один из мужчин купил там землю и, копая ее, нашел фрагменты почти 50 фигур. Не исключено, что когда-нибудь удастся создать музей, который сохранит историю дымковской игрушки.

Мост через Вятку стилизован под «дымку». Смотрится красиво и необычно. Подобные модели использовались во время жеребьевки чемпионата мира по футболу FIFA 2018. В советское время г-жа Дымково изображалась на автоматах с газированными напитками.

Ожидается, что к 2024 году серый промышленный город Киров будет ярким и оригинальным. Для этого постройки украшены традиционными дымковскими мотивами. Ремесла снова набирают популярность, а игрушки можно купить во многих городах России.

Особенности дымковской игрушки

Особенностью дымковской игрушки, которая отличает ее от других фигурок и фигурок, является то, что все они могли свистеть, потрескивать, грохотать и издавать больше шума. Эта особенность связана с тем, что нечисть не любит шум и игрушка предназначена для разгона этих духов. Весной, с началом сельскохозяйственных работ, в их присутствии вовсе не было необходимости. Считалось, что они появляются в полях зимой, и одним из способов борьбы с ними были весенние каникулы, которые отличались шумным весельем. Задача дымковской игрушки — отгонять духов с помощью свистка и рев.

Так что, в первую очередь, фигуры должны были шуметь и свистеть. На данный момент это не обязательный атрибут дымковской игрушки, однако способы ее изготовления и росписи остались прежними.

Эволюция игрушки

Интересна эволюция игрушки. Конечно, самые старые экземпляры не сохранились, но несколько игрушек трехсотлетней давности каким-то чудом уцелели. Сначала это были скульптуры более тонкой формы, с тщательно вылепленными чертами лица, с точным соблюдением пропорций фигуры.

Причем цвет у них был скромнее, преобладал коричневый, немного желто-белый цвет. Но со временем игрушка стала более декоративной, и если посмотреть на те, что были сделаны, скажем, полторы сотни лет назад, то можно четко выделить уже устоявшуюся, более лаконичную, можно сказать, импрессионистическую технику лепки и специфику фигур от до цвета.

Кстати, фасоны «надетой» на игрушку одежды тоже тогда сложились и с тех пор остаются неизменными: платья с кринолинами, фартуки с пышными воланами, кокошники на нянек, мужские головные уборы особого фасона, военная форма и т.д.

Рыбалка практически закончилась на пустом месте. Во второй половине XIX века традиция изготовления дымковских игрушек начала угасать из-за большого количества подделок из более дешевых материалов.

Но начало ХХ века ознаменовалось ростом интереса к настоящему народному творчеству: былинам, ткачеству, резьбе и, конечно же, изготовлению игрушек. К счастью, технология изготовления еще не забыта и дымковская игрушка «воскресла из пепла» и, более того, перестала быть чисто женским занятием.

Потомственная мастерица А.А. Мезрина и художник А.И. Дэншин активно продолжали и популяризировали традиции рыболовства. Благодаря их труду дымковская игрушка сохранилась в тяжелое для страны время и получила возможность дальнейшего развития.

Около восьмидесяти лет назад, учитывая огромный спрос на них и необходимость работать с большими массами сырья, мужчины также посвятили себя производству и покраске игрушек.

Возрождение промысла

Возрождение мастерства произошло в советское время в 30-е годы ХХ века и связано с именем А. И. Дэншина, сумевшего убедить потомственных мастеров А. Мезрина, Е. Пенкина, Е. Кошкина не отказываться от творчества и организовывает артель «Вятская игрушка».

Сегодня для рисования используются темперные краски и мягкие кисти. Использование широкого ассортимента, в котором много красного, желтого, синего, зеленого.

Читайте также: Жгуты из бисера: схемы плетения крючком и иголкой

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector