- Откуда пришло городецкое искусство?
- Элементы и мотивы городецкой росписи
- Элементы
- Главные мотивы
- Сюжетная роспись
- Чем отличается городецкая роспись?
- Особенности росписи
- Нанесение рисунка по технологии городецкой росписи
- Техника выполнения городецкой живописи
- Как рисуют по-городецки
- Основные цвета городецкой росписи
- Техника нанесения картинки
- История городецкой росписи
- Городецкие композиции
- Цветочная тема
- Композиция с рисованием птицы или коня
- Расписываем доску городецкой росписью с детьми
- Виды городецкой росписи
Откуда пришло городецкое искусство?
История одного из высших достижений народного искусства — городецкой росписи — началась в 19 веке. Крестьяне жили на двух берегах Волги в деревнях Курцево, Савино, Косково и других, которые изготавливали прялки с резьбой и продавали их на ярмарках.
И они украсили эту скульптуру, чтобы сделать свои творения ярче.
Позже декоративный мотив полностью вытеснил резьбу по дереву с прялок, и такое расписное искусство стали называть «нижегородской росписью», а тех же мастеров — «курцевскими красильщиками».
это интересно! Не все знают, что учреждение резьбы по дереву в Городце связано с Петром I, который попросил украсить каждый корабль резьбой по дереву, демонстрируя русскую мощь и талант русского народа. По мере приближения строительства к берегам морей в 18 веке русские мастера нашли еще одно применение своему таланту — они начали делать деревянные ложки и чаши, чашки и прялки.
Городецкая роспись считается расцветом с появлением в селе Курцево в 1870 году иконописца из Городца по имени Огуречников, которого пригласили возродить роспись Курцевской церкви. Именно он научил местных ремесленников наносить цвета послойно, оживлять изображение лаймом и придавать выразительности рисунку.
Начав рисовать прялкой, курцевские мастера потихоньку стали оттачивать полученные навыки по тарелкам, корзинам, детским игрушкам и ящикам. В домах появились пышные букеты, вороные кони и экстравагантные птицы. На елке «пили чай» и «гуляли по сцене».
Лишь в 30-х годах ХХ века у этого рисунка на дереве появилось название, которое мы знаем и слышим сегодня — «Городецкая роспись», а все благодаря тому, что такая декорированная домашняя утварь продавалась в близлежащем городке Городец, и мастерские работали.
Коль девочка на столе
Или жирным шрифтом,
Чудо-конь и чудо-птица, —
Так это Городец!
Элементы и мотивы городецкой росписи
Стиль письма Городца отличается особым богатством. В первую очередь, это бытовые жанровые сцены. Они бывают обычными и декоративными. Это реалистичный сюжет сказки, в которой гротескно разыгрываются обычные сцены: модные художественные костюмы, идеализированные животные и огненные птицы. Роскошные пышные розы, купавки и ромашки, изящно раскрашенные и сочные — распространенный стиль в росписи. Реже встречаются экзотические мотивы: фигурки львов, оленей и леопардов, петух в гротескной позе, красивая сказочная сильная лошадь. Геральдика: парные изображения, расположенные симметрично. Сюжет часто обрамляет штора на изящной кулиске, соцветия и букеты. Фон обычно зеленый, иногда киноварь красный, черный, чтобы подчеркнуть огненную многоцветность картины.
Элементы
В росписи преобладают цветочные структуры:
- Букет — симметричные изображения цветов с выходящими листьями. Большие (от трех до пяти) — на крышках, ящиках, ящиках. Маленькие, из одного или нескольких соцветий, изображали на солонках, пасхальных яйцах, чашках.
- Венок — это разновидность букета. В центральной части написано одно-два розовых дерева, от которых отходят маленькие бутоны с листьями. Картина иногда встречается в форме полумесяца, заключенного в круг, полосу. Чаще всего используется на разделочных досках, тарелках, детской мебели.
- Ромб — это своего рода гирлянда. Один-два цветка посередине, маленькие бутоны с листочками, расположены на вершине ромба и по бокам. Раскрашивают шкафы, хлебницы, сундуки.
- Полоса — выполняется давно. Это цветочные мотивы, разделенные листьями. Растения могут быть одинакового размера, но разными по оттенку; или диапазон, но разные типы. Также они могут быть разными по дизайну, размеру и цвету. Украшаются сферические предметы: сахарницы, вазы, конфеты, бочки, чайники.
- Венок — это тип ленты, которая соединяется по краю тарелки, подноса или крышки продукта. Вариантов покраски огромное количество.
Главные мотивы
В городецкой письменности постоянно встречаются конструкции с основными фигурами «конь» и «птица». Их часто используют для рисования на подносах, тарелках, хлебных корзинах, ложках и шпателях.
Симметричные изображения часто рисуют в центре венка, например, по бокам цветущего дерева. Иногда орнамент пишется симметрично, а птицы (фазан, павлин) различаются по окраске или встречаются по-разному. На одном изображении — лошади или птице — симметрия кадра может быть сохранена или нарушена.
На серии из нескольких досок боковые поверхности симметричны, хотя и условно. На них изображены цветы, а иногда и «петушок» и «курица». Особенно элегантно и красочно смотрятся изображения на тарелках, где хорошо виден центр композиции. Художники также рисуют их на цветном фоне. Подарки с таким подходящим орнаментом означают пожелание семейного счастья, благополучия и рождения детей. Их часто представляют молодоженам или на памятные даты в семье. Мотивы с лошадью или петухом — символизируют вестника солнца, стремления к добру и успеху.
Сюжетная роспись
Картина с фактурой — очень сложный и поразительно красивый мотив в письме Городца. Это могут быть сцены с семейного праздника, праздничного танца, знакомства, тройного катания, сказочные мотивы, образы древней или современной жизни. Горизонтальная декоративная панель, которая может состоять из одной или трех досок. Обрамление прямоугольного пространства, одежда остается неизменным с 19 века. Драпированные кисточкой шторы, колонны, окна, центральные настенные часы, круглые столы.
Художники часто делят панно на зоны. Главный герой или персонажи — в центре горизонтальной поверхности или могут быть размещены вертикально в верхнем фрагменте. Они отличаются от второстепенных персонажей размерами, цветовым решением одежды. Человек всегда перед зрителем. Несколько комнат на картине разделены шторами и цветочными гирляндами. Могут быть представлены различные сюжеты, но связанные по смыслу с центральным. Есть панель, на которой встречаются два объекта, их центры и композиции, но объединенные по смыслу.
Каждая картина имеет свою символику: девушка на фоне березы — невеста, мужчина на коне — жених. Подарки с такими мотивами делались с желанием найти вторую половинку.
Сцены со свадьбы, вечеринки, семейного чаепития изображаются с обязательно обильно накрытым столом с самоваром и чашками. Такие истории символизируют стремление к достатку и благополучию в семье. Также важны плиссированные жалюзи и центральные настенные часы.
На панно часто изображены деревенские гуляния: избушки с резными створками и ставнями, колодцы с крышками, украшенные петухами и конскими головами. Уличные сцены часто делят на зоны. В центре может быть интересный сюжет — комната с вечеринкой, а рядом бытовые сцены. Часто можно увидеть вид на улицу с домами, церковью, забором и деревьями. Главные герои нарисованы в больших размерах, а под ногами собаки, котята, цыплята. В любой картине будут цветы, даже в зимнем пейзаже. В традициях мастеров — подписанные произведения или народные пословицы, разъясняющие и подчеркивающие смысл написанного сюжета.
Чем отличается городецкая роспись?
мастерство Городца сложно спутать с другим, ведь именно эта картина наполнена яркими гирляндами и пышными букетами. Только здесь вы увидите всю пышность сюжетов и искренность простых людей.
Достаточно взглянуть на предметы, написанные в городецком стиле, и вы сразу обнаружите:
- на прогулке всадником на лошади;
- за столом за чашкой чая, в окружении богатых украшений;
- вместе с охотниками в лесу;
- в кругу веселых и беззаботных горожан;
- или за прялкой.
Помимо живописного быта крестьян и купцов, городецкие мастера умели изображать мистических животных. Но какая бы тема ни присутствовала на рисунке, он всегда украшался гирляндами цветов.
Краска Городец с самого начала наносилась яичными красками в виде крупных пятен, без очертаний. Мастера могли выполнять мазки произвольной формы, затем обводить элементы черными или белыми линиями. Любимые оттенки фона:
- зеленый;
- ярко-красный;
- чернить;
- сочный синий.
Сегодня мастера на фабриках используют масляные краски, которые придают им большее разнообразие цветов, но при этом сохранились черты мотивов городецкой росписи. Технология росписи дерева также осталась прежней.
Желтый вечер, черный конь
И купавка как огонь
Птицы смотрят из гроба –
Это городецкая картина!
Особенности росписи
Первоначально мастера украшали фонды резными изображениями. Затем появилась инкрустация: мозаика из кусочков потемневшего дуба, которые упали в разлившуюся реку и долго там оставались. Из них изготавливались крупные элементы модели, а мелкие — стамеской. Тогда же начала формироваться городецкая техника рисования на доске: условность, схематическое письмо животных, людей, предметов и растений. Постепенно к резьбе добавляются нарисованные от руки текстуры и раскраски. Композиция становится богаче, сложнее. Отображаются изображения слоев: каждый слой имеет свою текстуру, на которой выделяются различные детали изображения.
В 1870 году иконописец Огуречников приехал в село Курцево для обновления росписи местной церкви. Он открывает деревенским мастерам приемы иконописи: наслоение краски, оживление известью. А мастера-резчики становятся художниками. Изделия созданы в технике иконописи. Городецкое творчество быстро развивалось. Мастера наняли любые работы, расписали мебель, панно, детские кресла-качалки. После Второй мировой войны лодка полностью исчезла. Оживляет шестидесятые годы. Художники украшали разделочные доски, коробки, матрешки, тарелки.
Нанесение рисунка по технологии городецкой росписи
Если сравнивать искусство мастеров Городца и, например, Хохломы, то последнее направление технически выигрышное. Но, несмотря на относительную простоту, живопись Городца нельзя считать менее ценной или недостойной для продолжения во времена сверхновых. Он оригинален и интересен как детям, так и взрослым.
Технологические характеристики месторождения:
- Краски наносятся непосредственно на древесину, предварительная обработка грунтовкой не требуется.
- Фон может быть разным: черным, красным или желтым. Все это традиционная для городецкого искусства цветовая основа, причем цвет должен скрывать все шероховатости и неровности поверхности. И после высыхания обоев мастер приступает к нанесению рисунка.
- Мастера делали первые краски на основе яиц, но, несмотря на стабильность состава, цветовая палитра не допускала разнообразия. В качестве красящего пигмента были взяты ягоды и травы.
- Впоследствии стали появляться более комфортные красящие компоненты — сегодня масляными красками работают мастера, поддерживающие нижегородскую промышленность. Самый действенный вариант — гуашь, краска на сухой основе.
- Живопись Городца отличается особой точностью линий: его мастера «шпионят» за резчиками. Напрасно на создание работы ушло несколько дней: дизайн деталей был безупречным. И это при том, что живопись Городца долгое время несправедливо считалась грубой и простой! Нет, мастера буквально писали каждую строчку, чтобы добиться максимальной четкости изображения, и это заметно даже на раскрашенных прялках.
- Можно сказать, что сохранились и каноны живописи. На декоративных разделочных досках на верхнем этаже был изображен мир людей, а внизу — представители фауны и флоры. Но строгой каноничности в искусстве Городца не было, и это прекрасно: образы привлекают своей естественностью, легкостью, созвучием жизни человека и жизни природы.
- Не отказывают в поделке и разнообразии форм. Вначале мастера позаботились об украшении прялок, затем взяли ящики, корзины, полки, шкафы, мебель. Предметы округлой формы, ставшие основой для живописи, могут помочь создать не простой, а сферический образ.
- Если говорить о настоящих мастерах, то кроме кистей и красок для рисования художникам ничего не было нужно. Но если за дело берется новичок, сначала нарисуйте рисунок карандашом. Далее художник подчеркивает контуры рисунка черным или белым цветом, что позволяет изображению выглядеть естественным.
- Рисунок нанесен крупными уверенными мазками. Некоторое время мастера все равно грунтовали поверхность, но потом вернулись к необработанной основе. И это сделало изображение прозрачным и светлым.
3 этапа процесса покраски.
Технологический процесс был разделен на 3 этапа: эти этапы различались не только материалами, но и принципами действия мастера. Между фазами продукт «отдыхал». Первый этап — роспись — на основу наносятся основные элементы и основные цвета будущего изображения. В противном случае стадион известен как «подмалевок» или «подмалевок». Его заменяет тень. На уже размещенные цветные пятна наносится контрастный узор (обычно это делается темной краской на светлом фоне). Что ж, рабочий процесс завершает рабочий процесс. Маг добавляет в изображение отражения и мелкие белые детали, благодаря которым рисунок оживает.
Поэтому могут возникать большие и маленькие работы, создание которых сегодня может освоить даже человек без художественного образования. Возраст не так важен, как стартовые навыки. Нужно проникнуться творчеством Городца, понять его технологию и проработать сначала на бумаге, а потом на дереве.
Техника выполнения городецкой живописи
Роспись выполняется прямо на деревянной основе, которая изначально грунтована желтым, красным и черным цветами. Каждый основной цвет «обесцвечивается», таким образом удваивая количество цветов в палитре.
На поверхности тонкими линиями карандашом прорисовываются основные линии картины. Особое внимание уделяется «узлам» изображения, то есть самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали служат связующим звеном для больших моделей и могут выполняться во время импровизации.
В узлах широкой кисти краски они образуют основу цветка. Обычно это пятно неправильной круглой или овальной формы. На светлые пятна наносим более темный цвет. Вся картина состоит из простых элементов: скоб, арок, спиралей, мазков, капель и самого фонового рисунка.
Завершающий этап — нанесение контрастных штрихов и точек (черных или белых) на готовый рисунок. Этот шаг выполняется тончайшей кистью. Как только полотно высыхает, картина «фиксируется» толстым слоем краски.
Как рисуют по-городецки
Городецкие мастера владеют собственной технологией росписи по дереву. Первоначально художники карандашом наносили будущий рисунок тонкой линией, обрисовывая расположение его элементов, их размеры. Деревянную основу можно предварительно покрасить базовым лаком одного из оттенков: красный, желтый или черный. Профессионалы не тратят время на набросок, а сразу рисуют красками.
Для Городецкой росписи используется специальная краска — гуашь, которая изготавливается из натуральных или искусственных порошков. Иногда мастера берут в помощники гуашь и добавляют туда клей ПВА. Но какой бы ни была краска, самое главное — это насыщенный цвет, который отличает картину от Городецкой.
Основание всех элементов рисуется белым цветом, это называется покраской. Затем детали наносятся на светлый тон тонкими мазками. Они делают это с темными оттенками, поэтому этот шаг называется растушевкой. На последнем этапе рисунка тончайшей кистью делают так называемое осветление черной краской и осветляют белой краской в виде точек и оттенков.
Когда готовая работа полностью высохнет, ее окрашивают. В общем, это не так уж и сложно. Я хочу попробовать? Тогда читайте, что обычно рисуют городецкие мастера.
Где ведра, лошадки-качалки
Очень радостные тона
Это все работы прекрасных
Городецкие мастера.
Основные цвета городецкой росписи
Городищенские художники сначала использовали яичные краски, затем масляные краски, темпера, гуашь. Изначально поверхность изделий была загрунтована, после войны краски стали наносить прямо на поверхность, что сделало краску более светлой, живой, прозрачной. В наши дни начали использовать современные акриловые краски.
- Замалевок — охра, розовый, красный, бордовый, голубой, голубой цвета используются для окраски цветов и ягод. Для листьев: зеленые, иногда коричневые;
- Оттенок оттенка: Синие и голубые детали сочетаются с оттенками темно-синего, черного и коричневого.
- Релиз: Картина выполнена в черно-белом цвете (оживление), иногда желтым на листьях и цветах.
Техника нанесения картинки
Городецкая роспись — это немелованное изображение в простой технике. Иногда основу грунтуют желтой, красной или черной киноварью. Все цвета должны быть ярких оттенков. Художник карандашом очерчивает модель, размеры, основные элементы. А опытные мастера сразу рисуют красками без эскиза. Основные части композиции выделены светлыми тонами: фоновой краской (пятна цвета, круги, очертания листьев) нанесены толстые мазки (тени), детали прорисовки (лепестки, линии одежды). Побеги и листья прорисовываются между мельчайшими деталями. Завершение — нанесение оживляющего (белого) или разбавленного (черного) лака — наносятся точки и штрихи. После высыхания готовое изделие покрывается бесцветным лаком.
История городецкой росписи
Один из успехов XIX века — появление этой техники в изобразительном искусстве. Первоначально картина Городца была найдена на доске прялки. Они были декорированы особой техникой инкрустации: в углубления изделия вставлялись фигурки, вырезанные из дерева разных пород. Таким образом, всего из двух оттенков чистого дерева мастера того времени создали настоящие шедевры народного искусства. Во второй половине века потребность в изготовлении тонких пончиков возросла, и инкрустация стала очень трудоемким способом их украшения.
Было решено заменить его резьбой и росписью, и к концу века основную мебель составляли расписные элементы. В то время этот вид искусства назывался русским народным художественным промыслом. Древние традиции до сих пор сохраняют современные мастера, работающие на Городецкой росписи. Их мастерство так высоко ценится, что некоторые получили премию Репина.
Городецкие композиции
Городецкая роспись имеет три типа мотивов.
Цветочная тема
Самый простой и поэтому часто используемый. Это может быть одиночный цветок с листьями или растительный орнамент в виде букетов, цветочных гирлянд, ромбов, полос и гирлянд. Букеты часто рисуют на кухонных досках и столовых тарелках, стаканах, мисках и солонках.
Венки можно найти на хлебных коробках, детской мебели и подарочных коробках. Ромбы из цветов украшают гардеробы и скамейки. Полоски используются для рисования трехмерных объектов, например, для украшения круглой коробки или в качестве границ текстуры. Края изделия часто расписывают гирляндами.
Композиция с рисованием птицы или коня
его часто используют для раскрашивания крупных предметов: обеденных тарелок, хлебных корзин, детской мебели, но иногда эту тему можно увидеть и на обычной ложке. Такие изображения очень красиво смотрятся на черном или красном фоне.
Расписываем доску городецкой росписью с детьми
Дети в детском саду обязательно оценят это направление искусства. Рекомендуется строить урок по следующей схеме:
- Расскажите ученикам некоторые факты из истории рыбной ловли.
- На каждой доске отметьте центр и нанесите карандашом точку.
- Выбранным оттенком предложите им нарисовать круг.
- После высыхания краски тонкой кистью нанесите белые полосы.
- Заполните оставшееся место на доске разнообразными завитками.
- Контур изделия следует прорисовать сплошной полосой того же оттенка, что и центральный цветок.
Такое занятие принесет детям массу впечатлений, а память останется на всю жизнь. Чтобы краска со временем не осыпалась, доску лучше покрасить. |
Виды городецкой росписи
Этот стиль богат содержанием. Городецкая роспись по дереву предполагает изображение цветов, лошадей и различных фактурных мотивов. Рассмотрим характеристики каждого:
- Цветочная роспись. Самый простой в исполнении. Основными элементами здесь являются следующие элементы росписи: букет, венок, ромб, цветочная полоса и венок. Эта городецкая картина для детей самая простая, поэтому ее часто используют в обучении.
- Цветочная композиция с добавлением мотивов «лошадь» и «птица». Подобные элементы встречаются на кухонных досках, мебели и различных мелочах.
- Тема расписана. Самое сложное зрелище в живописи Городца. На картинах изображены сцены из повседневной жизни и иллюстрации к различным сказкам. Популярным является образ свадебного банкета.
Читайте также: Узоры по дереву для начинающих: эскизы для геометрической резьбы