Родина дымковской игрушки: история промысла

Поделки

История промысла

Пять веков назад за рекой Вяткой распространилось небольшое поселение, куда царь Иван III приказал переселить жителей северных областей России. Среди новых горожан было немало талантливых мастеров, которые были настоящими мастерами керамики.

В Дымково развернули активный бизнес по производству игрушек из глины. В рабочий процесс были вовлечены целые семьи. Одни занимались добычей сырья и готовили смесь из комковатой штукатурки, вторые лепили фигурки, третьи специализировались на выпечке, а четвертые — белили и окрашивали готовые изделия. Как видите, занятие оказалось полезным для всех.

Рыболовство активно развивается уже четыреста лет. В этот период сформировалась уникальная техника, своеобразные узоры и неповторимые образы. Дымковские изделия и тусклые оттенки или нечеткий орнамент — вещи несовместимые. Изделие было воплощением яркости и жизни.

В начале 19 века свист хозяев небольшого поселка покорил жителей всего поселка. В год выпускается более ста тысяч наименований. Их продавали в Оренбурге и Подмосковье. На производстве работали 59 семей из Дымковской слободы. Самые искусные мастера — Кошкин и Никулин.

Начало ХХ века ознаменовалось началом трудных для мастерства времен. Дымковская роспись перестала пользоваться спросом, поэтому известные семьи гончаров стали искать другие варианты заработка.

Недорогие изделия из гипса постепенно вытеснили с полок уникальные свистки. Только один ремесленник остался верен традиционному созданию изделий из глины: Анна Мезрина. Именно ее надо благодарить за то, что ремесло сохранилось до наших дней и не потеряно в истории.

Не менее важная роль в сохранении мастерства отводится художнику Алексею Деншину. С ранних лет увлекся дымковскими игрушками, старательно копируя все орнаменты. Даже после окончания Октябрьской революции художник не теряет надежды привлечь внимание к народному творчеству. Он регулярно издавал рукописные альбомы и собирал глиняные наклейки.

Усилия Деншина не прошли даром. В тридцатых годах ХХ века Киров снова начал активно заниматься изготовлением керамических изделий.

Точки, линии, круги…

Прежде чем изделия предстают перед публикой во всей красе, мастерам предстоит провести сложную и кропотливую работу. Ярко-красная глина тщательно смешивается с мелким песком. Игрушки часто состоят из множества частей, каждая из которых моделируется отдельно. Затем фигурка собирается — для склеивания используется жидкая глина. Все неровности на поверхности тщательно сглаживаются.

Игрушку сначала сушат на воздухе, а затем обжигают. После этого покрывается известью и марками. В старину для отбеливания использовали растворенный в молоке гипс. Краски сделаны на основе яйца с квасом. Иногда всю фигурку в конечном итоге покрывали взбитым яичным белком, чтобы она сияла. Рисунки нанесены птичьими перьями. Сейчас для окраски используют анилиновые красители. Иногда приклеивают квадраты из сусального золота или его имитацию — сусальное золото.

Одна из характеристик дымковской игрушки — богатая цветовая гамма. Элегантная палитра делает изделия узнаваемыми. Преобладающие цвета — красный, синий, зеленый, желтый. Есть несколько канонов для росписи. Каждый элемент модели имеет определенное значение. Круги символизируют солнце, волнистые линии — воду. Точки представляют собой человеческие следы. Перекрещенные прямые обозначают колодец. Эти символы очень древние.

Виды дымковской игрушки

Основные образы, которые мастера воплощают в своих работах, — это дама, домашние животные, индюки. Все фигурки яркие и насыщенные по цвету, приглашающие проявить радость жизни.

Среди коллекционеров особенно ценны игрушки, с помощью которых можно создать композицию сюжета. Несмотря на каноничность, продукция «Дымково» эксклюзивна. Потому что каждая мастерица старается дополнить рисунок работой своего автора. По этой причине найти две одинаковые игрушки практически невозможно.

Самые популярные изображения, воплощенные в глиняных фигурках:

  • Турция. Красочный, по внешнему виду напоминает павлина. Имеет отличительные особенности: небольшая борода, украшенная сусальным золотом. Размеры изделия самые разные: от миниатюрных (около пяти сантиметров) до внушительных (около сорока сантиметров).
  • Леди. Элегантная городская дама и одновременно русская женщина в кокошнике. Иногда рядом бывают дети. Отдельные элементы декорированы сусальным золотом.
  • Ягненок. Фигурка животного отличается размером рогов. Особенность предметов — золочение. Барашек может быть обыкновенным или одетым в праздничное платье.
  • Дымковская игрушечная лошадка. Традиционно лошадь изображается ярко-синим цветом или в яблочко».
Мужские образы, как правило, воплощаются в виде всадника, который сидит верхом на лошади или гуляет по городской площади. Большой популярностью пользуются деревенские фигурки «кавалер», свиньи и птицы.

Отличительные черты дымковской игрушки

Дымковские игрушки невозможно спутать с другими. Они ассоциируются с весельем, радостью, радостями ярмарки. Кратко перечислим их характеристики:

  • Каждая фигурка уникальна, наполнена множеством деталей, которые хочется учесть.
  • Игрушка расписана яркой краской в ​​виде языческих орнаментов. Эти узоры передавались из поколения в поколение и считались волшебными.
  • Игрушки побелены; В картине можно использовать до десяти разных цветов.
  • Фигуры часто украшают золотыми пятнами, что придает им особую элегантность.

Дымковские игрушки в основном предназначались для взрослых. Комоды были украшены красивыми статуэтками, а во время фестиваля свистки свистели.

Игрушки из глины

Особенности изготовления

Дымковские игрушки лепили из местной красной глины. Его собирали на берегу реки Вятка. Чтобы фигурки были крепкими, они смешали глину с речным песком, растолкали массу лопатой и залили водой. Так что замешивался материал очень-очень давно. От этого глина стала пластичной и приобрела коричневый оттенок. Со стороны может показаться, что вместо глины у вас в руках шоколадная масса.

Изготовление игрушек из глины

Работать с такой глиной оказалось непросто. Он быстро сохнет от тепла его рук. Пришлось лепить быстро и точно. Многие части нужно было соединить в фигуру, чтобы она выглядела цельной, как гипс. Затем фигурки были высушены и запечены в духовке. Последними этапами были отбеливание и покраска.

В силу сложности работы мастерицы, изготовившие дымковские игрушки, были на вес золота. В дымковской статуэтке каждый вложил свое видение. Кто-то сделал юбку пышнее, кто-то — фигуру побольше, кто-то выбрал более темный лак. Каждая игрушка получилась уникальной и неповторимой. Ремесленники прятали свои работы друг от друга, чтобы их не копировали.

Фигурки и сюжеты

Дымковские игрушки отличаются повседневными фактурами, праздничными и праздничными мотивами. Одни дамы и господа танцуют, другие катаются на карусели или лошадях, несут воду. Фигурок с пустыми руками почти не бывает. Либо вы видите курицу под мышкой, либо собаку. Иногда это балалайка, молочник, ведро с водой или дети для нянек.

Фигурки домашних животных

Классикой дымковских игрушек считаются фигурки питомцев:

  • лошадь;
  • петух;
  • корова;
  • свинья;
  • утка;
  • баранина;
  • индейка и другие.

Реже встречаются дикие животные и птицы: лев, синица, медведь, зебра.

Цветовая палитра

димковская-Баринья

Мастер подбирает цвета по принципу контраста, чтобы при рисовании один цвет подчеркивал другой. Для Дымково живопись стала визитной карточкой: лошади и петухи, шикарные дамы и барышни с синими, красными, желтыми, изумрудными, синими и оранжевыми мотивами узнаваемы и любимы людьми.

Каждый цвет передает свое значение в произведении: белый означает чистоту, черный может говорить о лжи, зеленый символизирует природу, красный — здоровье и силу, синий — небо. В старину мастера разводили краски на желтке, и все рецепты были секретными.

Элементы и орнаменты

Дымковская хозяйка, конь, петушок — символ самой жизни, радости каждого дня. Орнаменты, изображенные на изделии, представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими узорами. Элементы росписи дымковских игрушек имеют прямое отношение к охранному значению, с символикой матери-природы.

димковская-Баринья
Различные круги — символ солнца, волны — неба

Например, знаки солнца и луны — символ зарождения жизни, ромбы ассоциируются с плодородием, волны — знак неба и небесной влажности. Изображать эти знаки на игрушке — значит делать из нее не только детский стишок, украшение, но и закодировать на ней важную и сакральную информацию.

Материалы

Например, если мы хотим сделать дымковского мула, его создание включает несколько этапов: лепка, сушка, приготовление, отбеливание, покраска. Они вырезают игрушку по частям. Берут промытую жиром глину, разбавляют песком и скатывают из нее шарики. Затем шарики сплющивают для лепешек и из них делают туловище игрушки. А к корпусу крепятся уже более мелкие детали.

Затем игрушку сушат и запекают, бланшируют. И только после того, как поверхность высохнет, мастер приступает к росписи. Все яркие узоры, которыми украшают петуха или женщину, просты и неприхотливы. Поэтому дошкольники очень любят рисовать. Ребенку нравится делать белую фигурку яркой, оживлять ее красками. Но сначала на листах бумаги оформляются макеты Дымковской картины, подаренные детям. Дети учатся орнаменту, работают с основными цветами.

Поэтому материалы для будущей игрушки могут быть разными — глина, акриловые краски, гуашь и бумага. Детский труд предполагает простейший набор материалов и инструментов: плотная акварельная бумага, гуашь, кисти. Дети постарше могут работать папье-маше, то есть раскрашивать уже объемные фигурки.

Возрождение красочной сказки

В конце 19 века на смену искусственным глиняным фигуркам пришли гипсовые изделия заводского изготовления. Однако возрождением мастерства занялся известный вятский художник Алексей Иванович Деншин. Характеристики уникальной лодки тщательно изучены, собраны материалы. В 30-х годах ХХ века была организована артель «Вятская игрушка». В нем собрались замечательные мастерицы: Зоя Васильевна Пенкина, Анна Афанасьевна Мезрина, Елизавета Александровна Кошкина.

Перезапуск лодки был прерван началом войны, но в 1942 году производство удивительных изделий возобновилось. По словам Алексея Деншина, «в наши дни дымковская игрушка сыграла роль своеобразного яркого и веселого фактора бессмертия творческих сил людей, их гениальности». В 50-60-е годы активно развивалось рыболовство. Искусство мастерства получило множество наград. Сейчас в Кирове действует творческое объединение «Дымковская игрушка».

Коллекции

Самая большая коллекция дымковских игрушек представлена ​​в постоянной экспозиции Кировского художественного музея. Виктор и Аполлинария Васнецовы. Кировский областной краеведческий музей обладает уникальной коллекцией.

В марте 2011 года в Кирове открылся музей «Дымковская игрушка: история и современность», в фондах которого более 1000 экспонатов, из которых около 200 экспонируются..

В июне 2013 года стартовал уникальный проект по трехмерной оцифровке экспонатов из фондов российских музеев — виртуальный 3D-музей дымковских игрушек.

Значение дымковской игрушки

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивая самобытность Вятского края, его богатую и древнюю историю.

 

Благодаря простой пластике, простоте узоров, яркости палитры, дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Яркие платья дымковских женщин нашли отражение в коллекциях современных дизайнеров.

Технология изготовления

Процесс изготовления глиняной игрушки состоит из нескольких этапов:

  • Моделирование.
  • Сушка.
  • Жжение.
  • Обелить.
  • Рисование.

Как лепить дымковскую игрушку

Для создания изделия берут из реки глину или песок. По классической технологии это должна быть красная вятская глина. Каждый элемент фигурки создается отдельно: из шара формируется тело, на которое крепятся остальные детали. Все детали соединяются плавным переходом, чтобы не было сколов на готовом изделии. Кроме того, стыки тщательно обрабатываются влажной тканью.

Основная деталь скульптуры — тело. Сначала делается шар из куска глины, смешанного с мелким речным песком. После этого из него извлекается необходимая форма. Чем плавнее будет процесс, тем красивее будет фигура.

Создание придатков (рук, ног, головы и т.д.) также выполняется шариками, но их объем меньше. «Детали» прикрепляются к туловищу, а сустав обрабатывается водой с глиной. В качестве декоративных элементов мастера иногда используют кольца, пазы, колбаски.

Например, чтобы сделать дама, первое, что нужно сделать, это вылепить зауженную юбку. Далее прикрепляется туловище с удлиненной шеей. Следующим шагом будет прикрепление головы и рук. Завершающий этап — облачение молодой женщины в красивый шарф и шапку.

Мужские фигурки созданы немного иначе. К ногам прикреплены туловище и голова, представляющие собой две толстые колбаски. Если немного согнуть их нижнюю часть, получатся ножки.

Тело животного в пустом пространстве напоминает конус. К заостренному концу прикрепляются голова и шея. Конечности чаще крупные, слегка суженные книзу. Последними прикрепите хвост и рожки.

Сушка и обжиг дымковской игрушки

После завершения формования изделие сушат. Продолжительность процедуры зависит от размеров фигурки и климатических особенностей помещения. Влажность, температура и другие параметры учитываются в обязательном порядке. В зависимости от этих показателей процесс занимает от нескольких дней до трех недель.

После высыхания фигурка запекается. Раньше для этого использовалась деревенская печь. Игрушки разложили на металлической сковороде и положили на дрова. После того, как фигурка была нагрета, ее охладили в той же духовке.

В настоящее время используется инновационное оборудование, которое не только экономит время, но и делает процесс обжига безопасным.

Побелка (беление) дымковской игрушки

После сушки и обжига фигурка приобретает красновато-коричневый оттенок. Поэтому перед нанесением картины ее отбеливают. Фигурка покрыта специальным составом из мела и сухого молока.

После того, как напиток становится кислым, раствор становится твердым и на продукте образуется равномерный белый слой. Процедура не только сглаживает поверхность, но и добавляет цветам невероятной яркости и насыщенности.

Было много попыток изменить состав смеси, но каждый эксперимент заканчивался неудачей. В результате фигурка пожелтела или приобрела неровную поверхность. По этой причине и сегодня побелка выполняется по старинному рецепту.

Роспись дымковской игрушки

Глиняные фигурки символизируют радость и жизнь. Для украшения обычно используется гладкий орнамент в сочетании с геометрическим узором. Оттенки подобраны контрастные, выгодно подчеркивающие друг друга.

Элементы гардероба людей, рога и копыта животных покрыты медными листьями.

Цвета дымковской игрушки

После высыхания лайма мастера приступают к нанесению узоров на фигурку. Краска дымковская игрушка имеет плохую цветовую гамму:

  • Синий.
  • Зеленый.
  • Желтый.
  • Коричневый.
  • Апельсин.
  • Малиновый цвет.
Для получения дополнительных оттенков базовый цвет разбавили мелом. Например, подобным образом синий был получен из синего.

В древности мастера рисовали фигуры не кистями, а деревянными палочками, обернутыми льняной тканью. Подобный инструмент позволял создавать примитивные узоры: линии, круги, зигзаги. В наше время для росписи берут кисточки из шерсти хорька.

Чтобы краска засияла, было добавлено сырое яйцо. Окрашивание производилось в определенной последовательности:

  • Волосы чаще всего были коричневого тона.
  • Глаза и брови закрашены черной краской.
  • Рот и щеки были отмечены малиновым оттенком.
  • Головной убор однотонный.
  • Узор на платье.

Последним этапом стало украшение игрушки декоративными фигурками, вырезанными сусальным золотом.

Элементы дымковской росписи

Для украшения глиняной фигурки мастера всегда использовали строгий геометрический узор. Роспись игрушки — это сочетание кругов, волнистых линий и зигзагов. Клетки, точки и пятна обязательно будут использоваться. Кроме того, к красящим элементам можно отнести ромбики из сусального золота или сусального золота, которые наклеиваются на нанесенный орнамент.

Каждый мастер наносит узор по своему личному желанию, комбинируя разные комбинации. Изделие можно полностью покрыть орнаментом. В некоторых случаях соблюдается авторская лаконичность. Поэтому среди большого ассортимента игрушек найти две одинаковые фигурки нереально.

Для росписи дымковских изделий характерно использование особых символов, обозначающих стремление к красоте и правде. Все украшения тесно связаны с природой и различными амулетами.

Каждая деталь изображения имеет скрытый смысл. Например, волнистая линия символизирует воду, круг со звездой в центре символизирует солнце. Часто орнамент содержит растительные элементы: цветы, листья и ягоды.

Характерные особенности росписи животных

Каждая фигурка из глины расписана по-своему. Классические фигурки рыцарей, петухов и других популярных персонажей покрыты насыщенными красками. Лошадь можно украсить по бокам ярко-синими яблоками, у индейки — веерообразный хвост.

Особенностью крылатых уток был ряд горизонтальных оборок. Когда смотришь на утку, создается впечатление, что на ней два фартука.

Кроме того, в росписи предусмотрено соблюдение определенной последовательности при нанесении мотива. Сначала накладывается широкая тесьма, закрывающая утиную грудку. От шеи отходят узкие линии, затем мастер наносит поперечные мазки, образуя классический клетчатый орнамент.

Гребневая роспись свистульки сочетает в себе нанесение вертикальных полос и ряда разноцветных горошин. При этом используемые оттенки не сочетаются между собой.

Самые популярные животные в дымковской игрушке — лошадь и утка. Поросята, коровы, козы и другие домашние животные встречаются гораздо реже. Анатомическое строение тела обычно не соблюдается, поэтому основная часть животных напоминает лошадь. Только по лицу можно узнать, какое существо изобразил гончар.

Читайте также: Подушка в лоскутной технике: наволочки в стиле пэчворк своими руками

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector