Названия узоров и орнаментов городецкой росписи: элементы в композиции

Роспись

История возникновения промысла

У каждого народного промысла своя красивая история о своем происхождении. Есть и в Городецкой живописи. Долгое время в каждом селе отмечался праздник Иван-Купала. Они жгли костры, гадали на венках, собирали травы у нечистых духов. В лесах искали цветок папоротника, который цветет только одну ночь в году, и тот, кто его найдет, получит удачу, счастье, богатство и успех во всех делах. Никто не знал, как он выглядит, каждый придавал ему свой цвет: желтый, синий, красный, даже черный, но все знали, что он самый красивый. А когда нижегородские мастера стали украшать свои изделия из дерева — прялки, детские игрушки, кухонную утварь, в их работах распустились необыкновенные цветы — солнечные, синие, огненно-красные и черные. Их называли купавами, розами, но они не были похожи ни на один известный цветок. А листья вокруг него были папоротниками. Таким образом, каждый мастер нашел свой цветок, который принес ему счастье, достаток и успех в делах.

Прялка в крестьянской семье — вещь необходимая. Никто не возьмет девушку и не выйдет замуж, если не умеют обращаться, а самое обидное прозвище для этих людей — «непря». В каждой семье была своя раскладывающаяся прялка и более одной. После работы нижнюю часть — деревянную доску, на которой закрепляли гребешок, повесили на стену. Прялка была незаменимым свадебным подарком. Постепенно на них стала наноситься живопись. Донецк был выбран красочным и элегантным. Неизвестно, в каком волжском поселке появились первые прялки причудливой росписи, но их сразу раскупили на ярмарках.

В конце девятнадцатого века появились дешевые ткани. Прялки убрали в ящики, и мастера-резчики начали украшать вещи, посуду, предметы домашнего обихода, лопаты, детских лошадок, игрушки и мебель.

Особенности росписи

мозаика из кусочков затемненного дуба

Первоначально мастера украшали фонды резными изображениями. Затем появилась инкрустация: мозаика из кусочков потемневшего дуба, которые упали в разлившуюся реку и долго там оставались. Из них изготавливались крупные элементы модели, а мелкие — стамеской. Тогда же начала формироваться городецкая техника рисования на доске: условность, схематическое письмо животных, людей, предметов и растений. Постепенно к резьбе добавляются нарисованные от руки текстуры и раскраски. Композиция становится богаче, сложнее. Отображаются изображения слоев: каждый слой имеет свою текстуру, на которой выделяются различные детали изображения.

В 1870 году иконописец Огуречников приехал в село Курцево для обновления росписи местной церкви. Он открывает деревенским мастерам приемы иконописи: наслоение краски, оживление известью. А мастера-резчики становятся художниками. Изделия созданы в технике иконописи. Городецкое творчество быстро развивалось. Мастера наняли любые работы, расписали мебель, панно, детские кресла-качалки. После Второй мировой войны лодка полностью исчезла. Оживляет шестидесятые годы. Художники украшали разделочные доски, коробки, матрешки, тарелки.

Композиция

В городецкой живописи есть три типа композиции:

  • цветочная роспись;
  • цветочная картина с включением мотивов «лошадь» и «птица»;
  • текстурная роспись.

Такое деление условно, так как роспись фактуры не обходится без растительных мотивов, она разная по схемам построения. И даже если изделия с краской «Городец» сделаны на основе одного состава, но в разных цветах, сходство можно не сразу уловить.

Цветочная роспись

Этот вид самый используемый, самый простой в исполнении. В менее сложном варианте можно изобразить за работой одиночный цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу растительного орнамента, а крышку украшают вписанными в круг цветами. На крышках хлебных корзинок цветы обычно помещают прямоугольником или ромбом.
В растительном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные виды орнамента:

  • «Букет» — изображен симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или тарелках.
  • «Гирлянда» — это своего рода «букет», когда в центре один-два крупных цветка, от них расходятся более мелкие с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу или иметь форму полумесяца (в угловых заставках). Этот вид композиции растительного орнамента часто используется для росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, тарелок, детской мебели.
  • «Ромб» — один из вариантов «гирлянды», когда в центре написаны один или несколько цветов, образующих центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершине ромба, находятся по его воображаемым краям. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на прямоугольных разделочных досках, сундуках, скамьях, дверцах шкафов и ящиках для хлеба.
  • «Цветочная полоса» сохранилась в Городецких ремеслах от расписных прялок, где она делила верхний и нижний ярусы. В зависимости от продукта, на котором он написан, он может представлять собой повторяющуюся ленточную композицию из цветов одного размера, разделенных парами листьев, или одну и ту же композицию, в которой они чередуются: цветы одного размера, но разные по дизайну. ; цветки одинакового размера, но разные по окраске; цветы, разные по модели, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи громоздких предметов, например, круглых коробок. Сюжетные композиции обведены узкой орнаментальной полосой. Самая широкая полоса — средний ярус в трехъярусной композиции.
  • «Гирлянда» — напоминает «цветочную полоску», но закрывается только по краю тарелки или крышке коробки. Цветочные композиции обычно симметричны в расположении мотивов и распределении красок.

Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица»

Как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением лошади и птицы узоры могут быть симметричными. Их можно найти по бокам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда среди симметрично нарисованных растительных орнаментов встречаются две несимметричные по рисунку птицы, иногда разного цвета. Иногда, когда мастер выполняет композицию из нескольких предметов (например, разделочных досок), в композиции двух крайностей проявляется симметрия. На внешних пластинах могут быть изображены различные цветочные мотивы, а при написании птиц — два мотива: «петух» и «курица».

Примечание: изображения «петух» и «конь» — символы солнца, пожелания счастья. Образы «петух» и «курица» символизируют благополучие семьи, желают семье много детей.

Сюжетная роспись

Выполняется на крупных предметах: панно, сундуках и больших ящиках, разделочных досках и посуде. Композиция аналогична композиции подарочных прялок, например, двух-трехуровневой живописи (в верхней части основной сюжет написан с вечеринкой, свиданием, прогулкой, путешествием и т.д., в нижняя часть, сюжеты помогают разобраться в этой теме). Центральная часть, разделяющая уровни, представлена ​​в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант — изображен основной сюжет в окружении цветочной полосы.

Интерьеры: на заднем плане окна с обязательной вставкой стола изображены сцены вечеринки, чаепития, свадьбы. Стол наполнен чашками, самоваром или вазой с цветами (символ богатства и достатка). В композицию можно включить шторы и часы.

Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко можно найти изображения, распределенные на три четверти.
Снаружи: дома со ставнями и резной обшивкой, камины украшены скульптурными петухами, колодцы с крышами, украшенными конскими головами. Чаще всего сцены прогулок, прогулок и свиданий не делятся на части. Панно воспроизводит целые улицы с домами, заборами, церквями, растительные мотивы в виде деревьев.
Часто рядом с главными героями можно встретить изображения животных: собак, кошек, петухов, цыплят. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, крупнее второстепенных, часто выделяются цветом.

Жостовская роспись

Жостовская роспись

Стили русской живописи

Техника выполнения городецкой живописи

городецкая роспись техника

Роспись выполняется прямо на деревянной основе, которая изначально грунтована желтым, красным и черным цветами. Каждый основной цвет «обесцвечивается», таким образом удваивая количество цветов в палитре.

На поверхности тонкими линиями карандашом прорисовываются основные линии картины. Особое внимание уделяется «узлам» изображения, то есть самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали служат связующим звеном для больших моделей и могут выполняться во время импровизации.

В узлах широкой кисти краски они образуют основу цветка. Обычно это пятно неправильной круглой или овальной формы. На светлые пятна наносим более темный цвет. Вся картина состоит из простых элементов: скоб, арок, спиралей, мазков, капель и самого фонового рисунка.

Завершающий этап — нанесение контрастных штрихов и точек (черных или белых) на готовый рисунок. Этот шаг выполняется тончайшей кистью. Как только полотно высыхает, картина «фиксируется» толстым слоем краски.

 

Гжель

Стили русской живописи

Чем отличается городецкая роспись?

спутать изделия этой техники с другими поделками практически невозможно. Ведь они изобилуют большим количеством разных оттенков и пышных букетов. Только здесь душевный сюжет гармонично сочетается с искренностью простых горожан.

Стоит посмотреть на элементы городецкой росписи и вы обнаружите:

  • На коне всадником.
  • Вместе с охотниками в лесу.
  • Для веселого чаепития.
  • В кругу людей с хорошим характером.
  • За прялкой.

Помимо бытовых сцен мастера активно использовали для росписи мистических животных. Но какой бы ни была тема, городецкие цветы играли главную роль в сюжете.

Современные мастера используют в своих работах масляные краски, но характеристики мотивов ручной работы сохранены. Технология также осталась неизменной.

Прикамская роспись

Прикамская роспись

Стили русской живописи

Мастер-классы

Тем, кто желает развиваться в городецкой живописи, следует знать следующие факты об этом искусстве:

  • в основе сюжета — растительные мотивы, изображения животных и массовые композиции. Раньше мастера любили ловить быков, кошек, львов и лошадей. Элементы сюжета часто использовались в живописи, в изображениях народных фестивалей;
  • палитра тонов широка и разнообразна. Ранее использовались яркие оттенки зеленого, синего и красного цветов;
  • наличие символики в картине. Например, цветы означают здоровье и благополучие, необычные птицы — счастье, а черные кони — богатство и благополучие.

Городецкая роспись. Элементы для росписи, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки

В городецкой росписи выделяют 3 основных типа композиции:

Тип краски Описание
Цветок Это должно быть:
  • связка;
  • венок, краем которого может быть серповидная полоска, круг;
  • ромб. Вариант, когда основной цветок в центре, а бутоны и листья — по незаметным краям рисунка. На скамейках, дверях, в корзинах для хлеба;
  • гирлянда. Закрытая цветочная полоска на крышках или круглая тарелка
Участок Это один из самых сложных типов, поскольку он отображает множество мелких деталей и персонажей. Это могут быть сюжеты праздников, вечеринок, торжеств, событий современной жизни
С животными или птицами Обычно это цветочные мотивы с изображением птицы или лошади. Им свойственна симметрия или асимметрия

Одна из особенностей городецкой росписи — рисунок выполнен без модели. Рисующий плавно водит кистью по дереву или бумаге. В этой картине использовано много разных техник.

Может быть:

  • широкие мазки толстой кистью;
  • тонкие линии;
  • эффективные мазки кисти средней толщины.

Городецкая роспись. Элементы для росписи, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки

Схема работы следующая:

  1. Обозначьте примерные размеры предполагаемой композиции. Для этого удобнее использовать не краску, а простой карандаш. Если что-то пойдет не так, можно удалить строчку ластиком. Однако для рисования макета карандаш не используется. Помогает лишь очертить габариты всех моделей, которые войдут в композицию.
  2. Обведите контур рисунка красками. Эта технология, по мнению мастеров, правильная.
  3. Тонкой кистью и светлой краской создайте узлы на изображении. Для мастеров это легкая масляная краска, при работе новичка допускается использование легкой гуаши.
  4. Нанесите более темные цвета на светлые участки. Это одна из главных черт городецкой живописи.
  5. Изображение многочисленных точек, кругов, спиральных линий, штрихов. Все это необходимо для «оживления» образа. Сами городецкие мастера называют эти элементы «возрождением».

Рисование для ребенка

Городецкая роспись (для детей доступны элементы беговой росписи) ребенком может быть выполнена в следующие этапы:

  1. Создайте эскиз фрески. Для этого с помощью краски наметьте размеры будущей композиции и ее основных компонентов. Если в качестве холста выбрана деревянная поверхность, рекомендуется сначала нарисовать размеры на бумаге. Готовую композицию будет проще перенести с бумаги на деревянное изделие, чем сразу наметить размеры на дереве.
  2. После создания орнамента на бумаге или дереве выделите главный центр композиции.
  3. Подумайте, какие цветовые модели войдут в созданную композицию.
  4. Определившись с цветовым решением композиции, начинается подробный рисунок. Характер рисунка во многом зависит от уровня мастерства художника.

Городецкая роспись. Элементы для росписи, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки

Детям, которые только начинают рисовать вообще и делать городецкие выкройки в частности, рекомендуется выбрать что-нибудь попроще. Можно, например, нарисовать солнышко.

Из-за этого:

  1. В центре нарисуйте круг красными цветами.
  2. Нарисуйте многочисленные прямые линии по кругу, идущие во все стороны. Вместе с тем отметим важное условие для живописи Городца: лучи должны иметь одинаковую длину и одинаковую ширину.
  3. Если работа ведется по дереву, а не по бумаге, то на завершающем этапе нанесите краску на всю поверхность.

Узоры для детей постарше

Дети, которые пойдут в 1-й класс, могут выбрать модели среднего уровня. Они не должны быть слишком сложными, иначе юному художнику станет скучно и работа, которая поначалу сулит много интересного, будет брошена.

Сначала следует познакомить ребенка с этой техникой рисования, которая не займет много времени, после чего следует выбрать простой орнамент и изобразить, например, цветок. Благодаря этой раскраске ребенок сможет создать, например, закладку для книги.

Рисунки можно делать на бумаге или на деревянных досках. Также можно украсить городецкой краской неглубокие деревянные тарелки.

Городецкая роспись. Элементы для росписи, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки

Это требует:

  1. Простым карандашом нарисуйте размеры всей композиции и отметьте ее центр.
  2. Начните рисовать цветок. В отмеченном ранее центре нарисуйте красный кружок.
  3. Смешайте красную темпера с белой. В результате получился розовый цвет. Получившейся розовой краской нарисуйте второй круг. По площади он должен быть больше 1.
  4. Покрасьте круг красной краской.
  5. Снова нарисуйте круг розовой краской. Тогда цветок благодаря стараниям юного художника обретет разноцветную сердцевину.
  6. Нарисуйте лепестки, расположенные вокруг круглой сердцевины. Для этого подойдет зеленая и коричневая гуашь. Сначала следует нарисовать зеленый лепесток, затем коричневый, затем постоянно чередовать зеленые и коричневые лепестки.
  7. Светло-зеленой краской нарисуйте лепестки изнутри. Для его получения достаточно смешать зеленую гуашь с белой. Окрашивать лепестки светло-зеленой краской нужно тонкой кистью.
  8. Если работа велась не на бумаге, а на деревянной поверхности, то на завершающем этапе все должно быть покрашено.

Бутоны с листьями

Городецкая роспись (изобразительные элементы доступны на начальном этапе для дошкольников) может быть в виде бутонов с листьями. Для этого лучше всего использовать круглую основу, окрашенную под дерево.

Городецкая роспись. Элементы для росписи, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки

Этапы проектирования следующие:

  1. Нарисуйте 1 круг чуть ниже центра круглой основы. Слева и справа от него чуть выше выложите еще 1 круг поменьше.
  2. Розовой краской изобразите центральный круг. Боковые круги можно сделать синими. Если цвет не нужен, смешайте 2 цвета, чтобы получить его.
  3. На верхнем крае большого розового круга нарисуйте маленький красный кружок. Частично он должен выходить за пределы розового круга.
  4. Такой же оттенок необходимо сделать на 2 крайних синих кружочках. В этом случае используйте не красную краску, а синюю. Маленькие круги должны быть темнее больших, над которыми они изображены.
  5. Завершите центральный круг лепестками и отметьте синие арки на боковых.
  6. Чтобы изобразить лепестки вокруг бутона розы, используйте красную краску, которую использовали для заливки на предыдущем шаге. Лепестки должны быть закругленными. Их количество может быть разным, например 8.
  7. Используйте синюю краску, чтобы создать виски на боковых синих кругах.
  8. Переходим к изображению листочков и веточек. Скраб поможет создать аккуратные симметричные листья.
  9. Слева и справа от центрального бутона нарисуйте по 2 продолговатых зеленых листа.
  10. На сине-голубых бутонах нарисуйте первую ветку, каждая из которых имеет по 5 маленьких листочков. Эти веточки должны быть в верхней половине круглой основы.
  11. Чтобы «оживить» изображение, используйте тонкую кисть. Легкими прикосновениями нанесите на поверхность точки, мелкие капли, штрихи, дуги. На этом этапе важно знать чувство меры и не увлекаться. Элементов «жизни» не должно быть слишком много.

Цветы

Городецкая роспись (наиболее распространены элементы росписи в виде цветов) красками может быть изображена в следующих этапах:

  1. Определитесь с материалом, который будет использован в качестве полотна.
  2. Выберите краску, которую хотите раскрасить. Главное помнить при выборе — рисунок должен быть цветным. Чем ярче цвета будут задействованы в этой работе, тем лучше.
  3. Когда материалы выбраны, начинайте отмечать размеры будущей композиции и центры цветов. Делается это простым карандашом.
    Городецкая роспись. Элементы для росписи, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки
  4. Обведите кружок вокруг каждого центра, отмеченный яркой краской.
  5. Лепестки расходятся от центра к краям круга. На каждый цветок может быть по 12 штук. Чтобы нарисовать лепестки, используйте краску темнее сердцевины цветка.
  6. У каждого цветка должен быть лепесток. Чтобы нарисовать светло-зеленые лепестки изнутри, используйте тонкую кисть.
  7. Очертания нарисуйте темной краской, но она не должна быть черной.
  8. Ягоды, которые можно изобразить синей краской, станут хорошим дополнением к этой композиции из Городца. Их стоит разместить возле цветов.

Конь

На Городецкой росписи часто появляется лошадь.

Городецкая роспись. Элементы для росписи, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки
На рисунке изображено пошаговое создание коня на Городецкой росписи.

Вот как можно сделать этот элемент:

  1. Подготовьте черную или коричневую краску.
  2. Прежде чем приступить к рисованию лошади, сделайте подходящий фон. Поскольку сама лошадь будет темной, фон должен быть светлым. В этом случае основной элемент будет лучше выделяться.
  3. Чтобы начать рисовать лошадь, начните с рисования туловища. Для этого используйте кисть среднего размера.
  4. Сначала нарисуйте контур, а затем раскрасьте.
  5. Чтобы нарисовать ноги, хвост и шею, используйте более тонкую кисть.
  6. Отдельно нарисуйте копыта лошади.
  7. Нарисуйте гриву. Для этого лучше всего нанести красную краску.
  8. Чтобы украсить и дополнить композицию, сделайте красивый орнамент. Он может играть роль рамки, в которую заключен рисунок. Вы также можете нарисовать лошадь, бегущую навстречу солнцу.

Городецкая роспись — одно из старейших художественных промыслов России. С помощью этих цветочных трафаретов можно создавать красивые узоры и орнаменты.

Городецкая роспись. Элементы для росписи, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки

Часто элементы этого мурала используются для создания красивых цветов, которые гордо красуются своим великолепным павлиньим хвостом и другими птицами. Такая работа подарит художнику массу положительных эмоций. Главное творить с душой. В этом случае даже новичок сможет получить настоящий шедевр.

Палех

Палех

Стили русской живописи

Стили русской живописи

Расписываем доску городецкой росписью с детьми

Дети в детском саду обязательно оценят это направление искусства. Рекомендуется строить урок по следующей схеме:

  • Расскажите ученикам некоторые факты из истории рыбной ловли.
  • На каждой доске отметьте центр и нанесите карандашом точку.
  • Выбранным оттенком предложите им нарисовать круг.
  • После высыхания краски тонкой кистью нанесите белые полосы.
  • Заполните оставшееся место на доске разнообразными завитками.
  • Контур изделия следует прорисовать сплошной полосой того же оттенка, что и центральный цветок.
Такое занятие принесет детям массу впечатлений, а память останется на всю жизнь. Чтобы краска со временем не осыпалась, доску лучше покрасить.

Основные цвета городецкой росписи

Городищенские художники сначала использовали яичные краски, затем масляные краски, темпера, гуашь. Изначально поверхность изделий была загрунтована, после войны краски стали наносить прямо на поверхность, что сделало краску более светлой, живой, прозрачной. В наши дни начали использовать современные акриловые краски.

  • Замалевок — охра, розовый, красный, бордовый, голубой, голубой цвета используются для окраски цветов и ягод. Для листьев: зеленые, иногда коричневые;
  • Оттенок оттенка: Синие и голубые детали сочетаются с оттенками темно-синего, черного и коричневого.
  • Релиз: Картина выполнена в черно-белом цвете (оживление), иногда желтым на листьях и цветах.

Городецкая орнаментальная обводка

В городетском живописном искусстве большое значение имеет контур — рамка с орнаментом, в которую, так сказать, вставлена ​​фактура картины. Городецкий орнамент представляет собой сочетание полозьев, веревок, рядов скрепок и т.д. Принят в Городце и обведен черным контуром, где прямая линия чередуется с легким волнистым узором. При выполнении приема мастер последовательно чередует тонкую линию и линию с нажимом.

Пограничный образ Городецкая живопись особенная и неповторимая. Вороные кони, птицы с экстравагантными хвостами, роскошные цветочные гирлянды — все это картины Городца.

Техника нанесения картинки

Городецкая роспись — это немелованное изображение в простой технике. Иногда основу грунтуют желтой, красной или черной киноварью. Все цвета должны быть ярких оттенков. Художник карандашом очерчивает модель, размеры, основные элементы. А опытные мастера сразу рисуют красками без эскиза. Основные части композиции выделены светлыми тонами: фоновой краской (пятна цвета, круги, очертания листьев) нанесены толстые мазки (тени), детали прорисовки (лепестки, линии одежды). Побеги и листья прорисовываются между мельчайшими деталями. Завершение — нанесение оживляющего (белого) или разбавленного (черного) лака — наносятся точки и штрихи. После высыхания готовое изделие покрывается бесцветным лаком.

Инструменты для рисования

Истинные мастера говорят, что самое главное в их работе — это душевное состояние. Он должен быть чистым, просветленным. Необходимо полностью сосредоточиться на художественной работе, которая ожидает нас в ближайшие несколько минут.

Современный человек, привыкший к быстрому ритму жизни, даже при большом желании, не может на короткое время отказаться от повседневных мирских забот и проблем, как это сделали искусные иконописцы несколько веков назад. Однако вам нужно научиться сосредотачиваться на творчестве.

Начать стоит с организации рабочего места, обращая внимание на следующие аспекты:

Появление Описание
Стол Городецкие мастера отличаются от хохломских и богородских мастеров тем, что во время работы могут сидеть за обычными столами. Рабочая поверхность не должна находиться на уровне колен сидящего человека. У хохломских и богородских мастеров длинные столы, у городецких мастеров — столы обычной длины.

Начинающим творцам рекомендуется сделать стол шире, желательно с подставкой для ног

Стул Стул, на котором будет сидеть художник, должен быть таким, чтобы лучи света находились с левой стороны
Осветительные приборы Лучше отдать предпочтение естественному свету. Для этого можно сесть возле окна, за которым светит солнце. Если такой возможности нет, можно использовать осветительный прибор. Лампа должна быть яркой и располагаться так, чтобы холст, на котором планируется рисовать, равномерно освещался.

Все области этого холста должны получать примерно одинаковое количество света. Только в этом случае свет, излучаемый устройством, будет близок к естественному

Комната Одно из главных условий — рабочая зона должна хорошо проветриваться. Несоблюдение этого требования может привести к аллергической реакции из-за длительного взаимодействия с красками, лаками, растворителями и другими химическими веществами, которые не очень полезны для здоровья

Специалисты рекомендуют, во избежание чрезмерных нагрузок в процессе работы, сразу же привыкнуть к рабочему положению.

Для этого художнику необходимо:

  • располагаться прямо;
  • слегка наклоните голову;
  • проверьте, чтобы расстояние между глазами и полотном было чуть больше 30 см;
  • в процессе рисования как кистью, так и всей верхней конечностью, начиная с предплечья.

Иногда художник держит руки в воздухе: левой рукой он держит деревянное изделие, а правой направляет саму картину. Иногда предплечья мастера упираются в поверхность стола. Так бывает, например, при росписи обеденной тарелки.

Перед началом работы необходимо правильно разместить на поверхности стола все оборудование, которое вы планируете использовать. Если этого не сделать, проблема начнется во время работы. По этой причине настоящие мастера соблюдают строго рутинный порядок размещения красок и инструментов для рисования на столе.

Это означает:

  • место перед мастером свободно. Здесь будут размещены предметы, которые понадобятся для работы;
  • необходимо выделить пространство около 0,5 кв.м для размещения 2-3 небольших досок. Они должны лежать, чтобы не мешать друг другу. В следующий раз мастер может поставить вместо досок деревянные ложки или шкатулки, которые нужно красить;
  • недалеко от продуктов разместите баночки с красками и палитрой. Последнее интерпретируется большой стеклянной или пластиковой пластиной. Главное условие — чтобы его поверхность легко чистилась;
  • поставить на стол емкость с водой и положить небольшую тряпочку.

Для начинающего мастера основными инструментами станут кисти, бумага и краски.

Бумага

требуется белая бумага. Вы можете взять лист из школьного альбома.

Краски

Городецкие мастера выполняют элементы росписи масляными красками, так что вы можете последовать их примеру. Однако начинающему художнику рекомендуется использовать для рисования гуашь. Это может быть комплект для школьников.

Черный, белый, алый, вишневый и ярко-синий используются в чистом виде, а желтый, темно-зеленый и красный используются для новых цветов. Если правильно их смешать, получится городецкий ряд.

Городецкая роспись. Элементы для росписи, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки

Для работы вам также понадобится киноварь. Это материал ярко-красного цвета. Это дорого, поэтому многие начинающие художники поначалу обходятся без него. Однако без киновари сделать хорошую роспись не получится.

Художник, работающий гуашью, должен помнить: перед тем, как приступить к нанесению 2-го слоя, необходимо дождаться полного высыхания ранее нанесенного слоя. В противном случае изображение приобретет белесый оттенок.

Кисти

Мастера используют самые разные кисти, чтобы раскрасить кусок дерева. Их точное количество и размер зависят от техники, которая будет использоваться, а также от масштаба работы. Над созданием шедевра художники могут работать несколько дней.

Все щетки необходимо ставить на специальные деревянные подставки.

Городецкая роспись (элементы изображения выполняются без макета) потребует для работы 3 художественных кисти:

  • белки под нет. 2 или п. 3;
  • столбчатый под п. 1 или n. 2;
  • флейты с мягким ворсом.

Городецкая роспись. Элементы для росписи, трафареты, шаблоны, книжка-раскраска, рисунки

После работы каждую кисть необходимо тщательно вымыть и просушить.

Откуда пришло городецкое искусство?

История одного из высших достижений народного искусства — городецкой росписи — началась в 19 веке. Крестьяне жили на двух берегах Волги в деревнях Курцево, Савино, Косково и других, которые изготавливали прялки с резьбой и продавали их на ярмарках.

старинная прялка с резьбой-городец

И они украсили эту скульптуру, чтобы сделать свои творения ярче.

Позже декоративный мотив полностью вытеснил резьбу по дереву с прялок, и такое расписное искусство стали называть «нижегородской росписью», а тех же мастеров — «курцевскими красильщиками».

это интересно! Не все знают, что учреждение резьбы по дереву в Городце связано с Петром I, который попросил украсить каждый корабль резьбой по дереву, демонстрируя русскую мощь и талант русского народа. По мере приближения строительства к берегам морей в 18 веке русские мастера нашли еще одно применение своему таланту — они начали делать деревянные ложки и чаши, чашки и прялки.

Городецкая роспись считается расцветом с появлением в селе Курцево в 1870 году иконописца из Городца по имени Огуречников, которого пригласили возродить роспись Курцевской церкви. Именно он научил местных ремесленников наносить цвета послойно, оживлять изображение лаймом и придавать выразительности рисунку.

городецкая роспись на плитах

Начав рисовать прялкой, курцевские мастера потихоньку стали оттачивать полученные навыки по тарелкам, корзинам, детским игрушкам и ящикам. В домах появились пышные букеты, вороные кони и экстравагантные птицы. На елке «пили чай» и «гуляли по сцене».

Лишь в 30-х годах ХХ века у этого рисунка на дереве появилось название, которое мы знаем и слышим сегодня — «Городецкая роспись», а все благодаря тому, что такая декорированная домашняя утварь продавалась в близлежащем городке Городец, и мастерские работали.

Коль девочка на столе

Или жирным шрифтом,

Чудо-конь и чудо-птица, —

Так это Городец!

Элементы и мотивы городецкой росписи

Стиль письма Городца отличается особым богатством. В первую очередь, это бытовые жанровые сцены. Они бывают обычными и декоративными. Это реалистичный сюжет сказки, в которой гротескно разыгрываются обычные сцены: модные художественные костюмы, идеализированные животные и огненные птицы. Роскошные пышные розы, купавки и ромашки, изящно раскрашенные и сочные — распространенный стиль в росписи. Реже встречаются экзотические мотивы: фигурки львов, оленей и леопардов, петух в гротескной позе, красивая сказочная сильная лошадь. Геральдика: парные изображения, расположенные симметрично. Сюжет часто обрамляет штора на изящной кулиске, соцветия и букеты. Фон обычно зеленый, иногда киноварь красный, черный, чтобы подчеркнуть огненную многоцветность картины.

Городецкий стиль письма отличается особым богатством

Элементы

В росписи преобладают цветочные структуры:

  • Букет — симметричные изображения цветов с выходящими листьями. Большие (от трех до пяти) — на крышках, ящиках, ящиках. Маленькие, из одного или нескольких соцветий, изображали на солонках, пасхальных яйцах, чашках.
  • Венок — это разновидность букета. В центральной части написано одно-два розовых дерева, от которых отходят маленькие бутоны с листьями. Картина иногда встречается в форме полумесяца, заключенного в круг, полосу. Чаще всего используется на разделочных досках, тарелках, детской мебели.
  • Ромб — это своего рода гирлянда. Один-два цветка посередине, маленькие бутоны с листочками, расположены на вершине ромба и по бокам. Раскрашивают шкафы, хлебницы, сундуки.
  • Полоса — выполняется давно. Это цветочные мотивы, разделенные листьями. Растения могут быть одинакового размера, но разными по оттенку; или диапазон, но разные типы. Также они могут быть разными по дизайну, размеру и цвету. Украшаются сферические предметы: сахарницы, вазы, конфеты, бочки, чайники.
  • Венок — это тип ленты, которая соединяется по краю тарелки, подноса или крышки продукта. Вариантов покраски огромное количество.

Венок - разновидность букета

Главные мотивы

В городецкой письменности постоянно встречаются конструкции с основными фигурами «конь» и «птица». Их часто используют для рисования на подносах, тарелках, хлебных корзинах, ложках и шпателях.

Симметричные изображения часто рисуют в центре венка, например, по бокам цветущего дерева. Иногда орнамент пишется симметрично, а птицы (фазан, павлин) различаются по окраске или встречаются по-разному. На одном изображении — лошади или птице — симметрия кадра может быть сохранена или нарушена.

На серии из нескольких досок боковые поверхности симметричны, хотя и условно. На них изображены цветы, а иногда и «петушок» и «курица». Особенно элегантно и красочно смотрятся изображения на тарелках, где хорошо виден центр композиции. Художники также рисуют их на цветном фоне. Подарки с таким подходящим орнаментом означают пожелание семейного счастья, благополучия и рождения детей. Их часто представляют молодоженам или на памятные даты в семье. Мотивы с лошадью или петухом — символизируют вестника солнца, стремления к добру и успеху.

Сюжетная роспись

Картина с фактурой — очень сложный и поразительно красивый мотив в письме Городца. Это могут быть сцены с семейного праздника, праздничного танца, знакомства, тройного катания, сказочные мотивы, образы древней или современной жизни. Горизонтальная декоративная панель, которая может состоять из одной или трех досок. Обрамление прямоугольного пространства, одежда остается неизменным с 19 века. Драпированные кисточкой шторы, колонны, окна, центральные настенные часы, круглые столы.

Художники часто делят панно на зоны. Главный герой или персонажи — в центре горизонтальной поверхности или могут быть размещены вертикально в верхнем фрагменте. Они отличаются от второстепенных персонажей размерами, цветовым решением одежды. Человек всегда перед зрителем. Несколько комнат на картине разделены шторами и цветочными гирляндами. Могут быть представлены различные сюжеты, но связанные по смыслу с центральным. Есть панель, на которой встречаются два объекта, их центры и композиции, но объединенные по смыслу.

Каждая картина имеет свою символику: девушка на фоне березы — невеста, мужчина на коне — жених. Подарки с такими мотивами делались с желанием найти вторую половинку.

В каждой картине своя символика

Сцены со свадьбы, вечеринки, семейного чаепития изображаются с обязательно обильно накрытым столом с самоваром и чашками. Такие истории символизируют стремление к достатку и благополучию в семье. Также важны плиссированные жалюзи и центральные настенные часы.

На панно часто изображены деревенские гуляния: избушки с резными створками и ставнями, колодцы с крышками, украшенные петухами и конскими головами. Уличные сцены часто делят на зоны. В центре может быть интересный сюжет — комната с вечеринкой, а рядом бытовые сцены. Часто можно увидеть вид на улицу с домами, церковью, забором и деревьями. Главные герои нарисованы в больших размерах, а под ногами собаки, котята, цыплята. В любой картине будут цветы, даже в зимнем пейзаже. В традициях мастеров — подписанные произведения или народные пословицы, разъясняющие и подчеркивающие смысл написанного сюжета.

Хохлома

Хохлома

Стили русской живописи

Мезенская (Палащельская) роспись

Картина Мезени (Палащель

Стили русской живописи

Роспись Северной Двины

Северная Двина живопись

Стили русской живописи

Читайте также: Глина для керамики: какая подходит для гончарного дела

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector