Мезенская роспись

Роспись

История происхождения мезенской росписи

Месенская живопись восходит к языческим временам их предков. В те времена люди верили в богов, в их способность насылать болезни или дарить людям урожай. В то же время люди были связаны с природой и зависели от нее. Все это нашло отражение в узорах месанской росписи.

Первое документально подтвержденное изображение мезанской живописи датируется 1815 годом. Свое название он получил от места своего происхождения. Характерные узоры стали достопримечательностью деревни. Рядом с поселением протекала река Мезень. Мезенские росписи стали называть по имени реки.

Но масштабы распространения декоративно-прикладного искусства выходили далеко за пределы деревни. Палашели. Следы узоров были замечены на предметах в районе Северной Двины, вплоть до Онежского полуострова. Этот графический прием использовался и в восточной части: в бассейнах рек Печора и Ижма.

Мезенская роспись (изображения, на которых изображены животные и узоры) относится к группе графических искусств. Однако акцент в нем сделан на роли элементов кисти — это контуры, а также другие линии.

Кроме того, этот вид живописи сохранил и развил такие мотивы, как:

  • Бегущие олени, лошади.
  • Полет птиц.

Мезенская роспись. Картины, рисунки на дереве

Раньше все художественные картины имели одну отправную точку: новгородские черты. Но в мезенской живописи традиции восприятия окружающего мира выражены более ярко. Эту особенность можно объяснить на примере мезенской прялки, так как она является главным предметом этого ремесла. Их делали как для продажи на ярмарках, так и для домашнего использования.

Девочек с шести лет учили прясть, поэтому для них прялка стала неотъемлемой частью жизни. Однако чаще всего именно предмет украшался узорами. Если вы посмотрите на сохранившиеся образцы, то заметите, что узоры разделены на части — так называемые язычки. Они похожи на гребень, что является прямой отсылкой к ремеслу прядения.

Поэтому каждый узор имеет смысловое значение. Они были назначены на должности не просто так. В украшении было таинственное послание, которое для современных людей имеет языческий и суеверный смысл. Кроме того, они красили инвалидные коляски и детские люльки.

Для росписи мастера использовали 2 цвета: черный и карминово-красный. Ранее эти цвета получали естественным путем, без использования химических соединений. Из-за органического состава краски многие окрашенные предметы, сохранившиеся до наших дней, не сохранили свой цвет. Остались только черты набросков.

Мезенская роспись. Картины, рисунки на дереве

Черный цвет был получен из сажи и смолы путем соединения этих двух материалов вместе. Первый ингредиент придает тону насыщенность, а второй удерживает его на поверхности окрашиваемого объекта. Позже они стали использовать покупные чернила.

Красный цвет был получен из местной глины. Берега местной реки Мезень, в которой содержится оксид железа, богаты этим материалом. В зависимости от места добычи глины пигмент приобретал различные оттенки красного цвета.

Роспись начиналась на чистой поверхности негрунтованной древесины. Для первого этапа использовали охру или сурик. Наконец, деревянная палка была раздроблена на волокна. Черные контуры были сделаны с помощью птичьего пера, которое использовалось для рисования линий рисунка.

Для этого обычно использовался меховой материал из рябчика или тетерева. Чтобы закрепить изображение, его покрыли натуральным оливковым маслом. Историки также выделяют сундук — емкость для хранения хлеба, инструментов для рукоделия. Как и прялку, его украшали чаще, чем другие предметы быта.

Интересно отметить, что в те времена было популярно оставлять подписи на прялке. Они не похожи на инициалы современного человека. Это были замысловатые узоры, которые семьи использовали, чтобы отличить себя от других.

В результате в 1920-х годах удалось восстановить информацию о палашельских мастерах, занимавшихся этим ремеслом. Это привело к появлению имен: Шишов, Новиков, Кузьмин и Аксен. Ф.М. Федотов, заинтересовавшись этим, инициировал возрождение мезенской живописи в середине 1960-х годов.

Он использует технологию печатной графики в самом сердце мезенской живописи — селе Палащелье. Одновременно с ним братья Фатьяновы начали возрождать это ремесло в деревне Селище. Особенностью мессенской живописи является то, что знания и техника этого искусства передаются только по мужской линии. Отец учил своего сына, и это продолжалось из поколения в поколение.

Символика узора

Мезонинные росписи (рисунки и узоры можно увидеть даже на хижинах) относятся к архаичному типу. Она отражает разнообразные взгляды людей того времени.

Исследователь крестьянского искусства Бакушинский А.В. обнаружил, что узоры похожи на искусство финно-угорских племен.

Мезенская роспись имеет отличительную особенность в своих узорах: ярусах, полосах. Чаще всего их бывает 3 на детали.

Но, внутренняя сторона таких полос была украшена аппликацией из красок:

  • Птицы были только в верхней части.
  • В средней или нижней части запрягали лошадей или оленей.

Мезенская роспись. Картины, рисунки на дереве

Историки сходятся во мнении, что каждый слой отражает небесное, земное и подземное деление мира. Прялку украшали с помощью особой техники: на ее обратной стороне располагались полосы, на которых можно было разместить надписи. На лицевой стороне были нарисованы ярусы и символы.

Мезенская орнаментика (ее изображения и узоры принято относить к языческим и религиозным основам) практически не отражает повседневную жизнь народа, а скорее использует образы с подтекстом. Каждый орнаментальный символ имеет свой семантический предмет.

Мезенская роспись. Картины, рисунки на дереве

Солнечные знаки изображаются в виде солнца, кругов и крестов. Они почти похожи на свастики. Ложки чаще всего украшались кругом. На карабах рисовали только геометрические узоры, без знаков.

Земля

Земля в мезенской росписи символизирует мать всех живых существ, которая является кормилицей и основой существования. Первоначально она изображалась в виде квадрата. В середине она может оставить сообщение. Например, точка означала хороший год. Земля также представлялась в виде ромба или треугольника.

Мезенская роспись. Картины, рисунки на дереве
Мезенская роспись. Картины, рисунки на дереве

Если область внутри фигуры была заштрихована, это означало засеянное поле. Таким знаком было размещение семени внутри квадрата. Также внутри квадратов были нарисованы символы плодородия, спирали, знаки огня.

Вода

В мезенской живописи символ воды обозначался волнистыми линиями или зигзагами.

Мезенская роспись. Картины, рисунки на дереве

Текучесть не только обозначала небесные или земные стихии (реки), но и была символом зарождения новой жизни. Если рядом с ним ставили знак земли, это означало рождение чего-то нового.

Огонь

Роспись месене (рисунки с изображением пламени могли наноситься на одежду, ставни домов) подчеркивает символ огня как элемента, который является либо животворящим, либо разрушительным. Он изображается в виде круга, завитков и всех элементов, движущихся к кругу.

Мезенская роспись. Картины, рисунки на дереве

Огонь олицетворяет жизнь, энергию. Он может нести как созидательное, так и разрушительное значение. Двойные спирали, конические знаки соли могут подчеркивать значение огня. В более поздней мезенской живописи огонь изображался крестами или кругами.

Ветер (воздух)

Потоки воздуха изображаются в виде коротких штрихов. Его символ является важным украшением мезенской росписи, так как представляет собой одну из стихий природы. Кроме того, этот знак означает непредсказуемую силу.

Мезенская роспись. Картины, рисунки на дереве

Ветер изображается либо как бушующая стихия, либо как помощник людей. Мессенские мастера любили изображать запряженный воздух. Поэтому на картинах его часто рисуют по кругу, как бы нанизанным на прямые, перекрещивающиеся линии.

Композиция в квадрате

Композиция, изображенная слева на рисунке 15, заключена в квадрат. Центр с красными пятнами привлекает внимание, и при ближайшем рассмотрении оказывается, что это бегущие налегке лошади, крепко сжатые своими вогнутыми шеями. И если вы присмотритесь, то увидите, что красные пятна лошадей все вместе образуют квадрат. И от этого квадрата в центре расходились тонкие, стройные и изящные ноги и хвосты бегущих лошадей на все четыре стороны следующего большого квадрата.
Композиция на площади
Между ногами лошадей расположены елочки, спирали, кресты и звезды, создающие ощущение движения. Наконец, на всех четырех сторонах самого большого квадрата расположены геометрические фризы, состоящие из треугольников, чередующихся с волнистыми линиями для изображения воды и маленьких скрученных стеблей для изображения деревьев. Вся композиция освещена четырьмя «солнцами», расположенными по углам большого квадрата и состоящими из круга и излучающих из него свитков.

Композиция справа (см. там же) содержит несколько маленьких квадратов внутри большого квадрата. Центральный квадрат разделен на четыре других квадрата с черными крестами и скобками по углам. Красные линии сторон квадратов обрамлены черной волнистой линией. Внутри большой площади тихо плавают утята.
Обе композиции поражают своей красотой и оригинальностью.

Символы изобилия

Изображение семян и пахотного поля было символом изобилия. Он был изображен в заштрихованных квадратах. Историки согласны с тем, что такие символы являются скорее символической, чем языческой системой.

Символы изобилия размещались в различных местах: на амбарах, домах, домашней утвари. Например, нарисованная на дне ложек надпись означала пожелание процветания и отсутствия голода. Когда на свадебных одеждах жениха и невесты рисовали символы изобилия, это был тайный обет, что у молодой пары в будущем будет много детей.

Мезенская роспись. Картины, рисунки на дереве

Почти все конструкции Месенина ассоциируются с изобилием и плодородием. На предметах часто изображают вспаханную землю, фрукты или цветы — это тоже символ процветания. Эти символы располагаются в виде стопки или в 2 ряда.

Наиболее распространенным рисунком изобилия является ромб. Он означает возрождение жизни. Цепочка этих геометрических фигур представляет собой семейное древо жизни.

Узоры в простой и косой клетке

Косой крест в квадрате — знак солнца и его тепла. Если круги нарисованы рядом друг с другом, они представляют собой семена. Заштрихованные квадраты представляют засеянное поле. Наиболее распространенные геометрические символы использовались ткачихами и вышивальщицами.

Мезенская роспись. Картины, рисунки на дереве
Мезенская роспись. Картины, рисунки на дереве

В качестве узоров использовались кресты, ромбы или квадраты. Ромб с точками в середине был символом плодородия для землевладельцев.

Ленточный орнамент

Ленточный орнамент состоит из 3 уровней: земного, подземного и небесного. Их также называют березами. Внутреннее пространство заполнено различными узорами.

Мезенская роспись. Картины, рисунки на дереве

Они зависят от расположения ленты. Если он находится в верхней части, то он заполнен символами воды. Внизу они рисуют схемы рождаемости, семьи.

Дополнительные элементы росписи

Цветы, семена, фрукты на картинах указывали на плодородие и хороший урожай.

Мезенская роспись. Картины, рисунки на дереве

Другие элементы картин Мезенского включают:

  • Двойные свитки.
  • Спирали.
  • Калеки.
  • Маленькие звезды.
  • Парные свитки.

Свастика на мезенской картине также является календарным знаком. Например, виток справа представляет месяцы с декабря и далее, виток слева — месяцы с июня и далее.

Схемы и картинки декоративных изображений мезенской росписи, инструкции по выполнению

Мезенская роспись отличается от других художественных ремесел отсутствием ярких и витиеватых орнаментов. Все рисунки выглядят так, как будто их нарисовал ребенок — линии не отражают точных очертаний животных.

Однако, благодаря повторению многих орнаментов, возникает ощущение динамичной орнаментальности. Если посмотреть глубже, отбросив максимальную простоту воспринимаемых узоров, можно увидеть целостность картины, ее особую утонченность.

Несмотря на свою простоту, картина качественно передает характерные особенности оленей и лошадей. Кажется, что они действительно находятся в движении. Для рисования узоров в традиционной месенинской росписи используйте только 2 цвета: черный и карминово-красный.

Мезенская роспись. Картины, рисунки на дереве

Все узоры наносятся на предмет без предварительного трафарета. Даже если они неровные, это не имеет значения. Именно благодаря неоднородности узоров каждый из них имеет свою индивидуальность и особенность.

Сначала вы рисуете красные детали, даете им высохнуть, а затем рисуете черные элементы. Эта техника является нисходящей по своей природе. Готовый рисунок покрывается лаком (для замены ранее использованного лака). Вам необходимо предварительно потренироваться в рисовании прямых линий. Это можно сделать на бумаге.

Чтобы научиться красиво рисовать, сначала нужно потренироваться рисовать линии без использования каких-либо инструментов. Пока вы не освоите это, нет смысла пытаться делать сложные вещи.

Такая картина объединит самые основные вещи в жизни человека. Его прошлое, его отношения с предками и природой, круг света. Все конструкции хорошо продуманы и не содержат лишних элементов.

Стоит помнить, что при разработке самого эскиза нижняя часть детали должна иметь больший вес, чем верхняя. Область земли должна быть более насыщенной, чем область неба. Он должен включать в себя все, что важно для человека: семью, плодородие, символы природы.

Птицы

Птицы символизируют души предков. Считалось, что они приходят на помощь нуждающимся людям. Птицы — как посредники между живыми и мертвыми. Утка часто рисовалась как символ солнца на закате. Очень часто его изображали в дуэте с лошадью.

Мезенская роспись. Картины, рисунки на дереве

Это означало, что ночью птица прячет солнце в воде, а утром лошадь уносит его в небо. Часто летающих обитателей можно было заменить простым изображением пера.

Изображение глухаря и тетерева отражало основное занятие жителей региона. На эту птицу регулярно охотились, и она была основным источником дохода для коренного населения в бедные годы. Большое количество дичи было даже отправлено в Санкт-Петербург.

Животные

Животные в мессенской живописи чаще всего изображаются лошадьми и оленями. Согласно языческим представлениям, они представляют собой спутников богов. В славянской мифологии лошади имеют другое значение — они олицетворяют солнце. То, что лошади находятся в движении, означает путь солнца по небу.

Олени, с другой стороны, считаются символом богов, которые дают жизнь всему земному. Поэтому чаще всего такие узоры использовались для украшения подарков для женщины после родов. Лошади — это прямая отсылка к породе животных, обитавших в этой местности. Тип низкорослых лошадей с мохнатыми ногами называли мезенками.

Мезенская роспись. Картины, рисунки на дереве

Лошади нарисованы таким образом:

  1. Они проводят красную линию, отмечая его живот. Если лошадей много, линии располагаются на равном расстоянии друг от друга.
  2. Нарисуйте грудь лошади. Для этого проведите линию сверху, соединив крайнюю точку нижней линии.
  3. Сделайте контур лошади — утолстите линии на внутренней стороне лошади.
  4. Нарисуйте морду: она может смотреть вверх или вниз.
  5. Черной краской нарисуйте ноги лошади. Для этого просто нарисуйте изогнутые линии от тела, чтобы имитировать конечности животного.
  6. Выполните оставшиеся 3 ноги лошади.
  7. Черной краской нарисуйте ухо лошади и продолжите линию вдоль верхней части туловища, чтобы сформировать хвост.
  8. Нарисуйте черной краской гриву и поводья.

Деревья и цветы

Изображение ели означало мужественность или богатые хвойные леса региона. Было нарисовано семейное дерево с глубокими корнями, символизирующее связь с предками. Ствол дерева был расписан ромбами, которые являются знаками наследия предков.

Мезенская роспись. Картины, рисунки на дереве

Дерево также имело языческое значение для людей того времени. Он считался божеством, властвующим над дождем и солнцем. Его могучая корона на картине говорит о том, что в семье было много детей.

Дерево было символом бессмертия, обновления и показывало образ мирской жизни. Его корни представляли его прошлое, ствол — его настоящее, а крона — его будущее. Его верхушка часто украшалась солярным символом, описывающим небесный мир.

Необычная картина из Мезенска удивляет своим глубоким символизмом. В нем каждый узор заменяет слово, а образы, созданные орнаментом, рассказывают историю о мире, природе и традициях народа. Иногда мастер использовал орнаменты для создания настоящей картины, изображающей сцены из повседневной жизни.

Последовательность рисования мезенского лебедя

Последовательность рисования мезенского лебедя
Фото 12 поможет студентам быстро запомнить порядок, в котором нужно рисовать лебедей:

  • определите высоту фигуры лебедя и проведите горизонтальную линию посередине (все линии очень тонкие, так как они являются строительными и удаляются в конце работы);
  • нарисуйте круг внизу и вертикальную линию слева от круга;
  • от верхней горизонтальной линии, касаясь вертикальной линии, войдите в круг по большой дуге;
  • из той же точки проведите еще одну дугу, но на этот раз она переходит в круг — это шея лебедя;
  • С левой стороны, чуть выше центра круга, сделайте небольшую дугу, чтобы определить туловище лебедя;
  • мы рисуем голову, она похожа на букву «g»;
  • а затем рисуем голову лебедя. Красно-коричневый: голова, шея, туловище. Хвост — с черной краской. Она рисуется снизу вверх тонкой изогнутой линией с погружением кисти в конец линии. Маленькие линии «перьев» проводятся от основной линии и завершаются скобками. На груди лебедя нарисованы маленькие скобки — «перья». Под телом расположены черные лапы в форме капель.

Читайте также: Как сделать волосы кукле: 20 фото как сделать легко и просто красивые волосы

Рисование фигуры мезенского коня и оленя

Рисунок мезенской лошади
Это упражнение — хороший способ потренироваться в рисовании элементов мезенской лошади, чтобы дети могли отработать все элементы. Упражнения можно выполнять сначала карандашом, а затем кистью:

  • горизонтальные, вертикальные и диагональные линии;
  • Постройте из этих линий четырехугольник (образует тело лошади);
  • за небольшой скобкой следует длинная наклонная линия шеи;
  • затем к этой линии рисуем небольшой четырехугольник, напоминающий «топор» с дугой — это голова лошади; рисуем этот элемент с направлением головы влево и вправо
  • вертикальная, слегка изогнутая передняя линия шеи (потренируйтесь рисовать голову вместе с шеей, направленной влево и вправо)
  • рисование ног (напоминающие «паучьи лапки», тонкие и длинные изогнутые линии);
  • рисуем передние ножки, задние ножки, а затем ножки посередине, напоминающие форму вазы;
  • от горизонтальной линии, постарайтесь нарисовать все ноги. Все эти индивидуальные упражнения должны быть хорошо отработаны.

Последовательность рисования фигуры лошади
Эта последовательность рисования фигуры лошади хорошо понятна и легко осваивается учащимися:

  • Определите высоту фигуры и посередине проведите горизонтальную линию для тела;
  • от каждого конца линии вверх проведите наклонную линию вправо и соедините линии прямой горизонтальной линией (получится четырехугольник)
  • нарисуйте наклонную линию для шеи, головы;
  • от нижних углов туловища проведите изогнутую линию для передних и задних ног;
  • линии ног посередине;
  • нарисуйте хвост, состоящий из трех или четырех косых линий, расположенных близко друг к другу;
  • раскрасьте голову, шею и туловище в красный цвет, а ноги и хвост — в черный;
  • закончите рисовать лошадь короткими черными штрихами у гривы, ног (штрихи выглядят как «ресницы») и уздечки в две линии.

Последовательность рисования фигуры оленя
Порядок рисования силуэта оленя аналогичен рисованию силуэта лошади с некоторыми изменениями:

  • Определите высоту силуэта оленя и проведите горизонтальную линию посередине для туловища;
  • От каждого конца вверх проведите линию, наклоненную влево (в лошади наклон этих линий — вправо), и соедините их горизонтальной прямой линией, чтобы получился прямоугольник;
  • нарисуйте косую линию для шеи, головы;
  • округлить заднюю часть туловища;
  • проведите изогнутую линию от нижних углов туловища для передних и задних ног, а затем линию для ног посередине;
  • рисовать изогнутые линии, как рога оленя.

Голова, шея, туловище окрашены в красный цвет. Грива, ноги, «реснички» окрашены в черный цвет.

Мессенские русские прялки больше всего похожи на рисунки первобытных людей. Точно так же тысячи лет назад охотники, укрывавшиеся от непогоды в каменных пещерах, оставляли на стенах своих жилищ изображения животных: буйволов, лошадей и быков.

Трудно представить себе большее обобщение, чем лошадь, изображенная любым из старых месенских мастеров: кирпично-красное пятно, как бы соединенное из трех частей — четвероногого туловища и изогнутой шеи, переходящей в морду. Остальное было закончено тонкими черными черточками: дюжина черточек, изображающих гриву, четыре длинных черточки хвоста, странные ноги, сделанные одним мазком, больше похожие на паучьи лапы, две черточки ушей и уздечка с двумя черточками вожака.

Единственное отличие оленя от лошади заключалось в том, что вместо гривы на спине черной краской был нарисован один ветвистый рог.

На изображении 11 показаны варианты фигур лошади и оленя в мезенской росписи.
Варианты мезенской росписи лошадей и оленей
Фигурки лошадей, изображенные в верхнем ряду, мезенские мастера рисовали только с обратной стороны (внутренняя сторона «к себе») лезвия оклада. Это лошади мелкого черного цвета, бриндл (состоит из четырех черных линий), с волнистыми полосами на теле и волнистым хвостом.
А вот красные лошади, которые находятся в среднем ряду, были запряжены мессенскими мастерами по обе стороны от прялки.

Учимся рисовать животныхмезенская-роспис
Сувениры. Мезенская роспись.

Конь, олень и птица — самые распространенные, центральные образы мезенских мотивов. И обычно одна из этих фигур становится первым героем картины на деревянной доске или другой поверхности, которую оформляет начинающий художник.

Лошадь

Одна из любимых картин месенских мастеров — лошадь (упряжь). В этом типе живописи их, пожалуй, больше, чем где-либо еще. Лошадь символизирует успех, жизненную силу, процветание. Большинство лошадей в Мезенке красно-оранжевые, что отдаляет картину от ее реального оригинала. Возможно, тело лошади было покрыто решетчатым узором, что делало образ животного еще более магическим.

Мастера также рисовали очень длинные и неестественно тонкие ноги с перьями на концах. Перья не делали лошадь похожей на птицу, но передавали ее скорость. На то, что лошадь не была реалистичным животным, указывали и солярные знаки, сопровождающие изображение лошади.kon-v-mezenskoj-rospisi

Мезенская роспись — рисуем лошадь шаг за шагом:

  1. Настоящие мастера не пользуются карандашом, но новичку нужен набросок, поэтому возьмите обычный мягкий карандаш и, на всякий случай, ластик.
  2. Сделайте набросок на листе акварельной бумаги. Мысленно разделите линию (строку), в которую вы хотите вставить элемент, на две части, поровну. Туловище лошади будет занимать верхнюю часть линии. Нарисуйте карандашом контур туловища в соответствии с выкройкой. Сделайте три одинаковых контура в одной линии.
  3. Возьмите кисть с красной краской, обмакните ее в краску и нарисуйте красный контур тела лошади. Сделайте это с каждым туловищем по одной линии (линии).
  4. Затем вам понадобится черная краска и тонкая кисть для обводки. Ваша задача — обвести контур тела лошади, нарисовав тонкие ноги, хвост и уздечку. Проделайте это с каждой лошадью в линии, это поможет отработать умение рисовать элемент.
  5. Работа становится все более филигранной. Теперь у лошади должны быть грива и хвост. Это прямые линии, рисование которых просто требует точности и внимательности. Мы работаем с одной и той же черной краской и кистью с тонкими мазками.
  6. Осталось только дополнить изображение коня, традиционное для мессинской живописи, знаками солярной свастики. Поначалу их можно рисовать карандашом, но даже начинающие часто обходятся без него. Для того чтобы линии и волны были ровными и тонкими, один и тот же элемент необходимо повторить несколько раз.

Вот как можно научиться рисовать мезенскую лошадь. Попрактиковавшись на бумаге, вы сможете легко перенести это технически знакомое изображение на доску или шкатулку.

Олень

olen-v-mezenskoj-rospisi
Рисование северного оленя шаг за шагом

У многих людей образ оленя ассоциируется с небом, а рога этого благородного животного — с Древом жизни или Мировым древом. Считалось, что олень может нести солнце на своих рогах. И, надо отметить, олень и небо — это не только славянский образ: один и тот же Дед Мороз, путешествующий на олене по небу, роднил представления об этом животном у разных народов.

Рисование оленей похоже на рисование лошадей, поэтому обычно оленей учат рисовать после того, как вы немного попрактиковались с лошадьми.

Рисуем оленя шаг за шагом:

  1. Проведите линию на листе акварели. Мысленно разделите линию на две части. Проведите линию в начале верхней части — основания туловища оленя. Завершите его поглаживанием верхнего банта. Расширьте фигуру, чтобы она стала туловищем животного.
  2. Нарисуйте маленькую голову и маленькие уши для оленя.
  3. Используя черную краску на тонкой кисточке, прорисуйте тонкие ноги, гриву и хвост оленя. Затем переходите к рисованию ветвистых рогов, сначала общая скрученная длина, затем отростки.

Олень, как и Лошадь, должен быть дополнен солнечными знаками. Они выполнены черной краской и окружают силуэт животного, в основном его нижнюю часть.

Композиция в полосе

Выучив все варианты лошадей, оленей, птиц, уток, лебедей и примеры мезенской фризовой композиции, переходите к полосатой композиции.

На рисунке 14 композиция в полосе симметрична и заключена в красные горизонтальные полосы.
Композиция на талии
В центре изображено древо жизни, а симметрично ему — лошади, стоящие на копытах и бегущие с выгнутыми шеями и поднятыми гривами. Как красиво и легко они управляются! В верхней части полотна бесшумно парят гордые лебеди с пушистыми хвостами.

Волнистые линии, черточки, завитки, кресты и звезды заполняют все остальное пространство, создавая впечатление водоворота мчащихся лошадей.

Инструменты для работы

Для росписи Мезенска на дереве можно использовать акрил, темперу, масляные краски, гуашь.

Для рисования вам понадобятся следующие кисти: беличья кисть № 2, № 3 для красного узора, колонковая кисть № 1, № 2 для черного контура, ручки для рисования.

Синтетические кисти используются для грунтовки и лакировки. Также используется обратный конец щетки. С его помощью можно наносить очень тонкие детали.

Вам также понадобятся салфетки, банка с водой, грунтовка, лак.

С чего начинать?

  • Все, что вам нужно для отработки элементов, — это лист плотной бумаги для рисования, акварель и гуашь.
  • Начните с самых простых элементов. Повторите картинку столько раз, сколько потребуется для закрепления навыка.

Даже если вы давно не брали в руки карандаши и краски, вы сможете быстро освоить эти элементы. Вы захотите повторять их снова и снова.

  • Далее вы можете попробовать рисовать на деревянных поверхностях. Это могут быть специальные деревянные заготовки для ложек и досок.

Вы можете попробовать преобразить старые деревянные табуреты и прикроватные тумбочки.

Детям нравится повторять элементы мезенской росписи и пробовать рисовать стилизованных животных. Их привлекает оригинальность, где каждая картина и элемент раскрывает тайну русской жизни и несет с собой прилив творческой энергии.

В возрасте 5-6 лет дети могут попробовать свои силы в этом виде искусства.

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector