Лаковая миниатюра в Федоскино: история промысла

Поделки

История федоскинской миниатюры

Однако не самая полезная привычка нюхать табак стала своеобразным толчком к возникновению прекрасного художественного направления. В восемнадцатом веке табак, кажется, нюхал каждый, независимо от пола и социального статуса. На табакерки возник общественный спрос, который начали предъявлять предприимчивые умы Европы. Для их изготовления картон прессовали, пропитывали растительным маслом и сушили при высоких температурах. Этот материал назывался «папье-маше», что буквально означало «жевательная бумага».

федоскинская-миниатюра
Федоскинская роспись, конец 19 века

Табакерки были покрыты черной грунтовкой, в самой росписи использовалась черная краска, а также использовались классические сюжеты. За 5 лет до конца XVIII века купец Коробов начал делать такие же табакерки, это произошло в селе Федоскино, что в 30 км от Москвы. Специально для налаживания производства Коробов привез мастеров из Германии.

Миниатюристами в купеческом производстве стали местные крестьяне, специально для которых была открыта художественная школа. Сначала гравюры появлялись на крышках табакерок, позже эти гравюры стали раскрашивать, а позже крышки превратились в лакированные живописные миниатюры. Те самые, которые вошли в историю народного искусства.

Сначала гравюры появлялись на крышках табакерок, позже эти гравюры стали раскрашивать, а позже крышки превратились в лакированные живописные миниатюры.

Неудивительно, что лаковая миниатюра Федоскино стала такой узнаваемой и популярной. Художники были такими же мастерами эпохи Возрождения, учились в знаменитом Строгановском училище. Поэтому миниатюристов однозначно можно назвать профессионалами.

История лакового промысла: из Китая через Европу в Россию

Большой стенд посвящен истории лакового мастерства. Здесь вы увидите старинные китайские лаковые шкатулки, европейскую лаковую посуду XVIII-XIX веков и изделия подмосковных лакокрасочных фабрик XIX века. Интересно проследить, как внешний вид коробок и рисунки на них менялись от века к веку, от культуры к культуре.

Лаковая миниатюра в Китае

Техника изготовления лака зародилась в Китае еще во втором тысячелетии до нашей эры, тогда лак получали из сока сумаха — лакового дерева. Из-за особенностей технологического процесса китайцы изготавливали лаковые изделия только красного и черного цветов. Технология была сложной и нездоровой. Однако у лака много преимуществ. Итак, после высыхания краска остается твердой и эластичной, ее можно резать и складывать. Не имеет запаха и не поддается разрушению. Его можно наносить на любую поверхность.

Китайские лаковые миниатюры процветали в эпоху Мин (1368–1644). Изделия того времени отличаются особой изысканностью. В шестом веке искусство лака из Китая проникло в Японию, где с восьмого по двенадцатый век сформировался собственный стиль, отличный от китайского.
Шкатулка из китайского лака

Лаковые изделия в Европе

В начале 17 века голландцы начали импортировать китайскую лакированную посуду в Европу. В конце 17 — начале 18 веков китайские лаки стали чрезвычайно популярными в Старом Свете. Это было время моды на все китайское, благодаря чему и сформировался стиль шинуазри (chinoiserie, «фарфор»).

В конце 17 века европейцы начали разрабатывать собственные технологии производства лаковых изделий, так как импортные китайские товары были очень дорогими. За основу были взяты индийские и персидские технологии производства красок.

В Индии собственное производство лаковой посуды зародилось в 15-16 веках. Там краски делали из льняного семени и резины. В Персии лак производили из сандарака («красный мышьяк»), полученного из смолы хвойных деревьев семейства кипарисовых Tetraclinis articulata. Он также известен как берберская туя, или дерево сандарак. Кроме того, для изготовления красок использовался копал, ископаемая смола тропических растений. Копаловые краски отличались особой прозрачностью и плотностью.

Один из первых центров производства красок в Европе появился в бельгийском городе Спа, где из древесины бука изготавливали самые разные изделия: шкатулки, табакерки, наборы для вышивания, мебель, на которые затем наносили покрытие финишной краской. Металл тоже красили, но особой популярностью пользовались крашеные изделия из дерева.

В первой половине 18 века во Франции братья Мартин усовершенствовали китайские методы лакирования изделий, получив лакокрасочные покрытия разных цветов с богатым глянцевым блеском. По их названию технология получила название Vernis Martin, а такие краски издавна назывались мартеновскими. Такими красками покрывали предметы роскоши: мебель, стеновые панели, корпуса часов и т.д.

В Англии было налажено крупное производство лаковой посуды, которое получало сырье из своих колоний. В Германии лучший лак был создан на фабрике Иоганна Стобвассера (1740-1829) в Брауншвейге.Лаковые шкатулки и табакерки европейских мастеров

Становление лакового производства в России

В России лак впервые появился во время правления царя Алексея Михайловича. Они украсили некоторые комнаты Коломенского дворца. Петр I уделял большое внимание производству лаков: он не только закупал лакированные предметы в Европе, но и приглашал в страну мастеров-лаковиков, которые смогли наладить здесь собственное производство.

В 1714 году по указу Петра I в Петербурге появился «красочный двор». В 1721 году во дворце Монплезир в Петергофе была создана Лаковая канцелярия, стены которой были украшены 94 черными лаковыми панно на липовых досках, украшенных миниатюрными росписями в китайском стиле. Руководил работой голландский мастер Генрих Брумкорст.

В 1761 году во дворце Ораниенбаум, принадлежавшем Петру III, мастер Федор Власов расписал лаки в китайском стиле в Зале живописи, в кабинете и спальне, всего 218 композиций общей площадью около 70 кв. В художественном отношении они считаются самыми ценными во всем убранстве дворца.

В конце 18 века во многих городах России началось массовое производство лаков. В Подмосковье, под Санкт-Петербургом и другими городами появляются собственные лаковые фабрики. В начале XIX века крупнейшими фабриками Москвы и Подмосковья были фабрики Коробовых-Лукутиных, Вишнякова, А.И. Остена, Н. Нажевщикова, братьев Сорокиных и др. в Петербурге пользовались популярностью изделия мастерских Мартина Бола, Андрея Экка, К.Н. Тернберга… Однако со временем почти все они закрылись, за исключением фабрик Вишнякова и Лукутина.

Фабрика Вишняковых

В 1780 году крестьянский слуга графа Шереметьева Филипп Никитич Вишняков основал «лакировочную мастерскую» в селе Жостово, что к северу от Москвы. Здесь производились лакированные металлические подносы, сухари, поддоны, а также изделия из папье-маше: коробки, портсигары, альбомы.

Производство быстро росло, и в 1830 году мастера работали в подмосковных деревнях Осташково, Хлебниково, Троицкое и Новосельцево. После участия своей продукции во всероссийских художественно-промышленных выставках Вишняковы получили право брендировать свою продукцию.

В начале 19 века мастера Вишнякова копировали реалистические произведения живописи того времени в миниатюре. Однако постепенно возобладала романтическая трактовка сюжета на фольклорной основе. Так выкристаллизовался знаменитый популярный полиграфический стиль «Вишняковский.

Отмена крепостного права в России в 1861 году дала большой толчок развитию лакового мастерства. В окрестных деревнях и деревнях возникло по крайней мере 12 больших семейных фабрик, и их художественная школа кристаллизовалась.

так зародился знаменитый жостовский народный промысел, знакомый многим по узнаваемым черным металлическим подносам, украшенным ярким орнаментом, словно светящимся изнутри.

«Красная комната»

Комната № 8 Музея народного творчества и ремесел — это «Красная комната», где собраны шедевры федоскинской лаковой миниатюры ХХ века. Похоже, вы внутри коробки. Здесь представлены лучшие работы, многие из которых случайно остались в музее.

«Красная комната» — шедевры федоскинской лаковой миниатюры ХХ века
Коробка «К чаю», 1985, автор К.Е. Маковский. Автор Н.В. Иванов
Коробка «Туристические маршруты», 1977 г. Автор И.И. Страхов
Летать
Панно «Две летние тройки», 1993. Автор В.А. Налимов
Коробка «Зимний пейзаж с рекой», 1982. Автор С. Козлов
Бокс-сет «Хоровод», 1978 г. Автор Н.М.Солонинкин

Коробка с портретом Юрия Гагарина, 2000 г. Автор Н.М.Солонинкин

Я упомянул лишь небольшую часть сокровищ Федоскинского музея народных искусств и ремесел. Во время экскурсии по музею и производственной площадке вы узнаете и увидите гораздо больше.

Современное развитие росписи

федоскинская-миниатюра

Пока купец Коробов не увлекся производством табакерок, на его фабрике изготавливали лакированные военные козырьки. После смерти купца его производство было передано Лукутиным, владельцам фабрики до 1904 года. Так что искусство уникальной лаковой миниатюры поддерживала артель бывших мастеров фабрики Лукута. И эти художники достигли новых высот в росписи коробок, не только продлив существование ремесла, но и улучшив его.

В постреволюционном водовороте трудно устоять перед старым трендом: новые власти облагали цех непосильными налогами, не раз грозили закрыть. Но в 1923 году после удачной презентации на Всесоюзной выставке продукция лаборатории перестала бесчестить.

федоскинская-миниатюра

Благодаря этим художникам, их последователям, бережно хранящим традиции, неся их на протяжении многих лет, фабрика работает и по сей день. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Федоскинская фабрика миниатюрной живописи». Они изготавливают шкатулки на заказ, делают портреты на заказ, организуют групповые и индивидуальные экскурсии, проводят мастер-классы.

Самое примечательное в продукции фабрики — это эксклюзивность коробок, ведь это товар поштучно. Если вам нужно поразить дарителя, если вам нужно сделать подарок с национальным колоритом и неоспоримым качеством, стоит рассмотреть картину Федоскино.

Наряду с классическими предметами современные мастера ориентируются на современную эпоху, ее потребности и эстетические идеалы. Пейзажи на современных шкатулках разнообразны и, пожалуй, точнее. Но в выборе сюжетов преобладают сцены традиционной крестьянской и меркантильной жизни, сказочные мотивы.

Этот видеоролик посвящен истории развития живописи Федоскино.

Артель бывших лукутинских мастеров в 1910-1945 годах

В 1902 году Николай Александрович Лукутин умер. Производство перешло к его вдове Любови Герасимовне. В то время продукция выпускалась под брендом «Фабрика наследников Лукутина», в основном повторяя старые сказки. Даже при Лукутине производство не приносило дохода, поэтому в 1904 году Любовь Герасимовна закрыла его.

Безработные ремесленники были вынуждены искать новое убежище. Одни уехали в соседнее Жостово, другие — в Осташково, расположенное в 10 км от Данилково, в одной из мастерских В.О. Вишнякова.

В 1910 году оставшиеся рабочие на деньги, выделенные Саввой Морозовым Московскому губернскому земству, создали Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров завода Лукутина. В этом им очень помогла сельская учительница Любовь Дмитриевна Державина.Организатор Федоскинской артели Державина Любовь Дмитриевна

Первая партия изделий федоскинского искусства была отправлена ​​в Музей ремесел, основанный Саввой Морозовым (Торгово-промышленный музей ремесел Московского губернского земства; Москва, Леонтьевский переулок, 7с1Б). В артели было 14 ремесленников и 9 подмастерьев, которые производили около 160 наименований изделий, не уступающих Лукуте и превосходящих Вишнякову.

Это было время возрождения национальных традиций, обращения к русскому народному искусству и широкого распространения неорусского стиля. Вспомним, например, лаборатории Абрамцево в Подмосковье, Талашкино (Фленово) на Смоленской земле, город Федоровский в Царском Селе. Продукция артели Федоскино стала пользоваться большим спросом в Москве и Санкт-Петербурге и получать заказы из-за рубежа. Мастера Федоскино скопировали лучшие работы из Музея чемпионов в Музей ремесел.

В 1913 году продукция артели получила малую золотую медаль на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Киеве. Эта медаль была также напечатана на обратной стороне изделия.Свидетельство о награждении артели Федоскино малой золотой медалью на Всероссийской выставке 1913 года в Киеве

После революции для Федоскинцев начался тяжелый период. В новых политических и экономических реалиях их продукция не пользовалась спросом, новая власть предприняла несколько попыток закрыть артель. Однако в 1923 году продукция Федоскино была удостоена диплома I степени на Всемирной выставке сельскохозяйственных, культурных и промышленных товаров в Москве. Появились новые революционные сюжеты: коллективизация, индустриализация. Сохранились и древние традиции.Изделия артели Федоскино 1930-40-х гг
Шкатулки 1930-х годов
Коробка, середина 20 века
Коробка «В семье», 1949 г

В 1931 году было создано Федоскинское профессионально-техническое училище, выпускники которого успешно работали не только в Федоскино, но и в Жостово, в других центрах народных ремесел. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже работы художников-федоскинцев получили Большую золотую медаль и Диплом за высокое качество изделий из папье-маше и сохранение традиций русского народного искусства.

Витрина Федоскинской школы миниатюры
Ремесленники за работой, 1930-е годы

Лукутинская лаковая миниатюра

В 1810 году купец Петр Васильевич Лукутин (1784-1863) женился на Екатерине Петровне Коробовой (1780-1858), дочери Петра Коробова. В приданое от жены он получил производство лака в Данилково. Сюда Лукутин перенес свою листовую фабрику из Москвы.

Лукутины принадлежали к «прирожденным москвичам», они жили в Кадашевской слободе в Замоскворечье, их каменный дом — один из немногих, уцелевших после пожара 1812 года, сохранился до наших дней. Они владели производством олова, меди, серебра и сусального золота, которое успешно продавалось по всей России.

При Лукутине производство быстро росло, ассортимент продукции расширялся, среди которых наиболее распространенными были ящики, чернильницы, тарелки, стаканы, табакерки, футляры для очков и перчаток и многое другое. Возник неповторимый стиль, в котором соединились классическая живопись, сказки и популярные народные гравюры.

Расцвет лаковой миниатюры Лукутинской приходится на 1840-1855 годы, когда Лукутинское производство совместно принадлежало Петру Васильевичу Лукутину и его сыну Александру. В 1828 году Лукутин получил высшее право штамповать изделия с изображением русского герба и инициалов владельца фабрики. В 1880 году на шкатулках Лукуты было уже три государственных герба, к которым в 1896 году добавился четвертый. Популярность изделий Лукуты была настолько высока, что в то время все русские лаковые миниатюры назывались «Лукута».

Лукутин Николай Александрович
Лукутин Николай Александрович

В 1888 году владельцем производства стал Николай Александрович Лукутин (1853–1902), общественный деятель, меценат, владелец большой коллекции русского фарфора, насчитывающей около 10 тысяч штук. В 1900 году за свою большую социальную и благотворительную деятельность он был возведен в потомственное дворянство. Его женой была Любовь Герасимовна Хлудова * (1859-1931), происходившая из зажиточной семьи московских купцов.

Постоянные читатели моего блога наверняка помнят историю с дачей Хлудова в Сочи. Любовь Герасимовна приходилась двоюродной сестрой владелице сочинской усадьбы (ныне парк «Ривьера» в Сочи).

Лукутины жили в Москве в большом доме на Тверской улице (ныне Тверская улица, 18). Этот элегантный дом, позже перестроенный под нового хозяина Сытина, в стиле модерн, сохранился до наших дней. Он расположен недалеко от «Известий», недалеко от выхода из метро «Пушкинская» и «Тверская». На первом этаже находился магазин «Кунсткамера», где продавалась продукция фабрики «Лукута.

В конце XIX века Лукутин купил имение «Старо-Никольское» в Подольском районе у своего друга графа С.Д. Шереметьева. Там он поселился с семьей, и дом в Данилково был полностью перестроен для нужд завода.

Кабинет Н.А. Лукутина

Благодаря богатому приданому супруги Николай Александрович Лукутин получил возможность заниматься общественной и благотворительной деятельностью. Фабрика лаковых миниатюр не приносила дохода, Лукутин занимался ею в основном в память об отце.

Дочь Лукутиных Любовь Николаевна (1886-1865) вышла замуж за действующего статского советника В.В. Пржевальского (1869-1919), внука известного среднеазиатского путешественника и исследователя Николая Михайловича Пржевальского.

У Николая Александровича Лукутина детей не было.

Кабинет Н.А. Лукутина

Николай Александрович, будучи человеком занятым, редко бывал в Данилково, поручив все дела своему заведующему Федору Ивановичу Калинину. В его обязанности входило наблюдение за домом и производством, прием заказов и отгрузка продукции. В доме у него была комната и кабинет, где он занимался всеми делами. В зале № 3 музея можно увидеть кабинет директора.

Управляющий недвижимостью и производством Калинин Ф.И
Предметы, найденные при реставрационных работах в подвале дома Лукутиных в Данилково

В витрине представлена ​​продукция фабрики «Лукута» конца 19 века. На тот момент выпускалось более 100 наименований: табакерки, шкатулки, кошельки, футляры для вентиляторов, перчатки и очки, портсигары, очки, шкатулки, винтажные шкатулки. Предметы были украшены миниатюрными копиями известных картин. Большой популярностью пользовался сюжет «Тройка», жанровые сцены из крестьянской жизни. Стоимость продукта колебалась от 25 копеек до 125 рублей.

Художники, специализирующиеся исключительно на изображении троек, называются тройняшками.

По статистике, в 1876–1888 годах на фабрике работало 460 человек в 40 мастерских, расположенных в десятках деревень. Это 28% всех мастеров Московской губернии на тот момент!

Ассортимент фабрики Лукутина конца 19 века

Лукутины позаботились о своих работниках. Были выделены бесплатные квартиры, дрова, керосин, участки под сады. В закромах Лукуты можно было брать крупы, масло, чай, сахар и т.д. Старых немощных мастеров по их просьбе поместили в хлудовский хоспис.

Конечно, от рабочих требовалось добросовестно выполнять свои обязанности. В 1893 году Николай Александрович Лукутин разработал «Правила внутреннего распорядка» для своих сотрудников».

Заводские мастерские Лукутина

Для своих рабочих, в большинстве своем неграмотных, Лукутин подписывался на журналы, в том числе «Нива», «Огонек», «Художественный лист». Оттуда мастера копировали изображения с помощью кальки. Это называлось пылью. Один из сюжетов — «Чаепитие», по фотографии И. Манштейна, опубликованной в журнале «Нива», стал очень популярным и неоднократно воспроизводился на изделиях Федоскино. Правда, в количестве не трех, а двух человек.

«чайная вечеринка»
Сюжет «Чаепития» на Федоскинском гробу

Федоскинская фабрика в 1980-2000-х годах

В конце 1970-х в Федоскине был организован молодежный творческий коллектив. Жесткая структура была ослаблена, и художники получили больше свободы выражения. В этот момент появились коробки новых необычных форм, захватывающих фактур. При этом сохранялась преемственность: это был момент самой тесной связи между фабрикой и школой, где преподавали высококвалифицированные учителя. Приступая к производству, молодые художники попали в руки мастера-наставника, который передал им свои навыки, опыт и секреты. Работы этого времени отличаются необыкновенным внутренним освещением.

90-е годы ХХ века были непростыми в истории завода. С одной стороны — рост популярности русского искусства во всем мире, интерес к народному творчеству. У художников появилась возможность продавать свои работы за границу. С другой стороны, внутри страны сложная экономическая ситуация, неплатежи. Однако на этот раз мастерам удалось выжить. Как и в старые времена, одни работали прямо на фабрике, другие работали из дома, доставляя готовую продукцию на фабрику.

В конце 90-х я впервые побывал на фабрике Федоскино. Мастерские были очень пустынными. Оказалось, что большинство из них занимались сбором урожая — это было начало осени. «Пока собирают картошку, они пойдут на работу», — лаконично ответил один из сотрудников. Рядом с фабрикой были целые «руины», где оригинальные работы можно было купить по очень скромной цене.  Мастер с учениками
Продукция молодежной творческой группы
Необычный дизайн ящиков
Продукция молодежной творческой группы
Образцы изделий Федоскинской фабрики 80-2000 гг

Многие изделия характеризуются особым светом, исходящим изнутри. В первую очередь этот эффект дает перламутр. Где-то вставлены только отдельные кусочки перламутра, а вот на раковине есть полностью реализованные росписи. Также используется металлическая фольга. К сожалению, фотография не может передать это невероятное внутреннее сияние.

Шкатулка с рисунком на раковине
Музыкантов
Шкатулка с пейзажем
Сказочный сюжет
Сказочный сюжет
Летать
Коробка с перламутром
Коробка с перламутром
Коробка с перламутром
Восточные красавицы
Шкатулки

Федоскинская миниатюра в годы войны и в первые послевоенные годы

В первые дни войны многие мастера ушли на фронт. В сентябре-декабре 1941 г линия фронта вплотную подошла к Федоскино. В нескольких километрах отсюда происходили кровопролитные бои: в районе Лобни, в Белой Расте, на высотах Перемиловского, в Яхроме… Враг всеми силами рвался за Москву. Многие уникальные произведения федоскинской лаковой миниатюры XIX — начала XX веков пришлось закопать в укрытиях в земле.

Весной 1942 года, едва миновав опасность взятия Москвы, артель Федоскино возобновила свою работу. Личным указом Сталина и распоряжением Советского правительства уцелевшие художники были отозваны с фронта: продукция Федоскино хорошо продавалась за границу, принося стране необходимую твердую валюту. Сражаться можно не только оружием…

Продукция артели Федоскино 30-40-х гг

С шкатулкой «Салют Москвы» работы И.С. Семенова связана интересная история. На нем изображен салют 5 августа 1943 года в Москве — первый салют во время Великой Отечественной войны, устроенный в честь освобождения Орла и Белгорода. Это была задача партии и правительства. Но вот беда: художник, который должен был написать этот сюжет, никогда раньше не видел фейерверков! Вся артель собрала деньги и пешком поехала в Москву (в военное время транспорт был тесен). Говорят, он пришел домой в нижнем белье. Но он написал великолепную картину, которую впоследствии несколько раз тиражировали.

Привет из Москвы

Особенности федоскинской росписи

Мастера Федоскино расписывали ящики исключительно масляными красками. Можно сравнить с другими школами лаковой миниатюры в России (Палех, Холуй, Мстера) — там писали яичной темперой. Федоскинский персик отличается выраженным объемом. А добиться этого можно так: между каждым слоем рисунка — покраска, перекраска, основа — лаковая пропитка. Создавая коробку, художник наносит около 15 (или более) слоев краски).

федоскинская-миниатюра

Основные черты картины:

  • Очень красивый блеск — это происходит потому, что первый слой просвечивает из-под изображения (это может быть натуральный перламутр или серебро, золотая фольга).
  • На появление продукта уходит от 4 месяцев до полугода. Каждая миниатюра имеет индивидуальный номер.
  • Четкая последовательность рисунков — это система, которая делает миниатюру самой красивой работой. Общий рисунок, реконструкция, остекление и блики образуют живописный цикл.
  • «Сквозь букву» — оригинальная техника ловли рыбы. Это нанесение светоотражающего материала на поверхность перед покраской.
  • Завершающим штрихом работы можно украсить изделие «разверткой», «расходящимся», «тартаном.
  • Любимые традиционные мотивы: тройка, чаепитие, сцены крестьянского быта. Также они могли сослаться на известные картины, сделать их копии на шкатулках. Сказочные мотивы особенно связаны с живописью Федоскино: вместе с особенностями техники волшебный свет работ словно оживал на крышках шкатулок.

Это ремесло не скудно по цвету, в нем нет наивности, примитивизма, формальности образов, как и в некоторых других популярных направлениях русского национального искусства. Вот почему это ценно.

Наряду с росписью Федоскино не менее популярна Хохлома. Об истории, характеристиках и значениях рисунка читайте в нашей статье: «Хохломская роспись: виды, основные узоры, материалы. Символика орнаментов и мотивов».

Процесс производства федоскинской шкатулки

В зале 4 можно увидеть технологический процесс изготовления бокс-сета «Федоскино». Он изготовлен из папье-маше. Сначала картон разрезают на ленты, которые промазывают пастой и заворачивают на чистые листы для лепки. Затем изделие сушат в сушильном шкафу. После этого изделия пропитываются растительным маслом и многократно сушатся при температуре 85-90 ° С. Это придает шкатулке твердость дерева.

Затем с помощью столярных инструментов изделие формуют, грунтуют и заливают раствором специальной красной глины, смешанной с голландской сажей и маслом. После этого покрывается несколькими слоями копалового лака и полируется, постоянно сохнет.

Коробка или другой продукт придут в форму и доставят художнику в течение нескольких месяцев. Сначала художник копирует рисунок на бумагу. Далее рисунок копируется на пустое место коробки. После этого роспись проводится последовательно — общий набросок композиции, написание или шлифовка — детальная проработка рисунка, глазирование — моделирование изображения прозрачными красками и блики — изображение свечения на предметах светлых тонов.

Также существует оригинальная федоскинская техника «писания насквозь», когда перед росписью перламутровая, золотая или серебряная фольга наносится на всю поверхность изделия или на ее часть. Они просвечивают сквозь краску для стекла, придавая изделию внутреннее сияние.

В живописи используются масляные краски, что отличает федоскинскую школу от других русских школ лаковой миниатюры. Художники пишут тонкими беличьими и колинскими кистями. При выполнении тонкой работы мастер может использовать тончайшую кисть буквально из двух-трех волосков. Часто требуется использование увеличительного стекла.

Также изделия украшены филигранью, разнообразным орнаментом и т.д. После этого ящик снова отправляется на покраску и полировку. Отличительная черта шкатулок Федоскино — глубокий черный цвет снаружи, ярко-красный внутри, глубокие цвета краски с внутренним свечением.

В целом изготовление коробки, в зависимости от сложности, занимает от нескольких месяцев до года работы.

Технологический процесс изготовления шкатулки Федоскино

Основные этапы реализации шкатулки Федоскино:

  1. Картонная резка.
  2. Упаковка в картон.
  3. Отварить на льняном масле.
  4. Подача, молния.
  5. Грунтовка, шпатлевка.
  6. Отделка черной краской (сверху).
  7. Покрыта красным лаком (внутри).
  8. Алюминиевая пудра с переведенным мотивом.
  9. Пыль (путем копирования изображения на кальку).
  10. Замалевок (общая схема композиции).
  11. Перекраска, блики (детальная проработка рисунка, моделирование изображения прозрачными лаками, блики изображения).
  12. Покройте бесцветным лаком (5-6 раз).
  13. Полировка.

Рабочее место начальника отдела закупок

Производство Коробова в Данилкове

В 1795 году в селе Данилково Троицкого лагеря Марфинской волости Московского уезда купец 1-й гильдии Петр Иванович Коробов открыл фабрику по производству лаковых козырьков из папье-маше для военных шляп. Это производство оказалось чрезвычайно прибыльным: козырьки — вещь расходная, многие нужны всегда.

Козырек из лакированной бумаги производства фабрики Петра Лукутина

Хороший доход приносило и производство дешевых лакированных табакерок, украшенных наклеенными на них гравюрами. В начале XIX века Коробов привлек нескольких мастеров немецкой фабрики Stobwasser в Брауншвейге, которые смогли организовать производство табакерок с оригинальными масляными росписями и обучили этому местных крестьян.

Производство быстро расширялось. Так, в 1811 году на Данилковской фабрике было изготовлено 580 десятков табакерок с кунштуками, то есть украшениями, и 145 десятков табакерок без украшений. Чтобы снизить производственные затраты, бумажную гравировку просто приклеили к изделию и нарисовали сверху. Особой популярностью пользовались женские портреты, жанровые сцены и пейзажи. Знак еще не был поставлен.

Русский лак

Четыре школы русской лаковой миниатюры

Завершая историю лаковой миниатюры Федоскино, нельзя не упомянуть другие школы. Всего в России сегодня четыре основных школы лаковой миниатюры: Федоскино (Московская область), Палех (Ивановская область), Мстера (Владимирская область) и Холуй (Ивановская область). Самая старая из них — лаковая миниатюра Федоскино.

Отличие лаковых миниатюр Федоскино от Палеха, Мстеры и Холуя заключается в использовании масляных красок; остальные три используют яичную темпера. Кроме того, лаковые миниатюры Палеха, Мстеры и Холуя родились из традиции иконописи, которая и по сей день оставляет определенный отпечаток на их творчестве. Лаковая миниатюра Федоскино изначально имела «светское» происхождение.

Палех 18 века был одним из центров иконописи, где иконы писались в традициях 16-17 веков. В 1918 году бывшие иконописцы объединились в декоративно-художественную артель. В 1924 году художник И. И. Голиков, узнав на выставке произведения артели Федоскино, организовал на своей родине артель древней живописи «Палех».

Иконописная промышленность в Мстере зародилась в конце 17 века. В 1923 году иконописцы ручной работы Н.П. Клыков и А.И. Брягин организовали артель «Древнерусская народная живопись», а в 1931 г. — более крупная артель «Пролетарское искусство».

Холуйские иконописцы были известны еще в 17 веке. Однако, в отличие от мастеров Палеха и Мстеры, они внесли в иконы черты народной народной печати в сочетании со стилем владимиро-суздальской письменности XIV века. В 1928 году холуйские мастера организовали артель — филиал Мстеры, а в 1934 году они объединились в самостоятельную художественную артель.

Село Федоскино и сельцо Данилково

В зале № 1 Музея народного творчества и ремесел можно увидеть макеты села Федоскино и села Данилково работы А.Н. Мажаева. Их разделяет река Уча, которая когда-то была судоходной. Теперь, глядя на тонкую ручейку реки, которая больше похожа на ручей, трудно поверить в это. В прошлом эти земли принадлежали дворянскому роду Вельяминовых. Один из них, по прозвищу «Аксак», что в переводе означает «Хромой», поделил свое имение между сыновьями Федосом и Данилом, отсюда и названия: Федоскино и Данилково. Недалеко от них находится село Аксаково.

В 16 веке в Федоскино была возведена церковь Святого Николая Чудотворца. В 1680 году он был перестроен в камне, но в 1875 году сгорел. На его месте по проекту известного архитектора А. Н. Померанцева на каменном фундаменте возведена деревянная церковь. В советское время здесь располагался зернохранилище, затем музей при фабрике. В 1992 году передан верующим.

В Данилково в конце XVIII века был построен Коробовский лакокрасочный завод, который позже перешел к Лукутиным.

В 2015 году село Данилково вошло в состав села Федоскино.

Макет усадьбы Лукутиных в Данилково и церкви Николая Чудотворца в деревне Федоскино в конце XIX века

Места здесь очень живописные. Рядом находятся красивейшие усадьбы Марфино, Николо-Прозорово, Рождественно-Суворово… Неудивительно, что именно в этих краях зародились такие известные народные промыслы, как Федоскинская лаковая миниатюра и Жостовская роспись. В 1930-е годы здесь проложили канал Москва-Волга (ныне канал имени Москвы), равнины залиты водохранилищами.

Карта Московского округа, 1849 г

Федоскинская артель живописцев в 1950-е годы

Выставка в зале 5 посвящена деятельности артели художников Федоскино в 1950-е годы. Это был момент возвращения к мирной жизни, новой надежды. На угловой стойке можно увидеть предметы той эпохи: коллекцию спортивных кубков, коробки с различной тематикой.

Произведения артели художников Федоскино середины ХХ века

В 1953 году СССР готовился красиво отметить 75-летие Сталина. В 1952 году Федоскинский завод получил заказ на изготовление пишущего инструмента для Сталина. Конечно, мастера очень волновались: ошибка могла дорого обойтись не только им лично, но и всей артели. Однако 5 марта 1953 г вождь скончался, а пишущий инструмент не был востребован.Пишущий инструмент в подарок Сталину
Папка с изображением павильона ВДНХ

В то время художникам Федоскино была предоставлена ​​возможность работать в Третьяковской галерее в Москве, делать копии известных картин. Это значительно обогатило продукцию артели Федоскино.

Ящики с копиями картин из собрания Третьяковской галереи и другими творческими работами

Еще один интересный экспонат в этом зале — рабочее место заслуженного художника РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР. ТО ЕСТЬ. Репин, член Союза художников СССР Иван Иванович Страхов (1918-1979). Его кисти принадлежат одни из лучших федоскинских шкатулок. Он фактически умер на работе, оставив свою последнюю работу незавершенной.

Рабочее место заслуженного артиста РСФСР И.И. Страхова

Федоскинская фабрика в 1960-1980-е годы

Лаковая миниатюра Федоскино активно развивалась и в последующие годы. Тогда артель получила новое название — Федоскинский орден «Знак Почета», фабрика миниатюрной живописи. В начале 1970-х здесь была организована творческая группа, искавшая новые формы продукции, новые текстуры. В произведениях того времени мы увидим классические сюжеты русских сказок, копии известных картин, «космическую тематику.

Читайте также: Виды филимоновской игрушки: история промысла

Оцените статью
Блог о росписи
Adblock
detector